История исследования гендерного подхода в образовании. Статья
статья

Артеменко Глеб Анатольевич

 Данная статья является частью большого проведенного мною  исслеования, посвященного проблеме обучения мальчиков, и отличию методов работы с ними от методов работы с девочками.. В ходе  своей педагогической деятельности я столкнулся с проблемой гендерного подхода к обучению в рамках реализации программы школы традиционной культуры "Горница". 

В первой статье из этого цикла я рассмотрю историю исследования такого понятия как "гендер", а так же попытаюсь систематизировать сведения об изучении данного вопроса в педагогической науке.

Предметом гендерного анализа являются оба пола, их отношения между собой, их взаимосвязи и взаимодетерминации с социальными системами разных уровней. 

В современных гендерных исследованиях выделяются три основные направления:

 а) гендер как инструмент социально-экономического анализа;

б) гендер в исследовании «женских» проблем

 в) гендер как культурологическая интерпретация общественного развития.

Мое же исследование более направлено на интерпритацию гендера как психологической модели восприятия учебной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_gendernogo_podhoda.statya.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

История исследования гендерного подхода в образовании.

В условиях выраженных изменений в поло-ролевой стратификации общества фактор пола является важнейшей составляющей любого серьезного исследования в области социально-гуманитарных наук, претендующего на объективность и научность. Как свидетельствует социальная практика, половой диформизм относится к числу фундаментальных характеристик человеческого онтогенеза. Женщина и мужчина - два основных человеческих типа, и отношения между ними необходимо рассматривать как базовую модель общественных отношений, которую призваны исследовать психология и педагогика.

Исследование этого кардинального вопроса осуществляется в современных гуманитарных науках в рамках категории «гендер» (от англ. gender - род, пол), отражающей особенности социального взаимодействия мужчин и женщин. Этот термин - один из самых новых в обществознании. Поскольку сотрудники учебно-научной лаборатории гендерного образования МГУ им. М.В.Ломоносова в указанной статье уже подробно остановились на его содержании, мы не будем повторяться. Напомним только, что он был впервые введен в научную литературу американской исследовательницей-педагогом Дж.В.Скотт с целью разграничения биологического и социального толкования ролевых отношений мужчин и женщин в социуме.

Смысл понятия «гендер» в научном дискурсе человековедения заключается, прежде всего, в идее социального моделирования пола в различных ситуациях взаимодействия в социуме, половых социальных репрезентаций. Социальный конструкционизм (направление в современной психологии) выдвинул трактовку гендера как социально сконструированного отношения неравенства по признаку пола. Можно сказать, что гендер - это социокультурная маска пола. Доцент Мурманского государственного педагогического института Л.В.Штылева отмечает, что «по силе инновационных изменений, которые могут последовать в результате внедрения «гендера» в общественные науки и социальную рефлексию, гендерные исследования можно сравнить с открытием генетики».

Симона де Бовуар в своей книге «Второй пол» (1949 г.), которая безоговорочно признана мировым сообществом лучшей книгой XX столетия по женской проблематике, подчеркнула, что «никакое расслоение общества по признаку пола невозможно. «Женщина - другой внутри единого целого, оба элемента которого необходимы друг другу для целостного развития личности». В связи с этим объект гендерных исследований - не женщина, как считают некоторые начинающие гендеристы, а весь спектр социальных взаимодействий между полами, основанных на межполовой стратификации социума.

Предметом гендерного анализа являются оба пола, их отношения между собой, их взаимосвязи и взаимодетерминации с социальными системами разных уровней. Центральное место в области гендерных исследований занимают социально детерминированные представления о мужчинах и женщинах, изучение различий и сходства в социальном поведении полов. Исходя из этого, гендерный подход можно использовать при изучении как женских, так и мужских моделей половой идентификации и самореализации. Поэтому гендер можно рассматривать как организованную модель социальных отношений («социальных ситуаций общения») между мужчинами и женщинами во всем пространстве социума: от семьи до высших институтов власти.

В современных гендерных исследованиях выделяются три основные направления:

 а) гендер как инструмент социально-экономического анализа;

б) гендер в исследовании «женских» проблем

 в) гендер как культурологическая интерпретация общественного развития.

С 2000 г. учебная дисциплина, изучаемая в гуманитарных вузах в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в рамках подготовки специалистов по социальной работе, называется «Гендерология и феминология», предполагая расширение предметной области образовательного процесса (изучение не только женских, но и мужских социально-психологических проблем, а также моделей поло-ролевого взаимодействия).

Во многих странах мира давно осуществляется процесс институализации гендерных исследований: возникли и плодотворно работают научно-исследовательские группы, лаборатории и институты, провозгласившие своей главной целью «изучение взаимоотношений мужчин и женщин как комплексной, междисциплинарной научной проблемы». В 1977 г. в США учреждена Национальная ассоциация по изучению женской проблематики (NWSA) как центр консолидации усилий специалистов, занятых в области «исследования женской эмансипации в социальном, политическом и профессиональном планах». Более тысячи американских колледжей и университетов предлагают своим слушателям учебные курсы по различным аспектам гендерной проблематики. Существует также около 70 центров и институтов, занимающихся целенаправленными исследованиями в этой области.

В 60-е годы XX столетия традиционный подход к воспитанию детей в школах был подвергнут критике зарубежными учеными в рамках так называемой «критической педагогики». Французский философ Л.Альтюссер в книге «Идеология и идеологические аппараты государства» продемонстрировал, что школа является не средством адаптации человека к обществу, а средством воспроизводства общественных отношений, то есть инструментом насаждения идеологических стереотипов господствующего в обществе класса и социального неравенства. В итоге цель школьного воспитания - не развитие талантов ребенка, а навязывание ему существующих в обществе социальных ролей (в том числе и по половому признаку). Раскрывая механизмы «промывания мозгов» учеников, представители «критической педагогики» ввели в употребление термин «скрытая учебная программа» (hidden curriculum), под которой они подразумевали «структуру и стиль обучения, основанные на внушении социальных ролей».

 Французский исследователь П. Бордо в книге «Воспроизводство в образовании, обществе и культуре» (1977) показал, что социальные знания, распространяемые в системе школьного образования, есть не что иное, как знания класса буржуазии и желательные для господствующего класса предпочтения. В связи с этим предлагается изменить систему подготовки учителей, направив основное внимание в их образовании не на методическую сторону «предметников», а на способность комплексного образования и воспитания гармонично развитой личности.

В дальнейшем в «критической педагогике» выделилось новое направление, получившее название «феминистской педагогики», основным предметом внимания которой стали не классовые, а межполовые отношения. «Феминистские педагоги» считают, что школьные уроки ориентированы на закрепление традиционных половых ролей. М.Макдональд отмечает в связи с этим, что «школьное образование переносит в умы обучаемых определенный гендерный код, посредством которого гендерная идентичность и гендер-ная роль индивида конструируется в рамках школьной системы классификации».

К сожалению, в нашей стране гендерные педагогические исследования пока не получили должного распространения, хотя для зарубежной гуманитарной науки это уже сложившееся и перспективное направление научных исследований. В последние годы в рамках педагогического профессионального образования в некоторых вузах России созданы кафедры феминологии (Петрозаводский, Архангельский и Ивановский государственные университеты, Московский государственный социальный университет). Как уже отмечалось, начато изучение новой учебной дисциплины «Гендерология и феминология».

В 90-е годы XX столетия в отечественной науке уже пройдены этапы конституирования гендерной истории, гендерной психологии, гендерной социологии, гендерной экономики, гендерной статистики и гендерного права. В 2000 году, откликнувшись на растущую потребность научного сообщества в системной информации по гендерным проблемам, сразу несколько авторитетных научных журналов выпустили специализированные выпуски, посвященные этой новой отрасли научных знаний. Журнал «Высшее образование в России» ввел рубрику «Высшая школа: гендерная парадигма» (с 2001 г.- № 2).

К сожалению, отечественная педагогическая наука пока не спешит откликнуться на гендерные проблемы, продиктованные самой жизнью. В последнем выпуске Российской педагогической энциклопедии понятие «гендер» не представлено вообще, а половое воспитание трактуется как «комплекс воспитательных и просветительных воздействий (!) на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей...».

 Думается, что современное понимание педагогики как системы взаимосвязанного педагогического влияния, воздействия и взаимодействия в рамках субъект-объектных (субъект-субъектных) отношений педагогического процесса и социализации личности требует пересмотра самого понятия воспитания с позиций гендерного подхода, предполагающего гармонизацию поло-ролевого взаимодействия на основах эгалитаризма как принципа равных прав и равных возможностей личности независимо от половой принадлежности.

Было бы неверным констатировать отсутствие в отечественной психолого-педагогической науке определенных наработок в области взаимодействия полов. Однако, несмотря на плодотворную деятельность в 30-50-е годы прошлого столетия научно-исследовательской лаборатории поло-ролевого воспитания Министерства образования СССР, многие рекомендации по результатам проведенных исследований касались в основном не гармонии межполового взаимодействия в рамках поведенческих моделей, а учета особенностей юношей и девушек при их воспитании как представителей «своего» пола. Дальнейшие гендерные исследования в области прикладной психологии осуществлялись в рамках концепции «полового диморфизма».

За последние 20 лет ряд на уровне диссертационных исследований исторические, философские, филологические, экономические и психологические аспекты гендерных проблем в отечественной науке изучали многие ученые: Айвазова С.Г. (1996), Арсанукаева М.С. (1982), Бессонова Т.Л. (1993), Будрей-ка Н.Н. (1996), Вовченко О.М. (1991), Ганиев К.А. (1985), Горошко Е.И. (1996), Горчакова В.Г. (2000), Куц В.А. (1978), Кирилина А.В. (2000), Лактионова Л.Д (1999), Лахова Е.Ф. (1999), Миненко Г.Н. (1984), Малышева М.М. (2000), Понуждаев Э.А.(1999), Рамих В.А. (1990), Резников В.Е (1991), Сафонова М.В. (1999) и другие; общее количество кандидатских и докторских диссертаций превысило уже 80 (из них 7 - докторских).

Педагогические же аспекты гендерной проблематики в рамках педагогики взрослых (андрогогики) по-прежнему находятся на периферии современных научных исследований, и перечень педагогических диссертаций по рассматриваемой проблеме крайне скуден: Джут В.В. (1999), Русакова И.В. (1998),

Татаринцева Н.Е (1999). Разработки в области тендерных исследований в российской педагогической науке до сих пор не имеют в нашей стране целостной научной концепции. Целенаправленный анализ включенности российских педагогов в гендерные исследования показал, что объем педагогической проблематики в общей системе гендерных научных изысканий составляет в России всего 0,7 %. В педагогической лексике термин «гендер» также пока разработан недостаточно.

Однако говорить о том, что гендерные исследования в этой области не развиваются, было бы неправильно. В настоящее время разработкой теории гендерного воспитания в системе школьного образования и анализом гендерных проблем в социальном и гуманитарном знании на уровне докторской диссертации занимается Штылева Л.В. (Мурманский ГПИ). Различные аспекты гендерной подготовки педагогических кадров в 1996-2000 гг. исследовала Шлычкова (г. Майкоп). В течение последних пяти лет гендерные аспекты профессионально-личностного развития  изучаются Горчаковой В.Г., защитившей по этой теме докторскую диссертацию в Челябинском ГПУ. Проблемы профессиональной адаптации  исследует Булатова Л.А. (Сумской ГПУ), которая уже несколько лет читает студентам учебный спецкурс «Гендерная педагогика». Реброва Н.П. (Санкт-Петербургский ГПУ) специализируется на изучении проблем психофизиологических особенностей мужчин и женщин.

С 1994 г. в МГУ им М.В.Ломоносова педагогами лаборатории гендерного образования для студентов выпускных курсов 4-х факультетов читается 36-часовой курс «Гендерная культура и гендерная педагогика». Т.В.Попова (МГТУ им. Н.Э.Баумана) в течение 1997-2001 гг. применяет гендерный подход как метод исследования в инженерной педагогике. 27 января 2001 года в Мурманске в рамках проекта «Продвижение гендерного подхода в дошкольную педагогику» состоялся третий методический семинар исследователей гендерного подхода в дошкольной педагогике. По плану Министерства образования России в декабре 2001 года в Иваново будет проведена международная конференция «Гендерное образование и гендерная педагогика».

Можно констатировать, что в российской педагогической науке начался процесс научного оформления теоретико-методологических основ гендерного измерения педагогического процесса и конституирование гендерной педагогики как новой отрасли педагогических знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Гендерный подход в образовании"

Создание системы учебно – воспитательного процесса, основанной на гендерном подходе в профильном обучении...

Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании

Эта статья предназначена для преподавателей любых учебных дисциплин. Она затрагивает очень важные вопросы, касающиеся воспитания и образовния детей любого школьного возраста....

Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании

Эта статья предназначена для преподавателей любых учебных дисциплин. Она затрагивает очень важные вопросы, касающиеся воспитания и образовния детей любого школьного возраста....

Практико-ориентированный проект на тему: «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В РОССИИ: ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД».

Министерство образования и науки РФМинистерство образования Московской области ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт» Факультет повышения квалиф...

Статья "Гендерный подход в обучении и воспитании"

     Основная идея гуманистического подхода заключается в том,  человек является наивысшей ценностью и несет в себе позитивную основу независимо от половой принадлежности. Г...

Реализация гендерного подхода в системе дошкольного образования.

  Актуальность темы заключается в том что, отечественная педагогика оказалась «бесполой», ориентированной на абстрактного ребенка без учета таких его важнейших характеристик,...

История и проблематика гендерного подхода к образованию

Исторический аспект гендерного подхода к образованию. Гендерный подход в современном образовании....