Рабочая программа "Геоквантум" Вводный модуль
рабочая программа (5 класс)
Программа «Геоквантум. Вводный модуль» (далее – Программа) имеет техническую направленность. Программа будет реализована в квантуме «Геоквантум» и предусматривает развитие творческих способностей обучающихся, формирование специальных знаний, умений, навыков, а также формирование и развития soft и hard компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_geokvantum_2022-2024_vvodnyy_hayrullova.docx | 97.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЗДОКСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол №___ от «___»____________2022г.
| СОГЛАСОВАНО Председатель Методического Совета _____________Калоева Б.А. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБУДО ЦДТ Моздокского района __________________ Алавердова Л.А Приказ №___ от «___» _________ 2022г.
|
Геоквантум. Вводный модуль.
Рабочая программа к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
технической направленности детского технопарка «Кванториум»
Срок реализации программы:
12 сентября – 24 января
Кол-во учебных недель: 18 недель
Всего академических часов в год по учебному плану 72 часа
Всего академических часов в неделю
по учебному плану 4 часа
Возраст: 10-18 лет
Педагог: Хайруллова Нина Александровна
2022-2023
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Направление | Геоквантум |
Название программы | Геоквантум. Вводный модуль |
Возраст обучающихся (лет) | 10-18 |
Тип программы | вводный модуль |
Срок реализации | 4 месяца |
Объем программы (академические часы) | 72 часа |
Режим занятий | 2 раза в неделю по 2 ак.ч. |
Вид занятий | групповые |
Форма обучения | очная |
Форма подведения итогов | Диагностическая карта |
Цель | формирование у обучающихся уникальных компетенций по работе с пространственными данными и геоинформационными технологиями, а также их применение в работе над проектами; развитие пространственного, инженерного и масштабного научно-творческого мышления. |
Направленность | техническая |
Предварительная подготовка учащихся | не нужна |
Отличительные особенности | Программа базируется на технологических кейсах |
Техническое оснащение | компьютер с доступом в интернет, защищенный планшет или мобильное устройство, приложение-логгер, лазерный дальномер |
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Программа «Геоквантум. Вводный модуль» (далее – Программа) имеет техническую направленность. Программа будет реализована в квантуме «Геоквантум» и предусматривает развитие творческих способностей обучающихся, формирование специальных знаний, умений, навыков, а также формирование и развития soft и hard компетенций.
Программа соответствует основному законодательству, регламентирующему реализацию дополнительных образовательных программ, а именно:
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2014 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2021 года»;
- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. №196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программ»;
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Стратегия развития воспитания в РФ (2015–2025) (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. N 196);
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28) и СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) без-вредности для человека факторов среды обитания» (утв. Постановлением Главного госу-дарственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2). Приказ действует до 1 сентября 2027 года;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровненные программы);
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 17 декабря 2019 года N Р-139 об утверждении Методических рекомендаций по созданию детских технопарков «Кванториум» в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
- Устав МБУДО Моздокского ЦДТ.
Актуальность программы обусловлена тем, что работа над задачами в рамках проектной деятельности формирует новый тип отношения в системе «природа – общество – человек – технологии», определяющий обязательность экологического нормирования при организации любой деятельности, что является первым шагом к формированию «поколения развития», являющегося трендом развития современного общества. Программа предполагает формирование у обучающихся представлений о тенденциях в развитии технической сферы. Новый техно-промышленный уклад не может быть положен в формат общества развития только на основании новизны физических принципов, новых технических решений и кластерных схем взаимодействия на постиндустриальном этапе развития социума, а идея развития общества непреложно включает в себя тенденцию к обретению сонаправленности антропогенных факторов, законов развития биосферы и культурного развития. При изучении программы, обучающиеся смогут реализовывать командные проекты в сфере исследования окружающего мира; начать использовать в повседневной жизни навигационные сервисы, космические снимки, электронные карты; собирать данные об объектах на местности; создавать 3D-объекты местности (как отдельные здания, так и целые города) и многое другое.
Отличительной особенностью программы является дифференциация по уровню сложности: часть-часть-целое (part-part-whole): освоение навыка от деталей, потом складывания их в целую картину, синтезируя полученный опыт, что позволяет организовать образовательный процесс, учитывая интересы и способности обучающихся. Наставник реализует личностно-ориентированный подход в работе с обучающимися.
В ходе освоения программы, обучающиеся получат навыки творческой конструкторско-технологической деятельности, 3D-моделированияс применением современных аддитивных технологий. По окончанию программы каждый обучающийся получает образовательный и продуктовый результаты.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребностям общества и новым образовательным стандартам в формировании компетентной, творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие информационной культуры обучающихся.
Содержание программы реализуется с учётом возрастных особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе общения.
Целью программы является формирование у обучающихся уникальных компетенций по работе с пространственными данными и геоинформационными технологиями, а также их применение в работе над проектами; развитие пространственного, инженерного и масштабного научно-творческого мышления.
Задачи программы вводного модуля:
Обучающие:
ознакомить обучающихся с методами и приемами сбора и анализа информации;
расширить знания обучающихся в образовательных областях географии и информатики;
сформировать знания по базовым геоинформационным понятиям и терминам;
обучить алгоритмам выполнения исследования, написании и представления исследовательской работы.
Воспитательные:
- воспитывать умения работать в коллективе, этики и культуры общения, основ бережного отношения к оборудованию;
- мотивировать к изучению наук о Земле, информатики и географии;
- воспитать у школьников понимание необходимости саморазвития и самообразования как залога дальнейшего жизненного успеха.
Развивающие:
развить интеллектуальные, творческие способности воспитанников;
развить умение аргументировать собственную точку зрения;
совершенствовать навыки познавательной самостоятельности учащихся;
развить толерантность и коммуникативные навыки (умение строить свои отношения, работать в группе, с аудиторией).
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВВОДНОГО МОДУЛЯ
Прохождение данного образовательного модуля должно сформировать у обучающихся компетенции, которые могут быть применены в ходе реализации проектов в последующих образовательных модулях.
Профильные компетенции (HardSkills)
- создавать и рассчитывать полетный план для беспилотного летательного аппарата;
- обрабатывать космическую съемку и дешифрировать ее;
- обрабатывать аэросъемку и получать точные ортофотопланы и автоматизированные трехмерные модели местности;
- выполнять оцифровку;
- программировать геопорталы;
- моделировать 3D-объекты;
- создавать фототекстуры;
- создавать панорамные туры;
- использовать мобильные устройства для сбора данных;
- искать и анализировать информацию;
- выполнять пространственный анализ;
- создавать карты.
Метакомпетенции (SoftSkills)
- самостоятельно и в группах решать поставленную задачу, анализируя, и подбирая материалы и средства для ее решения;
- составлять план выполнения работы;
- защищать собственные разработки и решения;
- работать в команде;
- быть нацеленным на результат;
- вырабатывать и принимать решения;
- демонстрировать навык публичных выступлений.
Адресат программы - дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Геоквантум» ориентирована на детей 10-18 лет, соответствующих младшему и старшему подростковому возрасту. Смешанные по возрасту группы способствуют ускоренному освоению младшими подростками познания системы межличностных отношений, примером которых являются старшие подростки.
Количество человек в группе: рекомендуемая наполняемость группы от 12 до 15 человек.
Сроки реализации программы: данная программа реализуется в течение 72 часов.
Срок освоения программы:
- вводный модуль – 72 часа (4 месяца; 18 недель);
Режим занятий: 2 часа, 2 раза в неделю (с 10-минутным перерывом между академическими часами) в форме практических занятий с теоретической частью.
Объем программы: 72 часа.
Освоение программы
- для зачисления на вводный модуль – зачисляются по заявлению законных представителей;
Форма занятий: программой предусмотрено проведение комбинированных занятий: групповая, индивидуальная лабораторная работа, исследовательская, практическая, экскурсия, организационно-деятельностная игра, конференция, демонстрационная, фронтальная, групповая и командная работа, самостоятельная.
Форма обучения: очная; очно-заочная с применением технологий дистанционного образования (при необходимости).
Формы аттестации/контроля
Виды контроля | Содержание | Методы |
Входной | Начальный уровень подготовки учащихся, имеющиеся знания, умения и навыки, связанные с предстоящей деятельностью. | Беседа |
Промежуточный | Освоение учебного материала за полугодие, позволяет выявить достигнутый на данном этапе уровень ЗУН учащихся, в соответствии с пройденным материалом программы | Демонстрация результатов самостоятельной работы |
Итоговый | Оценка производится согласно ««Критериям оценивания вводного модуля» (Приложение 1). Обучающиеся, набравшие необходимое количество баллов и успешно освоившие программу вводного модуля переводятся на обучение по программе базового модуля. | Диагностика |
Формы отслеживания и фиксации результатов
В течение учебного года для определения модуля усвоения программы учащимися осуществляются диагностические срезы:
- входная диагностика – беседа, где выясняется стартовый уровень ЗУН обучающегося;
- промежуточная диагностика позволяет выявить достигнутый на данном этапе уровень ЗУН обучающихся, в соответствии с пройденным материалом программы;
- итоговая диагностика проводится в конце учебного модуля согласно «Критериям оценивания вводного модуля» (Приложение 1).
Педагог фиксирует деятельность и результаты учащихся в сводную таблицу результатов обучения. Итоговые результаты контроля освоение вводного модуля фиксируются в диагностической карте (Приложение 2).
Оценочные материалы
Текущий контроль, как проверка учебных достижений, теоретических знаний и практических навыков, производится в ходе осуществления образовательной деятельности согласно учебному плану.
Промежуточная аттестация, как оценка уровня достижения результатов освоения программы обучающимися вводного модуля производится в соответствии с «Критериями оценивания вводного модуля» (Приложение 1). Количество баллов, набранных обучающимися согласно данным критериям, определяет уровень успешности освоения содержания настоящей программы и является критерием перевода на следующий уровень программы по данному направлению при наличии мест.
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Аудитория вместимостью не менее 14 человек, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности, нормам охраны труда обучающихся и педагогов.
Компьютерное оборудование:
- Персональные компьютеры с предустановленной операционной системой и специализированным ПО- 14 шт;
- Мониторы - 14 шт;
- Клавиатура USB - 14 шт;
- Мышь USB - 14 шт.
Профильное оборудование:
- Зеркальный фотоаппарат NikonD5200 Kit 18-105mm.
- Квадрокоптер полупрофессиональный для аэрофотосъемки.
- Комплекс для получения детальных 3D-моделей локальных объектов и фотомониторинга.
- Комплекс для профессиональной аэрофотосъемки.
- Комплекс для профессиональной аэрофотосъемки самолетного типа.
- Цифровая фотограмметрическая система.
- Пакет геоинформационного программного обеспечения.
- МФУ (копир, принтер, сканер).
Презентационное оборудование
- Интерактивный комплект (панель, клавиатура, мышь и т.д.).
Кадровое обеспечение
Освоение программы обеспечивает педагог дополнительного образования, имеющий среднее специальное или высшее образование в профильной области или педагогике, прошедший обучение на курсах повышения квалификации педагогов-наставников сети детских технопарков «Кванториум».
Информационное обеспечение
Информационные и учебно-методические ресурсы представлены презентациями и видеороликами.
5. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ | Месяц | Мероприятие | Цель, задачи |
1 | Сентябрь | Второй Всероссийский конкурс геоинформационных технологий и фотограмметрии «Scan the World» | Мотивация обучающихся к проектной деятельности и приобретение ими дополнительных профессиональных компетенций и знаний в области ГИС и фотограмметрии для реализации творческого потенциала и популяризации науки геоинформатики |
2 | Сентябрь - Октябрь | Второй Всероссийский конкурс «GPS-Art» | Мотивация обучающихся к проектной деятельности и приобретение ими дополнительных профессиональных компетенций и знаний в области ГИС и фотограмметрии для реализации творческого потенциала и популяризации науки геоинформатики |
3 | Ноябрь | День ГИС | Распространение современного географического знания и расширение осведомленности о ГИС-технологиях среди обучающихся |
4 | Декабрь | День 3D | Познакомить обучающихся с современными технологиями 3d-моделирования. |
6 | Январь | Образовательный интенсив «Как работать над проектом?» | Проект, его виды. Проблема, гипотеза, идея. Получение навыков практического применения проектной деятельности |
7 | Январь | Защита проектов | Защита проектов или кейсов по завершению модуля. |
6. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВВОДНОГО МОДУЛЯ – 72 часа
№ | Наименование разделов и тем направления | Часы | Количество академических часов | Форма котроля | |
теория | практика | ||||
Раздел 1. Знакомство группы. Техника безопасности | |||||
1 | Инструктаж по ТБ. Введение в ГИС. Игра на командообразование. | 1 | 1 | 2 | беседа |
Раздел 2. Тематические карты, ГИС | |||||
2 | Основы работы с пространственными данными. Что такое карта сегодня? | 1 | 1 | 2 | контрольные вопросы |
3 | «ГИС – «слоеный пирог» или раскрась карту сам» | 1 | 1 | 2 | выполнение задания |
Раздел 3. Глобальное позиционирование: найди себя на земном шаре | |||||
4 | Основы систем глобального позиционирования. | 2 | 0 | 2 | беседа |
5 | Применение основных систем глобального позиционирования при решении практических задач. | 0 | 2 | 2 | взаимооценка обучающихся |
Раздел 4. Основы космической съемки | |||||
6 | Принципы дистанционного зондирования Земли из космоса. Современные космические аппараты ДЗЗ | 1 | 1 | 2 | беседа |
7 | Основы дешифрирования космических снимков | 1 | 1 | 2 | выполнение задания |
8 | Применение пространственных технологий | 0 | 2 | 2 | экскурсия, опрос |
Раздел 5. Основы фотографии | |||||
9 | Введение в фотографию | 1 | 1 | 2 | беседа |
10 | Создание панорамы. | 1 | 1 | 2 | лабораторно- практическая работа |
11 | Создание панорамного тура | 2 | 2 | 4 | демонстрация продукта |
12 | Предметное (автоматизированное) 3D моделирование | 2 | 2 | 4 | лабораторно- практическая работа |
Раздел 6. Основы съемки с БПЛА | |||||
13 | Основы аэрофотосъемки. | 1 | 2 | 3 | лабораторно- практическая работа |
14 | Устройство БПЛА. Правовые аспекты использования БВС в РФ | 2 | 2 | 4 | выступление, демонстрация результатов |
15 | Планирование аэросъемки. | 1 | 2 | 3 | выполнение задания |
16 | Создание ортофотопланов и 3D-моделирование местности | 2 | 2 | 4 | взаимооценка обучающихся |
Раздел 7. Моделирование местности в трехмерных редакторах. | |||||
17 | Моделирование местности в трехмерных редакторах. Основы 3д-моделирования. | 2 | 2 | 4 | лабораторно- практическая работа |
18 | Точностное 3D-моделирование | 2 | 2 | 4 | взаимооценка обучающихся |
19 | Фототекстурирование | 1 | 3 | 4 | выполнение задания |
Раздел 8. Сбор пространственных данных | |||||
20 | Мобильные ГИС-приложения | 1 | 1 | 2 | выставка, соревнование |
21 | Принципы функционирования и передачи информации в веб- ГИС | 1 | 1 | 2 | выполнение задания |
22 | Основы ГИС-анализа | 1 | 1 | 2 | выполнение задания |
Раздел 9. Инструменты и технологии создания карт | |||||
23 | Тематический сбор данных | 0 | 2 | 2 | лабораторно- практическая работа |
24 | Основы создания современных карт, инструменты при создании карт | 2 | 2 | 4 | лабораторно- практическая работа |
25 | Оцифровка и создание карты | 2 | 2 | 4 | демонстрация продукта |
26 | Компоновка карты и публикация данных | 1 | 1 | 2 | выполнение задания |
Итого: | 32 | 40 | 72 | ||
7. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ВВОДНОГО МОДУЛЯ
№ | Наименование раздела и темы | Содержание темы |
1 | Знакомство, инструктаж. Введение в ГИС. Игра на командообразование. | Теория (1 ч.): Инструктаж по технике безопасности, знакомство с оборудованием квантума, знакомство с критериями оценивания для перевода на Базовый модуль. Практика (1 ч.) игра на командообразование. |
2 | Основы работы с пространственными данными. Что такое карта сегодня? | Теория (1 ч.): основы создания современных карт. Практика (1 ч.): анализ современных ГИС-карт. |
3 | «ГИС – «слоеный пирог» или раскрась карту сам» | Теория (1 ч.): географические проекции, пространственные данные. Практика (1 ч.): работа с проекциями, работа в ГИС, загрузка пространственных данных, оформление векторной карты. |
4 | Основы систем глобального позиционирования. | Теория (2 ч.): GPS, ГЛОНАСС, строение фотоаппаратуры космических аппаратов, теоретические основы работы с логгерами. |
5 | Применение основных систем глобального позиционирования при решении практических задач | Практика (2 ч.): работа с логгером, сбор данных и визуализация на карте. |
6 | Принципы дистанционного зондирования Земли из космоса. Современные космические аппараты ДЗЗ | Теория (1 ч.): дистанционное зондирование Земли, основные спутники, поставляющие информацию, характеристики космических снимков. Практика (1 ч.): работа по анализу космических снимков и спектров. |
7 | Основы дешифрирования космических снимков | Теория (1 ч.): дешифрирование, обработка. Практика (1 ч.): работа с космической съемкой, определение объектов на космическом снимке. |
8 | Применение пространственных технологий | Практика (2 ч.): закрепление полученных hardskills по применению пространственных технологий дистанционной обработки геоданных. |
9 | Введение в фотографию | Теория (1 ч.): основы фотографирования. Практика (1 ч.): фотографирование на штативе серии фотографий. |
10 | Создание панорамы | Теория (1 ч.): виды сферические панорамы, их особенности. Практика (1 ч.): создание сферической панорамы |
11 | Создание панорамного тура | Теория (2 ч.): выбор тематики тура, создание маршрута для съемки. Практика (2 ч.): создание сферических панорам, склейка тура в редакторе. |
12 | Предметное (автоматизированное) 3D моделирование | Теория (2 ч.): автоматизированное моделирование, Agisoft Metashape. Практика (2 ч.): создание 3-х мерных объектов по фотоснимкам. |
13 | Основы аэрофотосъемки. | Теория (1 ч.): принципы аэрофотосъемки, беспилотные летательные аппараты. Практика (2 ч.): обучение принципам аэрофотосъемки и работы с БПЛА, |
14 | Устройство БПЛА. Правовые аспекты использования БВС. | Теория (2 ч.): устройство БПЛА. Изучение правовых аспектов при использовании БВС Практика (2 ч.): анализ устройства БПЛА и принципов управления. |
15 | Планирование аэросъемки. | Теория (1 ч.): полетное задание, программы по построению полетного задания. Практика (2 ч.): построение полетного задания для БПЛА. |
16 | Создание ортофотопланов и 3D-моделирование местности | Теория (2 ч.): ортофотопланы, цифровые модели местности, цифровые модели рельефа. Практика (2 ч.): обработка аэросъемки, построение 3D моделей зданий и местности |
17 | Моделирование местности в трехмерных редакторах. Основы 3D-моделирования. | Теория (2 ч.): методы, приемы и способы моделирования по фотографиям. Практика (2 ч.): использование разных трехмерных редакторов, их анализ. |
18 | Точностное 3D-моделирование | Теория (2 ч.): дальномер и другие инструменты для точностного моделирования. Практика (2 ч.): построение 3D модели внутренних помещений, работа с дальномером. |
19 | Фототекстурирование | Теория (1 ч.): фототекстуры, фототекстурирования в программах по моделированию. Практика (3 ч.): работа с фототекстурами. |
20 | Мобильные ГИС-приложения | Теория (1 ч.): основные ГИС-приложения. Практика (1 ч.): создание формы тематического сбора пространственных данных для мобильных устройств. |
21 | Принципы функционирования и передачи информации в веб- ГИС | Теория (1 ч.): принципы сбора и передачи в ГИС- приложениях. Практика (1 ч.): сбор тематических данные с помощью мобильного приложения. |
22 | Основы ГИС-анализа | Теория (1 ч.): геоинформационные программные комплексы и модули по геоанализу. Практика (1 ч.): анализ данных в ГИС. |
23 | Тематический сбор данных | Практика (2 ч.): организация сбора пространственных данных. |
24 | Основы создания современных карт, инструменты при создании карт | Теория (2 ч.): инструменты по созданию современных геоинформационных карт и приложений. Практика (2 ч.): работа в профессиональных геоинформационных приложениях. |
25 | Оцифровка и создание карты | Теория (2 ч.): основы оцифровки геоданных, принципов точности данных дистанционного зондирования. Практика (2 ч.): создание карты. |
26 | Компоновка карты и публикация данных | Теория (1 ч.): элементы компоновки карт. Легенда, масштаб, проекции. Практика (1 ч.): интегрирование результата сбора данных в один проект. |
8. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ВВОДНОГО МОДУЛЯ
№ п/п | Наименование темы/кейса | Количество часов | Цели | Форма работы | Форма аттестации\ контроля | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1. Знакомство группы. Техника безопасности | |||||||
1 | Инструктаж по ТБ. Введение в ГИС. Игра на командообразование. | 2 | Познакомить обучающихся с работой «Геоквантума», «Кванториума». Погружение в тему. Обзор учебного плана. Техника безопасности, пожарная безопасность Тимбилдинг | Беседа, игра | Опрос | 13.09 | |
Раздел 2. Тематические карты, ГИС | |||||||
2 | Основы работы с пространственными данными. Что такое карта сегодня? | 2 | Изучить основы работы с пространственными данными. Познакомиться с современными картами. | Лекция, презентация | контрольные вопросы | 16.09 | |
3 | «ГИС – «слоеный пирог» или раскрась карту сам» | 2 | Узнать основные принципы работы в ГИС; научиться работать с логгером | Лекция, презентация, беседа. | выполнение задания | 20.09 | |
Раздел 3. Глобальное позиционирование: найди себя на земном шаре | |||||||
4 | Основы систем глобального позиционирования. | 2 | Изучить основы систем глобального позиционирования | Лекция, презентация, беседа. | Опрос | 23.09 | |
5 | Применение основных систем глобального позиционирования при решении практических задач. | 2 | Узнать принципы применения ГЛОНАСС для позиционирования | Лекция, презентация, беседа. | взаимооценка обучающихся | 27.09 | |
Раздел 4. Основы космической съемки | |||||||
6 | Принципы дистанционного зондирования Земли из космоса. Современные космические аппараты ДЗЗ | 2 | Изучить принципы дистанционного зондирования Земли из космоса, познакомиться с современными космическими аппаратами ДЗЗ | Лекция, презентация, беседа. | беседа | 30.09 | |
7 | Основы дешифрирования космических снимков | 2 | Овладеть основами дешифрирования космических снимков | Лекция, презентация, беседа, мозговой штурм. | выполнение задания | 4.10 | |
8 | Применение пространственных технологий | 2 | Ознакомиться с применением пространственных технологий в повседневной жизни | Лекция, презентация, беседа, мозговой штурм | экскурсия, опрос | 7.10 | |
Раздел 5. Основы фотографии | |||||||
9 | Введение в фотографию | 2 | Изучить историю фотографии. Рассмотреть фотографию как способ изучения окружающего мира. Узнать основные принципы фотографии. | Лекция, практическая работа | Опрос | 11.10 | |
10 | Создание панорамы. | 2 | Понятие панорамы, правила ее фотосъемки и обработки. | Лекция, практическая работа | лабораторно- практическая работа | 14.10 | |
11 | Создание панорамного тура | 4 | Съемка и сшивка панорам для панорамного тура. Подготовка и монтаж. | Лекция, практическая работа | демонстрация продукта | 18.10, 21.10 | |
12 | Предметное (автоматизированное) 3D моделирование | 4 | Создание 3-х мерных объектов по фотоснимкам. | Лекция, практическая работа | лабораторно- практическая работа | 25.10, 28.10 | |
Раздел 6. Основы съемки с БПЛА | |||||||
13 | Основы аэрофотосъемки. | 3 | Изучить основы аэрофотосъемки, съемки земли с воздуха | Лекция, демонстрация, практика | лабораторно- практическая работа | 1.11, 8.11 | |
14 | Устройство БПЛА. Правовые аспекты использования БВС в РФ | 4 | Узнать принцип работы и устройство БПЛА | Лекция, практическая работа | выступление, демонстрация результатов | 11.11, 15.11 | |
15 | Планирование аэросъемки. | 3 | Планирование аэросъемки и съемка по заданию (при соответствии погодных условий) | Лекция, практическая работа | выполнение задания | 18.11 | |
16 | Создание ортофотопланов и 3D-моделирование местности | 4 | Создание ортофотоплана и 3D моделирование местности | Лекция, практическая работа | взаимооценка обучающихся | 22.11, 25.11 | |
Раздел 7. Моделирование местности в трехмерных редакторах. | |||||||
17 | Моделирование местности в трехмерных редакторах. Основы 3д-моделирования. | 4 | Изучить основы Трехмерного моделирования местности, основные методы | Лекция, практическая работа | лабораторно- практическая работа | 29.11, 2.12 | |
18 | Точностное 3D-моделирование | 4 | Узнать правила построения 3д-модели, отработать навыки работы с трехмерными редакторами | Лекция, практическая работа | взаимооценка обучающихся | 6.12, 9.12 | |
19 | Фототекстурирование | 4 | Научиться строить 3д-модели внутренних помещений, накладывать фототекстуры | Лекция, практическая работа | выполнение задания | 13.12, 16.12 | |
Раздел 8. Сбор пространственных данных | |||||||
20 | Мобильные ГИС-приложения | 2 | Изучить особенности Мобильных ГИС-приложений | Лекция, практическая работа | выставка, соревнование | 20.12 | |
21 | Принципы функционирования и передачи информации в веб- ГИС | 2 | Узнать принципы функционирования и передачи информации в веб-ГИС | Лекция, практическая работа | выполнение задания | 23.12 | |
22 | Основы ГИС-анализа | 2 | Анализ собранных данных | Лекция, практическая работа | выполнение задания | 27.12 | |
Раздел 9. Инструменты и технологии создания карт | |||||||
23 | Тематический сбор данных | 2 | Провести тематический сбор данных для последующей работы с ними | Лекция, практическая работа | лабораторно- практическая работа | 30.12 | |
24 | Основы создания современных карт, инструменты при создании карт | 4 | Изучить основы создания современных карт, инструментов при создании карт | Лекция, практическая работа | лабораторно- практическая работа | 10.01, 13.01 | |
25 | Оцифровка и создание карты | 4 | Оцифровка и создание карты | Лекция, практическая работа | демонстрация продукта | 17.01, 20.01 | |
26 | Компоновка карты и публикация данных | 2 | Компоновка карты и публикация данных | Лекция, практическая работа | выполнение задания | 24.01 | |
Итого: | 72 |
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
- Быстров, А.Ю. Геоквантумтулкит. – М.: Фонд новых форм развития образования, 2017 –128 с.
- Геоинформатика / под ред. В.С.Тикунова. — М.: Академия, 2005.
- Берлянт, А.М. Картография: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 336 с.
- 5. ПРОСАПР / Режим доступа
- http://prosapr.blogspot.com/2014/10/qgis.html
- Мир QuantumGIS / Режим доступа https://vk.com/qgis_karten
- Карты и локация для разработчиков/Режим доступа https://www.mapbox.com/
Для обучающихся и родителей
- Голенков, В.В. Анализ геоинформационных данных. Компьютерный практикум: Голенкова В.В., Степанова М.Д., Гулякина Н.А., Самодумкин С.А., Крючков А.Н. — Минск, БГУИР, 2005 г.
- Красовская, О., Скатерщиков С., Тясто С., Хмелефа Д. ГИС в системе территориального планирования и управления территорией // ArcReview, 2003. – №3 (38).
- Скатерщик, С. ГИС в градостроительном проектировании и управлении территориями // ArcReview.
- Турлапов, В.Е. Геоинформационные системы в экономике: Учебно- методическое пособие. – Нижний Новгород: НФ ГУ-ВШЭ, 2007.
- Уроки и советы по QGIS / Режим доступа https://www.qgistutorials.com/ru/
- ГеоАлерт. Платформа Геоалерт: искусственный интеллект, анализирующий снимки со спутников / Режим доступа https://www.geoalert.io/
Ссылки интернет-ресурсов
- Дьяченко, Н.В. Использование ГИС-технологий в решении задач управления / Режим доступа http: // www. nocnit. ru/2st/materials/Diachenko. html
- Дьяченко, Н.В. Опыт разработки информационно-аналитических систем поддержки принятия управленческих решений / Режим доступа http: // www. nocnit. ru/2st/materials/Diachenko. html
- Томилин, В.В., Нориевская Г.М. Использование ГИС в муниципальном управлении // Практика муниципального управления, 2007. – №7.
- Геоскан 101. Подготовка и запуск / Режим доступаhttps://www.youtube.com/watch?v=73Ob06w49Ss
- Геоскан ГК / Режим доступа https://www.youtube.com/channel/UCWk7QoVIzNSnP_Dcp_xlPdw
- Урок по фотограмметрии / Режим доступа https://www.youtube.com/watch?v=9OXz6GFtABs
- Карты погоды: интерактивная модель Земли / Режим доступаhttps://earth.nullschool.net/
- Картографические проекции / Режим доступа https://www.jasondavies.com/maps/transition/
- Интерактивный атлас мировой истории / Режим доступа http://geacron.com/home-en/?sid=GeaCron781060
- Карты всего мира http://loadmap.net/ru
- MercatorPuzzle/ Режимдоступаhttps://bramus.github.io/mercator-puzzle-redux/
Приложение 1
Критерии оценивания вводного модуля:
Компетентн ость | Критерии | Индикатор | баллы |
Техническая | Съемка и сборка панорамной фотографии | Подготовка к съемке | 0-1 |
Съемка панорамы | 2-3 | ||
Сборка панорамы в программе | 4-5 | ||
Ориентирование с помощью навигатора | Прокладка маршрута, запись трека и возврат по треку. | 0-5 | |
Создание 3D модели | Создание заданной модели с текстурой | 0-3 | |
Создание произвольной модели с наложением текстур | 1-5 | ||
Подготовка к аэрофотосъемке | Подготовка БПЛА, запуск БПЛА | 1-2 | |
Подготовка полетного задания | 3-4 | ||
Запуск БПЛА | 5 | ||
Соблюдение техники безопасности | Невыполнение одного пункта ТБ минус один балл от пяти возможных | 0-5 | |
Работа в команде | Ответственность | Пассивен | 0 |
Выполняет отведенную ему роль в команде | 1-4 | ||
Выполняет отведенную ему роль в команде и помогает другим участникам (наставничество) | 4-5 |
Для оценки деятельности обучающихся используются следующие способы:
- Наблюдение за учащимися в процессе их индивидуальной и групповой работы.
- Оценка степени участия каждого в командных и индивидуальных соревнованиях, в обсуждениях и в других видах коллективной деятельности.
Итоговая оценка производится по трём уровням:
- «высокий» (от 36 до 45 баллов);
- «средний» (от 15 до 35 баллов);
- «низкий» (от 0 до 14 баллов).
Освоившими программу являются те обучающиеся, которые набрали более 14 баллов.
Приложение 2
Диагностическая карта
учащихся по дополнительной общеобразовательной программе
Педагог д/о
Группа №
Год обучения
Вид контроля
№ п/п | ФИ учащегося | Уровень освоения программы |
Итого: |
Подпись педагога д/о ___________ _
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа модуля ОПК курса ОРКСЭ в 4 классе
Программа составлена по учебнику "Основы православной культуры! автора А.Кураева...
рабочая программа модуля для 7 класса "География на английском языке"
Рабочая учебная программа модуля «география на английском языке» предназначена для учащихся 7-го класса с углубленным изучением иностранных языков, как пропедевтический образовательный курс, поддержив...
рабочая программа модуля для 6 класса "клуб иностранных языков"
Программа модуля «Клуб иностранных языков» имеет культурологическую направленность и призвана обеспечить усвоение учащимися базовых основ английского языка, немецкого и французского языков,...
Рабочая программа Модуль «Решение задач по генетике» 9 класс
Программа модуля предназначена для учащихся 9 класса , носит межпредметный характер и рассчитана на 10 часов.Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмет...
Рабочая программа Модуль «Экология человека» 8 класс
Программа модуля «Экология человека» предназначена для учащихся 8 класса , носит межпредметный характер и рассчитана на 10 часов.Состояние окружающей среды становится всё менее ...
Рабочая программа Модуль «Юный эколог» 7класс
Программа модуля «Юный эколог» предназначена для учащихся 7 класса , носит межпредметный характер и рассчитана на 10 часов. Данный модуль организован с целью углубления знаний п...
рабочая программа модуля МИФ (математика, информатика, физика) для 5 класса
Тематический образовательный модуль «Логические задачи и анимация» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,...