Рабочая программа "Геоквантум" Вводный модуль
рабочая программа (5 класс)

Программа «Геоквантум. Вводный модуль» (далее – Программа) имеет техническую направленность. Программа будет реализована в квантуме «Геоквантум» и предусматривает развитие творческих способностей обучающихся, формирование специальных знаний, умений, навыков, а также формирование и развития soft и hard компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_geokvantum_2022-2024_vvodnyy_hayrullova.docx97.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ МОЗДОКСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол №___

от  «___»____________2022г.                                                           

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель

Методического Совета

_____________Калоева Б.А.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО

ЦДТ Моздокского района

__________________

Алавердова Л.А

Приказ №___

от «___» _________ 2022г.  

    

Геоквантум. Вводный модуль.

Рабочая программа к дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программе

технической направленности детского технопарка «Кванториум»

Срок реализации программы:

12 сентября – 24  января

Кол-во учебных недель: 18 недель

Всего академических часов в год по учебному плану 72 часа

Всего академических часов в неделю    

по учебному плану 4 часа

Возраст: 10-18 лет

Педагог: Хайруллова Нина Александровна

2022-2023

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Направление

Геоквантум

Название программы

Геоквантум. Вводный модуль

Возраст обучающихся (лет)

10-18

Тип программы

вводный модуль

Срок реализации

4 месяца

Объем программы (академические часы)

72 часа

Режим занятий

2 раза в неделю по 2 ак.ч.

Вид занятий

групповые

Форма обучения

очная

Форма подведения итогов

Диагностическая карта

Цель

формирование у обучающихся уникальных компетенций по работе с пространственными данными и геоинформационными технологиями, а также их применение в работе над проектами;         развитие пространственного, инженерного        и масштабного научно-творческого мышления.

Направленность

техническая

Предварительная подготовка учащихся

не нужна

Отличительные особенности

Программа базируется на технологических кейсах

Техническое оснащение

компьютер с доступом в интернет, защищенный планшет или мобильное устройство, приложение-логгер, лазерный дальномер

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы

Программа «Геоквантум. Вводный модуль» (далее – Программа) имеет техническую направленность. Программа будет реализована в квантуме «Геоквантум» и предусматривает развитие творческих способностей обучающихся, формирование специальных знаний, умений, навыков, а также формирование и развития soft и hard компетенций.

Программа соответствует основному законодательству, регламентирующему реализацию дополнительных образовательных программ, а именно:

  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
  • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2014 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2021 года»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. №196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программ»;
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
  • Стратегия развития воспитания в РФ (2015–2025) (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. N 196);
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28) и СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) без-вредности для человека факторов среды обитания» (утв. Постановлением Главного госу-дарственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2). Приказ действует до 1 сентября 2027 года;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровненные программы);
  • Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 17 декабря 2019 года N Р-139 об утверждении Методических рекомендаций по созданию детских технопарков «Кванториум» в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
  • Устав МБУДО Моздокского ЦДТ.

Актуальность программы обусловлена тем, что работа над задачами в рамках проектной деятельности формирует новый тип отношения в системе «природа – общество – человек – технологии», определяющий обязательность экологического нормирования при организации любой деятельности, что является первым шагом к формированию «поколения развития», являющегося трендом развития современного общества. Программа предполагает формирование у обучающихся представлений о тенденциях в развитии технической сферы. Новый техно-промышленный уклад не может быть положен в формат общества развития только на основании новизны физических принципов, новых технических решений и кластерных схем взаимодействия на постиндустриальном этапе развития социума, а идея развития общества непреложно включает в себя тенденцию к обретению сонаправленности антропогенных факторов, законов развития биосферы и культурного развития. При изучении программы, обучающиеся смогут реализовывать командные проекты в сфере исследования окружающего мира; начать использовать в повседневной жизни навигационные сервисы, космические снимки, электронные карты; собирать данные об объектах на местности; создавать 3D-объекты местности (как отдельные здания, так и целые города) и многое другое.

Отличительной особенностью программы является дифференциация по уровню сложности: часть-часть-целое (part-part-whole): освоение навыка от деталей, потом складывания их в целую картину, синтезируя полученный опыт, что позволяет организовать образовательный процесс, учитывая интересы и способности обучающихся. Наставник реализует личностно-ориентированный подход в работе с обучающимися.

В ходе освоения программы, обучающиеся получат навыки  творческой конструкторско-технологической деятельности, 3D-моделированияс применением современных аддитивных технологий. По окончанию программы каждый обучающийся получает образовательный и продуктовый результаты.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребностям общества и новым образовательным стандартам в формировании компетентной, творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие информационной культуры обучающихся.

Содержание программы реализуется с учётом возрастных особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе общения.

Целью программы является формирование у обучающихся уникальных компетенций по работе с пространственными данными и геоинформационными технологиями, а также их применение в работе над проектами; развитие пространственного, инженерного        и масштабного научно-творческого мышления.

Задачи программы вводного модуля:

Обучающие:

  • ознакомить обучающихся с методами и приемами сбора и анализа информации;

  • расширить        знания обучающихся в        образовательных        областях географии и информатики;

  • сформировать знания по базовым геоинформационным понятиям и терминам;

  • обучить        алгоритмам        выполнения        исследования, написании и представления исследовательской работы.

Воспитательные:

  • воспитывать умения работать в коллективе, этики и культуры общения, основ бережного отношения к оборудованию;
  • мотивировать к изучению наук о Земле, информатики и географии;
  • воспитать у школьников понимание необходимости саморазвития и самообразования как залога дальнейшего жизненного успеха.

Развивающие:

  • развить интеллектуальные, творческие способности воспитанников;

  • развить умение аргументировать собственную точку зрения;

  • совершенствовать навыки познавательной самостоятельности учащихся;

  • развить толерантность и коммуникативные навыки (умение строить свои отношения, работать в группе, с аудиторией).

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВВОДНОГО МОДУЛЯ

Прохождение данного образовательного модуля должно сформировать у обучающихся компетенции, которые могут быть применены в ходе реализации проектов в последующих образовательных модулях.

Профильные компетенции (HardSkills)

  •    создавать и рассчитывать полетный план для беспилотного летательного аппарата;
  • обрабатывать космическую съемку и дешифрировать ее;
  • обрабатывать        аэросъемку и получать точные ортофотопланы и автоматизированные трехмерные модели местности;
  • выполнять оцифровку;
  • программировать геопорталы;
  • моделировать 3D-объекты;
  • создавать фототекстуры;
  • создавать панорамные туры;
  • использовать мобильные устройства для сбора данных;
  • искать и анализировать информацию;
  • выполнять пространственный анализ;
  • создавать карты.

Метакомпетенции (SoftSkills)

  • самостоятельно и в группах решать поставленную задачу, анализируя, и подбирая материалы и средства для ее решения;
  • составлять план выполнения работы;
  • защищать собственные разработки и решения;
  • работать в команде;
  • быть нацеленным на результат;
  • вырабатывать и принимать решения;
  • демонстрировать навык публичных выступлений.

Адресат программы - дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Геоквантум» ориентирована на детей 10-18 лет, соответствующих младшему и старшему подростковому возрасту. Смешанные по возрасту группы способствуют ускоренному освоению младшими подростками познания системы межличностных отношений, примером которых являются старшие подростки.

Количество человек в группе: рекомендуемая наполняемость группы от 12 до 15 человек.

Сроки реализации программы: данная программа реализуется в течение 72 часов.

Срок освоения программы:

- вводный модуль – 72 часа (4 месяца; 18 недель);

Режим занятий: 2 часа, 2 раза в неделю (с 10-минутным перерывом между академическими часами) в форме практических занятий с теоретической частью.

Объем программы: 72 часа.

Освоение программы

- для зачисления на вводный модуль – зачисляются по заявлению законных представителей;

Форма занятий: программой предусмотрено проведение комбинированных занятий: групповая, индивидуальная лабораторная работа, исследовательская, практическая, экскурсия, организационно-деятельностная игра, конференция, демонстрационная, фронтальная, групповая и командная работа, самостоятельная.

Форма обучения: очная; очно-заочная с применением технологий дистанционного образования (при необходимости).

Формы аттестации/контроля

Виды контроля

Содержание

Методы

Входной

Начальный уровень подготовки учащихся,   имеющиеся знания, умения и навыки, связанные с предстоящей деятельностью.

Беседа

Промежуточный

Освоение учебного материала за полугодие, позволяет выявить достигнутый на данном этапе уровень ЗУН учащихся, в соответствии с пройденным материалом программы

Демонстрация результатов самостоятельной работы

Итоговый

Оценка производится согласно ««Критериям оценивания вводного модуля» (Приложение 1). Обучающиеся, набравшие необходимое количество баллов и успешно освоившие программу вводного модуля переводятся на обучение по программе базового модуля.

Диагностика

Формы отслеживания и фиксации результатов

В течение учебного года для определения модуля усвоения программы учащимися осуществляются диагностические срезы:

  • входная диагностика – беседа, где выясняется стартовый уровень ЗУН обучающегося;
  • промежуточная диагностика позволяет выявить достигнутый на данном этапе уровень ЗУН обучающихся, в соответствии с пройденным материалом программы;
  • итоговая диагностика проводится в конце учебного модуля согласно «Критериям оценивания вводного модуля» (Приложение 1).

Педагог фиксирует деятельность и результаты учащихся в сводную таблицу результатов обучения. Итоговые результаты контроля освоение вводного модуля фиксируются в диагностической карте (Приложение 2).

Оценочные материалы

Текущий контроль, как проверка учебных достижений, теоретических знаний и практических навыков, производится в ходе осуществления образовательной деятельности согласно учебному плану.

Промежуточная аттестация, как оценка уровня достижения результатов освоения программы обучающимися вводного модуля производится в соответствии с «Критериями оценивания вводного модуля» (Приложение 1). Количество баллов, набранных обучающимися согласно данным критериям, определяет уровень успешности освоения содержания настоящей программы и является критерием перевода на следующий уровень программы по данному направлению при наличии мест.

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение

Аудитория вместимостью не менее 14 человек, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности, нормам охраны труда обучающихся и педагогов.

Компьютерное оборудование:

  • Персональные компьютеры с предустановленной операционной системой и специализированным     ПО- 14 шт;
  • Мониторы - 14 шт;
  • Клавиатура USB - 14 шт;
  • Мышь USB - 14 шт.

Профильное оборудование:

  •         Зеркальный фотоаппарат NikonD5200 Kit 18-105mm.
  •         Квадрокоптер полупрофессиональный для аэрофотосъемки.
  •         Комплекс для получения детальных 3D-моделей локальных объектов и фотомониторинга.
  •         Комплекс для профессиональной аэрофотосъемки.
  •         Комплекс для профессиональной аэрофотосъемки самолетного типа.
  •         Цифровая фотограмметрическая система.
  •         Пакет геоинформационного программного обеспечения.
  •         МФУ (копир, принтер, сканер).

Презентационное оборудование

  • Интерактивный комплект (панель, клавиатура, мышь и т.д.).

Кадровое обеспечение

Освоение программы обеспечивает педагог дополнительного образования, имеющий среднее специальное или высшее образование в профильной области или педагогике, прошедший обучение на курсах повышения квалификации педагогов-наставников сети детских технопарков «Кванториум».

Информационное обеспечение

Информационные        и        учебно-методические        ресурсы представлены                   презентациями и видеороликами.

5. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Месяц

Мероприятие

Цель, задачи

1

Сентябрь

Второй Всероссийский конкурс

геоинформационных технологий

и фотограмметрии «Scan the World»

Мотивация обучающихся к проектной деятельности и приобретение ими дополнительных профессиональных компетенций и знаний в области ГИС и фотограмметрии для реализации творческого потенциала и популяризации науки геоинформатики

2

Сентябрь - Октябрь

Второй Всероссийский конкурс

«GPS-Art»

Мотивация обучающихся к проектной деятельности и приобретение ими дополнительных профессиональных компетенций и знаний в области ГИС и фотограмметрии для реализации творческого потенциала и популяризации науки геоинформатики

3

Ноябрь

День ГИС

Распространение современного географического знания и расширение осведомленности о ГИС-технологиях среди обучающихся

4

Декабрь

День 3D

Познакомить обучающихся с современными технологиями 3d-моделирования.

6

Январь

Образовательный интенсив «Как работать над проектом?»

Проект, его виды. Проблема, гипотеза, идея. Получение навыков практического применения проектной деятельности

7

Январь

Защита проектов

Защита проектов или кейсов по завершению модуля.

6. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВВОДНОГО МОДУЛЯ – 72 часа

Наименование разделов и тем направления

Часы

Количество академических часов

Форма котроля

теория

практика

Раздел 1. Знакомство группы. Техника безопасности

1

Инструктаж по ТБ. Введение в ГИС. Игра на командообразование.

1

1

2

беседа

Раздел 2. Тематические карты, ГИС

2

Основы работы с пространственными данными. Что такое карта сегодня?

1

1

2

контрольные вопросы

3

«ГИС – «слоеный пирог» или раскрась карту сам»

1

1

2

выполнение задания

Раздел 3. Глобальное позиционирование: найди себя на земном шаре

4

Основы систем глобального позиционирования.

2

0

2

беседа

5

Применение основных систем глобального позиционирования при решении практических задач.

0

2

2

взаимооценка обучающихся

Раздел 4. Основы космической съемки

6

Принципы дистанционного зондирования Земли из космоса. Современные космические аппараты ДЗЗ

1

1

2

беседа

7

Основы дешифрирования космических снимков

1

1

2

выполнение задания

8

Применение пространственных технологий

0

2

2

экскурсия, опрос

Раздел 5. Основы фотографии

9

Введение в фотографию

1

1

2

беседа

10

Создание панорамы.

1

1

2

лабораторно- практическая работа

11

Создание панорамного тура

2

2

4

демонстрация продукта

12

Предметное (автоматизированное) 3D моделирование

2

2

4

лабораторно- практическая работа

Раздел 6. Основы съемки с БПЛА

13

Основы аэрофотосъемки.

1

2

3

лабораторно- практическая работа

14

Устройство БПЛА. Правовые аспекты использования БВС в РФ

2

2

4

выступление, демонстрация результатов

15

Планирование аэросъемки.

1

2

3

выполнение задания

16

Создание ортофотопланов и 3D-моделирование местности

2

2

4

взаимооценка обучающихся

Раздел 7. Моделирование местности в трехмерных редакторах.

17

Моделирование местности в трехмерных редакторах. Основы 3д-моделирования.

2

2

4

лабораторно- практическая работа

18

Точностное 3D-моделирование

2

2

4

взаимооценка обучающихся

19

Фототекстурирование

1

3

4

выполнение задания

Раздел 8. Сбор пространственных данных

20

Мобильные ГИС-приложения

1

1

2

выставка, соревнование

21

Принципы функционирования и передачи информации в веб- ГИС

1

1

2

выполнение задания

22

Основы ГИС-анализа

1

1

2

выполнение задания

Раздел 9. Инструменты и технологии создания карт

23

Тематический сбор данных

0

2

2

лабораторно- практическая работа

24

Основы создания современных карт, инструменты при создании карт

2

2

4

лабораторно- практическая работа

25

Оцифровка и создание карты

2

2

4

демонстрация продукта

26

Компоновка карты и публикация данных

1

1

2

выполнение задания

Итого:

32

40

72

7. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ  

ПРОГРАММЫ ВВОДНОГО МОДУЛЯ

Наименование раздела и темы

Содержание темы

1

Знакомство, инструктаж. Введение в ГИС. Игра на командообразование.

Теория (1 ч.): Инструктаж по технике безопасности, знакомство с оборудованием квантума, знакомство с критериями оценивания для перевода на Базовый модуль.

Практика (1 ч.) игра на командообразование.

2

Основы работы с пространственными данными. Что такое карта сегодня?

Теория (1 ч.): основы создания современных карт.

Практика (1 ч.): анализ современных ГИС-карт.

3

«ГИС – «слоеный пирог» или раскрась карту сам»

Теория (1 ч.): географические        проекции, пространственные данные.

Практика (1 ч.): работа с проекциями, работа в ГИС, загрузка пространственных        данных, оформление векторной карты.

4

Основы систем глобального позиционирования.

Теория (2 ч.): GPS,  ГЛОНАСС,        строение фотоаппаратуры космических аппаратов, теоретические основы работы с логгерами.

5

Применение основных систем глобального позиционирования при решении практических задач

Практика (2 ч.): работа с логгером, сбор данных и визуализация на карте.

6

Принципы дистанционного зондирования Земли из

космоса. Современные

космические аппараты ДЗЗ

Теория (1 ч.): дистанционное зондирование Земли, основные спутники, поставляющие информацию, характеристики космических снимков.

Практика (1 ч.): работа по анализу космических снимков и спектров.

7

Основы дешифрирования космических снимков

Теория (1 ч.): дешифрирование, обработка.

Практика (1 ч.): работа с космической съемкой, определение объектов на космическом снимке.

8

Применение пространственных технологий

Практика (2 ч.): закрепление полученных hardskills по применению        пространственных технологий дистанционной обработки геоданных.

9

Введение в фотографию

Теория (1 ч.): основы фотографирования.

Практика (1 ч.): фотографирование на штативе серии фотографий.

10

Создание панорамы

Теория (1 ч.): виды сферические панорамы, их особенности.

Практика (1 ч.): создание сферической панорамы

11

Создание панорамного тура

Теория (2 ч.): выбор тематики тура, создание маршрута для съемки.

Практика (2 ч.): создание сферических панорам, склейка тура в редакторе.

12

Предметное (автоматизированное) 3D моделирование

Теория (2 ч.): автоматизированное моделирование, Agisoft Metashape.

Практика (2 ч.): создание 3-х мерных объектов по фотоснимкам.

13

Основы аэрофотосъемки.

Теория (1 ч.): принципы        аэрофотосъемки, беспилотные летательные аппараты.

Практика (2 ч.):        обучение принципам аэрофотосъемки и работы с БПЛА,

14

Устройство БПЛА. Правовые аспекты использования БВС.

Теория (2 ч.): устройство БПЛА. Изучение правовых аспектов при использовании БВС

Практика (2 ч.): анализ устройства БПЛА и принципов управления.

15

Планирование аэросъемки.

Теория (1 ч.): полетное задание, программы по построению полетного задания.

Практика (2 ч.): построение полетного задания для БПЛА.

16

Создание ортофотопланов и 3D-моделирование местности

Теория (2 ч.): ортофотопланы, цифровые модели местности, цифровые модели рельефа.

Практика (2 ч.): обработка        аэросъемки, построение 3D моделей зданий и местности

17

Моделирование местности в трехмерных редакторах. Основы 3D-моделирования.

Теория (2 ч.): методы,        приемы и способы моделирования по фотографиям.

Практика (2 ч.): использование разных трехмерных редакторов, их анализ.

18

Точностное 3D-моделирование

Теория (2 ч.): дальномер и другие инструменты для точностного моделирования.

Практика (2 ч.): построение        3D модели внутренних помещений, работа с дальномером.

19

Фототекстурирование

Теория (1 ч.): фототекстуры, фототекстурирования в программах по моделированию.

Практика (3 ч.): работа с фототекстурами.

20

Мобильные ГИС-приложения

Теория (1 ч.): основные ГИС-приложения.

Практика (1 ч.): создание формы тематического сбора пространственных данных для мобильных

устройств.

21

Принципы функционирования и передачи информации в веб- ГИС

Теория (1 ч.): принципы сбора и передачи в ГИС- приложениях.

Практика (1 ч.): сбор тематических данные с помощью мобильного приложения.

22

Основы ГИС-анализа

Теория (1 ч.): геоинформационные программные комплексы и модули по геоанализу.

Практика (1 ч.): анализ данных в ГИС.

23

Тематический сбор данных

Практика (2 ч.): организация сбора пространственных данных.

24

Основы создания современных карт, инструменты при создании карт

Теория (2 ч.): инструменты по созданию современных геоинформационных карт и приложений.

Практика (2 ч.): работа в профессиональных геоинформационных приложениях.

25

Оцифровка и создание карты

Теория (2 ч.): основы оцифровки геоданных, принципов точности данных дистанционного зондирования.

Практика (2 ч.): создание карты.

26

Компоновка карты и публикация данных

Теория (1 ч.): элементы компоновки карт. Легенда, масштаб, проекции.

Практика (1 ч.): интегрирование результата сбора данных в один проект.

8. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ВВОДНОГО МОДУЛЯ

№ п/п

Наименование темы/кейса

Количество часов

Цели

Форма работы

Форма аттестации\

контроля

Дата

по

плану

Дата по факту

Раздел 1. Знакомство группы. Техника безопасности

1

Инструктаж по ТБ. Введение в ГИС. Игра на командообразование.

2

Познакомить обучающихся с работой «Геоквантума», «Кванториума». Погружение в тему. Обзор учебного плана. Техника безопасности,

пожарная безопасность

Тимбилдинг

Беседа, игра

Опрос

13.09

Раздел 2. Тематические карты, ГИС

2

Основы работы с пространственными данными. Что такое карта сегодня?

2

Изучить основы работы с пространственными данными. Познакомиться с современными картами.

Лекция, презентация

контрольные вопросы

16.09

3

«ГИС – «слоеный пирог» или раскрась карту сам»

2

Узнать основные принципы работы в ГИС;

научиться работать с логгером

Лекция, презентация, беседа.

выполнение задания

20.09

Раздел 3. Глобальное позиционирование: найди себя на земном шаре

4

Основы систем глобального позиционирования.

2

Изучить основы систем глобального позиционирования

Лекция, презентация, беседа.

Опрос

23.09

5

Применение основных систем глобального позиционирования при решении практических задач.

2

Узнать принципы применения ГЛОНАСС для позиционирования

Лекция, презентация, беседа.

взаимооценка обучающихся

27.09

Раздел 4. Основы космической съемки

6

Принципы дистанционного зондирования Земли из космоса. Современные космические аппараты ДЗЗ

2

Изучить принципы дистанционного зондирования Земли из космоса, познакомиться с современными космическими аппаратами ДЗЗ

Лекция, презентация, беседа.

беседа

30.09

7

Основы дешифрирования космических снимков

2

Овладеть основами дешифрирования космических снимков

Лекция, презентация, беседа, мозговой штурм.

выполнение задания

4.10

8

Применение пространственных технологий

2

Ознакомиться с применением пространственных технологий в повседневной жизни

Лекция, презентация, беседа, мозговой штурм

экскурсия, опрос

7.10

Раздел 5. Основы фотографии

9

Введение в фотографию

2

Изучить историю фотографии. Рассмотреть фотографию как способ изучения окружающего мира. Узнать основные принципы фотографии.

Лекция, практическая работа

Опрос

11.10

10

Создание панорамы.

2

Понятие панорамы, правила ее фотосъемки и обработки.

Лекция, практическая работа

лабораторно- практическая работа

14.10

11

Создание панорамного тура

4

Съемка и сшивка панорам для панорамного тура. Подготовка и монтаж.

Лекция, практическая работа

демонстрация продукта

18.10, 21.10

12

Предметное (автоматизированное) 3D моделирование

4

Создание 3-х мерных объектов по фотоснимкам.

Лекция, практическая работа

лабораторно- практическая работа

25.10, 28.10

Раздел 6. Основы съемки с БПЛА

13

Основы аэрофотосъемки.

3

Изучить основы аэрофотосъемки, съемки земли с воздуха

Лекция, демонстрация, практика

лабораторно- практическая работа

1.11, 8.11

14

Устройство БПЛА. Правовые аспекты использования БВС в РФ

4

Узнать принцип работы и устройство БПЛА

Лекция, практическая работа

выступление, демонстрация результатов

11.11, 15.11

15

Планирование аэросъемки.

3

Планирование аэросъемки и съемка по заданию (при соответствии погодных условий)

Лекция, практическая работа

выполнение задания

18.11

16

Создание ортофотопланов и 3D-моделирование местности

4

Создание ортофотоплана и 3D моделирование местности

Лекция, практическая работа

взаимооценка обучающихся

22.11, 25.11

Раздел 7. Моделирование местности в трехмерных редакторах.

17

Моделирование местности в трехмерных редакторах. Основы 3д-моделирования.

4

Изучить основы

Трехмерного моделирования местности, основные методы

Лекция, практическая работа

лабораторно- практическая работа

29.11, 2.12

18

Точностное 3D-моделирование

4

Узнать правила построения 3д-модели, отработать навыки работы с трехмерными редакторами

Лекция, практическая работа

взаимооценка обучающихся

6.12, 9.12

19

Фототекстурирование

4

Научиться строить 3д-модели внутренних помещений, накладывать фототекстуры

Лекция, практическая работа

выполнение задания

13.12, 16.12

Раздел 8. Сбор пространственных данных

20

Мобильные ГИС-приложения

2

Изучить особенности Мобильных ГИС-приложений

Лекция, практическая работа

выставка, соревнование

20.12

21

Принципы функционирования и передачи информации в веб- ГИС

2

Узнать принципы функционирования и передачи информации в веб-ГИС

Лекция, практическая работа

выполнение задания

23.12

22

Основы ГИС-анализа

2

Анализ собранных данных

Лекция, практическая работа

выполнение задания

27.12

Раздел 9. Инструменты и технологии создания карт

23

Тематический сбор данных

2

Провести тематический сбор данных для последующей работы с ними

Лекция, практическая работа

лабораторно- практическая работа

30.12

24

Основы создания современных карт, инструменты при создании карт

4

Изучить основы создания современных карт, инструментов при создании карт

Лекция, практическая работа

лабораторно- практическая работа

10.01,

13.01

25

Оцифровка и создание карты

4

Оцифровка и создание карты

Лекция, практическая работа

демонстрация продукта

17.01, 20.01

26

Компоновка карты и публикация данных

2

Компоновка карты и публикация данных

Лекция, практическая работа

выполнение задания

24.01

Итого:

72

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога

  1. Быстров, А.Ю. Геоквантумтулкит. – М.: Фонд новых форм развития образования, 2017 –128 с.
  2. Геоинформатика / под ред. В.С.Тикунова. — М.: Академия, 2005.
  3. Берлянт, А.М. Картография: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 336 с.
  4. 5. ПРОСАПР / Режим доступа
  5. http://prosapr.blogspot.com/2014/10/qgis.html
  6. Мир QuantumGIS / Режим доступа https://vk.com/qgis_karten
  7. Карты и локация для разработчиков/Режим доступа  https://www.mapbox.com/

Для обучающихся и родителей

  1. Голенков, В.В. Анализ геоинформационных данных. Компьютерный практикум: Голенкова В.В., Степанова М.Д., Гулякина Н.А., Самодумкин С.А., Крючков А.Н. — Минск, БГУИР, 2005 г.
  2. Красовская, О., Скатерщиков С., Тясто С., Хмелефа Д. ГИС в системе территориального планирования и управления территорией // ArcReview, 2003. – №3 (38).
  3. Скатерщик, С. ГИС в градостроительном проектировании и управлении территориями // ArcReview.
  4. Турлапов, В.Е. Геоинформационные системы в экономике: Учебно- методическое пособие. – Нижний Новгород: НФ ГУ-ВШЭ, 2007.
  5. Уроки и советы по QGIS / Режим доступа https://www.qgistutorials.com/ru/
  6. ГеоАлерт. Платформа Геоалерт: искусственный интеллект, анализирующий снимки со спутников / Режим доступа https://www.geoalert.io/

Ссылки интернет-ресурсов

  1. Дьяченко, Н.В. Использование ГИС-технологий в решении задач управления / Режим доступа http: // www. nocnit. ru/2st/materials/Diachenko. html
  2. Дьяченко, Н.В. Опыт разработки информационно-аналитических систем поддержки принятия управленческих решений / Режим доступа http: // www. nocnit. ru/2st/materials/Diachenko. html
  3. Томилин, В.В., Нориевская Г.М. Использование ГИС в муниципальном управлении // Практика муниципального управления, 2007. – №7.
  4. Геоскан 101. Подготовка и запуск / Режим доступаhttps://www.youtube.com/watch?v=73Ob06w49Ss
  5. Геоскан ГК / Режим доступа https://www.youtube.com/channel/UCWk7QoVIzNSnP_Dcp_xlPdw
  6. Урок по фотограмметрии / Режим доступа https://www.youtube.com/watch?v=9OXz6GFtABs
  7. Карты погоды: интерактивная модель Земли / Режим доступаhttps://earth.nullschool.net/
  8. Картографические проекции / Режим доступа https://www.jasondavies.com/maps/transition/
  9. Интерактивный атлас мировой истории / Режим доступа http://geacron.com/home-en/?sid=GeaCron781060
  10. Карты всего мира http://loadmap.net/ru
  11. MercatorPuzzle/ Режимдоступаhttps://bramus.github.io/mercator-puzzle-redux/

Приложение 1

Критерии оценивания вводного модуля:

Компетентн ость

Критерии

Индикатор

баллы

Техническая

Съемка и сборка панорамной фотографии

Подготовка к съемке

0-1

Съемка панорамы

2-3

Сборка панорамы в программе

4-5

Ориентирование с помощью навигатора

Прокладка маршрута, запись трека и возврат по треку.

0-5

Создание 3D модели

Создание заданной модели с текстурой

0-3

Создание произвольной модели с наложением текстур

1-5

Подготовка к аэрофотосъемке

Подготовка БПЛА, запуск БПЛА

1-2

Подготовка полетного задания

3-4

Запуск БПЛА

5

Соблюдение техники безопасности

Невыполнение одного пункта ТБ минус один балл от пяти возможных

0-5

Работа в  команде

Ответственность

Пассивен

0

Выполняет отведенную ему роль в команде

1-4

Выполняет отведенную ему роль в команде и помогает другим участникам (наставничество)

4-5

Для оценки деятельности обучающихся используются следующие способы:

  1. Наблюдение за учащимися в процессе их индивидуальной и групповой       работы.
  2. Оценка степени участия каждого в командных и индивидуальных соревнованиях, в обсуждениях и в других видах коллективной деятельности.

Итоговая оценка производится по трём уровням:

  • «высокий» (от 36 до 45 баллов);
  • «средний» (от 15 до 35 баллов);
  • «низкий» (от 0 до 14 баллов).

Освоившими программу являются те обучающиеся, которые набрали более  14 баллов.

Приложение 2

Диагностическая карта

учащихся по дополнительной общеобразовательной программе

Педагог д/о                  

Группа №        

Год обучения                   

Вид контроля                          

№ п/п

ФИ учащегося

Уровень освоения программы

Итого:

Подпись педагога д/о ___________        _


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа модуля ОПК курса ОРКСЭ в 4 классе

Программа составлена по учебнику "Основы православной культуры! автора А.Кураева...

рабочая программа модуля для 7 класса "География на английском языке"

Рабочая учебная программа модуля «география на английском языке» предназначена для учащихся 7-го класса с углубленным изучением иностранных языков, как пропедевтический образовательный курс, поддержив...

рабочая программа модуля для 6 класса "клуб иностранных языков"

Программа модуля «Клуб иностранных языков» имеет культурологическую направленность и призвана обеспечить усвоение учащимися базовых основ английского языка, немецкого и французского языков,...

Рабочая программа Модуль «Решение задач по генетике» 9 класс

Программа  модуля предназначена для учащихся 9 класса , носит межпредметный характер  и  рассчитана на 10 часов.Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмет...

Рабочая программа Модуль «Экология человека» 8 класс

Программа  модуля «Экология человека» предназначена для учащихся 8 класса , носит межпредметный характер  и  рассчитана на 10 часов.Состояние окружающей среды становится всё менее ...

Рабочая программа Модуль «Юный эколог» 7класс

Программа  модуля «Юный эколог» предназначена для учащихся 7 класса , носит межпредметный характер  и  рассчитана на 10 часов. Данный модуль организован с целью углубления знаний п...

рабочая программа модуля МИФ (математика, информатика, физика) для 5 класса

Тематический образовательный  модуль «Логические задачи и анимация» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,...