Конспект беседы: «Добро и Зло».
материал
Беседа «Добро и Зло»
Цели и задачи:
- познакомить обучающихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека;
- формировать умения различать их;
- показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;
- поразмышлять с обучающимися о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора;
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobro_i_zlo.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕГОРЛЫКСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Конспект беседы: «Добро и Зло».
педагог дополнительного образования
Невакшонова Л.А.
Ст. Егорлыкская
2022 год
Беседа «Добро и Зло»
Цели и задачи:
- познакомить обучающихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека;
- формировать умения различать их;
- показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;
- поразмышлять с обучающимися о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора;
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Оборудование: карточки со словами, карточки с пословицами.
Организационный момент.
Педагог: Добрый день, ребята! Какое у вас настроение?
- Хорошее!
- Поделитесь своим хорошим настроением со своими друзьями. Подарите ваши улыбки и радостные лица друг другу.
Ход занятия.
Педагог: Ребята, послушайте притчу и попробуйте определить ее тему.
Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей постоянно искала надежное убежище, страдая от притеснений жестокого чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того они постоянно ссорились. Так на свете появилось добро и зло?
Педагог: Вы, наверное, уже догадались, о чём мы сегодня будем говорить!
(ответы детей)
- Да, правильно, сегодня мы с вами поговорим о доброте. Доброта… Добро… Что такое добро? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос.
- Как вы понимаете слово “добро”?
(ответы детей)
Педагог: Давайте сверим ваше понимание этого слова с тем, как объясняет его «Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова.
«Доброта – отзывчивое, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
- А знаете ли вы, что в старославянском алфавите буква «Д» - называлась «Добро».
Педагог: Ребята, давайте познакомимся с высказываниями великих людей о доброте.
- Уже в 4 веке до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал «Стараясь о счастье других, мы находим собственное счастье».
1.Виктор Розов: «Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и не прощеных обид».
2.Жан Жак Руссо: «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям».
3. Виктор Гюго: «Во внутреннем мире человека доброта — это солнце».
4. Марк Твен: «Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой».
5.Василий Ключевский: Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот кто не умеет делать зло».
6.Генрих Гейне: «Доброта лучше красоты».
Педагог: А какие можно подобрать близкие по значению слова – синонимы к нашему слову “доброта”?
(дети предлагают)
Доброта - отзывчивость, милосердие, сердечность, мягкость, ласка, душевность, нежность, забота.
Педагог: Итак, ребята, а теперь подумаем какие можно подобрать к нашему слову противоположные по смыслу слова - антонимы?
Ответы детей: Зло.
Педагог: Что же есть зло?
Ответы детей: (Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье. Нанесение вреда людям. Когда человек поступает плохо, делает больно другим.)
Педагог: А как вы думаете, чего в жизни больше: добра или зла? Может нам помогут ответить на этот вопрос весы правосудия?
(педагог ставит на стол две тарелки)
- Представим, что это весы. На одну чашу весов мы будем класть «зло».
(карточки с надписями: зависть, жестокость, жадность, убийство, война, ложь)
Педагог: А что нужно сделать, чтобы победить зло?
(Ответы детей)
- Правильно, нужно, чтобы чаша весов с «добром» перевесила. Давайте вспомним, какие добрые поступки вы совершили, напишем на карточках, которые лежат перед вами и положим их на чашу весов с добром.
Дети подходят по одному к «весам», говорят о своем добром поступке и кладут на чашу свою карточку. Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла».
Итог:
Педагог: Вот видите, ребята, как можно легко победить зло. Совершая даже капельку доброго дела, человек приносит неоценимую пользу во благо всего мира. Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и не прощеных обид.
Задача каждого человека – быть таким, чтобы дарить любовь и добро другим людям. Поэтому давайте делать добрые дела, тогда весь мир и люди станут немного лучше!
Педагог: От каждого из нас зависит, чего будет в нашем мире больше - добра или зла. Каждый должен понимать, что добро порождает добро, а зло порождает зло.
- Мы пришли к выводу, что доброта-это, прежде всего одно из самых лучших чувств человека, которое должно проявляться ко всему живому. Каждый человек хочет, чтобы к нему относились с уважением, по-доброму, поэтому к людям нужно относиться, так как хотелось, чтобы относились к тебе.
Игра «Добрый сказочный герой».
Педагог: Сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой.
Если добрый - вы радостно хлопайте в ладоши, если злой - закрывайте лицо ладошками.
(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса и Кот Базилио, Морозко, Мальвина, Иванушка-дурачок, Емеля, Доктор Айболит).
Педагог: Каких героев вы выбрали? Почему? (Ответы детей).
-Именно эти сказочные герои выручают, помогают другим, иногда и в ущерб себе. Они стремятся к добру, к истине, красоте.
Игра «Собери пословицу». (работа в группах)
Педагог: Соедините части пословиц по смыслу, объясните их значение.
1.Жизнь дана на добрые дела.
2.Доброе слово и железные ворота открывает.
3.Худо тому, кто добра не делает никому.
4. Во зле жить — по миру ходить
5.Добро не лихо: бродит по миру тихо.
6.Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
(Собирают все пословицы, каждый ряд объясняет по две из них).
Педагог: Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.
Игра «Доскажи словечко» .
Добрые слова не лень,
Говорить нам каждый день.
Вы, ребята, не зевайте,
Их скорее называйте.
Добрые слова не лень
Повторять мне каждый день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Повару и продавцу
С добрым утром!- я кричу.
Всем идущим на обед!
Добрый день! – кричу я вслед.
Всех, домой спешащих к чаю.
Добрый вечер!- так встречаю.
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим мы (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят (до свидания).
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!».
«Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!».
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Чтение и анализ рассказа «Чтобы бабочка не укололась» В.А.Сухомлинского.
Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации острые-острые колючки.
Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку, что же тогда будет?
Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью.
Мама увидела и спрашивает:
– Что же ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?
– Чтобы бабочка не укололась, – ответила Зоя.
Педагог задает вопросы для анализа рассказа:
– Как вы оцениваете поступок Зои?
– Поразмыслите, добро или зло принесла Зоя акации? бабочке?
– Как бы вы поступили в таком случае?
– Какие добрые дела может сделать человек?
Педагог: Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», – гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – богатый человек.
(Работа в группах).
Педагог: Ребята, а сейчас вам нужно придумать на каждую букву слова «добро» слова, обозначающие положительные качества характера человека.
д – дружелюбный;
о – отзывчивый;
б – бережливый;
р – рассудительный;
о – откровенный;
Педагог: Мы уже отметили, что у русского народа есть множество пословиц о добре и доброте. Но тема добра и зла нашла свое отражение и в сказках. Я предлагаю сыграть с вами в игру «Сказка».
- Вам нужно угадать сказочных героев, которые делали добрые дела.
1) - Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
2) - Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось с Людоедом. (Кот в сапогах)
3) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
4) -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
Итог занятия.
Педагог: Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.
ПОМНИ:
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
забота |
искренность |
понимание |
помощь |
сострадание |
сочувствие |
порядочность |
душевность |
совесть |
честь |
ложь |
война |
убийство |
жадность |
жестокость |
зависть |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ломоносов М.В. Конспект беседы и презентация с интерактивными игровыми заданиями
Презентация и беседа с игровыми моментами для лучшего усвоения материала к 300- летию М. В. Ломоносова Для классного часа к 300- летию М. В. Ломоносова Данная презентация может быть использована к...
Беседа "Доброе сердце, добрые дела. Уроки милосердия".
Предполагаю достичь следующие цели: формировать представления о добре и зле; учить анализировать свои поступки, реальные жизненные ситуации, определять их причину и связь с другими поступками; воспиты...
Беседа: «Добрые и вежливые слова»
Эта беседа позволит познакомить детей с этическими нормами поведения; дает представления о вежливом общениии; формировает привычку употреблять слова вежливости....
Беседа "Добро и зло в жизни человека"
Беседа в 7 классе....
Круглый стол План-конспект занятия «Добрые отношения между нами», презентация "Добро и зло"
Круглый столПлан-конспект занятия «Добрые отношения между нами», презентация "Добро и зло"...
Занятие - беседа «Добрые отношения между нами»
Занятие - беседа«Добрые отношения между нами»...
Беседа "Добро, доброта, добродушие"
Цель данной беседы:Формирование у детей представления о добре, доброте,о хороших поступках;Расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека...