Методическая разработка "Электронные образовательные ресурсы в практике работы педагога дополнительного образования"
методическая разработка
Методическая разработка предназначена для проведения занятия с педагогами дополнительного образования по применению электронных образовательных ресурсов в учебном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotkaelobrresursy.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Леоненко Наталья Алексеевна
Методист ОДОД ГБОУ школы-интерната №6 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Электронные образовательные ресурсы в практике работы педагога дополнительного образования»
Задачи:
- выявление положительного опыта и трудностей в работе педагогов по использованию электронных образовательных ресурсов;
- отработка определённых умений педагогов при проведении групповой дискуссии для использования этой формы в работе с обучающимися.
Форма проведения занятия: семинар, дискуссия
Оборудование: 2 стола ставятся на значительном расстоянии друг от друга. На столах размещаются таблички с наименованием группы, шариковые ручки, писчая бумага, карточки с текстом определения ЭОР и вопросами для обсуждения. К каждому столу ставятся стулья по числу участников в группе.
Структура занятия.
- Теоретическая часть. Определение электронных образовательных ресурсов. Виды, классификация.
- Практическая часть. Распределение участников семинара на 2 группы. 1-я группа – «Сторонники применения ЭОР». 2-я группа – «Противники применения ЭОР». Обсуждение в группах. Подбор аргументов в защиту своей позиции.
- Групповая дискуссия. Представители от каждой группы по очереди представляют оппонентам свои аргументы. Дискуссия проводится по следующей схеме: представитель группы №1 приводит аргумент в защиту позиции сторонников применения ЭОР. Участники группы №2 обсуждают и высказывают своё мнение по данному поводу. Далее представитель группы №2 приводит аргумент в защиту позиции противников применения ЭОР. Участники группы №1 обсуждают и высказывают своё мнение по данному поводу, и т.д.
- Подведение итогов. По результатам дискуссии составляется резюме: нужно ли применять ЭОР, как правильно это делать.
Ход занятия.
Теоретическая часть. Древняя китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне попробовать – и я научусь».
Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современными и эффективными для образовательного процесса считаются ЭОР, для использования которых необходим компьютер.
Классификация ЭОР.
ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
ЭОР –текстографические – гипертексты, по сравнению с предыдущей группой имеют существенные отличия в навигации по тексту. В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием).
ЭОР –целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны. Но, с другой стороны, стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере.
ЭОР – мультимедийные. Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха. В мультимедиа ЭОР представляются фрагменты реальной или воображаемой действительности
Новые педагогические инструменты, используемые в ЭОР
- Интерактив – (перевод английского interactive – взаимодействие) даёт возможность воздействия и получения ответных реакций
- Мультимедиа – обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов;
- Моделинг – реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов
- Коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса; возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, а также возможность on-line коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания.
- Производительность – благодаря автоматизации рутинных операций пользователя по поиску необходимой информации творческий компонент и эффективность учебной деятельности резко возрастают.
ЭОР нового поколения
ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). Например, ОМС по истории, ОМС по математике и т.д.
Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Например, ТЭ «Закон Ома», ТЭ «Теорема Пифагора», ТЭ «Деление клетки» и т.д.
Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):
- модуль получения информации;
- модуль практических занятий;
- модуль контроля (в общем случае – аттестации).
При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Внутри каждого модуля могут быть различные варианты сложности.
Практическая часть. Перечень тезисов в помощь педагогам для обсуждения вопросов применения ЭОР.
Для группы №1 – «Сторонники применения ЭОР»
Преимущества применения ЭОР |
ЭОР позволяют обеспечить все компоненты образовательного процесса:
|
Расширение возможностей педагога для построения авторского учебного курса и индивидуальных образовательных маршрутов |
ЭОР, представляющий некоторый фрагмент реального или воображаемого мира, выполняет тем самым определённую функцию интеграции предметных областей, и учебная деятельность становится метапредметной. |
|
Интерактивность расширяет возможности самостоятельной учебной работы (в том числе и вне аудитории), позволяет ребёнку самому совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент (исследование), послушать музыку с возможностью воздействовать на изучаемые объекты и процессы, получать ответные реакции, углубиться в заинтересовавший материал, попробовать сделать по-своему, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. |
Для группы №2 – «Противники применения ЭОР»
Недостатки и трудности в применении ЭОР |
Только на занятиях в учебном кабинете можно «пощупать» реальные инструменты, материалы, машины, инвентарь, провести живое коллективное обсуждение проблемы |
Посещение занятий в ОУ – это социализация учащегося, формирование навыков общения и поведения в коллективе, адаптация в определенной социальной среде |
Дети и так слишком много времени проводят за компьютером. Дети мало двигаются, им некогда гулять. Они испытывают дефицит неформального реального общения (со сверстниками и взрослыми). |
Нельзя подменять личность педагога компьютером (педагога – воспитателя, носителя культуры). Педагог может ответить (почти) на любой вопрос, в том числе – неудачно сформулированный. Причем ответ будет дан с учетом подготовленности конкретного учащегося. |
У педагога большая нагрузка и острая нехватка времени |
Применение ЭОР требует от педагога дополнительного образования увеличения трудозатрат на осознание, адаптацию существующих ресурсов (а их очень мало) или разработку авторских ЭОР. Внедрение ЭОР идёт методом проб и ошибок. |
Отсутствие или недостаток компьютеров (и другого необходимого оборудования) |
Не все педагоги владеют компьютерной грамотой и умеют работать с оборудованием. |
Уважаемые коллеги! Сегодня мы начинаем разговор о современных образовательных технологиях. Наше занятие как раз и будет построено по требованиям современности, сначала «проведём эксперимент на вас». Ваша задача осмыслить всё увиденное и услышанное. Подумать, а какое место современные образовательные технологии занимают в вашей работе? Я надеюсь, что некоторые из приёмов Вы сможете применить в своей практике.
Вы слышали, наверное, неоднократно выражение «Электронные образовательные ресурсы». Вот о том, что это такое и зачем оно нужно, мы и поговорим сегодня.
Показ презентации и примеров электронных образовательных ресурсов.
Уважаемые коллеги! Как Вы считаете, нужны нам ЭОР? Кто «за», поднимите руки?
Кто «против»? Прошу вас распределиться на две группы:
1 - «Сторонники применения ЭОР»
2 - «Противники применения ЭОР».
Вам даётся 10 минут для того, чтобы вы сформулировали, записали, а потом озвучили аргументы в защиту своей позиции.
Дискуссия.
Сравнение сформулированных мною тезисов с тем, что скажут педагоги. Я озвучиваю те тезисы, которые педагоги не назвали.
Резюме.
«Нужно ли применять ЭОР и как правильно это делать».
Применять нужно – это требование времени. Ведь ЭОР позволяют педагогу воздействовать одновременно на зрительный и слуховой анализаторы ребёнка, помочь ему понять и прочувствовать практическую пользу от полученных знаний и умений. Что в свою очередь способствует более прочному усвоению учебного материала.
Я согласна, что для педагога – это дополнительная нагрузка. Но когда втягиваешься в процесс создания электронных пособий, становится интересно, получаешь дополнительный стимул к работе. А когда идеей загорелся педагог, тогда и дети не останутся равнодушными. Ведь от нашего настроя, от качества и уровня подготовки зависит успех каждого занятия. Педагог должен всё время учиться и повышать профессиональный уровень – это наша обязанность.
Ко всему нужен разумный и бережный подход. Следует соблюдать баланс между живым общением и пользованием ЭОР, не допускать перегрузок детей, тщательно продумывать: оправдано ли применение ЭОР в данной теме.
Сторонники применения электронных образовательных ресурсов
____________________________________________________________
Противники применения электронных образовательных ресурсов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по ведению журналов учета работы педагога дополнительного образования в объединении (секции, клубе, кружке)
Методические рекомендации по ведению журналов учета работы педагога дополнительного образования в объединении (секции, клубе, кружке)...
Проектная деятельность учащихся с разными образовательными возможностями в практике работы отделения дополнительного образования
В объединениях отделения дополнительного образования занимаются как дети с нормальным развитием, так и обучающиеся с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Для включения в совместну...
Методические рекомендации по ведению журнала учета работы педагога дополнительного образования
Инструкция по заполнению журнала учета работы педагога дополнительного образования устанавливает правила ведения и заполнения журнала учёта работы педагога дополнительного образования....
Статья "Использование метода учебного проекта в практике работы педагога дополнительного образования"
Создание в школе условий для проектной работы способствует активному вовлечению детей в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди обучающихся, которы...
Методическая разработка «Информация об использовании в работе педагога дополнительного образования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий
Методическая разработка«Информация об использовании в работе педагога дополнительного образования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий...
Статья на тему "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта работы педагога дополнительного образования)"
В статье рассматриваются вопросы использования современных педагогических технологий при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности...
Использование ИКТ в практике работы педагога дополнительного образования
Ввиду того, что предмет «Изобразительное искусство» предусматривает большое количество межпредметных связей и включает в себя демонстрации практически всего окружающего мира, то иллюстративного ма...