Методическая разработка профессиональной пробы по профессии "Портной"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Профессиональная проба - это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая заверщенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Профессиональная проба "Портной" разработана для обучающихся средних и старших классов. В ходе профессиональной пробы участники получают возможность получить базовые знания, умения и навыки по профессии, узнать основные характеристики и особенности швейного дела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profproba_portnoy_karmatskaya_v.v.docx | 79.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского (юношеского) технического творчества
Колпинского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА на Педагогическом совете ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга Протокол от _______20__ г. №_____ | УТВЕРЖДЕНА Приказом №____от_______20__г. Директор ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга ____________________Н.А. Светашова |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ
«Портной»
Возраст обучающихся: 10-15 лет
Разработчики: Кармацкая Вера Валерьевна, педагог дополнительного образования |
Санкт-Петербург
2022
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Информация об организаторе профессиональных проб | |||||
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского (юношеского) технического творчества Колпинского района Санкт-Петербурга | |||||
196655, Санкт-Петербург, Колпино, Тверская ул., дом 23, литера А | |||||
Контактное лицо | ФИО | Должность | Телефон | Электронная почта | |
Кармацкая Вера Валерьевна | Педагог дополнительного образования | +7 (905) 228-81-85 | vera-ka@mail.ru | ||
Информация о профессиональной пробе | |||||
1. | Сфера профессиональной деятельности | Швейное дело | |||
2. | Наименование профессии или компетенции, по которой проводится проба | Портной | |||
3. | Категория профессии (специальности, компетенции) | Портной, закройщик, модельер, швея | |||
4. | Возраст обучающихся | 10-15 лет | |||
5. | Продолжительность | 60 минут | |||
6. | Цель профпробы | Практическое знакомство с профессией | |||
7. | Количество обучающихся в группе | 8-12 человек | |||
8. | Возможные сроки | ||||
9. | Возможность прохождения пробы обучающимися с ОВЗ | Нет | |||
10. | Особые условия (при наличии) | Нет | |||
11. | Особые требования (при наличии) | Нет | |||
12. | Форма проведения профпробы | Выполнение практического задания | |||
13. | Продукт профпробы | Изделие - мягкий брелок для ключей. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
Методическая разработка по профессии «Портной» включает описание практико-ориентированного мероприятия по профессии.
Профессиональная проба по профессии «Портной» разработана для обучающихся средних и старших классов. В ходе профессиональной пробы участники получают возможность получить базовые знания, умения и навыки по профессии, узнать основные характеристики и особенности конкретной профессиональной сферы.
В профессии «Портной» есть определенные требования к здоровью и чертам характера. Портной должен быть усидчив, терпелив, должен уметь концентрировать внимание на определенном процессе. Важно иметь хорошее зрение и координацию движений. Есть и профессиональные требования для портных. Обязательны знания ассортимента, конструкции, составных частей, деталей изделия и еще много другого
Портной – творческая и набирающая все большую популярность профессия на рынке труда в сфере оказания услуг населению. В профессии портного можно выделить ряд специализаций: специалист по пошиву верхней одежды, легкой одежды, изделий из кожи, меха и др.
Портной изготавливает по индивидуальным заказам швейные изделия различного назначения и для различных категорий населения. Производит переделку изделий, участвует в запуске новых моделей в производство. Все работы делятся на ручные и машинные.
Специалист должен знать способы и приемы выполнения машинных, ручных, утюжильных работ, требования к их качеству, приемы наладки и регулирования машин, приспособлений инструментов. Необходимы знания по математике, черчению, рисованию, анатомии и физиологии человека.
Личностные качества
- усидчивость,
- концентрированность внимания,
- художественный вкус,
- пространственное воображение,
- хорошее зрение,
- хорошая координация движений рук
Медицинские противопоказания
Выполнение деятельности не рекомендуется людям, имеющим заболевания органов дыхания, зрения, нервной и сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, особенно ограничивающие подвижность рук.
Родственные профессии
Мастер производственного обучения, модельер-конструктор (швейных, кожгалантерейных изделий, бижутерии, обуви), технолог швейного производства.
Специалисты данной сферы могут работать на предприятиях швейной промышленности, в ателье, салонах, в небольших частных фирмах, как преподаватели специальности в образовательных учреждениях.
Заработная плата портного зависит от сложности и срочности выполняемых работ, уровня профессионализма. Портной может работать частным образом, в домашних условиях, где существуют возможности получения более высокого дохода. Перспективы карьерного роста портного возможны от специалиста второго разряда до пятого. Также возможен переход в родственные профессии на позиции закройщика, модельера, мастера производственного обучения, технолога швейного производства.
Профессия портной не требует высшего образования – можно смело работать и после колледжа. Но те, кто хочет пройти углубленное изучение специальности, могут поступить и в ВУЗ.
Освоить профессию «Портной» и смежные профессии можно в следующих учебных заведениях:
Ижорский колледж;
Российский колледж традиционной культуры;
Колледж Петербургской моды;
Инженерная школа одежды (колледж) Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна;
Казанский техникум народных художественных промыслов;
Московский технологический колледж №24;
Московский колледж малого бизнеса №4;
Воронежский техникум моды и дизайна;
Ярославский колледж управления и профессиональных технологий и др.
Поступить в данные учебные заведения можно на базе 9-го и 11-го классов. После 9-го класса обучение составляет 2 года 10 месяцев. После 11-го класса обучение 10 месяцев. Зачисления в данные учреждения проводятся по результатам конкурса аттестатов.
Цели и задачи профессиональной пробы
Цель: знакомство с профессией, подготовка обучающихся к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности посредством практико-ориентированного погружения в профессию «Портной».
Задачи:
- познакомить обучающихся с профессией «портной», содержанием и спецификой труда;
- сформировать знания, базовые умения и навыки, опыт практической работы в конкретной профессиональной деятельности;
- развить и укрепить интерес к будущей профессии;
- оказать обучающимся помощь в профессиональном самоопределении;
- воспитать готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.
Концепция (основная идея) профессиональной пробы
Успешность прохождения обучающимся профессиональных испытаний способствует определению его склонностей и способностей к данному виду профессиональной деятельности.
В ходе профессиональной пробы:
- участники приобретают первичный опыт профессиональной деятельности (без вывода на реальное производство);
- получают возможность проанализировать свои знания, способности и умения с точки зрения максимальной выгоды (для профессии и для себя);
- получают возможность ответственно и осмысленно принять решение о своем профессиональном будущем.
Прохождение обучающимся профессиональных испытаний способствует определению его склонностей и способностей к данному виду профессиональной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- формирование представлений об особенностях профессиональной деятельности портного;
- приобретение знаний о содержании, характере и особенностях профессиональной деятельности портного;
- приобретение обучающимися элементов базовых навыков по компетенции «Портной»;
- приобретение навыков межличностных отношений и коммуникации специалиста в конкретной профессиональной сфере.
Форма контроля освоения профессиональной пробы.
Профессиональная проба завершается демонстрацией изделия, самостоятельно изготовленного в процессе выполнения практического задания. Результат оценивается в соответствии с показателями качества выполнения практического задания.
СОДЕРЖАНИЕ
Вводно-ознакомительный этап (2 мин.)
- Знакомство с участниками профессиональной пробы.
- Постановка целей и задач профессиональной пробы.
- Диагностика знаний и представлений по теме профессиональной пробы.
- Теоретическая часть.
Портной – это ремесленная профессия, цель ее – обработка текстиля. Портной вырезает и соединяет отдельные детали из ткани. Нас встречают по одежке, поэтому именно от портных зависит, как мы будем выглядеть, и как нас будут воспринимать окружающие на первый взгляд. Эту самую «одежку» и шьет из разных материалов человек, для которого профессия портной – часть его жизни. Мало кто сможет с помощью ножниц, иглы или швейной машинки сшить что-то более сложное, чем наволочка для подушки. А если это профессионал своего дела, то ему доступен пошив брюк, юбок, рубашек и много другого. Так как профессия модельер появилась относительно недавно, то раньше портной был еще и модельером. Когда появилось понятие «мода», профессия портной приобрела особый статус в своем существовании.
У этой профессии есть большая социальная значимость в обществе. Все люди регулярно носят и приобретают одежду. Без труда можно догадаться, какое значение имеет профессия портной для каждого человека. При пошиве одежды хороший мастер учитывает многие аспекты: эстетический вид, будущую практичность и многое другое. Одежду носят все, и поэтому все являются клиентами портного. Значит социальная значимость этой профессии очень велика.
Профессия портной имеет и свою уникальность. Портные работают не только на производствах, фабриках и в ателье. Есть специалисты данной профессии, которые работают в качестве индивидуальных предпринимателей и шьют одежду на заказ. Опытный портной даже нанимает и обучает помощников для осуществления своей деятельности.
Профессию портного принято считать достаточно востребованной. В услугах таких специалистов нуждаются ателье, мастерские по ремонту одежды, предприятия легкой промышленности и отдельные частные компании — дома моды, бутики, шоурумы. Портной может работать как самостоятельно, так и в команде, выполняя крупные производственные заказы.
Профессия «Портной» тесно взаимосвязана с такими профессиями, как «Конструктор одежды», «Технолог», «Швея», «Закройщик», «Дизайнер одежды», так как после создания коллекции одежды необходимо построить выкройки костюмов с эскизов или моделей, а затем данные костюмы пошить. Данные этапы может выполнять как один человек, выполняя полный производственный процесс, так и несколько людей.
Подготовительный этап (1 мин.)
Организация рабочего места, требования к вопросам охраны труда, инструктаж по технике безопасности.
Формулирование цели профессиональной пробы совместно с обучающимися.
Практический этап (35 мин.)
- моделирование основных элементов профессиональной деятельности портного (прикладное знакомство с профессией, в котором педагогом моделируются задачи профессиональной деятельности, а обучающиеся пробуют себя в их решении): специалист-практик объясняет задание, после чего обучающиеся его выполняют.
Перед учащимися ставится задание, оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении этого задания и определяется результат, который учащийся должен получить по завершении профессиональной деятельности.
На данном этапе учащиеся должны изучить намотку и заправку нитей на швейной машине. Используя лекала (Приложение 1) раскроить детали кроя брелока. Украсить брелок по своему собственному дизайну. Далее сколоть булавками и стачать детали на швейной машине, оставив отверстие для набивки синтепоном. Набить синтепоном брелок. Зашить отверстие при помощи ручных стежков.
Заключительный этап (рефлексивный) (7 мин.)
Контроль, оценка и рефлексия.
После завершения всеми учащимися работы над созданием своего собственного брелока, каждому из участников профессиональной пробы предлагается продемонстрировать своё изделие.
Подведение итогов.
Проводится рефлексия обучающимися приобретенного практического опыта, оценка своего профессионального потенциала и какими компетенциями им стоит овладеть для своей успешной реализации в той или иной профессиональной сфере.
В ходе заключительного этапа профпробы можно использовать метод неоконченных предложений:
(1.) На этом занятии я освоил...
(2.) Мне было сложно...
(3.) Чему я научился...
(4.) Я понял, что...
(5.) Я планирую...
Ответы позволят получить представление об успешности проведения профпробы и дать необходимые рекомендации.
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование | Количество единиц |
Приборы, инструменты и оборудование | ||
1. | Стол | 12 |
2. | Стул | 12 |
3. | Компьютер | 1 |
4. | Проектор | 1 |
5. | Белая доска для проектора | 1 |
6. | Универсальная одноигольная машина Bernina bernette 2056 | 10 |
7. | Утюг | 2 |
8. | Ткань пошивочная | 12 |
9. | Иглы | 12 |
10. | Нитки | 12 |
11. | Ножницы | 12 |
12. | Синтепон | 12 |
13. | Мел портновский | 12 |
14. | Булавки английские | 50 |
15. | Тесьма декоративная | 12 |
16. | Корзина для мусора | 12 |
Дидактический материал | ||
17. | Презентация, визуализирующая рассказываемый материал | 1 |
18. | Образцы брелков | 5 |
Программное обеспечение | ||
19. | Операционная система Microsoft Windows XP | 1 |
20. | Microsoft PowerPoint | 1 |
Литература, Интернет-ресурсы использованные при подготовке профессиональной пробы:
- Профессиональные пробы: технология и методика проведения: методическое пособие для учителей 5—11 классов / [C.Н.Чистякова, Н.Ф.Родичев, П.С.Лернер, А.В.Гапоненко] под ред. С.Н.Чистяковой. — М. Издательский центр «Академия», 2014 — 192 с.
- Технология швейного производства- учебник для ПТУ. Москва Легпромбытиздат 2-у издание Першина Л.Ф., Петрова С.В. 1991-417 с.
- Поступи онлайн [Электронный ресурс]. URL: https://postupi.online (Дата обращения 10.10.2022г.)
Литература, Интернет-ресурсы, рекомендуемые обучающимся:
- Поступи онлайн [Электронный ресурс]. URL: https://postupi.online.
- Сайты конкретных, заинтересовавших учащихся, учебных заведений.
Технологическая карта профессиональной пробы по профессии «Портной»
Целью профессиональной пробы является формирование у обучающихся общеобразовательных школ интереса к профессии и содействие профессиональному самоопределению учащихся посредством погружения в профессию.
Задачи:
- создать условия для знакомства обучающихся с профессией «Портной» на практике;
- дать обучающимся базовые сведения о профессии «Портной» на практике;
- ознакомить с содержанием, характером, особенностями и условиями труда;
- смоделировать отдельные элементы профессиональной деятельности портного;
- содействовать профессиональному самоопределению обучающихся.
Образовательные результаты
В результате прохождения профессиональной пробы, обучающиеся должны овладеть следующими компетенциями:
• уметь устанавливать связь между учебными предметами, образованием и профессией;
• уметь соотносить свои личностные характеристики и способности с требованиями профессии «Портной»,
• владеть простейшими навыками использования специализированного оборудования по компетенции «Портной»;
Наименование этапа и его содержание | Кол-во минут | Технология проведения профессиональной пробы | |||
Место проведения этапа профессиональной пробы | Средства проведения профессиональной пробы | Деятельность обучающихся | Форма организации деятельности обучающихся | ||
Вводно-ознакомительный этап | 2 | ||||
- Знакомство с участниками профессиональной пробы. - Постановка целей и задач профессиональной пробы. - Диагностика знаний и представлений по теме профессиональной пробы. - Теоретическая часть. - Ведение в тему. | ЦДЮТТ | - компьютер, проектор, видео материалы и презентации | Воспринимают информацию, отвечают на вопросы | Фронтальная | |
Подготовительный этап | 1 | ||||
Инструктаж по технике безопасности, с правилами работы с оборудованием. Формулирование цели профессиональной пробы совместно с обучающимися | ЦДЮТТ | - компьютер, проектор, видео материалы и презентации | - воспринимают информацию, отвечают на вопросы. - формулируют цели профпробы | Фронтальная | |
Практический этап. | 35 | ||||
Пример деятельности представителя профессии. Моделирование основных элементов профессиональной деятельности портного: прикладное знакомство с профессией, в котором Перед учащимися ставится задание, оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении задания и определяется результат, который учащийся должен получить по завершении профессиональной деятельности. Инструктирование по выполнению задания. | ЦДЮТТ | - моделирование задачи профессиональной деятельности, (специалист-практик объясняет задание) | - воспринимают информацию, отвечают на вопросы; - готовятся к выполнению практического задания; - пробуют себя в решении поставленных задач; | Групповая, индивидуальная, совместно с педагогом (наставником) | |
Выполнение задания. Контроль соблюдения технологии На данном этапе учащиеся должны изучить намотку и заправку нитей на швейной машине. Используя лекала раскроить детали кроя брелока. Украсить брелок по своему собственному дизайну. Сколоть булавками и стачать детали на швейной машине, оставив отверстие для набивки синтепоном. Набить синтепоном брелок. Зашить отверстие при помощи ручных стежков. После завершения всеми учащимися работы над созданием своего собственного брелока, каждому из участников профессиональной пробы предлагается продемонстрировать своё изделие | ЦДЮТТ | - лекала; - швейное оборудование; - специальные инструменты. | - выполняют задание, поставленное специалистом-практиком | Групповая, индивидуальная, совместно с педагогом (наставником) | |
Заключительный этап | 7 | ||||
Оценка выполнения задания профессиональной пробы. Анализ результатов профессиональной пробы. Анализ ПВК. | ЦДЮТТ | - анкета участника профпробы | - отвечают на вопросы, анализируют деятельность; - анализируют деятельность и ее результаты, делают выводы. | Групповая Индивидуальная | |
Итого | 45 | В зависимости от категории обучающихся, учебной программы (направления), в рамках которой организована профпроба, целей и задач, решаемых в рамках выполнения профпробы, количество минут может меняться. |
Приложение 1
Анкета участника профессиональной пробы
ФИ____________________________________________________________ Класс_______
Дата_______________________________
Проба по профессии (специальности)_________________________________________
- Вам понравилось участвовать в профессиональной пробе:
да нет не могу ответить иной ответ ____________________________
__________________________________________________________________________
- Что Вы узнали о профессии:
Чем занимается этот специалист ______________________________________________
__________________________________________________________________________
Каковы условия труда, где работает ___________________________________________
__________________________________________________________________________
Какие качества требуются для работы__________________________________________ __________________________________________________________________________
Какие имеются ограничения по здоровью ______________________________________
__________________________________________________________________________
- Захотелось ли Вам выбрать такую профессию?
да нет не могу ответить иной ответ ____________________________
__________________________________________________________________________
- Пригодится ли Вам полученный опыт в жизни?
да нет не могу ответить иной ответ ____________________________
__________________________________________________________________________
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка профессионального конкурса "Лучший выпускник по специальности Сестринское дело(педиатрия)"
Конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший выпускник - 2014» среди обучающихся выпускной группы колледжа по специальности Сестринское дело проводится в рамках этапной подготовки к городско...
Методическая разработка профессиональной пробы "Я-психолог"
Разработанное занятие является одним из компонентов в профессиональном самоопределении учащихся 8,9 классов. На данном занятии рассматриваются базовые понятия «профессиональная проба», «професси...
Методическая разработка профессиональной пробы для школьников «Повар - кондитер»
Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Формирование профессионального самосознания происходит на ф...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ «Студия живописи и дизайна –путь в профессию художник-иллюстратор»
Профессиональная проба разработана для формирования представления у учащихся о профессии художника-иллюстратора через получение практических навыков по с...
Методическая разработка профессиональной пробы по профессии «Дизайнер одежды»
Профессиональная проба — профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствую...
Методическая разработка профессиональной пробы "Инспектор ГИБДД"
Методическая разработка предназначена для формирования начальных знаний в области безопасности дорожного движения и обучения простейшим навыкам поведения на дороге обучающихся старших классов. Р...
Методическая разработка профессиональной пробы "Автомеханик"
Автомобили ещё долго будут служить человеку средством передвижения, поэтому всегда будут нужны профессионалы по обслуживанию и ремонту автомобилей, а также проектировщики и сборщики новых агрегатов и ...