Методическая разработка "Электронные образовательные ресурсы в практике работы педагога дополнительного образования"
методическая разработка

Леоненко Наталья Алексеевна

Методическая разработка предназначена для проведения занятия с педагогами дополнительного образования по применению электронных образовательных ресурсов в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrabotkaelobrresursy.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Леоненко Наталья Алексеевна

Методист ОДОД ГБОУ школы-интерната №6 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Электронные образовательные ресурсы в практике работы педагога дополнительного образования»

Задачи:

  • выявление положительного опыта и трудностей в работе педагогов по использованию электронных образовательных ресурсов;
  • отработка определённых умений педагогов при проведении групповой дискуссии для использования этой формы в работе с обучающимися.

Форма проведения занятия: семинар, дискуссия

Оборудование: 2 стола ставятся на значительном расстоянии друг от друга. На столах размещаются таблички с наименованием группы, шариковые ручки, писчая бумага, карточки с текстом определения ЭОР и вопросами для обсуждения. К каждому столу ставятся стулья по числу участников в группе.

Структура занятия.

  1. Теоретическая часть. Определение электронных образовательных ресурсов. Виды, классификация.
  2. Практическая часть. Распределение участников семинара на 2 группы. 1-я группа – «Сторонники применения ЭОР». 2-я группа – «Противники применения ЭОР». Обсуждение в группах. Подбор аргументов в защиту своей позиции.
  3. Групповая дискуссия. Представители от каждой группы по очереди представляют оппонентам свои аргументы. Дискуссия проводится по следующей схеме: представитель группы №1 приводит аргумент в защиту позиции сторонников применения ЭОР. Участники группы №2 обсуждают  и высказывают своё мнение по данному поводу. Далее представитель группы №2 приводит аргумент в защиту позиции противников применения ЭОР. Участники группы №1 обсуждают  и высказывают своё мнение по данному поводу, и т.д.
  4. Подведение итогов. По результатам дискуссии составляется резюме: нужно ли применять ЭОР, как правильно это делать.

Ход занятия.

Теоретическая часть. Древняя китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне попробовать – и я научусь».

Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современными и эффективными для образовательного процесса считаются ЭОР, для использования которых необходим компьютер.

Классификация ЭОР.

ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

ЭОР –текстографические – гипертексты, по сравнению с предыдущей группой имеют существенные отличия в навигации по тексту. В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием).

ЭОР –целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны. Но, с другой стороны, стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере.

ЭОР – мультимедийные. Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха. В мультимедиа ЭОР представляются фрагменты реальной или воображаемой действительности

Новые педагогические инструменты, используемые в ЭОР

  1. Интерактив – (перевод английского interactive – взаимодействие) даёт возможность воздействия и получения ответных реакций
  2. Мультимедиа – обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов;
  3. Моделинг – реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов
  4. Коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса; возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, а также возможность on-line коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания.
  5. Производительность – благодаря автоматизации рутинных операций пользователя по поиску необходимой информации творческий компонент и эффективность учебной деятельности резко возрастают.

ЭОР нового поколения

ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). Например, ОМС по истории, ОМС по математике и т.д.

Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Например, ТЭ «Закон Ома», ТЭ «Теорема Пифагора», ТЭ «Деление клетки» и т.д.

 Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):

  • модуль получения информации;
  • модуль практических занятий;
  • модуль контроля (в общем случае – аттестации).

 При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Внутри каждого модуля могут быть различные варианты сложности.


Практическая часть. Перечень тезисов в помощь педагогам для обсуждения вопросов применения ЭОР.

Для группы №1 – «Сторонники применения ЭОР»

Преимущества применения ЭОР

ЭОР позволяют обеспечить все компоненты образовательного процесса:

  • получение информации;
  • практические занятия;
  • аттестация (контроль учебных достижений).

Расширение возможностей педагога для построения авторского учебного курса и индивидуальных образовательных маршрутов

ЭОР, представляющий некоторый фрагмент реального или воображаемого мира, выполняет тем самым определённую функцию интеграции предметных областей, и учебная деятельность становится метапредметной.

  • Расширение возможностей педагога по поиску и подбору материалов для проведения занятий;
  • Разнообразие форм и методов работы педагога;
  • Повышение заинтересованности детей.
  • Рост авторитета педагога среди учащихся и коллег (компьютерные технологии – это «круто» и престижно).

Интерактивность расширяет возможности самостоятельной учебной работы (в том числе и вне аудитории), позволяет ребёнку самому совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент (исследование), послушать музыку с возможностью воздействовать на изучаемые объекты и процессы, получать ответные реакции, углубиться в заинтересовавший материал, попробовать сделать по-своему, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков.

Для группы №2 – «Противники применения ЭОР»

Недостатки и трудности в применении ЭОР

Только на занятиях в учебном кабинете можно «пощупать» реальные инструменты, материалы, машины, инвентарь, провести живое коллективное обсуждение проблемы

Посещение занятий в ОУ – это социализация учащегося, формирование навыков общения и поведения в коллективе, адаптация в определенной социальной среде

Дети и так слишком много времени проводят за компьютером.

Дети мало двигаются, им некогда гулять. Они испытывают дефицит неформального реального общения (со сверстниками и взрослыми).

Нельзя подменять личность педагога компьютером (педагога – воспитателя, носителя культуры). Педагог может ответить (почти) на любой вопрос, в том числе – неудачно сформулированный. Причем ответ будет дан с учетом подготовленности конкретного учащегося.

У педагога большая нагрузка и острая нехватка времени

Применение ЭОР требует от педагога дополнительного образования увеличения трудозатрат на осознание, адаптацию существующих ресурсов (а их очень мало) или разработку авторских ЭОР. Внедрение ЭОР идёт методом проб и ошибок.

Отсутствие или недостаток компьютеров (и другого необходимого оборудования)

Не все педагоги владеют компьютерной грамотой и умеют работать с оборудованием.

Уважаемые коллеги! Сегодня мы начинаем разговор о современных образовательных технологиях. Наше занятие как раз и будет построено по требованиям современности, сначала «проведём эксперимент на вас». Ваша задача осмыслить всё увиденное и услышанное. Подумать, а какое место современные образовательные технологии занимают в вашей работе? Я надеюсь, что некоторые из приёмов Вы сможете применить в своей практике.

Вы слышали, наверное, неоднократно выражение «Электронные образовательные ресурсы». Вот о том, что это такое и зачем оно нужно, мы и поговорим сегодня.

Показ презентации и примеров электронных образовательных ресурсов.

Уважаемые коллеги! Как Вы считаете, нужны нам ЭОР? Кто «за», поднимите руки?

Кто «против»? Прошу вас распределиться на две группы:

1 - «Сторонники применения ЭОР»

2 - «Противники применения ЭОР».

Вам даётся 10 минут для того, чтобы вы сформулировали, записали, а потом озвучили аргументы в защиту своей позиции.

Дискуссия.

Сравнение сформулированных мною тезисов с тем, что скажут педагоги. Я озвучиваю те тезисы, которые педагоги не назвали.

Резюме.

«Нужно ли применять ЭОР и как правильно это делать».

Применять нужно – это требование времени. Ведь ЭОР позволяют педагогу воздействовать одновременно на зрительный и слуховой анализаторы ребёнка, помочь ему понять и прочувствовать практическую пользу от полученных знаний и умений. Что в свою очередь способствует более прочному усвоению учебного материала.

Я согласна, что для педагога – это дополнительная нагрузка. Но когда втягиваешься в процесс создания электронных пособий, становится интересно, получаешь дополнительный стимул к работе. А когда идеей загорелся педагог, тогда и дети не останутся равнодушными. Ведь от нашего настроя, от качества и уровня подготовки зависит успех каждого занятия. Педагог должен всё время учиться и повышать профессиональный уровень – это наша обязанность.

Ко всему нужен разумный и бережный подход. Следует соблюдать баланс между живым общением и пользованием ЭОР, не допускать перегрузок детей, тщательно продумывать: оправдано ли применение ЭОР в данной теме.

Сторонники применения электронных образовательных ресурсов

____________________________________________________________

Противники применения электронных образовательных ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по ведению журналов учета работы педагога дополнительного образования в объединении (секции, клубе, кружке)

Методические рекомендации по ведению журналов учета работы педагога дополнительного образования в объединении (секции, клубе, кружке)...

Проектная деятельность учащихся с разными образовательными возможностями в практике работы отделения дополнительного образования

В объединениях отделения дополнительного образования занимаются как дети с нормальным развитием, так и обучающиеся с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Для включения в совместну...

Методические рекомендации по ведению журнала учета работы педагога дополнительного образования

Инструкция по заполнению журнала учета работы педагога дополнительного образования  устанавливает правила ведения и заполнения журнала учёта работы педагога дополнительного образования....

Статья "Использование метода учебного проекта в практике работы педагога дополнительного образования"

Создание в школе условий для проектной работы способствует активному вовлечению детей в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди обучающихся, которы...

Методическая разработка «Информация об использовании в работе педагога дополнительного образования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий

Методическая разработка«Информация об использовании в работе педагога дополнительного образования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий...

Статья на тему "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта работы педагога дополнительного образования)"

В статье рассматриваются вопросы использования современных педагогических технологий при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности...

Использование ИКТ в практике работы педагога дополнительного образования

Ввиду того, что предмет «Изобразительное искусство» предусматривает большое количество межпредметных связей и включает в себя демонстрации практически всего окружающего мира, то иллюстративного ма...