Методическая разработка
методическая разработка

Саликова Наталья Алексеевна

Методическая   разработка  

игры по антикоррупционному воспитанию

для учащихся 4-ых классов

«Шустрики»

Автор: Саликова Н.А.

Педагог-организатор ГБОУ СОШ№ 51

 Петроградского района Санкт-Петербурга

Санкт- Петербург

2020 г.

Тема:  антикоррупционное воспитание детей формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения,

Цель игры:

воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции. 

  • способствовать формированию таких нравственных качеств, как «честность», «справедливость», порядочность.
  • Способствовать профилактике асоциального поведения,                                               осознанию важности таких понятий как соблюдение закона, незапятнанная репутация и необходимость борьбы с коррупцией,

Задачи игры:

  • показать значимость честности
  • объяснить, что такое – провокационная ситуация
  • выяснить, каковы могут быть последствия для человека, с нечестным поведением в процессе принятия решений
  • стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;
  • дать общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях   проявления в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных и вредных последствиях этого явления; способность брать на себя ответственность за свои действия; способность к критическому восприятию действительности; способность эффективно действовать в соответствии со своими убеждениями

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование мировоззрения
  • воспитание  ценностных установок
  • формирование  самостоятельного и независимого определения жизненных целей 
  • развитие личностных качеств: добросовестность, порядочность, целеустремленность, любознательность
  • развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы
  • решение проблем (умение сказать «Нет», умение сделать свой выбор и аргументировать его).

Метапредметные:

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора
  • умение оценивать правильность выполнения задач, собственные возможности ее решения;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе

Предметные

  • повтор материала по русскому языку
  • усвоение материала по ПДД (Правила Дорожного Движения)
  • знакомство с мульт-сказками о пороках людей (алчность, жадность, обман, лень, зависть)

Личностные: формирование отрицательного отношения к коррупции, понимание необходимости сознательности в действиях и роли конкретного человека в обществе Метапредметные: умение осуществлять поиск информации, умение работать в группе, умение обосновывать свою точку зрения, умение анализировать источник, умение обобщать и делать вывод из полученной информации

Предметные: знание определения коррупции, способов борьбы с ней в России и мире и ее результатов

Оборудование игры:

  • Маршрутные листы с названиями станций
  • Специальные жетоны - «ШУСТРИКИ» (20 шт. на каждую команду)
  • Палочки для головоломок
  • Конфеты и шоколад
  • Атрибуты и реквизит (жезл сотрудника ГАИ, медицинский халат, большие забавные очки великого умника, кондитерский колпак, конфеты, шоколадка –бутафорские)
  • Книга с правилами ДД (дорож.движ)
  • Маршрут (на большом ватмане) с дорожными знаками и ситуациями на дороге.
  • Учебник ПО русскому языку (4 класс)
  • «Шпаргалки» с правилами по русскому языку
  • «Липовые» шуточные справки (в которых говорится о том, что нельзя заниматься физкультурой)
  • Экран и проектор (либо ноутбук)
  • Отрывки мультфильмов:

«Золотая антилопа»

«Сказка о жадности»

«Сказка про лень»

«Замок лгунов»

«Крылья дядюшки Марабу»

Этап 1 Мотивационно-целевой

Цель этапа: Проверка готовности обучающихся, их настроя на игру, погружение в игровое пространство

Продолжительность: 3 мин

Постановка задач, проблемы: Организовать игровую среду, настроить детей на игру. Подготовка обучающихся к игре. Все дети выстраиваются в круг, учитель вместе с ними.  Приветствует детей в игровой форме.

Этап 2  Ориентационный (введение в тему)

  1. Цель этапа: Создание игровой ситуации, деление на команды по 3-4 человека, объяснение правил игры, знакомство с ведущими игры – ребята 11 класса, выдача «маршрутных листов» каждой команде, мотивирование детей на выполнение всех заданий.

Продолжительность: 5 мин

Форма работы: игра

Содержание: Учитель знакомит ребят с героями (их шесть), с которыми нужно встретиться каждой команде во время игры - сотрудник ГАИ, кондитер, учитель русского языка, умник, врач, сказочник.

Каждой команде выдаются специальные жетоны - «ШУСТРИКИ» (20 шт.) и маршрутные листы. Условия игры:

  1. На каждой «точке» необходимо выполнить задание. Если участник не согласен с решением команды, то он имеет право взять дополнительный маршрутный лист и отправиться по «точкам» самостоятельно.
  2. Если участники игры не желают или не могут пройти то или иное задание, они могут использовать «ШУСТРИКИ» для прохождения на следующую станцию. Этими жетонами ребята расплачиваются за печать в маршрутном листе на конкретной «точке».
  3. Участникам игры озвучивается, что самая быстрая команда заработает дополнительные баллы. Ведущие станций фиксируют в маршрутном листе команд время выполнения задания. (Таким образом, желающие сэкономить время будут пользоваться «ШУСТРИКАМИ»).  Именно этот момент игры крайне важен. Те команды, которые не воспользуются «шустриками», и выполнят задание честно и правильно, получат дополнительные жетоны.

Этап 3  Содержательно-операционный

Цель этапа: реализация игры

Продолжительность: 30 мин.

Форма работы: «игра по станциям»

Содержание:

«Точки» - станции

Предлагается 6 станций из расчёта на каждой точке 5 мин.

  • «Ты мне-я тебе» - логические игры – головоломки  с палочками. Задача –переставить 1 или несколько палочек так (число палочек определяется  конкретным заданием), чтобы получилось то, что  в условии задачи. Если участники не могут найти решения, ведущий им предлагает подсказку за «шустрик»: «Вы мне шустрик, а я вам показываю палочки, которые нужно переставить», «Вы мне ещё шустрик, а я – показываю, куда переставить палочку» и т.д.

Пример задания:

Задание: Сложи фигуру из 12палочек, показанную на рисунке. Переставьте 3 спички так, чтобы получилось 3 одинаковых квадратов.

              

  • «Сладкая жизнь» - детям предлагается несколько утверждений,

провокационных  ситуаций (из жизни детей в школе. К примеру:   «Списать домашнее задание у одноклассника за  шоколадку – это хорошо», «Если не хочется дежурить по школе, нужно предложить конфеты однокласснику, и он за тебя подежурит» и др). К этим утверждениям ребятам предлагаются ответы: «ДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ». Каждый участник должен выбрать ответ и объяснить свой выбор и убедить в нём остальных. После высказывания каждого, команда должна прийти к единому ответу. Если ответ команды верный - получают дополнительно жетоны. Если дети хотят сразу получить верный ответ, не думая и не размышляя над вопросом, они отдают за каждый вопрос свой жетон («шустрик»)

 

  •  «ПДД» - Командам даётся маршрут (на большом ватмане) с дорожными знаками и ситуациями на дороге. Участники должны решить их. В случае не знания ответа, ведущий предлагает ребятам либо самим искать ответы в книге правил ДД, либо «откупиться» от решения задачи за «шустрик».
  • «Исправь ошибку» - участникам выдаются карточки со словами, некоторые из них написаны неправильно. Задача – исправить ошибки. Если не знают ответ, ведущий предлагает купить шпаргалки. Каждое слово=одна шпаргалка= один шустрик. Можно не покупать шпаргалки, на столе лежит учебник по русскому языку 5 класса.
  • «Справки» - командам даётся 3 физических упражнения (отжимание, приседание, скакалка). Необходимо выполнить каждое упражнение определённое количество раз. Если ребята не желают выполнять, то они могут купить у ведущего «липовую» справку о состоянии здоровья: «Болит левая пятка правой ноги». Каждое упражнение = 1 шустрик.
  • «Фразы и кадры» - командам предлагается посмотреть несколько кадров, отрывков из мультфильмов - сказок, в которых раскрываются темы алчности, обмана, лени, зависти и др.
  • «Золотая антилопа»
  • «Сказка о жадности»
  • «Сказка про лень»
  • «Замок лгунов»
  • «Крылья дядюшки Марабу» - последний мультфильм показывают полностью:

(это весьма занимательная история о таком плохом человеческом качестве как обман. Посмотрев этот мультфильм, ребята обязательно сделают для себя вывод, что любой обман рано или поздно будет раскрыт, а последствия для врунишки будут весьма плачевны. Сюжет мультфильма "Крылья дядюшки Марабу" познакомит ребят с одним крокодилом, который всю жизнь завидовал своему знакомому марабу, который мог летать высоко - высоко в небесах. Однажды летним солнечным деньком крокодил попросил одолжить марабу свои крылья. Буквально на полчасика, только чтобы полюбоваться землей с высоты. Однако заполучив желаемое крокодил улетел далеко - далеко, оставив горевать одураченного приятеля. Прилетев в дальнюю страну, крокодил поселился в городском фонтане и принялся выдавать себя за страшного дракона, для того чтобы получать от испуганных жителей различные привилегии для себя.  Однако, спустя некоторое время его обман был раскрыт, и крокодил отправился в зоопарк за решетку, а крылья марабу выслали в Африку почтовой бандеролью)

После просмотра мультфильмов, ребята должны ответить на некоторые вопросы: Какие человеческие пороки показаны в героях? К чему это приводит? Как с ними бороться?

Этап 4  Контрольно-оценочный  (рефлексивный)

Цель этапа: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, анализ игры.

Продолжительность: 7 мин.

Содержание:

После прохождения всех станций, участников собирают для проведения аукциона (о нём в начале игры ничего не говорится). На собранные «шустрики» можно приобрести призы (школьные принадлежности). Именно в этот момент участникам игры озвучивают основные мысли игры.

После проведения аукциона, проводится анализ игры. Учитель говорит о том, что не всегда желание «шустро» решить проблемы (задачи) является верным решением. Важно не «проскочить» ситуацию, а решить её от начала и до конца. Если же задача (проблема) не решается, важно ещё раз изучить вопрос.

Значимым моментом игры «Шустрики» является подробный разбор и анализ каждой ситуации классным руководителем.  

Домашнее задание:

Написать сочинение на тему: «Если бы у меня было много «Шустриков…».

Игру необходимо повторить через неделю, затем через месяц, но с новыми (похожими) ситуациями.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая   разработка  

игры по антикоррупционному воспитанию

для учащихся 4-ых классов

«Шустрики»

Автор: Саликова Н.А.

Педагог-организатор ГБОУ СОШ№ 51

 Петроградского района Санкт-Петербурга

Тема:  антикоррупционное воспитание детей формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения,

Цель игры:

воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции. 

  • способствовать формированию таких нравственных качеств, как «честность», «справедливость», порядочность.
  • Способствовать профилактике асоциального поведения,                                               осознанию важности таких понятий как соблюдение закона, незапятнанная репутация и необходимость борьбы с коррупцией,

Задачи игры:

  • показать значимость честности
  • объяснить, что такое – провокационная ситуация
  • выяснить, каковы могут быть последствия для человека, с нечестным поведением в процессе принятия решений
  • стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;
  • дать общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях   проявления в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных и вредных последствиях этого явления; способность брать на себя ответственность за свои действия; способность к критическому восприятию действительности; способность эффективно действовать в соответствии со своими убеждениями

Планируемые результаты:

Личностные: 

  • формирование мировоззрения
  • воспитание  ценностных установок
  • формирование  самостоятельного и независимого определения жизненных целей 
  • развитие личностных качеств: добросовестность, порядочность, целеустремленность, любознательность
  • развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы
  • решение проблем (умение сказать «Нет», умение сделать свой выбор и аргументировать его).

Метапредметные:

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора
  • умение оценивать правильность выполнения задач, собственные возможности ее решения;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе

Предметные

  • повтор материала по русскому языку
  • усвоение материала по ПДД (Правила Дорожного Движения)
  • знакомство с мульт-сказками о пороках людей (алчность, жадность, обман, лень, зависть)

Личностные: формирование отрицательного отношения к коррупции, понимание необходимости сознательности в действиях и роли конкретного человека в обществе Метапредметные: умение осуществлять поиск информации, умение работать в группе, умение обосновывать свою точку зрения, умение анализировать источник, умение обобщать и делать вывод из полученной информации

Предметные: знание определения коррупции, способов борьбы с ней в России и мире и ее результатов

Оборудование игры:

  • Маршрутные листы с названиями станций
  • Специальные жетоны - «ШУСТРИКИ» (20 шт. на каждую команду)
  • Палочки для головоломок
  • Конфеты и шоколад
  • Атрибуты и реквизит (жезл сотрудника ГАИ, медицинский халат, большие забавные очки великого умника, кондитерский колпак, конфеты, шоколадка –бутафорские)
  • Книга с правилами ДД (дорож.движ)
  • Маршрут (на большом ватмане) с дорожными знаками и ситуациями на дороге.
  • Учебник ПО русскому языку (4 класс)
  • «Шпаргалки» с правилами по русскому языку
  • «Липовые» шуточные справки (в которых говорится о том, что нельзя заниматься физкультурой)
  • Экран и проектор (либо ноутбук)
  • Отрывки мультфильмов:

«Золотая антилопа»

«Сказка о жадности»

«Сказка про лень»

«Замок лгунов»

«Крылья дядюшки Марабу»

Этап 1 Мотивационно-целевой

Цель этапа: Проверка готовности обучающихся, их настроя на игру, погружение в игровое пространство

Продолжительность: 3 мин

Постановка задач, проблемы: Организовать игровую среду, настроить детей на игру. Подготовка обучающихся к игре. Все дети выстраиваются в круг, учитель вместе с ними.  Приветствует детей в игровой форме.

Этап 2  Ориентационный (введение в тему)

  1. Цель этапа: Создание игровой ситуации, деление на команды по 3-4 человека, объяснение правил игры, знакомство с ведущими игры – ребята 11 класса, выдача «маршрутных листов» каждой команде, мотивирование детей на выполнение всех заданий.

Продолжительность: 5 мин

Форма работы: игра

Содержание: Учитель знакомит ребят с героями (их шесть), с которыми нужно встретиться каждой команде во время игры - сотрудник ГАИ, кондитер, учитель русского языка, умник, врач, сказочник.

Каждой команде выдаются специальные жетоны - «ШУСТРИКИ» (20 шт.) и маршрутные листы. Условия игры:

  1. На каждой «точке» необходимо выполнить задание. Если участник не согласен с решением команды, то он имеет право взять дополнительный маршрутный лист и отправиться по «точкам» самостоятельно.
  2. Если участники игры не желают или не могут пройти то или иное задание, они могут использовать «ШУСТРИКИ» для прохождения на следующую станцию. Этими жетонами ребята расплачиваются за печать в маршрутном листе на конкретной «точке».
  3. Участникам игры озвучивается, что самая быстрая команда заработает дополнительные баллы. Ведущие станций фиксируют в маршрутном листе команд время выполнения задания. (Таким образом, желающие сэкономить время будут пользоваться «ШУСТРИКАМИ»).  Именно этот момент игры крайне важен. Те команды, которые не воспользуются «шустриками», и выполнят задание честно и правильно, получат дополнительные жетоны.

Этап 3  Содержательно-операционный

Цель этапа: реализация игры

Продолжительность: 30 мин.

Форма работы: «игра по станциям»

Содержание:

«Точки» - станции

Предлагается 6 станций из расчёта на каждой точке 5 мин.

  • «Ты мне-я тебе» - логические игры – головоломки  с палочками. Задача –переставить 1 или несколько палочек так (число палочек определяется  конкретным заданием), чтобы получилось то, что  в условии задачи. Если участники не могут найти решения, ведущий им предлагает подсказку за «шустрик»: «Вы мне шустрик, а я вам показываю палочки, которые нужно переставить», «Вы мне ещё шустрик, а я – показываю, куда переставить палочку» и т.д.

Пример задания:

Задание: Сложи фигуру из 12палочек, показанную на рисунке. Переставьте 3 спички так, чтобы получилось 3 одинаковых квадратов.

C:\Users\Admin\Desktop\matchs111.jpg              C:\Users\Admin\Desktop\matchs112.jpg

  • «Сладкая жизнь» - детям предлагается несколько утверждений,

провокационных  ситуаций (из жизни детей в школе. К примеру:   «Списать домашнее задание у одноклассника за  шоколадку – это хорошо», «Если не хочется дежурить по школе, нужно предложить конфеты однокласснику, и он за тебя подежурит» и др). К этим утверждениям ребятам предлагаются ответы: «ДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ». Каждый участник должен выбрать ответ и объяснить свой выбор и убедить в нём остальных. После высказывания каждого, команда должна прийти к единому ответу. Если ответ команды верный - получают дополнительно жетоны. Если дети хотят сразу получить верный ответ, не думая и не размышляя над вопросом, они отдают за каждый вопрос свой жетон («шустрик»)

 

  •  «ПДД» - Командам даётся маршрут (на большом ватмане) с дорожными знаками и ситуациями на дороге. Участники должны решить их. В случае не знания ответа, ведущий предлагает ребятам либо самим искать ответы в книге правил ДД, либо «откупиться» от решения задачи за «шустрик».
  • «Исправь ошибку» - участникам выдаются карточки со словами, некоторые из них написаны неправильно. Задача – исправить ошибки. Если не знают ответ, ведущий предлагает купить шпаргалки. Каждое слово=одна шпаргалка= один шустрик. Можно не покупать шпаргалки, на столе лежит учебник по русскому языку 5 класса.
  • «Справки» - командам даётся 3 физических упражнения (отжимание, приседание, скакалка). Необходимо выполнить каждое упражнение определённое количество раз. Если ребята не желают выполнять, то они могут купить у ведущего «липовую» справку о состоянии здоровья: «Болит левая пятка правой ноги». Каждое упражнение = 1 шустрик.
  • «Фразы и кадры» - командам предлагается посмотреть несколько кадров, отрывков из мультфильмов - сказок, в которых раскрываются темы алчности, обмана, лени, зависти и др.
  • «Золотая антилопа»
  • «Сказка о жадности»
  • «Сказка про лень»
  • «Замок лгунов»
  • «Крылья дядюшки Марабу» - последний мультфильм показывают полностью:

(это весьма занимательная история о таком плохом человеческом качестве как обман. Посмотрев этот мультфильм, ребята обязательно сделают для себя вывод, что любой обман рано или поздно будет раскрыт, а последствия для врунишки будут весьма плачевны. Сюжет мультфильма "Крылья дядюшки Марабу" познакомит ребят с одним крокодилом, который всю жизнь завидовал своему знакомому марабу, который мог летать высоко - высоко в небесах. Однажды летним солнечным деньком крокодил попросил одолжить марабу свои крылья. Буквально на полчасика, только чтобы полюбоваться землей с высоты. Однако заполучив желаемое крокодил улетел далеко - далеко, оставив горевать одураченного приятеля. Прилетев в дальнюю страну, крокодил поселился в городском фонтане и принялся выдавать себя за страшного дракона, для того чтобы получать от испуганных жителей различные привилегии для себя.  Однако, спустя некоторое время его обман был раскрыт, и крокодил отправился в зоопарк за решетку, а крылья марабу выслали в Африку почтовой бандеролью)

После просмотра мультфильмов, ребята должны ответить на некоторые вопросы: Какие человеческие пороки показаны в героях? К чему это приводит? Как с ними бороться?

Этап 4  Контрольно-оценочный  (рефлексивный)

Цель этапа: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, анализ игры.

Продолжительность: 7 мин.

Содержание:

После прохождения всех станций, участников собирают для проведения аукциона (о нём в начале игры ничего не говорится). На собранные «шустрики» можно приобрести призы (школьные принадлежности). Именно в этот момент участникам игры озвучивают основные мысли игры.

После проведения аукциона, проводится анализ игры. Учитель говорит о том, что не всегда желание «шустро» решить проблемы (задачи) является верным решением. Важно не «проскочить» ситуацию, а решить её от начала и до конца. Если же задача (проблема) не решается, важно ещё раз изучить вопрос.

Значимым моментом игры «Шустрики» является подробный разбор и анализ каждой ситуации классным руководителем.  

Домашнее задание:

Написать сочинение на тему: «Если бы у меня было много «Шустриков…».

Игру необходимо повторить через неделю, затем через месяц, но с новыми (похожими) ситуациями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...