Конспект занятия
план-конспект
Предварительный просмотр:
Поздняков С.Ю.,п.д.о. МБУ ДО «ДДТ» г.Мариинск
Тема занятия: «Изготовление домика для птиц»
Цель занятия: закрепление умений и навыков ручной обработки древесины, изготовление скворечника.
Задачи:
Образовательная - закрепить умения детей по основным приемам работы с конструкционными материалами; уточнить знания учащихся о видах домиков для птиц.
Развивающая: Развитие и совершенствование ручной умелости, мелкой моторики рук, внимания, мышления, речи, наблюдательности.
Воспитывающие: Воспитание трудолюбия, аккуратности в работе, доброжелательности между учащимися и учителем.
Методы обучения: беседа, рассказ с демонстраций наглядных пособий, практическая работа.
Оборудование и материалы: карандаш, циркуль, линейка, лобзик, дрель, молоток, отвертка, наждачная бумага, доски (обрезные, нестроганые), кряж с пустой сердцевиной, гвозди, шурупы-саморезы.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Добрый день, друзья! Позвольте сегодняшнее занятие начать с загадки:
Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка.
Что такое?... (Скворечник)
Скоро наступит веснa и надо срочно делать домики для птиц, щебетание которых уже скоро послышится из каждого куста!
2. Постановка учебной задачи. Определение целей занятия.
- Как вы догадались, сегодня мы будем говорить о домиках для птиц.
Что вы знаете о них?
Знаете ли вы, какие бывают домики?
В какие из них охотнее заселяются прилетающие к нам весной птицы?
Сегодня мы построим самый простой домик для птиц – скворечник. Научившись строить его, вы сможете сделать более сложные домики (дуплянки, синичники, трясогузочники и другие).
3. Планирование.
Скворе́чник — закрытое искусственное гнездовье для мелких птиц, преимущественно гнездящихся в дуплах.
Среди всех искусственных гнездовий скворечники и синичники наиболее популярны среди любителей. Такие гнездовья для мелких птиц часто изготавливаются и располагаются в городской местности.
Скворечники и синичники могут устанавливаться с несколькими целями:
- Привлечение птиц для наблюдения за их гнездованием с исследовательскими целями или просто для удовольствия;
- Привлечение птиц с целью уничтожения сельскохозяйственных вредителей;
- Воспитание любви к природе и труду.
Скворечник традиционно делается в виде деревянного домика с круглым или прямоугольным летком. Высота обычно составляет 30-40 см, длина и ширина дна около 10-15 см, диаметр летка — около 5 см. Крышку следует делать съемной для того, чтобы можно было проверять гнездовье, а также чистить его в конце гнездового сезона — из гнездовья следует удалять гнездовой материал (скворцы, синицы и поползни могут сделать это сами, но некоторые другие птицы — нет). Внутренняя поверхность стенок скворечника не должна быть гладкой, иначе птенцы не смогут добраться до летка. Для этого внутреннюю поверхность оставляют нестроганой, или делают на ней насечки. Размещается скворечник на дереве в лесу, парке, на балконе, стене или под крышей дома.
4. Практическая работа.
Сегодня я предлагаю сделать ваш первый скворечник. Но для начала познакомимся с техникой безопасности.
Техника безопасности при работе ручным лобзиком.
Работать разрешается только исправным, подготовленным к работе инструментом. Ручка лобзика должна быть плотно насажена на хвостовик рамки, и не иметь сколов и трещин. При работе лобзиком деталь нужно плотно прижимать свободной рукой к выпиловочному столику. Пилка лобзика должна быть хорошо натянута и надёжно зажата зажимами. Зубья полотна должны быть расположены по направлению к ручке. Запрещается работать лобзиком в непосредственной близости от рук. По окончанию работ, лобзик очистить щёкой от опилок и убрать в отведённое для хранения место.
Правила безопасной работы молотком.
Работать можно только исправным инструментом. Ручка молотка должна быть выполнена из древесины плотных пород, не иметь сколов и трещин, быть необходимой длинны. Головка молотка должна быть прочно насажена на ручку и расклинена клином. Боёк молотка не должен быть сработан и иметь заусенцев. При работе молоток удерживают правильным хватом, на расстоянии 30 – 40 мм от нижнего конца ручки. Удары должны наноситься строго вертикально, кистью. Переносить молоток только в опущенной руке. По окончанию работ молоток убирают в специально отведённое для хранения место.
Техника безопасной работы электрической дрелью.
Перед началом работ, убедиться в исправности инструмента, шнур, вилка, кнопка пуска должны быть в исправном состоянии. Патрон дрели должен быть исправным, не иметь осевого биения и надёжно крепиться на шпинделе. Перед началом работ проверить дрель на холостом ходу, не должно быть посторонних шумов и запахов, что может говорить о неисправности инструмента, режущий инструмент должен быть исправным и правильно заточенным. В ходе работ, надёжно крепить режущий инструмент в патроне дрели. Одежда должна быть исправной и правильно заправленной. В ходе работ нельзя отвлекаться и разговаривать, Запрещается сдувать пыль ртом. Запрещается касаться вращающихся частей инструмента. Перед началом работ, обязательно надеть защитные очки. По окончании работ инструмент очищают щёткой – смёткой, снимают режущий инструмент и убирают на место хранения.
Техника безопасной работы гвоздями и шурупами.
Нельзя работать гнутыми гвоздями или шурупами. Головка шурупа не должна иметь сработанный шлиц или крест под отвёртку. Нельзя забивать шурупы молотком. При забивании гвоздей или вворачивании шурупов нужно пользоваться шилом.
С помощью карандаша и линейки перенесите на доски контуры деталей. Все параметры приведены в сантиметрах. Круглое входное отверстие (леток) начертите на передней стенке с помощью циркуля. С помощью лобзика аккуратно выпилите детали по контуру.
Чтобы выпилить леток, сделайте сверлом сквозное отверстие, достаточное для того, чтобы вставить пилку лобзика. После этого выпилите по начерченному контуру и выровняйте края шкуркой. Просверлите в крепежной планке два сквозных отверстия.
Перед тем, как приступить к работе, сопоставьте детали со схемой и, не сколачивая, соберите его на столе, чтобы потом было проще. При сбивании будьте внимательны и следите, чтобы не струганная поверхность досок была обращена внутрь птичьего домика. Взрослые птицы и птенцы выбираются из него, цепляясь коготками за шероховатости, и, если внутренняя поверхность будет гладкой, это может грозить птенцам гибелью.
Ребята, я вижу, что вы немножко устали. Давайте с вами отдохнём и проведём физкультминутку «Закружились карусели».
Физкультминутка «Закружились карусели».
Еле – еле, еле – еле закружились карусели (Взявшись за руки, дети медленно идут по кругу.)
А потом, потом, потом (Темп движения ускоряется.)
Всё бегом, бегом, бегом. (Дети держась за руки, бегут по кругу.)
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не шумите карусель остановите (Темп движения замедляется.)
Раз и два, раз и два (Дети идут, держась за руки.)
Вот и кончилась игра. (Дети, держась за руки, садятся на присядки.)
Теперь приступим к сборке.
1. Приложите крепежную планку с внешней стороны задней стенки ровно посередине и прибейте 2 гвоздями. Гвозди должны выступать наружу со стороны планки, где их и следует загнуть.
2. Прибейте полученную заготовку к боковой стенке 2 гвоздями со стороны задней стенки.
3. Таким же образом приколотите вторую боковую стенку.
4. Возьмите дно и с помощью молотка аккуратно вставьте его между трех стенок так, чтобы образовалась ровная поверхность. Прибейте дно к стенкам: по одному гвоздю в центр низа боковых стенок и 2 гвоздя со стороны задней стенки.
5. Возьмите переднюю стенку, приложите ее к полученной заготовке и прибейте 5 гвоздями: по 2 в боковые стенки и 1 в дно.
6. Возьмите крышку и с внутренней стороны начертите 4 линии: три - на расстоянии 2 см. от края и четвертую на расстоянии 5 см. Затем положите на получившийся квадрат втулку и прибейте её к крышке гвоздями - по одному с каждой стороны.
7. Закройте скворечник крышкой так, чтобы над летком (вход в птичий домик) образовался козырек. Крышку в скворечник не прибивают, после периода гнездования осенью его следует почистить. Но крышка обязательно должна прилегать плотно, чтобы её не смогли открыть ни кошка, ни ворона - главные враги птенцов. При необходимости края втулки от края стенок внутри для лучшего совмещения можно обработать шкуркой.
Классический вид скворечника, подразумевает еще и жердочку-шесток, но птицам она на самом деле не нужна. Без нее гнездо внутри скворечника будет в большей безопасности, поскольку хищной птице не так-то просто; будет усесться радом с выходом, а кошке - опереться лапой. Помимо опасности от врагов, шесток способствует птичьим дракам с конкурентами за удобное место гнездования.
Скворечник готов!!!
Как правильно вешать скворечник.
Вешать скворечник можно в самых различных местах - садах, парках, на дереве под окном, на опушке и не только весной. Если его повесить осенью, то зимой найдут убежище многие лесные птицы, перебирающиеся в трудное для них время поближе к человеку, а самые ранние вестники весны с радостью поселятся в этом проверенном временем доме. Весной же лучшее время для развешивания скворечников: конец марта - начало апреля. Оптимальная высота для закрепления скворечника 3-6 м. Очень важно, чтобы скворечник был слегка наклонен вперед, так птицам удобнее залетать внутрь и выбираться обратно. Леток должен быть направлен на восток или юго-восток, чтобы северо-западные ветра не задували обитателей скворечника.
5. Подведение итогов работы. Закрепление изученного материала
У нас получились замечательные домики, которые мы с вами обязательно закрепим на деревьях. А давайте попробуем вспомнить названия видов домиков (скворечник, синичник, дуплянка, трясогузочник и т.д.).
Молодцы!
6. Рефлексия
- Чем отличается скворечник от дуплянки? Скворечник изготавливается из досок, а дуплянка из круглого пенька без сердцевины.
- Оцените свою работу на нашем занятии:
- на занятии я работал активно или нет,
- своей работой на занятии я доволен или нет,
- занятие для меня показалось коротким или длинным,
- мое настроение стало лучше или хуже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"
Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....
Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.
Тема ФПРС: Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС: «Здо...
План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.
Занятие «Волшебные пальчики».Цель: Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи: I....
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....