Программа дополнительного образования "Метеорология"
рабочая программа (5, 6, 7 класс)
Актуальность программы заключается в приобщении учащихся к самостоятельным наблюдениям за природой, учащиеся получают навыки работы с геофизическими и метеорологическими приборами. Кроме того, учащиеся получают возможность моделировать, конструировать метеоприборы своими руками из подручных материалов, сравнивать результаты. Программа развивает интерес к исследованиям погоды и климата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meteorologiya_2023.docx | 378.16 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка ……………………………………………….3 1.2. Цель и задачи программы …………………………………………… 5 1.3. Содержание программы ……………………………………………… 5 1.3.1. Учебно-тематический план ………………………………………….5 1.3.2. Содержание учебно-тематического плана …………………………6 1.4. Планируемые результаты ……………………………………………. 9 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ………………………………………….......................................10 2.1. Календарный учебный график ……………………………………… 10 2.2. Условия реализации программы ……………………………………. 10 2.3. Формы аттестации / контроля ………………………………………. 13 2.4. Оценочные материалы ……………………………………………….. 13 2.5. Методические материалы ……………………………………………. 16 2.6. Список литературы …………………………………………………… 17 |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Метеорология» имеет естественнонаучную направленность и реализуется направленность и реализуется в рамках мероприятий по созданию новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030г. и плана мероприятий по ее реализации от 31 марта 2022г. N 678-р;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020г. N 28 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015Г. №09-3242;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказом Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.04.2019г. № 740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»;
- Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.04.2019г. № 212 «О внедрении системы персонифицированного дополнительного образования на территории Кемеровской области»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (от 29.05.2015 г. № 996-р);
- Уставом МБОУ «Падунская СОШ»
- Учебным планом МБОУ «Падунская СОШ»
- Календарным графиком МБОУ «Падунская СОШ»
Актуальность программы заключается в приобщении учащихся к самостоятельным наблюдениям за природой, учащиеся получают навыки работы с геофизическими и метеорологическими приборами. Кроме того, учащиеся получают возможность моделировать, конструировать метеоприборы своими руками из подручных материалов, сравнивать результаты. Программа развивает интерес к исследованиям погоды и климата.
Отличительные особенности.
Программа «Метеорология» основана на метеорологических понятиях и принципах, применяемых в научной среде, адаптирована для учащихся, включает исследовательские принципы, а также принципы работы с инструментами метеоролога. Данные особенности программы позволяют научиться работать с метеорологическими приборами, сконструировать их самостоятельно, а также исследовать атмосферные процессы в интересной, занимательной форме. Усвоение материала через беседу-диалог, возможность своими руками реализовывать научные измерения и исследования – все это повышает результативность и усвояемость материала.
Педагогическая целесообразность программы в процессе непосредственного восприятия погодных явлений, при котором взаимодействует интеллектуальное мышление и практическая деятельность, учащиеся расширяют знания о конкретном геокомплексе, как составной части географической оболочки. Одновременно формируются основные понятия науки, элементарные знания о причинно- следственных связях. Приемы учебной работы, приобретенные учащимися при непосредственном контакте с изучаемыми явлениями, в дальнейшем используются ими для самостоятельного приобретения новых знаний.
Адресат программы. Программа предназначена для учащихся10-15 лет. Условия набора группы — принимаются все желающие пройти обучение по программе «Метеорология». Наполняемость в группе — от 12 до 15 человек.
Объем и срок освоения программы. Срок освоения программы 1 год, на реализацию данной программы отводится 48 часов.
Режим занятий, периодичность и продолжительность.Обучение начинается с 01 сентября и заканчивается 31 мая – аудиторно (36 недель), с 01 июня по 31 августа (12 недель) – занятия в условиях летнего лагеря. Занятия проводятся 1раз в неделю и рассчитаны на 48 недель:
- количество учебных часов за учебный год – 48.
Форма обучения – очная. Форма проведения занятий: групповая. Основная форма — групповые занятия предусмотрены планом: открытые занятия, круглые столы, конференции, коуч-класс. По типу занятия могут быть комбинированными, практическими, контрольными, теоретическими, диагностическими.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование знаний основ метеорологии и применение их в практической деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
- Научить учащихся понимать значимость изучения атмосферных процессов в природе и жизни человека, отличительные особенности климата Кузбасса от других регионов страны;
- Научить учащихся алгоритму работы с приборами и климатическими картами, снимать показания, вести дневник наблюдений и фиксировать результаты наблюдений;
- Научить учащихся конструировать геофизические приборы своими руками;
- Познакомить учащихся с профессией метеоролога;
Развивающие:
- Формировать у учащихся навыки работы с приборами, климатическими картами, умения снимать показания, вести дневник наблюдения и фиксировать результаты наблюдений;
- Развивать у учащихся умение конструировать геофизические приборы;
- Развивать у учащихся навыки исследовательской и самостоятельной работы.
Воспитательные:
- Воспитыватьу учащихся внимательное и бережное отношение к природе;
- Воспитывать у учащихся интерес и уважение к исследованиям погоды и профессии метеоролога.
1.3.Содержание программы
1.3.1. Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы занятия, аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Введение | 1 | 1 | Беседа, рассказ, работа в группах | ||
1 | Раздел 1. Атмосфера | 2 | 1 | 1 | Лекция, семинар, беседа, работа в группах, практическая работа. Опорный конспект, доклад, опорные схемы, отчёты о практических работах. Наблюдение, устный опрос. |
1.1 | Понятие атмосферы | 1 | 1 | Лекция, семинар, беседа, работа в группах, практическая работа. Опорный конспект, доклад, опорные схемы, отчёты о практических работах. Наблюдение, устный опрос. | |
1.2 | Значение атмосферы | 1 | 1 | Лекция, семинар беседа, работа в группах, практическая работа, экскурсия. Опорный конспект, сообщения, опорные схемы, отчёты о практических работах и экскурсиях. Наблюдение, устный опрос. | |
2 | Раздел 2. Погода | 13 | 5 | 8 | Лекция, семинар беседа, работа в группах, практическая работа, экскурсия. Опорный конспект, сообщения, опорные схемы, отчёты о практических работах и экскурсиях. Наблюдение, устный опрос. |
2.1 | Метеорологические элементы | 7 | 3 | 4 | Лекция, семинар беседа, работа в группах, практическая работа, экскурсия. Опорный конспект, сообщения, опорные схемы, отчёты о практических работах и экскурсиях. Наблюдение, устный опрос. |
2.2 | Погода | 6 | 2 | 4 | Лекция, семинар беседа, работа в группах, практическая работа, экскурсия. Опорный конспект, сообщения, опорные схемы, отчёты о практических работах и экскурсиях. Наблюдение, устный опрос. |
3 | Раздел 3. Климат | 15 | 4 | 11 | Лекция, семинар беседа, работа в группах, практическая работа, экскурсия. Опорный конспект, сообщения, опорные схемы, отчёты о практических работах и экскурсиях. Наблюдение, устный опрос. |
3.1 | Элементы климата | 7 | 2 | 5 | Лекция, семинар беседа, работа в группах, практическая работа, экскурсия. Опорный конспект, сообщения, опорные схемы, отчёты о практических работах и экскурсиях. Наблюдение, устный опрос. |
3.2 | Климат | 5 | 1 | 4 | Лекция, семинар беседа, работа в группах, практическая работа, экскурсия. Опорный конспект, сообщения, опорные схемы, отчёты о практических работах и экскурсиях. Наблюдение, устный опрос. |
3.3 | Климатообразующие факторы | 3 | 2 | 1 | Лекция, семинар беседа, работа в группах, практическая работа, экскурсия. Опорный конспект, сообщения, опорные схемы, отчёты о практических работах и экскурсиях. Наблюдение, устный опрос. |
4 | Раздел 4. Погода, климат и человек | 3 | 1 | 2 | Лекция, семинар беседа, работа в группах, практическая работа, экскурсия. Опорный конспект, сообщения, опорные схемы, отчёты о практических работах и экскурсиях. Наблюдение, устный опрос. |
5 | Презентация исследовательских работ | 14 | 2 | 12 | Защита исследовательских работ. Исследовательские работы |
Итого | 48 | 14 | 35 |
1.3.2. Содержание учебно-тематического плана
Теория. Введение (1 ч)
Метеорология- наука о погоде. Значение науки. Роль и функции метеоплощадки. Возможности площадки. Формы и методы работы.
Практическая работа №1. Знакомство с метеоплощадкой.
Практическая работа №2. Составление плана метеоплощадки.
Раздел 1. Атмосфера(2ч)
Тема 1.1.Понятие атмосферы. Состав. Строение. Воздушные массы. Закономерности перемещения воздуха. Общая циркуляция. Континентальные и морские воздушные массы.
Тема 1.2.Значение атмосферы. Изучение и охрана. Загрязнение и вредные примеси. Оздоровление воздушного бассейна. Статистические показатели.
Практическая работа №3. Заполнение календаря (дневника) погоды.
Практическая работа №4. Формирование статистической базы.
Раздел 2. Погода(13ч)
Тема 2.1. Метеорологические элементы ( 7ч)
Температура воздуха. Атмосферное давление. Ветер. Влажность воздуха. Облачность. Осадки. Единицы измерения. Средние и годовые показатели. Способы изображения на климатической карте. Взаимосвязь элементов погоды.
Метеорологические приборы, их устройство, принципы действия. Метеостанция электронная, ее размещение.
Практическая работа №5. Наблюдение погоды.
Практическая работа №6. Установка метеорологических приборов, правила наблюдений.
Практическая работа №7. Обработка и анализ метеонаблюдений.
Практическая работа №8. Построение графиков и диаграмм.
Тема 2.2. Погода (6 ч)
Состояние атмосферы. Понятие погоды. Изменчивость во времени и пространстве. Причины изменчивости. Местные признаки и народные приметы погоды. Описание и предсказание погоды. Погода «плохая и хорошая». Капризы погоды. Стихийные бедствия, связанные с погодой. Синоптические карты.
Погода и растения. Погода и животные. Фенологические изменения. Всемирная служба погоды. Метеорологи. Погода и мировой океан. Погода в горах. Самочувствие и погода.
Погода Кузбасса.
Практическая работа №9. Прогноз погоды по народным приметам и метеонаблюдениям.
Практическая работа №10. Фенологические наблюдения.
Практическая работа №11. Составление элементарной синоптической карты.
Раздел 3. Климат.(15ч.)
Тема 3.1. Элементы климата (7ч)
Закономерности географического распространения метеорологических элементов Земли. Режим тепла и влаги. Неравномерность распределения солнечного тепла и влаги. Температурная инверсия. Солнечная и суммарная радиация. Снежный покров. Распределение атмосферного давления по территории Земного шара. Господствующие ветра. Основные закономерности распределения осадков на Земле. Характер и режим осадков. Испаряемость, коэффициент увлажнения. Атмосферные фронты и вихри. Освещенность и нагревание Земли в течение года. Тепловые пояса. Тропики и полярные круги. Полярный день и полярная ночь.
Практическая работа №12. Изучение аэро- и космических фотоснимков облачности Земли.
Практическая работа №13. Описание климата по климатической карте.
Тема 3.2. Климат (5 ч)
Понятие о климате. Отличие от погоды. Климатические пояса и типы климата. Климаты материков. Климат России. Климатическая поясность и высокогорный климат. Изменение климата во времени.
Практическая работа №14. Обработка наблюдений за высотой Солнца.
Практическая работа №15. Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух поясов.
Практическая работа №16. Составление характеристики климата Кузбасса.
Тема 3.3 Климатообразующие факторы (3ч)
Зависимость климата от географической широты, от близости океанов, от океанических течений, от высоты местности над уровнем океана, от расположения хребтов, размеров и размещения равнин, от господствующих ветров и преобладающих воздушных масс.
Практическая работа №17. Прогноз глобального изменения климата.
Раздел 4. Погода, климат и человек (3 ч)
Использование солнечной энергии, энергии ветра.
Погода и транспорт. Погода и сельское хозяйство.
Искусственный климат. Воздействие человека на погоду и климат. Спорт и погода.
Практическая работа №18. Влияние климата на хозяйственную деятельность человека.
Практическая работа №19.Влияние погоды на здоровье человека.
Раздел 5. Презентация проектов (14 ч)
Тема 5.1. Поиск и изучение различных исследовательских работ по метеорологии.
Теория:Изучение направлений метеорологии, поиск идей. Поиск информации по направлениям метеорологии.
Практическая работа № 20: Подготовка материала для презентации исследовательских работ.
Форма контроля: Собеседование.
Тема 5.2. Создание презентаций
Теория: Правила презентации исследовательских работ.
Практическая работа № 21: Создание презентации исследовательских работ.
Форма контроля: Самоанализ.
Тема 5.3. Итоговое занятие.
Практическая работа №22:Выставка и защита исследовательских работ.
Форма контроля: Сводная таблица мониторинга участия в выставках, конкурсах.
1.4. Планируемые результаты
По окончании обучения по программе учащиеся будут знать:
- значимость изучения атмосферных процессов в природе и жизни человека, отличительные особенности климата Кузбасса от других регионов страны;
- алгоритм работы с приборами и климатическими картами, снимать показания, вести дневник наблюдений и фиксировать результаты наблюдений;
- особенности профессии метеоролога.
уметь:
- конструировать геофизические приборы своими руками;
- самостоятельно и под руководством учителя заниматься исследовательской деятельностью.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Продолжительность освоения программы: 36 недель - учебный год (36 часов) аудиторных занятий и 12 недель (12 часов) - занятия в условиях летнего лагеря, всего 48 часов. Занятия проводятся 1раз в неделю по 1 академическому часу по расписанию, утвержденному директором. Продолжительность занятий 45 мин., перерыв для отдыха между занятиями 10 мин.
Более подробный календарный учебный график составляется ежегодно с учетом названия темы занятия, формы контроля, а также места проведения и формы проведения занятия.
2.2. Условия реализации программы
Особенности организации образовательного процесса. При реализации программы «Метеорология» запланировано участие учащихся в экологических конкурсах городского, областного, всероссийского, международного уровней, экологических мероприятиях. Возможна небольшая коррекция программы-этовыезды и выходы на экскурсии, исследования также возможны в другие сроки, в зависимости от погодных условий. Практическая часть основывается на проведении регулярных замеров параметров среды по программе мониторинга ближайшего окружения и микросоциумов своих административных районов, захватывающих рекреационные зоны прилегающих лесопарков. Распределение часов по темам может варьироваться, теоретические занятия интегрированы с практическими, порядок тем может взаимозаменяться. Занятия могут проводится одновременно со всем составом, по группам или индивидуально.
Материально-техническое обеспечение:
Для реализации программы необходим хорошо освещенный учебный кабинет, рассчитанный на 15 человек с индивидуальным рабочим местом для занятий - стул, стол, шкафы для хранения учебной литературы, наглядных пособий и лабораторного оборудования.
Кабинет для обучения:
Информационное обеспечение
Мультимедийный проектор;
проекционный экран
Компьютеры с выходом в интернет;
Принтер;
Сканер;
Цифровой фотоаппарат.
Лабораторное оборудование:
Микроскопы;
Микроскоп стереоскопический (бинокуляр),
Портативный pH-метр;
Портативный оксиметр;
Портативный измеритель ОВП и температуры;
Набор для оценки чистоты воздуха методом биоиндикации;
Лаборатория "Биологический анализ воды";
Кондуктометр;
Шумомер;
Люксметр;
Бинокль;
Лупы;
Компас;
Спиртовки;
Пробирки стеклянные;
Подставка и держатели для пробирок;
Стеклянные колбы, стаканы;
Штатив металлический;
Стеклянные палочки;
Фильтровальная бумага;
Стеклянная воронка;
Предметные и покровные стекла.
Натуральные объекты:
Коллекция комнатных растений;
Гербарий дендрологический;
Коллекция камней;
Гербарий растений;
Почва;
Глина, песок, щебень.
Методические ресурсы.
Для реализации программы в ее учебно-методический комплекс (УМК) включены 5 кейсов: Кейсы для исследования состояния окружающей среды в целом «Мутации вокруг нас», направленный на оценку уровня загрязнения окружающей среды и их влияния на компоненты живой природы. Кейсы для исследований загрязнения воды «Вода живая и мертвая», направленный на экологический мониторинг водоемов методами биоиндикации и биотестирования. Кейсы для исследования загрязнения воздуха. Кейсы для исследования состояния почвы ,в котором рассматривается биологическая активность почв как показатель загрязнения. В каждом кейсе содержатся: Контекст кейса - краткое введение в суть вопроса, шаблон схемы «Человек-Природа-Общество».
Кадровое обеспечение.
Осуществлять педагогическую деятельность может педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее специально педагогическое образование, прошедший курсовую подготовку.
В ходе реализации программы педагогу отводится роль тьютора. Ему нужно не «диктовать» последовательность действий учащимся, а постараться увлечь учащихся. Проблематика кейсов программы разнообразна (гидробиология, почвоведение, экология, лесоведение и т.д.), но это не предполагает, что тьютор должен досконально разбираться во всех направлениях. Важнее другое - его способность «вчитаться» в контекст кейса, подсказать, где можно найти дополнительную информацию, а самое главное- проследить за соблюдением учащимися методологии исследования: объективности наблюдения, точности эксперимента, корректности занесения данных в таблицы и графики и т.п.
Кейс-метод, или метод конкретных ситуаций, - неигровой имитационный активный метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей - навыки групповой работы.
2.3. Формы аттестации / контроля
Для оценки результативности учебных занятий применяется входящий, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Входящий контроль проводится в начале года с целью выявления образовательного, творческого потенциалов детей и их способностей (формы проведения: собеседование, анкетирование, входное тестирование).
Текущий контроль проводится с целью систематического повторения пройденного материала на последующих занятиях и определение готовности обучающихся к восприятию нового материала (формы проведения: тестовые задания, мини-опросы, игры-задания, викторины).
Промежуточный контроль проводится по окончании изучения раздела с целью обобщения занятий по теме (формы проведения: мини-опрос, творческие задания, зачеты, участие в конкурсах и конференциях).
Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью определения изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей, определение результатов обучения(форма проведения: защита проекта, исследовательской работы).
Усвоение материала контролируется при помощи педагогического наблюдения за выполнением практических заданий и работ.
2.4. Оценочные материалы
Промежуточная аттестация:критерии должны соотноситься с определенными параметрами результативности. Их можно представить в виде таблицы:
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Число баллов | Методы диагностики |
Теоретическая подготовка | ||||
Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы | Соответствие теоретических знаний программным требованиям | -практически не усвоил теоретическое содержание программы; -овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой; - объем усвоенных знаний составляет более ½; -освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретныйпериод | 0 1 2 3 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
Владение специальной терминологией | Соответствие практических умений и навыков программным требования | -практически не овладел умениями и навыками; -овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков; -объем усвоенных умений и навыков составляет более ½; -овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период | 0 1 2 3 | Наблюдение, контрольное задание |
Практическая подготовка | ||||
Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематич. плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | -практически не овладел умениями и навыками; -овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков; -объем усвоенных умений и навыков составляет более ½; -овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период | 0 1 2 3 | Наблюдение, контрольное задание |
Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | -не пользуется специальными приборами и инструментами; -испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием; -работает с оборудованием с помощью педагога; -работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей | 0 1 2 3 | Наблюдение, контрольное задание |
Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | -начальный (элементарный) уровень развития креативности- ребенок в состоянии выполнять лишь простейшиепрактические задания педагога; -репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца; -творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога; -творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно. | 0 1 2 3 | Наблюдение, контрольное задание |
2.5. Методические материалы
Содержание, методы и приемы обучения данной Программе направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого учащегося, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
Формы проведения занятий:
Беседа. Используется для развития интереса к предстоящей деятельности; для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний.
Практическое занятие. Используется для углубления, расширения и конкретизации теоретических знаний; формирования и закрепления практических умений и навыков, приобретения практического опыта; проверки теоретических знаний.
Исследовательская работа.Направлена на проведение исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, формирования навыков самостоятельной работы.
Игра. В программу включены разнообразные игровые ситуации, которые дают возможность заинтересовать учащихся, вовлечь в творческую деятельность, раскрыть творческие способности.
Экскурсия. Позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные объекты, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях.
Круглый стол. Проводится с целью совместного обсуждения определенной проблемы.
Защита проекта. Используется с целью представления проделанной работы, формирования навыка публичного выступления.
Природоохранная акция. Используется для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде.
Конкурс. Проведение конкурсов способствует выявлению и развитию творческих способностей учащихся, повышению уровня учебных достижений, стимулирует познавательную активность, инициативность, самостоятельность ребят.
Выставка работ. Используется для демонстрации результата работы учащихся творческого объединения; повышения мотивации и интереса; для подведения итогов.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
словесный – устное изложение, беседа, рассказ.
наглядный – показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ, работа по образцу.
практический – выполнение работ по схемам, инструкционным картам.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично -поисковый – участие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятии:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы с учащимися в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий учащимися, решение проблем.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
фронтальная – при беседе, показе, объяснении;
коллективная – при организации проблемно-поискового или творческого взаимодействия между учащимися;
групповая (работа в малых группах, парах) – при выполнении лабораторных опытов, исследовательских работ.
Индивидуальная - при выполнении лабораторных опытов, исследовательских работ.
2.7. Список литературы для педагога
1.Адамов П.Н. Местные признаки погоды. С.-П. Гидрометеоиздат, 2018
2.Алисов Б.П., Полтараус Б.В. Климатология. Изд-во МГУ, 2020
3.Астапенко П.Д. Вопорсы о погоде. Л., Гидрометеоиздат, 2019
4.«Атмосфера Земли». Сборник. М., Гос.изд-во культ.-просвет.лит.,
5.Бороздинов Н.М. Самостоятельные работы учащихся по географии. М., Учпедгиз, 2022
6.Бугаев В.А. Новое в прогнозировании погоды. М., Гидрометеоиздат, 2018
7.Гусев А.М. Климат и погода. М., «Наука», 2020
8.Дубинский Г.П., Гуральник И.И., Мамиконова С.В. Метеорология. С.-П., Гидрометеоиздат, 2019
Список литературы для учащихся
1.Пфейфер Ф. Погода интересует всех. С.-П., Гидрометеоиздат, 2019
2.Сухорукова А.В. Работа на географической площадке. М., «Просвещение», 2018
3.Чернихова Е.Я. Изучение климата на уроках географии. М., «Просвещение», 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...