Рабочая программа "Основы ТРИЗ" 5-7 классы
рабочая программа (7 класс) на тему

Коренькова Ирина Геннадьевна

Творческая активность, находчивость, изобретательность и смекалка достигают наивысшего напряжения и получают отличную тренировку, когда мысль захвачена стремлением решить заинтересовавшую задачу. Найденное решение или даже чтение изложенного остроумного решения всегда вызывает умственное удовлетворение, эстетическое наслаждение.

       В программу спецкурса включены элементы исследовательской деятельности, формирующие исследовательскую компетентность обучающихся.

     Курс «Основы ТРИЗ» рассчитан на 34 часа для учащихся 5-7–х классов и призван помочь в углублении знаний школьных предметов, научиться решать творческие задачи.

       Программа составлена на основе авторской программы коллектива учителей Ангарской экспериментальной школы №12 1996г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Основы ТРИЗ"153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коренькова Ирина Геннадьевна, учитель математики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Авторская педагогическая разработка

Рабочая программа

Основы ТРИЗ

 (5-7 классы,

34 часа - 5 класс, 34 часа - 6 класс,

34 часа - 7 класс, итого - 102 часа)

                                                     Автор разработки:    

                                                                            Коренькова Ирина Геннадьевна,

                                                                             учитель математики, высшей КК            

                                                                                 

         Рецензенты:

                                                  В.С.Муравьева, учитель математики

                                         высшей кв.к. МОУ СОШ №25,

                                                          Т.Н.Лесничая, преподаватель математики

                             высшей кв.к. Тулунского

                                             государственного педагогического  

   колледжа

Пояснительная записка

       В настоящее время в России увеличивается интерес к внедрению инновационных технологий развивающего обучения. Анализ эффективности их позволяет сделать вывод, что одной из результативных технологий является ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

       Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности нужны только узкой группе специалистов: научным работникам и милицейским следователям, для всех остальных они – ненужная роскошь. Но современный мир столь динамичен и меняется так стремительно, что выжить в нем, опираясь на наработанные стереотипы, невозможно. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую, творческую активность.

     Теория решения изобретательских задач начала создаваться в нашей стране как наука изобретения. С ее помощью можно научить изобретать каждого, кто захочет этому научиться. Она сделает необыкновенно интересным, увлекательным любой школьный предмет, поможет быстро освоиться в новой, еще незнакомой области. Научит творчески мыслить, всюду и везде искать новые нестандартные пути.
ТРИЗ показывает взаимосвязь между физикой и химией, роль аналитических приемов и методов при решении практических задач, способствует развитию логического, нестандартного мышления, учит выдвигать гипотезы, научно обосновывать их или опровергать.
      Эффективность ТРИЗ основана на использовании универсальных законов развития систем (технических, экономических, социальных и др.) являющихся фактически конкретизацией законов диалектики, сформулированных Гегелем. Поэтому ТРИЗ организует мышление, делает его системным, учит в каждом предмете или явлении видеть положительные и отрицательные стороны, противоречия развития, связь с надсистемой и подсистемами. На этой основе формируется стиль мышления, направленный не только на приобретение готовых знаний, но и на самостоятельную генерацию новых знаний, умение видеть, ставить и решать проблемные задачи.

      Применение элементов ТРИЗ в обучении предполагает не только усвоение (изменения в сфере знаний), но и развитие (изменение в сфере способов деятельности).

Творческая активность, находчивость, изобретательность и смекалка достигают наивысшего напряжения и получают отличную тренировку, когда мысль захвачена стремлением решить заинтересовавшую задачу. Найденное решение или даже чтение изложенного остроумного решения всегда вызывает умственное удовлетворение, эстетическое наслаждение.

       В программу спецкурса включены элементы исследовательской деятельности, формирующие исследовательскую компетентность обучающихся.

     Курс «Основы ТРИЗ» рассчитан на 17 часов для учащихся 5-7–х классов и призван помочь в углублении знаний школьных предметов, научиться решать творческие задачи.

       Программа составлена на основе авторской программы коллектива учителей Ангарской экспериментальной школы №12 1996г.

      В 2014 году на основании учебного плана в программу внесены изменения. Увеличено количество часов с 0,5 до 1 часа в неделю. Согласно плана в 5 классе - 34 часа, в 6 классе  - 34 часа, в 7 классе - 34 часа.

      Цели данной программы:

формирование культуры творческого мышления, исследовательских компетенций обучающихся, выработка представлений о сути природных, технических явлений и их взаимосвязи, умение производить научные аргументированные рассуждения, обретение опыта в анализе жизненных ситуаций.

Задачи курса:

- сформировать у обучающихся систематизированное представление о теории решения изобретательских задач;

- познакомить обучающихся с основными понятиями и закономерностями изобретательской науки;

- научить обучающихся применять теоретический аппарат при решении практических задач;
- развивать качества творческой личности, познавательные потребности и способности школьников;

- формирование и развитие у обучающихся умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования.

Прогнозируемый результат:

  • увеличение числа обучающихся, умеющих применять знания в новой ситуации, умеющих оперировать экранами системного оператора при рассмотрении объектов, находить и разрешать противоречия в учебной деятельности и жизни.

Использование технологий ТРИЗ в обучении позволяет добиться  повышения собственного творческого потенциала и реализовать творческие способности учащихся при минимальных затратах.


Содержание программы

5 класс

1. Введение в теорию решения изобретательских задач. (1ч.)
С чего начинается творчество. Качества творческой личности. Борьба с психологической инерцией. Личная аналогия (эмпатия). Приемы решения изобретательских задач. Развитие умений видеть проблемы.


2. Методы решения изобретательских задач. (4ч.)

 Метод проб и ошибок. Метод перебора вариантов. Выбор темы исследования.

3. Решение задач на основе ИКР. (5ч.)

  Решение задач различными методами активизации творческого процесса, определение идеального конечного результата. Определение цели исследования.

4. Решение задач на основе приемов разрешения противоречий. (4ч.)

    Разрешение противоречий во времени, в пространстве. Задачи исследования.

5. Решение задач на основе разрешения противоречий и ИКР (2ч.)

  Самостоятельная работа. Решение творческих задач на основе разрешения противоречий и ИКР.

6. Моделирование маленькими человечками. (3ч.)

    Метод маленьких человечков. Природные явления. Развитие умений выдвигать гипотезы. Искусство задавать вопросы.

7. Лжезагадки. (2ч.)

    Определить и сравнить загадки и лжезагадки. Определение понятий. Загадки-определения.

8. Практикум решения изобретательских задач. (5ч.)
Решение творческих задач (технических, бытовых, сказочных). Развитие умения классифицировать.

9. Изобрети задачу. (6ч.)

Творческая мастерская. Где взять творческую задачу? Критерии изобретательской задачи.
Создание творческих задач, решение и их защита. Развитие умений и навыков работы с парадоксами.

10. Зачетный урок. Защита проектных работ. (2ч.)

    Обучающиеся представляют индивидуальную или в групповую зачетную работу исследовательского характера, созданную в течение всего периода изучения курса.

Содержание курса

6 класс

  1. Примеры изобретений, имеющих лицо современности. (1ч.)

 Олимпийские боги знали ТРИЗ. Решение творческих задач. Развитие умений и навыков наблюдения.

  1. Решение изобретательских задач с использованием системного оператора. (5ч.)

Системные подходы. Заполнение экранов системного оператора. Развитие умений и навыков экспериментировать. Развитие умений высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

  1. Решение изобретательских задач с использованием приемов разрешения противоречий. (6ч.)

Прием «Сделать наоборот», прием «Заранее», принцип вынесения, принцип посредника. Развитие умений работать с метафорами.

  1. Решение задач на основе ИКР. (4ч.)

       Решение творческих задач. Самостоятельная работа по решению творческих задач. Развитие умений выделять главное и второстепенное.

  1. Алгоритм решения изобретательских задач (4ч.)

        Сформировать представление об АРИЗ. Решение задач с помощью АРИЗ.

  1. Логические задачи. (7ч.)

         Сравнение творческих и логических задач. Тренировка ума через игру.

  1. Решение изобретательских задач (5ч.)

          Задачи с техническим уклоном. Житейские задачи. Задачи в научной фантастике. Решение задач различными приемами ТРИЗ. Самостоятельная работа по решению творческих задач.

  1. Урок-зачет. (2ч.)

Обучающиеся представляют индивидуальную или в групповую зачетную работу исследовательского характера, созданную в течение всего периода изучения курса.

Содержание курса

7 класс

  1. Примеры изобретений, имеющих лицо современности. (1ч.)

Приемы решения изобретательских задач: копирования, сфероидальности.

  1. Тризовец – профессия будущего? (3ч.)

Принцип лотереи. Решение технических, экологических, педагогических задач в игровой форме.

  1. Что такое веполь? Найти посредника. (5ч.)

Понятие веполя. Правило достройки веполя. Физические поля и вещества. Что делать если правило достройки веполей не работает? Разрушаем вредный веполь. Принцип посредника.

  1. Фазовые переходы. (4ч.)

Понятие фазового перехода. Полезное исключение. Автограф молнии. Типовые вещества с фазовыми переходами. Решение творческих и физических задач.

  1. Будем дробить! (2ч.)

Прием «Цепочка дробления». Фонтаны, дробление и фантазия. Самостоятельное решение задач.

  1. Изобретательские ресурсы. (2ч.)

Ресурсные вещества и их применение. Правило ресурсов. Ресурсы времени, пространства и формы.

  1. Фокусы и ресурсы. (2ч.)

Использование ресурсов фокусниками. Жизнь и деятельность Гарри Гудини. Главный ресурс мага.

  1. Главный закон, что такое ИКР. (3ч.)

Закономерности развития техники. Применение ИКР к решению задач.

  1. «Эсобразина» (1ч.)

Системы их развитие. Три этапа «Эсобразины». Детство системы. Развитие системы. Дряхлость системы. Зарождение новой системы.

  1. В поисках метода. (5ч.)

Методы активизации творческого процесса. Метод мозгового штурма, метод фокальных объектов, метод синектики. Практическая работа. Морфологический анализ

  1. По этажам технической системы. (1ч.)

Понятие системы, надсистемы, подсистемы. Решение задач.

  1. Хочешь стать изобретателем? (3ч.)

Решение творческих задач с помощью приемов разрешения технического противоречия, приема «ловушка», приема «матрешка».

  1. Урок-зачет. (2ч.)

Защита исследовательских проектов. Обучающиеся представляют индивидуальную или в групповую зачетную работу исследовательского характера, созданную в течение всего периода изучения курса

Описание разделов программы

       Программа спецкурса «Основы ТРИЗ» представляет собой последовательное прохождение материала на основе поочередного изучения отдельных тем по мере продвижения по годам обучения с постепенным углублением и усложнением материала на основе принципа «научности, систематичности, последовательности».

       Применение концентризма предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся от одной ступени обучения к другой. Более глубокое усвоение материала, позволяющее формировать творческое мышление.

       Мышление – это способность человека рассуждать, представляющая собой процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. Мышление базируется на знаниях ребенка. Программа построена таким образом, что имеет четко выраженную направленность на развитие и совершенствование интеллектуальных операций сравнения, анализа, синтеза, сделан акцент на формирование и более сложных мыслительных операций: умении проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному обучающимися признаку.

      В спецкурсе разработана система задач логического содержания, решение которых опирается не на вычисления, а на рассуждения, требуют построения цепочки точных логических рассуждений с правильными промежуточными и итоговыми умозаключениями, много заданий с нетрадиционной постановкой вопроса, ответ на который требует тщательного анализа и осмысления условий предлагаемых заданий.

      Заложенные в спецкурсе методические линии ориентированы на:

  • Усиление роли самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;
  • Развитие навыков самоконтроля в процессе целенаправленно организованного поиска знаний и развития познавательных процессов.

Организация деятельности обучающихся при проведении занятий по спецкурсу

 «Основы ТРИЗ»

    Успех занятий определяется не только их содержанием, но и организацией деятельности обучающихся. Проведение занятий в стиле обычных уроков малоэффективно. Наилучший стиль проведения занятий – свободная беседа с учащимися, творческое обучение требует обеспечения непринужденных занятий, возможности свободно высказываться, шутить, смеяться и т.д.

     В занятиях должен присутствовать элемент ТРИЗ, увлекательное соревнование между ребятами. Эффективным приемом в обучении является организация дискуссий на темы, имеющие отношение к творческому обучению, например: «Что такое творческая личность? и др.»

     В соответствии с конкретной целью каждого занятия на них создается атмосфера полной раскованности или, наоборот, перед учащимися ставится задача максимально сконцентрировать внимание, сосредоточив усилия на каком-то одном деле. Обстановка творческого сотрудничества обучающихся со своим учителем, умело направляющим их деятельность, должна царить на всех занятиях.

     Необходимо систематически показывать практическую полезность занятий. Очень важно для учителя иметь знания в различных областях. Иметь запас различных интересных, поучительных, а порой и просто смешных технических историй, которые помогают снять утомление, увлекательно изложить сухой материал.

      На решение задач отводится большое количество часов. Немаловажное значение имеет выбор и форма передачи задачи на занятия. Каждая задача должна способствовать повышению информированности обучающихся, выработки со временем у них эстетических критериев оценки технических решений.

     

Учебно-тематический план 5 класс

Название разделов и тем

Всего часов

В том числе

Форма

Образовательный продукт

теор.

практ.

1

Введение в ТРИЗ

1

1

Лекция

Опорный конспект

2

Методы решения изобретательских задач.

4

2

2

Практика

Решение задач

3

Решение задач на основе ИКР

5

1

4

Лекция + творческий практикум

Опорный конспект, решение задач

4

Решение задач на основе разрешения противоречий

4

1

3

Практикум

Структурно-логическая схема

5

Решение задач на основе разрешения противоречий и ИКР

2

1

1

Самостоятельная работа

6

Моделирование маленькими человечками

3

1

2

Мастерская

Практикум

Алгоритм решения
Решение задач

7

Лжезагадки

2

2

Практикум

Создание авторских загадок и лжезагадок

8

Практикум решения задач.

5

5

Практикум

Игра «Что, где, когда?»

Решение задач

9

Изобрети задачу

6

6

Творческая мастерская

Создание изобретательских задач, их защита.

10

Урок-зачет

2

2

конференция

Защита проектных работ

итого

34

7

27

Учебно-тематический план 6 класс

Название разделов и тем

Всего часов

В том числе

Форма

Образовательный продукт

теор.

практ.

1

Примеры изобретений, имеющих лицо современности

1

1

Комбинированный урок

2

Решение изобретательских задач с использованием системного оператора

5

2

3

практикум

Решение задач

3

Решение изобретательских задач с использованием приемов разрешения противоречий

6

2

4

Практикум

Решение задач

4

Решение задач на основе ИКР

4

1

3

практикум

Решение задач

5

Алгоритм решения изобретательских задач

4

1

3

Лекция + творческий практикум

Опорный конспект, решение задач

6

Логические задачи

7

1

6

Самостоятельная работа

7

Решение изобретательских задач

5

1

4

Практикум

Решение задач, создание мини-проектов

8

Урок-зачет

2

2

конференция

Защита проектных работ

итого

34

8

26

Учебно-тематический план 7 класс

Название разделов и тем

Всего часов

В том числе

Форма

Образовательный продукт

теор.

практ.

1

Примеры изобретений, имеющих лицо современности

1

1

Комбинированный урок

2

Тризовец – профессия будущего?

3

1

2

Профориентированный урок в игровой форме

Решение задач

3

Что такое веполь?

Найти посредника

5

2

3

Решение задач

4

Фазовые переходы

4

2

2

Лекция + практикум

5

Будем дробить!

2

1

1

Лекция + практикум

6

Изобретательские ресурсы

2

1

1

Лекция + практикум

7

Фокусы и ресурсы

2

1

1

Лекция + практикум

8

Главный закон, что такое ИКР

3

1

2

Практикум

9

«Эсобразина»

1

1

Лекция + практикум

10

В поисках метода

5

1

4

Лекция + практикум

Решение задач

11

По этажам технической системы

1

1

Комбинированный урок

12

Хочешь стать изобретателем?

3

1

2

Круглый стол

13

Урок-зачет

2

2

конференция

Защита проектных работ

итого

34

14

20

        Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения элективного курса «Теория решения изобретательских задач» обучающиеся должны

знать:
- основные методы и приемы ТРИЗ: мозговой штурм, и его разновидности, приемы разрешений противоречий, системный подход в творчестве, личная аналогия, морфологический анализ;

- основные понятия ТРИЗ: веполь, техническое противоречие, идеальный конечный результат, физическое противоречие, информационный фонд;
- алгоритм решения изобретательских задач;

- уровни решения изобретательских задач;

- законы развития технических систем;

- типы решения задач в ТРИЗ;

- основные положения ТРИЗ (системность, диалектичность, идеальность)

- разнообразные приемы разрешения противоречий

уметь:

- решать изобретательские задачи на основе приемов разрешения противоречий (технические, административные и др.);

- применять методы разрешения противоречий;

- составлять и решать задачи на основе ИКР;

- решать изобретательские задачи с использованием системного оператора.

- применять основные категории, понятия в практической деятельности для анализа конкретной задачи;

- составлять модели технической системы;

- применять информационный фонд для решения задач;

- проводить морфологический анализ конкретной изобретательской задачи.

Требования к проектным работам:

  • Сформулировать цель и задачи проекта;
  • Историческая справка или материал по теме проекта
  • ИКР (идеальный конечный результат)
  • Ресурсы
  • Поля
  • Что предлагаете нового?
  • Результат

Критерии оценки работы обучающихся на занятиях по спецкурсу «Основы ТРИЗ»

  • -  активная познавательная деятельность учащихся на уроке;
  • -  творческое выполнение самостоятельных работ;
  • - в течение всего курса «Основы ТРИЗ» по годам обучения работа над разработкой

творческого проекта - зачетного задания.

Темы исследовательских проектов

5 класс

  1. Создать простой насос из подручных материалов
  2. Создать буклет с мини-задачками по ТРИЗ
  3. Усовершенствовать подставку для ножей, чтобы она выполняла несколько  

           функций: хранение, заточка ножей, удобство в использовании, занимала мало места

  1. Найти и показать применения старого аккумулятора
  2. Описать всевозможные применения отслуживших батареек
  3. Составить детективную историю для инспектора Варнике с картинкой - загадкой.
  4. Изготовить самоочищающийся от накипи чайник.
  5. Изготовить проект дачного душа;
  6. Придумать настенный кронштейн (держатель) для хранения катушек с нитками разного размера, при этом, чтобы каждая катушка снималась легко, чтобы здесь же находились еще и иголки, наперсток, ножницы, метр. И в то же время, чтобы все устройство было простым. А кронштейн занимал бы мало места.
  7. Придумать, где можно использовать старые автомобильные шины

11.      Придумать, где можно использовать стержни от ручек

12.   Как из двух колес, не имеющих спиц, сконструировать транспортное средство, употребив для этого всего лишь одну деталь?

13.     Составить вопросы и найти ответы к игре «Не может быть»

14.     Разрешить проблему – во время дождя, когда заняты руки трудно держать зонт, а после окончания дождя зонт некуда убрать – он мокрый.

15.      Создать универсальную кормушку для птиц с подогревом для воды, с            возможностью постоянной подачи корма

6 класс

1. Известны фокусы с использованием воды. Используя ТРИЗ-инструменты, придумайте новые водные фокусы. Дайте описание и рисунок фокуса. Напишите, как придумали водный фокус.

2. Предложите устройство для автоматического закрывания  окна во время дождя. (Окно  открывается во внутрь помещения)

Подсказка - для изготовления устройства используйте клубок шерсти.

3. Вариант второй: - Предложите устройство для автоматического закрытия окна только при сильном дожде, а при слабом, мелком дожде окно должно  оставаться открытым.

Подсказка - для изготовления устройства используйте пустую консервную банку.

 4. Новая доска. Описание проблемной ситуации

1)Плохая видимость.

2)Днём при попадании солнечных лучей на доску, она отсвечивает и плохо видно.

3)Вечером при попадании света от лампы  на доску, она отсвечивает и плохо видно.

4)Плохое обслуживание.

5)Когда вытираешь сухой тряпкой появляется белизна.

6)Когда вытираешь влажной тряпкой остаются полосы и уходит много времени.

7)Тратится много мела, пачкаются руки и одежда.

8)Внешний вид доски не интересный.

9)Учитель не может отходить от доски во время дачи информации.  

5. Проблема вешалок на верхней одежде.  Они часто отрываются под тяжестью одежды, при этом одежда может испортиться. Предложен способ усовершенствования «петельки» для верхней одежды, позволяющий подвешивать одежду на «встроенные» плечики.

6. Усовершенствование поздравительной открытки, придания ей «изюминки», элемента неожиданности и занимательности

7. Усовершенствовать мел

Проблема

  1. крошащийся мел
  2. марает руки

8. Усовершенствовать кисть

   Проблемы:

  1. краска капает;
  2. мараются руки;
  3. трудно провести ровную линию
  4. необходимо менять кисть, если требуется покрасить более узкую поверхность или более широкую

9. Усовершенствовать скворечник. Практически из любого скворечника кошка может достать птенцов. Придумайте скворечник, из которого кошка не смогла бы достать птенцов.

  Обязательные условия: скворечник должен изготовляться быстро и из недорогих материалов, которые легко доступны. Он должен только крепиться к дереву и быть безопасным для птиц.

7 класс    

  1. Придумайте простейший заменитель циркуля

2.      Необходимо сделать ведро, которое занимает в автомашине мало места.

3.    Из двух колес, не имеющих спиц, сконструируйте транспортное средство, употребив для этого всего лишь одну деталь.

4.     При побелке стен и особенно  потолка известь с кисти стекает на руку, капает на пол. Как этого избежать?

5.     Разработайте конструкцию фиксатора для форточки, чтобы при ее открывании на любой угол она стопорилась просто и надежно.

6.      Когда из заварного чайника наливают чай, капли жидкости, стекая по наружной стенке сосуда, оставляют на столе трудноудаляемые следы. Одна хозяйка предложила надевать на носик поролоновый валик. Решение неплохое, но валик портит внешний вид чайника. Что предложите вы?

7.     Висячий замок, которым заперта дверь гаража, имеет недостаток: в зазоры около дужек легко проникает влага. Поэтому механизм замка летом ржавеет, а зимой смерзается? Как избежать этого?

8.     Для определения пройденного человеком пути существует прибор «шагомер». Он считает не количество метров, а число шагов. Но один и тот же человек делает шаги разной длины, из-за чего точность измерений шагомера низка. Между тем спортсмены и геологи в первую очередь нуждаются в малогабаритном, высокой точности приборе для определения пройденного пути. Предложите идею такого прибора.

Литература

для учителя:

  1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М.,2000.
  2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1979.
  3. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Новосибирск: “Наука”, 1986.
  4. Викентьев И.Л. Лестница идей. – М.: Просвещение, 1990.
  5. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии. Кишинев, 1988.
  6. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок. Кишинев, 1990.
  7. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. –М.: Генезис, 2005.
  8. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
  9. Селюцкий А.Б., Слугин Г.И. Вдохновение по заказу. Петрозаводск: Карелия, 1977.
  10. Селюцкий А.Б., Альтшуллер Г.С. Крылья для Икара. Петрозаводск: Карелия. 1980.
  11. Материалы Internet

для обучающихся:

  1. Иванов Г.И. Формулы творчества, или Как научиться изобретать: Кн. Для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1994.
  2. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развивать свои исследовательские способности. Учебник-тетрадь для учащихся средней школы. – М.: Генезис, 2005.
  3. Падалко А.Е. Букварь изобретателя. – М.: Рольф, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

Рабочая программа 11 класс класс

Пояснительная записка ,тематическое планирование  11 класс...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

В данном разделе размещены рабочии программы по литературе...