Программа дополнительного образования "Метеорология"
рабочая программа (5, 6, 7 класс)

Косневич Ирина Борисовна

Актуальность программы заключается в приобщении учащихся к самостоятельным наблюдениям за природой, учащиеся получают навыки работы с геофизическими и метеорологическими приборами. Кроме того, учащиеся получают возможность моделировать, конструировать метеоприборы своими руками из подручных материалов, сравнивать результаты. Программа развивает интерес к исследованиям погоды и климата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meteorologiya_2023.docx378.16 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\титулы\сканы титульников\Скан_20221110 (2).jpg

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка ……………………………………………….3

1.2. Цель и задачи программы …………………………………………… 5

1.3. Содержание программы ……………………………………………… 5

1.3.1. Учебно-тематический план ………………………………………….5

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана …………………………6

1.4. Планируемые результаты …………………………………………….  9

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ………………………………………….......................................10

2.1. Календарный учебный график ……………………………………… 10

2.2. Условия реализации программы ……………………………………. 10

2.3. Формы аттестации / контроля ………………………………………. 13

2.4. Оценочные материалы ……………………………………………….. 13

2.5. Методические материалы ……………………………………………. 16

2.6. Список литературы …………………………………………………… 17

Раздел 1.  Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Метеорология» имеет естественнонаучную направленность и реализуется направленность и реализуется в рамках  мероприятий по созданию новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Программа разработана в соответствии с:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030г. и плана мероприятий по ее реализации от 31 марта 2022г. N 678-р;

- Постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020г. N 28 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил  СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям  воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015Г. №09-3242;

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказом  Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.04.2019г. № 740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»;

- Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.04.2019г. № 212 «О внедрении системы персонифицированного  дополнительного образования на  территории Кемеровской области»;

- Стратегией  развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (от 29.05.2015 г. № 996-р);

- Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

- Уставом МБОУ «Падунская СОШ»

- Учебным планом МБОУ «Падунская СОШ»

- Календарным графиком МБОУ «Падунская СОШ»

Актуальность программы заключается в приобщении учащихся к самостоятельным наблюдениям за природой, учащиеся получают навыки работы с геофизическими и метеорологическими приборами. Кроме того, учащиеся получают возможность моделировать, конструировать метеоприборы своими руками из подручных материалов, сравнивать результаты. Программа развивает интерес к исследованиям погоды и климата.

Отличительные особенности.

Программа «Метеорология» основана на метеорологических понятиях и принципах, применяемых в научной среде, адаптирована для учащихся, включает исследовательские принципы, а также принципы работы с инструментами метеоролога. Данные особенности программы позволяют научиться работать с метеорологическими приборами, сконструировать их самостоятельно, а также исследовать атмосферные процессы в интересной, занимательной форме. Усвоение материала через беседу-диалог, возможность своими руками реализовывать научные измерения и исследования – все это повышает результативность и усвояемость материала.

Педагогическая целесообразность программы  в процессе непосредственного восприятия погодных явлений, при котором взаимодействует интеллектуальное мышление и практическая деятельность, учащиеся расширяют знания о конкретном геокомплексе, как составной части географической оболочки. Одновременно формируются основные понятия науки, элементарные знания о причинно- следственных связях. Приемы учебной работы, приобретенные учащимися при непосредственном контакте с изучаемыми явлениями, в дальнейшем используются ими для самостоятельного приобретения новых знаний.

Адресат программы. Программа предназначена для учащихся10-15 лет. Условия набора группы — принимаются все желающие пройти обучение по программе «Метеорология». Наполняемость в группе — от 12 до 15 человек.

Объем и срок освоения программы. Срок освоения программы 1 год, на реализацию данной программы отводится 48 часов.

Режим занятий, периодичность и продолжительность.Обучение начинается с 01 сентября и заканчивается 31 мая – аудиторно (36 недель), с 01 июня по 31 августа (12 недель) – занятия в условиях летнего лагеря. Занятия проводятся 1раз в неделю и рассчитаны на 48 недель:

- количество учебных часов за учебный год – 48.

Форма обучения – очная. Форма проведения занятий: групповая. Основная форма — групповые занятия предусмотрены планом: открытые занятия, круглые столы, конференции, коуч-класс. По типу занятия могут быть комбинированными, практическими, контрольными, теоретическими, диагностическими.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: формирование знаний основ метеорологии и применение их в практической деятельности.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Научить учащихся понимать значимость изучения атмосферных процессов в природе и жизни человека, отличительные особенности климата Кузбасса от других  регионов страны;
  • Научить учащихся алгоритму работы с приборами и климатическими картами, снимать показания, вести дневник наблюдений и фиксировать результаты наблюдений;  
  • Научить учащихся конструировать геофизические приборы своими руками;
  • Познакомить учащихся с профессией метеоролога;

Развивающие:

  • Формировать у учащихся  навыки работы с приборами, климатическими картами, умения снимать показания, вести дневник наблюдения и фиксировать результаты наблюдений;
  • Развивать у учащихся умение конструировать геофизические приборы;
  • Развивать у учащихся навыки исследовательской и самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • Воспитыватьу учащихся внимательное и бережное отношение к природе;
  • Воспитывать у учащихся интерес и уважение к исследованиям погоды и профессии метеоролога.

1.3.Содержание программы

1.3.1. Учебно-тематический план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы занятия, аттестации/контроля

всего

теория

практика

Введение

1

1

Беседа, рассказ, работа в группах

1

Раздел 1.

Атмосфера

2

1

1

Лекция, семинар, беседа, работа в группах, практическая работа.

Опорный конспект, доклад, опорные схемы, отчёты о практических работах.

Наблюдение, устный опрос.

1.1

Понятие атмосферы

1

1

Лекция, семинар, беседа, работа в группах, практическая работа.

Опорный конспект, доклад, опорные схемы, отчёты о практических работах.

Наблюдение, устный опрос.

1.2

Значение атмосферы

1

1

Лекция, семинар беседа, работа в группах, практическая работа, экскурсия.

Опорный конспект, сообщения, опорные схемы, отчёты о практических работах и экскурсиях.

Наблюдение, устный опрос.

2

Раздел 2.

Погода

13

5

8

Лекция, семинар беседа, работа в группах, практическая работа, экскурсия.

Опорный конспект, сообщения, опорные схемы, отчёты о практических работах и экскурсиях.

Наблюдение, устный опрос.

2.1

Метеорологические элементы

7

3

4

Лекция, семинар беседа, работа в группах, практическая работа, экскурсия.

Опорный конспект, сообщения, опорные схемы, отчёты о практических работах и экскурсиях.

Наблюдение, устный опрос.

2.2

Погода

6

2

4

Лекция, семинар беседа, работа в группах, практическая работа, экскурсия.

Опорный конспект, сообщения, опорные схемы, отчёты о практических работах и экскурсиях.

Наблюдение, устный опрос.

3

 Раздел 3.

Климат

15

4

11

Лекция, семинар беседа, работа в группах, практическая работа, экскурсия.

Опорный конспект, сообщения, опорные схемы, отчёты о практических работах и экскурсиях.

Наблюдение, устный опрос.

3.1

 Элементы климата

7

2

5

Лекция, семинар беседа, работа в группах, практическая работа, экскурсия.

Опорный конспект, сообщения, опорные схемы, отчёты о практических работах и экскурсиях.

Наблюдение, устный опрос.

3.2

Климат

5

1

4

Лекция, семинар беседа, работа в группах, практическая работа, экскурсия.

Опорный конспект, сообщения, опорные схемы, отчёты о практических работах и экскурсиях.

Наблюдение, устный опрос.

3.3

Климатообразующие факторы

3

2

1

Лекция, семинар беседа, работа в группах, практическая работа, экскурсия.

Опорный конспект, сообщения, опорные схемы, отчёты о практических работах и экскурсиях.

Наблюдение, устный опрос.

4

Раздел 4. Погода, климат и человек

3

1

2

Лекция, семинар беседа, работа в группах, практическая работа, экскурсия.

Опорный конспект, сообщения, опорные схемы, отчёты о практических работах и экскурсиях.

Наблюдение, устный опрос.

5

Презентация исследовательских работ

14

2

12

Защита исследовательских работ.

Исследовательские работы

Итого

48

14

35

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана

Теория. Введение (1 ч)

Метеорология- наука о погоде. Значение науки. Роль и функции метеоплощадки. Возможности площадки. Формы и методы работы.

Практическая работа №1. Знакомство с метеоплощадкой.

Практическая работа №2. Составление плана метеоплощадки.

Раздел 1. Атмосфера(2ч)

Тема 1.1.Понятие атмосферы. Состав. Строение. Воздушные массы. Закономерности перемещения воздуха. Общая циркуляция. Континентальные и морские воздушные массы.

Тема 1.2.Значение атмосферы. Изучение и охрана. Загрязнение и вредные примеси. Оздоровление воздушного бассейна. Статистические показатели.

Практическая работа №3. Заполнение календаря (дневника) погоды.

Практическая работа №4. Формирование статистической базы.

Раздел 2. Погода(13ч)

Тема 2.1. Метеорологические элементы ( 7ч)

Температура воздуха. Атмосферное давление. Ветер. Влажность воздуха. Облачность. Осадки. Единицы измерения. Средние и годовые показатели. Способы изображения на климатической карте. Взаимосвязь элементов погоды.

Метеорологические приборы, их устройство, принципы действия. Метеостанция электронная, ее размещение.

Практическая работа №5. Наблюдение погоды.

Практическая работа №6. Установка метеорологических приборов, правила наблюдений.

Практическая работа №7. Обработка и анализ метеонаблюдений.

Практическая работа №8. Построение графиков и диаграмм.

Тема 2.2. Погода (6 ч)

Состояние атмосферы. Понятие погоды. Изменчивость во времени и пространстве. Причины изменчивости. Местные признаки и народные приметы погоды. Описание и предсказание погоды. Погода «плохая и хорошая». Капризы погоды. Стихийные бедствия, связанные с погодой. Синоптические карты.

Погода и растения. Погода и животные. Фенологические изменения. Всемирная служба погоды. Метеорологи. Погода и мировой океан. Погода в горах. Самочувствие и погода.

Погода Кузбасса.

Практическая работа №9. Прогноз погоды по народным приметам и метеонаблюдениям.

Практическая работа №10. Фенологические наблюдения.

Практическая работа №11. Составление элементарной синоптической карты.

Раздел 3. Климат.(15ч.)

Тема 3.1. Элементы климата (7ч)

Закономерности географического распространения метеорологических элементов Земли. Режим тепла и влаги. Неравномерность распределения солнечного тепла и влаги. Температурная инверсия. Солнечная и суммарная радиация. Снежный покров. Распределение атмосферного давления по территории Земного шара. Господствующие ветра. Основные закономерности распределения осадков на Земле. Характер и режим осадков. Испаряемость, коэффициент увлажнения. Атмосферные фронты и вихри. Освещенность и нагревание Земли в течение года. Тепловые пояса. Тропики и полярные круги. Полярный день и полярная ночь.

Практическая работа №12. Изучение аэро- и космических фотоснимков облачности Земли.

Практическая работа №13. Описание климата по климатической карте.

Тема 3.2. Климат (5 ч)

Понятие о климате. Отличие от погоды. Климатические пояса и типы климата. Климаты материков. Климат России. Климатическая поясность и высокогорный климат. Изменение климата во времени.

Практическая работа №14. Обработка наблюдений за высотой Солнца.

Практическая работа №15. Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух поясов.

Практическая работа №16. Составление характеристики климата Кузбасса.

Тема 3.3 Климатообразующие факторы (3ч)

Зависимость климата от географической широты, от близости океанов, от океанических течений, от высоты местности над уровнем океана, от расположения хребтов, размеров и размещения равнин, от господствующих ветров и преобладающих воздушных масс.

Практическая работа №17. Прогноз глобального изменения климата.

Раздел 4. Погода, климат и человек (3 ч)

Использование солнечной энергии, энергии ветра.

Погода и транспорт. Погода и сельское хозяйство.

Искусственный климат. Воздействие человека на погоду и климат. Спорт и погода.

Практическая работа №18. Влияние климата на хозяйственную деятельность человека.

Практическая работа №19.Влияние погоды на здоровье человека.

Раздел 5. Презентация проектов (14 ч)

Тема 5.1. Поиск и изучение различных исследовательских работ по метеорологии.

Теория:Изучение направлений метеорологии, поиск идей. Поиск информации по направлениям метеорологии.

 Практическая работа № 20: Подготовка материала для презентации исследовательских работ.

Форма контроля: Собеседование.

       Тема 5.2. Создание презентаций

Теория: Правила презентации исследовательских работ.

Практическая работа № 21: Создание презентации исследовательских работ.

Форма контроля: Самоанализ.

       Тема 5.3. Итоговое занятие.

Практическая работа №22:Выставка и защита исследовательских работ.

Форма контроля: Сводная таблица мониторинга участия в выставках, конкурсах.

1.4. Планируемые результаты

По окончании обучения по программе учащиеся будут знать

  • значимость изучения атмосферных процессов в природе и жизни человека, отличительные особенности климата Кузбасса от других  регионов страны;
  •  алгоритм работы с приборами и климатическими картами, снимать показания, вести дневник наблюдений и фиксировать результаты наблюдений;
  • особенности профессии метеоролога.

уметь:

  • конструировать геофизические приборы своими руками;
  • самостоятельно и под руководством учителя заниматься исследовательской деятельностью.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

Продолжительность освоения программы: 36 недель - учебный год (36 часов) аудиторных занятий  и 12 недель (12 часов) - занятия в условиях летнего лагеря, всего 48 часов. Занятия проводятся 1раз в неделю по 1 академическому часу по расписанию, утвержденному директором.  Продолжительность занятий 45 мин., перерыв для отдыха между занятиями 10 мин.  

Более подробный календарный учебный график составляется ежегодно с учетом названия темы занятия, формы контроля, а также места проведения и формы проведения занятия.

2.2. Условия реализации программы

Особенности организации образовательного процесса. При реализации программы «Метеорология» запланировано участие учащихся в экологических конкурсах городского, областного, всероссийского, международного уровней, экологических мероприятиях. Возможна небольшая коррекция программы-этовыезды и выходы на экскурсии, исследования также возможны в другие сроки, в зависимости от погодных условий. Практическая часть основывается на проведении регулярных замеров параметров среды по программе мониторинга ближайшего окружения и микросоциумов своих административных районов, захватывающих рекреационные зоны прилегающих лесопарков. Распределение часов по темам может варьироваться, теоретические занятия интегрированы с практическими, порядок тем может взаимозаменяться. Занятия могут проводится одновременно со всем составом, по группам или индивидуально. 

Материально-техническое обеспечение:

     Для реализации программы необходим хорошо освещенный учебный кабинет, рассчитанный на 15 человек с индивидуальным рабочим местом для занятий -  стул, стол, шкафы для хранения учебной литературы, наглядных пособий и лабораторного оборудования. 

      Кабинет для обучения:

Информационное обеспечение

Мультимедийный проектор;

проекционный экран

Компьютеры с выходом в интернет;

Принтер;

Сканер;

Цифровой фотоаппарат.

Лабораторное оборудование:

Микроскопы;

Микроскоп стереоскопический (бинокуляр),

Портативный pH-метр;

Портативный оксиметр;

Портативный измеритель ОВП и температуры;

Набор для оценки чистоты воздуха методом биоиндикации;

Лаборатория "Биологический анализ воды";

Кондуктометр;

Шумомер;

Люксметр;

Бинокль;

Лупы;

Компас;

Спиртовки;

Пробирки стеклянные;

Подставка и держатели для пробирок;

Стеклянные колбы, стаканы;

Штатив металлический;

Стеклянные палочки;

Фильтровальная бумага;

Стеклянная воронка;

Предметные и покровные стекла.

Натуральные объекты:

Коллекция комнатных растений;

Гербарий дендрологический;

Коллекция камней;

Гербарий растений;

Почва;

Глина, песок, щебень.

Методические ресурсы. 

    Для реализации программы в ее учебно-методический комплекс (УМК) включены 5 кейсов: Кейсы для исследования состояния окружающей среды в целом «Мутации вокруг нас», направленный на оценку уровня загрязнения окружающей среды и их влияния на компоненты живой природы. Кейсы для исследований загрязнения воды «Вода живая и мертвая», направленный на экологический мониторинг водоемов методами биоиндикации и биотестирования. Кейсы для исследования загрязнения воздуха.  Кейсы для исследования состояния почвы ,в котором рассматривается биологическая активность почв как показатель загрязнения. В каждом кейсе содержатся: Контекст кейса - краткое введение в суть вопроса, шаблон схемы «Человек-Природа-Общество».

Кадровое обеспечение.

Осуществлять педагогическую деятельность может педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее специально педагогическое образование, прошедший курсовую подготовку.

В ходе реализации программы педагогу отводится роль тьютора. Ему нужно не «диктовать» последовательность действий учащимся, а постараться увлечь учащихся. Проблематика кейсов программы разнообразна (гидробиология, почвоведение, экология, лесоведение и т.д.), но это не предполагает, что тьютор должен досконально разбираться во всех направлениях. Важнее другое -  его способность «вчитаться» в контекст кейса, подсказать, где можно найти дополнительную информацию, а самое главное- проследить за соблюдением учащимися методологии исследования: объективности наблюдения, точности эксперимента, корректности занесения данных в таблицы и графики и т.п.

Кейс-метод, или метод конкретных ситуаций, - неигровой имитационный активный метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей - навыки групповой работы.

2.3. Формы аттестации / контроля

Для оценки результативности учебных занятий применяется входящий, текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Входящий контроль проводится в начале года с целью выявления образовательного, творческого потенциалов детей и их способностей (формы проведения: собеседование, анкетирование, входное тестирование).

Текущий контроль проводится с целью систематического повторения пройденного материала на последующих занятиях и определение готовности обучающихся к восприятию нового материала (формы проведения: тестовые задания, мини-опросы, игры-задания, викторины).

Промежуточный контроль проводится по окончании изучения раздела с целью обобщения занятий по теме (формы проведения: мини-опрос, творческие задания, зачеты, участие в конкурсах и конференциях).

Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью определения изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей, определение результатов обучения(форма проведения: защита проекта, исследовательской работы).

Усвоение материала контролируется при помощи педагогического наблюдения за выполнением практических заданий и работ.

2.4. Оценочные материалы

Промежуточная аттестация:критерии должны соотноситься с определенными параметрами результативности. Их можно представить в виде таблицы:

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Методы диагностики

Теоретическая подготовка

Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

-практически не усвоил теоретическое содержание программы;

-овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой;

- объем усвоенных знаний составляет более ½;

-освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретныйпериод

0

1

2

3

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Владение специальной терминологией

Соответствие практических умений и навыков программным требования

-практически не овладел умениями и навыками;

-овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков;

-объем усвоенных умений и навыков составляет более ½;

-овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период

0

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание

Практическая подготовка

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематич. плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

-практически не овладел умениями и навыками;

-овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков;

-объем усвоенных умений и навыков составляет более ½;

-овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период

0

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание

Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

-не пользуется специальными приборами и инструментами;

-испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием;

-работает с оборудованием с помощью педагога;

-работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей

0

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание

Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

-начальный (элементарный) уровень развития креативности- ребенок в состоянии выполнять лишь простейшиепрактические задания педагога;

-репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца;

-творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога;

-творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно.

0

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание

2.5. Методические материалы

Содержание, методы и приемы обучения данной Программе направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого учащегося, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. 

Формы проведения занятий: 

Беседа. Используется для развития интереса к предстоящей деятельности; для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний. 

Практическое занятие. Используется для углубления, расширения и конкретизации теоретических знаний; формирования и закрепления практических умений и навыков, приобретения практического опыта; проверки теоретических знаний. 

Исследовательская работа.Направлена на проведение исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, формирования навыков самостоятельной работы. 

Игра. В программу включены разнообразные игровые ситуации, которые дают возможность заинтересовать учащихся, вовлечь в творческую деятельность, раскрыть творческие способности. 

Экскурсия. Позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные объекты, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях. 

Круглый стол. Проводится с целью совместного обсуждения определенной проблемы. 

Защита проекта. Используется с целью представления проделанной работы, формирования навыка публичного выступления. 

Природоохранная акция. Используется для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде. 

Конкурс. Проведение конкурсов способствует выявлению и развитию творческих способностей учащихся, повышению уровня учебных достижений, стимулирует познавательную активность, инициативность, самостоятельность ребят. 

Выставка работ. Используется для демонстрации результата работы учащихся творческого объединения; повышения мотивации и интереса; для подведения итогов. 

Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

словесный – устное изложение, беседа, рассказ.

наглядный – показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ, работа по образцу.

практический – выполнение работ по схемам, инструкционным картам. 

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:

объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; 

частично -поисковый – участие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа.

 Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятии:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися; 

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; 

групповой – организация работы с учащимися в группах; 

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий учащимися, решение проблем.

Формы организации деятельности учащихся на занятии: 

фронтальная – при беседе, показе, объяснении;

коллективная – при организации проблемно-поискового или творческого взаимодействия между учащимися; 

групповая (работа в малых группах, парах) – при выполнении лабораторных опытов, исследовательских работ.

Индивидуальная  - при выполнении лабораторных опытов, исследовательских работ.

2.7. Список литературы для педагога

1.Адамов П.Н. Местные признаки погоды. С.-П. Гидрометеоиздат, 2018

2.Алисов Б.П., Полтараус Б.В. Климатология. Изд-во МГУ, 2020

3.Астапенко П.Д. Вопорсы о погоде. Л., Гидрометеоиздат, 2019

4.«Атмосфера Земли». Сборник. М., Гос.изд-во культ.-просвет.лит.,

5.Бороздинов Н.М. Самостоятельные работы учащихся по географии. М., Учпедгиз, 2022

6.Бугаев В.А. Новое в прогнозировании погоды. М., Гидрометеоиздат, 2018

7.Гусев А.М. Климат и погода. М., «Наука», 2020

8.Дубинский Г.П., Гуральник И.И., Мамиконова С.В. Метеорология. С.-П., Гидрометеоиздат, 2019

Список литературы для учащихся

1.Пфейфер Ф. Погода интересует всех. С.-П., Гидрометеоиздат, 2019

2.Сухорукова А.В. Работа на географической площадке. М., «Просвещение», 2018

3.Чернихова Е.Я. Изучение климата на уроках географии. М., «Просвещение», 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...