Статья "Стимулирование познавательной активности учащихся творческих коллективов в сфере профессионального самоопределения с помощью интерактивных игр"
статья
Профориентационные интерактивные игры направлены на активное содействие профессиональному самоопределению подростков. Они знакомят учащихся с многообразием мира профессий и через игровые технологии формирует у них положительную практикоориентированную мотивацию к выбору профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shlipkina_yus.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом творчества «Измайловский» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Шлипкина Юлия Сергеевна, методист
Стимулирование познавательной активности учащихся творческих коллективов
в сфере профессионального самоопределения с помощью интерактивных игр.
В Концепции развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Санкт-Петербурга сказано, что «формирование у детей и молодежи Санкт-Петербурга устойчивой способности к самостоятельному, к ответственному и осознанному профессионально-образовательному выбору...» важная составляющая воспитания детей и молодежи.
Своевременное и осознанное профессиональное самоопределение учащихся является базой и одним из основополагающих факторов профессиональной и социальной успешности их в будущем.
Проблема выбора профессии является одной из самых главных в жизни каждого человека. Часто по причине недостаточной информированности о ситуации на рынке труда, дезориентации в мире профессий, отсутствия практического опыта и минимальных профессиональных навыков, ориентации семьи на «модные» специальности, молодые люди оказываются неподготовленными к такому выбору. Отсутствие интересов и недостаточное знание своих личностных качеств и способностей также является одной из основных причин, препятствующих своевременному и осознанному профессиональному самоопределению старшеклассников.
Таким образом, для решения указанных проблем необходима целенаправленная и систематическая, методически обоснованная педагогическая работа по формированию профессионального самоопределения учащихся, направленная на осознанное построение дальнейшего профессионального маршрута в жизни.
Для многих становится очевидно, что в наш современный век, необходимо содействовать формированию у учащихся навыков самообразования и саморазвития, содействуя в раннем профессиональном самоопределении подрастающего поколения. Расширяя кругозор, усиливая интерес к обучению, объединяя знания по разным предметам в единую картину мира, развиваются интеллектуальные способности детей и формируется такая творческая среда, которая во многом содействует ранней профориентации учащихся.
Дополнительное образование обладает рядом преимуществ, в поддержке развития личности каждого ребенка разнообразием спектра творческих объединений, где каждый может выбрать себе любимое занятие, исходя из внутренних потребностей и желаний.
Сформировать ключевые компетенции личности ребёнка в соответствии с его интересами, склонностями и ценностями помогает организация и проведение мероприятий воспитательного характера. Совокупность образовательных, воспитательных и игровых технологий дают положительный результат в формировании личности подростка. В игровой форме, каждый участник, выполняя творческие задания, может получить конкретный персональный результат, и таким образом сформировать практикоориентированный фактор успеха: мотивацию к познавательной деятельности, развить творческие и коммуникативные способности, умение работать в команде, сформировать навыки критического мышления.
Создавать развивающую среду для проявления интеллектуальных, творческих способностей, развития метакометенций учащихся, помогающих адаптироваться в высокотехнологичном мире будущих современных профессий –в этом заключается главная роль учреждений дополнительного образования.
Профориентационной интерактивные программы игры проводятся с учащимися творческих коллективов и направлены на активное содействие профессиональному самоопределению подростков. Такая форма проведения мероприятия выбрана не случайно, так как через игровые технологии позволит сформировать у обучающихся положительную практикоориентированную мотивацию к выбору профессиональной деятельности. Участники мероприятия, включаясь в квест - игру, приобретают культурный и жизненный опыт, а, следовательно, развивают в себе такие качества как, самостоятельность, инициативность, способность творчески мыслить, решать проблемы, определять и выбирать свой профессиональный путь. Таким образом, реализация профориентационных программ в игровой форме, направлена на подготовку обучающихся к осознанному планированию и реализацию своего профессионального будущего.
Цели и задачи Профориентационных интерактивных игр
Цель: создание благоприятных условий для стимулирования познавательной активности учащихся творческих коллективов в сфере профессионального самоопределения.
Задачи:
- Формирование у учащихся позитивной готовности к выбору будущей профессиональной деятельности;
- Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности учащегося;
- Активизация познавательного интереса и любознательности учащихся;
- Знакомство с многообразием мира профессий;
- Формирование у учащихся представлений о мире профессий;
- Развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде;
- Осознание учащимися ценности и важности профессионального труда.
План проведения мероприятий
- Регистрация участников.
Перед началом игры руководитель команды представляет заполненную заявку по образцу (Приложение №2). Команда получает «Зачетную книжку» и карту маршрута, с обозначенными на ней творческими станциями.
- Открытие квест-игры.
Приветственное слово ведущего. Знакомство с условиями проведения квест-игры, планом передвижения по маршрутной карте.
- Прохождение творческих станций командами, выполнение заданий.
На каждой творческой станции команда, за определенное отведенное контрольное время должна выполнить задание. Член судейской коллегии, по завершению выполнения задания командой, в «Зачетной книжке» проставляет количество баллов / время выполнения.
- Подведение итогов. Заключительное построение команд
Итоги подводятся по сумме баллов всех конкурсных испытаний. Команде, не уложившейся в КВ на творческой станции, назначаются штрафные баллы (0,5 за минуту).
- Награждение команд
Победители (1, 2, 3 место) определяются по сумме баллов, полученных на станциях, при учёте времени прохождения по общему маршруту.
Ожидаемые результаты:
- сформированная позитивная готовность к выбору будущей профессиональной деятельности;
- активная жизненная позиция, познавательный интерес и любознательность;
- коммуникативные навыки, умение работать в команде;
- сформированное представление о мире профессий;
- проявление подростком творческой и социальной активности;
- осмысление учащимися ценности и важности профессионального труда.
Мониторинг проведения интерактивных игр
В целях отслеживания эффективности проведения любого мероприятия, по его окончанию, участникам (учащимся и педагогам) предлагается высказать свои оценки и предложения, заполнив в Центре интерактивно-познавательных программ анкету участника мероприятия в Google форме.
Заключение
Профориентационные интерактивные игры соответствует цели социально-педагогического и психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в современной школе.
Имея опыт участия в мероприятиях данного характера, учащиеся получат возможность определить, представляет ли для них интерес та или иная, определенная область профессиональной деятельности, разовьют личностные качества, лучше узнают свои ценности, интересы и способности, получат возможность осознанного выбора сферы профессиональной деятельности с учетом общественных потребностей и запросов рынка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.
Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...
Повышение познавательной активности учащихся через использование инновационных интерактивных средств обучения
Выступление....
Проблемное обучение и развитие познавательной активности учащихся на уроках физики с помощью ИКТ.
В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к предметам естественного цикла, в том числе и физике.Одни ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в бу...
Активизация познавательной активности и интереса обучающихся на уроках литературы с помощью интерактивных методов обучения
В статье описывается опыт работы по применению интерактивных методов обучения на уроках литературы...
Роль интерактивных форм обучения в повышении познавательной активности учащихся
Статья содержит материал о видах и роли интерактивных форм обучения на уроках биологии....
Применение интерактивных технологий для повышения познавательной активности учащихся на уроках математики.
Выступление на педагогическом совете. Содержит презентацию по данной теме. В основе презентации - игровые методы, которые можно использовать на уроках математики....
СТАТЬЯ: "Применение интерактивной доски на уроках трудового обучения по профессии "Оператор ЭВ и ВМ" как средство повышения познавательной активности учащихся"
Статья опубликована в сборнике материалов Межрегиональной научно-практической конференции "Подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов для регионального рынка труда в условиях инновацио...