Конспект занятия по теме: «Спортивное ориентирование, как вид спорта
методическая разработка (5, 6 класс)

Онищенко Татьяна Николаевна

Данное занятие разработано на основе типовой программы по туризму, «Юные судьи туристских соревнований» (автор Ю.С. Константинов, 1999 год). Занятие направленно на обучение обучающихся умение ориентироваться на местности при помощи карты и компаса, и умения применять их на местности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx32.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ «Родник»

Конспект занятия по теме:

«Спортивное ориентирование, как вид спорта».

РАЗРАБОТАЛА: педагог

дополнительного образования

Онищенко Т.Н.

2019г.

Аннотация

 Данное занятие разработано на основе типовой программы по туризму, «Юные судьи туристских соревнований» (автор Ю.С. Константинов, 1999 год). Занятие направленно на обучение обучающихся умение ориентироваться на местности при помощи карты и компаса, и умения применять их на местности. Данные методические рекомендации могут использовать педагоги дополнительного образования при подготовке к занятиям, связанных с топографией и ориентированием по дополнительным образовательным программам туристско-краеведческой направленности. В методических рекомендациях можно найти полезную информацию и учителям школы, при изучении тем ориентирования, на уроках географии и ОБЖ. Содержание методических рекомендаций может быть использовано и обучающимися как дополнительный источник по изучаемой теме.

Решение вопросов, которые ставит спортивный вид ориентирование– является актуальной задачей настоящего и будущего времени нашего общества. Освоив тему данной методической разработки, обучающиеся приобретут необходимые знания и умения, которые им пригодятся в дальнейшем и сделают их жизнь более безопасной. 

Актуальность данной проблемы состоит в том, что основными приемами ориентирования владеет не каждый обучающийся. Считаю, проблема заключается в том, что   педагоги дополнительного образования больше времени уделять теоретическим занятиям, а практических занятий проводят в меньшей степени.

Овладев основными приемами ориентирования, у детей появляется возможность познать окружающий мир как рядом с домом, так и вдали от него. Путешествуя с картой во время прогулки или похода, дети узнают что-то новое, делают для себя открытия и таким образом расширяют свой кругозор, познают себя и мир. Занятия ориентированием на местности способствуют здоровому образу жизни, так как они в основном проводятся на свежем воздухе. Поиск современных педагогических путей разрешения вышеуказанной

проблемы и обусловило актуальность написания методических разработки «Спортивное ориентирование на местности». Проведённое мною занятие – классическое, рабочее, занятие, совершенствованное традиционной форме.  Структура занятия состоит из вводной части; проверки знаний по предшествующей теме; постановки задачи, ориентирование на местности практической работы с компасом и картой;

 

подведения итогов занятия; организационного момента.

      Запланированные временные рамки всех этапов занятия выдержаны.

      Цели и задачи, стоящие перед занятием, достигнуты.  Я добилась высокой плотности занятия через использование различных методов: группового, индивидуального и игрового.  

Введение

Спортивное ориентирование – вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности.

Ориентирование – вид спорта, собирающий на свои старты до 30 000 участников (Швеция). Это самый здоровый вид спорта (исследования шведских физиологов). Ориентирование – это единение с природой, позволяющее выходить на старт и в 80 лет. Ориентирование – это здоровый образ жизни и здоровые эмоции, постоянная новизна впечатлений, а также исключительно гармоничное сочетание физических и умственных возможностей человека. Наряду с вышеперечисленными достоинствами спортивное ориентирование имеет и прикладное значение – умение ориентироваться необходимо охотнику и туристу, геологу и воину, грибнику и любителю лесных прогулок. Ориентирование – это захватывающая игра с интригующим началом и непредсказуемым итогом.

Занятия ориентированием вырабатывают самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость, умение владеть собой, быструю реакцию.

выбор интересного участка местности, незнакомого спортсменам, подготовка качественной спортивной карты, планирование интересных, соответствующих возрастным способностям и квалификации спортсменов дистанций, а также работа судейских бригад при проведении соревнований.

Проект урока

Дидактическая цель: создать условия для каждого воспитанника для успешного усвоения основных знаний, умений, навыков и возможности проявить себя на занятии.

Место занятия в изучении темы: тема «Спортивное ориентирование на местности». Место занятия – поляна над школой.

Тип занятия: практика

Цели по содержанию:

Образовательные: закрепление знаний по ориентированию, топографии, полученных обучающимися на занятиях, т. е. в данном случае теория подкрепляется практикой. В соревновательных условиях также совершенствуются знания по методике формирования двигательных умений и навыков. 

Развивающие: развивать двигательные качества – ловкость, быстроту движений, развитие специальной выносливости.

Воспитательные: воспитывать морально-волевые качества – смелость, честность, ответственность, самостоятельность.

Формы и методы работы на занятии ориентирования

  Использование игрового и соревновательного методов для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью занятиями ориентирования.

Инвентарь: компас, спортивные карты, карточки, призмы, компостеры.

Реализация цели занятия: будет достигнута на основе овладения обучающихся новой информации и уже полученной на предыдущих занятиях.

Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания занятия: Ориентировать обучающихся на самостоятельные действия, решения, размышления, эффективность мыслить в условиях больших физиологических нагрузок, опережение соперника на максимальной скорости.

Здоровье и психосберегающая среда создаётся через создание комфортных условий для проведения занятия, интересными формами изучения материала, смену видов деятельности, соблюдение санитарно – гигиенических требований.

Преподаватель: Онищенко Т.Н.

Ход урока

Содержание занятия

Дозировка

ОМУ

1. Вводная часть

Учащиеся в спортивной форме приходят на полигон для применения теоретических знаний на практике. Педагог объявляет, цель занятия и ставит задачи перед ребятами, которые им необходимо выполнить.

3

Обратить внимание на готовность к занятию.

2.        Проверка знаний по предшествующей теме

Ребятам раздаются карта местности, компас и проводится фронтальный опрос:

Что такое масштаб карты?

Что такое меридианы?

Как правильно сориентировать карту?

Для чего нужен компас?

Как работает стрелка компаса?

Для чего нужны линейные ориентиры?

Найти на карте и показать место нахождение преподавателя.

Для чего нужен аварийный азимут?

Как контролировать расстояние на местности и на карте?

3. Практическая работа с компасом и картой.

Здравствуй дружище лес, сегодня впервые мы вышли на природу, для того чтобы на практике применить теоретические знания по ориентированию на местности. Для этого мы проведем сегодня тренировку в лесу и с помощью карты и компаса попробуем найти контрольные пункты.

Самое главное, что должен знать начинающий ориентировщик - ноги не должны бежать быстрее чем думает голова.

На карту нанесена дистанция. Место старта обозначено треугольником, а контрольные пункты кружками. Самое главное при ориентировании по карте – это уметь правильно определить на ней свое местоположение, т.е. точку стояния.

Точку стояния обычно определяют на ориентированной карте. Ориентировать карту – это значит расположить ее так, чтобы верхняя рамка была направлена север, а нижняя на юг. Для этого с помощью компаса найдите направление на север и в этом направлении, заметьте какой-либо предмет. Поверните карту так, чтобы ее верх был направлен на этот предмет, и карта будет ориентирована.

Можно другим способом. Встаньте на какую- нибудь линию местности, обозначенную на карте. Например, это будет дорога. Поверните карту так, чтобы направление условного знака дороги совпало с направлением дороги на местности. При этом надо убедиться, что предметы справа и слева от дороги имеют такое же расположение, что и на карте. Если это условие выполнено, то карта ориентирована правильно. Теперь необходимо найти точку стояния. Проще всего это сделать по какому-нибудь местному предмету, изображенному на карте. Условный знак этого предмета будет указывать точку стояния.

После того как определена точка стояния, выбери путь движения от старта до контрольного пункта.

Необходимо определить расстояние до контрольного пункта по карте с помощью линейки и масштаба карты. Затем с помощью компаса определяем азимут. т.е. направление движения. Выбери путь движения и найди на карте четкие привязки-ориентиры, на которые должен опираться спортсмен во время движения к контрольному пункту. Четко просчитывай расстояние движения от одного ориентира до другого при помощи подсчета пройденных шагов. Выйдя в район контрольного пункта не нужно торопиться. Оглядись по сторонам и внимательно осмотри окрестности, если КП не обнаружен, вернись на четкую привязку и начни сначала без суеты.

Выйдя на КП, сделай отметку, подтверждающую посещение пункта. Не забудь, перед тем как отметить КП, посмотреть твой ли это номер пункта. Уход на следующий КП должен быть быстрым и незаметным для соперников и в то же время необходимо предварительно наметить направление, в которое уйдешь. Планируя, путь на очередной контрольный пункт, повтори все предыдущие действия. На промежуточных точках стояния обязательно ориентируй карту и проверяй направление движения. Ориентируясь на местности, используйте линейные ориентиры. Придя на финиш, не забудь сдать карточку и карту с отметкой КП.

Упражнения с картой см. приложение 1

Прохождение дистанции

«Звездное ориентирование»

Порядок прохождения С-1-С2-С3- С4

Старт на одном месте. Берут один КП и возвращаются, бегут на следующий и.т.д. Рисуйте только одну точку на каждой карте.

Прохождение дистанции «Прямоугольник»

Порядок прохождения С-1-2-3- Ф

Дистанция идет вдоль очевидных ориентиров. В каждой точке где есть поворот ставится КП.

Прохождение дистанции «По выбору»

Дистанция нанесена на карту без направленного движения и КП берут в произвольном порядке.

Прохождение дистанции на маркированной трассе.

Сущность данного вида ориентирования заключается в том, что спортсмену предстоит преодолеть обозначенную на местности маркировкой трассу дистанции, на которой установлены КП, и точно нанести места установки призм пунктов на полученную на старте чистую карту. Сильнейшим оказывается тот, кто пройдет дистанцию за самое короткое время и точнее нанесет, и наколет на карту точки мест размещения КП.

Аварийный азимут.

Для каждого спортсмена очень важно знать, как в случае потери точки стояния на карте выйти в район старта или финиша. Необходимо определить аварийный азимут. При помощи компаса определите направление движения в сторону финиша и в этом направлении двигайтесь и пытайтесь найти линейные ориентиры, которые помогут вам выйти в нужный вам район.

4. Подведение итогов занятия.

После финиша последнего участника подведем итоги нашей тренировки. Ребята, окончив первую самостоятельную тренировку в лесу, вы испытываете чувство приятной усталости и радости от встречи с лесом. Теперь настало время проанализировать пройденный путь на дистанции и сделать разбор ошибок, которые были сделаны во время движения.

У каждого из вас есть личный дневник спортсмена.

Запишите в него весь анализ вашей тренировки и укажите ошибки при прохождении пути. Это будет запись о последовательности действий спортсмена на дистанции. Дневник поможет вам накопить богатый спортивный опыт тренировок и впоследствии научит анализировать и исправлять ошибки, а это обязательно приведет к росту мастерства.

5. Организационный момент.

Тренировка закончена и на следующем занятии мы с вами разберем ошибки при прохождении дистанции. Необходимо принести личный дневник спортсмена.

10

25

5

2

Обратить внимание на правильность ответов

Работа с картой и компасом. Проверить правильность нанесение дистанции на карту. Выдать каточки участника для отметки КП

Заключение по работе

        Цель педагогической деятельности педагога на занятия определяется с учётом   знания особенностей, обучающихся и содержания материала.         Задачи развития и образования обсуждаются с обучающимися на занятии.

  Спортивное ориентирование - это спорт и вид активного отдыха для всех. Тяга к перемене мест, к путешествиям присуща людям любых возрастов. С каждым годом увеличивается число желающих провести отпуск или выходные дни за чертой города, на природе.

Ориентирование является, прежде всего, средством физического воспитания и оздоровления людей, потенциально содержат возможности решения воспитательных задач.

Участники ориентирования обязаны:

• своевременно выполнять указания руководителя группы;

• пройти всестороннюю спортивно-техническую подготовку до начала соревнований и активно участвовать в их подготовке;

• своевременно информировать руководителя об ухудшении здоровья или травмировании;

• оказывать помощь товарищам, терпящим бедствие.

Ориентирование имеют большое военно-прикладное значение и являются, прекрасной формой активного отдыха. Навыки ориентирования необходимы специалистам многих профессий.

       

Список литературы

1. АлешинВ.М, Серебреников А.В. Туристская топография. -М, 1985.

2. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. — М., 1983.

3. Алешин В.М., Калиткин Н. Соревнования по спортивному ориентированию.— М., 1971.

4. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. — М., 1992.

5. Богатое С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование. -М., 1982.

6. Ганьшин В.Н. Простейшие измерения на местности. — М., 1973.

7.Вяткш Л.А. Организация и проведение туристских пешеходных походов со школьниками. — Ульяновск, 1994.

8.Говорухин А.М., Куприн А.М. Справочник по военной топографии. — М., 1980.

9.Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному ориентированию. - М., 1978.

10.Истомин П.И. Туристская деятельность школьников: вопросы теории и методики. — М., 1987.

11. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. — М., 1990.

12.Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. -М., 1995.

13.Костылев В.В. Размышления о процессе ориентирования. — М., 1994.

Приложение № 1                                    

                                                   Самоанализ урока

Самоанализ урока сделала педагог дополнительного образования Онищенко Татьяна Николаевна

Тема урока: " Спортивное ориентирование на местности ".

Цель урока: Умение ориентироваться на местности при помощи карты и компаса.

Задачи занятия: 

На практике закрепить понятия:

Точка стояния

Начало ориентирования

-  Движение по азимуту

Выход к контрольному пункту

Аварийный азимут

Вводно-подготовительная часть урока длилась 3 минуты. Основные задачи подготовительной части:

 -  Ознакомление обучающихся с поставленной целью занятия.

 - Организация и психологический настрой обучающихся на сознательное выполнение задач, поставленных на занятии.

Проверка знаний по предшествующей теме часть урока длилась 10 минут. Задачи проверки знаний по предшествующей теме:

- Проверка знаний, обучающихся по прошедшей теме с помощью карты, компаса и фронтальных вопросов.

- Проверка на правильность ответов.

Практическая работа с компасом и картой часть занятия длилась 25 минут. Основные задачи практической части с компасом и картой:

- Работа с картой и компасом.

- Проверка правильности нанесение дистанции на карту.

- Определение обучающимися свое местоположение

- Прохождение дистанции «Звездное ориентирование»

- Прохождение дистанции «Прямоугольник»

- Прохождение дистанции «По выбору»

- Прохождение дистанции на маркированной трассе.

- Преодоление обозначенной на местности маркировкой трассы дистанции, на которой установлены КП, и точно нанести места установки призм пунктов на полученную на старте чистую карту.

- Определение аварийного азимута.

Подведение итогов занятия длилось 5 минут. Основные задачи подведения итогов:

- Анализирование пройденного пути обучающимися на дистанции.

- Разбор ошибок, которые были сделаны во время движения.

- Записывание в дневник анализ тренировки с указанием ошибок при прохождении пути.

Организационный момент длилось 2 минуты. Основные задачи организационного момента:

- разбор ошибок при прохождении дистанции при помощи записей спортсменов.

Приложение 2

Упражнения с картой

  • Выберите путь движения на этапе между двумя КП на 2—3 дистанциях. Найдите три варианта движения на этапе.
  • Укажите самый простой вариант движения между любыми двумя КП. Покажите скоростной вариант движения. Перечислите сопутствующие и рассеивающие, а также препятствующие движению на этапе ориентиры.
  • Найдите и нарисуйте скоростной вариант в парковом лесу и на непроходимом участке леса с учетом ситуации карты и состояния, погоды.
  • Нарисуйте два варианта пути движения на этапе в дождливую погоду в труднопроходимом лесу.
  • Докажите, как влияют на выбор пути тормозящие, рассеивающие и сопутствующие ориентиры.
  • Определите направление на север по компасу. Укажите курс 135, 185, 245, 295 градусов. Проверьте точность указанных вами направлений с помощью компаса.
  • Пробегите тренировочную трассу в заданном направлении и возьмите каждый КП с 2—3 привязок.
  • Изобразите на плоскости с помощью 4—5 горизонталей несколько фигур (холм с двумя одинаковыми вершинами, холм с крутым северным склоном, холм с двумя разновысокими вершинами).
  • Укажите ограничивающие ориентиры, в зависимости от путей движения спортсменов, в   районах   расположения   КП.   Дистанцию ставьте в заданном направлении на карте по указанию тренера.
  • Во время кроссовой тренировки в заданном направлении перечислите все объекты, встретившиеся на пути.
  • Какие варианты путей движения вы выберите в зависимости от характера местности, погоды и степени проходимости леса?
  • Выберите между двумя КП цепочку опорных ориентиров.  Как изменятся они, если этот маршрут пройти в обратном направлении?
  • Участники идут по маркировке. Необходимо определить точку стояния на карте.
  • Пройдите дистанцию в заданном направлении по линейным ориентирам.
  • Спортсмены, во время движения сличают карту с местностью и наносят маршрут.
  • Спортсмены отыскивают на карте предмет, видимый на местности.
  • На старте выдается карта с нанесенным предметом. Необходимо найти КП, используя только рельеф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие на тему "Спортивное ориентирование в системе дополнительного образования детей на примере городской станции юных туристов г. Ногинска"

В этом методическом пособии дано описание средств и методов проведения занятий по спортивному ориентированию в системе дополнительного образования на примере городской станции юных туристов. Даны прим...

Доклад на тему: «Спортивно- ориентированное физическое воспитание -новая педагогическая технология 21 века»

Спортивно- ориентированное физическое воспитание -новая педагогическая технология 21 века...

Конспект занятия .Путешествия в спортивный зал.

Этот материал будет полезен,инструкторам физической культуры,для проведения первого занятия ,во 2 младшей группы....

Конспект занятия по программе «Спортивный танец»

Открытые уроки по программе "Спортивный танец" для детей 7-11 лет...

Конспект занятия по теме: «Подготовка учащихся к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса Готов к труду и обороне через игровые технологии».

Конспект учебно-тренировочного занятия " Подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса Готов к труду и обороне через игровые технологии".Конспект соста...

Конспект занятия "Гоночные и спортивные автомобили. Соревнования"

На занятии ребята узнали, когда состоялись первые гонки, также  получили информацию  о гонках разных видов, рассмотрели отличие  гоночных и спортивных автомобилей, узнали некоторые подр...

Конспект занятия по социально – бытовому ориентированию детей с ОВЗ

Конспект занятия по социально – бытовому ориентированию детей с ОВЗ...