МО ДО «Использование модели наставничества в работе педагога дополнительного образования»
материал
В современной педагогической практике приоритетные позиции снова занимают наставничество и шефство. В национальном проекте «Образование», определяющем основные стратегии модернизации российского образования на период до 2024 года, наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности. В соответствии с целевыми показателями федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» к концу 2024 года не менее 70% обучающихся образовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы наставничества и шефства, что позволит создать условия для формирования активной гражданской позиции у каждого обучающегося, а также достичь цели и целевые показатели проекта в части воспитания гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mo.docx | 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ СОШ с.Ульяновка Тамалинский района Пензенская область- ООШ с.Обвал
«Использование модели наставничества в работе педагога дополнительного образования»
Педагог дополнительного образования
Тарасова С.В.
2023 г.
В современной педагогической практике приоритетные позиции снова занимают наставничество и шефство. В национальном проекте «Образование», определяющем основные стратегии модернизации российского образования на период до 2024 года, наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности. В соответствии с целевыми показателями федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» к концу 2024 года не менее 70% обучающихся образовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы наставничества и шефства, что позволит создать условия для формирования активной гражданской позиции у каждого обучающегося, а также достичь цели и целевые показатели проекта в части воспитания гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Опыт работы с детьми подтверждает, что правильная организация наставничества обязательно положительно влияет на эмоциональный фон в коллективе. Основополагающим фактором в формировании успеха наставляющих и подопечных обучающихся являются люди, благодаря которым формируется новое поколение. Именно на наставника ложится задача по раскрытию личностного потенциала, наставляемого в выбранном им направлении.
Наставничество-это широко используемый метод передачи опыта, который использовался для передачи знаний от старшего поколения к младшему, направлен на сохранение жизненного уклада и был распространен еще в первобытном обществе. Наставник-человек, обладающий высоким уровнем коммуникации, стремящийся безвозмездно, без назидания и добровольно помочь своему подопечному приобрести достаточный и необходимый опыт.
Дополнительное образование, как составная часть общего и среднего образования, призвано выполнять и реализовывать ряд функций: обучение, позитивный досуг и развитие творческих способностей личности. Здесь каждый обучающийся может найти занятие по душе. В школьных детских объединениях предоставляются условия для реализации детского потенциала. Он является конструктивной площадкой для внедрения системы наставничества.
Наставничество в дополнительном образовании осуществляется в неформальной обстановке и не связанно с официальными отношениями. Оно позволяет достичь максимальных результатов воздействия на ребенка.
Поскольку наставничество направленно на развитие всей личности, в нем могут быть применены самые разнообразные техники, чтобы дать надлежащий результат. Различные техники могут быть использованы в зависимости от ситуации, типа мышления наставляемого. Наставничество помогает в развитии творческих способностей, развитии талантов, профориентации.
Из опыта работы в детском объединении «Цветочный калейдоскоп», как педагог дополнительного образования стараюсь передать обучающимся не только творческий, профессиональный, но и личный опыт. Атмосфера, складывающаяся на занятиях, во многом может определить в каком направлении пойдет формирование характера, нравственность сегодняшних школьников. Наставник должен «видеть» взаимоотношения, наблюдать за поведением обучающихся, выявлять в этом поведении скрытый смысл. Индивидуальные черты проявляются во взгляде ребенка, в действии, поступке, жесте, эмоциях. Педагог дополнительного образования в детском объединении помогает обучающимся развивать свои творческие способности, понимание бережного отношения к природе, воспитывает нравственные черты, активную жизненную позицию, развитие познавательного интереса, развивает вкус.
Творческое детское объединение «Цветочный калейдоскоп» существует в нашей школе всего один год. В течении учебного года обучающиеся детского объединения «Цветочный калейдоскоп»,в которое входят учащиеся разных возрастов, принимали участие в различных школьных конкурсах. По традиции ежегодно осенью в школе проходит конкурс букетов, юные флористы из «Цветочного калейдоскопа» представляли свое творение. С учащимися начальных классов, в течение года проведены мастер- классы по размножению комнатных растений «Наш школьный зеленый сад», «Как правильно пересадить растение». К школьным праздникам, воспитанники объединения оформляли декорации.
Исаев Владислав, учащийся 6 класса, принял участие в районном конкурсе исследовательских работ и проектов, выступил со своей работой «Фитодизайн класса». Воспитанники объединения работали также над дизайном школьных клумб «Веселая полянка».
Ребята подбирали семена декоративных цветов, изучали литературу и интернет- ресурсы о декоративных растениях. Итогом работы стало обилие цветов на клумбах, которые радуют разнообразием красок. Дети попробовали свои силы в качестве цветоводов, озеленителей. Я считаю, что задачи, которые ставились, решены в полной мере.
Главным критерием всех творческих работ является грамотное сотворчество педагога и обучающегося. Для реализации многих творческих работ необходимо обращать внимание на культурную, социальную принадлежность обучающихся. Давать обучающимся личные поручения, совместно организовывать подготовительную работу, готовиться к выступлению или выставочным работам. Проводятся групповые, коллективные, индивидуальные и онлайн формы взаимодействия, которые выстраиваются на принципах партнерства, творческой деятельности.
Индивидуальная форма предполагает сопровождение наставником обучающегося, с учетом индивидуальных образовательных дефицитов и других индивидуальных особенностей последнего.
Групповая- наставник охватывает весь численный состав объединения.
Коллективная организация наставничества в работе с коллективом обучающихся, обладающих различными типами образовательных дефицитов.
В процессе работы детского объединения «Цветочный калейдоскоп» придерживаюсь нескольких принципов:
- создание на занятиях атмосферы сотрудничества и сотворчества, признание «партнеров» по общению и уникальности каждого в его творческом самовыражении;
- принцип системности, необходимость применения всестороннего анализа и применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике;
- принцип оптимистичности-вера в обучающегося;
- принцип коммуникативности- способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами взаимодействия;
- принцип толерантности-понимание того, что современная цивилизация должна базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества, а также на требовании ко всем людям проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом.
Мой личный опыт работы с детьми подтверждает, что правильная организация наставничества обязательно положительно влияет на эмоциональный фон в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование дистанционных технологий для организации работы педагога дополнительного образования" - Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции "Муниципальная система образования"
Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...
Использование ИКТ в работе педагога дополнительного образования детей, как один из способов развития творческих способностей обучающихся
Из опыта работы педагога-вокалиста дополнительного образования Михеевой Е.А....
Презентация " Использование в работе педагога дополнительного образования современных образовательных технологий"
Объектом любой образовательной технологии в дополнительном образовании является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные...
«Использование квест-технологии в работе педагога дополнительного образования на примере квест-игры «Поиск клада»
В работе представлен сценарий квест-игры, которая проводилась среди обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся в творческих объединениях туристско-краеведческой направленности. Участн...
«Использование инновационных технологий в работе педагога дополнительного образования»
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождении в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существ...
Использование игровых технологий в работе педагога дополнительного образования
Применгение игровых технологий для развития физических качеств детей на внеурочных занятиях и на уроке физической культуры....
Использование ИКТ в практике работы педагога дополнительного образования
Ввиду того, что предмет «Изобразительное искусство» предусматривает большое количество межпредметных связей и включает в себя демонстрации практически всего окружающего мира, то иллюстративного ма...