Психологический комфорт детей-логопатов на занятиях английским языком.
статья

Олийник Анна Витальевна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ ДЕТЕЙ-ЛОГОПАТОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_konferentsii_1.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 2

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ ДЕТЕЙ-ЛОГОПАТОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ.

Олийник А.В.

В 2014-2015 учебном году в нашей школе-интернате № 2 для детей с тяжёлыми нарушениями речи было введено обязательное изучение английского языка, в объёме 102 часов. Из личного практического опыта общения с такими детьми, я знаю, как важно и как непросто завоевать их доверие, уважение, стать не только их другом, но и лидером, не допуская при этом панибратства. Лишь доказав, что я «в теме» (что я современный человек, знакомый с молодёжной субкультурой, модными тенденциями, языком общения в их среде, с их ценностными ориентирами), можно рассчитывать на искренний открытый диалог с учениками, обучать, руководствуясь их интересами, вести их за собой. Ведь атмосфера психологического комфорта на уроке – неотъемлемая часть морального и психического здоровья учащихся.

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте, что влияет на развитие психики, становление личности, формирование ребёнка как полноценного члена общества. Сложности в выражении мыслей, в вербальной передаче испытываемых эмоций приводят к тяжелому положению ребёнка: он частично или полностью лишен возможности участвовать в играх со сверстниками, часто становясь изгоем или объектом для насмешек. Взрослые, не знакомые с такой особенностью маленького человека, не проявляют достаточного терпения и тактичности в общении с ним, исключая его из общественной деятельности, практически лишая возможности социализации. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у такого ребёнка возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок-логопат. В век динамично развивающихся высоких технологий, когда интерактивное общение не менее важно «живого общения», вопрос развития коммуникативных навыков, навыков чтения и письма у детей с нарушениями речи стоит наиболее остро. Кроме того, Российская Федерация, как современное государство, укрепляет свои позиции в международных отношениях, что открывает каждому члену общества всё больше возможностей для межкультурного общения, делает его более мобильным. Это ставит перед педагогами коррекционных учреждений новые задачи, требующие незамедлительного решения: адаптировать ребёнка с нарушениями речи к интеграции уже в международное сообщество. Изучение английского языка, как языка международного общения,- один из основных аспектов подготовки маленького человека к многообразной, постоянно изменяющейся жизни. Моя задача - создать на уроке ощущение психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению без которого любовь к предмету в данном возрасте невозможна. Кроме того, важно помнить, что учеников убеждают не общие фразы, а конкретные, простые примеры из жизни, демонстрация областей практического применения ими английского языка: стационарные и сетевые компьютерные игры, социальные сети, онлайн видео ресурсы, зарубежные поездки, общение с носителями языка. Необходимо убедить каждого ребёнка, что он способен овладеть иностранным языком, вселить в него уверенность, помочь преодолеть языковой барьер, избавив от страха и стеснения допустить ошибку. Например, разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети-логопаты открывают для себя основы предмета, я добиваюсь того, что ученики развивают творческие способности, формируют внутренние мотивы для положительного отношения к учебной деятельности через развитие творческой активности и самостоятельности, активизацию памяти, внимания, воображения, эмоций. Только чувствуя всестороннюю поддержку, заинтересованность и позитивный настрой с моей стороны, не испытывая страха попросить ещё раз объяснить непонятое индивидуально, ребёнок-логопат гармонично вовлекается в учебный процесс.

Зная, какую безграничную любовь мои ученики испытывают к компьютерным играм, я нашла возможность использовать эту их маленькую слабость. Ведь обучающие приложения – это, конечно, здорово и весело, но ребят не проведёшь, и ничто не сравнится с настоящей компьютерной игрой. И я нашла такую игру, сама с упоением в неё играла! Это игра The Room - квестовая головоломка, в которой участникам надо внимательно исследовать комнату, в которой они находятся и рассмотреть все предметы, которыми и с которыми можно взаимодействовать. В процессе игры появляются подсказки на английском языке, без которых разгадать такие увлекательные загадки невозможно. К счастью, The Room до сих пор не русифицирована.

В старших классах проблема мотивации учащихся усугубляется ограниченностью времени, оставшегося на обучение английскому языку. Первое, с чем я столкнулась с ребятами старших классов – это недоверие, раздражение необходимостью изучать ещё один «ненужный предмет», отстранённость и неуверенность в себе. Поэтому для меня было важно в двустороннем прядке, в конструктивном диалоге с учащимися, определить, чему и как их обучать, выявить сферы их интересов и составить программу, руководствуясь полученными сведениями. Мои ученики выбрали перевод текстов зарубежных песен, просмотр фильмов на языке оригинала. Что ж, будем идти от противного, главное – заинтересовать. Так, шаг за шагом, мы пришли к выводу, что нужна основа, база необходимых знаний, без которых просто слова, лишённые логики и никак не связанные между собой, не смогут закрепиться в памяти. Медленно, но верно, мои ученики перестали бояться английского языка, и я смогла выявить индивидуальные особенности восприятия каждого из них. В этом возрасте ребята особенно остро воспринимают неудачи, они ранимы и чувствительны к критике, мнение одноклассников и друзей для них гораздо важнее оценки учителей. Поощряя желание учащихся самоутвердиться, вызвать одобрение их социальной группы, я даю им возможность самовыражения.

Когда я сама ещё училась в школе, я увидела истину в словах Роберта Грина: « Школа – это место, где шлифуют булыжники и губят алмазы». И, приняв решение стать педагогом, я пообещала себе во что бы то ни стало опровергнуть это утверждение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация проектного метода обучения на занятии английского языка в 9 классе»

мастер -класс по теме Реализация проектного метода обучения на занятии английского языка в 9 классе дессиминация опыта работы по проблеме в рамках учебной темы курса «Английский для повседневного обще...

Методика организации групповой работы на занятиях английским языком

ПОКАЗАТЬ ТЕХНОЛОГИЮ РАЗРАБОТКИ ФОРМЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМНА ОСНОВЕ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА....

Использование веб-квеста для развития информационно-коммуникативной компетенции на занятиях английского языка

В статье рассматриваются способы использования учебных Интернет-материалов в проектной методике, их преимущества для формирования информационной, коммуникативной и других компетенций студентов. Описыв...

Минутка «Безопасности» на занятиях английского языка для дошкольников 5-6 лет

Сценарий занятия для дошкольников на английском языке...

Полезные сайты для занятий английским языком с детьми дома.

В разделе "Games" вы найдете игры на различные темы. В "Listen and watch" вы посмотрите видео материалы для детей (рассказы и песни), сделаете различные задания для тренировки аудирования. В раз...

Использование контента «Мобильное электронное образование» и интернет ресурсов на занятиях английского языка и внеурочных занятиях

Наша жизнь невозможна без интернета. Цифровизация касается и образования. Как использоватать интернет-ресурсы на урока английского языка? Что такое контент "Мобильное электронное образование"...

Программа внеурочной деятельности «Формирование психологически безопасной среды школьников посредством изучения английского языка»

Авторская программа внеурочной деятельности «Формирование психологически безопасной среды школьников посредством изучения английского языка» предназначена  для обучающихся 7-8 классов...