Рабочая программа "ТРИЗ"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по теории решения изобретательских задач расчитанная на 2 учебных года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_triz.docx | 69.23 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Современный школьник знает много, но лавина научной информации всё растёт. Возникает потребность не столько в самой информации, сколько в умении оперировать ею, находить необычные, нестандартные решения спорных проблем, осознавать необходимость естественной смены научных представлений. Многие теории, эффекты, явления, факты из школьных предметов могут десятилетиями лежать в запасниках памяти, не находя практического применения. Нужен мостик между теоретическими знаниями школьных дисциплин и вариациями их использования. Строится этот мостик с помощью реализации предложенной программы. Сущность технологии творчества в том, что новая информация даётся в основном в виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций, для решения которых требуются как знания школьных предметов, так и знание логической системы приёмов их решения, т.е. ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) была создана и проверена в процессе практического применения известным инженером и писателем Генрихом Альтшуллером в результате анализа больших массивов патентной информации и первоначально применялась для решения инженерно-технических проблем. Однако впоследствии она показала свою плодотворность для решения проблемных задач в самых различных областях человеческой деятельности, включая искусство, бизнес, рекламу, политику, журналистику, криминалистику и др., т.е. оказалась очень интересна и весьма эффективна для развития творческих способностей учащихся.
Отличительные особенности программы
Ранее существующие программы, работающие по технологии ТРИЗ, ставили своей целью «оказание юным техникам помощи в овладении основами методики конструирования и поиска новых технических решений для применения их в технической работе … » или «показать учащимся возможности развития их собственных творческих способностей, побудить их к творческой активности, сформировать соответствующие стойкие интересы» Программа призвана сформировать системно- логическое мышление учащихся в процессе изучения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), что позволит:
- сформировать системно-логическое мышление учащихся,
- решать на более высоком уровне не только научно-технические задачи, но и другие проблемы (социальные, культурологические, бытовые и т. д.),
- показать потенциальные возможности интеллектуальной деятельности учащихся.
Содержание программы, построенной на основе ТРИЗ, не просто ставит учащимся проблемы, но и предлагает конструктивные пути их решения, развивает творческую активность и способствует лучшему освоению учебного материала.
Изучение ТРИЗ позволяет детям понять, что любой человек может научиться мыслить творчески, находить оптимальные решения самых сложных проблем и даже стать активным изобретателем. Для этого требуются такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи, зависимости, закономерности и т.п. - всё то, что в совокупности составляет творческие способности.
В содержании курса рассматриваются задачи, затрагивающие основы, этапы и пути развития конкретных предметов и понятий: физических и биологических объектов, исторических периодов, философских представлений, отраслей промышленности, видов художественного искусства и других категорий. Предлагается поиск путей решения наиболее актуальных в наше время проблем, например, таких, как кризис топливной экономики и получения новых видов энергии, проблем охраны окружающей среды, вопросов раскрытия преступлений и др.
Направлена программа на развитие системно-логического мышления учащихся и реализует систему обучения творчеству в учреждениях дополнительного образования, что даёт возможность эффективного управления процессом творчества обучающихся в качестве стержневого межпредметного курса основной школы. Таким образом, направленность программы социально-педагогическая.
Актуальность предложенной программы определяется социальным заказом общества на творческую личность, обладающую системно-логическим мышлением, способную осваивать, преобразовывать и генерировать новые идеи: «Решение социальных, экономических и культурных проблем, характерных для сегодняшней действительности, определяется готовностью личности жить и работать в новых социально - экономических условиях, способностью к осуществлению непрерывного образования. Реализация данных требований существенно меняет заказ, адресованный современной школе. Современному ученику нужно передавать не столько информацию, как собрание готовых ответов, сколько метод их получения, анализа и прогнозирования интеллектуального развития личности» [«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»].
Новизна
Развитие «тризовского» (системно-логического) мышления ещё не стало объектом широкого применения. Причина этого состоит в том, что парадигма системно-логического мышления не нашла собственной смысловой ниши в личностных профессиональных приоритетах большинства педагогов. Её признание должно строиться на основе изучения теоретических аспектов данного вопроса, а также практического овладения теорией решения изобретательских задач. Этот процесс замедляется в связи с тем, что работы, посвященные вопросам ТРИЗ, ориентированы в своем большинстве на деятельность преподавателей, уже владеющих ТРИЗ-аппаратом, и публикуются в специализированных журналах и сборниках, а не для широкого круга педагогов.
Педагогическая целесообразность
Технология творчества Г.С. Альтшуллера, на основе которой построена программа, позволяет детям самим переоткрывать изучаемые законы и делать изобретения, а не получать их в готовом виде. Истину, как говорил Дистервег, надо учителю не преподносить, а учить её находить. Для этого надо обладать определённым типом мышления и много знать. Теория обучения творчеству на основе ТРИЗ развивает эту тенденцию в обучении и воспитании.
В большинстве школьных программ наблюдается изрядный уклон в сторону усвоения отдельных важных фактов в ущерб понимания общих закономерностей. Изучение ТРИЗ призвано решить проблему интеграции наук на основе системного подхода и реализует переход от педагогики памяти к педагогике мышления, от педагогики исполнительности к педагогике инициативности. Происходит выход из системы данного учебного предмета в надсистему, т. е. в разные области человеческих знаний и человеческой деятельности, что помогает формированию у детей целостной картины мира.
Опираясь на технологию ТРИЗ-исследования, можно эффективно ставить и решать проблемы обучения школьников основам поисковой, исследовательской деятельности, так необходимой современному человеку.
Проектный метод обучения нацеливает учащихся на решение проблемных задач при особой организации этого процесса. Применение ТРИЗ в проектном методе позволяет существенно повысить эффективность выполнения проектов, чаще и эффективнее представлять результаты проектов на научных конференциях школьников.
Мотивационный план учебной деятельности в образовании решён не полностью. Содержание курса программы наиболее эффективным способом решает эту проблему, как в дополнительном, так и в основном образовании. Если школа учит знаниям, то «ТРИЗ, или теория сильного мышления» умениям их использовать, что повышает авторитет школьных теоретических курсов, позволяет учащимся осознать огромный потенциал получаемых знаний в плане их прикладного значения, способствуют успешной профориентации. В свою очередь, использование знаний как инструментов творчества, даёт возможность лучше запоминать научные теории, факты, эффекты и явления.
Проблема успешности в обучении решается за счёт того, что учащиеся, анализируя в ходе учебных заданий проблемные задачи, существенно более мотивированы к получению необходимых им знаний.
Цель программы
Главной целью процесса реализации программы является развитие системно-логического мышления обучающихся для раскрытия их творческого потенциала с дальнейшим применением полученных знаний в учёбе и жизни.
Задачи программы
- Формирование определённых программой способов умственных действий и умений для развития практического опыта работы с алгоритмизированным материалом в виде анализа и решения изобретательских задач.
- Освоение учащимися широким набором приёмов и методов для решения творческих задач, для анализа силы решения, для уменьшения трудоёмкости процесса получения сильного решения.
- Развитие позиции активного преобразователя мира, творческой деятельной личности, способной не только применять и усваивать знания, но и самостоятельно создавать новые знания в виде ранее неизвестных решений актуальных проблемных задач.
- Формирование у обучающихся гражданского сознания, обусловленного нацеленностью на принципиальное преодоление как технических, так и социальных противоречий (в том числе межличностных конфликтов), когда выигрывают интересы не одного, а всех его участников.
- Формирование экономического и экологического мышления обучающихся, обусловленного представлением о развитии систем как о повышении степени идеальности, т.е. отношения суммы полезных факторов к сумме факторов расплаты.
- Формирование представления о высшем уровне творчества как акте замены решения проблемы её предотвращением (например, ненужное геройство поменять на мудрость: “Наконец, я увидел свет в конце тоннеля”, - говорит человек. “А зачем ты полез в этот тоннель?”, - спрашивает ТРИЗовец.).
- Раскрытие потенциальных талантов детей и перевода личности учащегося из состояния потенциальной одаренности в состояние актуальной одаренности.
- Формализация некоторых процессов творческого мышления для упрощения процесса творчества тем, кому он сложен или даже недоступен, что позволит отстающим, “встав на плечи великих”, двигаться дальше и выше.
- Выявление уровней развития системно-логического мышления учащихся (начальный, минимальный, средний, продвинутый, высокий) и анализ потенциальных возможностей их интеллектуальной деятельности для последующей профориентации.
Ожидаемые результаты
После изучения курса учащиеся должны:
- понимать o системную структуру окружающего мира;
- этапы и законы развития систем;
- историю человеческой цивилизации как историю создания изобретений и предметов искусства;
- что движущей силой прогресса является творчество людей;
- что крупные изобретения и шедевры искусства есть результат разрешения противоречий, заключенных в изобретательских задачах, которые в истории науки, культуры и искусства решались разными способами;
- структуру, сущность и основные приемы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) как научную систему формирования навыков рационального мышления в творческом процессе;
- основные способы решения изобретательских задач;
- основы АРИЗ (алгоритма решения изобретательских задач) как основного метода ТРИЗ (теории решения изобретательских задач);
- уметь разъяснять смысл методов изобретательства: проб и ошибок, мозгового штурма (брейнсторминга), синектики, морфологического анализа Ф. Цвикки; эмпатии; ТРИЗ (теории решения изобретательских задач Альтшуллера);
- пользоваться приёмами и методами АРИЗ для получения оптимального результата согласно поставленной в задаче проблеме;
- определять уровни творчества изобретений и предметов культуры, искусства; использовать o знания основ наук в творческих задачах как инструментов получения решений высших уровней; o системный подход для решения изобретательских задач любой тематики;
- теории, эффекты и явления изученных школьных дисциплин для решения противоречий как в изобретательских задачах, так и в жизненных ситуациях; представлять o сложности, мешающие человеку достичь цели в творческом начинании, знать и применять пути их преодоления.
Способы проверки и формы подведения итогов.
Каждое занятие предполагает решение учащимися изобретательских задач и проблем на разных уровнях творчества. Для выявления уровней развития системно-логического мышления (начальный, минимальный, средний, продвинутый, высокий) результаты деятельности изучаются и анализируются педагогом, выявляются потенциальные возможности дальнейшей интеллектуальной деятельности учащихся.
Оценивание результатов осуществляется как на каждом занятии (похвала за инициативу, внесение творческих решений в реестр и т.п.), так и на итоговых (статистическая обработка результатов по количеству и уровню творчества решённых проблем; награждение грамотами, дипломами; присвоение «званий»; участие в конкурсах, семинарах, учебно-исследовательских конференциях, фестивалях; публикации лучших работ; получение свидетельств и патентов).
Материалы для текущего, рубежного и итогового контроля - это контрольные задания, тесты, доклады и рефераты, выступления на научно-технических конференциях и результаты участия в олимпиадах.
Возрастные особенности детей
Возраст обучающихся в творческом объединении, на который ориентирована данная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа), 7-16 лет.
В младшем школьном возрасте основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение — приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации.
У старшеклассников происходит существенное изменение самосознания — повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью. В этом возрасте ярко проявляются доминирующие мотивы обучения.
Состав детского творческого объединения – постоянный, при наборе соблюдается принцип добровольности.
Программа рассчитана на три года обучения.
Сроки реализации: дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на 3 года обучения. В первый год обучения периодичность проведения занятий -2 раза в неделю по 2 часа- 144 часа в год. Во втором году обучения- 2 раза в неделю по 3 часа- 216 часов в год. Продолжительность одного занятия составляет 45 минут с перерывами 10 минут.
Учебная нагрузка рассчитана на учебный год и период школьных каникул. В период школьных каникул (внеаудиторная нагрузка) занятия детей в творческом объединении проводятся в разных видах и формах: экскурсии, участие в работе летней школы, летнего лагеря, участие в организации праздников и развлечений.
Режим занятий
Занятия проводятся:
- с группой первого года обучения - 2 раза в неделю, по два учебных часа
- с группами второго года обучения - 2 раза в неделю, по три учебных часа или 3 раза в неделю, по два учебных часа.
Продолжительность учебного часа занятия – 45 минут, продолжительность времени отдыха между занятиями – 10 мин.
Формы организации учебных занятий
Основные типы занятий - практические работа.
Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.
- Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ | Разделы, темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 1 | 0 | 1 | |
1. | Понятие об изобретательских задачах | 4 | 5 | 9 |
1.1. | Что такое изобретательские задачи | 1 | 1 | 2 |
1.2. | Технические и физические противоречия в изобретательских задачах и некоторые приёмы их разрешения | 1 | 1 | 2 |
1.3. | Приёмы разрешения противоречий в обществе, науке, культуре | 1 | 2 | 4 |
1.4. | Метод «ИКР (воображения идеального конечного результата)» и его использование для решения изобретательских задач | 1 | 1 | 2 |
2. | Место ТРИЗ в истории развития науки о творческом мышлении | 8 | 16 | 24 |
2.1. | История развития науки о творческом мышлении: метод проб и ошибок (МПиО), мозговой штурм (брейнсторминг) А. Осборна | 1 | 3 | 4 |
2.2. | Синектика У. Гордона. Виды аналогий в синектике | 1 | 1 | 2 |
2.3. | Прямая аналогия и эмпатия. Применение ММЧ (метода маленьких человечков) для решения изобретательских задач | 1 | 1 | 2 |
2.4. | Символическая и фантастическая аналогии | 1 | 1 | 2 |
2.5. | Морфологический анализ Ф. Цвикки. Структура морфологической карты | 1 | 3 | 4 |
2.6. | История появления ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Структура ТРИЗ | 1 | 1 | 2 |
2.7. | Основные идеи теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера и их использование для разрешения противоречий | 1 | 3 | 4 |
2.8. | Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) в культуре и искусстве | 1 | 3 | 4 |
3. | Теория систем | 11 | 13 | 24 |
3.1. | Случайная и направленная деятельность в процессе создания открытий и изобретений | 1 | 1 | 2 |
3.2. | Системное видение мира. Системы в природе, обществе, технике, науке, культуре, искусстве | 1 | 1 | 2 |
3.3. | Обязательные составные части системы | 0 | 2 | 2 |
3.4. | Этапы развития систем | 1 | 1 | 2 |
3.5. | Законы развития систем | 1 | 1 | 2 |
3.6. | Линии развития систем | 1 | 1 | 2 |
3.7. | Организмы – высшие биохимические саморазвивающиеся системы | 1 | 1 | 2 |
3.8. | Системный подход в познании природы как высшего творческого начала | 1 | 1 | 2 |
3.9. | Системный подход в изобретательстве. | 1 | 1 | 2 |
3.10. | Творческие возможности химии в сочетании с теорией систем | 1 | 1 | 2 |
3.11. | Системный подход и общественные науки | 1 | 1 | 2 |
3.12. | Произведения культуры и искусства с точки зрения системного подхода | 1 | 1 | 2 |
4. | Творчество и творческие личности | 8 | 24 | 32 |
4.1. | Что такое творчество. Стереотипы творческой личности | 1 | 1 | 2 |
4.2. | Число творческих личностей - показатель духовных богатств общества | 1 | 1 | 2 |
4.3. | Типы творчества | 1 | 1 | 2 |
4.4. | Уровни творчества. Критерии оценки уровня творчества | 1 | 1 | 2 |
4.5. | Причины сопротивления творчеству | 0 | 2 | 2 |
4.6. | Основные качества творческой личности | 1 | 1 | 2 |
4.7. | Главное качество творческой личности – уметь выбрать цель | 0 | 2 | 2 |
4.7.1. | Основные качества цели | 1 | 3 | 4 |
4.7.2. | «Еретические» цели и возможность их реализации | 0 | 2 | 2 |
4.7.3. | Средства и пути достижения цели | 0 | 2 | 2 |
4.8. | Искусство строить планы – одно из важнейших качеств творческой личности | 1 | 1 | 2 |
4.9. | Умение ставить и решать задачи – важнейшее условие творчества | 0 | 2 | 2 |
4.10. | Противоречия в изобретательских задачах и пути их разрешения | 0 | 2 | 2 |
4.11. | Умение «держать удар» - условие реализации достойной цели | 1 | 3 | 4 |
5. | Изобретательские приёмы | 11 | 39 | 50 |
5.1. | Развитие методов поиска решений изобретательских задач (на примере жизни и деятельности Г. С. Альтшуллера) | 1 | 1 | 2 |
5.2. | Таблица Г.С. Альтшуллера «Приёмы устранения противоречий» | 0 | 2 | 2 |
5.3. | Сущность изобретательских приёмов «принцип вытеснения» и «принцип местного качества» | 0 | 2 | 2 |
5.4. | Сущность изобретательских приёмов «принцип ассиметрии» и «принцип сфероидальности» | 0 | 2 | 2 |
5.5. | Сущность изобретательских приёмов «принцип антивеса» и «принцип эквипотенциальности» | 1 | 1 | 2 |
5.6. | Сущность изобретательских приёмов «принцип предварительного напряжения» и «применение термического расширения» | 1 | 3 | 4 |
5.7. | Сущность изобретательских приёмов «принцип динамичности» и «использование механических колебаний» | 0 | 2 | 2 |
5.8. | Сущность изобретательских приёмов «принцип периодического действия», «принцип непрерывности полезного действия», «принцип проскока» | 0 | 2 | 2 |
5.9. | Сущность изобретательских приёмов «принцип обратной связи» и «принцип самообслуживания» | 0 | 2 | 2 |
5.10. | Сущность изобретательских приёмов «дешёвая недолговечность взамен дорогой долговечности» и «принцип отброса и регенерации частей» | 1 | 1 | 2 |
5.11. | Сущность изобретательских приёмов «использование пневмо- и гидроконструкций», «применение гибких оболочек и тонких плёнок», «применение пористых материалов» | 1 | 1 | 2 |
5.12. | Сущность изобретательских приёмов «принцип изменения окраски», «изменение физико-механических параметров объекта» | 1 | 1 | 2 |
5.13. | Сущность изобретательских приёмов: «применение инертной среды», «применение композиционных материалов» | 0 | 2 | 2 |
5.14. | Изобретательские приёмы в системе. Использование сочетания нескольких приёмов – фактор сильного решения изобретательской задачи | 1 | 1 | 2 |
5.15. | Уровни приёмов: «макро» и «микро» | 0 | 2 | 2 |
5.16. | Использование физических эффектов и явлений в решениях изобретательских задач. Таблица Г.С. Альтшуллера «Применение некоторых физических эффектов и явлений при решении изобретательских задач» | 0 | 2 | 2 |
5.17. | Химия как арсенал мощнейших инструментов творчества в ТРИЗ. Таблица Ю.П. Саламатова «Указатель химических эффектов» | 0 | 2 | 2 |
5.18. | Химия - перспективный источник энергии будущего. Изобретения, основанные на аккумулировании энергии с помощью химических веществ | 1 | 1 | 2 |
5.19. | Изобретательский приём «Применение сильных окислителей» и его использование для решения изобретательских задач | 0 | 2 | 2 |
5.20. | Использование знаний о водороде и его соединениях для решения изобретательских задач | 0 | 2 | 2 |
5.21. | Вода - как вещество несущее неиссякаемые возможности использования в изобретательстве | 1 | 1 | 2 |
5.22. | Методы борьбы с нефтяным загрязнением океана с помощью знаний физики, химии, биологии и ТРИЗ | 1 | 1 | 2 |
5.23. | ТРИЗ в криминалистике и логике раскрытия преступлений | 1 | 1 | 2 |
5.24. | Выявление технических и физических противоречий в изобретательских задачах и разрешение их с помощью системы изобретательских приёмов, использующих интеграцию знаний точных и естественных наук | 0 | 2 | 2 |
6. | Заключение | 1 | 3 | 4 |
6.1. | Подведению итогов изучения ТРИЗ за год | 1 | 3 | 4 |
Всего | 44 | 100 |
Второй год обучения
№ | Разделы, темы | Количество часов | |||
Теория | Практика | Всего | |||
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 1 | 0 | 1 | ||
1. | Системный оператор в структуре ТРИЗ | 3 | 8 | 11 | |
1.1. | Системный оператор в структуре ТРИЗ | 1 | 4 | 5 | |
1.2. | Мини- или макси-задача | 1 | 2 | 3 | |
1.3. | Эмпатия и метод ММЧ (манипулирование маленькими человечками) | 1 | 2 | 3 | |
2. | АРИЗ | 20 | 48 | 68 | |
2.1. | АРИЗ в структуре ТРИЗ | 2 | - | 2 | |
2.2. | Анализ условия задачи и определение в ней конечной цели решения | 1 | 2 | 3 | |
2.3. | Функционально-стоимостный анализ задачи | 1 | 2 | 3 | |
2.4. | От задачи к модели задачи | 1 | 2 | 3 | |
2.4.1. | Структура модели задачи | 1 | 5 | 6 | |
2.5. | Формулирование ИКР (идеального конечного результата) при решении задач | 1 | 5 | 6 | |
2.6. | Выделение конфликтующей пары элементов | 1 | 5 | 6 | |
2.6.1. | Простейшие преобразования конфликтующей пары выделенной зоны элементов | 1 | 2 | 3 | |
2.7. | Формулирование противоречий и средства борьбы с ними | 2 | 4 | 6 | |
2.7.1. | Таблица «Приёмы устранения противоречий» | 1 | 2 | 3 | |
2.7.2. | Вепольные преобразования задачи | 3 | 9 | 12 | |
2.7.3. | Таблицы применения физических, химических, биологических и др. эффектов | 2 | 4 | 6 | |
2.8. | Типовые приёмы и таблица их применения | 1 | 2 | 3 | |
2.9. | Проверка и развитие найденной идеи, оценка полученного решения | 1 | 2 | 3 | |
2.10. | Анализ возможных видов сопротивления идее и путей её воплощения | 1 | 2 | 3 | |
3. | Базы данных изобретательских задач | 8 | 20 | 28 | |
3.1. | Базы данных изобретательских задач (литературные, интернетовские) | 3 | - | 3 | |
3.2. | «Патенты» природы | 2 | 10 | 12 | |
3.3. | Ознакомление с понятием форм интеллектуальной собственности | 1 | 3 | 4 | |
3.4. | Создание собственной базы данных изобретательских задач | 2 | 7 | 9 | |
4. | Формулирование изобретательских задач | 32 | 70 | 102 | |
4.1. | Формулирование изобретательских задач из содержания авторских свидетельств и патентов | 2 | 4 | 6 | |
4.2. | Формулирование изобретательских задач из содержания научных открытий, теорий, законов, эффектов | 1 | 2 | 3 | |
4.2.1. | Формулирование изобретательских задач из содержания физических и математических открытий, теорий, законов, эффектов | 2 | 10 | 12 | |
4.2.2. | Формулирование изобретательских задач из содержания химических открытий, теорий, законов | 2 | 4 | 6 | |
4.2.3. | Формулирование изобретательских задач из содержания биологических и экологических открытий, теорий, законов, эффектов | 2 | 4 | 6 | |
4.2.4. | Формулирование изобретательских задач из содержания предмета ОБЖ | 2 | 4 | 6 | |
4.2.5. | Формулирование изобретательских задач из содержания географических и геологических открытий, теорий, законов | 2 | 4 | 6 | |
4.2.6. | Формулирование изобретательских задач из содержания литературных произведений | 2 | 4 | 6 | |
4.2.6.1. | Формулирование изобретательских задач из содержания фантастических произведений | 2 | 4 | 6 | |
4.2.6.2. | ТРИЗ в фантастике Альтова (Альтшуллера) | 2 | 4 | 6 | |
4.2.7. | Формулирование изобретательских задач из социальных проблем | 2 | 4 | 6 | |
4.2.8. | Формулирование изобретательских задач из содержания исторических событий и фактов | 2 | 4 | 6 | |
4.2.9. | Соотношение поступков исторических деятелей с приёмами ТРИЗ | 2 | 4 | 6 | |
4.2.10. | Формулирование изобретательских задач из проблем следствия и криминалистики | 2 | 4 | 6 | |
4.2.11. | Формулирование изобретательских задач из содержания произведений искусства | 1 | 2 | 3 | |
4.2.12. | Использование изобретательских приёмов в древнерусской иконописи | 2 | 4 | 6 | |
4.2.13. | Формулирование изобретательских задач из содержания структуры изобретённых бытовых приспособлений | 2 | 4 | 6 | |
5. | Заключение | 2 | 4 | 6 | |
5.1. | Подведению итогов изучения ТРИЗ | 2 | 4 | 6 | |
Всего часов | 66 | 150 | 216 |
- Содержание изучаемого курса
1 год обучения
1. Понятие о теории решения изобретательских задач (9 часов)
1.1. Понятие об изобретательских задачах.
Практика. Знакомство с изобретательскими задачами и их решение. Формулировки методов решения изобретательских задач и составление их списка в виде «копилки» изобретательских приёмов.
1.2. Технические и физические противоречия. Разрешение противоречий с помощью изобретательских приёмов: «сделать наоборот», «принцип однородности».
Практика. Решение задач с помощью изученных приёмов. Дальнейшее оформление «копилки» изобретательских приёмов и «реестра» изобретательских задач. Классификация задач в «реестре»:
- по видам использованных изобретательских приёмов,
- по видам научных дисциплин, эффекты и явления которых использовались для решения.
1.3. Противоречия в обществе, науке, культуре. Формирование изобретательских задач на основе выявленных противоречий.
Практика. Поиск и разрешение противоречий, заключённых в художественных произведениях и сравнение полученных результатов с решениями их авторов.
1.4. Метод «воображения ИКР (идеального конечного результата)» и его использование для решения проблем. Изобретательские приёмы: «принцип объединения», «принцип дробления», «принцип частичного или избыточного решения».
Практика. Пополнение «копилки изобретательских приёмов» и «реестра изобретательских задач» новыми сведениями. Решение задач с помощью известных и вновь изученных методов и приёмов.
2. Место ТРИЗ в истории развития науки о творческом мышлении (24 часа)
2.1. История развития науки о творческом мышлении: метод проб и ошибок (МПиО), мозговой штурм (брейнсторминг) А. Осборна.
Практика. Решение задач с помощью метода «проб и ошибок (МПиО)», игра в «брейнсторминг (мозговой штурм)».
2.2. История развития науки о творческом мышлении: синектика У. Гордона. 4 вида аналогий в синектике (прямая аналогия, эмпатия, символическая аналогия, фантастическая аналогия).
Практика. Поиск применения аналогий в достижениях науки, техники, культуры и искусства.
2.3. Прямая аналогия и эмпатия в науке, технике, литературе и произведениях искусства. Применение ММЧ (метода маленьких человечков) для решения изобретательских задач.
Практика. Поиск и анализ прямой аналогии и эмпатии в научных теориях, в технических изобретениях, в литературе и в произведениях искусства. Создание аналогий (прямой и эмпатии) к предложенным объектам и понятиям.
2.4. Символическая и фантастическая аналогии в науке, технике, литературе и произведениях искусства.
Практика. Поиск и анализ символической и фантастической аналогий в научных теориях, в технических изобретениях, в литературе и в произведениях искусства. Создание символических и фантастических аналогий.
2.5. История развития науки о творческом мышлении: морфологический анализ Ф. Цвикки. Структура морфологической карты (предмет воздействия; инструмент воздействия; морфологические оси).
Практика. Создание морфологической карты предложенной изобретательской проблемной задачи. Решение задачи с её помощью.
2.6. История появления ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Структура ТРИЗ. Изобретательские приёмы «принцип посредника», «принцип обратить вред в пользу».
Практика. Самостоятельное построение структуры ТРИЗ. Сравнение предложенных структур со схемой Г. Альтшуллера. Пополнение «копилки изобретательских приёмов» и «реестра изобретательских задач» новыми сведениями.
2.7. Основные идеи теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера и их использование для разрешения технических противоречий физическими, химическими и биологическими способами. Использование полей в сочетании с ферромагнитными частицами в изобретательстве. Приёмы «применение фазовых переходов», «замена механической схемы оптической, акустической, полевой (электрической, магнитной)».
Практика. Решение изобретательских задач с помощью известных и вновь изученных сведений.
2.8. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) в культуре и искусстве. Изобретательские приёмы: «принцип универсальности», «принцип перехода в другое измерение», «принцип копирования».
Практика. Поиск в шедеврах искусства и культуры приёмов ТРИЗ, использованных их авторами стихийно, по озарению. Решению изобретательских задач художественной тематики с помощью известных и вновь изученных сведений. Пополнение «копилки изобретательских приёмов» и «реестра изобретательских задач». Начало создания классификации изобретательских задач по профессиям.
3. Теория систем (24 часа)
3.1. Случайные открытия в истории изобретательства (открытия: стекла, пластмассы, пенициллина, радиоактивности, электродвигателя, щелочного аккумулятора, сахарина, газового освещения, телескопа, закона тяготения, строения бензола и т.д.). Направленная деятельность (1), везение (2) и системный подход (3) в истории изобретательства (работы Эдисона, А. Нобеля, Д. Менделеева, Циолковского). Гносеологические барьеры в принятии обществом нового.
Практика. Классификация предложенных историй создания научных открытий и изобретений по признакам а) «случайности», б) «перебора вариантов», в) «системного подхода».
3.2. Системное видение мира. Системы в природе, обществе, науке, технике, культуре, искусстве. Изобретательский приём «принцип матрёшки».
Практика. Найти систему, надсистему и подсистему в предложенных объектах, явлениях и понятиях. Решение изобретательских задач с помощью приёма «принцип матрёшки».
3.3. Обязательные составные части любой системы: 1) орган управления; 2) двигатель, как источник энергии; 3) трансмиссия, как способ передачи воздействия; 4) рабочий орган, выполняющий главную функцию системы.
Практика. Анализ структуры предложенных биологических, технических, социальных и художественных систем, поиск четырёх их обязательных компонентов.
3.4. Этапы развития систем: первый этап в жизни системы - сочетание частей (1); второй этап развития системы – её усовершенствование, «притирка» частей (2) ; третий этап – динамизация, работа в движении (3); четвёртый этап – переход к само-развивающимся системам (4). Отсутствие наличия частей структуры или несоответствие её развития обязательным этапам - причины плохой работы, разрушения или смерти системы.
Практика. Анализ структуры и развития предложенных конкретных систем, причин их разрушения или плохой работы.
3.5. Главный универсальный закон развития (понятия, объекта) - образование системы. Законы развития систем: 1-ый - закон полноты частей системы; 2-ой - закон энергетической проводимости системы; 3-ий - закон перехода систем в процессе развития с макро- на микроуровень. Знания о внутреннем (тонком) строении веществ - инструмент использования в изобретениях закона «перехода систем в процессе развития с макро- на микроуровень».
Практика. Решение творческих задач и построение фантастической аналогии «надсистемные цивилизации» с помощью знаний о структуре, этапах и законах развития систем.
3.6. Линии (графики) развития систем.
Практика. Составление линий развития предложенных систем. Сравнение полученных графиков (линий) с теоретическими.
3.7. Организмы – высшие биохимические саморазвивающиеся системы.
Практика. Выявление аналогии (в 1) структуре, 2) этапах развития 3) и законах развития) технических, социальных и художественных систем с природными биологическими структурами как объектами высшего уровня творчества.
3.8. Природа – система высшего творческого начала. Учение о биосфере и ноосфере с точки зрения системного подхода.
Практика. Использование системного подхода в сочетании с изученными изобретательскими приёмами для решения творческих задач биологической направленности.
3.9. Системный подход в изобретательстве.
Практика. Решения технических и физических проблем с помощью системного анализа.
3.10. Творческие возможности химии в сочетании с теорией систем.
Практика. Решение технических и физических проблем с помощью химии и системного анализа.
3.11. Системный подход и общественные науки. Использование системного подхода в решениях социальных и исторических проблем.
Практика. Решение социальных задач с помощью системного подхода. Сравнение полученных результатов с решениями авторов.
3.12. Произведения культуры и искусства с точки зрения системного подхода.
Практика. Решение изобретательских задач художественной направленности. Сравнение полученных результатов с решениями авторов.
4. Творчество и творческие личности (32 часа)
4.1. Что такое творчество. Стереотипы творческой личности.
Практика. Поиск общих закономерностей в судьбах, характерах и творчестве известных учёных, изобретателей, авторов художественных произведений.
4.2. Число творческих личностей - показатель духовных богатств общества.
Практика. Создание реестра творческих личностей, их изобретений, открытий. Поиск применяемых ими стихийно (по озарению) изобретательских приёмов.
4.3. Типы творчества.
Практика. Распределение известных и предложенных изобретений, открытий, художественных приёмов по типам творчества.
4.4. Уровни творчества. Критерии оценки уровня творчества.
Практика. Определение уровня творчества предложенных изобретений и художественных произведений. Решение изобретательских задач на разных уровнях творчества.
4.5. Причины сопротивления творчеству.
Практика. Анализ причин сопротивления творчеству в предложенных ситуациях.
4.6. Основные качества творческой личности: уметь выбрать цель (1), искусство строить планы (2), умение ставить и решать задачи (3), умение «держать удар» (4).
Практика. Выбор цели. Разбивка цели на задачи.
4.7. Первое качество творческой личности – уметь выбрать цель. Эволюция цели. Пути достижения цели. Основные препятствия в выборе и достижении цели.
Практика. Анализ и коррекция выбранной цели в соответствии с вероятностными путями её достижения, эволюцией и возможными препятствиями.
4.8. Теория. Основные двенадцать качеств цели (новизна, целесообразность /насущность/, конкретность, перспективность, значительность, «еретичность», отсутствие конкуренции, индивидуальная принадлежность, независимость, «посильность», ранний срок появления, вариативность).
Практика. Анализ соответствия качеств собственной цели теоретическому обоснованию.
4.9. «Еретические» цели и их реализация в истории науки, общества, культуры, искусства.
Практика. Решение изобретательских задач с «еретичностью» в содержании.
4.10. Средства для творчества. Средства для достижения цели. Итоги реализации цели.
Практика. Анализ целей и средств их достижения у известных личностей. Диспут на темы «Оправдывает ли цель любые средства её достижения?», «Является ли война средством достижения цели?», «Моё отношение к компромиссу» и т.п.
4.11. Второе качество творческой личности – искусство строить планы. Условия реализация второго качества: хорошее образование, забота о здоровье, наличие картотеки знаний. Анализ и контроль путей выполнения планов.
Практика. Составление картотеки знаний в соответствии с собственной целью.
4.12. Третье качество творческой личности - умение ставить и решать задачи. Условия реализация третьего качества: кропотливый труд, рациональное планирование, разбивка плана на задачи, определение класса задач (административные, технические, художественные).
Практика. Разбивка собственной цели на задачи и определение их класса.
4.13. Противоречия в изобретательских задачах и пути их разрешения.
Практика. Выявление противоречий в предложенных технических, художественных и административных задачах и их разрешение.
4.14. Четвёртое качество творческой личности - умение «держать удар». Что мешает творческим личностям преодолевать бюрократические препоны для достижения своей цели. Причины и виды сопротивлений новшествам. Трагические судьбы творческих личностей и «счастливчики в науке». Компромисс как разновидность применения вариантов системы нескольких изобретательских приёмов. Приёмы: «принцип предварительного исполнения», «принцип заранее подложенной подушки».
Практика. Использование знаний о необходимых творческим личностям качеств для достижения поставленных целей. Пополнение «копилки» изобретательских приёмов.
5. Изобретательские приёмы (50 часов)
5.1. Развитие методов поиска решений изобретательских задач (на примере жизни и деятельности Г. С. Альтшуллера).
Практика. Решение изобретательских задач, ответы на которые разработал и запатентовал Г.С. Альтшуллер. Сравнительный анализ собственных решений с решениями Г.С. Альтшуллера.
5.2. Таблица приёмов устранения противоречий Г.С. Альтшуллера.
Практика. Завершение создания «копилки изобретательских приёмов» как таблицы сорока «приёмов устранения противоречий» Г.С. Альтшуллера. Решение творческих задач и проблем с помощью таблицы изобретательских приёмов.
5.3. Сущность изобретательских приёмов «принцип вытеснения» и «принцип местного качества».
Практика. Решение изобретательских задач с помощью изученных приёмов.
5.4. Сущность изобретательских приёмов «принцип ассиметрии» и «принцип сфероидальности».
Практика. Решение изобретательских задач с помощью изученных приёмов.
5.5. Теория. Сущность изобретательских приёмов «принцип антивеса» и «принцип эквипотенциальности».
Практика. Решение изобретательских задач с помощью изученных приёмов.
5.6. Сущность изобретательских приёмов «принцип предварительного напряжения» и «применение термического расширения».
Практика. Решение изобретательских задач с помощью изученных приёмов.
5.7. Сущность изобретательских приёмов «принцип динамичности» и «использование механических колебаний».
Практика. Решение изобретательских задач с помощью изученных приёмов.
5.8. Теория. Сущность изобретательских приёмов «принцип периодического действия», «принцип непрерывности полезного действия», «принцип проскока».
Практика. Решение изобретательских задач с помощью изученных приёмов.
5.9. Сущность изобретательских приёмов «принцип обратной связи» и «принцип самообслуживания».
Практика. Решение изобретательских задач с помощью изученных приёмов.
5.10. Теория. Сущность изобретательских приёмов «дешёвая недолговечность взамен дорогой долговечности» и «принцип отброса и регенерации частей».
Практика. Решение изобретательских задач с помощью изученных приёмов.
5.11. Сущность изобретательских приёмов «использование пневмо- и гидроконструкций», «применение гибких оболочек и тонких плёнок», «применение пористых материалов».
Практика. Решение изобретательских задач с помощью изученных приёмов.
5.12. Сущность изобретательских приёмов «принцип изменения окраски», «изменение физико-механических параметров объекта».
Практика. Решение изобретательских задач с помощью изученных приёмов.
5.13. Сущность изобретательских приёмов «применение сильных окислителей», «применение инертной среды», «применение композиционных материалов».
Практика. Решение изобретательских задач с помощью изученных приёмов.
5.14. Изобретательские приёмы в системе. Использование сочетания нескольких приёмов в системе – фактор сильного решения изобретательской задачи.
Практика. Использование сочетаний приёмов в изобретательских задачах.
5.15. Уровни приёмов ТРИЗ: «макро» и «микро».
Практика. Использование изобретательских приёмов на «макро» и «микро» уровнях.
5.16. Использование физических эффектов и явлений в решениях изобретательских задач. Таблица Г.С. Альтшуллера «Применение некоторых физических эффектов и явлений при решении изобретательских задач»
Практика. Решение изобретательских задач с помощью таблиц Г. С. Альтшуллера: «Изобретательские приёмы» и «Применение физических эффектов и явлений при решении изобретательских задач».
5.17. Теория. Химия как арсенал мощнейших инструментов творчества в ТРИЗ. Развитие теории Г.С. Альтшуллера его последователями. Таблица Ю.П. Саламатова «Указатель химических эффектов».
Практика. Решение изобретательских задач с помощью таблиц Г. С. Альтшуллера «Изобретательские приёмы» и ««Применение физических эффектов и явлений при решении изобретательских задач», а также таблицы Ю.П. Саламатова «Указатель химических эффектов».
5.18. Химия - перспективный источник энергии будущего. Изобретения, основанные на аккумулировании энергии с помощью химических веществ.
Практика. Решение проблем энергосбережения для улучшения качества жизни людей и сохранения природных ресурсов.
5.19. Изобретательский приём «Применение сильных окислителей» и его использование для решения изобретательских задач
Практика. Решение изобретательских задач с помощью приёма «Применение сильных окислителей».
5.20. Теория. Использование знаний о водороде и его соединениях для решения изобретательских задач.
Практика. Решение изобретательских задач с использование различных сведений о свойствах водорода.
5.21. Вода - как вещество несущее неиссякаемые возможности использования в изобретательстве.
Практика. Решение изобретательских задач с использование различных сведений о свойствах воды.
5.22. Поиски методов борьбы с нефтяным загрязнением океана с помощью знаний физики, химии, биологии и ТРИЗ.
Практика. Решение проблем охраны природы и сохранения природных ресурсов с помощью теории решения изобретательских задач.
5.23.ТРИЗ в криминалистике. Значение знаний физики, химии, биологии и ТРИЗ в логике раскрытия преступлений. Методы исследования «микроследов».
Практика. Решение задач юридической направленности с помощью ТРИЗ.
5.24. Выявление технических и физических противоречий в изобретательских задачах и разрешение их с помощью системы изобретательских приёмов, использующих интеграцию знаний точных и естественных наук.
Практика. Решения изобретательских задач с помощью выявления в них противоречия и его разрешение использованием системы приёмов и реестра научных эффектов и явлений.
6. Заключение (4 часа)
6.1. Подведению итогов изучения ТРИЗ за год.
Практика. Оформление полученных новых знаний и собственных достижений.
2 год обучения
1. Системный оператор (11 часов)
1.1. Структура теории решения изобретательских задач. Системный оператор в структуре ТРИЗ.
Практика. Решение изобретательских задач с учётом законов развития систем
1.2. Практика. Решение изобретательских задач с помощью многоэкранной схемы, учитывающей этапы развития систем
1.3. Функционально-стоимостный анализ задачи
Практика. Решение изобретательских задач с учётом их функционально-стоимостного анализа
1.4. Мини- или макси-задача.
Практика. Решение изобретательских задач с помощью системного оператора (СО)
1.5. Эмпатия и метод ММЧ (манипулирование маленькими человечками)
Практика. Решение изобретательских задач с помощью метода ММЧ.
2. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) (68 часов)
2.1. АРИЗ в структуре теории решения изобретательских задач. Структура АРИЗ.
Практика. Создание собственного алгоритма решения изобретательских задач, используя сведения по ТРИЗ 1-ого года изучения. Сравнение и анализ полученного алгоритма с АРИЗом Альтшуллера.
2.2. Первая часть АРИЗ – постановка задачи.
Практика. Формулирование изобретательских задач из поставленных проблем.
2.3. Переход от задачи к модели задачи.
Практика. Составление и анализ модели изобретательской задачи.
2.4. Необходимые компоненты модели задачи.
Практика. Анализ предложенных изобретательских задач с целью поиска всех необходимых компонентов модели задачи.
2.5. Формулирование ИКР (идеального конечного результата).
Практика. Составление формулировок ИКР в предложенных изобретательских задачах.
2.6. Формулирование технического противоречия.
Практика. Составление формулировок технических противоречий в предложенных изобретательских задачах.
2.7. Средства АРИЗ для борьбы с противоречиями.
Практика. Классификация всех средств борьбы с противоречиями.
2.7.1. Таблица «Приёмы устранения противоречий» или «Изобретательские приёмы».
Практика. Разрешение противоречий с помощью Таблицы «Изобретательские приёмы».
2.7.2. Типовые приёмы и таблица их применения.
Практика. Использование типовых приёмов для разрешения противоречий.
2.7.3. Вепольные преобразования задачи.
Практика. Создание вепольных преобразований изобретательских задач и использование их для решения.
2.7.4. Таблицы применения физических и химических эффектов.
Практика. Использование таблицы применения физических и химических эффектов для разрешения противоречий в изобретательских задачах.
2.8. Проверка и развитие найденных идей.
Практика. Развитие полученной идеи в других областях.
3. Базы данных изобретательских задач (28 часов)
3.1. Базы данных изобретательских задач (литературные, интернетовские)
Практика. Практическое знакомство с базами данных изобретательских задач, их поиск.
3.2. «Патенты» природы
Практика. Поиск объектов являющихся оптимальными изобретениями природы.
3.3. Ознакомление с понятием форм интеллектуальной собственности
Практика. Создание собственной базы данных изобретательских задач
4. Формулирование изобретательских задач (102 часов)
4.1. Знакомство с содержанием авторских свидетельств и патентов.
Практика. Формулировка изобретательских задач из содержания авторских свидетельств и патентов.
4.2. Анализ содержания открытий, теорий, законов, эффектов разных дисциплин с целью их использования для формулирования изобретательских задач.
Практика. Формулировка изобретательских задач из содержания открытий, теорий, законов, эффектов разных дисциплин.
4.2.1. Практика. Формулировка изобретательских задач из содержания физических и математических открытий, теорий, законов, эффектов
4.2.2. Практика. Формулировка изобретательских задач из содержания химических открытий, теорий, законов
4.2.3. Практика. Формулировка изобретательских задач из содержания биологических и экологических открытий, теорий, законов, эффектов
4.2.4. Практика. Формулировка изобретательских задач из содержания предмета ОБЖ
4.2.5. Практика. Формулировка изобретательских задач из содержания географических и геологических открытий, теорий, законов
4.2.6. Практика. Формулировка изобретательских задач из содержания литературных произведений
4.2.6.1. Практика. Формулировка изобретательских задач из содержания фантастических произведений
4.2.6.2. Теория решения изобретательских задач в фантастике Альтова (Альтшуллера).
Практика. Анализ фантастических произведений Альтшуллера с точки зрения ТРИЗ.
4.3. Практика. Формулировка изобретательских задач из социальных проблем
4.4. Практика. Формулировка изобретательских задач из содержания исторических событий и фактов
4.4.1. Практика. Соотношение поступков исторических деятелей с приёмами ТРИЗ
4.5. Практика. Формулировка изобретательских задач из проблем следствия и криминалистики
4.6. Практика. Формулировка изобретательских задач из содержания произведений искусства
4.6.1. Использование изобретательских приёмов в древнерусской иконописи.
Практика. Анализ содержания икон с точки зрения использования авторами изобретательских приёмов.
4.7. Практика. Формулировка изобретательских задач из содержания структуры изобретённых бытовых приспособлений
5. Заключение
5.1. Подведение итогов изучения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) за год.
Практика. Техническое, эстетическое, методическое и юридическое оформление полученных знаний и достижений.
- Методическое обеспечение программы
Формы занятий по программе
В реализации программы ТРИЗ - основная форма обучения т.к. эта форма определяет организацию обучения с группой учащихся постоянного состава и по твёрдому расписанию. Из разных видов занятий наиболее приемлемы комбинированные, т.к. они решают несколько педагогических целей: овладение новыми знаниями, формирование и совершенствование умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.
Программа ТРИЗ - теория решения изобретательских задач предполагает различные формы занятий с детьми: фронтальную, индивидуальную, групповую. Первая предполагает совместные действия всех учащихся объединения под руководством учителя. Вторая означает самостоятельную работу каждого обучающегося. Наиболее эффективной является организация групповой работы, когда в группе работают 4-7 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными. Результаты работы групп сообщаются и оцениваются. Состав групп может быть однородным по подготовке или неоднородным. Работа в группах стимулирует активность учеников, их взаимодействие, взаимообучение, создает психологический комфорт.
Методы обучения по программе
Словесные методы
Из словесных методов обучения на занятиях по программе ТРИЗ используются: лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой (для составления формально-логических моделей и матрицы идей).
Объяснение как монологическая форма изложения применяется при изучении теоретического материала различных наук, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни, что обучающимся необходимо знать или вспомнить для решения той или иной задачи. Объяснение требует точного и чёткого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса, последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств, использования сравнения, сопоставления, аналогии, привлечения ярких примеров и безукоризненной логики изложения.
Беседа как диалогический метод обучения, при котором учитель путём постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала, является главным словесным методом реализации целей программы ТРИЗ. В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. При направляющей роли учителя беседы можно переводить в форму научной дискуссии. Таким формам дискуссий как «метод проб и ошибок» (МПиО), «мозговой штурм» (брейнсторминг) уделяется особое внимание, так как эти понятия входят в план обучения по программе теории решения изобретательских задач.
Работа с информационными источниками
При изучении программы ТРИЗ используется ряд приёмов самостоятельной работы с информационными источниками. Основные из них: конспектирование, составление плана текста, цитирование (обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница, номер авторского свидетельства или патента), аннотирование (краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла, рецензирование (написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном), составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного, составление тематического тезауруса (упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме), составление матрицы идей (сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов), составление справки (сведений о чем-нибудь, полученных после поисков). Справки делаются статические, биографические, терминологические (ТРИЗ требует знаний новой терминологии).
Наглядные методы обучения.
Из наглядных методов обучения при изучении курса "ТРИЗ - теории решения изобретательских задач" предполагается показ обучающимся иллюстративных пособий (плакатов, таблиц, картин, репродукций предметов художественного творчества, зарисовок на доске и пр.).
Метод демонстраций предполагает демонстрацию приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, презентаций и др., связанных с изучаемой темой и содержанием изобретательских задач. Для формулирования изобретательских задач (2-ой год обучения) следует привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации при демонстрации преподавателем технического устройства, наглядного пособия, видеосюжета, биологического объекта и т.д.
Практические методы обучения.
Из практических методов наибольшее значение приобретают упражнения - многократные выполнения действий с целью повышения их качества. Упор в данной программе делается на упражнения умственных действий по определённому алгоритму (АРИЗ). Выбор формы упражнения (устное, письменное, графическое, учебно-трудовое) зависит от содержания изучаемой темы или решаемой задачи и превалирующей формы памяти ребёнка (зрительная, слуховая, механическая, логическая). Желательно перед началом изучения курса программы предложить детям (в игровой форме) выяснить их психологический тип с помощью психологических тестов (визуал, аудиал, кинестетик). Это поможет им выбирать оптимальные для себя методы решения изобретательских задач.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.
К графическим упражнениям по программе ТРИЗ относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок. Всё это предусматривается содержанием программы. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.
Особую роль в реализации программы приобретают проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к системно-логическому мышлению (тема «АРИЗ», «Вепольный анализ» и др.).
Лабораторные работы.
Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями природы или эффектами различных дисциплин. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц и т.д., которые используются в дальнейшем для изучения содержания программы или для решения изобретательских задач.
Практические работы.
Особый вид практических методов обучения в программе ТРИЗ составляют занятия с обучающими компьютерными программами, которые разработаны автором для некоторых тем.
Любой метод - лекцию, демонстрацию, практическую работу - можно построить традиционно и проблемно. Содержание программы в большинстве требует именно проблемного изложения, которое заключается в том, что учитель ставит проблему (задачу), показывает путь ее решения, а ученик усваивает логику решения.
Частично-поисковый метод включает учеников в решение проблемы, поставленной учителем, на отдельных этапах.
Исследовательский метод предполагает, что ученики под руководством учителя решают проблемы, организуют эксперимент и используют другие средства учебного поиска.
Активизация и интенсификация обучения означает также опору на эмоции и подсознание. С помощью приемов психологического тренинга, предложенных программой, активизируется восприятие, переработка, запоминание и применение информации.
Из интенсивных методов обучения программа ТРИЗ - теория решения изобретательских задач предусматривает использование обучающих дидактических игр, сущность которых - моделирование и имитация. В игре в упрощенном виде воспроизводится, моделируется действительность и операции участников, имитирующие реальные действия. Достоинства игры: изучаемый материал делается личностно значимым для ученика, формируется отношение к материалу; игра стимулирует творческое мышление; создает повышенную мотивацию к учению; формирует коммуникативные качества. Ограничения в применении игры: требует больших затрат учителя по разработке; часто игровой азарт победить заслоняет для ученика познавательные цели.
Кроме имитационных, возможно использование условно соревновательных игр (конкурсов, КВН, викторин, "Аукционов знаний" и т.п.). Их применение, помимо решения основной цели реализации программы (развитие системно-логического мышления) развивают интерес к знаниям, формируют умения добывать знания, воспитывают коллективизм.
Программой ТРИЗ предусматривается использование научного метода оперирования с понятиями. Новые научные знания курса отражены в понятиях. Знание понятий говорит об усвоении основ изучаемой науки. Работа с педагогическими понятиями развивает понятийное, абстрактное, научное мышление, освобождает от бытового пересказа. Для овладения предметом выделены пять операций с понятиями:
- Узнавание термина - отнесение его к определенной области знания.
- Определение понятия - отнесение его к роду предметов и указание существенных признаков.
- Раскрытие объема и содержания понятия (объем - перечень классов предметов, отраженных понятием; содержание - характеристика главных признаков).
- Установление связей данного понятия с другими по принципу ниже, выше, рядом и отдельно стоящее понятие.
- Практическая интерпретация понятия - раскрытие практических действий, отражаемых понятием.
Программа теории решения изобретательских задач придает большое значение знанию научной терминологии и рекомендует оформлять словарь терминов по изучаемому предмету.
Особое место при изучении темы «Место ТРИЗ в истории развития науки о творческом мышлении» приобретают методы развития творческого мышления (метод проб и ошибок (МПиО), мозговой штурм (брейнсторминг), синектика, ММЧ (метод маленьких человечков), эмпатия, морфологический анализ и ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Эти методы используются для решения поставленных программой задач, для их изучения уделяется специальное время. А на основе ТРИЗ практически строится весь курс программы.
Выбор методов обучения является делом творческим. Оптимизированное решение - опираясь на научные знания, педагог руководствуется критериями выбора методов. Критерии требуют, чтобы методы были адекватны целям и содержанию обучения, теме урока, уровню знаний, способностям, особенностям учеников, возможностям, подготовленности учителя, условиям и времени обучения.
Дидактический материал
Важнейшим средством обучения, закрепления и контроля по программе ТРИЗ является дидактический материал. Основным руководящим материалом для создания дидактического комплекса каждого занятия является содержание учебной программы курса. В зависимости от темы теоретического занятия и содержания изобретательских задач программа предусматривает использование разных видов дидактического материала:
- практического (стенды, макеты, тренажёры),
- образного (видео- и фотоматериалы, слайды, электронные средства обучения)
- понятийно-логического (учебно-технологические и инструкционные карты, учебники, справочники, схемы, диаграммы, таблицы, плакаты, репродукции, техническая документация (авторские свидетельства и патенты), программированные материалы).
Содержание и методика разработки дидактического комплекса предоставляется на усмотрение преподавателя (примеры предлагаются в Приложении). Дидактический обучающий комплект по отдельным темам необходимо ежегодно просматривать, корректировать, обновлять.
Способы проверки прогнозируемых результатов
Мониторинг успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся, мониторинг уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) воспитанниками творческого объединения.
Виды аттестации: входной контроль, текущая, промежуточная и итоговая. Входной контроль (предварительная аттестация) – это оценка исходного уровня знаний обучающихся перед началом образовательного процесса - проводится в период с 1 по 15 сентября. Текущая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной образовательной программы в период обучения после начальной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации.
Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного периода (этапа, года обучения) - проводится в период с 20 по 30 декабря и с 20 по 30 мая.
Итоговая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися уровня достижений, заявленных в образовательных программах по завершении всего образовательного курса программы - проводится в период с 20 по 30 мая. Программа итоговой аттестации (при любой форме проведения и в любой направленности) должна содержать методику проверки теоретических знаний воспитанников и их практических умений и навыков (проводится в период с 20 по 30 мая). Содержание программы итоговой аттестации определяется самим педагогом на основании содержания образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.
Как проверить знания, умения и навыки, то есть уровень освоения образовательной программы воспитанником, так, чтобы результат был максимально беспристрастным и объективным? Как известно, образовательная программа состоит из учебных тем. Сначала нам надо определить, насколько хорошо воспитанник усвоил каждую тему. Делается это так. Педагог определяет теоретические и практические требования к конкретной теме, например: правильно ответить на три вопроса и выполнить четыре задания. Таким образом, у нас всего семь оцениваемых параметров. Предположим, обучающийся показал следующие результаты:
№ | Оцениваемые параметры | Результаты учащегося |
1-й теоретический вопрос | + (правильно) | |
2-й теоретический вопрос | - (неправильно) | |
3-й теоретический вопрос | 3 + (правильно) | |
1-е практическое задание. | + (правильно) | |
2-е практическое задание. | - (неправильно) | |
3-е практическое задание. | - (неправильно) | |
4-е практическое задание. | + (правильно) |
Если, обучающийся из семи параметров освоил четыре. Делим это число на общее количество заданий по теме и умножаем на 100%: (4:7)х100%=60%. Таким образом, данную тему воспитанник усвоил на 60%, что соответствует среднему уровню. Предположим, в образовательной программе всего три темы, которые учащийся усвоил, соответственно на 100%, 80% и 60%. Складываем эти значения и делим на количество тем в программе: (100%+80%+60%):3=80%. Получается, что учащийся усвоил программу на 80% - это высокий уровень. Как определить общий уровень объединения в целом? "Положение об аттестации обучающихся" предлагает педагогам два количественно - качественных параметра: во-первых, сколько обучающихся имеют высокий, средний и низкий уровень знаний, и, во-вторых, степень выполнения обучающимися образовательной программы (сколько детей - полностью, сколько - в необходимой степени; все это легко перевести в проценты). Говорить о полном, то есть 100% усвоении образовательной программы мы можем, если только обучающийся имеет высокий уровень обучения (согласно "Положению об аттестации обучающихся" высокий уровень - это усвоение более 70% содержания программы). Поэтому количество обучающихся, полностью освоивших образовательную программу, соответствует количеству обучающихся, имеющих высокий уровень. Остальные воспитанники, то есть имеющие средний и низкий уровень, будут относиться к группе, освоивших программу в необходимой степени. Если большинство обучающихся полностью освоило программу, то есть имеют высокий уровень знаний, значит, общий уровень объединения хороший. Также о хорошем уровне объединения говорит количество воспитанников, имеющих высокий и средний уровень по отношению к общей численности. Если большинство воспитанников имеет высокий и средний уровень, то объединение работает хорошо. Здесь можно предложить формулу качества: сложить количество воспитанников, имеющих высокий и средний уровень, разделить это число на общее количество обучающихся в объединении и умножить результат на 100%. Получившийся процентный результат и будет отражать качество обучения. Приведем пример. В творческом объединении 15 воспитанников: 8 имеют высокий уровень, 6 - средний и 1 - низкий. Тогда ((8+6):15)х100%=93%. Таков показатель качества обучения.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации специалистов, реализующих программу: соответствие должности педагога дополнительного образования, обладание высоким уровнем педагогической и профессиональной компетентности, гуманистической направленностью, владение высокими образцами труда (мастерство), поиск нового (новаторство). Возможность повышения профессионального мастерства: участие в методических объединениях, семинарах, конкурсах, прохождение курсов повышения квалификации.
Список источников
Для педагогов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р). - Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 06.10.2009.№373 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 г., рег № 17785).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 17.12.2010.№1897 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России01.02.2011 г., рег № 19644).
- Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под. ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2008.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения/ Основная школа. - М.: Просвещение, 2010.
- Профессиональный стандарт педагога /Утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
- СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
- Иванов Г.И. Денис-изобретатель Рассказы и задачи для развития творческого мышления (2010 г.) — 112 стр.
- Кукалев С.В. Правила творческого мышления или тайные пружины ТРИЗ. Учебное пособие (2014 г.) — 416 стр.
- Пчелкина Е.Л. По ступенькам ТРИЗ. Первый год обучения (2010 г.) — 176 стр.
- Шпаковский Н.А. ТРИЗ. Анализ технической информации и генерация новых идей (2010 г.) — 264 стр.
- Шпаковский Н.А. Новицкая Е.Л. ТРИЗ. Практика целевого изобретательства (2011 г.) — 336 стр.
Интернет-ресурсы:
- http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
- http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
- http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей]
- http://metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»];
- www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];
- http://www.uchportal.ru [Учительский портал];
- http://www.методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];
- http://indigo-mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества];
- http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];
- http://pedsovet.org [Всероссийский интернет-педсовет];
- http://www.drofa.ru [Сайт издательства «Дрофа»];
- http://www.fipi.ru [Сайт Федерального института педагогических измерений];
- http://easyen.ru [Современный учительский портал];
- http://www.openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];
- http://wiki.iteach.ru [Сайт кампании «Интел»];
- http://www.schoolpress.ru [Портал «Школьная пресса»];
- http://window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];
- http://www. rusandroid.ru. [Серийные андроидные роботы в Росси]
- http://www.altshuller.ru [Сайт фонда Альтшуллера]
- http://matriz.ru/ [Официальный сайт МА ТРИЗ]
- http://www.trizminsk.org/ [«Школа ТРИЗ»]
- http://www.trizland.com/ [«ТРИЗисный центр»]
- http://ratriz.ru/ [Российская ассоциация ТРИЗ]
Для учащихся:
- Иванов Г.И. Денис-изобретатель Рассказы и задачи для развития творческого мышления (2010 г.) — 112 стр.
- Кукалев С.В. Правила творческого мышления или тайные пружины ТРИЗ. Учебное пособие (2014 г.) — 416 стр.
- Пчелкина Е.Л. По ступенькам ТРИЗ. Первый год обучения (2010 г.) — 176 стр.
- Шпаковский Н.А. ТРИЗ. Анализ технической информации и генерация новых идей (2010 г.) — 264 стр.
- Шпаковский Н.А. Новицкая Е.Л. ТРИЗ. Практика целевого изобретательства (2011 г.) — 336 стр.
Интернет-ресурсы:
- http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];
- www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];
- http://www.trizminsk.org/ [«Школа ТРИЗ»]
- http://www.trizland.com/ [«ТРИЗисный центр»]
- http://ratriz.ru/ [Российская ассоциация ТРИЗ]
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ведомость
промежуточной и итоговой аттестации
на 20___20___ уч. год.
Педагог дополнительного образования ____________________________________
Творческое объединение________________________________________________
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа)____________________________________________
Срок обучения ________________________________________________________
Группа (год обучения) __________________________________________________
Формы промежуточной аттестации: открытое занятие, собеседование, зачёт, защита творческой работы, сдача нормативов, контрольные упражнения, спектакль, выставочный просмотр, вопросник по программе, соревнование, викторина (нужное подчеркнуть)
Формы итоговой аттестации: итоговое открытое занятие, контрольная работа, выставка, презентация, премьера спектакля, соревнование, итоговая шоу-программа, отчётный концерт, зачёт, конкурс, фестиваль, экзамен, реферат, творческий проект (нужное подчеркнуть)
№ п/п | ФИ обучающегося | Уровень усвоения программы | ||||||
Промежуточная аттестация | Итоговая аттестация | Итог года | ||||||
Начало года, (сентябрь - октябрь) (дата) | Уровень знаний, умений и навыков | Середина года (декабрь-январь) (дата) | Уровень знаний, умений и навыков | Конец года (апрель-май) (дата) | Уровень знаний, умений и навыков | |||
1 |
| |||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 |
Начало учебного года
Всего аттестовано _________ обучающихся.
Из них по результатам аттестации:
высокий уровень_________ чел.
средний уровень ___________чел.
низкий уровень _________чел.
«___»________________20____г
_________________
Подпись педагога
Середина учебного года
Всего аттестовано _________ обучающихся.
Из них по результатам аттестации:
высокий уровень_________ чел.
средний уровень ___________чел.
низкий уровень _________чел.
«___»________________20____г
________________
Подпись педагога
Результаты за год:
Всего аттестовано _________ обучающихся.
Из них по результатам аттестации:
высокий уровень_________ чел.
средний уровень ___________чел.
низкий уровень _________чел
«___»________________20____г
__________________
Подпись педагога
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...