Использование ИКТ в практике работы педагога дополнительного образования
опыты и эксперименты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sp3.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Никитина Светлана Павловна,
педагог дополнительного образования
СПБ ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное»
Использование ИКТ в практике работы педагога дополнительного образования
В концепции модернизации Российского образования сказано, что главная задача образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Использование ИКТ на уроках ИЗО в школе позволяет развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умение обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Занятия ИЗО с использованием ИКТ не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и значительно повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.
Под инновациями понимается внедрение в учебный процесс новых современных методик, разработок, программ: здоровьесберегающих, информационных, личностно-ориентированных и многих других, которые позволяют повысить качество знаний школьников. Использование информационных технологий на уроках ИЗО может преобразовать преподавание предмета, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала и повысить интерес детей к учебе.
Ввиду того, что предмет «Изобразительное искусство» предусматривает большое количество межпредметных связей и включает в себя демонстрации практически всего окружающего мира, то иллюстративного материала часто недостает, тогда как цифровые ресурсы позволяют сделать процесс обучения на уроке более эффективным и дают возможность повысить собственный профессиональный уровень педагога и уровень учебного материала. Используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно.
Нельзя не отметить, что наряду с положительными моментами использования ИКТ система «человек и компьютер» все быстрее превращается в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием. Это необходимо, так как современное общество требует прочных навыков работы с компьютером.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества, а также одной из актуальных тем на сегодняшний день. Система образования сегодня развивается в ситуации «шока от будущего», — человек рождается и учится в одном мире, а самостоятельно действовать ему придется в другом. В этих условиях школа должна формировать у учащихся новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на самостоятельную работу учащихся, коллективные формы обучения, формирование необходимых навыков.
Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Одной из таких методик сегодня является интеграция медиаобразования в систему работы учителя-предметника. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в электронную среду, ориентироваться в ней, приобретать навыки анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее — это одна из важнейших задач современной школы.
Занятия по изобразительному искусству также включены в парадигму широчайшего использования ИКТ. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечивать компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Для занятий учителя и учащиеся могут готовить интересные проекты о мире живописи, архитектуры, скульптуры, выдающихся мастеров российского и зарубежного изобразительного искусства.
Использование компьютера дает возможность также увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.
Можно выделить следующие условия, обеспечивающие эффективность использования ИКТ в образовательном процессе:
- Разработки уроков ИЗО с приложениями (компьютерными презентациями).
- Использование ЦОР, ЭОР, Интернет-ресурсов при подготовке и проведении уроков.
- Создание электронной базы кабинета ИЗО.
Педагог может применять различные образовательные средства ИКТ:
- при подготовке к уроку;
- непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний);
- для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д.
Например, электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией могут быть использованы при объяснении нового материала, в качестве основы для подготовки раздаточного материала на уроке. Ресурсы с визуальной, аудио- информацией могут включаться в объяснение учителя на уроке, а также использоваться при организации самостоятельной работы учащихся. Применение ИКТ, компьютерные тесты и тестовые задания с успехом могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.
Все это делает ИКТ важнейшим средством успешного проведения занятий изодеятельности в практике современного педагога.
Разумеется, ИКТ — это лишь средство обучения. Он помогает педагогу решить поставленные перед ним задачи, но не снимает ответственности за их решение. Цель педагога — создать на занятии условия для познавательной активности учащихся. ИКТ-технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения обеспечивают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Литература:
- Антонова Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. // Компьютер в школе. 2000. № 5.
- Афанасьева О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе. — www. pedsovet.org
- Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов // Информатика и образование. 2004. № 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование дистанционных технологий для организации работы педагога дополнительного образования" - Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции "Муниципальная система образования"
Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...
«Использование квест-технологии в работе педагога дополнительного образования на примере квест-игры «Поиск клада»
В работе представлен сценарий квест-игры, которая проводилась среди обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся в творческих объединениях туристско-краеведческой направленности. Участн...
«Использование инновационных технологий в работе педагога дополнительного образования»
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождении в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существ...
Использование игровых технологий в работе педагога дополнительного образования
Применгение игровых технологий для развития физических качеств детей на внеурочных занятиях и на уроке физической культуры....
Статья "Использование метода учебного проекта в практике работы педагога дополнительного образования"
Создание в школе условий для проектной работы способствует активному вовлечению детей в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди обучающихся, которы...
Методическая разработка "Электронные образовательные ресурсы в практике работы педагога дополнительного образования"
Методическая разработка предназначена для проведения занятия с педагогами дополнительного образования по применению электронных образовательных ресурсов в учебном процессе....
МО ДО «Использование модели наставничества в работе педагога дополнительного образования»
В современной педагогической практике приоритетные позиции снова занимают наставничество и шефство. В национальном проекте «Образование», определяющем основные стратегии модернизации росси...