Дымковская барышня
план-конспект занятия (5 класс)

Баязитова Марина Николаевна

Конспект занятия "Дымковская барышня" расчитан на возраст детей 7-10 лет. На уроке дети знакомятся с историей народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_dymkovskaya_baryshnya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО педагога: Баязитова Марина Николаевна

педагог дополнительного образования МОУ ДО «РЦДОД» Усть – Илимский район

Объединение: «Рисуем с художником»

Тема занятия: Дымковская барышня.

Цель: Познакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть ее красоту и самобытность. 

Задачи:

1. обучающие задачи:

  • Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки.
  • Приобщать детей к истокам русской культуры.
  • Знакомить с  цветовым строем и элементами композиции.

2. Развивающие задачи:

  • Развивать  наблюдательность.
  • Развивать  творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки.
  • Развивать чувство симметрии, ритма.

3. Воспитательные задачи:

  • Воспитывать   интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров.

Материалы и оборудование:

  • Презентация «Дымковская игрушка».
  • Мини – выставка «Народная игрушка».
  • Заготовка «Открытка», «Дымковская барышня».
  • Русская народная мелодия «Сударыня».
  • Краски (гуашь, акварель), кисти, стаканы с водой, фломастеры, клей.
  • Видеопроектор, экран.

Методы и приемы:

  • Наглядные: дымковская барышня, слайды с изображением дымковской игрушки.
  • Словесные: беседа, ситуативный разговор, уточнение приёмов выполнения, вопросы к детям.
  • Практические: подбор цветовой гаммы, роспись деталей дымковской бырышни.

Ход деятельности:

  1. Вводная часть (организационный и мотивационный момент).

Педагог :

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!»

 -Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим с вами об игрушках. Какие виды игрушек вы знаете?

Ответы детей.

Педагог:

-Я  приглашаю вас сегодня на выставку. Прошу посмотреть на  стол, на котором выставлены разные изделия  мастеров русского народного творчества. Ребята, дымковские изделия нам с вами хорошо знакомы. Все игрушки не простые, а волшебные.  

         Долгими зимними вечерами народные умельцы творили красоту своими руками. Удивительные, красочные игрушки радовали своей красотой не только детей, но и взрослых. Ярмарка – весёлое место, где люди покупают и продают свой товар на продажу. Себя показать, да на других посмотреть.


II. Основная часть.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. Отсюда  и название. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали, дымковской, или ласково – дымкой. Давайте посмотрим.

Демонстрация  презентации.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

Для производства дымковской игрушки используется ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым с речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновыми красками блеск и яркость.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Для дымковских игрушек характерны бытовые сюжеты, мотивы праздников и народных гуляний. Одни дамы и кавалеры танцуют, другие катаются на карусели или лошадях, несут воду. Практически не встретишь фигурок с пустыми руками. То курица виднеется под мышкой, то собачка. Иногда это балалайка, кувшин с молоком, ведро с водой или дети у нянек-кормилиц.

Элементы и орнаменты

Дымковская барыня – это символ самой жизни, радости каждого дня. Изображенные на изделии орнаменты представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими узорами. Элементы росписи дымковской игрушки напрямую связаны с обережным значением, с символикой матери-природы.

Различные круги — символ солнца, волны — неба, полоски – символ земли.

Изображать эти знаки на игрушке – значит делать ее не просто потешкой, украшением, а кодировать на ней важную информацию.

Цветовая палитра

Цвета мастер подбирает по принципу контрастности, так, чтобы при рисовании один цвет подчеркивал другой. Это роспись синими, красными, желтыми, изумрудными, голубыми и оранжевыми узорами.

III. Практическая часть. 

Ребята, сегодня мы с вами сделаем открытки. Открытки будут необычные. Будут они в формате 3-Д. Главным украшением открыток будет дымковская барышня.  Перед Вами, на столе, лежат  заготовки открыток и бумажные фигурки барышень. Ваша задача эту безликую, скучную фигуру превратить в нарядную, жизнерадостную барышню, но сделать это так, чтобы всем было понятно, что это работа дымковского мастера.

Посмотрите на элементы узора. Какой цвет вы будете использовать? Какие узоры вы будете рисовать? (Волнистые линии, круги и точки).

Приступаем к работе. (Звучит русская народная мелодия «Сударыня»)

 Индивидуальная помощь детям.

В конце занятия из работ обучающихся создаётся выставка «Наша ярмарка»»

IV. Рефлексия

На школьной доске  нарисованы ступеньки. Детям предлагают оценить свою  творческую работу. Всё ли получилось? Довольны ли они результатом своёго труда.
            Педагог предлагает детям  разместить свой смайлик на том уровне ступеньки, на которой он по его мнению  должен быть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спектакля « Барышня- крестьянка»

Пушкин! Это солнечное имя входит в твою жизнь, кажется, с момента, рождения. Оно врывается с первым криком и остается с тобой до конца, покидая лишь с последним вздохом. Оно наполняет твою жизнь так ж...

А.С.Пушкин "Барышня-крестьянка"

«Ну что, Александр Сергеевич, начинаем!» (видео около пушкинской библиотеки)Дети - на 2 группы(Ресурсный круг) Мы - в барской (помещичьей) усадьбе начала 19 века. (гостей спрашиваем, что он...

тест по повести А.Пушкина "Барышня-крестьянка"

Данный тест проводится в 9 классе коррекционной школы VIII вида...

интеллектуальная игра по повести А. С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

игра позволяет проверить знания учащихся в конце изучения повести. использование гиперссылок облегчает работу. на слайде представлены вопросы и правильные ответы....

Урок литературы. А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». (2 ч.)

На уроке используется прием развития творческих способностей личности – с помощью маски. Маска как яркий, материально ощутимый элемент маскировки, преображая внешность человека, способствует к п...

"Барышня-крестьянка".Характеры героев (к аттестации)

Самоанализ  урока "Барышня-крестьянка.Характеры героев"...

Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"

Наглядный материал поможет ученикам погрузиться в атмосферу повести, визуализировать её. В ходе урока сочетаются чтение, наблюдение, анализ материала.Материал включает план урока, приложение, презента...