Проект по теме «Профориентация – выбор будущей профессии»
проект (7 класс)

 Счастлив тот школьник, который знает наверняка, что он умеет и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни. Но если выпускник школы не знает куда, в какое профессиональное русло направить свои усилия? Родители, как правило, настаивают на освоении школьником той профессии, которая обеспечит его высокий социальный статус и материальное благосостояние, а если ещё и школьные оценки по конкретному предмету высоки, то поступление в  определенный  ВУЗ  может  оказаться  неизбежным. Как правило, уже на первом  курсе  студент  начинает  понимать: его эта специальность  или  нет. Тех, кто  удовлетворён  своим  выбором, единицы.

      К сожалению, такая ситуация не редкость. Что  же  делать?  

      Цель  проекта:  сформировать поэтапное  представление у  обучающихся  осознанного  выбора  профессии.

Задачи:

· познакомить  обучающихся с различными  профессиями  и  их  особенностями;

· создать макет «Город профессий»;

· акцентировать  внимание  обучающихся  на  нравственной  составляющей  при  выборе  будущей  профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vybor_budushchey_professii.docx45.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Горненская средняя общеобразовательная школа

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

«Профориентация – выбор будущей профессии»

Изукина Светлана Александровна,

учитель  математики и физики

МАОУ  Горненской СОШ

Зейского района  Амурской области

2022 год

«Если вы удачно выберите труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас».

К.Д. Ушинский.

Актуальность проекта

      Счастлив тот школьник, который знает наверняка, что он умеет и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни. Но если выпускник школы не знает куда, в какое профессиональное русло направить свои усилия? Родители, как правило, настаивают на освоении школьником той профессии, которая обеспечит его высокий социальный статус и материальное благосостояние, а если ещё и школьные оценки по конкретному предмету высоки, то поступление в  определенный  ВУЗ  может  оказаться  неизбежным. Как правило, уже на первом  курсе  студент  начинает  понимать: его эта специальность  или  нет. Тех, кто  удовлетворён  своим  выбором, единицы.

      К сожалению, такая ситуация не редкость. Что  же  делать?  

      Цель  проекта:  сформировать поэтапное  представление у  обучающихся  осознанного  выбора  профессии.

Задачи:

  • познакомить  обучающихся с различными  профессиями  и  их  особенностями;
  • создать макет «Город профессий»;
  • акцентировать  внимание  обучающихся  на  нравственной  составляющей  при  выборе  будущей  профессии.

Постановка проблемы

      Один  из  важнейших  вопросов, который  возникает  в  жизни  каждого человека – это  выбор  профессии. Правильный  ответ  на  этот  вопрос  сегодня  очень  актуален, потому что радикально изменились экономические условия, быстро  меняется  рынок труда. Молодым людям всё труднее воспользоваться советом  и  опытом  своих  родителей, учителей  и  друзей.

       Планирование  карьеры – личное  дело  каждого  человека, высшее  проявление его свободы и ответственности. Молодой человек, живущий в обычном  российском  городе, выбирает  в  среднем  из  700  профессий, а  житель Москвы – из  2-3  тысяч  профессий.  При  слабом  знании  мира  профессий, рынка труда  и  своих  возможностей  выбор  делается  практически  вслепую.

      Парадокс  выбора в  том, что, с  одной  стороны, каждая  профессия – это целый мир, на изучение которого нужны годы. С другой стороны, прежде чем выбрать профессию, надо заранее знать, из чего выбирать. Поскольку мир профессий изменчив, он должен быть предметом постоянного изучения, отслеживания.

      Число профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследований, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20 профессий. Изучение  мотивов  выбора  профессии  школьниками  показало, что  большую роль  в  этом  играют  советы  окружающих: 25% подростков выбирают профессию под влиянием  друзей, 17% – по  совету  родителей, 9% – под  влиянием  СМИ. Ещё  9% учитывают близость вуза к дому, и  только  40%  подростков  выбирают профессию, ориентируясь  на  содержание  деятельности.

      Проект  нацелен  на  оказание  помощи  в  профессиональном самоопределении  школьников  и  ответа  на  вопросы:

  • чем  надо  руководствоваться  при  выборе  профессии;
  • как оценить свои профессиональные склонности и способности и найти им соответствие  в  мире  профессий;
  • что такое  рынок  труда  и  как  планировать  своё  профессиональное  будущее.

Объектом исследования является процесс профессионального самоопределения.

Предметом исследования являются условия самоопределения подростков.

Гипотеза: предполагаем, что полученная информация об уровне профессионального самоопределения обучающихся поможет классным руководителям сельских общеобразовательных учреждений в дальнейшей работе по профориентации.

Методы исследования:

  • Изучение  научной литературы и периодических изданий.
  • Диагностические исследования.
  • Анализ собственной системы работы по данной проблеме.

Как  правильно  и  осознанно  выбрать  профессию

      Школьник, решая  вопросы  профессионального  самоопределения, выбора  жизненного  пути, исходит  из  складывающихся  у  него  основных  жизненных  идеалов, позиций, убеждений, ценностных  ориентаций. Мы  решили  выяснить, с  какими  профессиями  связывают  своё  будущее  наши  будущие  выпускники. С  этой  целью  был  проведён  социальный  опрос  среди  обучающихся  8 – 11 классов  МАОУ Горненская СОШ.  Ребятам  был  задан  вопрос: какую  профессию  вы  бы  хотели  получить?

После  чего  был  получен  следующий  результат:

Класс

Опрошено

Всего  учащихся  приняло  участие  в  опросе

8

9

9

7

10

3

11

1

20

 

     Из  этой  диаграммы  видно, что  школьники  практически  не  ориентируются  в  мире  профессий, диапазон  специальностей, на  которые  нацелены  учащиеся, очень  узок. В  ответах  было  названо  10 профессий, в  то  время  как  их  насчитывается  около  40  тысяч.

     Как  видно  из  диаграммы, победителями  стали  следующие  профессии: машинист поезда, водитель, юрист, хореограф, дизайнер интерьера.  Эти  результаты  подтолкнули  к  мысли  о  том, что  работу  по  профориентации  нужно  начинать  проводить  с  5  класса  для  того, чтобы  избежать  ошибок  в  самоопределении  и  расширить  представление  школьника  о  разнообразии  трудовой  деятельности  человека.

      Причины,  приводящие  к  ошибочному  выбору  профессии, можно  условно  разделить  на  три  группы:

  1. Недостаточная  информированность  о  профессиях.

      Как  правило, школьники почти не обладают информацией о содержании профессии. Хотят быть бухгалтерами, но дальше фразы «бухгалтер начисляет зарплату»  их представления об этой профессии не идут. Выбирают профессию юриста и не могут сказать, чем он занимается.

      Многие родители, к сожалению, не могут дать совет детям в профессиональном выборе именно потому, что сами мало знают о профессиях, не задумываются над тем, будет ли профессия нравственно, социально, психологически соответствовать склонностям детей.

      Не так часто встречаются старшеклассники, которые понимают, что любая профессия имеет объективные минусы. Вот лишь краткий перечень таких трудностей:

  • сложности  с  трудоустройством;
  • длительное  время  профессиональной  подготовки;
  • трудности  в  согласовании  профессиональных  и  личных  планов;
  • сложности  в  оценке  результатов;
  • профессиональные  риски  для  здоровья, как  физического, так  и психологического.
  1. Группа  ошибок,  связанных  с  незнанием  себя.

      Для правильного выбора профессии необходимо разбираться в себе, правильно оценивать свои слабые и сильные стороны, давать  объективную оценку своим  способностям.

      Во многих случаях школьники неадекватно оценивают свои способности. К нежелательным последствиям приводит как их переоценка, так и недооценка. В первом случае это может привести к негативным результатам на вступительных экзаменах или во время учебы в ВУЗе. Во втором – вместо желаемой специальности, получение которой связано с прохождением большого конкурса, нередко выбирают другую, более надежную профессию, с точки зрения  попадания  в  учебное  заведение.

      Разобраться в себе, своих личностных особенностях, реально оценить их –  трудная  задача для подростков.   Им необходим совет авторитетного человека и, прежде всего, родителей. Любая профессия предъявляет определенные и порой достаточно жесткие требования к личности  работающего, его  физического  состояния здоровья. Учащиеся  часто  склонны  переоценивать  своё здоровье, не замечать  незначительные,  с  их  точки  зрения,  «болячки».   Поэтому  в вопросе профессиональной пригодности подростков вмешательство родителей будет  вполне  уместно  и  даже  необходимо, но  опять  же  при  условии, что  сами родители  знают  медицинские  противопоказания  по  профессиям, интересующим  их  детей.

  1. Незнание  правил  выбора  профессий.

      Выбирать по душе надо не только профессию, но и связанный с нею образ жизни. Для одних профессий необходима усидчивость, для других – характерен постоянный риск. Один человек не терпит монотонности, другой не выносит суеты. Следовательно:

  • нельзя  относиться  к  профессии, как  к  чему-то  вечному, неизменному;
  • не надо поддаваться рекламным стереотипам, необходимо знать не только о радужной стороне профессии, но  и  о  теневой;
  • не может быть надежным и мотивированным выбор профессии за компанию с друзьями, одноклассниками.

     Многие подростки после девятого класса идут в десятый из-за неосознанной боязни расстаться с привычным окружением, многие не могут ясно определить своё будущее и тянутся к тем, кто увереннее и смелее делает выбор. Получается, что выбирают  не  свою профессию, а  профессию  друга.

      Выбирая профессию, путь  её  получения, подростки и родители часто упускают из виду еще одну немаловажную проблему – возможность трудоустройства  по  выбранной  профессии  после  окончания  учебного заведения.

      Это распространенные ошибки при выборе профессии. Чтобы  их  избежать, необходимо  работу  по  профориентации  начинать  как  можно  раньше.

Для того, чтобы ребятам помочь самоопределиться в профессии, в рамках классного часа,  с обучающимися 7 класса создали макет «Город профессий». Перед его созданием, ребята ознакомились с понятиями профессия, должность и специальность, научились  различать эти понятия. В ходе ролевой игры «Угадай профессию» научились характеризовать определенную профессию.

При создании макета, ребята опирались на  свои предпочтения в будущей профессиональной деятельности. Исходя из этого, они определили объекты деятельности и обозначили относящиеся к ним профессии.

В завершении классного часа обучающимся были вручены брошюры.

Так как я являюсь классным руководителем у обучающихся 7 класса, планирую разработать план работы по профориентации со своими учениками, начиная с 8 класса. В план будут внесены: круглые столы по профориентации, тестирования и анкетирования, тренинги, классные часы, родительские собрания, экскурсии на производственные предприятия.

Ожидаемые  результаты:  к  9, 11  классу  мы  получим  подготовленного  к  осознанному  и  ответственному  выбору  сферы  будущей  профессиональной  деятельности  человека, знающего  способы  получения  образования.

Подобный  план  будет составляться  на  все  последующие  классы  с  изменением  тематики  профессиональных  проб.

Заключение

      Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло – это огромная удача. Труд должен приносить человеку радость, в таком случае хорошие результаты не заставят себя ждать. Кем бы ни стал человек: строителем или учителем, программистом или художником, артистом  или  писателем, - работа  должна  доставлять  ему  радость.

Профессий  много  на  Земле,
И  каждая — важна.
Решай, мой  друг, кем  быть  тебе,
Ведь  жизнь  у  нас  одна.

Список  используемой литературы:

  1. Бондарев  В.П., Кропивянская  С.О. Успешный  выбор  профессии. – М.: ВАКО, 2015. – 144 с.
  2. Грецов  А.  Выбираем  профессию. Советы  практического  психолога. – Питер, 2005.
  3. Махаева  О.Л., Григорьева  Е.Е.  Я  выбираю  профессию. – М.: УЦ «Перспектива», 2005.
  4. Основы  выбора  профессии. Факультативный  курс  для  выпускников  школ, часть 3. – Вологда, 1997.
  5. Психологическое  сопровождение  выбора  профессии. Под  ред.  Л.М.Митиной. – М.:Фликта, 2003.
  6. Н.С. Пряжников «Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники» Москва «ВАКО» 2008 г.
  7. Профессиограммы  специалистов  представлены  на  сайте: http://profigrama.ru/profession/all

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Открытый урок для 9 класса по теме "Выбор будущей профессии"

Открытый урок в 9 классе по теме "Выбор будущей профессии", форма работы - групповая.Методическая разработка урока английского языка в 9 классе по теме  «What profession to choose?» по курсу «Enj...

Классный час по профориентации в 9 классе прошел под названием «Кем быть? Или выбор будущей профессии».

В начале классного часа учащиеся с интересом прошли тест  - опросник «Сфера профессиональных предпочтений учащихся» по методики Йовайши.Тестировалось 16 человек.Результаты:Сфера работы с людьми –...

Урок английского в 10 классе по теме "Трудный выбор будущей профессии"

Данную разработку урока можно использовать при изучении раздела "Is it easy to be young?".В 10 классе многие учащиеся решают начинать готовиться к сдаче ЕГЭ по английскому языку, поэтому пра...

проект по профориентации "Моя будущая профессия"

Обоснование выбора темы проекта Заканчивая школу, многие учащиеся оказываются перед выбором: куда пойти учиться? Это важный шаг в жизни, определяющий будущее человека. В этом могут помочь советы учите...

Классный час по профориентации для учащихся 7 - 9 классов Тема. «В поисках будущей профессии»

Аннотация Создание условий для профессионального самоопределения детей – одно из важных направлений в работе классного руководителя выпускного девятого класса. Этот классный час – про...

Проект(шаблон) по профориентации "Моя будущая профессия"

Шаблон для выполнения итогового проекта...