Активизация познавательной активности и интереса обучающихся на уроках литературы с помощью интерактивных методов обучения
статья по литературе (6 класс) по теме
В статье описывается опыт работы по применению интерактивных методов обучения на уроках литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_metody_na_urokah_literatury.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.А. Свиридова
учитель русского языка и литературы
Круглинского филиала
имени Героя Советского Союза И.А. Хромова
МБОУ Кочетовской СОШ
Мичуринского района Тамбовской области
Активизация познавательной деятельности и интереса обучающихся
на уроках литературы
с помощью интерактивных методов обучения
Как известно, интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Задача учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Основу плана урока составляют интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал.
Применение указанных методов на различных уроках имеет свои особенности. Мной уже описаны некоторые методы и приемы интеракции, которые я использую на уроках русского языка. Эти же методы и некоторые другие продуктивно применяю на уроках литературы. Рассмотрим их.
Рангажирование – прием интерактивного обучения, в котором от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений или понятий и определить относительную важность или ценность каждого из них.
Так, при изучении темы «Пословицы и поговорки» я применяю такое задание. Даны пословицы и поговорки. Интерактивное задание в группах: Расположите данные пословицы по значимости, учитывая тематическую группу.
Такое задание позволяет учителю определить уровень воспитанности, нравственности учеников, поскольку то, что дети ставят на первое место и последующие говорит о том, какие ценности они считают первоочередными, а какие вторичными.
При изучении прозаических произведений использую такой вариант заданий. Например, записываю события, которые происходят в произведении в неправильной последовательности. Задание группе: Расположите эти события по степени значимости (в правильном порядке). Такое упражнение помогает лучше разобраться в сюжете / композиции произведения, запомнить содержание, поскольку учащиеся снова обращаются к тексту. Кроме того, такой прием позволяет научить детей ориентировать в поиске необходимой информации, выделять главное, анализировать, сопоставлять мнения членов группы, делать выводы и приходить к единогласному решению.
Поиск соответствий – прием, в котором от обучающихся требуется определить соответствие слова или выражения описанию.
Данный прием я использую как для контроля знания определений, понятий, так и для контроля понимания содержания произведений.
Например, при изучении обрядового фольклора с целью контроля усвоения учащимися особенностей каждого вида я применяла такое задание: Найдите соответствие названию праздника и обрядового фольклора и расскажите об их особенностях.
Подобное задание помогает не только запоминать материал, но и развивать логическое мышление, смекалку.
Подобное задание можно использовать при контроле понимания прочитанного произведения, включая в пару соответствий имя героя и его характеристику. На уроках обобщения знаний в пару соответствий включаю автора и произведение.
Прием «Верно/неверно» заключается в том, что обучающиеся рассматривают утверждения и определяют, верны они или нет. Такой прием помогает проверить знание основных фактов биографии писателей и поэтов. Возможно применение этого приема при введении нового материала при изучении биографии писателя / поэта. В этом случае учащиеся работают в группе, знакомятся самостоятельно с биографией писателя / поэта и определяют верность / неверность утверждений.
Классификация – прием, в котором от учащихся требуется распределить (классифицировать) слова по группам, категориям и т.п. На уроках повторения и обобщения знаний применяю такие интерактивные задания. Даю список изученных произведений (названия) и список жанров литературы. Задание: Классифицируйте произведения по жанрам, ответ аргументируйте. Такое упражнение позволяет ученикам еще раз «разложить по полочкам» особенности жанров литературы и вспомнить изученные произведения. Например:
Ролевая игра – метод интеракции, предполагающий разыгрывание различных ситуаций.
Данный метод я применяю достаточно часто, поскольку ученикам нравится такой вид работы. Так, при изучении творчества М.Ю. Лермонтова мы организовывали с учениками ролевую игру, заключающуюся в следующем: дети распределили роли – сценарист, режиссер, звукорежиссер. Они готовили сценарий мультфильма «Три пальмы» по мотивам баллады М.Ю. Лермонтова. Составляли содержание каждого кадра, подбирали музыку, озвучивание.
Продуктивным считаю прием интерактивного обучения «Как вы думаете?», благодаря которому обучающиеся могут высказать свое мнение. Данный вид интеракции может включать элементы дискуссии, поскольку взгляды детей на какую-либо проблему могут различаться.
Так, при изучении творчества Н.С. Лескова я предложила ребятам такое задание: Как вы думаете, почему Л.Н. Толстой назвал Лескова «писателем будущего»? Обсудите этот вопрос в группах и подготовьте развернутый ответ. Данное задание, помимо стимулирования мыслительной деятельности, развивает коммуникативные умения, позволяет отработать правильность, логичность, грамотность устной речи.
«Дерево решений» – метод интеракции, позволяющий ученикам высказывать свою точку зрения по какой-то проблеме. Например, при изучении темы «В дорогу зовущие» я предложила детям такое задание: Перед вами лежит «Дерево решений» (лист ватмана). Задание: Запишите как можно больше критериев хорошей книги, которыми вы руководствуетесь при выборе книг. Такие задания стимулируют умственную деятельность, заставляют задуматься и осознать важность того, что кажется незначимыми в обыденной жизни, например, важность знания того, как правильно выбрать книгу.
«Мозговой штурм» – вид интеракции, заключающийся в оперативном решении проблемы на основе стимулирования творческой активности.
На уроках литературы часто использую этот метод и предлагаю ученикам следующие задания:
- составить свои пословицы / поговорки, содержащие мудрость, наставление;
- написать басню, заключением которой будет мораль;
- сочинить сказку с нравственным поучением;
- создать стихотворение на определенную тему, используя изученные средства выразительности.
Лучшие произведения публикуются в школьной литературной газете.
Исследование и отчет – метод интеракции, предполагающий исследование по какой-то теме и отчет (в виде газеты, презентации – все зависит от возможностей обучающихся). Так, мои ученики работали в парах и исследовали такие проблемы: «Е.А. Баратынский и Тамбовский край», «Народная мудрость в пословицах и поговорках», «Из истории древнерусской литературы», «А.П. Чехов в воспоминаниях современников». При подготовке используют электронные источники в сети Интернет. Такая деятельность способствует расширению кругозора. Зависимость результатов работы от каждого члена группы воспитывает ответственность, исполнительность. Положительная оценка деятельности педагогом стимулирует к дальнейшим достижениям, повышает мотивацию и интерес к изучению литературы.
Таким образом, использование интерактивных методов обучения позволяет повышать уровень учебных достижений обучающихся, развивает интерес, мотивацию, познавательную активность, формирует ведущую образовательную компетенцию – умение учиться. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной найти выход из любой сложившейся ситуации.
Веснянки
Рождественско-новогодние праздники
Песни при гаданиях и хороводах
Масленица
Песни при сборе урожая
Встреча весны
Сбор урожая
Троица
Колядки
Масленичные песни
«Муха»
«И.И. Пущину»
«Дубровский»
«Бежин луг»
«Ель рукавом мне тропинку завесила…»
«Левша»
«Три пальмы»
Стихотворение
Роман
Рассказ
Басня
Повесть
Баллада
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания
Из опыта работы по теме самообразования...
Развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся на уроках якутского языка, ЯНК.
Высокие темпы развития и совершенствования науки и техники, потребность общества в людях образованных, самостоятельно мыслящих, способных быстро ориентироваться в обстановке обусловливают актуальность...
Сообщение по теме «Развитие познавательной активности и интереса обучающихся посредством межпредметной интеграции»
Сообщение по теме «Развитие познавательной активности и интереса обучающихся посредством межпредметной интеграции»...
Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода
quot;Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода" ...
Доклад на тему:Повышение интереса учащихся на уроках литературы с помощью методического приёма-театрализации.
Доклад на тему:Повышение интереса учащихся на уроках литературы с помощью методического приёма-театрализации....
Активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории посредством применения интерактивных методов обучения
В помощь молодым учителя "Активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории посредством применения интерактивных методов обучения "...
Педагогический опыт "Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения"
тема:Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка посредством интерактивных методов обучения ...