Особенности межличностных взаимоотношений в команде юных баскетболистов
статья
В статье рассматривается вопрос построения межличностных связей между юными баскетболистами на этапе начальной подготовки, оказывающими влияние на воспитательный процесс, а также, прежде всего, на спортивный результат. Представлены результаты исследования показателей взаимоотношений в спортивном коллективе и критериев социально-психологического климата в нем. Выявлены социально-психологические особенности в поведении юных баскетболистов 10-12 лет на этапе начальной подготовки. Раскрыты воспитательные возможности обучения юных спортсменов в группах разного возраста, охарактеризованы особенности внутригруппового взаимодействия воспитанников в процессе тренировочной и вне тренировочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_mezhlichnostnyh_vzaimootnosheniy_v_komande_yunyh_basketbolistov.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 159.922.27
ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОМАНДЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ 10-12 ЛЕТ
Клюев Тимофей Владимирович
Аннотация. В статье рассматривается вопрос построения межличностных связей между юными баскетболистами на этапе начальной подготовки, оказывающими влияние на воспитательный процесс, а также, прежде всего, на спортивный результат. Представлены результаты исследования показателей взаимоотношений в спортивном коллективе и критериев социально-психологического климата в нем. Выявлены социально-психологические особенности в поведении юных баскетболистов 10-12 лет на этапе начальной подготовки. Раскрыты воспитательные возможности обучения юных спортсменов в группах разного возраста, охарактеризованы особенности внутригруппового взаимодействия воспитанников в процессе тренировочной и вне тренировочной деятельности. Педагогическое воздействие тренера на спортсмена должно стать главным средством управления командой: правильно активизировать свое поведение, внушить уверенность, правильно соотносить цель и средства ее достижения, трезво оценивать игровую ситуацию при взаимодействии с игроками на площадки без проявления паники. Успех выхода из этой ситуации зависит от индивидуальных качеств спортсмена и его подготовленности.
Ключевые слова: межличностные взаимоотношения, командная спортивная деятельность, эффективность деятельности баскетболистов, начальная подготовка, учреждение дополнительного образования.
STUDING OF THE INTERPERSONAL RELATIONSHIP IN THE BASKETBALL TEAM (AGE 10-12)
Kliuoev Timofey Vladimirovich, the aspirant,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg.
Annotation. This research work views the question of how young basket players make the interpersonal connections during the period of basiс training. This influeces the educational process and the achievements in sport as well. Here you can find the results of studing the indicators of relationships in team and standards of the socio-psycological climate in it. Socio-psychological features were identified in the behavior of young basketball players 10-12 years old during initial training. Educational opportunities of training were revealed for young athletes in different age groups. Features of the interaction of pupils in groups were characterized in the process of training and out training activities. Pedagogical influence of the coach should become the main method of the team managing: couch must activate the behavior of the players, inspire them, define the goal and methods, see the situation evenly and cooperate with the team. Finding the solution to the problem depends on the individual traits of the sportsman and his readiness.
Keywords: interpersonal relationship, team sport activity, efficiency of the player’s activity, basic training, institution of additional education.
На сегодняшний день умения распознать и учитывать индивидуально-личностных особенности юных воспитанников, в условиях современной педагогической реальности, является одной из важнейших составляющих компетентности тренера-преподавателя [5].
По свидетельству специалистов, занятие спортом служат отличным средством для воспитания личности, нравственного долга и ответственности в силу самодеятельных начал, на которых они осуществляются [2]. Формально развивая личность, в любом случае, в содержательном смысле спорт может влиять на нее и положительно и отрицательно. Характер влияния занятий спортом на личность и, прежде всего, на мораль, зависят от системы нравственных ценностей общества, в котором живет юный спортсмен, отношений в конкретном коллективе, и, соответственно, направленности воспитательной работы, которая с ним ведется. Поэтому при внимании тренера-педагога к поведению юношей в команде в определенных ситуациях, основной проблемой является неправильный выбор метода последующего воздействия на сознание и поведение воспитанника, что впоследствии приводит к отрицательной реакции занимающихся в группе, а, следовательно, и к снижению воспитательного и спортивного результата [1].
Цель исследования – выявить социально-психологические особенности в поведении юных баскетболистов 10-12 лет на этапе начальной подготовки.
Методы исследования:
- Анализ и изучение психолого-педагогической литературы;
- Психологическое тестирование
- Диагностика социально-психологического климата в спортивных группах (опросник-шкала разработанная Ф. Фидлером, адаптированная Ю.Л. Ханиным) [5];
- Методика социометрии, разработанная Я.Морено, адаптированная Стамбулова Н.Б и Николаев А.Н для психологических исследований на пед. практике[5];
- Математический анализ полученных данных.
Организация исследования:
В исследовании принимали участие юные баскетболисты 10-12 лет из трех спортивных школ г. Санкт-Петербурга: одна команда СДЮСШОР Калининского района, коллектив СДЮСШОР Невского района и два коллектива СДЮСШОР Приморского района, которые в будущем планируемом педагогическом эксперименте нашей научной работы, будут рассматриваться как контрольная и экспериментальная группы.
Таблица 1
Показатели социально-психологического климата команды юношей спортивной школы Комета (1) | ||
Положительный | Средний балл | Отрицательный |
Дружелюбие | 2,6 | Враждебность |
Согласие | 2,7 | Несогласие |
Удовлетворенность | 3,2 | Неудовлетворенность |
Увлеченность | 1,8 | Равнодушие |
Продуктивность | 3,8 | Непродуктивность |
Теплота | 3,4 | Холодность |
Сотрудничество | 3,1 | Отсутствие сотрудничества |
Взаимная поддержка | 2,4 | Недоброжелательность |
Занимательность | 2,4 | Скука |
Успешность | 2,9 | Неуспешность |
Только в одной из четырех команд формальный лидер (капитан команды) соответствует фактическому положению в команде (Комета 1). Во всех трех командах есть спортсмены, которые не получили ни одного положительного выбора от своих партнеров по команде, что говорит о еще плохо сложившихся взаимоотношениях в коллективе и, возможно, о явно отрицательном отношении к некоторым спортсменам. В командах Калининской СДЮСШОР и Комета-2 были выделены несколько спортсменов с чрезвычайно высоким отрицательным показателем социометрического статуса, что говорит о высокой потребности более тщательного изучения личности, более индивидуализированном подходе к этим детям.
Таблица 2
Показатели социально-психологического климата команды юношей спортивной школы Комета (2) | ||
Положительный | Средний балл | Отрицательный |
Дружелюбие | 1,6 | Враждебность |
Согласие | 2,6 | Несогласие |
Удовлетворенность | 1,9 | Неудовлетворенность |
Увлеченность | 1,8 | Равнодушие |
Продуктивность | 2,1 | Непродуктивность |
Теплота | 2,4 | Холодность |
Сотрудничество | 2,1 | Отсутствие сотрудничества |
Взаимная поддержка | 2,5 | Недоброжелательность |
Занимательность | 1,6 | Скука |
Успешность | 1,3 | Неуспешность |
Общий социометрический показатель активности, т.е. потребность занимающихся группы в общении друг с другом достаточно высок у всех команд уже на этой стадии подготовки [5].Самый высокий балл этого показателя был выявлен у юных баскетболистов занимающихся во втором составе команды «Комета», что свидетельствует о повышенной мотивации и желании добиться лучших результатов для попадания в основной состав. Показатель сплоченности или взаимности, т.е. показатель взаимных симпатий занимающихся [5] в группе пока не высок в этом коллективе, в силу недолгого занятия детей в спортивной секции.
Таблица 3
Показатели социально-психологического климата команды юношей Калининской спортивной школы | ||
Положительный | Средний балл | Отрицательный |
Дружелюбие | 2,9 | Враждебность |
Согласие | 2,4 | Несогласие |
Удовлетворенность | 1,2 | Неудовлетворенность |
Увлеченность | 1,1 | Равнодушие |
Продуктивность | 3,4 | Непродуктивность |
Теплота | 2,7 | Холодность |
Сотрудничество | 1,7 | Отсутствие сотрудничества |
Взаимная поддержка | 3,2 | Недоброжелательность |
Занимательность | 2,5 | Скука |
Успешность | 2,2 | Неуспешность |
Самый высокий балл социально-психологического климата был выявлен у команды Калининской СДЮСШОР, которая из четырех групп является младшей по возрасту, у старших групп по результатам исследования этот показатель выражен ниже, а чем ниже балл, тем благоприятнее климат.
Таблица 4
Показатели социально-психологического климата команды юношей Невской спортивной школы | ||
Положительный | Средний балл | Отрицательный |
Дружелюбие | 3 | Враждебность |
Согласие | 3,2 | Несогласие |
Удовлетворенность | 2,3 | Неудовлетворенность |
Увлеченность | 2,2 | Равнодушие |
Продуктивность | 2,3 | Непродуктивность |
Теплота | 4,2 | Холодность |
Сотрудничество | 2,2 | Отсутствие сотрудничества |
Взаимная поддержка | 4 | Недоброжелательность |
Занимательность | 2,9 | Скука |
Успешность | 3 | Неуспешность |
Исходя из данных таблицы 4 следует то, что основная трудность в команде Невской СДЮСШОР заключается во взаимоотношениях юных спортсменов: в недостатке взаимной поддержке, теплоты (доброго расположение к партнеру по команде), а также согласии между собой и принятии друг друга.
Выводы:
- Результат психологических тестирований команд юных баскетболистов показал, что активность тренеров-педагогов в применении индивидуального подхода в учебно-тренировочной деятельности требует внимательного учета личностных особенностей каждого юного спортсмена.
- В исследуемых детских коллективах было выявлено резко негативное, отрицательное отношение к партнерам по команде, что в процессе тренировочных занятий может создать неблагоприятные условия для формирования нормальных взаимоотношений, выраженных в сплоченности, взаимопонимания, взаимопринятия друг друга и, как следствие, отсутствии положительного социально – психологического климата. Существующая ситуация требует оперативного и при этом корректного воспитательного воздействия со стороны тренера – педагога.
- Данные нашего исследования дадут возможность проинформировать тренеров – преподавателей о появлении возможных трудных ситуаций, связанных с индивидуальным своеобразием воспитанников, а также внести дополнения в учебно-воспитательный и тренировочный процесс команд для того, чтобы содействовать сплочению коллектива, культивированию нормальных взаимоотношений, формированию благоприятного психологического климата.
Список литературы:
- Гомельский, А.Я. Управление командой в баскетболе / А. Я. Гомельский. - 2-е изд., доп. - М. : Физкультура и спорт, 2004. - 160 с.
- Родионов, А.В. Психологическая подготовка баскетболистов: Методические разработки / А.В. Родионов - М.: Физкультура и спорт. 1999. -27с.
- Карпушин, Б.А. Спортивный коллектив, его особенности и условия формирования: лекция / Б. А. Карпушин ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб. : [б. и.], 1995. - 30 с.
- Меньшикова Л. В. Прикладное значение концепции индивидуальности Б.Г. Ананьева / Л. В. Меньшикова // Психол. журн. - 2007. - Т. 28, № 5.
- Стамбулова, Н.Б. О психологическом обеспечении сквозной педагогической практики студентов / Н. Б. Стамбулова, В. И. Румянцева, А. Н. Николаев// Пути реализации перестройки высшего физкультурного образования: сб. науч. тр. / ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта ; под ред. Ю.И. Портных, Н.Г. Соколова. - Л., 1990. - С.107-112.
- Старшинов,В.И. Исследование нравственного долга и ответственности спортсменов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. И. Старшинов ; ГЦОЛИФК. - М., 1975. - 28 с.
- Ханин, Ю.Л. Внутригрупповое общение в условиях взаимосвязанной деятельности (на материале исследования спортивных игр) : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ю. Л. Ханин ; Ленингр. гос. ун-т им. А.А. Жданова. - Л. : [б. и.], 1970. - 18 с.
References
- Gomel'skij, A.Ja. Upravlenie komandoj v basketbole [Management team in basketball] Fizkul'tura i sport, 2004. – 142-143.
- Rodionov, A.V. Psihologicheskaja podgotovka basketbolistov: Metodicheskie razrabotki / A.V. Rodionov - M.: Fizkul'tura i sport. 1999. -27s.
- Karpushin, B.A. Sportivnyj kollektiv, ego osobennosti i uslovija formirovanija [Sports team, its characteristics and conditions of formation: lecture] S.-Peterb. gos. akad. fiz. kul'tury im. P. F. Lesgafta, 1995. – 7-8.
- Men'shikova L. V. Prikladnoe znachenie koncepcii individual'nosti B.G. Anan'eva / L. V. Men'shikova // Psihol. zhurn. - 2007. - T. 28, № 5.
- Stambulova, N.B. O psihologicheskom obespechenii skvoznoj pedagogicheskoj praktiki studentov [On psychological ensuring through pedagogical practice]GDOIFK im. P.F. Lesgafta, 1990. -107-112.
- Starshinov,V.I. Issledovanie nravstvennogo dolga i otvetstvennosti sportsmenov : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [The study of moral duty and responsibility of athletes] GCOLIFK. - M., 1975. – 22-23.
- Hanin, Ju.L. Vnutrigruppovoe obshhenie v uslovijah vzaimosvjazannoj dejatel'nosti (na materiale issledovanija sportivnyh igr) : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk [Intra-communication conditions related activities (based on the study of sports games)]; Leningr. gos. un-t im. A.A. Zhdanova. 1970. – 11-14.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Клюев Тимофей Владимирович, аспирант дневного обучения, кафедра педагогики.
Национальный государственный университет физической культуры,
спорта здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
наб. Реки Мойки, д.108, 190121 ,Санкт-Петербург.
DATA ABOUT THE AUTHOR
Kliuoev Timofey Vladimirovich, the aspirant full-time study, Pedagogy
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
108, Moika River Embankment, 190121, St.-Petersburg.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Название статьи:
Изучение межличностных отношений в команде баскетболистов 10 – 12 лет.
Научное направление (выбрать нужное):
03.00.00 История. Исторические науки
06.00.00 Экономика. Экономические науки
11.00.00 Политика. Политические науки
13.00.00 Педагогические науки
23.00.00 Комплексное изучение отдельных стран и регионов
26.00.00 Комплексные проблемы общественных наук
30.00.00 География
72.00.00 Внешняя торговля
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Клюев Тимофей Владимирович |
Ученая степень | |
Ученое звание | аспирант |
Занимаемая должность | |
Наименование учебного заведения | Национальный государственный университет физической культуры, спорта здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург |
Название кафедры | педагогика |
Контактный телефон | 8-953-346-04-77 |
timothi89@mail.ru | |
Факс | |
Количество заказываемых журналов (выбрать нужное) | - авторский экземпляр: __1_ шт.. |
Почтовый адрес для рассылки (обязательно указывать индекс) и ФИО получателя (полностью): пр. Испытателей д12 ком.38/5,197227, Клюев Тимофей Владимирович.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический семинар "Изучение межличностных взаимоотношений в школьных классах и группах внешкольного учреждения”
Практический семинар ”Изучение межличностных взаимоотношений в школьных классах и группах внешкольного учреждения” в форме проблемного овладения теоретическим материалом позволяет обеспечить тво...
Методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии.
Данная методика предполагает выбор партнера для совместной акции путем ответа на вопросы типа: “С кем бы ты хотел?”....
Элективный курс"Психология межличностных взаимоотношений"
Элективный курс для учащихся 10-х классов (36 часов) Утвержден в АППО (Санкт-Петербург)...
«Организация воспитательной работы во взводах по оптимизации межличностных взаимоотношений и обучению процесса адаптации».
Программа психологической поддержки кадет направлена не только на создание благоприятной психологической атмосферы во взводе, сплочение ученического коллектива, воспитани...
Нестандартные ситуации в межличностных взаимоотношениях воспитанников в СРЦН и роль наставничества в разрешении этих ситуаций
Выступление на методическом объединении...
Особенности межличностных взаимоотношений в команде юных баскетболистов
В статье рассматривается вопрос построения межличностных связей между юными баскетболистами на этапе начальной подготовки, оказывающими влияние на воспитательный процесс, а также, прежде всего, на спо...
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ
В сложившейся современной учебно – воспитательной системе детско – юношеского спорта большое значение приобрела форсированная подготовка юных спортсменов, с целью достижения максимал...