Программа клуба волонтеров-медиаторов
рабочая программа

Темирханова Нурият Дадашевна

Профилактическая психолого-педагогическая программа по формированию клуба волонтеров – медиаторов «Доверие», по подготовке волонтеров («равных» педагогам – медиаторам) к работе по профилактике конфликтного поведения среди обучающихся, организации  волонтерской службы медиации, проведение консультаций в рамках школьной службы примирения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kluba_volonterov.docx39.58 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Профилактическая психолого-педагогическая программа по формированию клуба волонтеров – медиаторов «Доверие», по подготовке волонтеров («равных» педагогам – медиаторам) к работе по профилактике конфликтного поведения среди обучающихся, организации  волонтерской службы медиации, проведение консультаций в рамках школьной службы примирения.

Рабочая программа дополнительного образования «Клуб волонтеров-медиаторов «Доверие»» составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. «Требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», СанПиН 2.4.4.3172-14.

Цель: практико-ориентированная подготовка обучающихся к работе в качестве посредников (медиаторов) по разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса, создание условий для успешной социализации подростков, получение навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Задачи:

  • обучить волонтеров – медиаторов эффективным стратегиям поведения, коммуникативным навыкам;
  • способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций на основе примирительных встреч;
  • осуществлять просветительскую, профилактическую деятельность, направленную на развитие культуры общения, толерантного поведения обучающихся, способствующую гармонизации межличностных отношений младших подростков.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностные:

  • формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к людям, к окружающему миру;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметные:

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • иметь представления об основных источниках и способах сбора и первичной обработки информации;
  • умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

Предметные:

  • расширение круга приёмов составления разных типов плана;
  • расширение круга структурирования материала;
  • умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;

  1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ РАБОТЫ КЛУБА ВОЛОНТЕРОВ – МЕДИАТОРОВ

Программа работы клуба волонтеров-медиаторов для обучающихся 7-8 классов, 2/3 времени отведено на обучающие, практические занятия, а 1/3 от общего времени направлена на формирование и укрепление внутригрупповой сплоченности, укрепление отношений между ребятами, посещающими клуб.

Программа клубных встреч представляет собой комплекс занятий, состоящий из трех основных тематических блоков:

Блок 1. «Мастер общения». Представляет собой серию информационных и практических занятий, игр и упражнений, направленных на формирование и развитие коммуникативной компетентности.

Блок 2. «Медиация ровесников». Представляет собой серию информационных и практических занятий, игр и упражнений, направленных на формирование навыков ведения переговоров, навыков медиатора и способов работы с конфликтными ситуациями, освоение роли ведущего (посредника) в примирительных сессиях.

Блок 3. «Радуга дружбы». Представляет собой серию информационных и практических занятий, игр и упражнений, направленных на формирование сплоченности, чувства групповой принадлежности, сотрудничества, выработка правил и традиций клуба.

В процессе подготовки и сопровождения волонтеров (медиаторов - ровесников) данные тематические блоки будут чередоваться и дополнять друг друга.

  1. ОПИСАНИЕ  МЕСТА ПРОГРАММЫ РАБОТЫ КЛУБА

ВОЛОНТЕРОВ – МЕДИАТОРОВ

В соответствии с учебным планом, в части формируемым участниками образовательного процесса занятия клуба проводятся 2 часа в неделю, 70 часов в год.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  РАБОТЫ КЛУБА

ВОЛОНТЕРОВ – МЕДИАТОРОВ

Тема 1-2. Установочное занятие (2ч.)

Знакомство участников друг с другом, обсуждение и принятие плана работы

Тема 3-5. Медиация ровесников - 1 (3ч.)

Знакомство с основными принципами восстановительного подхода к реагированию на конфликтные ситуации в среде несовершеннолетних.

Тема 6-8. Мастер общения – 1 (3ч.)

Развитие навыков коммуникативной компетентности учащихся: умение вступать и поддерживать контакт; умение понимать чувства собеседника.

Тема 9-11. Мастер общения – 2 (3ч.)

Развитие навыков коммуникативной компетентности: умение слушать собеседника (навыки активного слушания); умение задавать вопросы и помогать договариваться; ролевое проигрывание.

Тема 12-14. Радуга дружбы – 1 (3ч.)

Сплочение членов группы. Выбор названия и эмблемы клуба, принятие.

Тема 15-17. Медиация ровесников – 2 (3ч.)

Порядок работы медиатора в программе восстановительной медиации: понимание особенностей поведения в конфликтной ситуации; анализ случаев связанных с конфликтом; этапы ведения переговоров в программе примирения; ролевое проигрывание.

Тема 18-20. Радуга дружбы – 2 (3ч.)

Начало нового сезона работы клуба юных медиаторов: обсуждение и принятие плана работы на предстоящий год; сплочение группы.

Тема 21-23. Медиация ровесников – 3 (3ч.)

Порядок работы медиатора в программе восстановительной медиации: понимание особенностей поведения в конфликтной ситуации; анализ случаев связанных с конфликтом; актуализация  и отработка полученных навыков ведения медиации (ролевое проигрывание).

Тема 24-26. Медиация ровесников – 4 (3ч.)

Порядок работы медиатора в программе восстановительной медиации: понимание особенностей поведения в конфликтной ситуации; анализ случаев связанных с конфликтом; актуализация  и отработка полученных навыков ведения медиации (ролевое проигрывание).

Тема 27-29. Мастер общения – 3 (3ч.)

Стратегия и тактика поведения в конфликтных ситуациях: осознание собственного поля восприятия конфликта; анализ собственных эмоций и чувств в ситуации конфликта; анализ различных возможностей разрешения одной и той же конфликтной ситуации.

Тема 30-31. Радуга дружбы – 3 (2ч.)

Сотрудничество со сверстниками; Оценка совместной деятельности и межличностного общения внутри клуба.

Тема 32-34. Медиация ровесников – 5 (3ч.)

Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников.

Тема 35-37. Медиация ровесников – 6 (3ч.)

Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников.

Тема 38-40. Радуга дружбы – 4 (3ч.)

Организация и проведение творческого вечера (творческой встречи) с конкурсами и играми, посвященного клубу юных медиаторов.

Тема 41-43. Мастер общения – 4 (3ч.)

Стратегия и тактика поведения в конфликтных ситуациях: навыки стресс менеджмента; физическая и эмоциональная разгрузка; знакомство с методами работы  с собственными чувствами и переживаниями.

Тема 44-46. Медиация ровесников – 7 (3ч.)

Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников.

Тема 47-49. Медиация ровесников – 8 (3ч.)

Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников.

Тема 50-52. Радуга дружбы – 5 (3ч.)

Сотрудничество со сверстниками. Оценка совместной деятельности и межличностного общения внутри клуба. Объявление конкурса творческих работ (эссе, сочинений, исследований) на тему: «Как я нашел выход из конфликтной ситуации».

Тема 53-55. Медиация ровесников – 9 (3ч.)

Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников.

Тема 56-58. Медиация ровесников – 10 (3ч.)

Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников.

Тема 59-61. Медиация ровесников – 11 (3ч.)

Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников.

Тема 62-64. Радуга дружбы – 6 (3ч.)

Тренинг сотрудничества. Подведение итогов конкурса творческих работ; награждение победителей.

Тема 65-67. Радуга дружбы – 7 (3ч.)

Подведение итогов работы за год «За круглым столом». Обсуждение плана дальнейшего сотрудничества, обмен мнениями.

Тема 68-70. Радуга дружбы – 8 (3ч.)

Организация выездного заседания клуба.  Церемония прощания с использованием элементов тренинга.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Содержание темы

Кол-во часов

                Сентябрь

1-2

Установочное занятие

Знакомство:

участников друг с другом,

с целями и задачами работы клуба,

с расписанием встреч,

обсуждение и принятие плана работы,

объявление конкурса на лучшее название и эмблему клуба.

2 ч.

3-5

«Медиация ровесников»-1

Информационное сообщение по теме: «Знакомство с основными принципами восстановительного подхода к реагированию на конфликтные ситуации в среде несовершеннолетних»

3 ч.

6-8

«Мастер общения»-1

Развитие навыков коммуникативной компетентности обучающихся:

- умение вступать и поддерживать контакт;

- умение понимать чувства собеседника

3 ч.

Октябрь (каникулы 24.10.2020 – 01.11.2020)

9-11

«Мастер общения»-2

Развитие навыков коммуникативной компетентности:

- умение слушать собеседника (навыки активного слушания)

- умение задавать вопросы и помогать договариваться

- ролевое проигрывание

3 ч.

12-14

«Радуга дружбы»-1

Сплочение членов группы,

Выбор названия и эмблемы клуба, принятие

3 ч.

15-17

«Медиация ровесников»-2

Порядок работы медиатора в программе восстановительной медиации:

- понимание особенностей поведения в конфликтной ситуации

- анализ случаев связанных с конфликтом,

- этапы ведения переговоров в программе примирения,

-ролевое проигрывание

3 ч.

Ноябрь

18-20

«Радуга дружбы»-2

Начало нового сезона работы клуба юных медиаторов:

- обсуждение и принятие плана работы на предстоящий год

- сплочение группы

3 ч.

21-23

«Медиация ровесников»-3

Порядок работы медиатора в программе восстановительной медиации:

- понимание особенностей поведения в конфликтной ситуации

- анализ случаев связанных с конфликтом,

- актуализация  и отработка полученных навыков ведения медиации (ролевое проигрывание)

3 ч.

Декабрь (каникулы 29.12.2020 – 10.01.2021)

24-26

«Медиация ровесников»-4

Порядок работы медиатора в программе восстановительной медиации:

- понимание особенностей поведения в конфликтной ситуации

- анализ случаев связанных с конфликтом,

- актуализация  и отработка полученных навыков ведения медиации (ролевое проигрывание)

3 ч.

27-29

«Мастер общения»-3

Стратегия и тактика поведения в конфликтных ситуациях:

-осознание собственного поля восприятия конфликта

-анализ собственных эмоций и чувств в ситуации конфликта

- анализ различных возможностей разрешения одной и той же конфликтной ситуации

3 ч.

30-31

«Радуга дружбы»-3

Сотрудничество со сверстниками;

Оценка совместной деятельности и межличностного общения внутри клуба

2 ч.

 Январь

32-34

«Медиация ровесников»-5

 

Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников.

3 ч.

35-37

«Медиация ровесников»-6

 

Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников.

3 ч.

Февраль

38-40

«Радуга дружбы»-4

Организация и проведение творческого вечера (творческой встречи) с конкурсами и играми, посвященного клубу юных медиаторов

3 ч.

41-43

«Мастер общения»-4

Стратегия и тактика поведения в конфликтных ситуациях:

- навыки стрессменеджмента

- физическая и эмоциональная разгрузка

- знакомство с методами работы  с собственными чувствами и переживаниями

3ч.

44-46

«Медиация ровесников»-7

 

Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников

3 ч.

Март (каникулы 20.03.21 – 28.03.21)

47-49

«Медиация ровесников»-8

 

Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников.

3 ч.

50-52

«Радуга дружбы»-5

Сотрудничество со сверстниками;

Оценка совместной деятельности и межличностного общения внутри клуба

Объявление конкурса творческих работ (эссе, сочинений, исследований) на тему: «Как я нашел выход из конфликтной ситуации»

3 ч.

Апрель

53-55

«Медиация ровесников»-9

Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников

3 ч.

56-58

«Медиация ровесников»-10

 

Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников.

3 ч.

Май (каникулы 29.05.21 – 31.08.21)

59-61

«Медиация ровесников»-11

 

Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников.

3 ч.

62-64

«Радуга дружбы»-6

Тренинг сотрудничества;

Подведение итогов конкурса творческих работ; награждение победителей

3 ч.

65-67

«Радуга дружбы»-7

Подведение итогов работы за год «За круглым столом». Обсуждение плана дальнейшего сотрудничества, обмен мнениями.

3 ч.

68-70

«Радуга дружбы»-8

Организация выездного заседания клуба.  Церемония прощания с использованием элементов тренинга.

3 ч.

ИТОГО:

70 часов

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Содержание темы

Кол-во часов

Дата проведения занятий

                Сентябрь

план

факт

1-2

Установочное занятие

Знакомство:

участников друг с другом,

с целями и задачами работы клуба,

с расписанием встреч,

обсуждение и принятие плана работы,

объявление конкурса на лучшее название и эмблему клуба.

2 ч.

03.09.

07.09.

3-5

«Медиация ровесников»-1

Информационное сообщение по теме: «Знакомство с основными принципами восстановительного подхода к реагированию на конфликтные ситуации в среде несовершеннолетних»

3 ч.

10.09.

14.09.

17.09.

6-8

«Мастер общения»-1

Развитие навыков коммуникативной компетентности обучающихся:

- умение вступать и поддерживать контакт;

- умение понимать чувства собеседника

3 ч.

21.09.

24.09.

28.09.

Октябрь - Ноябрь (каникулы 24.10.2020 – 01.11.2021)

9-11

«Мастер общения»-2

Развитие навыков коммуникативной компетентности:

- умение слушать собеседника (навыки активного слушания)

- умение задавать вопросы и помогать договариваться

- ролевое проигрывание

3 ч.

01.10.

05.10.

08.10.

12-14

«Радуга дружбы»-1

Сплочение членов группы,

Выбор названия и эмблемы клуба, принятие

3 ч.

12.10.

15.10.

19.10.

15-17

«Медиация ровесников»-2

Порядок работы медиатора в программе восстановительной медиации:

- понимание особенностей поведения в конфликтной ситуации

- анализ случаев связанных с конфликтом,

- этапы ведения переговоров в программе примирения,

-ролевое проигрывание

3 ч.

22.10.

02.11.

05.11.

18-20

«Радуга дружбы»-2

Начало нового сезона работы клуба юных медиаторов:

- обсуждение и принятие плана работы на предстоящий год

- сплочение группы

3 ч.

09.11.

12.11.

16.11.

21-23

«Медиация ровесников»-3

Порядок работы медиатора в программе восстановительной медиации:

- понимание особенностей поведения в конфликтной ситуации

- анализ случаев связанных с конфликтом,

- актуализация  и отработка полученных навыков ведения медиации (ролевое проигрывание)

3 ч.

19.11.

23.11.

26.11.

24

Медиация ровесников» -4

Порядок работы медиатора в программе восстановительной медиации:

- понимание особенностей поведения в конфликтной ситуации

- анализ случаев, связанных с конфликтом,

- актуализация и отработка полученных навыков ведения медиации (ролевое проигрывание)

1

30.11.

Декабрь (каникулы 29.12.2020 – 10.01.2021)

25-26

«Медиация ровесников»-4

Порядок работы медиатора в программе восстановительной медиации:

- понимание особенностей поведения в конфликтной ситуации

- анализ случаев связанных с конфликтом,

- актуализация  и отработка полученных навыков ведения медиации (ролевое проигрывание)

2 ч.

03.12.

07.12.

27-29

«Мастер общения»-3

Стратегия и тактика поведения в конфликтных ситуациях:

-осознание собственного поля восприятия конфликта

-анализ собственных эмоций и чувств в ситуации конфликта

- анализ различных возможностей разрешения одной и той же конфликтной ситуации

3 ч.

10.12.

14.12.

17.12.

30-31

«Радуга дружбы»-3

Сотрудничество со сверстниками;

Оценка совместной деятельности и межличностного общения внутри клуба

2 ч.

21.12.

24.12.

32

Медиация ровесников» -5

Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников.

1 ч.

28.12

 Январь

33-34

«Медиация ровесников»-5

 

Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников.

2 ч.

11.01

14.01

35-37

«Медиация ровесников»-6

 

Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников.

3 ч.

18.01

21.01

25.01

38

«Радуга дружбы» -4

Организация и проведение творческого вечера (творческой встречи) с конкурсами и играми, посвященного клубу юных медиаторов

1 ч.

28.01

Февраль

39-40

«Радуга дружбы»-4

Организация и проведение творческого вечера (творческой встречи) с конкурсами и играми, посвященного клубу юных медиаторов

2 ч.

01.02

04.02

41-43

«Мастер общения»-4

Стратегия и тактика поведения в конфликтных ситуациях:

- навыки стрессменеджмента

- физическая и эмоциональная разгрузка

- знакомство с методами работы  с собственными чувствами и переживаниями

3ч.

08.02

11.02

15.02

44-46

«Медиация ровесников»-7

 

Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников

3 ч.

18.02

22.02

25.02

Март (каникулы 20.03.2021 – 28.03.2021)

47-49

«Медиация ровесников»-8

 

Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников.

3 ч.

01.03

04.03

08.03

50-52

«Радуга дружбы»-5

Сотрудничество со сверстниками;

Оценка совместной деятельности и межличностного общения внутри клуба

Объявление конкурса творческих работ (эссе, сочинений, исследований) на тему: «Как я нашел выход из конфликтной ситуации»

3 ч.

11.03

15.03

18.03

53

«Медиация ровесников» -9

Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников

1 ч.

29.03

Апрель

54-55

«Медиация ровесников»-9

Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников

2 ч.

01.04.

05.04.,

56-58

«Медиация ровесников»-10

 

Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников.

3 ч.

08.04

12.04

15.04

59-61

«Медиация ровесников» -11

 

Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников.

3 ч.

19.04

22.04

26.04

62

«Радуга дружбы» -6

Тренинг сотрудничества;

Подведение итогов конкурса творческих работ; награждение победителей

1 ч.

29.04

Май (каникулы 29.05.2021 – 31.08.21)

63-64

«Радуга дружбы»-6

Тренинг сотрудничества;

Подведение итогов конкурса творческих работ; награждение победителей

2 ч.

03.05

06.05

65-67

«Радуга дружбы»-7

Подведение итогов работы за год «За круглым столом». Обсуждение плана дальнейшего сотрудничества, обмен мнениями.

3 ч.

10.05

13.05

17.05

68-70

«Радуга дружбы»-8

Церемония прощания с использованием элементов тренинга.

3 ч.

20.05

24.05

27.05

ИТОГО:

70 часов

Список литературы

1.      Баева И.А. Тренинг психологической безопасности в школе. – СПб.: Речь, 2002. – 251с.

2.       Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 289с. (Практическая психология в образовании.) Издание 3-е, стереотипное.

3.      Валкер Дж. Тренинг разрешения конфликтов. – Санкт –Петербург. : Речь, 2001.

4.      Ежова Н.Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 249 с.

5.      Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: методические разработки занятий. -М.: Новая школа, 1993. – 49 с.

6.      Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПБ.: Речь, 2003. – 175 с.

7.      К. Фопель. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие, - М.: Генезис, 2001г

8.      К. Фопель. «Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. – М.:Генезис, 2002г.

9.      Максудов Р.Р. Восстановительная медиация. Практическое руководство для специалистов, реализующих восстановительный подход в работе с конфликтами и уголовно наказуемыми  деяниями с участием несовершеннолетних. – М., 2011 г.

10.  Медиация – искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методами и профессиональными технологиями/ Составитель: Г. Мета, Г. Похмелкина. – М., 2004г.

11.  Примирение сторон сквозь призму восстановительных технологий: восстановительное правосудие, школьные службы примирения (методические рекомендации). /Составители: С.С. Седюко и др., Новосибирск, 2008г.

12.  Рекомендуемые Стандарты к программам медиации ровесников, реализуемых в рамках среднеобразовательных учебных заведениях. Ассоциация по Разрешению Конфликтов, 2007г; http://www.mediate.com/acreducation


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа клуба "Репортер"

Нужна ли периодическая печать в образовательном учреждении? Конечно, нужна. Школа не должна отставать от современности. К тому же появление персональных компьютеров дает возможность для изготовления ...

Профилактическая программа клуба "Вместе"

Программа по по социальной дезадаптации, направленная на развитие социальной компетентности и личностный рост.   ...

Программа клуба выходного дня: "Путешествие по Играй - городу"

 Программа Клуба выходного дня для учащихся 5-6-7 классов коррекционной школы 8 вида...

Рабочая программа клуба "Мои истоки"

Важнейшие задачи образования в школе (формирование предметных и универсальных способов действий; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индиви...

Программа подготовки юных волонтеров-медиаторов

Целевая аудитория: в данной программе предполагается участие обучающихся 7-9-х классов не случайно, выбор данной категории обучающихся преследует цель -  сменяемость волонтеров-медиаторов и перед...

Программа клуба по интересам туристко-краеведческой направленности "Клуб путешественников"

Туристическая, экскурсионная и краеведческая деятельность сегодня находятся на новом, активном этапе своего развития. Особенно важно с ранних лет вовлекать детей в изучение природно-рекреационного пот...

План занятий с учащимися волонтерами-медиаторами

План занятий по подготовке  медиаторов из числа обучающихся, способных выполнять медиаторские функции в режиме реализации принципа «равный – равному»...