Программа клуба волонтеров-медиаторов
рабочая программа
Профилактическая психолого-педагогическая программа по формированию клуба волонтеров – медиаторов «Доверие», по подготовке волонтеров («равных» педагогам – медиаторам) к работе по профилактике конфликтного поведения среди обучающихся, организации волонтерской службы медиации, проведение консультаций в рамках школьной службы примирения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kluba_volonterov.docx | 39.58 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Профилактическая психолого-педагогическая программа по формированию клуба волонтеров – медиаторов «Доверие», по подготовке волонтеров («равных» педагогам – медиаторам) к работе по профилактике конфликтного поведения среди обучающихся, организации волонтерской службы медиации, проведение консультаций в рамках школьной службы примирения.
Рабочая программа дополнительного образования «Клуб волонтеров-медиаторов «Доверие»» составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. «Требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», СанПиН 2.4.4.3172-14.
Цель: практико-ориентированная подготовка обучающихся к работе в качестве посредников (медиаторов) по разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса, создание условий для успешной социализации подростков, получение навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций.
Задачи:
- обучить волонтеров – медиаторов эффективным стратегиям поведения, коммуникативным навыкам;
- способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций на основе примирительных встреч;
- осуществлять просветительскую, профилактическую деятельность, направленную на развитие культуры общения, толерантного поведения обучающихся, способствующую гармонизации межличностных отношений младших подростков.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные:
- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к людям, к окружающему миру;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные:
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- иметь представления об основных источниках и способах сбора и первичной обработки информации;
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
Предметные:
- расширение круга приёмов составления разных типов плана;
- расширение круга структурирования материала;
- умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ РАБОТЫ КЛУБА ВОЛОНТЕРОВ – МЕДИАТОРОВ
Программа работы клуба волонтеров-медиаторов для обучающихся 7-8 классов, 2/3 времени отведено на обучающие, практические занятия, а 1/3 от общего времени направлена на формирование и укрепление внутригрупповой сплоченности, укрепление отношений между ребятами, посещающими клуб.
Программа клубных встреч представляет собой комплекс занятий, состоящий из трех основных тематических блоков:
Блок 1. «Мастер общения». Представляет собой серию информационных и практических занятий, игр и упражнений, направленных на формирование и развитие коммуникативной компетентности.
Блок 2. «Медиация ровесников». Представляет собой серию информационных и практических занятий, игр и упражнений, направленных на формирование навыков ведения переговоров, навыков медиатора и способов работы с конфликтными ситуациями, освоение роли ведущего (посредника) в примирительных сессиях.
Блок 3. «Радуга дружбы». Представляет собой серию информационных и практических занятий, игр и упражнений, направленных на формирование сплоченности, чувства групповой принадлежности, сотрудничества, выработка правил и традиций клуба.
В процессе подготовки и сопровождения волонтеров (медиаторов - ровесников) данные тематические блоки будут чередоваться и дополнять друг друга.
- ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ РАБОТЫ КЛУБА
ВОЛОНТЕРОВ – МЕДИАТОРОВ
В соответствии с учебным планом, в части формируемым участниками образовательного процесса занятия клуба проводятся 2 часа в неделю, 70 часов в год.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ КЛУБА
ВОЛОНТЕРОВ – МЕДИАТОРОВ
Тема 1-2. Установочное занятие (2ч.)
Знакомство участников друг с другом, обсуждение и принятие плана работы
Тема 3-5. Медиация ровесников - 1 (3ч.)
Знакомство с основными принципами восстановительного подхода к реагированию на конфликтные ситуации в среде несовершеннолетних.
Тема 6-8. Мастер общения – 1 (3ч.)
Развитие навыков коммуникативной компетентности учащихся: умение вступать и поддерживать контакт; умение понимать чувства собеседника.
Тема 9-11. Мастер общения – 2 (3ч.)
Развитие навыков коммуникативной компетентности: умение слушать собеседника (навыки активного слушания); умение задавать вопросы и помогать договариваться; ролевое проигрывание.
Тема 12-14. Радуга дружбы – 1 (3ч.)
Сплочение членов группы. Выбор названия и эмблемы клуба, принятие.
Тема 15-17. Медиация ровесников – 2 (3ч.)
Порядок работы медиатора в программе восстановительной медиации: понимание особенностей поведения в конфликтной ситуации; анализ случаев связанных с конфликтом; этапы ведения переговоров в программе примирения; ролевое проигрывание.
Тема 18-20. Радуга дружбы – 2 (3ч.)
Начало нового сезона работы клуба юных медиаторов: обсуждение и принятие плана работы на предстоящий год; сплочение группы.
Тема 21-23. Медиация ровесников – 3 (3ч.)
Порядок работы медиатора в программе восстановительной медиации: понимание особенностей поведения в конфликтной ситуации; анализ случаев связанных с конфликтом; актуализация и отработка полученных навыков ведения медиации (ролевое проигрывание).
Тема 24-26. Медиация ровесников – 4 (3ч.)
Порядок работы медиатора в программе восстановительной медиации: понимание особенностей поведения в конфликтной ситуации; анализ случаев связанных с конфликтом; актуализация и отработка полученных навыков ведения медиации (ролевое проигрывание).
Тема 27-29. Мастер общения – 3 (3ч.)
Стратегия и тактика поведения в конфликтных ситуациях: осознание собственного поля восприятия конфликта; анализ собственных эмоций и чувств в ситуации конфликта; анализ различных возможностей разрешения одной и той же конфликтной ситуации.
Тема 30-31. Радуга дружбы – 3 (2ч.)
Сотрудничество со сверстниками; Оценка совместной деятельности и межличностного общения внутри клуба.
Тема 32-34. Медиация ровесников – 5 (3ч.)
Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников.
Тема 35-37. Медиация ровесников – 6 (3ч.)
Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников.
Тема 38-40. Радуга дружбы – 4 (3ч.)
Организация и проведение творческого вечера (творческой встречи) с конкурсами и играми, посвященного клубу юных медиаторов.
Тема 41-43. Мастер общения – 4 (3ч.)
Стратегия и тактика поведения в конфликтных ситуациях: навыки стресс менеджмента; физическая и эмоциональная разгрузка; знакомство с методами работы с собственными чувствами и переживаниями.
Тема 44-46. Медиация ровесников – 7 (3ч.)
Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников.
Тема 47-49. Медиация ровесников – 8 (3ч.)
Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников.
Тема 50-52. Радуга дружбы – 5 (3ч.)
Сотрудничество со сверстниками. Оценка совместной деятельности и межличностного общения внутри клуба. Объявление конкурса творческих работ (эссе, сочинений, исследований) на тему: «Как я нашел выход из конфликтной ситуации».
Тема 53-55. Медиация ровесников – 9 (3ч.)
Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников.
Тема 56-58. Медиация ровесников – 10 (3ч.)
Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников.
Тема 59-61. Медиация ровесников – 11 (3ч.)
Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников.
Тема 62-64. Радуга дружбы – 6 (3ч.)
Тренинг сотрудничества. Подведение итогов конкурса творческих работ; награждение победителей.
Тема 65-67. Радуга дружбы – 7 (3ч.)
Подведение итогов работы за год «За круглым столом». Обсуждение плана дальнейшего сотрудничества, обмен мнениями.
Тема 68-70. Радуга дружбы – 8 (3ч.)
Организация выездного заседания клуба. Церемония прощания с использованием элементов тренинга.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Содержание темы | Кол-во часов | |||||
Сентябрь | ||||||||
1-2 | Установочное занятие | Знакомство: участников друг с другом, с целями и задачами работы клуба, с расписанием встреч, обсуждение и принятие плана работы, объявление конкурса на лучшее название и эмблему клуба. | 2 ч. | |||||
3-5 | «Медиация ровесников»-1 | Информационное сообщение по теме: «Знакомство с основными принципами восстановительного подхода к реагированию на конфликтные ситуации в среде несовершеннолетних» | 3 ч. | |||||
6-8 | «Мастер общения»-1 | Развитие навыков коммуникативной компетентности обучающихся: - умение вступать и поддерживать контакт; - умение понимать чувства собеседника | 3 ч. | |||||
Октябрь (каникулы 24.10.2020 – 01.11.2020) | ||||||||
9-11 | «Мастер общения»-2 | Развитие навыков коммуникативной компетентности: - умение слушать собеседника (навыки активного слушания) - умение задавать вопросы и помогать договариваться - ролевое проигрывание | 3 ч. | |||||
12-14 | «Радуга дружбы»-1 | Сплочение членов группы, Выбор названия и эмблемы клуба, принятие | 3 ч. | |||||
15-17 | «Медиация ровесников»-2 | Порядок работы медиатора в программе восстановительной медиации: - понимание особенностей поведения в конфликтной ситуации - анализ случаев связанных с конфликтом, - этапы ведения переговоров в программе примирения, -ролевое проигрывание | 3 ч. | |||||
Ноябрь | ||||||||
18-20 | «Радуга дружбы»-2 | Начало нового сезона работы клуба юных медиаторов: - обсуждение и принятие плана работы на предстоящий год - сплочение группы | 3 ч. | |||||
21-23 | «Медиация ровесников»-3 | Порядок работы медиатора в программе восстановительной медиации: - понимание особенностей поведения в конфликтной ситуации - анализ случаев связанных с конфликтом, - актуализация и отработка полученных навыков ведения медиации (ролевое проигрывание) | 3 ч. | |||||
Декабрь (каникулы 29.12.2020 – 10.01.2021) | ||||||||
24-26 | «Медиация ровесников»-4 | Порядок работы медиатора в программе восстановительной медиации: - понимание особенностей поведения в конфликтной ситуации - анализ случаев связанных с конфликтом, - актуализация и отработка полученных навыков ведения медиации (ролевое проигрывание) | 3 ч. | |||||
27-29 | «Мастер общения»-3 | Стратегия и тактика поведения в конфликтных ситуациях: -осознание собственного поля восприятия конфликта -анализ собственных эмоций и чувств в ситуации конфликта - анализ различных возможностей разрешения одной и той же конфликтной ситуации | 3 ч. | |||||
30-31 | «Радуга дружбы»-3 | Сотрудничество со сверстниками; Оценка совместной деятельности и межличностного общения внутри клуба | 2 ч. | |||||
Январь | ||||||||
32-34 | «Медиация ровесников»-5
| Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников. | 3 ч. | |||||
35-37 | «Медиация ровесников»-6
| Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников. | 3 ч. | |||||
Февраль | ||||||||
38-40 | «Радуга дружбы»-4 | Организация и проведение творческого вечера (творческой встречи) с конкурсами и играми, посвященного клубу юных медиаторов | 3 ч. | |||||
41-43 | «Мастер общения»-4 | Стратегия и тактика поведения в конфликтных ситуациях: - навыки стрессменеджмента - физическая и эмоциональная разгрузка - знакомство с методами работы с собственными чувствами и переживаниями | 3ч. | |||||
44-46 | «Медиация ровесников»-7
| Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников | 3 ч. | |||||
Март (каникулы 20.03.21 – 28.03.21) | ||||||||
47-49 | «Медиация ровесников»-8
| Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников. | 3 ч. | |||||
50-52 | «Радуга дружбы»-5 | Сотрудничество со сверстниками; Оценка совместной деятельности и межличностного общения внутри клуба Объявление конкурса творческих работ (эссе, сочинений, исследований) на тему: «Как я нашел выход из конфликтной ситуации» | 3 ч. | |||||
Апрель | ||||||||
53-55 | «Медиация ровесников»-9 | Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников | 3 ч. | |||||
56-58 | «Медиация ровесников»-10
| Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников. | 3 ч. | |||||
Май (каникулы 29.05.21 – 31.08.21) | ||||||||
59-61 | «Медиация ровесников»-11
| Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников. | 3 ч. | |||||
62-64 | «Радуга дружбы»-6 | Тренинг сотрудничества; Подведение итогов конкурса творческих работ; награждение победителей | 3 ч. | |||||
65-67 | «Радуга дружбы»-7 | Подведение итогов работы за год «За круглым столом». Обсуждение плана дальнейшего сотрудничества, обмен мнениями. | 3 ч. | |||||
68-70 | «Радуга дружбы»-8 | Организация выездного заседания клуба. Церемония прощания с использованием элементов тренинга. | 3 ч. | |||||
ИТОГО: | 70 часов |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Содержание темы | Кол-во часов | Дата проведения занятий | ||||||
Сентябрь | план | факт | ||||||||
1-2 | Установочное занятие | Знакомство: участников друг с другом, с целями и задачами работы клуба, с расписанием встреч, обсуждение и принятие плана работы, объявление конкурса на лучшее название и эмблему клуба. | 2 ч. | 03.09. 07.09. | ||||||
3-5 | «Медиация ровесников»-1 | Информационное сообщение по теме: «Знакомство с основными принципами восстановительного подхода к реагированию на конфликтные ситуации в среде несовершеннолетних» | 3 ч. | 10.09. 14.09. 17.09. | ||||||
6-8 | «Мастер общения»-1 | Развитие навыков коммуникативной компетентности обучающихся: - умение вступать и поддерживать контакт; - умение понимать чувства собеседника | 3 ч. | 21.09. 24.09. 28.09. | ||||||
Октябрь - Ноябрь (каникулы 24.10.2020 – 01.11.2021) | ||||||||||
9-11 | «Мастер общения»-2 | Развитие навыков коммуникативной компетентности: - умение слушать собеседника (навыки активного слушания) - умение задавать вопросы и помогать договариваться - ролевое проигрывание | 3 ч. | 01.10. 05.10. 08.10. | ||||||
12-14 | «Радуга дружбы»-1 | Сплочение членов группы, Выбор названия и эмблемы клуба, принятие | 3 ч. | 12.10. 15.10. 19.10. | ||||||
15-17 | «Медиация ровесников»-2 | Порядок работы медиатора в программе восстановительной медиации: - понимание особенностей поведения в конфликтной ситуации - анализ случаев связанных с конфликтом, - этапы ведения переговоров в программе примирения, -ролевое проигрывание | 3 ч. | 22.10. 02.11. 05.11. | ||||||
18-20 | «Радуга дружбы»-2 | Начало нового сезона работы клуба юных медиаторов: - обсуждение и принятие плана работы на предстоящий год - сплочение группы | 3 ч. | 09.11. 12.11. 16.11. | ||||||
21-23 | «Медиация ровесников»-3 | Порядок работы медиатора в программе восстановительной медиации: - понимание особенностей поведения в конфликтной ситуации - анализ случаев связанных с конфликтом, - актуализация и отработка полученных навыков ведения медиации (ролевое проигрывание) | 3 ч. | 19.11. 23.11. 26.11. | ||||||
24 | Медиация ровесников» -4 | Порядок работы медиатора в программе восстановительной медиации: - понимание особенностей поведения в конфликтной ситуации - анализ случаев, связанных с конфликтом, - актуализация и отработка полученных навыков ведения медиации (ролевое проигрывание) | 1 | 30.11. | ||||||
Декабрь (каникулы 29.12.2020 – 10.01.2021) | ||||||||||
25-26 | «Медиация ровесников»-4 | Порядок работы медиатора в программе восстановительной медиации: - понимание особенностей поведения в конфликтной ситуации - анализ случаев связанных с конфликтом, - актуализация и отработка полученных навыков ведения медиации (ролевое проигрывание) | 2 ч. | 03.12. 07.12. | ||||||
27-29 | «Мастер общения»-3 | Стратегия и тактика поведения в конфликтных ситуациях: -осознание собственного поля восприятия конфликта -анализ собственных эмоций и чувств в ситуации конфликта - анализ различных возможностей разрешения одной и той же конфликтной ситуации | 3 ч. | 10.12. 14.12. 17.12. | ||||||
30-31 | «Радуга дружбы»-3 | Сотрудничество со сверстниками; Оценка совместной деятельности и межличностного общения внутри клуба | 2 ч. | 21.12. 24.12. | ||||||
32 | Медиация ровесников» -5 | Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников. | 1 ч. | 28.12 | ||||||
Январь | ||||||||||
33-34 | «Медиация ровесников»-5
| Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников. | 2 ч. | 11.01 14.01 | ||||||
35-37 | «Медиация ровесников»-6
| Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников. | 3 ч. | 18.01 21.01 25.01 | ||||||
38 | «Радуга дружбы» -4 | Организация и проведение творческого вечера (творческой встречи) с конкурсами и играми, посвященного клубу юных медиаторов | 1 ч. | 28.01 | ||||||
Февраль | ||||||||||
39-40 | «Радуга дружбы»-4 | Организация и проведение творческого вечера (творческой встречи) с конкурсами и играми, посвященного клубу юных медиаторов | 2 ч. | 01.02 04.02 | ||||||
41-43 | «Мастер общения»-4 | Стратегия и тактика поведения в конфликтных ситуациях: - навыки стрессменеджмента - физическая и эмоциональная разгрузка - знакомство с методами работы с собственными чувствами и переживаниями | 3ч. | 08.02 11.02 15.02 | ||||||
44-46 | «Медиация ровесников»-7
| Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников | 3 ч. | 18.02 22.02 25.02 | ||||||
Март (каникулы 20.03.2021 – 28.03.2021) | ||||||||||
47-49 | «Медиация ровесников»-8
| Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников. | 3 ч. | 01.03 04.03 08.03 | ||||||
50-52 | «Радуга дружбы»-5 | Сотрудничество со сверстниками; Оценка совместной деятельности и межличностного общения внутри клуба Объявление конкурса творческих работ (эссе, сочинений, исследований) на тему: «Как я нашел выход из конфликтной ситуации» | 3 ч. | 11.03 15.03 18.03 | ||||||
53 | «Медиация ровесников» -9 | Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников | 1 ч. | 29.03 | ||||||
Апрель | ||||||||||
54-55 | «Медиация ровесников»-9 | Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников | 2 ч. | 01.04. 05.04., | ||||||
56-58 | «Медиация ровесников»-10
| Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников. | 3 ч. | 08.04 12.04 15.04 | ||||||
59-61 | «Медиация ровесников» -11
| Анализ сложных случаев в работе медиаторов – ровесников. | 3 ч. | 19.04 22.04 26.04 | ||||||
62 | «Радуга дружбы» -6 | Тренинг сотрудничества; Подведение итогов конкурса творческих работ; награждение победителей | 1 ч. | 29.04 | ||||||
Май (каникулы 29.05.2021 – 31.08.21) | ||||||||||
63-64 | «Радуга дружбы»-6 | Тренинг сотрудничества; Подведение итогов конкурса творческих работ; награждение победителей | 2 ч. | 03.05 06.05 | ||||||
65-67 | «Радуга дружбы»-7 | Подведение итогов работы за год «За круглым столом». Обсуждение плана дальнейшего сотрудничества, обмен мнениями. | 3 ч. | 10.05 13.05 17.05 | ||||||
68-70 | «Радуга дружбы»-8 | Церемония прощания с использованием элементов тренинга. | 3 ч. | 20.05 24.05 27.05 | ||||||
ИТОГО: | 70 часов |
Список литературы
1. Баева И.А. Тренинг психологической безопасности в школе. – СПб.: Речь, 2002. – 251с.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 289с. (Практическая психология в образовании.) Издание 3-е, стереотипное.
3. Валкер Дж. Тренинг разрешения конфликтов. – Санкт –Петербург. : Речь, 2001.
4. Ежова Н.Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 249 с.
5. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: методические разработки занятий. -М.: Новая школа, 1993. – 49 с.
6. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПБ.: Речь, 2003. – 175 с.
7. К. Фопель. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие, - М.: Генезис, 2001г
8. К. Фопель. «Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. – М.:Генезис, 2002г.
9. Максудов Р.Р. Восстановительная медиация. Практическое руководство для специалистов, реализующих восстановительный подход в работе с конфликтами и уголовно наказуемыми деяниями с участием несовершеннолетних. – М., 2011 г.
10. Медиация – искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методами и профессиональными технологиями/ Составитель: Г. Мета, Г. Похмелкина. – М., 2004г.
11. Примирение сторон сквозь призму восстановительных технологий: восстановительное правосудие, школьные службы примирения (методические рекомендации). /Составители: С.С. Седюко и др., Новосибирск, 2008г.
12. Рекомендуемые Стандарты к программам медиации ровесников, реализуемых в рамках среднеобразовательных учебных заведениях. Ассоциация по Разрешению Конфликтов, 2007г; http://www.mediate.com/acreducation
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа клуба "Репортер"
Нужна ли периодическая печать в образовательном учреждении? Конечно, нужна. Школа не должна отставать от современности. К тому же появление персональных компьютеров дает возможность для изготовления ...
Профилактическая программа клуба "Вместе"
Программа по по социальной дезадаптации, направленная на развитие социальной компетентности и личностный рост. ...
Программа клуба выходного дня: "Путешествие по Играй - городу"
Программа Клуба выходного дня для учащихся 5-6-7 классов коррекционной школы 8 вида...
Рабочая программа клуба "Мои истоки"
Важнейшие задачи образования в школе (формирование предметных и универсальных способов действий; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индиви...
Программа подготовки юных волонтеров-медиаторов
Целевая аудитория: в данной программе предполагается участие обучающихся 7-9-х классов не случайно, выбор данной категории обучающихся преследует цель - сменяемость волонтеров-медиаторов и перед...
Программа клуба по интересам туристко-краеведческой направленности "Клуб путешественников"
Туристическая, экскурсионная и краеведческая деятельность сегодня находятся на новом, активном этапе своего развития. Особенно важно с ранних лет вовлекать детей в изучение природно-рекреационного пот...
План занятий с учащимися волонтерами-медиаторами
План занятий по подготовке медиаторов из числа обучающихся, способных выполнять медиаторские функции в режиме реализации принципа «равный – равному»...