Рабочая программа ТРИЗ
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Компетентностный, метапредметный, деятельностный подход в современной системе образования подразумевает не только усвоение учеником определѐнной суммы знаний, но и умение применять эти знания в конкретной, часто нестандартной ситуации. А для этого нужно развивать способности к творческому, гибкому, системному, диалектичному мышлению. Надо учить детей видеть проблемы, относиться к ним не как к препятствию, а как к возможности изменения и развития. Нужно и можно учить детей эффективно решать проблемы.
В прошлом творческие личности выявлялись в обществе стихийно, но за последние 50 - 60 лет разработаны методы мышления, освоив которые, каждый человек может резко повысить свой творческий потенциал, познать радость творчества, научиться решать проблемы. Из целого ряда методов активизации творческого мышления наиболее развитой и методически разработанной является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная в нашей стране инженером Генрихом Сауловичем Альтшуллером, известным также, как писатель-фантаст Г. Альтов.
ТРИЗ создавалась как набор инструментов мышления для взрослых изобретателей. Но потом оказалось, что основы ТРИЗ и других методов активизации творческого мышления доступны и школьникам и даже дошкольникам (в соответствующей интерпретации). Освоив приѐмы ТРИЗ и других методов активизации творческого мышления, человек (ребѐнок или взрослый) сможет творчески применить накопленные за жизнь знания, глубже их осмыслить и усвоить, сможет увереннее, оригинальнее и эффективнее решать встречающиеся проблемы на производстве и в быту, сможет украсить свою жизнь, сделать еѐ яркой и неповторимой!
Цель программы: воспитание и развитие творческой личности, умеющей видеть и предвидеть проблемы и решать их путѐм применения инструментов ТРИЗ и других методов активизации творческого мышления.
Задачи - воспитательные:
∙ формирование у подростков творческого отношения к окружающему миру, к собственной личности;
∙ развитие способностей выявлять проблемы в разных системах (бытовых, технических, социальных, научных, художественных и т.д.) и относиться к ним не как к препятствию, а как к возможности изменения и развития систем;
∙ адаптация детей к постоянно изменяющимся условиям и возникающим в связи с этим проблемам, развитие готовности и умения решать проблемы с помощью инструментов ТРИЗ;
∙ развитие умения ставить цель и достигать еѐ;
∙ развитие у детей уверенности в своих силах и способностях;
∙ поощрение инициативности и независимости.
Задачи - образовательные:
∙ ознакомление детей с основными приѐмами и методами ТРИЗ;
∙ формирование умения применять получаемые знания на практике, в том числе для решения нестандартных задач (сказочных, технических, бытовых, социальных, исследовательских и т.д.), повышение уровня компетентности детей;
∙ формирование у детей единой картины мира, путѐм интеграции знаний в ходе решения изобретательских и исследовательских задач;
∙ достижение более глубокого понимания и усвоения получаемых знаний посредством решения системы творческих заданий, связанных с содержанием образования.
Задачи - развивающие:
∙ развитие творческого, системного, диалектического мышления учащихся путѐм изучения и применения элементов ТРИЗ и других методов активизации творческого мышления;
∙ развитие управляемости воображения;
∙ развитие беглости, гибкости, оригинальности мышления;
∙ развитие способности к комбинированию и ассоциативности. Все указанные задачи взаимосвязаны и решаются в комплексе на каждом занятии.
Методологические положения сборника программ:
∙ Отличительной особенностью программ является интеграция ТРИЗ с содержанием школьного образования в основной школе, применение алгоритма творческого изучения явления (объекта, процесса, вещества), разработанного на основе инструментов ТРИЗ.
∙ Изучение некоторых инструментов ТРИЗ, выявление и решение с помощью ТРИЗ изобретательских и исследовательских задач из определѐнных предметных областей.
∙ Форма организации образовательного процесса – занятия.
∙ Оптимальное количество обучающихся в группе – 10-15 человек.
∙ Периодичность занятий: один два часа в неделю.
Содержанием сборника программ являются:
∙ элементы классической ТРИЗ – теории решения изобретательских задач: выявление и применение ресурсов, приѐмы преодоления (разрешения, устранения) противоречий, системный подход, законы развития технических и других систем, вещественно-полевой анализ, и др.
∙ элементы курса РТВ (развитие творческого воображения) - система приѐмов и методов получения сказочных, фантастических идей.
∙ элементы курса ТРТЛ (теория развития творческой личности) - система выстраивания жизни человека-творца, типовые препятствия на его пути, способы их преодоления.
∙ выявление и решение изобретательских и исследовательских задач в содержании образования – интеграция ТРИЗ с математикой, физикой, химией, биологией, технологией, литературой, историей, изобразительным искусством. Решение изобретательских задач с использованием знаний по физики, химии, природоведению, географии, биологии. Наглядное изображение своих идей в виде рисунков, схем, чертежей, описаний.
Основные знания и умения учащихся.
Учащиеся должны знать:
- некоторые приѐмы сочинения сказок, фантастических сюжетов;
- правила работы по методам активизации творческого мышления;
- приѐмы борьбы с психологической инерцией;
- некоторые приѐмы устранения противоречии;
- назначение системного оператора и правила работы с ним;
- назначение и правила формулировки идеального конечного результата;
- что технические системы развиваются по определѐнным законам,
- основные качества творческой личности.
Учащиеся должны уметь:
- сочинять сказки и фантастические сюжеты;
- провести мозговой штурм;
- генерировать идеи с помощью метода фокальных объектов, гирлянд ассоциаций, морфологического анализа;
- выявлять и устранять противоречия с помощью приѐмов;
- составлять системный оператор, выявлять ресурсы на каждом его уровне, генерировать идеи по использованию ресурсов для решения задачи;
- формулировать идеальный конечный результат, использовать его как ориентир для поиска наилучшего решения задачи.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Форма проведения | Основной вид учебной деятельности |
1 | Ресурсы для решения проблем. Системный оператор | 2 | Решение задач Групповая работа | Уметь пользоваться оператором РВС для решения проблемных ситуаций, для составления творческих задач. Решение задач, нахождение ресурсов Многоэкранное мышление |
2 | Приѐмы борьбы с психологической инерцией. | 2 | Решение задач. Вопросы Игра | Уметь пользоваться приемами борьбы с психологической инерцией Метод числовой оси. Оператор РВС. Моделирование маленькими человечками. |
3 | Метод гирлянд ассоциаций Морфологический анализ | 2 | Решение задач. Групповая работа. | Уметь пользоваться ассоциациями для получения идей |
4 | Моделирование маленькими человечками. | 2 | Решение задач. Игра | Иметь представление о строении веществ, моделировать вещества Моделирование маленькими человечками. |
5 | Идеальный конечный результат (ИКР). | 2 | Решение задач | Иметь представление об идеальном конечном результате и способах его достижения Идеальный конечный результат в природе, использование законов природы для получения новых идей |
6 | Противоречия. Приѐмы преодоления технических и физических противоречий. | 2 | Решение задач | Знать приемы преодоления противоречий, уметь использовать приемы при решении задач Инверсия, прием заранее подложенной подушки, изменение окраски, динамизация, матрешка и др. |
7 | Оператор РВС. | 2 | Вопросы Групповая работа | Уметь пользоваться оператором РВС для решения проблемных ситуаций, для составления творческих задач |
8 | Решение исследовательских задач. | 2 | Решение задач Групповая работа | Использовать приемы ТРИЗ для решения задач, уметь анализировать задачи, составлять задачи Решение задач из жизни |
Список литературы.
1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., Советское радио, 1979.
2. Альтшуллер Г. С., Селюцкий А. Б. Крылья для Икара. Петрозаводск: Карелия, 1980.
3. Альтшуллер Г- С. Найти идею. Новосибирск: Наука, 1986.
4. Альтов Г. С. И тут появился изобретатель. М.. Детская литература, 1989.
5. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. Поиск новых идей: от озарения к технологии. Кишинѐв: Картя Молдовеняскэ, 1989.
6. Викентьев И.Л. Лестница идей. Новосибирск: изд НГПИ, 1992.
7. Злотин Б. Л. Изобретатель пришѐл на урок. Кишинѐв: Лумина,1989.
8. Злотин Б. Л. Законы развития и прогнозирование технических систем. Методические рекомендации. Кишинѐв, 1989.
9. Иванов Г.И, И начинайте изобретать! Иркутск: Вост. Сиб. Книжное издательство, 1987.
10. Иванов Г. И. Формулы творчества или как научиться изобретать. М, Просвещение, 1994.
11. Литвин С. С. Курс РТВ, Ленинград, 1981. Из фонда ЧОНБ.
12. Меерович М.И. Формулы теории невероятности. Технология творческого мышления. Одесса: Полис, 1993.
13. Мурашковска И. Н. Когда я стану волшебником. Рига, 1993.
14. Нестеренко А. А. Страна загадок- Ростов - на -Дону, издательство РУ, 1993.
15. Родари Дж Грамматика фантазии М.
16. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. М Просвещение, 1990.
17. Сборники серии ТТМ. (составитель А. Б, Селюцкий): Петрозаводск: Карелия. Дерзкие формулы творчества. 1987. Нить в лабиринте. 1988. Правила игры без правил. 1989. Как стать еретиком. 1991. Шанс на приключение. 1991.
18. Сборники методических материалов «Учителям о ТРИЗ» (составитель В.Б. Крячко), СПб. Выпуск 1. СПбГУПМ, 1995. Выпуск 2. ЗАО «Атос», 1997. Выпуск 3. ТОО Фирма Икар, 1999.
19. Сборники серии «Педагогика + ТРИЗ», Система ТРИЗ - ШАНС, Гомель. Выпуск 1. 1996. Выпуск 2. 1997. Выпуск 3.1997. Выпуск 4. 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Основы ТРИЗ" 5-7 классы
Творческая активность, находчивость, изобретательность и смекалка достигают наивысшего напряжения и получают отличную тренировку, когда мысль захвачена стремлением решить заинтересовавшую задачу. Найд...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа "ТРИЗ"
Рабочая программа по теории решения изобретательских задач расчитанная на 2 учебных года...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ» (ТРИЗ)
Программа «ТРИЗ» является составляющей программы творческого развития обучающихся внеурочной деятельности школы.Изучение ТРИЗ осуществляется с помощью изобретательских задач, которые форму...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ТРИЗ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТРИЗ»для обучающихся 5 классов (основное общее образование)(направление - общеинтеллектуальное)срок реализации рабочей программы &nda...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...