Программа подготовки юных волонтеров-медиаторов
рабочая программа
Целевая аудитория: в данной программе предполагается участие обучающихся 7-9-х классов не случайно, выбор данной категории обучающихся преследует цель - сменяемость волонтеров-медиаторов и передачу опыта и положительных тенденций, как глобальную цель, таким образом можно рассматривать качественное улучшение работы ШСП. После обучения курса обучающиеся получают начальный (стартовый набор) курс знаний по конфликтологии и работе в восстановительном подходе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа подготовки юных волонтеров-медиаторов | 50.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства
«Педагог-психолог России - 2021»
Описание психолого-педагогической практики
Программа внеурочной деятельности по подготовке юных волонтеров-медиаторов
«Школа социального успеха»
(социально-психологическое направление)
Подготовил:
Башлыкова Евгения Андреевна
Педагог-психолог МАОУ СОШ №30 г. Томска
Высшая квалификационная категория
Томская область
г. Томск
- ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- Наименование и направленность программы
Наименование: Программа внеурочной деятельности по подготовке юных волонтеров-медиаторов «Школа социального успеха».
Направленность: социально-психологическая.
- Информация о разработчике, участниках и месте реализации программы
Разработчик: Башлыкова Евгения Андреевна, педагог-психолог МАОУ СОШ №30 г. Томска
Участники: обучающиеся 7-9-х классов МАОУ СОШ №30 г. Томска, в том числе имеющие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Место реализации: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30 г. Томска.
Адрес: Томск, улица Интернационалистов, 11
Сайт: http://school30.tomsk.ru/123
Телефон: 83822623863
Электронная почта: scool30@education70.ru
Руководитель образовательной организации: Бедина Ирина Георгиевна
- Цели и задачи программы
Цель: подготовка обучающихся юных волонтеров-медиаторов для участия и организации работы Школьной службы примирения.
Задачи программы:
- Сформировать представление у обучающихся о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов;
- Сформировать команду волонтеров-медиаторов из числа обучающихся 7-9-х классов;
- Познакомить участников с принципами и ценностями восстановительного подхода в разрешении конфликтов.
Данная программа является результатом работы в рамках проекта профилактической направленности ««Перезагрузка» по активизации деятельности Службы примирения (медиации)» https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2021/03/30/proekt-aktivizatsii-shsp-maou-sosh-no30-g-tomska
Портфолио Школьной службы примирения в рамках профилактической работы представлено на сайте школы http://school30.tomsk.ru/files/img/Порфолио%20ШСП%20МАОУ%20СОШ%20№30%20г_%20Томска.pdf
Другие материалы представлены http://school30.tomsk.ru/training/sluzhba_primireniya
- Целевая аудитория
Целевая аудитория: в данной программе предполагается участие обучающихся 7-9-х классов не случайно, выбор данной категории обучающихся преследует цель - сменяемость волонтеров-медиаторов и передачу опыта и положительных тенденций, как глобальную цель, таким образом можно рассматривать качественное улучшение работы ШСП. После обучения курса обучающиеся получают начальный (стартовый набор) курс знаний по конфликтологии и работе в восстановительном подходе.
- Методическое обеспечение программы
Программа внеурочной деятельности «Школа социального успеха» основного общего образования для обучающихся 7-9-х классов МАОУ СОШ №30 г. Томска разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 26.07.2019 N 232-ФЗ).
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы от 29.12.2014 № 2765-р;
- Стратегия развития воспитания в РФ (2015-2025) (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
- Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ);
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577) (далее – ФГОС ООО);
- Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015);
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 № 189);
- Изменения № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( от 24.11.2015 № 81);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15);
13.Основная общеобразовательная программа ООО МАОУ СОШ № 30 г. Томска;
14. Положение МАОУ СОШ № 30 г. Томска о внеурочной деятельности.
Программа «Школа социального успеха» создана для работы с обучающимися в рамках действия в школе Школьной службы примирения (медиации) и построена в том числе в логике основополагающих документов: Методических рекомендаций по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций МИНОБРНАУКИ РФ от 26. 12.2017; Распоряжение Правительства России от 6 июля 2018 года №1375-р. Об утверждении плана основных мероприятий на 2018 - 2020 годы в рамках Десятилетия детства. Так же методической основой данной программы стало пособие Уваровой О. А. Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5-9 классы: практические занятия, тренинговые задания. – Волгоград: Учитель.
- Основные этапы реализации программы.
- Подготовительный (август-сентябрь 2019 г.):
- популяризация школьной службы примирения среди участников образовательных отношений;
- изучение ситуации, сбор информации о желании обучающихся стать волонтерами-медиаторами;
- определение цели и постановка задач программы;
- подбор методической литературы;
- разработка поурочного планирования.
- Практический (реализация проекта):
- проведение с обучающимися 7-9-х классов занятий согласно разработанному содержанию программы (Приложение 1)
Срок выполнения: сентябрь 2019г. – май 2020г.
- Аналитико-коррекционный (анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений)
Срок выполнения: 1 раз в четверть
- Заключительный (сопоставление действительных и желаемых результатов):
- индивидуальные профориентационные консультации с участниками проекта;
- анализ итогов программы.
Срок выполнения: сентябрь 2019 г. – май 2020 г.
- Описание требований к обеспечению программы (условия реализации)
В качестве специалистов, реализующих образовательный социально-психологическую программу «Школа социального успеха» могут выступать педагоги-психологи образовательных организаций, а также педагоги предметных направлений, прошедшие специальную подготовку на курсах повышения квалификации по теме медиации (школьные службы примирения).
Материально-техническое и дидактическое обеспечение:
- аудиовизуальные материалы в программе Power Point (презентации, видеоролики и т.д.);
- компьютер или ноутбук;
- проектор и экран;
- место проведения занятий (кабинет);
- принтер;
- бумага;
- карандаши, фломастеры;
- раздаточный материал;
- маркерная/магнитная доска / флипчарт.
- Ожидаемые результаты реализации программы
В ходе подготовки по программе «Школа социального успеха» обучающиеся смогут:
- сформировать представления о медиации и этапах работы медиатора, специфики конфликтов;
- конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
- самореализоваться в социально-значимой деятельности;
- освоить навыки работы в команде;
- научатся дифференцировать случаи, подходящие для медиации, анализировать конфликтные ситуации, моделировать и рефлексировать собственную деятельность в качестве медиатора, опираясь на соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации;
- принять ценности восстановительного подхода;
- повысить коммуникативную культуру.
Критерием эффективности программы является достижение поставленных целей и задач, которое может быть оценено:
1. на основе субъективных мнений (самоотчетов) участников программы;
2. на основе экспертных оценок со стороны куратора программы подготовки школьных волонтеров-медиаторов;
3. на основе объективной оценки с использованием контрольно-оценочных материалов.
Для оценки эффективности проведения программы используется методика К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной). Она позволяет определить предрасположенность личности к конфликтному поведению.
Обучение команды школьных медиаторов позволит снизить уровень конфликтности в школе (в дальнейшем и в социальной сфере), что будет содействовать устранению причин противоправного поведения школьников, позитивно изменит школьную среду. В связи с этим программа получила название «Школа социального успеха».
Результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Школа социального успеха»
Личностные | Предметные | Метапредметные |
обучающиеся научатся: | ||
- ориентация в системе моральных норм; - доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым насилия; - позитивная моральная самооценка; - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; - потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. | К концу обучения курса учащиеся получат возможность знать: - основные понятия и принципы восстановительного подхода в медиации; - алгоритм проведения восстановительной медиации; - виды и специфику конфликтов; - способы эффективного общения; - основные понятия в конфликтологии; - способы конструктивного решения конфликтов; - основные способы психологического взаимодействия между людьми; - приемы повышения собственной самооценки; - приемы активного слушания. | Регулятивные УУД: - овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми; - учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; - строить речевое высказывание в устной форме; - учиться прогнозировать последствия своих поступков; - осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением; - учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях; - осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит; - реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми; -планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого; - соотносить результат с целью и оценивать его. |
обучающиеся получат возможность: | ||
Обучающийся получит возможность для формирования: - умения конструктивно разрешать конфликты. - адекватной позитивной самооценки и Я - концепции; - эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. | К концу обучения курса учащиеся получат возможность уметь: - работать в группе, в коллективе. - дифференцировать случаи, подходящие для медиации; - анализировать конфликтные ситуации; - устанавливать стили разрешения конфликтов; - проводить программы примирения; - моделировать и рефлексировать собственную деятельность в качестве медиатора, опираясь на соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации; - оформлять документы по состоявшему сеансу медиации. | Познавательные УУД: - уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью педагога; - учиться исследовать свои качества и свои особенности; - учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью педагога; - учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью педагога; - делать выводы в результате совместной работы в группе; - моделировать различные жизненные и учебные ситуации; - усваивать разные способы запоминания информации; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения; - оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости; - учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта; - адекватно воспринимать оценку педагога. |
К концу обучения курса учащиеся получат возможность применять: - полученные знания для адекватного осознания причин возникающих проблем и путей их решения; - полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности; - через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. | Коммуникативные УУД: - учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах; - учиться работать в паре и в группе; - выполнять различные роли; - слушать и понимать речь других ребят; - осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией. - учиться позитивно, проявлять себя в общении; - учиться договариваться и приходить к общему решению; - учиться понимать эмоции и поступки других людей; - овладевать способами конструктивного разрешения конфликтов; - ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учиться контролировать свою речь и поступки; - учиться толерантному отношению к другому мнению; - учиться самостоятельно решать проблемы в общении; - осознавать необходимость признания и уважения прав других людей; - формулировать своё собственное мнение и позицию; - учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге. |
Воспитательные результаты программы распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с социальными субъектами за пределами организации, в открытой общественной среде.
- Факторы, влияющие на достижение результатов проекта
- кадровый дефицит (наличие в образовательной организации специалиста, обладающего профессиональной компетентностью, необходимой для реализации программы);
- актуальность проекта для его участников – обучающихся 7-9-х классов;
- наличие необходимых материально-технических средств;
- поддержка со стороны администрации;
- психофизиологические и личностные особенности подростков;
- эффективность взаимодействия педагога, реализующего проект, с обучающимися.
- Сведения об апробации программы
Программа была реализована на базе МАОУ СОШ №30 г. Томска в 2019-2020 учебном году. В проекте приняли участие обучающиеся 7-9-х классов в количестве 20 человек.
При переходе на дистанционное образование с апреля 2020г. в проект были внесены корректировки в части организации занятий. Работа была организована в малых группах, индивидуального консультирования, которые были реализованы в дистанционном формате с использованием программ Zoom, социальной сети «ВКонтакте».
№ | Название мероприятия (полностью, дата) | Тема представляемого материала (полностью) для активных участников | Уровень мероприятия | Форма участия (очно /заочно) | Подтверждающие материалы (программа, отзыв, сертификат, благод. письмо и т.п.) |
1. | Всероссийское совещание школьных служб примирения и медиации 24.09.2020 | Восстановительный подход и служба примирения в системе воспитания образовательной организации | Всероссийский | онлайн | Сертификат спикера, сертификт участника |
2 | Семинар-практикум «Восстановительный подход в системе воспитательной работы образовательной организации» 30.09.2020 | Доклад по теме «Восстановительный подход и служба примирения в системе воспитания образовательной организации» | муниципальный | онлайн | Сертификат МАУ ИМЦ №334 |
3 | Семинар-практикум «Восстановительный подход в системе воспитательной работы образовательной организации» 30.09.2020 | Мастер-класс «Использование кинокоучинга как метода работы в подготовке юных волонтеров-медиаторов» | муниципальный | онлайн | Сертификат МАУ ИМЦ №332 |
4 | Семинар-практикум «Восстановительный подход в системе воспитательной работы образовательной организации» 30.09.2020 | Мастер-класс «Использование притчи как метода работы в подготовке юных волонтеров-медиаторов» | муниципальный | онлайн | Сертификат МАУ ИМЦ №333 |
Приложение 1
Содержание программы «Школа социального успеха»
Для реализации программы «Школа социального успеха» при проведение занятий по темам используются разнообразные методы, формы и приемы работы, направленные на развитие у обучающихся навыков посредничества в разрешении разногласий между людьми, а также социальной мобильности, гибкости и уверенности в себе.
Занятия содержат интерактивные методы: творческие задания; игровые элементы;
мозговой штурм; интерактивные лекции (использование видеоматериала), проигрывание ситуаций; проектирование; групповую дискуссию.
Информационно-практические методы: лекции; беседы; дискуссии; практикумы; практические и тренинговые занятия, ролевые игры; психодиагностические: тестирования и опросы с целью самопознания; проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций; проверка и самопроверка знаний.
В процессе обучения используются различные дидактические материалы: презентации по темам курса, видеоматериалы, инфосхемы и т.п.
Принципы проведения занятий:
- добровольность;
- активность;
- партнерское взаимодействие;
- конфиденциальность.
Раздел 1. Конструктивно общаться. Как? (15,5 ч)
- Тренинг знакомства (2 ч): знакомство участников друг с другом; упражнение «ожидания», круг ценностей.
Форма занятия: тренинг.
Вид деятельности: практическая работа по выполнению упражнений.
- Базовый тренинг. Погружение ШСП (4 ч): Видеолекторий «Конфликты. Контакты», «Длинная ложка»; упражнения по конфликтологии.
Форма занятия: тренинг, с элементами ролевой игры.
Вид деятельности: практическая работа по выполнению упражнений.
3. Давайте общаться! (4 ч): мини-лекция с элементами дискуссии «Что такое общение?», «Общение в современном мире»; Упражнение-тест «Умею ли я слушать?»; Мини-лекция «Техники активного слушания»; Отработка навыков активного слушания на материале упражнения «Абстракция».
Форма занятия: беседа, мини-лекция.
Вид деятельности: представление жизненного опыта обучающимися, практическая работа по выполнению упражнений.
4. Конфликты? Конфликты. Конфликты! (5,5 ч): методика К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) «Стили разрешения конфликта»; упражнение «Пишем синквейны»; упражнение «Плюсы и минусы конфликта»; мини-лекция понятие конфликта; упражнение «Я в конфликте»; типология конфликтных личностей; технология разрешения конфликта; упражнение «Нас с тобой объединяет».
Форма занятия: мини-лекция, беседа.
Вид деятельности: практическая работа по выполнению упражнений, участие в обсуждении, просмотр видеофрагментов.
Раздел 2. Организация работы школьной службы примирения (18,5 ч)
Тема 5. Что такое медиация? История развития Школьных служб примирения (2 ч): лекция – история решения конфликтных ситуаций в мировой практике; традиции примирения в разных странах и культурах; мини-лекция развития школьных служб примирения в России; знакомство с сайтом школьной службы примирения (г. Москва); демонстрация видео-фрагментов А. Коновалова.
Форма занятия: лекция, практическая работа.
Вид деятельности: участие в опросе, просмотр видеофрагментов, практическая работа по выполнению упражнений.
Тема 6. Деятельность и модель ШСП МАОУ СОШ №30 (4 ч): представление действующей Школьной службы примирения.
Форма занятия: мини-лекция, дискуссия, рефлексия.
Вид деятельности: участие в обсуждении, привлечение новых знаний, рефлексия.
Тема 7. «Навыки медиатора» (4 ч): мини-лекция с практическим применением и отработкой на практике активных техник и методов работы медиатора.
Форма занятия: мини-лекция, практическая работа.
Вид деятельности: практическая работа – выполнение упражнений по применению полученных знаний.
Тема 8. Примирение. С чего начать? (3,5 ч): мини-лекция с практическим применением и отработкой на практике этапов примирительной программы.
Форма занятия: мини-лекция, практическая работа.
Вид деятельности: практическая работа – выполнение упражнений по применению полученных знаний.
Тема 9. Всё дело в практике (3 ч): практическое занятие работа с кейсами.
Форма занятия: практическая работа с кейсами
Вид деятельности: разыгрывание практических ситуаций по ролям, практическая работа по применению и закреплению полученных знаний.
Тема 10. Научился сам – научи другого (4 ч): работа с кейсами, мозговой штурм по организации работы ШСП в школе; новые направления в работе – наставничество, круги сообщества; разработка профилактических мероприятий; рефлексия по итогам курса.
Форма занятия: практическая работа
Вид деятельности: практическая работа – работа с ситуациями по закреплению пройденного материала, рефлексия.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | |
теория | практика | ||
Раздел 1. Конструктивно общаться. Как? | 15,5 ч | ||
1 | Тренинг знакомства | 0 | 2 |
2 | Конфликты? Конфликты. Конфликты! | 0 | 4 |
3 | Базовый тренинг. Погружение ШСП | 0 | 4 |
4 | Давайте общаться | 0,5 | 5 |
Раздел 2. Организация работы школьной службы примирения. | 18,5 ч | ||
5 | Что такое медиация? История развития Школьных служб примирения | 0,5 | 1,5 |
6 | Деятельность и модель ШСП МАОУ СОШ №30 | 0,5 | 1,5 |
7 | «Навыки медиатора» | 0,5 | 3,5 |
8 | Примирение. С чего начать? | 0 | 3,5 |
9 | Всё дело в практике. | 0 | 3 |
10 | Научился сам – научи другого | 0 | 4 |
Итого, ч | 2 | 32 | |
34 ч |
Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства
«Педагог-психолог России - 2020»
Защита реализуемой психолого-педагогической практики
Программа внеурочной деятельности по подготовке юных волонтеров-медиаторов
«Школа социального успеха»
(социальное направление)
Подготовил:
Башлыкова Евгения Андреевна
Педагог-психолог МАОУ СОШ №30 г. Томска
Высшая квалификационная категория
Томская область
г. Томск
Пояснительная записка.
На видеозаписи демонстрируется фрагмент занятия в рамках программы внеурочной деятельности «Школа социального успеха» (раздел 2, занятие 7). В видеозаписи участвуют обучающиеся[1] данной программы. В видеофрагмент вошло не всё занятие.
Сценарий демонстрируемого на видеозаписи группового занятия
«Навыки медиатора»
- Организационный момент.
Приветствие. Участникам предлагается удобно расположиться.
- Мотивирующий этап. Мы продолжаем с Вами знакомиться с восстановительной технологией «Школьная служба медиации/примирения». Мы с вами познакомились с теоретической частью историей возникновения технологии, особенностей процедуры. Сегодня, мы будем говорить, пожалуй, о самом главном в процедуре медиации. Предлагаю Вам взять конвертики, достать пазл, который вам попался и ознакомиться с ним. (Обучающиеся читают надписи со своих пазлов).
Давайте попробуем соединить их вместе и ответим на вопрос «как может звучать тема нашей встречи?» (Обучающиеся предлагают свои варианты. Предполагается, что обучающиеся будут вслух рассуждать над своими надписями , которые им выпали на пазлах. При необходимости можно давать наводящие вопросы согласно содержанию конкретного слайда: «принципы медиации» - перечислите их, «функции волонтера-медиатора» - назовите их, «Атлас100» - что это такое, для чего он, чем он может быть нам полезен?, «мотивация» - мотивация и медиация о ком может идти речь?) В итоге в середину слайда обучающиеся должны поместить ключевое понятие – тему встречи «Каким должен быть медиатор / Навыки медиатора».
- Этап систематизация изученного материала с привлечением нового теоретического материала.
Наша с вами задача создать наглядный материал «Навыки волонтера-медиатора».
Я представляю вашему вниманию «Треугольник успешности (навыков) волонтера-медиатора»
ЭМОЦИИ
ПРОЦЕДУРА СОДЕРЖАНИЕ
Навыки, которыми должен владеть медиатор можно выделить из главных составляющих медиации: процедура, содержание медиации, эмоции.
Начнем, пожалуй, с нашей любимой притчи «Об апельсиновом дереве».
(Обучающиеся самостоятельно зачитывают притчу). Попробуем поэтапно разобрать содержание конфликта с помощью карты конфликта.
Используя карту конфликта, обучающиеся говорят о том, что отец сначала выясняет причины, затем потребности и истинные желания участников конфликта, а затем предполагаются варианты решения. Это и есть основные навыки, необходимые медиатору для эффективной работы в содержательной части (умение выделять причины, определять истинные интересы сторон, выработка вариантов решения, а также умение формулировать договоренности сторон конфликта).
Исходя из ситуации содержания конфликтной ситуации, определяется процедура проведения медиации (кого спросить первым, какой вопрос задать). Какие навыки актуальны для данной стадии? (Ответы обучающихся необходимо обобщить до фраз содержащих следующее - необходимые навыки медиатору это: коммуникативные, а также умение задавать необходимые вопросы).
Эмоции, переживания участников, это непосредственно то, с чем работает технология медиации. Что является главной задачей медиации и медиатора в частности по отношению к участникам ситуации? (обучающиеся предполагают, что главное это быть услышанным, почувствовать уважение к своей личности, удовлетворение своих потребностей). Тогда, в этой связи основной навык для работы с данной задачей является что? (Предполагаемые ответы обучающихся необходимо обобщить до понятия «активное слушание»).
Таким образом, мы с вами определили необходимые навыки для успешной работы юного волонтера-медиатора.
Практическая часть «Развитие навыков медиатора».
Первое задание «Активное слушание».
Задание 1. садятся спиной друг к другу. Они получают от ведущего картинку с изображением фигур из счетных палочек. Первый участник объясняет второму, который не видит картинку, как положить спички, чтобы получилось в точности то, что изображено на рисунке. Потом участники могут поменяться ролями. Аналогичным такое упражнение может быть в виде рисования по клеточкам по уже известному шаблону.
Задание 2. «Будь внимателен»
Цель: концентрация внимания и сосредоточение на словах собеседника.
Ведущий называет самый разный набор слов , а может быть и целый текст, необходимо хлопнуть в ладоши (или поднять руку, или дотронуться до кончика носа) в том случае, если встретится слово, определенной тематики.
- Группа слов, в которой необходимо выделить ударом в ладоши слова, обозначающие посуду:
Стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка, кастрюля.
- Группа слов, в которой необходимо выделить наименование эмоций среди перечисленных слов с помощью хлопка.
Стул, виноград, радость, доска, гнев, река, картошка, вилка, удивление, окно, задача, характер, равнодушие, восторг.
Задание 3. «Вольный перевод»
Цель: отработка техники перефразирования (передача смысла услышанного, но иными словами)
Необходимо угадать, из каких песен, пословиц или стихотворений взяты переделанные строки.
Малявка потомок к предку явился (Крошка сын к отцу пришел. В. Маяковский)
Единица речи, не имеет ничего общего с мелким пернатым, так что пущенная в мир не может быть возвращена (Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Пословица)
В моей памяти всплывает удивительный миг (Я помню чудное мгновение. А.С. Пушкин)
Безделью часы — унынию год (Делу время — потехе час)
Одна обувка, и та на кнопках (100 одежек, и все без застежек)
Задание 4. «Почемучки»
Цель: отработка техники интерпретации с помощью вопросов-уточнения и конкретизации (интерпретации).
Участникам предлагается прослушать текст и составить максимальное количество конкретизирующих вопросов к услышаной истории.
Материал для задания.
Современная притча «Еельзя научить всему»
У одного известного мастера по борьбе было много учеников. Старший из них обучался долгие годы, и тренировался с прилежанием. Однажды он обратился к мастеру:
— Скажите, есть ли ещё что-нибудь, чему вы меня не научили?
— Я научил тебя всему, что знал. Ты усвоил все приёмы борьбы, известные мне.
От этих слов молодой борец преисполнился гордости и объявил всем и всюду, что теперь он лучший борец в стране и мог бы победить даже своего знаменитого учителя. Сотни людей пришли посмотреть на этот поединок.
После ровной и спокойной борьбы мастер вдруг неожиданным приёмом положил ученика на обе лопатки.
— Странно, — сказал побеждённый, переводя дыхание, — я научился всему, что вы знали, но вы одолели меня неизвестным приёмом.
— Друг мой, я действительно научил тебя всему, что знал, — ответил мастер, — но этот приём родился только сейчас, в процессе борьбы. Это импровизация!
— Но этому вы меня не учили, — сказал ученик.
— Этому я не могу тебя научить, этому ты должен учиться сам.
Итоговая часть. Закрепление.
Скажите, всем ли приемам нам сегодня удалось поделиться, потренироваться? (ответы участников)
Рефлексия:
Конечно нам еще предстоит этому посвятить время, однако, давайте попробуем с вами определить как мы можем использовать полученные навыки? Ведь как сказано в притче, этому я вас научить не могу, но можно импровизировать.
Составление плана действий: «Каким образом можно развивать полученные навыки; где мы можем использовать данные навыки?» (Обучающиеся записывают свои варианты).
Используемая литература и источники:
- Уварова О. А. Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5-9 классы: практические занятия, тренинговые задания. – Волгоград: Учитель.
- Суховершина Ю. В. Тихомирова Е. П. Скоромная Ю. Е. Тренинг коммуникативной компетенции. М: Академический Проект (тренинги и практикумы).
- Современная притча «Нельзя научить всему» https://pritchi.ru/id_2658
Согласие законных представителей на фото и видео съемку, а так же размещение в социальных сетях оформлено надлежащим образом, на каждого обучающегося, принимающего участие в программе внеурочной деятельности «Школа социального успеха», а также для участия в конкурсном испытании «Реализация психолого-педагогической практики» Регионального этапа Всероссийского конкурса «Педагог-психолог 2021».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа кружка «Юный Олимпиец» по подготовке к олимпиаде по предмету «Физическая культура»
Данная программа рассмотрена и одобрена на заседании ученого совета Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма. Рецензия на авторскую программу Л.Ю. Котковой и Г.З. Кулаковой, подписана...
Программа с образовательно-тренировочной направленностью «Подготовка юных гиревиков».
C давних времён упражнения с тяжестями служили эффективным средством физического развития людей. Сильных людей любили на Руси. Изменились времена, изменились ценности и традиции народа. Меняется и отн...
Современная подготовка юных спортсменов. Педагогический контроль в подготовке юных спортсменов .
Важное место в системе управления подготовкой юных спортсменов отводится научно обоснованному педагогическому контролю, совершенствование которого является важнейшей предпосылкой повышения эффективнос...
Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)
Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы) обучения общеобразовательных школ. Программа разработана для работы со школьниками...
Программа клуба волонтеров-медиаторов
Профилактическая психолого-педагогическая программа по формированию клуба волонтеров – медиаторов «Доверие», по подготовке волонтеров («равных» педагогам – медиатор...
Современная подготовка юных спортсменов. Построение тренировки юных спортсменов.
Спортивные занятия с юными спортсменами строятся в соответствии с общими закономерностями построения занятий по физическому воспитанию. Их эффективность в значительной степени зависит от рациональной ...
План занятий с учащимися волонтерами-медиаторами
План занятий по подготовке медиаторов из числа обучающихся, способных выполнять медиаторские функции в режиме реализации принципа «равный – равному»...