Программа дополнительного образования "Юнармеец"
методическая разработка (8 класс)

Программа дополнительного образования "Юнармеец"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yunameets.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структура программы.

1.Пояснительная записка ___________________________________________________ с. 2

1.1. Направленность программы, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность                                                      _________________________________________________________________________ с. 2

1.2. Цель и задачи программы  _______________________________________________ с. 2

1.3. Возраст детей, обучающихся по программе и сроки реализации программы                          _________________________________________________________________________  с. 3

1.4. Формы и режим занятий  ________________________________________________ с. 3

 1.5. Ожидаемые результаты и способы их проверки  ____________________________ с. 3

 1.6. Формы подведения итогов реализации программы__________________________ с. 6

2. Учебно-тематический план ________________________________________________ с. 7

3. Содержание программы __________________________________________________ с. 8

4. Методическое обеспечение программы ____________________________________ с. 14

5. Список литературы _____________________________________________________ с. 16

  1. Пояснительная записка
  1. Направленность программы, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Направленность учебной программы дополнительного образования «Юнармеец».

        В настоящее время возрождена система военно-патриотического воспитания, в которой помимо традиционных задач подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов. На занятиях обучающиеся приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.

       Военно-патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся, поэтому оно включает в себя: духовно-нравственное воспитание, военно-историческую подготовку, подготовку по основам безопасности жизнедеятельности, прикладную физическую подготовку по основам военной службы и специальную подготовку.

        В процессе занятий по данной программе обучающиеся знакомятся с организацией системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, получают знания по организации обороны государства.

        1.2. Цель и задачи программы

Цели:

  1. Формирование социально активной личности, обладающей чувством национальной гордости, любви к Родине, своему народу и готовностью к его защите.
  2. Подготовка к службе в Вооруженных Силах РФ.

Задачи:

Образовательные

  • Углубление и практическое закрепление знаний, умений по строевой подготовке, действий в чрезвычайных ситуациях.
  • Формирование и совершенствование умения оказывать первую медицинскую помощь.
  • Формирование и совершенствование знаний правовых основ воинской службы, строевого Устава Вооруженных Сил РФ.
  • Формирование и совершенствование знаний об истории Вооруженных Силах РФ военной символики.
  • Формирование и совершенствование знаний основ здорового образа жизни.
  • Формирование и совершенствование знаний основ поведения и способов защиты в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени (гражданская оборона).
  • Формирование знаний методов страховки и самостраховки, контроля и самоконтроля.
  • Совершенствование умений и навыков по строевой, огневой, тактической и топографической подготовке.

Воспитательные

  • Воспитание патриотизма, гражданственности.
  • Воспитание чувства ответственности.
  • Воспитание национального самосознания.
  • Воспитание чувства товарищества, толерантности.
  • Воспитание бережного отношения к общечеловеческим ценностям, жизни и здоровью человека, к труду.

Развивающие

  • Развитие физических данных и укрепления здоровья.
  • Развитие интеллекта.
  • Развитие памяти, мышления, волевых качеств личности.
  • Развитие глазомера, мышц тела.

1.3.  Возраст детей, обучающихся по программе и сроки реализации программы

По данной программе могут обучаться подростки, юноши и девушки 12-15 лет.

Количество обучающихся – 12- 15 человек.

Срок реализации программы – 2 года.

1.4.   Формы и режим занятий

Формы занятий:

  • Практические: тренировки, соревнования и др.
  • Теоретические: лекция, семинар и др.

Режим занятий:

Продолжительность одного занятия – 45 минут.

Общее количество занятий в неделю – 2.

1.5.  Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу 1 года обучения, обучающиеся должны знать:

  • Некоторые факты из истории Вооруженных сил России;
  • Назначение, состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинские звания и знаки различия военнослужащих.
  • Военная символика, терминология.
  • Сигналы оповещения в ГО.
  • Индивидуальные средства защиты.
  • Коллективные средства защиты.
  • Основы медицинских знаний.
  • Лекарственные травы.
  • Правила организации похода, комплектация необходимого снаряжения.
  • Правила дорожного движения.
  • Правила безопасности при обращении с огнестрельным оружием.
  • Правила прицеливания.
  • Устройство пневматической винтовки.
  • Строй и его элементы.
  • Страницы ратных подвигов русской армии (факты из истории до 1917 года).

Уметь:

  • Выполнять гимнастический комплекс упражнений.
  • Играть в подвижные игры, спортивные игры.
  • Выполнять упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, выносливости; нормативы троеборья полиатлона и комплекса ГТО.
  • Выполнять правильные действия при сигналах оповещения.
  • Надевать общевойсковой защитный комплект.
  • Выполнять нормативы по ГО.
  • Оказывать ПМП при ушибах, вывихах, порезах; выполнять остановку кровотечения, транспортировку пострадавшего.
  • Накладывать кровеоставливающий жгут, повязки, шины; использовать подручный материал.
  • Устанавливать и собирать палатки.
  • Проходить полосу препятствий.
  • Уход за оружием.
  • Выполнять стрельбу из пневматической винтовки.
  • Выполнять нормативы «Юный стрелок».
  • Выполнять команды «Становись», «Равняйсь», «Смирно», и др.; повороты на месте и в движении; движение строевым шагом; перестроение из одной шеренги в две и обратно.
  • Исполнять песни при движении строем.

 К концу 2 года обучения, обучающиеся должны знать:

  • Организацию гражданской обороны в Российской Федерации.
  • Сигналы оповещения в ЧС мирного и военного времени (повторение).
  • Индивидуальные средства защиты (повторение).
  • Коллективные средства защиты (повторение).
  • Защиту от оружия массового поражения; при авариях и катастрофах, пожарах  и взрывах.
  • Правила оказания первой помощи.
  • Назначение аптечки, её комплектация.
  • Дорожные знаки и правила дорожного движения.
  • Правила прицеливания.
  • Назначение устройство и основные характеристики АКМ.
  • Правила безопасности при стрельбе из огнестрельного оружия.
  • Назначение устройство и принцип работы ВПХР.

Уметь:

  • Выполнять силовые упражнения: подтягивание на перекладине (мальчики);
  • Подъём туловища из положения «лёжа на спине» (девочки) и др.
  • Выполнять нормативы по бегу  (спринт) – 60м., (кросс) – 1000 м.
  • Выполнять нормативы четырехборье полиатлона.
  • Надевать общевойсковой защитный комплект.
  • Выполнять нормативы по ГО.
  • Работать с прибором радиоактивной разведки ДП-5А.
  • Выполнять искусственное дыхание.
  • Оказывать ПМП при обморожении, при обмороке, при солнечном ударе.
  • Выполнять сбор и установку палатки на время.
  • Использовать некоторые виды «страховки».
  • Выполнять нормативы «Полоса препятствий».
  • Выполнять сборку и разборку АКМ. Выполнять нормативы.
  • Выполнять сборку и разборку пневматической и малокалиберной винтовок. Уход за оружием.
  • Выполнять нормативы по стрельбе из пневматической винтовки на кучность попадания.
  • Выполнять нормативы по стрельбе из пневматической винтовки на меткость.
  • Выполнять нормативы по стрельбе из АКМ по мишеням.
  • Выполнять построение в одношереножный строй, в колонну; перестроение из одношереножного строя в двухшереножный и обратно; смыкание, размыкание строя; повороты на месте; движение строевым шагом.
  • Исполнять песни при движении строем.

Способы проверки:

  • Соревнования
  • Тестирование
  • Практические самостоятельные работы
  • Выполнение нормативов
  • Контрольные работы
  • Смотры

1.6. Формы подведения итогов реализации программы.

     Основной формой подведения итогов реализации программы является участи в военно-спортивной игре «Зарница» на муниципальном и областном уровне.

2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№    

Тема

Количество часов

1 год обучения

2 год обучения

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

Всего

1.

Из истории Вооруженных сил РФ.

3

-

3

-

-

-

2.

Обще-военная подготовка.

12

-

12

-

-

-

3.

Спортивная подготовка.

1

53

54

3

49

52

4.

«Школа безопасности».

27

33

60

27

43

70

4.1.

Гражданская оборона.

12

6

18

12

9

21

4.2.

Медико-санитарная подготовка.

6

3

9

6

6

12

4.3.

Туристская полоса препятствий.

3

21

24

3

25

28

4.4.

«Дорога без опасности».

6

3

9

6

3

9

5.

Оборонно-спортивная подготовка.

15

45

60

15

52

67

5.1.

Стрелковая подготовка.

9

21

30

9

28

37

5.2.

Строевая подготовка.

6

24

30

6

24

30

6.

«Мое Отечество».

12

6

18

12

6

18

6.1.

«С песней по жизни».

3

6

9

3

6

9

6.2.

«Страницы истории Отечества».

9

-

9

9

-

9

7.

Участие в оборонно-спортивной и туристской игре «Зарница».

-

9

9

-

9

9

ИТОГО:

76

76

3.СОДЕРЖАНИЕ.

1.Из истории Вооруженных сил РФ. 1 год обучения. 3 часа.

Теория.

Царская армия.

Создание Красной Армии.

Вооруженные силы СССР.

Вооруженные силы Российской Федерации.

2. Общевоенная подготовка. 1 год обучения. 12 часов.

Теория.

Назначение, виды, рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации

Воинские звания и знаки различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Ознакомление с соответствующими статьями Конституции РФ, общевойсковыми Уставами, присягой Вооруженных Сил Российской Федерации

Военная символика, терминология.

Виды вооружения, боевая и другая техника.

3.Спортивная подготовка. 1 год обучения. 60 часов.

Теория.

Значение физической подготовки для юнармейца.

Практика.

Выполнение гимнастического комплекса.

Подвижные игры.

Спортивные игры.

Упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, выносливости.

Троеборье полиатлона.

2 год обучения. 52 часа.

Теория.

Значение спортивной подготовки в работе спасателя, пожарного, милиционера и т.д. Как определяются нормативы.

Практика.

Силовые упражнения: подтягивание на перекладине (мальчики);

Подъем туловища из положения «лёжа на спине» (девочки( и др.

Бег (спринт) – 60 м.

Бег (кросс) – 1000м.

Спортивная эстафета.

Спортивные игры.

Четырёхборье полиатлона.

  1. «Школа безопасности».

1 год обучения -60 часов

2 год обучения -70 часов.

4.1. Гражданская оборона.

1 год обучения – 18 часов.

Теория.

Гражданская оборона и её значение.

Сигналы оповещения в ГО.

Индивидуальные средства защиты.

Коллективные средства защиты.

Частичная и полная санитарная обработка.

Практика.

Действия при сигналах оповещения.

Надевание общевойскового защитного комплекта.

Выполнение норматива по ГО.

2 год обучения – 21 час.

Теория.

Организация гражданской обороны в Российской Федерации.

Сигналы оповещения в ГО (повторение).

Индивидуальные средства защиты (повторение).

Коллективные средства защиты (повторение).

Оружие массового поражения.

Аварии и катастрофы.

Пожары и взрывы.

Практика.

Обработка действий при сигналах оповещения.

Надевание общевойскового защитного комплекта.

Выполнение нормативов по ГО.

Работа с прибором радиоактивной разведки ДП-5А.

Назначение и устройство ВПХР.

  1. Медико-санитарная подготовка.

1 год обучения – 9 часов.

Теория.

Основы медицинских знаний.

Как оказать первую доврачебную помощь.

Лекарственные травы.

Практика.

Оказание ПМП при ушибах, вывихах, транспортировка пострадавшего.

Оказание ПМП при порезах, остановка кровотечения.

Правила наложение жгута, повязки, шины; использование подручного материала.

2 год обучения – 12 часов.

Теория.

Основы медицинских знаний.

Назначение аптечки, её комплектация.

Практика.

Правила выполнения искусственного дыхания.

ПМП при обморожении.

ПМП при обмороке.

ПМП при солнечном ударе.

Отработка нормативов по ГО.

  1. Туристская полоса препятствий.

1 год обучения – 24 часа.

Теория.

Что нужно знать туристу (правила организации похода, комплектация необходимого снаряжения).

Практика.

Определение места для бивуака.

Сбор и установка палатки.

Разведение костра.

Прохождение полосы препятствий.

2 год обучения – 28 часов.

Теория.

Развитие туризма в нашей стране.

Практика.

Сбор и установка палатки на время.

Оформление территории расположения палаточного лагеря.

Использование различных видов «страховки».

Выполнение нормативов «Полоса препятствий».

Поведение в экстремальных ситуациях.

Поход.

  1. «Дороги без опасности».

1 год обучения – 9 часов.

Теория.

Правила дорожного движения.

Практика.

Конкурс «Юный регулировщик».

2 год обучения.

Теория.

Правила дорожного движения.

Дорожные знаки.

Практика.

Игра «Дорога без опасности» (выполнение правил дорожного движения).

  1. Оборонно-спортивная подготовка.

1 год обучения – 60 часов.

2 год обучения – 67 часов.

5.1. Стрелковая подготовка.

1 год обучения 30 часов.

Теория.

Изучение правил безопасности при обращении с огнестрельным оружием.

Правила прицеливания.

Устройство пневматической винтовки (на схеме).

Практика.

Устройство пневматической винтовки.

Сборка и разборка винтовки. Уход за оружием.

Стрельба из пневматической винтовки на кучность попадания.

Стрельба из пневматической винтовки на меткость.

Выполнение нормативов «Юный стрелок».

2 год обучения – 37 часов.

Теория.

Вооружение российской армии.

Правила прицеливания.

Устройство АКМ.

Правила безопасности при стрельбе из огнестрельного оружия.

Практика.

Устройство АКМ. Сборка и разборка. Выполнение нормативов.

Сборка и разборка пневматической винтовки. Уход за оружием.

Стрельба из пневматической винтовки на кучность попадания. Выполнение нормативов.

Стрельба из пневматической винтовки на меткость. Выполнение нормативов.

5.2.Строевая подготовка.

1 год обучения – 30 часов.

Теория.

Значение строевой подготовки.

Строй и его элементы.

Практика.

Выполнение команд «Стройся», «Равняйсь», «Смирно» и др.

Повороты на месте.

Движение строевым шагом.

Выход из строя и возвращение в строй.

Перестроение из одной шеренги в две и обратно.

Воинское приветствие.

Смотр строя и песни.

2 год обучения – 30 чесов.

Теория.

Строевая подготовка российской армии.

Строй и его элементы (повторение).

Парадная форма. Значение формы.

Практика.

Выполнение команд «Стройся», «Равняйсь», «Смирно» и др.

Рапорт командира.

Ответ на приветствие.

Расчёт.

Построение в одношереножный строй, в колонну.

Перестроение из одношереножного строя в двушереножный и обратно.

Смыкание и размыкание строя.

Повороты на месте.

Движение строевым шагом.

Отдание воинской чести.

Смотр строя и песни.

  1. «Моё Отечество».

1 год обучения – 18 часов.

2 год обучения – 18 часов.

6.1. «С песней по жизни»

1 год обучения – 9 часов.

Теория.

Как исполнять патриотические и строевые песни. Их значение.

Практика.

Разучивание песни.

Исполнение песни при движении строем.

2 год обучения.

Теория.

Песни Великой Отечественной (из истории создания некоторых песен, прослушивание аудиозаписи).

Практика.

Разучивание песни.

Исполнение песни при движении строем.

  1. «Страницы истории Отечества».

1 год обучения – 9 часов.

Теория.

Страницы ратных подвигов русской армии (факты из истории до 1917 года).

2 год обучения – 9 часов.

Теория.

«По дорогам Великой Отечественной войны 1941-1945 года».

  1. Участие в оборонно-спортивной игре «Зарница»

1 и 2 года обучения по 9 часов.

Команда ребят, в состав которой входят обучающиеся в объединении «Юнармеец» участвует в городской оборонно-спортивной игру «Зарница» и в открытом финале детско-юношеских оборонно- спортивных и туристских игр «Зарница» Северо-запада России.

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

1 год обучения

     №

Тема

Форма занятия

Приёмы и методы

Дидактический материал, ТСО

формы подведения итогов

1.

Из истории Вооруженных сил РФ.

Теоретическое занятие

Беседа, рассказ,  наглядные

Наглядные пособия

Фронтальный опрос

2.

Обще-военная подготовка

Теоретические знания, семинар

Словесные, наглядные, частично-поисковые

Наглядные пособия, литература

Мини- доклад

3.

Спортивная подготовка.

Теоретическое занятие, тренировки. Соревнования. Игры.

Словесные, наглядные, упражнения. Игры, алгоритмические.

Спортинвентарь

Зачёт, соревнование

4.  «Школа безопасности»

4.1

Гражданская оборона

Теоретическое, практическое занятия

Словесные, наглядные, репродуктивные упражнения

Наглядные пособия, литература, общевойсковой защитный комплект

Зачёт

4.2

Медико-санитарная подготовка

Лекция, практикум

Словесные, наглядные, репродуктивные

Наглядные пособия, медицинские материалы и приспособления

Зачёт

4.3

Туристская полоса препятствий

Теоретические, практические занятия

Словесные, эвристические, алгоритмические, наглядные

Наглядные пособия, туристское  снаряжение

Зачёт

4.4

«Дорога без опасности»

Теоретические занятия. Конкурс.

Словесные, наглядные, репродуктивные

Наглядные пособия, литература

Конкурс

          5. «Оборонно-спортивная подготовка»

5.1

Стрелковая подготовка

Теоретические занятия. Тренировка.

Словесные, наглядные, репродуктивные упражнения

Наглядные пособия, винтовки, мишени

Зачёт

5.2

Строевая подготовка

Теоретические занятия. Тренировка.

Словесные, наглядные, репродуктивные упражнения

Наглядные пособия, форма

Смотр

6. «Моё Отечество»

6.1

«С песней по жизни»

Теоретические и практические

Словесные, репродуктивные

Магнитофон, аудиозаписи

Смотр

6.2

«Страницы истории Отечества»

Лекция

Словесные, наглядные

Наглядные пособия, литература

Зачёт

7.

Участие в оборонно-спортивной и туристской игре «Зарница».

Игра

практические

Инвентарь, форма

Зачёт

Тема

Форма занятия

Приёмы и методы

Дидактический материал, ТСО

Формы подведения итогов

1.

Из истории Вооруженных сил РФ

-

-

-

-

2.

Обще-военная подготовка

-

-

-

-

3.

Спортивная подготовка

Теоретическое занятие, тренировки. Соревнования. Игры.

Словесные, наглядные, упражнения. Игры, алгоритмические.

Спортинвентарь

Зачёт, соревнование

4.«Школа безопасности»

4.1.

Гражданская оборона

Теоретическое, практическое занятия

Словесные, наглядные, репродуктивные, упражнения

Наглядные пособия, литература, общевойсковой защитный комплект, приборы радиоактивной разведки ДП-5А; ВПХР.

Зачёт

4.2.

Медико-санитарная подготовка

Лекция, практикум

Словесные, наглядные, репродуктивные

Наглядные пособия, медицинские принадлежности и приспособления

Зачёт

4.3.

Туристская полоса препятствий

Теоретическое, практическое занятия, поход

Словесные, эвристические, алгоритмические, наглядные, исследовательские

Наглядные пособия, туристское снаряжение

Зачёт

4.4.

«Дорога без опасности»

Теоретические занятия, игра

Словесные, наглядные, репродуктивные, упражнения, эвристические

Наглядные пособия, литература

Игра

             5.  «Оборонно-спортивная подготовка»

5.1.

Стрелковая подготовка

Теоретические занятия, тренировка

Словесные, наглядные, репродуктивные, упражнения

Наглядные пособия, винтовки, мишени

Зачёт

5.2.

Строевая подготовка

Теоретические занятия, тренировка

Словесные, наглядные, репродуктивные, упражнения

Наглядные пособия , форма

Смотр

6. «Моё отечество»

6.1.

«С песней по жизни»

Теоретические и практические занятия

Словесные, репродуктивные

Магнитофон, аудиозаписи

Смотр

6.2.

Страницы истории Отечества

Лекция

Словесные, наглядные

Наглядные пособия, литература

Зачёт

7.

Участие в оборонно-спортивной и туристской игре «Зарница».

Игра

Практические

Инвентарь, форма

Зачёт

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  • Козлов И.Д. Строевая подготовка юнармейских отрядов военно-спортивной игры «Зарница». Л., 1979г.
  • Лорданский Д.Н., Лукьянов В.С.-Азбука здоровья: книга для молодёжи .М .: «Профиздат»,1990 г .
  • Во имя Родины (Очерки о героях Советского союза, сражавшихся в годы Вов) – М. : «Политиздат» , 1982 г.
  • Как воспитать патриота//Народное образование. 1999. –№5. С. 246.
  • Пятикоп А. Школа военно-патриотической ориентации- школа для настоящих мужчин// народное образование. – 2001. - №4. –с. 102.
  • Иду на вы! Военно- патриотическая игра для старшеклассников//Читаем, учимся, играем.-1998.-№7.
  • Петровский С.П. Гражданская оборона.-М. , 1991.
  • Куприн А. М. На местности и по карте.-М. , 1982.
  • Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М.1999.
  • Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности» - М. , 2000.
  •  Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них. – М. , 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...