Методика организации групповой работы на занятиях английским языком
методическая разработка по английскому языку по теме
ПОКАЗАТЬ ТЕХНОЛОГИЮ РАЗРАБОТКИ ФОРМЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМНА ОСНОВЕ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektivnaya_forma_raboty_na_angliyskom.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО «Ржевское медицинское училище(техникум)»
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: СИЛАЕВА Т.А.
2012
Цель работы – показать технологию разработки формы групповой деятельности студентов, эффективность её использования на занятиях английского языка на основе собственного опыта и имеющихся методических материалов.
Актуальность темы очевидна, так как данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в группах с разным уровнем подготовленности студентов., осуществляет развитие навыков личностного общения студентов, побуждает их к рефлексивной деятельности.
Характеристика групповой деятельности, её признаки и организационные принципы.
Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности обучающихся, в ходе которой происходит раздел функций между студентами достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.
Формирование рефлексивных умений происходит в следующей последовательности: оценка – взаимооценка – самооценка.
Первый этап – овладение умением оценивать чужую деятельность в соответствии с эталоном.
Второй этап – овладение умением оценивать свою деятельность в соответствии с эталоном.
Третий этап – овладение умениями оценки своего взаимодействия с другими студентами в разных формах деятельности (работа в парах, работа в группах) через распределение функций, их усложнение.
Для работы в группах характерными признаками являются:
- Положительная взаимозависимость участников (цель осознается как единая, требующая объединения усилий всех членов группы).
- Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе (организация деятельности предполагает разделение труда, установление отношения ответственности за свою часть работы).
- Одновременное взаимодействие студентовя (при подготовке группового задания и выступления группы на занятиях).
- Равноправное участие каждого в работе группы.
- Отчетность групп (контроль деятельности частично осуществляется самими студентами).
- Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ).
Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности.
Можно выделить технологическую цепочку разработки формы групповой деятельности студентов:
- Определить цели и задачи занятия:
- какие знания студенты должны усвоить;
- какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны овладеть;
- какие качества будут проявлять;
- какие чувства будут выражать;
- как будет осуществляться рефлексивная деятельность обучающихся, на какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке.
- Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы учащихся.
- Определить задания для групп студентов в соответствии с целями занятия.
- Продумать методы создания групп.
- Выбрать помощников (руководителей групп).
- Определить этапы работы групп.
- Продумать методы вовлечения обучающихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов.
- Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.).
- Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.
- Подготовить специальные карточки для стимулирования индивидуальной работы каждого студента, а также с целью развития аналитических умений по следующему образцу:
Карточка оценки, самооценки и взаимооценки учащегося
Список студентов | Взаимооценка работы в группе | Самооценка | Оценка итоговая |
|
|
|
|
Групповая работа на занятии может быть успешной при условии поэтапной подготовки к ней студентов.
Первый этап включает в себя организацию индивидуальной работы студентов, например, с учебным текстом, новым лексическим материалом,грамматическим материалом.
Второй этап – работа в парах постоянного состава (может рассматриваться и как начальный этап групповой работы). Работа в парах выбирается также при малом опыте студентов в коллективной деятельности. Можно использовать эту форму при изучении, например, нового материала, который носит теоретический характер и может быть разделен на варианты.
Третий этап – собственно групповая работа – начинается с первоначального формирования групп. Причем здесь можно использовать несколько вариантов, например: группы могут создаваться по желанию студентов или самим преподавателем, могут формироваться как постоянные объединения, так и временные, только на одно занятие (одну тему).
Исходя из практики организации групповой работы и собственного опыта, преподавателю рациональнее организовывать рабочие группы самому с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей каждого студента с тем, чтобы в группе были студенты с разными учебными возможностями.
Рекомендации по созданию групп
- Определение размера группы (от 2 до 7 человек) в зависимости от целей деятельности, , уровня обученности и обучаемости , наличия учебных материалов, специфике задания.
- Состав групп и распределение студентов по группам зависит от целей познавательной деятельности. Причем более эффективной бывает работа в постоянных группах. Даже слабые студенты находят общий язык внутри групп и приобретают умения межличностного общения, если преподаватель помогает им в работе.
- Выбор руководителя (лидера) группы осуществляют сами учащиеся, как правило, это хорошо успевающие студенты, пользующиеся авторитетом среди одногруппников
- Распределение заданий (подготовленного материала преподавателем для каждой группы и инструктаж
- Необходима специальная подготовка аудитории к работе с группами. Столы и стулья расставлены так, чтобы студенты могли видеть друг друга и спокойно общаться. Преподаватель должен иметь доступ к каждой группе. Группы не должны мешать друг другу при обсуждении материала.
Технология организации коллективной деятельности в группах на уроке
- Преподаватель рассаживает студентов по группам за заранее подготовленные для групп столы.
- Преподаватель дает четкий инструктаж студентам, связанный с темой урока, её целями и планируемым результатом.
- С началом работы студенты в группах преподаватель обходит группы, уточняя с каждой задания и инструкции, проверяет, понять ли задание учащимися. По ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой отдельных студентов.
- Необходимо выдерживать график работы групп.
- Выступление групп и их отчет о проделанной работе.
- Проводится анализ работы в каждой группе самими студентами:
- Что удалось сделать?
- Почему?
- Что не удалось сделать?
- Почему?
- Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?
Заполняют карточку взаимооценки и самооценки.
- Работа преподавателя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого студента в группе).
- Результаты работы групп анализируются преподавателем, который оценивает деятельность всей группы, анализирует характер взаимодействия студентов, отмечает успехи и просчеты занятия.
Коллективная деятельность может быть организована не только на занятии, это могут быть творческие задания, рассчитанные на длительный период – неделю, месяц, семестр.
С овладением студентами умениями кооперативной деятельности работа в группах может усложняться. Можно лишь ставить проблему, а источники, материалы, практические задания и т.п. обучающиеся будут искать сами.
Конечно, не на каждом занятии, возможно, использовать приемы, формы, методы групповой работы. В основном на занятиях изучения нового материала имеющего довольно большой теоретический объем, уроках повторения и обобщения.
Изучая на первом курсе тему " Мой город", мною были подготовлены занятия с использованием групповой работы студентов. Группа разделилась на 4 группы, каждая из них получила предварительно задание, в соответствии со своей темой:
1 группа – Из истории Ржева
2 группа – Ржевская битва
3 группа – Ржев современный
4 группа -Достопримечательности Ржева
Определение темы и основных заданий для группы происходит за 2-3 недели до начала работы на занятии. Каждая группа получает инструктаж преподавателя и консультации, выбирает руководителя, распределяет внутри группы задания. Все материалы оформляются в специальную папку.
Задания делятся условно на теорию (теоретический лекционный материал, например: характеристика своеобразия древнего Ржева), и практику (подготовленные самими студентами вопрос ов по теме, проверочные тесты и кроссворды).
Творческие задания, например: рассказ от имени представителя жителей города Ржева о наилучшем их достижении .
На занятии выступает экспертная группа по теме своего задания (например, 1 группа), а остальные группы студентов слушают их выступление и оформляют таблицу по теоретическому материалу (дополнительному), который рассказывает выступающая группа (эксперты темы).
Затем в группах идет обсуждение услышанного материала и проверка записей в тетрадях.
Группа экспертов раздает подготовленные задания (вопросы, тесты, кроссворды), объясняет остальным группам как их выполнять.
Задания распределяются внутри групп, а эксперты, работая с каждой группой, проверяют, консультируют студентов , оценивая их работу.
Затем каждая группа подводит итоги по теме занятия и тезисно их записывает, а затем выступает пред группой. Так складывается общий вывод, итог занятия
В конце занятия студенты высказывают свое мнение, анализируя "плюсы" и "минусы" своей работы, оценивая подготовку и выступление экспертной группы.
Так как занятие очень насыщено, необходимо иметь в программе не один, а два занятия по данной теме.
В конце занятия слово предоставляется преподавателю, который подводит итоги и оценивает, в ходе обсуждения, работу не только экспертной группы, но и каждого студента на занятии.
В ходе занятия руководители групп заполняют "рабочий лист", где отмечается личное участие каждого члена группы в работе на уроке .
Анкетирование студентов первого курса показало, что такие занятия им интересны, надолго запоминаются, учат не только находить материал, готовить его, но и взаимодействовать, совместно решать поставленные задачи, работать в команде единомышленников.
Все это позволяет сделать целый ряд важных выводов о значимости и результативности использования групповой формы деятельности студентов на занятиях английского языка.
Что положительного дает групповая форма работы учащихся?
Во-первых, на таких занятиях возникает атмосфера соревновательности, раскованности, что повышает заинтересованность студентов в результатах своей работы.
Во-вторых, коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений анализа и оценки, потом взаимоанализа и взаимооценки, а затем – самоанализа и самооценки.
В-третьих, меняется роль преподавателя, который не дает готовых истин, а организует деятельность учащихся так, что студенты самостоятельно находят решение поставленных проблем.
В-четвертых, в групповой работе используется исследовательский или поисковый метод, который развивает творческий подход студентов и использованию уже полученных знаний.
В-пятых, использовать групповую форму работы можно достаточно широко и с разными вариантами на занятиях обобщения и повторения, изучения нового материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых учебных игр.
В-шестых, в условиях групповой работы возникает благоприятный эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность студентов в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.
Эта форма деятельности студентов опирается на их самостоятельную работу, которую в методике обучения английского языка рассматривают и как форму организации обучения, и как вид учебной деятельности обучающихся.
Таким образом, рационально организованная групповая (коллективная) деятельность студентов не только позволяет решать познавательные задачи, способствует повышению эффективности английскому языку , но помогает становлению личности студента, сплочению и развитию студенческого коллектива ..
Студенты обязательно должны быть вовлечены в процесс анализа своих умений сотрудничества друг с другом, помогать и принимать помощь.
Это очень важно для социализации личности и формирования гуманистического мировоззрения.
Литература: Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. М, 1991.
Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. /Под ред. Первина И.Б. М, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы организации групповой работы на уроках английского языка в рамках ФГОС
Использование интерактивных методов и приемов насовременном уроке английского языка.Сущностные характеристики интерактивного обучения. Описание возможности использования некоторых инновационных интера...
Организация групповой работы на уроках английского языка
Организация групповой работы на уроках английского языка...
Организация групповой работы на занятиях в ГПД
Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся....
Организация групповой работы на занятии в системе дополнительного образования
Задача педагога дополнительного образования. Плюсы и минусы групповой работы. Задачи учителя при организации групповой работы. Принципы формирования групп....
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем английского языка в современной школе – обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности учащихся н...
Презентация "Организация групповой работы на уроках английского языка с использованием технологии обучения в сотрудничестве"
В презентации представлен алгоритм действий учителя при организация групповой работы учащихся на уроках английского языка с использованием технологии обучения в сотрудничестве...
Статья по теме "Организация групповой работы на уроках английского языка"
Статья посвящена одному из важных видов деятельности на уроке - групповой работе, рассказывает о ее видах, целях, и результатах....