Статья "ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ МОДУЛЯ ОСНОВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В КУРСЕ ОБЖ"
статья по обж (11 класс)

Обухов Александр Михайлович

Статья "ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ МОДУЛЯ ОСНОВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В КУРСЕ ОБЖ" При изучении модуля основ военной службы весьма актуальным является вопрос о гендерном подходе. Традиционно воинская служба рассматривалась как дело мужчин. Обучение девушек обычно ограничивалось основами медицинских знаний. Однако, в последнее время ситуация кардинальным образом изменяется и все больше представительниц прекрасного пола идут служить в армию, поступают в военные учебные заведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2022.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обухов Александр Михайлович

ГБОУ ШИ №576 Василеостровского района

Санкт-Петербурга,

Учитель ОБЖ

СТАТЬЯ

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ МОДУЛЯ ОСНОВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В КУРСЕ ОБЖ

Важнейшей задачей, стоящей перед современным обществом является эффективная и качественная подготовка молодежи к военной службе. Подготовка молодежи к военной службе является важным компонентом не только военной безопасности, но и строительства гражданского общества Российской Федерации и представляет собой процесс обучения и воспитания молодых людей, формирования у них убеждений, знаний, навыков и умений, необходимых для исполнения общих и специальных должностных обязанностей военной службы.

Такая подготовка начинается уже в школе. В целях реализации требований Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в 10-11 классах общеобразовательных учреждений в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) Министерства образования РФ рекомендовано изучение основ военной службы.

        Таким образом, изучение раздела «Основы военной службы» (ОВС)  включено в содержание курса ОБЖ, поскольку военная служба представляет особый вид деятельности человека, связанный с повышенным профессиональным риском и преодолением опасностей различного характера.

Раздел «Основы военной службы» органически связан с другими разделами курса и направлен прежде всего на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое воспитание) старшеклассников.

В ходе изучения данного модуля учащиеся приобретают не только теоретические, но и практические навыки ОВС. Они получают сведения об обороне государства, истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, функции и основных задачах, боевых традициях и символах воинской чести, об основных воинских обязанностях.

При изучении модуля ОВС весьма актуальным является вопрос о гендерном подходе. Традиционно воинская служба рассматривалась как дело мужчин. Обучение девушек обычно ограничивалось основами медицинских знаний. Однако, в последнее время ситуация кардинальным образом изменяется и все больше представительниц прекрасного пола идут служить в армию, поступают в военные учебные заведения.

Несмотря на вышесказанное, следует учитывать, что существуют различия между юношами и девушками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении. Данные различия необходимо учитывать при изучении модуля «ОВС», что поможет сделать обучение более эффективным. 

        Рассмотрим далее гендерный подход в изучении модуля «ОВС» в курсе ОБЖ (10-11 класс) более подробно.

Особенности модуля ОВС

После распада СССР в школах был ликвидирован институт военруков и преподавателей начальной военной подготовки, а в сознании некоторых директоров учебных заведений укоренилось восприятие «Основ военной службы» как второстепенного предмета. Как справедливо отмечает В.Г. Масюк: «Для исправления этого потребуется длительное время, большие усилия и конкретные меры»[1] Прошедшие десятилетия показали, что от системы допризывной подготовки школьников отказываться нельзя, поскольку мощные вооруженные силы нам по-прежнему крайне необходимы. Подготовка к военной службе должна обязательно быть и вести ее в школах желательно профессионалам.

Учебные занятия со старшеклассниками по подготовке к военной службе проводятся во многих зарубежных странах. Там это считается вполне логичным, закономерным, обоснованным и необходимым для выполнения патриотического долга по защите отечества. В последнее время ситуация в России изменяется в лучшую сторону.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и на основании совместного приказа Министра обороны Российской Федерации и Министра образования и науки Российской Федерации № 96/134 от 24.02.2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в старших классах.

Содержание и методический аппарат данного модуля  направлены на достижение учащимися следующих результатов:

  • Личностных -  включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, культуру безопасности, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
  • метапредметных, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия регулятивные, познавательные, коммуникативные, способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
  •  предметных результатов обучения включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфичные для области «Основы безопасности жизнедеятельности», виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета «ОБЖ», его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

В рамках модуля ОВС обычно изучаются следующие вопросы:

  • Вооруженные силы РФ (история, организационная структура, функции и основные задачи);
  • Боевые традиции вооруженных сил РФ (патриотизм, дни воинской славы, дружба, войсковое товарищество);
  • Символы воинской чести (боевое знамя, ордена, ритуалы);
  • Практические занятия на базе воинской части (размещение и быт военнослужащих, суточный наряд, организация караульной службы, строевая, огневая, тактическая, физическая подготовка);

Учебно-материальная база по ОБЖ и ОВС зависит от материальных возможностей школы и обычно включает в себя  классы ОБЖ и ОВС, оформленные соответствующими стендами и наглядными материалами;  учебники ОБЖ; методические пособия для старших классов, тексты законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», уставы ВС и пр. В некоторых  школах имеется тир для стрельбы из пневматической винтовки, спортивные залы и спортивный инвентарь, элементы полосы препятствий и т.п. На сегодняшний день в большинстве школ функционирует класс технических средств обучения (ТСО), на базе которого возможно проведение уроков с использованием средств мультимедиа.

Особого внимания в рамках преподавания ОВС заслуживает учебник С.В. Алексеева «Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы»[2] На наш взгляд, можно выделить следующие методические особенности данного учебника:

1. Авторская концепция учебника базируется на трех ключевых положениях интегративной методологии как методологии курса ОБЖ:

  • интеграции законов, принципов, правил экологической науки и науки безопасности жизнедеятельности;
  •  интеграции собственного опыта школьников и инновационных  подходов, заложенных в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения;
  •  интеграции самооценки школьниками сформированных компетенций и их экспертной оценки.

2. Доминирующим направлением для учебника является социализация  учащихся в быстро меняющемся, не всегда безопасном, окружающем мире посредством развития их культуры безопасности. Содержание и структура учебника обеспечивают формирование ключевых компетентностей школьников и достижение ими разного вида образовательных результатов, определенных в ФГОС нового поколения.

3. Если доминирующим подходом в методике является системно-деятельностный подход, то доминирующим в отборе содержания является средовый подход (окружающая среда, природная среда, техногенная среда, социальная среда, культурная среда, образовательная среда….).

4. Учебник отличает разнообразие информационных источников, сопровождающих учебные тексты. Кроме того, обучающимся предлагается выполнение различных познавательных действий (анализ, сравнение, обобщение и др.) в процессе решения ситуационных заданий.

5. В содержании учебника реализуются преемственные связи – внутрипредметные, межпредметные, надпредметные.

6.  Рассматриваемый  учебник снабжен широким спектром вопросов и заданий, направленных на формирование различных компетенций. В конце пунктов параграфа помещены задания, направленные на выполнение различных познавательных действий, на работу с различными видами источников информации. Вопросы в рубрике «Вопросы для самооценки» нацелены на контроль знаний материала параграфа. Рубрика «Практикум» включают задания в тестовой форме (тесты) (ответы за тестовые задания приводятся в конце учебника), ситуационные задания, решение которых требует сформированности той или иной компетентности, а главное опыта практического решения тех или иных проблем.[3]

        Заслуживает также внимания методическое пособие, структура и содержание которого соответствует структуре и содержанию рассматриваемого  учебника. Помимо необходимого методического обеспечения для  планирования и организации изучения материалов УМК, методическое пособие включает дополнительные материалы для учителя, необходимые для организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся, контроля уровня достижения планируемых результатов, необходимые методические комментарии по разделам учебников.[4]

В целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов с юношами на базе воинских частей, определяемых военными комиссариатами, или на базе учебных учреждений Российской оборонной спортивно-технической организации в конце учебного года. На проведение учебных сборов выделяется пять дней (40 часов учебного времени). Данные сборы проводятся  в конце предпоследнего года обучения.

Планирование и организация учебных сборов осуществляются органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и руководителями образовательных учреждений совместно с военными комиссарами и командирами воинских частей, на базе которых проводятся учебные сборы.

К участию в учебных сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья.

В ходе сборов изучаются: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и медицинской подготовки, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск. В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации.

Изучение вопросов выполнения начального упражнения стрельб, ознакомление с размещением и бытом военнослужащих, с организацией суточного наряда и караульной службы, а также с вооружением и военной техники части осуществляется во время проведения пятидневных учебных сборов в конце десятого года обучения. Тем самым, полевые занятия служат проверкой практических навыков и позволяют учащимся оценить свою подготовку к защите Родины.

Согласно п.53 совместного приказа Министра обороны РФ No96 и Министра образования и науки Российской Федерации № 134 от 24.02.2010 года оценка за учебные сборы учитывается при выставлении итоговой оценки за весь курс обучения в образовательном учреждении.

Посещение занятий по «Основам военной службы и ОБЖ» в комплексе с военно-патриотическим воспитанием положительно отражается на учащихся. Они осмысливают такие понятия, как «Родина», «Подвиг», «Патриот», «Воин-освободитель», узнают о победах российского народа. Учащиеся старших классах становятся более дисциплинированными, поднимается общефизический уровень, улучшается выправка и собранность, появляется интерес к выбору не только военной профессии, но и гражданской.

Понятие гендерного подхода, его особенности в обучении

Принадлежность к определенному полу является одной из тех важнейших характеристик, которые затрагивают не только телесную, но интеллектуальную и эмоциональную составляющую человека. В связи с этим современные исследования четко выделяют два понятия, связанные с половой идентификацией человека: пол и гендер.

Так, М. Л. Сабунаева, Ю. Е. Гусева в своей работе пишут: «В английском языке для обозначения пола человека употребляются два слова: sex и gender. Первое из этих слов обозначает пол человека как сексуально-биологическую характеристику. Второе - пол как систему полоролевых отношений. Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности»[5] 

В «Словаре гендерных терминов» указывается на то, что понятие гендер, «означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин»[6] 

Таким образом, термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом.

Сам термин «гендерные исследования» (gender studies) появился в мире не так давно, в 1980-е годы, когда в университетах Северной Америки были открыты соответствующие факультеты и кафедры; тогда же в Западной Европе появились ассоциации и научно-исследовательские центры, ведущие разработки гендерной проблематики. Возраст академических курсов женских исследований в американских университетах примерно на десять лет старше; параллельно было учреждено и несколько академических программ феминистских исследований.

 В России гендерные исследования стали популярными в последнее десятилетие. В настоящее время действует множество центров гендерных исследований, издаются сборники, монографии на эту тему, в вузах читаются спецкурсы. Рассмотрим далее причины возникновения гендерных исследований и само содержание этого понятия.

Отличие в выборе объекта и предмета гендерных исследований состоит в том, что они избирают своим предметом не один пол, а диалог полов, причем «не обязательно в ракурсе их иерархии, стратификации, но именно в плане реконструкции исторической эволюции различных форм их взаимодействия и взаимодополнения»[7]

Гендерный подход, учитывающий, что отличие воспитания, способов поведения, взаимодействия с окружающим миром и людьми мужчин и женщин определяется не столько их физиологическими, биологическими, анатомическими особенностями, сколько социально-культурными факторами, становится всё более актуальным в различных сферах и областях жизнедеятельности человека. Не является исключением и сфера образования.

Актуальность гендерного подхода  в образовании как социальном институте, ставящем себе целью развитие гармоничной личности, неоспорима. Г.Б. Чуракова вполне справедливо отмечает,  так как личность является категорией половой принадлежности, то приоритеты в образовании открывают перспективы более успешного обучения и воспитания детей разного пола.[8]

Как справедливо отмечает И.Н. Евтушенко, возрастание роли гендерных исследований в педагогике получило законодательное обоснование в указаниях Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации при правительстве РФ от 22 января 2003 г. и в приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2003 г. «Об освещении гендерных вопросов в системе образования». В этих документах были даны официальные рекомендации по изучению основ гендерных знаний.[9]

Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня многих исследователей. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать половые особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Т.В. Бендас  делает вывод, что по целому ряду индивидуальных характеристик имеются половые различия. Половое созревание девочек происходит раньше, периоды максимальных скачков в росте у мальчиков и девочек не совпадают. В настоящее время для мальчиков и девочек характерна акселерация. В большей степени акселерация выражена у городских детей, чем у сельских. Различается и  энергетическая потребность: у женщин она меньше, чем у мужчин.[10]

Основная форма обучения в современной школе – это урок, в процессе которого на учащегося  влияет множество различных факторов: цели урока, формы и методы обучения, содержание урока, учебные материалы, поведение учителя и др. Все эти факторы могут иметь гендерную окраску; именно их анализ составляет основное содержание гендерной экспертизы.[11]

Однако,  в большинстве своем в современных школах осуществляется полоролевой подход к обучению и воспитанию, который представляет собой традиционную систему взглядов на предназначение мужчины и женщины в обществе в соответствии с их биологическими характеристиками, воспитание мальчика и девочки соответственно тем нормам, требованиям, стандартам, которые предъявляет общество к человеку культурно-исторически. Это означает, что ребенок воспитывается в духе жесткой половой идентичности, вместе с которой ему предписываются определенные нормы поведения, реакции на окружающий мир, поощряются традиционно соответствующие полу виды деятельности, навязывается мысль о принципиальном различии между полами.

Действительно, система образования продолжает воспроизводить традиции патриархата. Так, например, Л. В. Попова отмечает, что девочек обычно побуждают отходить на второй план в образовательном процессе, а мальчиков поощряют быть активными. Это проявляется в том, что мальчикам уделяется больше учительского времени, а от девочек в основном требуют аккуратности и послушности, а не инициативы. Проступки мальчиков, мелкие нарушения дисциплины легче прощаются мальчикам, нежели девочкам.[12]

Очевидно, что такой традиционный подход не является вполне правильным, поскольку: «…во взрослой жизни для человека, ставшего заложником навязанных ему с детства гендерных стереотипов, последние становятся преградой на пути к успеху, не давая возможность реализоваться в полной мере его потенциалу и способностям»[13]

        Таким образом, гендерный подход в образовании это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что в дальнейшем даёт человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что позволяет юношам и девушкам по-новому оценивать свои способности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации межличностных отношений.



Гендерный подход в изучении ОВС

Девушки в вооруженных силах РФ

На наш взгляд, гендерный подход в изучении ОВС во многом определяется спецификой самого предмета. Например, если обществознание может признаваться в равной мере, как «мужским», так и «женским» предметом, то ОВС на взгляд большинства учителей, родителей, да и самих учащихся является исключительно мужским предметом.

Традиционно служба в армии с древнейших времен рассматривается как исключительно мужское дело. Если раньше роль женщины ограничивалась воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, то теперь женщины успешно делают карьеру в различных сферах занятости. Однако,  вооруженные силы по-прежнему являются преимущественно мужской сферой, не предназначенной для женщин.

В последние годы здесь происходят существенные изменения. ХХ  век явился временем изменения многих устоявшихся стереотипов. Это привело к  и переосмыслению места и роли  женщины в обществе: многие профессии, ранее считавшиеся «неженскими» успешно осваиваются представителями прекрасного пола. Президенты стран, премьер- министры и ведомственные министры, руководители крупных организаций и бизнес - структур. Не стала исключением и военная служба, отныне она  не является уделом только  мужчин. Причем это касается не только США и Европы, но и азиатских стран.

Феминизация армии началась с Великобритании. Уже в 1920-ее гг. состав английских вооруженных сил пополнился Женскими военно-воздушными силами, Королевским вспомогательным корпусом ВМС и женским легионом секции автотранспорта, насчитывающим 100 тысяч человек. Число женщин в войсках увеличилось в период Второй мировой войны: американская и немецкая армии к тому моменту насчитывали около 500 тысяч военнослужащих женского пола, английская – 225 тысяч, в Советской армии служило 800 тысяч женщин, из них 80 тысяч носили звания офицеров.[14] 

В 1975 году женщинам  Германии предоставили право проходить службу в санитарных войсках, позже – в военных оркестрах. С 2001 года немецкие женщины могут приобрести любую военную специальность и служить во всех родах войск, в том числе в таких элитных, как десант, ВВС и подводный флот. В 2010 году бундесвер насчитывал около 17 тысяч женщин, среди них около 3 тысяч были офицерами.

В 1985 году в канадских войсках женщины впервые в мире без всяких ограничений стали служить с мужчинами на равных. Военное руководство Канады до сих пор придерживается традиции привлечения на службу женщин как во вспомогательные войска, так и в боевые части.

В 1942 году, после формирования в Пентагоне женского вспомогательного корпуса, американские женщины получили  равные права. В 1993 году они получили право проходить службу в ВМС и ВВС США. Вскоре планируется допуск военнослужащих-женщин к управлению боевыми  самолетами, службе на кораблях и подводных лодках. Согласно официальных данных Пентагона, численность женщин в Вооруженных Силах США достигает 14%, они могут проходить подготовку по 92% военных специальностей. Через Ирак и Афганистан прошли более чем 255 тысяч женщин, из них в период военных действий погибло  340 человек.

Итальянкам было разрешено вступать в ряды вооруженных сил только лишь в конце 1999 года. Они не могут служить лишь в спецназе и подводном флоте. На сегодняшний день в армии служат более 10 тысяч женщин Италии. Они составляют 6% от личного состава в сухопутных войсках, около 2% в ВВС и около 4% в ВМС.

Женский корпус армии обороны существует в Израиле с 1948 года, с 1959 года все израильтянки подлежат призыву на военную службу, а в 1995 году они добились права служить в ВВС. Проходить службу в боевых подразделениях им было разрешено в 2000 году. На сегодняшний день жительницы Земли обетованной составляют примерно 30% численности Армии обороны, им доступно 90% военных специальностей.

Женщинам в Индии было разрешено проходить службу в подразделениях обслуживания или обеспечения  во всех родах войск в начале 1990-х годов. На 2010 год в составе индийской армии числилось более 1000 офицеров женского пола.

Женской половине населения Южной Кореи было разрешено поступать на учебу в военные академии в 1998 году. На данный момент офицерские должности в армии страны занимают около 3 тысяч человек.

В России женщины в армии появились достаточно давно. Еще при Петре I Воинский устав 1716 г. (гл. 34) предписывал женщинам нести службу воинству в военных госпиталях, на хозяйственных и санитарных работах в армии. В Крымскую войну 1853 - 1856 гг. женщины находились уже в действующей армии. Однако до XX в. женщинам запрещалось служить в офицерских чинах и принимать участие в боевых действиях. Чтобы встать в ряды защитников Отечества, женщинам приходилось скрывать свой пол, переодеваться в мужскую одежду и быть наравне с мужчинами в бою.[15]

В настоящее время, хотя девушки в России не подлежат обязательному призыву на армейскую службу, они могут попасть в армию  в добровольном порядке путем заключения контракта о прохождении службы. Министерством обороны установлен перечень воинских должностей, на которые могут быть приняты женщины-контрактницы. Пойти на службу по контракту может женщина в возрасте от 18 до 40 лет, имеющая образование не ниже среднего (для ряда должностей требуется профессиональное или высшее образование). Кроме того, она должна пройти проверку состояния здоровья, психологическое тестирование и сдать нормативы по физической подготовке. Замужество и наличие детей не является препятствием для службы женщины в армии.

На сегодняшний день, доля женщин в армии, по статистическим данным составляет порядка 10 %, от всех военнослужащих. То есть, службу по контракту проходят более 60 тысяч представительниц прекрасной половины человечества. Если рассматривать количество военнослужащих-женщин в Вооруженных Силах в соотношении не с общей численностью военнослужащих, а только в сравнении с числом военнослужащих по контракту, то их относительная численность значительно превысит данный процент.[16] ПО некоторым данным женщины составляют 50% от общего числа служащих по контракту.[17] МВД и ФСБ России в 1998-2000гг. первые российские женщины получили генеральские звания, реализовав на практике стратегию эгалитарного подхода к оценке профессиональных возможностей мужчин и женщин в условиях воинского социума.[18]

Большая часть женщин, защищают Родину, находятся в Сухопутных войсках и Военно-воздушных силах российской Федерации. Немало женщин служит и  в Ракетных войсках стратегического назначения.

По-мнению Н.В. Шумакевич, увеличение количества женщин в российской армии связано с тем, что  из года в год все труднее и труднее укомплектовать армию лишь мужчинами ввиду ряда социально-демографических причин. Поэтому в дальнейшем доля женщин в военных структурах будет расти. Несмотря на это, сегодня женщина ограничивается завоеванием лишь низкостатусных должностей в армейских структурах, и даже в этом случае их позиции остаются непрочными.[19]

В российской армии мужчины и женщины служат вместе - для женщин не предусмотрено отдельных подразделений. Проживание военнослужащих разного пола организовано раздельно: «Таким образом, Министерство обороны обязано следить за созданием для женщин отдельных казарм и общежитий, разработкой отдельных рационов питания, введением дополнительного медицинского обслуживания. Особенно остро эти проблемы проявляются при размещении частей и подразделений в полевых условиях, во время учений, а также в условиях боевых действий. Кроме того, сложности с предоставлением отдельных помещений пока что препятствуют появлению женщин, например, на боевых кораблях ВМФ России»[20]

Вплоть до последнего времени военно-учебные заведения Министерства обороны девушек практически не принимали. C 2007 году на основании решения министра обороны РФ, в порядке эксперимента прием граждан женского пола на учебу  осуществляется в следующих военно-учебных заведениях:

  • Пензенском артиллерийском инженерном институте по специальности «Хранение и технология порохов и взрывчатых веществ;
  • Вольском высшем военном училище тыла (военном институте) по специальностям «Организация продовольственного обеспечения» и «Организация вещевого обеспечения»;
  • Военном университете (г. Москва) по специальностям «Психология» и «Перевод и переводоведение»;
  • Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого по специальности «Математическое и программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем управления»;
  • Ростовском военном институте ракетных войск по специальности «Метрологическое обеспечение вооружения и военной техники».

Однако помимо вузов Минобороны, есть учебные заведения Федеральной пограничной службы РФ, куда принимают девушек. В Московском военном институте Федеральной пограничной службы (МВИ ФПС), являющимся государственным высшим учебным заведением, девушки обучаются по специальности «офицер пограничного контроля. Юрист» Голицынский военный институт Федеральной пограничной службы РФ также осуществляет набор девушек по специальности «офицер пограничной службы. Психолог».

Обучение ОВС: совместное или раздельное?

Преподавание основ военной службы должно осуществляться педагогическими работниками образовательных учреждений, то есть попросту учителями-предметниками, прошедшими соответствующую подготовку или курсы повышения квалификации. Нигде не записано, что запрещено преподавать ОВС женщинам, даже если они не служили в армии и не являются офицерами запаса, но прошли соответствующую подготовку в институтах повышения квалификации. В принципе ОБЖ может вести любой учитель - химик, физик, преподаватель физкультуры, главное, чтобы он обладал необходимыми знаниями и навыками. В то же время ОБЖ может преподавать и действующий офицер или офицер запаса, если он прошел дополнительную педагогическую подготовку. Однако, традиционно преподавателями ОБЖ в школах являются все же мужчины.

В настоящее время учебная программа курса ОВС предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками. Вместе с тем, часть занятий и учебные сборы являются не обязательными для девушек. В это время с ними организуются занятия по специальным программам (Основы медицинских знаний и здорового образа жизни), направленным на формирование понятий нравственного, физического и репродуктивного здоровья женщин, изучение вопросов, связанных с созданием семьи. Занятия по отдельным программам с девушками рекомендуется проводить учителями биологии или специалистами, имеющими медицинское образование.

Раздельное обучение в рамках изучения модуля ОВС,  на наш взгляд, имеет как свои плюсы, так и минусы. В качестве минусов можно назвать проблемы материально-технического характера. В школах может не хватать педагогических кадров, аудиторий, наглядных средств в обучения и т.п.

Кроме того, разрешение такого раздельного обучения должно быть закреплено на законодательном уровне, что так же влечет за собой определенные сложности. Понадобится разработка новых учебных планов и рабочих программ.

Как пишет Ю.В. Баурова: «Сторонники раздельно (однополого) обучения подчеркивают значение психофизиологических факторов при осуществлении образовательного процесса, ссылаясь на данные исследований в различных областях научного знания (нейропсихологии, психологии, медицины, педагогики), констатирующих наличие различий в темпах интеллектуального развития представителей разного пола»[21]

Положительным моментом является то, что на раздельных занятиях будет выше дисциплинированность, а, следовательно, и успеваемость. Данный факт подтверждается многочисленными исследованиями. Во многом это связано с тем, что в 10-11 классах девушки и юноши проявляют повышенный интерес друг к другу и поэтому часто пишут записки, разговаривают на уроках и т.п.

Также раздельное обучение в рамках ОВС повлечет за собой  снижение страха оценки со стороны противоположного пола.

Кроме того, раздельное обучение позволит подкорректировать рабочую программу по модулю ОВС и внести в нее некоторые изменения для юношей и девушек. Например, юношам будет весьма интересно изучать различное оружие и иную воинскую технику. Девушек данная тема вряд ли заинтересует в силу гендерных особенностей. В то же время девушкам представляется более целесообразным подробнее рассказать о тех видах войск, где могут служить женщины. Полезной будет информация и о службе женщин в армиях зарубежных государств. Целесообразно будет рассмотреть правила поступления женщин на воинскую службу, особенности прохождения необходимых испытаний и т.п. Для юношей данная информация вряд ли будет представлять интерес.

Преимущество совместно обучения в рамках ОВС будет заключаться в том, что для юношей и девушек характерны разные типы мышления, и, обучаясь совместно, они могут наблюдать эти типы мышления, восприятия, решения задачи. Юноши и девушки смогут многому научиться друг у друга. Таким образом, гендерный подход на практике должен реализоваться «…не посредством разделения детей на группы мальчиков и девочек, а путем вариационного подбора методов, средств, приемов обучения»[22]

Таким образом, юношам и девушкам при совместном обучении можно предлагать разные самостоятельные работы, разные темы рефератов, разные домашние работы и т.п. В рамках проведения урока ОВС учитель может использовать разные методы, обращаясь к юношам и девушкам.

Например, девушки могут готовить самостоятельные презентации-проекты. Они могут делать это индивидуально, или подразделяясь на группы. Среди возможных тем учебных проектов могут быть « Выпускницы нашей школы – на службе в армии», «Женская военная линия в  родословной моей семьи », «Если бы я была министром обороны…» и др.

Однако, учителю ОВС очень важно при этом не делать акцент на превосходство мужского пола. Необходимо подчеркивать преимущества и недостатки при несении воинской службы  как мужского, так и женского пола.

Следует учитывать, что в настоящее время катастрофически снижается количество призывников. Более 50 % юношей призывников имеют ограничения в здоровье. Кроме того, отношение старшеклассников  к военной службе крайне негативное. Большинство из них  не хотят проходить срочную службу и опасаются  за свое здоровье. Многие надеются «уклониться» от службы. Усугубляют ситуацию и средства массовой информации, которые  освещают события в вооруженных силах однобоко, в негативном свете. Поэтому учащиеся считают раздел ОВС оторванным от действительности, ненужным.

В этих условиях становится необходимым поиск новых подходов в преподавании раздела ОВС. Возможно, в этом поможет и использование гендерного подхода.

Однако, при использовании гендерного подхода в изучении ОВС следует учитывать, что «в настоящее время современные приоритеты в воспитании юношей  и девушек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений, воспитании человеческого в женщине и мужчине; вариативности в овладении гендерным репертуаром; в искренности, взаимопонимании, взаимодополняемости»[23]

Поэтому задача учителя ОВС состоит не в том, чтобы внушить девушкам, что их предназначение вовсе не заключается в несении службы в Вооруженных силах, и также не в том, чтобы сделать всех девушек мужеподобными и призвать их служить в армии. Задача педагога в этом вопросе – найти «золотую середину». Ведь современная ситуация требует от девушек  проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. Педагог должен показать, что служение в вооруженных силах является одной из возможностей реализовать себя и может быть для кого-то из девушек эта возможность окажется подходящей.

Особые сложности с социализацией возникают у девушек, желающих заниматься математикой, физикой, информатикой, то есть теми сферами деятельности, которые считаются исключительно мужскими. Эти проблемы намного усложнятся у девушек, желающих служить в вооруженных силах. Зачастую они встречают непонимание со стороны родных и близких. Поэтому  учитель ОВС должен показать, что данная возможность является реальной для девушек и ее нечего стыдиться. Возможно, девушкам понадобится давать какие-то практические рекомендации по поступлению в военные училища или на военную службу.

Что касается юношей, то в рамках ОВС в них так же нельзя воспитывать исключительно мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь. В данной ситуации целесообразным может стать рассмотрение вопросов о воинской дружбе и товариществе, взаимопомощи и т.п.

Таким образом, в рамках изучения ОВС следует попытаться преодолеть негативные гендерные стереотипы: поскольку они не врожденные, а сконструированы обществом, значит, их можно изменить, меняя сознание общества. Реализация гендерного подхода в изучении ОВС позволит по-новому взглянуть на воспитание учащихся разного пола, поможет по-новому конструировать их жизненные сценарии, изживая негативные гендерные стереотипы.

Реализовывая гендерный подход в преподавании ОВС, необходимо учитывать следующие факторы:

  • Социальный - статус обучающегося в группе, внутри учебного заведения и различных внешних влияний);
  • индивидуализация обучения на основе учета физических и психологических особенностей личности;
  •  дифференциация обучения, с точки зрения гендерного подхода, т.е. группировка учащихся по половому признаку для обучения по несколько различным учебным планам и вариативным учебным программам;
  •  предоставление учащимся возможности изучать учебные предметы в индивидуальном темпе: или ускоренно, или замедленно;
  •  создание всевозможных типов дидактических средств с рекомендациями для их использования в различных группах учащихся, объединенных по гендерному показателю (возможно, это новые учебные пособия, компьютерные программы, тесты для индивидуального контроля, индивидуальные тетради для самостоятельной работы и др.);
  •  преимущественное обучение в малочисленных группах, где есть возможность реализации гендерного подхода. [24]


Список литературы

  1. Алексеев С.В. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С.В. Алексеев, С.П. Данченко, Г.А. Костецкая и др. - М.: Вентана-Граф, 2014. – 416 с.
  2. Баурова Ю.В. Интенсификация процесса обучения в условиях реализации гендерного подхода. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки. – 2010. - №3. – том 16. – с.19-23
  3.  Бендас Т.В. Гендерная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с.
  4.  Боголовский М.М. Женщины в российских Вооруженных силах. // Армейский вестник. Интернет-журнал.  [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://army-news.ru/2010/11/zhenshhiny-v-vooruzhennyx-silax/ Дата обращения: 19.05.2016
  5.  Демина М.А. Профессиональное воспитание женщин-военнослужащих внутренних войск МВД России с учетом гендерных аспектов. Автореф. дис. ... к. пед. наук : 13.00.01. -  СПб., 2005. – 23 с.
  6. Дусказиева Ж.Г. Гендерный подход в образовании. // Современное образование – новому обществу XXI века: материалы 1-ой Всероссийской распределенной научно-практической конференции с международным участием. – Красноярск, 4 апреля 2009 г. – Красноярск. 2009. – с.15-22
  7.  Евтушенко И.Н. Гендерный подход в образовании. // Начальная школа плюс До и После. – 2011. - №9. – с.3-5
  8.  Женщины в армиях мира. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.justlady.ru/articles-135143-zhenshchiny-v-armiyah-mira Дата обращения: 19.05.2016
  9.  Кислякова А. Грации в камуфляже. Как служится прекрасному полу в Вооруженных силах России. // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2014/07/08/womenarmy/ Дата обращения: 19.05.2016
  10.  Козырева Ю. В. Актуальность гендерного подхода в современном образовании // Молодой ученый. - 2015. - №14. - С. 473-476
  11.   Масюк В.Г. Основы обороны государства и военной службы. / Под ред. Б. Н. Четверова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.
  12.   Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: методическое пособие / С.В.Алексеев, С.П.Данченко, Г.А.Костецкая.-М.:Вентана-Граф, 2015.- 120с.
  13.  Попова Л. В. Что нужно знать воспитателям о том, как мальчики и девочки научаются быть мужчинами и женщинами // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. — Мурманск, 2001. – с.25-32
  14.  Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Кпециной -  СПб.: Питер, 2003. – 479 с.
  15.  Пушкарева Н. Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы в системе исторических наук // Женщина. Гендер. Культура. - М.: МЦГИ, 1999. - С. 26-27.
  16.  Сабунаева М. Л., Гусева Ю. Е. Гендерный подход в практике школьного психолога // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Кпециной. - СПб.: Питер, 2003. – с.348
  17.  Сергеева Е.Д. Гендерные особенности мотивационной готовности подростков к выбору профильного обучения . // Сибирский педагогический журнал. – 2008. - №4. – с.273-279
  18.   Словарь гендерных терминов. Под ред. А. А. Денисовой. - М.: Информация XXI век , 2002. -  с256 с.
  19.  Смирнов А.Т., Васнев  В.А. Основы военной службы: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 2007 - 239 с.
  20. Стренина Е.А. Женщины в российской армии: история и развитие законодательства. // Обозник. История тыла российской армии. Информационно-тематический портал. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.oboznik.ru/?p=12590 Дата обращения: 19.05.2016
  21. Терешина Е.В. Правовой статус военнослужащих женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной службы Безопасности (на примере органов пограничного контроля). Автореф. дисс. … к.ю.н.: 20.02.03 – М., 2005 – 23 с.
  22. Трубин Ю.В. Педагогическая система подготовки молодежи к военной службе. Автореф. дисс. … к. пед. н.:  13.00.01. – Омск, 2015. – 25 с.
  23. Федурина К.С. Гендерный подход в современном образовании. //  Молодежь и наука: сборник материалов IХ Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска [Электронный ресурс] - Красноярск : Сиб. федер. ун-т.,2013 Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/index.html Дата обращения: 19.05.2015
  24. Чуракова Г.Б. Организация профильного обучения школьников на основе гендерного подхода. Автореф. дисс. …к. пед. н.: 13.00.01. – Ижевск, 2007. – 21 с.
  25.  Шумакевич Н.В. Гендерный аспект военной реформы. Автореф. дисс. …к.с.н.: 22.00.04.- Саратов, 2002.- 23 с.


[1] Масюк В.Г. Основы обороны государства и военной службы. / Под ред. Б. Н. Четверова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с.6

[2] см.  Алексеев С.В. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С.В. Алексеев, С.П. Данченко, Г.А. Костецкая и др. - М.: Вентана-Граф, 2014. – 416 с.

[3] см.  Алексеев С.В. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С.В. Алексеев, С.П. Данченко, Г.А. Костецкая и др. - М.: Вентана-Граф, 2014. – 416 с.

[4] см. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: методическое пособие / С.В.Алексеев, С.П.Данченко, Г.А.Костецкая.-М.:Вентана-Граф, 2015.- 120с.

[5] Сабунаева М. Л., Гусева Ю. Е. Гендерный подход в практике школьного психолога // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Кпециной. - СПб.: Питер, 2003. – с.348

[6] Словарь гендерных терминов. Под ред. А. А. Денисовой. - М.: Информация XXI век , 2002. -  с.45

[7] Пушкарева Н. Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы в системе исторических наук // Женщина. Гендер. Культура. - М.: МЦГИ, 1999. - С. 26-27.

[8] Чуракова Г.Б. Организация профильного обучения школьников на основе гендерного подхода. Автореф. дисс. …к. пед. н.: 13.00.01. – Ижевск, 2007. – с.3

[9] Евтушенко И.Н. Гендерный подход в образовании. // Начальная школа плюс До и После. – 2011. - №9. – с.3

[10] см. Бендас Т.В. Гендерная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с.

[11] Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Кпециной -  СПб.: Питер, 2003. – с.360

[12] Попова Л. В. Что нужно знать воспитателям о том, как мальчики и девочки научаются быть мужчинами и женщинами // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. — Мурманск, 2001. – с.25-32

[13] Козырева Ю. В. Актуальность гендерного подхода в современном образовании // Молодой ученый. - 2015. - №14. - С. 474

[14] Женщины в армиях мира. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.justlady.ru/articles-135143-zhenshchiny-v-armiyah-mira Дата обращения: 19.05.2016

[15] Стренина Е.А. Женщины в российской армии: история и развитие законодательства. // Обозник. История тыла российской армии. Информационно-тематический портал. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.oboznik.ru/?p=12590 Дата обращения: 19.05.2016

[16] Терешина Е.В. Правовой статус военнослужащих женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной службы Безопасности (на примере органов пограничного контроля). Автореф. дисс. … к.ю.н.: 20.02.03 – М., 2005 – с.3

[17] Боголовский М.М. Женщины в российских Вооруженных силах. // Армейский вестник. Интернет-журнал.  [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://army-news.ru/2010/11/zhenshhiny-v-vooruzhennyx-silax/ Дата обращения: 19.05.2016

[18] Демина М.А. Профессиональное воспитание женщин-военнослужащих внутренних войск МВД России с учетом гендерных аспектов. Автореф. дис. ... к. пед. наук : 13.00.01. -  СПб., 2005. – с.7

[19] Шумакевич Н.В. Гендерный аспект военной реформы. Автореф. дисс. …к.с.н.: 22.00.04.- Саратов, 2002.- С.5

[20] Кислякова А. Грации в камуфляже. Как служится прекрасному полу в Вооруженных силах России. // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2014/07/08/womenarmy/ Дата обращения: 19.05.2016

[21] Баурова Ю.В. Интенсификация процесса обучения в условиях реализации гендерного подхода. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки. – 2010. - №3. – том 16. – с.21

[22] Дусказиева Ж.Г. Гендерный подход в образовании. // Современное образование – новому обществу XXI века: материалы 1-ой Всероссийской распределенной научно-практической конференции с международным участием. – Красноярск, 4 апреля 2009 г. – Красноярск. 2009. – с.15

[23] Евтушенко И.Н. Гендерный подход в образовании. // Начальная школа плюс До и После. – 2011. - №9. – с.4

[24] Федурина К.С. Гендерный подход в современном образовании. //  Молодежь и наука: сборник материалов IХ Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска [Электронный ресурс] - Красноярск : Сиб. федер. ун-т.,2013 Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/index.html Дата обращения: 19.05.2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс "Основы военной службы", 10-11 классы

Авторская педагогическая разработка "Основы военной службы" для 10-11 класса...

Элективный курс по ОБЖ "Основы военной службы " для 10 класса

Цель: повышение уровня подготовки старшеклассников к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.Задачи:- повысить патриотическую подготовку участников курса;  - повысить уровень знаний,...

Методические рекомендации к изучению темы «Современные средства массового поражения и способы защиты от них» на уроках основ военной подготовки

Цель представления данного материала - систематизировать практический опыт и представить некоторые методические приёмы изучения раздела «Радиационная, химическая и биологическая защита» (РХБЗ) для фор...

К вопросу изучения научных основ школьного курса математики студентами педагогического вуза.

В настоящее время уже не вызывает сомнений тот факт, что изучение в школе элементов логики позволяет сделать объективно более обоснованным и субъективно более понятным изучение математики в целом и от...

Элективный курс "Основы военной службы"

Программа курса ориентирована на кадетский класс (9 кл.).Выбор методов обучения зависит от вида и темы занятия. На одном занятии могут применяться несколько методов.Расчет времени – 1 час в неде...

Реализация индивидуального подхода при изучении темы построения графиков квадратичной функции с модулем

в работе предлагается оригинальный дизайн карт-навигаторов при изучении темы построения графиков квадратичной функции с модулем. С помощью такого способа организации учебной деятельности учащийся само...