Учебная программа для учащихся с ВОЗ
рабочая программа
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
«ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
АДООП "Основы музыкально-творческого развития" | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
г. Ярцево Смоленской области
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
«ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Ярцево 2022 г.
РЕЦЕНЗИЯ
на адаптированную программу учебного предмета «Музыка» по адаптированной дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Основы музыкально-творческого развития» для учащихся с ограниченными возможностями развития.
.
Настоящая адаптированная программа учебного предмета «Музыка» со сроком обучения 1 год предназначена для реализации адаптированной дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Основы музыкально-творческого развития» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа составлена в соответствии с «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеобразовательных программ в области искусств», направленными письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. №191-01-39/06-ГИ, которые являются обязательными при ее реализации детскими музыкальными школами.
Данная программа реализует установленные письмом Министерства культуры Российской Федерации рекомендации к минимуму содержания, структуре и условиям реализации общеразвивающих общеобразовательных программ в области искусств и осуществляется детскими музыкальными школами при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Адаптированная программа включает следующие разделы: пояснительную записку, содержание учебной дисциплины, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, систему оценок, методическое обеспечение учебного процесса и списки рекомендуемой нотной и методической литературы.
Программа содержит информацию о знаниях, умениях и навыках для 1 года обучения, указан подробный репертуарный список. Выделены основные формы контроля, система оценок результата обучения.
Данная программа учебного предмета «Музыка» со сроком обучения 1 год по адаптированной дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Основы музыкально- творческого развития» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является методическим пособием и может быть рекомендована для реализации в учебном процессе Детской школы искусств.
Преподаватель высшей квалификационной категории
Аннотация
к адаптированной дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства
«Основы музыкально-творческого развития» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Учебный предмет «Музыка»
Срок обучения 1 год.
Программа учебного предмета «Музыка» предназначена для реализации, адаптированной дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Основы музыкально- творческого развития» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа составлена в соответствии с «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеобразовательных программ в области искусств», направленными письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 г.
Данная программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности развития обучающихся и направлена на выявление одарённых детей в области музыкального искусства, приобретение детьми знаний, умений и навыков, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности.
Структура программы учебного предмета «Музыка» включает:
- пояснительную записку;
- содержание учебного предмета;
- формы и методы контроля, систему оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса;
- список рекомендуемой нотной и методической литературы.
Структура программы
І. Пояснительная записка
- Законодательная база
- Актуальность образовательной программы
- Срок реализации образовательной программы
- Учебный план
-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию образовательной программы
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи образовательной программы
- Структура программы
- Методы обучения
-Описание материально-технических условий реализации образовательной программы
Годовые требования
- Формы и методы контроля
- Kpиmepии оценки
- Методическое обеспечение учебного процесса
-Методические рекомендации преподавателям
- Список рекомендуемой методической литературы
І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Законодательная база
Адаптированная программа учебного предмета «Музыка», входящая в состав адаптированной общеразвивающей программы «Основы музыкально- творческого развития» для детей с OB3 разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06- ГИ, методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей (утвержденным МО и Н РФ от 29.03.2016 № BK — 641/09), а также с учетом педагогического опыта в области музыкального исполнительства и художественного творчества в ДШИ.
Актуальность учебного предмета
Актуальность включения учебного предмета «Музыка» в комплекс предметов адаптированной общеразвивающей программы «Основы музыкально-творческого развития» для детей с ограниченными возможностями здоровья продиктована поиском новых возможностей развития, реабилитации и социализации детей с OB3, возможностью выбора ребенком с OB3 своего индивидуального образовательного пути, увеличения пространства, в котором может развиваться личность ребёнка, обеспечивая ему «ситуацию ycпexa».
Музыкальное искусство издавна признавалось важным средством формирования духовного мира человека. Современное образование признает незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей, развитие личностных качеств, направленных на уважение и признание духовных и культурных ценностей других народов, формированию эстетических потребностей и чувств. Ценность учебного
предмета «Музыка» заключается в художественно-эстетическом развитии детей с OB3, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке. На занятиях создаются условия для развития художественных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, формирования эстетического вкуса, улучшения физического развития и эмоционального состояния детей.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к коллективному музицированию, которое способствует развитию творческой фантазии.
Программа адаптирована для детей с различными нарушениями здоровья. Репертуар подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей воспитанников, их вокальных данных.
Адресность программы учебного предмета
Программа адресована для детей 8-12 лет, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (расстройствами аутистического спектра, ментальными нарушениями, задержкой психического развития, ДЦП, соматическими заболеваниями, синдромом Дауна, нарушениями зрения,
сложной структурой дефекта и др.). На программу имеющие ограничений к данному виду занятий. | принимаются | дети, не |
Цель: | ||
Приобщение детей и подростков к искусству | ансамблевого | пения и |
коллективного музицирования, а так же развитие мотивации к творчеству, творческой инициативы, гармонического, мелодического, вокального и эстетического слуха, певческого дыхания, артистической смелости и самостоятельности, умения чисто интонировать; формирования высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами музыкального искусства
Задачи:
- Сформировать навыки певческой установки обучающихся;
- Сформировать вокальные навыки;
- Сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
- Обучить приемам самостоятельной работы, самоконтроля;
- Сформировать стереотипы координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.
- Создать условия для социальной адаптации и социального взаимодействия;
- Развить гармонический и мелодический слух;
- Совершенствовать речевой аппарат;
- Развить вокальный слух;
- Развить певческое дыхание;
- Развить преодоление мышечных зажимов;
- Развить артистическую смелость и непосредственность ребенка, его самостоятельность;
- Расширить диапазон голоса;
- Развить навыки музицирования в коллективе;
- Воспитать эстетический вкус учащихся;
- Воспитать интерес к певческой деятельности и музыке в целом;
- Способствовать формированию воли, дисциплинированности;
- Воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность — высокие нравственные качества;
- Воспитать готовность и потребность к музыкальной деятельности.
Продолжительность программы учебного предмета
Срок реализации программы — 1 год. Форма обучения: индивидуальная.
Режим занятий: 2 занятия в неделю, общее количество в год — 66 часов. Продолжительность занятия — 30 минут.
Возраст детей, участвующих в реализации данного учебного предмета - 8- 12 лет. В объединение дети принимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься ансамблевым пением.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач образовательной программы учебного предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструментах, коллективное пение);
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Материально-технические условия реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио- и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно- методической и нотной литературой. Занятия проходят в аудитории, которая оснащена музыкальным инструментом (фортепиано), звукотехнической аппаратурой, набором инструментов детского шумового оркестра.
II. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.
Развитие начальных навыков коллективного музицирования (ансамблевого пения, исполнения простых музыкальных произведений в аранжировке для инструментов детского шумового оркестра). В течение учебного года педагог прорабатывает с учениками столько музыкальных произведений, сколько позволяют индивидуальные особенности данной группы.
В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать нотную грамоту: современную систему линейной нотации, устройство нотного стана, нотную запись; получают сведения о творчестве композиторов классиков и современности.
Календарно-тематический план
Календарные сроки | Темы и содержание занятий |
I Полугодие I,II Четверть | Организация первоначальных вокально-певческих навыков. Певческая установка. Певческое дыхание. Пение простейших мелодий в среднем регистре звучания голоса. Работа над дыхательными и артикуляционными упражнениями (на звуке и без него). Упражнения на координацию голоса и слуха. Знакомство с различными музыкальными инструментами шумового оркестра. Разучивание простых песенок-попевок, песен из мультфильмов. |
II Полугодие III,IV Четверть | Овладение на практике различными приемами звуковедения. Активизация артикуляционного аппарата. Ознакомление с комплексом распевочных голосовых упражнений. Пение несложных песен в удобной тесситуре, классических и современных композиторов. Знакомство с термином «инструменты телесного оркестра», музицирование и импровизация со звучащими местами. Активное слушание музыки с помощью инструментов шумового оркестра. |
Ожидаемые результаты (после прохождения учебного предмета) В обучении:
- будет уметь соблюдать при пении певческую установку;
- будет стараться чисто интонировать;
- научится петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением инструмента;
- будет понимать дирижерские жесты и следовать им; В развитии:
- будет уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя;
- будет иметь развитый гармонический и мелодический слух;
- будет иметь усовершенствованный вокальный слух;
- будет уметь преодолевать мышечные зажимы;
- будет иметь более сформированный и скоординированный голос;
- будет иметь более развитое чувство ритма. В воспитании:
- будет иметь эстетический вкус;
- будет испытывать интерес к певческой деятельности и музыке в целом;
- будет иметь опыт коллективного музицирования и навыки импровизации.
Программа первого года обучения:
10-15 коротких сочинений песенного репертуара.
Детские песни различного характера и стиля, современных и классических композиторов. Инструментальные миниатюры в сопровождении детских шумовых инструментов.
Форма контроля:
- полугодие: контрольный урок — 1-2 песни различного характера.
Возможно, с использованием детских шумовых инструментов.
- полугодие: контрольный урок - две песни различного характера. Инструментальная композиция с использованием детских инструментов (шумовой оркестр).
Требования могут меняться как в сторону облегчения, так и в сторону усложнения, в зависимости от возможностей группы.
Возможно проведение контрольного урока в форме участия в школьном концерте.
III. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.
Критерии оценки
Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому изучаемому предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.
Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, учитывающие специфику физических и интеллектуальных данных детей с OB3, особенности их развития. Они включают в себя типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков в области музыкального и изобразительного искусства.
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.
Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в классных концертах, мероприятиях культурно- просветительской, творческой деятельности школы.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу для детей с OB3, следует учитывать:
- степень индивидуальных возможностей и способностей учащихся с OB3;
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления,
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности,
- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений;
Оценка | Kpиmepии оценки |
5 «Отлично» | Эмоциональное и яркое исполнение выученных песен без ошибок в тексте или мелодии. Чистая интонация. Точное воспроизведение ритмических рисунков. Понимание художественного образа произведений и высказывание об этом. Демонстрация навыков осмысленной и художественной игры на детских шумовых инструментах. |
4 «Хорошо» | Исполнение выученных песен с незначительными ошибками в тексте, ритме. Нечеткое вступление и завершение исполнения. Допускается незначительная неточность интонирования. Понимание художественного образа произведений. |
3 «Удовлетворительно» | Исполнение выученных песен со значительными ошибками в тексте, ритме. Нечеткое вступление и завершение исполнения. Неточная интонация. Неэмоциональное исполнение. Игра на детских шумовых инструментах невыразительная, неритмичная. |
2 «Неудовлетворительно» | Не рекомендуется применять данную оценку в случае демонстрации слабых музыкальных навыков и умений учащимся с OB3 |
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Для детей с ограниченными возможностями здоровья при выборе программы предпочтительнее выбирать произведения с несложными ритмическими рисунками, в умеренных темпах, небольших по объему в соответствии с состоянием их здоровья, физическими возможностями. Следует чередовать пение с играми, двигательными разминками, игрой на музыкальных инструментах, дыхательными и физическими упражнениями которые способствует развитию концентрации внимания, расширению объема выдоха, улучшают кровообращение, создают дополнительные условия для освоения учебного материала.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов. Большое значение имеет репертуар. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо знакомить учащихся с композиторами. Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие
- для показа в условиях класса, третьи — с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития, природных способностей, состояния здоровья.
Для достижения оптимальных результатов на музыкальных занятиях целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме:
- Приветствие;
- «Свободное движение»;
- Ритмическая разминка;
- Упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития речевых и мимических движений;
- Пение;
- Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах;
- Танцы, хороводы;
- Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам;
- Прощание.
Особая специфика занятий состоит в следующем:
- структура проведения занятий вариативна в различных группах;
- один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению произведения педагогом;
- музыкальный материал частично дублируется в разных группах для преемственности. В процессе занятий некоторые дети значительно продвигаются в своём развитии, либо начинают вести себя деструктивно
в связи с чем возникает необходимость перевода их в другие группы. В этом случае детям легче вливаться в новую группу, зная музыкальный материал;
- при необходимости присутствуют родители (помощь в передвижении по залу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложностями ориентировки в пространстве, выполнение задания вместе с ребёнком - «рука — в руке», при длительной социальной депривации; знакомство с новым музыкальным материалом; освоение приёмов взаимодействия с ребёнком; наблюдение за динамикой его развития);
- ведущий — ключевая фигура на занятии, на него ориентируются все присутствующие дети и взрослые. Он организовывает ход занятия, предлагает задания, дает инструкции, следит за выполнением правил. Остальные взрослые (родители и педагоги) являются равноправными участниками занятия и вместе с детьми выполняют все задания. По мере расширения возможностей детей количество оказываемой им помощи и взрослых участников уменьшается.
- на занятии создаётся безоценочная атмосфера особо доверительных отношений, где возможно быть принятым окружающими без всяких условий.
- СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. | Бурно М. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина,1989 |
2. | Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. —М.: педагогика,1989 |
3. | Копытин А. Практикум по арт-терапии СПб.:Москва, Харьков, Минск,2000 |
4. | Коротышева Е.Н. Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными р возможностями СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010 |
5. | Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977 |
6. | Рыбакова С. Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. — CП6.: Речь, 2007. |
7. | « «Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей.» Игры звуками. — СПБ.: Музыкальная палитра, 2003. |
8. | «Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Монография.» — М.: УPCC, 2003. |
9. | «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» - Материалы семинара №1 — Москва 2009. |
10. | Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» |
11. | Рекомендации по организации образовательной деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств от 23 ноября 2013 г. №191-01-39/06 - гИ. |
12. | Фришман И.И. Требования к адаптации программ дополнительного образования с учётом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Москва, 2014 г. |
13. | ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа по психологическому развитию учащихся 5-11классов на 2011-2012 учебный год
Основная цель программы – формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся, формирование человека, способного к самовоспитанию и саморазвитию, человека самосоверше...
ПЛАН- ГРАФИК прохождения учебной программы по физической культуре с учащимися 5 класса на 2012 – 2013 учебный год.
ПЛАН- ГРАФИКпрохождения учебной программы по физической культурес учащимися 5 класса на 2012 – 2013 учебный год....
Учебная программа для учащихся Школы искусств" ЖИВОПИСЬ"
: программа по живописи разработана на базе типовой программы для детских художественных школ (художественных отделений школ искусств) Министерства культуры СССР с использованием методичес...
Рабочая учебная программа для учащихся 8-го класса коррекционной школы
Рабочая учебная программа (далее рабочая программа) по социально-бытовой ориентировке для учащихся 8 класса разработана на основе программы для 5-9 клас...
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юниор» на основе учебной программы «Физическая культура» для учащихся 1-4 классов.
Пояснительная запискаРабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юниор» разработана на основе Федерального государственного образо...
Учебная программа для учащихся 9 классов
Рабочая программа для учащихся 9 классов...
Рабочая учебная программа основного начального образования по предмету ритмика для учащихся 2 класса с интеллектуальными нарушениями НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая учебная программа основного начального образования по предмету ритмика для учащихся 2 класса с интеллектуальными нарушениями НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД ...