Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ТРИЗ»
рабочая программа (5 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТРИЗ»
для обучающихся 5 классов
(основное общее образование)
(направление - общеинтеллектуальное)
срок реализации рабочей программы – 3 года
I. результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия:
- выбор ценностных ориентиров, определение своего способа достижения результата;
- развитие Я-концепции и самооценки;
- проявление познавательного интереса в области инженерной деятельности;
- положительное отношение к занятиям предметно-практической направленности;
- понимание нравственно-этического оценивания;
- ориентации, а также действия в социальных ролях и межличностных отношениях;
- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- определение целей на основании того, что известно, в направлении неизвестного;
- определение последовательности действий с учетом конечного результата, составление плана последовательности действия;
- предвосхищение результата решения творческой задачи и характеристик его применения;
- сличение достигнутого результата с аналогом или временными характеристиками результата с целью обнаружения отклонений или отличий;
- внесение необходимых дополнений и корректив в план действий или способа решения инженерных задач в случае с расхождение с планируемым или реальным результатом;
- определение достаточности уровня достижения прогнозируемого результата;
- способность к мобилизации сил для достижения планируемого результата, к преодолению препятствий, конфликтов и противоречий.
Познавательные универсальные учебные действия:
- постановка и формулирование проблем, самостоятельное построение алгоритмов решения инженерных задач;
- исследовательские действия (поиск и выделение информации, применение методов информационного поиска);
- сложные формы опосредствования познавательной деятельности (переработка и структурирование информации, определение идеи и представление идеи, формирование доказательной базы, построение речевого высказывания в устной и письменной форме);
- применение различных методов запоминания информации, на основании активизации памяти;
- формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта;
- работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента логического мышления (анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек);
- моделирование с выделением существенных характеристик объекта; изменение модели с целью выявления выделенных закономерностей;
- самостоятельное создание способов решения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- планирование учебного сотрудничества — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Метапредметные:
В результате изучения курса «Теория решения изобретательских задач» обучающийся приобретёт:
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
- информационную компетентность (умение извлекать информацию из различных источников, представлять ее, уметь структурировать, оценивать, анализировать, отбирать);
- конкурентоспособное поведение (соперничество, мобильность, ответственность, участие в общественных делах);
- креативность (новизна и нестандартность решений, способность переключаться с одной идеи на другую, готовность работать с фантастическим контекстом, использовать ассоативные, символические средства для выражения своих мыслей, видеть в простом сложное и наоборот- развивать мысль);
- способность к саморегуляции, самоорганизации, самооценке (критически оценивать свои действия, результат своей деятельности, положительная рефлексия);
- социально-правовую компетентность (интерес и настойчивость в знании своих прав, знания способов решения проблем правовым способом, уметь решать их).
Предметные:
В результате изучения курса «Теория решения изобретательских задач» обучающийся научится (изучит):
- основные методы и приемы ТРИЗ: мозговой штурм, и его разновидности, приемы разрешений противоречий, системный подход в творчестве, личная аналогия, морфологический анализ;
- метод проб и ошибок;
- метод системного анализа;
- алгоритм решения изобретательских задач;
- основные положения ТРИЗ;
- метод морфологического анализа;
- приёмы воздействия на каналы восприятия;
- приемы разрешения противоречий;
- приемы системного анализа;
- идеальный конечный результат;
- метод систематизации перебора вариантов;
- метод «от противного»;
- метод выявления противоположностей;
- методы разрешения противоречий;
- приемы преодоления психологических барьеров творчества (инерция мышления);
- метод активизации воображения.
В результате изучения курса «Теория решения изобретательских задач» обучающийся получит возможность научится:
- решать изобретательские задачи;
- применять информационный фонд для решения задач;
- использовать методы и приемы преодоления психологической инерции (инерции мышления) и развития творческого воображения;
- использовать приемы и методы, направленные на активизацию творческого воображения и фантазии и преодоление психологической инерции мышления и познавательно - психологических барьеров;
- проводить морфологический анализ конкретной изобретательской задачи;
- использовать приемы и методы, направленные на генерирование творческих идей и повышение эффективности решения творческих проблем и задач.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс
Раздел 1. Введение в теорию решения изобретательских задач
Введение в ТРИЗ. Понятие об изобретательских задачах. История развития науки о творческом мышлении: метод проб и ошибок (МПиО), мозговой штурм (брейнсторминг) А. Осборна.
Раздел 2. Синектика У. Гордона
Синектика У. Гордона. 4 вида аналогий в синектике.
Раздел 3. Метод маленьких человечков в ТРИЗ
Метод маленьких человечков в ТРИЗ. Решение изобретательских задач.
Раздел 4. Символическая и фантастическая аналогии. Морфологический анализ Ф. Цвикки
Символическая и фантастическая аналогии. Сказки.Случайные открытия в истории изобретательства. Решение изобретательских задач.
Раздел 5. Системное видение мира.
Системное видение мира. Системный подход в изобретательстве. Поиск решений изобретательских задач. Сущность изобретательских приёмов.
Раздел 6. Уровни приёмов ТРИЗ: «макро» и «микро».
Уровни приёмов ТРИЗ: «макро» и «микро». Поиск решения изобретательских задач. Подведению итогов изучения ТРИЗ за год.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ | Тема раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Введение в теорию решения изобретательских задач | 2 | 3 | 5 |
2 | Синектика У. Гордона | 2 | 3 | 5 |
3 | Метод маленьких человечков в ТРИЗ | 2 | 3 | 5 |
4 | Символическая и фантастическая аналогии. Морфологический анализ Ф. Цвикки | 2 | 4 | 6 |
5 | Системное видение мира | 2 | 4 | 6 |
6 | Уровни приёмов ТРИЗ: «макро» и «микро» | 2 | 5 | 7 |
| Итого | 12 | 22 | 34 |
Календарно - тематическое планирование
5 класс (34 ч)
№
|
Раздел |
Тема
| Количество часов | Дата проведения |
Корректировка | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
план | факт | план | факт | ||||
1 | Введение в теорию решения изобретательских задач | Введение в ТРИЗ. Понятие об изобретательских задачах | 1 |
|
|
|
|
2 | История развития науки о творческом мышлении: метод проб и ошибок (МПиО), мозговой штурм (брейнсторминг) А. Осборна | 1 |
|
|
|
| |
3 | Решение изобретательских задач «Введение в ТРИЗ» | 1 |
|
|
|
| |
4 | Решение задач «Метод проб и ошибок (МПиО)» | 1 |
|
|
|
| |
5 | Решение задач «Мозговой штурм (брейнсторминг) А. Осборна» | 1 |
|
|
|
| |
6 | Синектика У. Гордона | Синектика У. Гордона | 1 |
|
|
|
|
7 | 4 вида аналогий в синектике | 1 |
|
|
|
| |
8 | Поиск решений изобретательских задач | 1 |
|
|
|
| |
9 | Решение изобретательских задач «Синектика У. Гордона» | 1 |
|
|
|
| |
10 | Решение задач «4 вида аналогий в синектике» | 1 |
|
|
|
| |
11 | Метод маленьких человечков в ТРИЗ | Метод маленьких человечков в ТРИЗ | 1 |
|
|
|
|
12 | Поиск решений изобретательских задач | 1 |
|
|
|
| |
13 | Решение изобретательских задач | 1 |
|
|
|
| |
14 | Решение задач № 1 «Метод маленьких человечков в ТРИЗ» | 1 |
|
|
|
| |
15 | Решение задач № 2 «Метод маленьких человечков в ТРИЗ» | 1 |
|
|
|
| |
16 | Символическая и фантастическая аналогии. Морфологический анализ Ф. Цвикки | Символическая и фантастическая аналогии. Сказки | 1 |
|
|
|
|
17 | Случайные открытия в истории изобретательства | 1 |
|
|
|
| |
18 | Поиск решений изобретательских задач | 1 |
|
|
|
| |
19 | Решение изобретательских задач «Сказки» | 1 |
|
|
|
| |
20 | Решение задач «Символическая и фантастическая аналогии» | 1 |
|
|
|
| |
21 | Решение задач «Случайные открытия в истории изобретательства» | 1 |
|
|
|
| |
22 | Системное видение мира | Системное видение мира | 1 |
|
|
|
|
23 | Системный подход в изобретательстве. Сущность изобретательских приёмов | 1 |
|
|
|
| |
24 | Поиск решений изобретательских задач | 1 |
|
|
|
| |
25 | Решение задач «Системное видение мира» | 1 |
|
|
|
| |
26 | Решение задач «Системный подход в изобретательстве» | 1 |
|
|
|
| |
27 | Решение задач «Сущность изобретательских приёмов» | 1 |
|
|
|
| |
28 | Уровни приёмов ТРИЗ: «макро» и «микро» | Уровни приёмов ТРИЗ: «макро» | 1 |
|
|
|
|
29 | Уровни приёмов ТРИЗ: «микро» | 1 |
|
|
|
| |
30 | Поиск решений изобретательских задач | 1 |
|
|
|
| |
31 | Решение изобретательских задач | 1 |
|
|
|
| |
32 | Решение задач. Уровни приёмов ТРИЗ: «макро» | 1 |
|
|
|
| |
33 | Решение задач. Уровни приёмов ТРИЗ: «микро» | 1 |
|
|
|
| |
34 | Подведению итогов изучения ТРИЗ за год | 1 |
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»
Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ» (ТРИЗ)
Программа «ТРИЗ» является составляющей программы творческого развития обучающихся внеурочной деятельности школы.Изучение ТРИЗ осуществляется с помощью изобретательских задач, которые форму...