Статья для выступления на педагогическом совете 2021г.
статья

Воробьева Алина Александровна

 Статья на тему: «Взаимодействие общего и дополнительного образования»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете №1 от 31.08.2021 по теме:

 «Взаимодействие общего и дополнительного образования»

Подготовила педагог дополнительного образования

Воробьева А.А.

Образование в широком смысле представляет собой универсальный способ трансляции исторического опыта, механизм передачи социального наследия. Общеобразовательная школа довольно давно являлась и остается на сегодняшний день главным и одним из самых масштабных институтов общества, с помощью которого осуществляется систематическое обучение и воспитание молодого поколения, а также выполняет сдерживающую функцию асоциального поведения молодежи и способствует формированию поведенческих моделей общественно полезной деятельности. Большую роль в решении этих задач при определенных условиях может играть дополнительное образование. Оно несет в себе значительный социальный, педагогический, культурный и социализирующий потенциал.

Дополнительное образование детей является одной из важных составляющих российской системы образования, органично сочетающей в себе обучение, воспитание и развитие личности ребенка. Система дополнительного образования предназначена главным образом для того, чтобы быть привлекательной и востребованной для населения, что возможно только при обеспечении достаточного разнообразия видов деятельности и своевременного реагирования на запросы и желания потенциальных обучающихся.

Дополнительное образование детей по своему содержанию представляет различные направленности, охватывает разнообразные сферы окружающего мира. Следственно оно имеет возможность для удовлетворения самых разнообразных интересов личности. Основными из ряда направлений дополнительного образования являются: спортивно-техническое, художественно-эстетическое, эколого-биологическое, научно-техническое, туристско-краеведческое, физкультурно-оздоровительное, военно-патриотическое.

Дополнительное образование детей представляет собой вариативную часть общего образования, это целенаправленный сущностно мотивированный процесс обучения и воспитания, с помощью которого ребенок, имея все необходимые для этого условия, приобретает и максимально реализует потребность в познании и творчестве, а также имеет возможность самореализоваться и самоопределиться личностно и профессионально.

Основополагающей функцией образовательного процесса в дополнительном образовании детей является реализация образовательных программ, которые выходят за рамки основных (общих) и имеют образовательные цели, которые конкретизированы и фиксируют образовательные результаты.

Дополнительное образование в условиях образовательного учреждения обладает своей спецификой – содержательной, методической, организационной. Дополнительное образование предоставляет обучающемуся реальную возможность для определения своего индивидуального образовательного пути.

Перед учреждениями дополнительного образования стоят задачи обеспечения необходимыми условиями, способствующими личностному развитию, укреплению здоровья, профессиональному самоопределению, творческому развитию детей. Система дополнительного образования детей которая обладает мобильностью, открытостью и гибкостью быстро и точно реагирует на образовательный запрос семьи, тем самым решает задачи адаптации детей к жизни в обществе, способствует формированию общей культуры и позволяет организовать содержательный досуг.

Дополнительное образование основывается на следующих приоритетных идеях:

1. свободный выбор обучающимся видов и сфер деятельности (имеется ввиду не только свободный выбор направленности, но и темпы продвижения по конкретной программе),

2. ориентация на личные интересы, запросы и способности ребенка,

3. возможность для свободного самоопределения и самореализации,

4. практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Таким образом, дополнительное образование детей несет в себе ценность того, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, помогая обучающимся в профессиональном самоопределении, способствуя реализации их знаний, которые были получены в базовом образовании. В то время как основное образование не имеет возможности обеспечения индивидуального подхода абсолютно к каждому ребенку. Дополнительное образование создает условия для того, чтобы устанавливать границы своего обучения, воспитания, творческого развития, усвоения социальных норм и ценностей ребенком самостоятельно. В домах творчества, станциях юннатов, техников и других учреждениях дополнительного образования для обучающихся созданы условия, способствующие полноценному отдыху и полезному времяпрепровождению.

Основополагающим компонентом современного дополнительного образования является масштабный образовательный блок, посредством которого компенсируется удовлетворение когнитивных, коммуникативных и других потребностей детей, которые не реализуются в рамках предметного обучения в школе.

Дополнительное образование увеличивает пространство и поле деятельности, в котором школьники могут развиваться. В дополнительном образовании дети имеют возможность для реализации личностных качеств, демонстрации тех способностей, которые могут не являться востребованными основным школьным образованием. Здесь ребенок имеет возможность выбора формы и содержания занятий. Совокупность этих критериев создает благоприятный психологический фон, оказывающий позитивное воздействие на учебную деятельность. Следует заметить, что взаимопроникновение этих двух образовательных областей – общее и дополнительное образование, может обеспечить решение общих проблем педагогов и обучающихся, а также нужный уровень знаний и умений, навыков обучающихся, формирование духовно-нравственных качеств, способствовать достижению определенной стабильности системы, более активному использованию инновационных педагогических идей, образовательных моделей и технологий, а также благоприятствовать целостному, всестороннему развитию ребенка.

Общее и дополнительное образование в методологическом плане целесообразно рассматривать как общее и особенное, общее и частное. Общее школьное образование представляет собой систематизирующее образование, которое охватывает массы, в то время как дополнительное образование является вариативным образованием, которое ориентировано в первую очередь на индивидуальное развитие обучающихся. Эти два начала взаимодополняют друг друга, что является неизбежной необходимостью для обеспечения целостности образовательного процесса. Интеграция взаимодействия общего и дополнительного образования может являться целесообразной и объективной необходимостью также по той причине, что человек по своей сущности имеет  двойное предназначение, заключающееся в познании мира и преобразовании мира.

Итак, образование – это особая сфера жизни, в которой человек проходит через освоение социокультурного опыта и ценностей человечества, а также получает возможность формирования собственного образа. Образование должно непрерывно удовлетворять развивающиеся потребности личности и общества в целом, поэтому не может иметь ограничений в виде каких-либо возрастных или институциональных рамок. Продуктивность развития системы образования зависит от возможности опоры на принцип вариативности образования, обеспечивающий личности выбор образовательного пути.

Взаимодействие общего и дополнительного образования – одна из важнейших фундаментальных задач, которая несет в себе неоценимый потенциал для гармоничного развития личности и ее самоопределения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Статья выступления на педагогическом совете по теме: "Роль классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников"

Это готовое выступление на педагогическом совете. Здесь раскрываются основные аспекты роли классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников. В статье приведены данные работы клас...

Презентация к статье выступления на педагогическом совете на тему:" Роль классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников".

Данная презентация предназначена для сопровождения выступления на педагогическом совете на тему:"Роль классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников"...

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...

Выступление на педагогическом совете (январь 2021г.)

Выступление на педагогическом совете (январь 2021г.)...

Статья для выступления на педагогическом совете 2017г.

Статья по теме: «Роль системы дополнительного образования для развития творческих способностей у детей»...

Статья для выступления на педагогическом совете. 2019г.

Статья на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТАЛАНТА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»...