Основы компьютерной грамотности
компьютерная программа
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр технического творчества
Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
«ПРИНЯТО» на педагогическом совете Протокол № 1 от _______.2021 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Приказ № ____ от ________2021 г. Директор ГБУ ДО ЦТТ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга _______________ Тимофеева Г.А. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Возраст учащихся: 8-13 лет
Срок реализации программы: 2 года
Педагог дополнительного образования:
Хачатрян Ани Андраниковна
Санкт-Петербург
2021
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196);
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996р);
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию (утверждено распоряжением Комитета по образованию от 01.03.2017 №617-р);
• Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 года N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
• Письмо Министерства просвещения Российской Федерации 1Д-39/04 от 19 марта 2020 года «О Методических рекомендациях по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
Направленность и уровень освоения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы компьютерной грамотности» технической направленности.
Уровень освоения программы – общекультурный.
Актуальность программы
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и способствует:
- созданию необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и развитию профессионального самоопределения;
информационных технологий и позволяет более уверенно чувствовать себя при работе на компьютере.
Для будущего необходимо образование, которое поможет научить детей жить в цифровом мире, разовьет навыки адаптации к постоянным переменам и умение верифицировать информацию. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы компьютерной грамотности» направлена на развитие понимания логики работы компьютеров и оперирования информационными моделями.
Программа предлагает учащимся освоение разных видов деятельности при использовании компьютера: работа в текстовом процессоре Word, в графическом редакторе Paint, в программе PowerPoint.
Данная программа позволяет приобрести начальные навыки работы на персональном компьютере, обеспечивает развитие внимания, памяти, мышления, познавательных интересов и творческих способностей у учащихся.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является развитие логического, алгоритмического и системного мышления. Программа способствует ориентации учащихся на восприятие научного познания как части культуры человечества.
Адресат программы: учащиеся 8-12 лет, проявляющие интерес к изучению компьютера, желающие научиться использовать возможности программного обеспечения.
Цель программы: формирование первоначальных навыков работы с программным обеспечением, развитие творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить приемам работы с популярными компьютерными программами на начальном уровне;
- познакомить с назначением и функциями программ;
- обучить работать с операционной системой Windows;
- расширить представление учащихся о возможностях компьютера, областях его применения;
- привить навыки создания и форматирования текста;
- познакомить с простейшими способами обработки текста и графики с помощью различных программ;
- сформировать базовые умения создания презентаций;
- расширить словарный запас учащихся на основе использования специальной терминологии.
Развивающие задачи
Развивать у учащихся:
- память и внимание;
- творческую инициативу, самостоятельность; - образное и логическое мышление;
Воспитательные задачи
-формировать потребности в саморазвитии; - воспитать трудолюбие, развить трудовые умения и навыки, расширить политехнический кругозор и умение планировать работу по реализации замысла, предвидение результата и его достижение;
- развивать интерес к области информационных технологий;
- научить организовывать рабочий процесс, достигать результат;
-развивать деловые качества, такие как ответственность, активность, аккуратность.
Условия реализации программы
Условия набора в коллектив: принимаются все желающие на основании собеседования с родителями и учащимся. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения - 15 человек; второй год обучения – 12 человек; Объём и срок реализации программы Срок реализации программы 2 года. Всего часов - 288. 1-й год -144 часа, 2 занятия в неделю по 2 часа, с перерывом 10 минут; 2-й год – 144 часа, 2 занятия в неделю по 2 ак. часа (45 мин.), с перерывом 10 минут. Занятия проводятся в одновозрастной группе.
Особенности организации образовательного процесса:
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит от темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении самостоятельной работы. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, а также поощрение и создание положительной мотивации.
Важными условиями творческого самовыражения учащихся выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора.
Для профилактики утомляемости на каждом занятии применяются элементы здоровьесберегающих технологий (комплексы упражнений физкультурных минуток, комплексы упражнений физкультурных пауз).
Учебные занятия по программе организуются очно, также при реализации программы могут применяться дистанционные образовательные технологии и проводиться обучение в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
Дистанционное обучение осуществляется в системе дистанционного обучения учреждения.
Дистанционное обучение предполагается как самостоятельное прохождение материала учащимся с помощью методического сопровождения педагога, созданного в виртуальной обучающей среде Moodle. Педагог организовывает видеоконференции и чаты для групп обучающихся. Результаты обучения представляются в виде готовых работ, результатов тестирования на платформе и т.д.
Формы и режим занятий
Формы занятий определяются содержанием программы. Очными формами проведения занятий являются:
- беседы;
− практическое занятие;
− проектно-исследовательская деятельность;
- творческие отчеты, другие виды учебных занятий и учебных работ.
Кроме того, учебные занятия по программе или ее части могут быть проведены удаленно в форме онлайн-уроков, видеоконференций, онлайн-тестирования.
Большая часть учебного времени выделяется на практические упражнения и самостоятельную работу.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии 1) фронтальная (работа со всеми обучающимися одновременно); 2) групповая: в малых группах; индивидуально-групповая.
Используются разнообразные методы проведения занятий: беседа, демонстрация и иллюстрация (в том числе с использованием обучающих и демонстрационных компьютерных программ), объяснение, лекция, практическая работа на ПК, практическая работа без использования ПК, самостоятельная работа, познавательные, творческие работы, защита проектов, а так - же участие в конкурсах. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
На занятиях создается атмосфера, когда учащиеся свободно советуются, комментируют, помогают друг другу.
Удачные находки учащихся при выполнении практических работ выносятся на коллективный сравнительный анализ для мотивации других учащихся.
При реализации программы используются следующие педагогические технологии: -Технология развития критического мышления; -Технология группового и коллективного взаимодействия; - Портфолио;
- Игровые технология;
- Здоровьесберегающие технологии.
На занятиях предлагаются задания, направленные на развитие логического мышления: решение кроссвордов, прохождение квестов, интеллектуальные игры.
Материально- техническое обеспечение
Для проведения практических занятий в компьютерном кабинете необходимо следующее:
- Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям, для занятий группы 15 человек (компьютеры с программным обеспечением (OS Windows), парты, стулья, доска, шкаф для УМК).
Должен быть обеспечен доступ в Интернет.
Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, бумага разных видов и формата (А3, А4, А2); клей; файлы, папки и др.
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | По мере комплектования группы | По мере реализации программы | 36 | 72 | 144 | 2 раза в неделю по 2 ак. часа (45 минут с перерывом 10 м.) |
2 год | С 01. 09. | По мере реализации программы | 36 | 72 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа (45 минут с перерывом 10 м.) |
Планируемые результаты освоения программы
Предметные:
Учащиеся будут знать:
- устройство и принципы работы компьютера, его комплектующих;
- функции и возможности операционной системы Windows;
- возможности текстового процессора Word: приемы редактирования, форматирования;
- способы управления параметрами, методы создания графических объектов, способы встраивания объектов;
- возможности графического редактор Paint, основные понятия, используемые при работе с графическими редакторами;
Учащиеся будут уметь:
- работать с текстовым процессором Word;
- работать с графическим редактором Paint;
- создавать презентацию PowerPoint: основные возможности, способы управления параметрами, анимацию.
Метапредметные:
В результате освоения программы у учащихся будет развиваться:
- образное и логическое мышление, познавательные способности к выполнению логических операций (анализ, синтез, сравнение), память,
- навыки творческой деятельности;
- умения работать с информацией;
- коммуникативные компетенции (умение правильно передавать свои мысли, чувства, эмоции).
Личностные результаты
Учащиеся:
- получат навыки работы в группе, будет сформирована культура общения;
- разовьют такие качества, как самостоятельность, ответственность, аккуратность.
- научатся бережному отношению к оборудованию;
- научатся организовывать рабочий процесс, достигать результата;
- будут уважительно относится к трудовой деятельности.
Учебный план первого год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Введение в программу. Инструктаж по охране труда. Зачем нужен компьютер | 2 | 2 | - | Беседа. Входной контроль. Анкетирование |
2. | Устройство и принцип работы компьютера | 8 | 4 | 4 | Приложение № 1 Практические задания Тестирование |
3. | Файлы и папки | 12 | 2 | 10 | Приложение № 2 Практические задания Тестирование |
4. | В мире информации | 8 | 2 | 6 | Обсуждение результатов работы |
5. | Работа с текстом | 44 | 2 | 42 | Приложение № 3 Практические задания Тестирование |
6. | Работа в Интернете | 8 | 4 | 4 | Опрос |
7. | Электронная почта | 6 | 2 | 4 | Опрос |
8. | Microsoft PowerPoint | 14 | 2 | 12 | Приложение № 4 Практические задания Тестирование |
9. | Создание презентаций в Microsoft PowerPoint.
| 38 | - | 38 | Обсуждение результатов работы |
10. | Итоговое занятие: Защита работ учащихся.
| 4 | - | 4 | Промежуточный контроль. Защита работ учащихся. |
Итого | 144 | 20 | 124 |
Учебный план второго год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Вводное занятие. Введение. Инструктаж по ТБ. | 2 | 2 | - | Беседа. Текущий контроль. Анкетирование |
2. | Знакомство с графическим редактором Paint. | 2 | 2 | - | Обсуждение результатов работы |
3. | Основные приемы работы с компьютерной графикой. | 16 | - | 16 | Приложение № 1 Практические задания Тестирование |
4. | Основные приемы работы с объектами. | 4 | - | 4 | Обсуждение результатов работы |
5. | Инструменты «Заливка» и «Палитра». | 8 | 2 | 6 | Приложение № 2 Практические задания Тестирование |
6. | Инструменты «Прямоугольник», «Овал», «Треугольник», «Круг», «Линия» (прямая, кривая). | 32 | 2 | 30 | Обсуждение результатов работы |
7. | Самостоятельная работа | 34 | 4 | 30 | Обсуждение результатов работы |
8. | Вставка текста | 14 | - | 14 | Обсуждение результатов работы |
9. | Растровый графический редактор Paint NET | 12 | 2 | 10 | Приложение № 3 Практические задания Тестирование |
10. | Выполнение и защита проектных работ | 16 | - | 16 | Промежуточный контроль. Защита работ учащихся. |
11. | Итоговое занятие | 4 | - | 4 | Обсуждение результатов работы |
Итого | 144 | 14 | 130 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Особенности организации образовательного процесса:
Образовательный процесс строится с учетом личностных потребностей учащихся в технической, познавательной и творческой деятельности. Задания подбираются исходя из интересов и возможностей детей.
Освоение материала происходит в процессе практической творческой деятельности. Используются такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», что способствует росту мотивации к изучению материала и прочности усвоения знаний.
На всех этапах обучения предлагаются различные виды и различные формы учебных занятий. Организация учебной деятельности детей выполняется в различных формах: фронтальной (совместные действия всех учащихся под руководством педагога), индивидуальной (самостоятельная работа каждого учащегося), групповой (работа по 3-4 человека, задания для групп могут быть одинаковыми или разными).
Виды контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль педагога) присутствуют на каждом занятии.
Перед изучением темы проводится входной контроль, помогающий выявить необходимый уровень знаний для усвоения данной темы. После этого проводится лекция с кратким изложением всей темы.
На каждом занятии учащиеся получают разноуровневые задания для самостоятельной работы. Благодаря этому учащиеся от маленькой победы в учении передвигаются вперед, развиваясь сами и вовлекая в эту деятельность других. Такая организация деятельности создает благоприятный психологический климат на занятии. Исчезают чувство страха, неуверенности. Каждый учащийся знает, что приходится делать на занятии, видит перед собой реальную цель. После выполнения всего объема работы предлагается самостоятельная работа.
При проведении итогового контроля используются самые разнообразные формы: тестирование, письменная контрольная работа, практическая контрольная работа на компьютере, кроссворды, интеллектуальная игра.
После контрольного задания проводятся занятия, направленные на коррекцию знаний, подведения итогов, решения творческих задач.
Задачи программы 1-го года обучения
Образовательные:
- научить работе с текстом в процессоре MS Word; - научить создавать презентации Microsoft PowerPoint; - выполнять основные операции управления файлами;
- выбирать и загружать нужную программу; - работать с электронной почтой.
Развивающие:
- развивать воображение и творческое мышление;
- развивать внимание; память, аккуратность;
- развивать логическое и пространственное мышление.
Воспитательные:
- развивать навыки работы в команде, ответственность, умение планировать и доводить работу до конца;
- воспитывать трудолюбие;
- воспитывать настойчивость в преодолении трудностей; - воспитывать интерес к IT- сфере.
Ожидаемые результаты 1 – ого года обучения
Учащиеся будут знать:
- правила охраны труда при работе с компьютером;
- возможное применение компьютеров;
- название основных устройств компьютера;
- основные понятия и термины информатики;
- основные электронные носители информации;
- правила поиска информации в электронных носителях;
- правила работы с клавиатурой и мышью;
- назначение электронных папок и файлов;
- возможности графического и текстового редактора.
Учащиеся будут уметь:
- создавать простые рисунки с использованием графического редактора;
- создавать тексты в текстовом процессоре Word;
- создавать простые презентации Microsoft PowerPoint;
Метапредметные:
Будут развиты:
- мотивация к деятельности в области компьютерных технологий;
- основы логического мышления;
- творческие способности.
Личностные:
Учащиеся:
- научатся взаимодействовать с группой;
- научатся бережному отношению к оборудованию;
- научатся организовывать рабочий процесс, достигать результата;
- будут уважительно относится к трудовой деятельности.
Содержание обучения по программе 1-ого года обучения
2. Вводное занятие. 2 ч. Теория. Введение. Инструктаж по охране труда. Зачем нужен компьютер. 3. Устройство компьютера 8ч. Теория. История возникновения компьютеров. Аппаратное обеспечение. Как устроен компьютер. Какими бывают компьютеры. Как пользоваться клавиатурой. Назначение основных клавиш. Практика. Как работать мышью. Как включить, выключить или перезагрузить
компьютер. Какие устройства можно подключить к компьютеру. 4. Файлы и папки. 12 ч. Теория. Рабочий стол. Файлы и папки. Безопасное хранение информации в компьютере. Практика. Меню «Пуск». Пуск «Все программы» Стандартные. 5. В мире информации 8ч Теория. Что такое информация. Как получить информацию. Что можно делать с информацией. Хранение, передача информации. Практика. Электронные справочники и энциклопедии. 6. Работа с текстом. 44ч. Теория. Работа в текстовом редакторе Microsoft Word. Практика. Координатные линейки, полосы прокрутки страниц. Создание нового документа. Сохранение текста. 7. Работа в Интернете. 8ч. Теория. Типы подключения к сети Интернет. Что такое интернет-браузер. Что такое гиперссылки. Практика. Поиск различных видов материалов. Поиск изображений и фотографий. Сохранение на компьютере страницы интернет-сайта,
изображения или фотографии из Интернета. 8. Электронная почта. 6ч. Теория. Как работает электронная почта. Электронные адрес. Практика. Регистрация электронного почтового ящика. Описание электронного почтового ящика. 9. Microsoft Power Point 14ч Теория. Назначение и функциональные возможности Power Point. Практика. Объекты и инструменты Power Point. 10. Создание презентаций в среде PowerPoint. 38ч Практика. Создание презентации на тему «Мой Петербург». Добавление анимационных эффектов, настройка параметров анимации. Переходы. Вставка текста и картинок в слайд.
11. Итоговое занятие 4ч Практика. Итоговая проверочная работа.
Защита работ учащихся.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема учебного занятия | Количество часов | |||
План | Факт | Всего часов | Теория | Практика | ||
14.09 15.09 | Вводное занятие. Т. Введение. Инструктаж по охране труда. Зачем нужен компьютер. | 2ч | 2 | - | ||
Устройство компьютера. | 8ч. | |||||
2 | 16.09 17.09 | Устройство компьютера Т. История возникновения компьютеров. Аппаратное обеспечение. | 8ч | 2 | - | |
3 | 21.09 22.09 | Т. Как устроен компьютер. Какими бывают компьютеры. Как пользоваться клавиатурой. Назначение основных клавиш. | 2 | - | ||
4 | 23.09 24.09 | П. Как работать мышью. Как включить, выключить или перезагрузить компьютер. Какие устройства можно подключить к компьютеру. | - | 2 | ||
5 | 28.09. 29.09 | П. Рабочий стол компьютера. Главное меню или начальный экран. | - | 2 | ||
Файлы и папки. | 12ч. | |||||
6 | 30.09 01.10 | Т. Рабочий стол. Файлы и папки. Безопасное хранение информации в компьютере. |
| 2 | - | |
7 | 05.10 06.10 | П. Меню «Пуск». Пуск «Все программы» Стандартные. | - | 2 | ||
8 | 07.10 08.10 | П. Как создать папку. Как переименовать папку или файл. Копирование и перемещение файла или папки. | - | 2 | ||
9 | 12.10 13.10 | П. Копирование и перемещение нескольких файлов или папок. Как удалить файл или папку. | - | 2 | ||
10 | 14.10 15.10 | П. Поиск папок и файлов на своём компьютере. | - | 2 | ||
11 | 19.10 20.10 | П. Управление окнами. Установка программы. Контрольные вопросы. | - | 2 | ||
В мире информации | 8ч. | |||||
12 | 21.10 22.10 | В мире информации Т. Что такое информация. Как получить информацию. Что можно делать с информацией. Хранение, передача информации. | 8ч. | 2 | - | |
13 | 26.10 27.10 | П. Электронные справочники и энциклопедии. | - | 2 | ||
14 | 28.10 29.10 | П. Копирование документов на диск и наоборот. | - | 2 | ||
15 | 02.11 03.11 | П. Работа с архиватором. Создание архива. Извлечение из архива. | - | 2 | ||
Работа с текстом. | 44 ч | |||||
16 | 05.11 09.11 | Т. Работа в текстовом процессоре Word. | 2 | - | ||
17 | 10.11 11.11 | П. Координатные линейки, полосы прокрутки страниц. Создание нового документа. Сохранение текста. | - | 2 | ||
18 | 12.11 16.11 | П. Движение курсора. Клавиша Enter. Линейки прокрутки. | - | 2 | ||
19 | 17.11 18.11 | П. Символ конца строки. Разрезание и склейка строк. Вставка и удаление. | - | 2 | ||
20 | 19.11 23.11 | П. Как выделить, скопировать, вырезать или удалить текст. | - | 2 | ||
21 | 24.11 25.11 | П. Работа с объектами: страница, строка, абзац, текст в текстовом. редакторе. Работа с объектами: таблица, рисунок в текстовом редакторе. | - | 2 | ||
22 | 26.11 30.11 | П. Границы и заливка текста и всего документа. Проектирование обложки. Рамка. | - | 2 | ||
23 | 01.12 02.12 | П. Создание рисованных объектов. Трансформация рисованных фигур. Выбор цветов, типов линий, заливки, тени, объема. | - | 2 | ||
24 | 03.12 07.12 | П. Создание рисованных объектов. Трансформация рисованных фигур. Выбор цветов, типов линий, заливки, тени, объема. | - | 2 | ||
25 | 08.12 09.12 | П. Форматирование текста. Форматирование страницы. Форматирование символов. | - | 2 | ||
26 | 10.12 14.12 | П. Проверка орфографии. | - | 2 | ||
27 | 15.12 16.12 | П. Одновременная работа с несколькими документами. Копирование фрагментов текста из одного документа в другой. | - | 2 | ||
28 | 17.12 21.12 | П. Создание и редактирование таблиц. Ввод данных в таблицу, перемещение по таблице. | - | 2 | ||
29 | 22.12 23.12 | П. Создание и редактирование таблиц. Ввод данных в таблицу, перемещение по таблице. | - | 2 | ||
30 | 24.12 28.12 | П. Как распечатать текст. Как выйти из программы Word. Текущий контроль. | - | 2 | ||
31 | 29.12 30.12 | П. Меню «Вставка». Создание поздравительной открытки. | - | 2 | ||
32 | 31.12 11.01 | П. Создание открытки с использование меню «Вставка» и панели инструментов рисование | - | 2 | ||
33 | 12.01 13.01 | П. Знакомство с правилами оформления доклада и проекта. Оформление титульных листов доклада и проекта. | - | 2 | ||
34 | 14.01 18.01 | П. Самостоятельная работа. Повторение. | - | 2 | ||
35 | 19.01 20.01 | П. Творческая работа с использованием возможностей Word. | - | 2 | ||
36 | 21.01 25.01 | П. Закрепление материала. Диктант «Наступает весна». | - | 2 | ||
37 | 26.01 27.01 | П. Выравнивание текста. Клавиша «Shift» Прописная буква. | - | 2 | ||
Работа в Интернете. | 8ч | |||||
38 | 28.01 01.02 | Т. Типы подключения к сети Интернет. Что такое интернет-браузер. Что такое гиперссылки. | 2 | - | ||
39 | 02.02 03.02 | П. Поиск различным видам материалов. Поиск изображений и фотографий. | - | 2 | ||
40 | 04.02 08.02 | Т. Поиск информации. Как правильно сделать поисковый запрос. Описание результатов поиска. | 2 | - | ||
41 | 09.02 10.02 | П. Как сохранить на компьютере страницу интернет-сайта, изображения или фотографии из Интернета. | - | 2 | ||
Электронная почта. | 6ч | |||||
42 | 11.02 15.02 | Т. Как работает электронная почта. Электронные адрес. Как зарегистрировать электронный почтовый ящик. Описание электронного почтового ящика. | 2 | - | ||
43 | 16.02 17.02 | П. Как написать электронное письмо. Как узнать, что вам пришло письмо. Как отправить в электронном письме фото, видео, музыку или документы. | - | 2 | ||
44 | 18.02 22.02 | П. Как скачать на компьютер присланные в письме файлы. Самостоятельная работа. «Получение и отправка писем». | - | 2 | ||
Представление о PowerPoint. | 14ч | |||||
45 | 24.02 25.02 | Т. Назначение и функциональные возможности Power Point. | 2 | - | ||
46 | 01.03 02.03 | П. Объекты и инструменты Power Point. | - | 2 | ||
47 | 03.03 04.03 | П. Требования к оформлению презентации. | - | 2 | ||
48 | 09.03 10.03 | П. Основные приемы работы с PowerPoint. Применение шаблона оформления. Вставка картинок из коллекции. | - | 2 | ||
49 | 11.03 15.03 | П. Создание типовой презентации. | - | 2 | ||
50 | 16.03 17.03 | П. Использование цветовой схемы слайдов. | - | 2 | ||
51 | 18.03 22.03 | П. Технология настройки Power Point. | - | 2 | ||
Создание презентаций в среде PowerPoint. 3 | 38ч | |||||
52 | 23.03 24.03 | П. Создание презентации на тему «Мой идеальный Новый год». | - | 2 | ||
53 | 25.03 29.03 | П. Добавление анимационных эффектов, настройка параметров анимации. Переходы. | - | 2 | ||
54 | 30.03 31.03 | П. Вставка текста и картинок в слайд. | - | 22 | ||
55 | 01.04 05.04 | П. Изменение типа и размера шрифта текста. Изменение цвета текста. Настройка параметров страницы. Изменение ориентации слайда. | - | 2 | ||
56 | 06.04 07.04 | П. Вставка звука, музыки и видеоклипов в презентацию. | - | 2 | ||
57 | 08.04 12.04 | П. Работа с фоном. Настройка времени. | - | 2 | ||
58 | 13.04 14.04 | П. Автоматическая и ручная смена слайдов, установка временных интервалов для демонстрации слайдов. Циклический непрерывный показ презентации в автоматическом режиме. | - | 2 | ||
59 | 15.04 19.04 | П. Создание презентации на тему «Моя семья». | - | 2 | ||
60 | 20.04 21.04 | П. Создание презентации на тему «Рождество». | - | 2 | ||
61 | 22.04 26.04 | П. Создание презентации на тему «Любимый мой город». | - | 2 | ||
62 | 27.04 28.04 | П. Поиск информации для презентации в сети Интернет. | - | 2 | ||
63 | 29.04 04.05 | П. Создание презентации на тему «Пасхальная радость». | - | 2 | ||
64 | 05.05 06.05 | П. Творческий проект «Я в этом мире». | - | 2 | ||
65 | 11.05 12.05 | П. Творческая работа. Создание самостоятельно. | - | 2 | ||
66 | 13.05 17.05 | П. Творческий проект «Моя страна». | - | 2 | ||
67 | 18.05 19.05 | П. Творческий проект «Моя визитная карточка». | - | 2 | ||
68 | 20.05 24.05 | П. Создание презентации на свободную тему. | - | 2 | ||
69 | 25.05 26.05 | П. Подготовка презентации к показу, демонстрация. | - | 2 | ||
70 | 27.05 31.05 | П. Самостоятельная работа, включающая в себя знания всего раздела. | - | 2 | ||
Итоговое занятие | 4ч | |||||
71 | 01.06 02.06 | П. Итоговая проверочная работа. Защита работ учащихся. | - | 2 | ||
72 | 03.06 07.06 | П. Защита работ учащихся. | - | 2 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Задачи программы:
Обучающие:
- расширить представление учащихся о возможностях компьютера, областях его применения;
- познакомить с простейшими способами обработки текста и графики с помощью Paint и Paint NET;
- сформировать базовые умения создания презентаций;
- расширить словарный запас учащихся на основе использования специальной терминологии.
Развивающие задачи
Развивать у учащихся:
- память и внимание;
- творческую инициативу, самостоятельность; - образное и логическое мышление; - концентрацию внимания; - навыки уверенной работы с ПК; - деловые качества, такие как ответственность, активность, аккуратность/ Воспитательные задачи
-воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда; - формировать потребности в саморазвитии; - развивать ответственное отношение к своей деятельности;
- развивать интерес к области информационных технологий;
- научить организовывать рабочий процесс, достигать результат.
Планируемые результаты
Предметные:
Учащиеся будут знать:
- устройство и принципы работы компьютера, его комплектующих;
- функции и возможности операционной системы Windows;
- возможности текстового процессора Word: приемы редактирования, форматирования;
- способы управления параметрами, методы создания графических объектов, способы встраивания объектов;
- возможности графического редактор Paint, основные понятия, используемые при работе с графическими редакторами;
Учащиеся будут уметь:
- работать с текстовым процессором Word;
- работать с графическим редактором Paint;
- создавать презентацию PowerPoint, испульзуя основные возможности, , анимацию.
Метапредметные:
В результате освоения программы у учащихся будет развиваться:
- образное и логическое мышление,
- память,
- навыки творческой деятельности;
- умения работать с информацией.
Личностные результаты
Учащиеся:
- разовьют такие качества, как самостоятельность, ответственность, аккуратность.
- научатся бережному отношению к оборудованию;
- научатся организовывать рабочий процесс, достигать результата;
- будут уважительно относиться к трудовой деятельности.
Содержание обучения по программе 2-ого года обучения
1. Вводное занятие. 2ч. Теория. Введение. Инструктаж по ТБ. 2. Знакомство с графическим редактором Paint. 2ч. Теория. Знакомство с графическим редактором Paint. 3. Основные приемы работы с компьютерной графикой. 16ч. Теория. Знакомство с инструментом «Карандаш», рисование Пробные рисунки «Фигуры». Практика. Структура окна программы. Создание папки. Сохранение рисунка. 4. Основные приемы работы с объектами. 4ч Практика. Выбор фрагмента изображения. Монтаж рисунка из объектов.
5. Инструменты «Заливка» и «Палитра». 8ч. Теория. Цвет, различные виды заливки объекта. Работа с инструментами. Практика. Редактирование цвета. Заливка узора. 6. Инструменты «Прямоугольник», «Овал», «Треугольник», «Круг», «Линия» (прямая, кривая), «Кисть». 32ч Практика. Рисованию объектов прямоугольной формы «Дом». Закрепление умения использовать инструменты: овал, линия. «Петух на листочке». Самостоятельно создавать рисунок, работать с цветом. 7. Самостоятельная работа. 34ч Теория. Цвет, различные виды заливки объекта. Работа с инструментами. Практика. Самостоятельно, создавать любую композицию. Создание иллюстрации с использованием цветов и цветовых переходов. 8. Вставка текста. 14ч Практика. Перемещение, копирование, удаление, изменение размеров объекта. Вставка надписи, ставка рисунков, объектов и их редактирование. Практика. Изменение масштаба, создание ярлыка, типы сохраняемых документов. 9. Растровый графический редактор Paint NET 12ч. Теория. Знакомство с редактором. История создания и назначение редактора. Практика. Окна и панели инструментов редактора. (Инструменты выделения, масштабирования, кадрирования изображения. Компоненты окна изображения). 10. Выполнение и защита проектных работ. 16ч. Практика. Выполнение проекта «Праздничная открытка» с максимальным использованием возможностей графического редактора Paint. 11. Итоговое занятие 4 ч. Практика. Выставки работ учащихся. Проведение итоговой выставки работ по окончанию.
Календарно – тематическое планирование
2-ого года обучения
Дата проведения | № п/п | Тема учебного занятия | Количество часов | |||
По плану | По факту | Всего часов | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. Т. Введение. Инструктаж по ТБ. | 2ч | 2 | - | ||
2. | Знакомство с графическим редактором Paint. Т. Знакомство с графическим редактором Paint. | 2ч | 2 | - | ||
3. | Основные приемы работы с компьютерной графикой. П. Структура окна программы. | 16ч | - | 2 | ||
4. | П. Создание папки. Сохранение рисунка. | -- | 2 | |||
5. | П. Знакомство с инструментом «Карандаш», рисование карандашом – ознакомительная работа. Пробные рисунки «Фигуры». | - | 2 | |||
6. | Т. Закрепить понятия пуск, стандартные, программа paint. | 2 | - | |||
7. | П. Продолжать рисование с карандашом. | - | 2 | |||
8. | П. Инструмент «резинка» Рисунок «Солнышко». Сохранение рисунка на компьютере. | - | 2 | |||
9. | П. Инструмент ластик. | - | 2 | |||
10. | П. Изменение размера рисунка. | - | 2 | |||
11. | Основные приемы работы с объектами. П. Выбор фрагмента изображения. | 4ч | - | 2 | ||
12. | П. Монтаж рисунка из объектов. | - | 2 | |||
13. | Инструменты «Заливка» и «Палитра». Теория. Цвет, различные виды заливки объекта. Работа с инструментами. | 8ч | 2 | - | ||
14. | Практика. Редактирование цвета. Заливка узором. | - | 2 | |||
15. | Практика. Закрашивание объектов различными цветовыми заливками. | - | 2 | |||
16. | Практика. Создание рисунка с использованием цветов и палитра цветов. | - | 2 | |||
17. | Инструменты «Прямоугольник», «Овал», «Треугольник», «Круг», «Линия» (прямая, кривая), «Кисть». П. Рисование объектов прямоугольной формы «Дом». | 32ч | - | 2 | ||
18. | П. Инструменты «овал», «линия». «Петух на листочке». | - | 2 | |||
19. | П. Инструменты «овал», «линия». «Кролик». | - | 2 | |||
20. | П. Рисование линий. Геометрические фигуры. Самостоятельная работа. | - | 2 | |||
21. | П. Рисование новогодних игрушек с помощью треугольника. | - | 2 | |||
22. | П. Рисование с помощью овалов и треугольников. «Снеговик». | - | 2 | |||
23. | П. Рисование с помощью овалов и треугольников. Сюжет из сказки «Колобок» | - | 2 | |||
24. | П. Рисование с помощью овалов и треугольников. «Лесная поляна». | - | 2 | |||
25. | П. Использование инструмента «кисть». Работа с цветом. «Лесная поляна». | - | 2 | |||
26. | П. Закрепление умения использовать изученные инструменты. | - | 2 | |||
27. | П. Использование инструмента «кисть». Работа с цветом. «Лесная поляна». | - | 2 | |||
28. | П. Закрепление умения использовать изученные инструменты. | - | 2 | |||
29. | П. Самостоятельная работа. Рисунок, работа с цветом. «Зима». | - | 2 | |||
30. | П. Инструмент «Овал». Рисование рыбок. | - | 2 | |||
31. | П. Самостоятельная работа. Создание композиции. | - | 2 | |||
32. | П. Инструмент «Круг». Создание «Разноцветных шаров». Заливка. | - | 2 | |||
33. | Самостоятельная работа. Т. Цвет, различные виды заливки объекта. Работа с инструментами. | 32ч | 2 | - | ||
34. | П. Самостоятельная работа. Создание композиции. | - | 2 | |||
35. | П. Создание иллюстрации с использованием цветов и цветовых переходов. | - | 2 | |||
36. | П. Закрашивание объектов различными цветовыми заливками. Заполнение элементами (объекты, формы, заливки, эффекты). | - | 2 | |||
37. | Т. Понятие «Симметрия. Симметричные фигуры». | 2 | - | |||
38. | П. Создание симметричных объектов в окружающем мире. | - | 2 | |||
39. | П. Композиция из геометрических фигур на тему «Сказочный дом». | - | 2 | |||
40. | П. Разукрашивание, подбор контрастных цветов. | - | 2 | |||
41. | П. Создание абстрактной работы. | - | 2 | |||
42. | П. Открытка «Цветы для мамы». | - | 2 | |||
43. | П. Закрепление навыков работы с инструментами «Букет в вазе». Построение композиции букета. | - | 2 | |||
44. | П. Создание композиции букета, подбор фона, цветовой гаммы. | - | 2 | |||
45. | П. Создание графического пейзажа. | - | 2 | |||
46. | П. Создание рисунка на свободную тему. Экспериментирование с цветом в рисунке. | - | 2 | |||
47. | П. Закрепление умения использовать инструменты, создавая орнаменты. | - | 2 | |||
48. | П. Самостоятельная работа «Рыба» | - | 2 | |||
49. | П. Самостоятельная работа «Рыба» | - | 2 | |||
50. | Вставка надписи. П. Перемещение, копирование, удаление, изменение размеров объекта. | 14ч | - | 2 | ||
51. | П. Вставка надписи, ставка рисунков, объектов и их редактирование. | - | 2 | |||
52. | П. Использование рисунка в качестве фона рабочего стола. | - | 2 | |||
53. | П. Вставка созданных рисунков в другие документы. Симметрия, наклон и инверсия объектов. | - | 2 | |||
54. | П. Рисование с помощью мозаики. | - | 2 | |||
55. | П. Рисование с помощью сетки. | - | 2 | |||
56. | П. Изменение масштаба, создание ярлыка, типы сохраняемых документов. | - | 2 | |||
57. | Растровый графический редактор Paint NET Т. Знакомство с редактором. История создания и назначение редактора. | 12ч | 2 | - | ||
58. | П. Окна и панели инструментов редактора. (Инструменты выделения, масштабирования, кадрирования изображения. Компоненты окна изображения). | - | 2 | |||
59. | П. Инструменты рисования: карандаш, кисть, ластик, аэрограф, перо, размывание, резкость, осветление, затемнение. Заливка. | - | 2 | |||
60. | П. Вставка текста. Параметры текста. Форматирование текста. Диалоги: навигация, история отмен, выбор цвета, кистей, текстуры, градиента, палитры, выбора шрифтов. | 2 | ||||
61. | П. Работа со слоями: Слои. Атрибуты слоя. Перемещение, удаление слоя. Совмещение нескольких изображений. Эффект движения. | - | 2 | |||
62. | П. «Работа со слоями в Paint.NET. Коллаж». Комбинирование рисунков из разных изображений». | - | 2 | |||
63. | Выполнение и защита проектных работ. П. Выполнение проекта «Праздничная открытка» с максимальным использованием возможностей графического редактора Paint. | 16ч | - | 2 | ||
64. | П. Дорисовка рисунков. | - | 2 | |||
65. | П. Выполнение проекта «Орнамент» с максимальным использованием возможностей графического редактора Paint. | - | 2 | |||
66. | П. Дорисовка рисунков. | - | 2 | |||
67. | П. Выполнение проекта «Пейзаж» с максимальным использованием возможностей графического редактора Paint. | - | 2 | |||
68. | П. Дорисовка рисунков | - | 2 | |||
69. | П. Выполнение проекта «Натюрморт» с максимальным использованием возможностей графического редактора Paint. | - | 2 | |||
70. | П. Раскрашивание готовых рисунков. | - | 2 | |||
71. | 11. Итоговое занятие 4 ч. П. Подготовка к выставке работ учащихся. | 4 ч | - | 2 | ||
72. | Практика. Проведение итоговой выставки работ. «Круглый стол» по итогам программы | - | 2 |
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
I ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема программы | Формы занятий | Педагогические технологии | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал | |
1. | Вводное занятие. Введение в программу. Инструктаж по охране труда. Зачем нужен компьютер | Беседа, практикум | Здоровьесберегающие, Игровые | Словесные, наглядные. | Инструкции, фотографии, книжные иллюстрации, электронные изображения. |
2. | Устройство и принцип работы компьютера | Беседа, практикум | Компьютерные технологии обучения | Объяснительно- иллюстративный, Практический | |
3. | Файлы и папки | Беседа, практикум | Компьютерные технологии обучения | Объяснительно- иллюстративный, Практический | |
4. | В мире информации | Беседа, практическая работа и самостоятельная на компьютере | Технологии развития критического мышления, Компьютерные технологии обучения | Объяснительно иллюстративный, демонстрационный практикум. | |
5. | Работа с текстом | Беседа, практикум | Компьютерные технологии обучения, Технология коллективного и группового взаимодействия | Словесные, наглядные, практические. Репродуктивные методы | Примеры графических композиций в электронном виде. |
6. | Работа в Интернете | Беседа, практикум | Компьютерные технологии обучения, Технологии развития критического мышления | Словесные, наглядные, Практический |
|
7. | Электронная почта | Беседа, практическая работа | Компьютерные технологии обучения | Словесный и Практический. |
|
8. | Microsoft PowerPoint | Беседа, практическая работа | Компьютерные технологии обучения | Словесный и Практический. | Примеры видов графических композиций в электронном виде. |
9. | Создание презентаций в Microsoft PowerPoint | Беседа, практическая работа | Компьютерные технологии обучения | Словесный и Практический. | Оформленные итоговые работы. |
10. | Итоговое занятие: Защита работ учащихся. | Беседа, практическая работа | Компьютерные технологии обучения, портфолио | Словесные, наглядные, Практический | Итоговые работы |
II ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема программы | Формы занятий | Педагогические технологии | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал | |
1. | Вводное занятие. Введение. Инструктаж по ТБ. | Беседа, практикум | Здоровьесберегающие, Здоровьесберегающие, Игровые | Словесные, наглядные, | Инструкции, фотографии, книжные иллюстрации, электронные изображения. |
2. | Знакомство с графическим редактором Paint. | Беседа, практикум | Компьютерные технологии обучения, Игрофикация | Объяснительно- иллюстративный, Практический | Примеры видов графических композиций в электронном виде. |
3. | Основные приемы работы с компьютерной графикой. | Беседа, практикум | Компьютерные технологии обучения | Объяснительно иллюстративный, Практический | Фотографии, электронные изображения. |
4. | Создание компьютерного рисунка | Беседа, практическая работа и самостоятельная на компьютере | Компьютерные технологии обучения | Объяснительно иллюстративный, практический | |
5. | Моделирование в среде графического редактора | Беседа, практикум | Компьютерные технологии обучения | Словесные, наглядные, практический | Практические работы по теме. |
6. | Самостоятельная работа | Беседа, практическая работа | Компьютерные технологии обучения | Словесные, наглядные, практический | Примеры видов графических композиций в электронном виде. |
7. | Вставка текста | Беседа, практическая работа | Компьютерные технологии обучения | Словесные, наглядные, практический | |
8. | Растровый графический редактор Paint NET | Беседа, практическая работа | Компьютерные технологии обучения, Игрофикация | Словесные, наглядные, практический | Примеры видов графических композиций в электронном виде. |
9. | Выполнение и защита проектных работ | Беседа, практическая работа | Компьютерные технологии обучения | Словесный и Практический. | |
10. | Итоговое занятие | Компьютерные технологии обучения, портфолио | Словесные, наглядные, Практический | Итоговые работы. |
При реализации данной программы педагогом используются самые разнообразные формы занятий по каждой теме, применяются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесный (беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ иллюстрации, демонстрация и др.) практический (выполнение работы по образцу и творческого проекта; практикум с использованием компьютера и без, организация выставки).
- Практическое занятие - это основной вид учебных занятий по программе, направленный на формирование практических умений и навыков.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Наименование программы: Основы компьютерной грамотности
1-год обучения:
Педагог:
Педагог:
Информация и компьютер. Базовые навыки пользователя. | Работа с текстом в Word | Microsoft PowerPoint | |||||||
№ п/п | Фамилия имя обучающегося | Теоретич. знания Информация. История возникновения компьютера. Устройство ПК | Практические умения Рабочий стол компьютера. Главное меню или начальный экран. Умение работать с клавиатурой. | Практические умения Выполнение заданий | Практические умения Выполнение заданий | Средний балл | |||
1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | 2 полугодие | |||
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
4. | |||||||||
5. | |||||||||
6. | |||||||||
7. | |||||||||
8. | |||||||||
9. | |||||||||
Итого: |
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Наименование программы: Основы компьютерной грамотности
2-год обучения:
Педагог:
Базовые навыки пользователя ПК | Графические редакторы | Создание презентаций | ||||||||||||
№ п/п | Фамилия имя обучающегося | Теоретич. знания
| Практические умения Word | Теоретич. знания | Практические умения Выполнение заданий | Теоретич. знания Цвет, различные виды заливки объекта. | Практические умения Самостоятельно, создавать любую композицию | Средний балл | ||||||
1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | |||
1. | ||||||||||||||
2. | ||||||||||||||
3. | ||||||||||||||
4. | ||||||||||||||
5. | ||||||||||||||
6. | ||||||||||||||
7. | ||||||||||||||
8. | ||||||||||||||
9. | ||||||||||||||
10. | ||||||||||||||
11. | ||||||||||||||
12. | ||||||||||||||
Итого: |
Алгоритм подсчета результатов: подсчитывается количество баллов по каждой вертикальной графе по каждому уровню;
подсчитывается сумма баллов по каждому уровню и выставляется в графе «Итого».
Система оценки 3-хбалльная
низкий уровень – 1 балл
средний уровень- 2 балла
высокий уровень – 3 балла
Карта: заполняется на каждую группу отдельно по полугодиям, за год
Параметр 1 – по результатам тестирования: высокий – усвоены все ключевые понятия, знания переносят в новые условия
средний – усвоена система знаний, но знания не переносятся в другие условия низкий – имеет общее представление о ключевых понятиях, знания самостоятельно не применяет
Параметр 2, 3 – по результатам наблюдения педагога
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
I ГОД ОБУЧЕНИЯ
Вид контроля | Время проведения контроля | Цель проведения контроля | Формы и средства выявления результата | Формы фиксации и предъявления результата |
Входной | Сентябрь (год начала реализации программы) | Определение уровня развития детей | беседа, обсуждение теме, обсуждение выполненных работ. Педагогическое наблюдение. | Анкетирование. |
Текущий | В течение всего учебного года | Определение степени усвоения учащимися Учебного материала. Определение готовности учащихся к восприятию нового материала. Выявление учащихся отстающих или опережающих обучение | Обсуждение по теме, обсуждение выполненных работ, конкурс. | Готовая работа, диплом, грамота. |
Промежуточный | Декабрь, Май | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение промежуточных результатов обучения | Выставка работ | Готовая работа, награждения, диагностический отчет |
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
II ГОД ОБУЧЕНИЯ
Вид контроля | Время проведения контроля | Цель проведения контроля | Формы и средства выявления результата | Формы фиксации и предъявления результата |
Текущий | В течение всего учебного года | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности учащихся восприятию нового материала. Выявление учащихся отстающих опережающих обучение | Обсуждение теме, обсуждение выполненных работ | Работы, тесты |
Промежуточный | Декабрь | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение промежуточных результатов обучения | Презентация портфолио достижений учащихся | Свидетельство (сертификат), сводный лист диагностики |
Итоговый | Май (год окончания реализации программы) | Определение изменения уровня развития учащихся. Определение итоговых результатов обучения | Обсуждение выполненных работ, готовое изделие, Выставка | Готовая работа, диплом, грамота, диагностический отчет, сводный лист диагностики |
Информационные источники
Список рекомендуемой литературы для педагога
- Свириденко С.С. Современные информационные технологии. – М., 2018.
- Каплан А.В. Информатика. 1 класс. Методическое пособие / А. В. Каплан. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 – 112 с. – ISBN: 978-5-9963-5080-3;
- Босова Л.Л., Босова А.Ю.: Информатика. 5 класс. Учебник. ФГОС. – Бином, Лаборатория знаний, 2021. – 184 с. - ISBN: 978-5-09-081088-3;
- Бокучава Т.П., Тур С.Н.: Учебник-тетрадь по информатике для 3 класса. - BHV, 2019 г. – 152 с. - ISBN: 978-5-94157-639-5;
- Цветкова М.С., Якушина Е.В.: Информационная безопасность. 2-4 класс. Правила безопасного Интернета. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2020. – 112 с. - ISBN: 978-5-9963-4332-4;
- Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И.: Информатика. 2 класс. Учебник. Информатика в играх и задачах. Часть 2. ФГОС. – Баласс, 2018 – 96 с. - ISBN: 978-5-85939-617-7;
Список рекомендуемой литературы для учащихся
- Антошин, М.К. Учимся рисовать на компьютере / М.К. Антошин. - М.: Айрис, 2016 - 160 c.
- Анеликова А. Упражнения по текстовому редактору Word. – Солон-пресс, 2020. – 120 с. - ISBN: 978-5-91359-414-3;
- Серогодский В.В., Сурин Д.П., Тихомиров А.П.: Microsoft Office 2016 / Office 365. Полное руководство. – Изд.: Наука и Техника, 2017. – 448 с. - ISBN: 978-5-94387-744-5;
- Жуков И. Компьютер и ноутбук для новичков. Москва: Издательство АСТ,2021,-288 с.
- Горячев А.В., Ключ Н.В.: Всё по полочкам. Пособие. – Баласс, 2019. – 64 с. - ISBN: 978-5-85939-183-7;
Интернет-ресурсы:
Moodle ЦТТ («Основы компьютерной грамотности») - https://dist.ctt-adm.ru/moodle/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://school- collection.edu.ru;
Информатика и образование - https://infojournal.ru/;
Электронные ресурсы по информатике - https://lbz.ru/metodist/iumk/informatics/er.php;
Библиотека методических материалов для учителя http://www.metod-kopilka.ru
Компьютерные видео уроки http://www.teachvideo.ru
Информационно-коммуникационные технологии в образовании http://www.ict.edu.ru/
Тест для первого года обучения
Приложение № 1
1. Компьютер — это a) устройство для работы с текстами б) устройство для хранения информации любого вида в)электронное вычислительное устройство для обработки чисел г)устройство для обработки аналоговых сигналов
2. Назовите устройства, входящие в состав процессора а)дисплейный процессор, видеоадаптер б)сканер, ПЗУ в)оперативно-запоминающее устройство, принтер г)кэш-память, видеопамять
3. При отключении компьютера информация а)исчезает из оперативной памяти б)исчезает из постоянного запоминающего устройства в)стирается на жестком диске г)стирается на магнитном диске
4.Для подключения компьютера к телефонной сети используется а)модем б)факс в)сканер г)принтер
Приложение № 2
1. Информация, хранящаяся в долговременной памяти компьютера как единое целое и обозначенная именем, называется ... а)Файлом б)папкой в)программой г)документом
2.Сколько символов может содержать расширение файла? а)от 1 до 256 б)от 1 до 255 в)3-4 г)от 1 до 4
3. Каталог это- а)файл б)папка в)имя
4. Папка может быть зарегистрирована в другой папке а) нет б) да
Приложение № 3
1. Мигающая вертикальная черта, отмечающая место ввода очередного символа.
а) курсор
б) указатель мыши
в) стрелка на экране
г) пробел
2. Грамматические и орфографические ошибки в тексте отмечаются: а) красной и зеленой прямыми линиями б) красной и синей прямыми линиями в) красной и зеленой волнистыми линиями г) красной и синей волнистыми линиями
3. Начало нового абзаца происходит при нажатии клавиш: а) Пробел б) Enter в) Tab г) Backspace
4. К концу строки можно перейти нажав на клавишу: а) End б) Enter в) Backspace г) Insert
Приложение № 4
1. Презентация – это…
а) графический документ, имеющий расширение .txt или .pcx
б) набор картинок-слайдов на определенную тему, имеющий расширение .ppt
2. Что произойдет, если нажать клавишу Delete, находясь в режиме редактирования текста?
а) весь набранный текст удалится.
б) удалится последняя буква слова.
в) удалится последнее слово.
3. Меню Цветовая схема в Microsoft PowerPoint нужна для:
а) изменения параметров шрифта.
б) добавления узора на слайд.
в) редактирования цветовых параметров в презентации.
4.Шаблон оформления в Microsoft PowerPoint – это:
а) файл, который содержит стили презентации.
б) файл, который содержит набор стандартных текстовых фраз.
в) пункт меню, в котором можно задать параметры цвета презентации.
Тест для второго года обучения
Приложение № 1
1. Графическим редактором называется программа, предназначенная для: а)создания графического образа текста; б)редактирования вида и начертания шрифта; в)работы с графическим изображением; г)построения диаграмм.
2. Минимальным объектом, используемым в графическом редакторе, является: а)точка экрана (пиксел); б)объект (прямоугольник, круг и т. д.); в)палитра цветов; знакоместо (символ).
3. К основным операциям, возможным в графическом редакторе, относятся: а)линия, круг, прямоугольник; б)карандаш, кисть, ластик; в)выделение, копирование, вставка; г)набор цветов.
Приложение № 2
1.Выберите иконку программы Paint.
2.Что относится к редакторам растровой графики? а) Microsoft Excel; б) Paint; в) Microsoft Word; г) Microsoft Access.
3. Какая команда не входит в меню графического редактора Paint? а) вид; б) правка; в) формат; г) палитра.
4. Как называется инструмент панели инструментов в графическом редакторе Paint? а) выбор цветов; б) линия; в) карандаш; г) кривая.
5. С помощью какого инструмента на панели инструментов можно нарисовать Эллипс?
а) ; б) ; в) ; г) .
Приложение № 2
1. Что такое Paint.NET? а) просмотрщик изображений; б) графический редактор; в) программа для работы с векторной графикой.
Ответ (б)
2. Для чего нужен инструмент «Ластик»? а) для удаления неудачного хода в создании/редактировании изображения; б) для закраски определенной области рисунка; в) для удаления определенной области рисунка.
Ответ (в)
3. Для чего используется инструмент волшебная палочка? а) Для выделения области рисунка; б) Для выбора области на активном слое, цвет которой похож на указанный. в) Для захвата области круглой формы.
Ответ (а)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы компьютерной грамотности
Пройден курс "Основы компьютерной грамотности"Об" " Обббб...
Образовательная программа «Основы компьютерной грамотности»,
Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...
Рабочая программа по факультативному занятию «Основы компьютерной грамотности» 11 класс VIII вид
Данная примерная программа разработана для реализации на базе МС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида. Основное содержание курса направлено на формирование умения владеть компьютером как средством решени...
Программа кружка «Основы компьютерной грамотности»
Программа кружка «Основы компьютерной грамотности» базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной школы и предполагает повышение уровня образования за счет: значител...
Перспективы обучения основам компьютерной грамотности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Из опыта работы по обучению основам компьютерной грамотности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках факультативного курса (1 час в неделю).Содержание: 1. Исто...
Программа факультативного курса "Основы компьютерной грамотности", 7 класс
Формирование начального навыка работы на компьютере с текстом и графикой....
Планирование по курсу"Основы компьютерной грамотности"
Планирование предназначено для проведения обучающих уроков компьютерной грамотности для пенсионеров....