Рабочая программа по внеурочной деятельности "Открытая книга" в 5-6 классах
рабочая программа
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Открытая книга" в 5-6 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Открытая книга" в 5-6 классах | 63.76 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа имени В. Г. Подпругина с.Троица»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Открытая книга»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 – 6 КЛАССОВ
СОСТАВИТЕЛЬ:
Курилова Ирина Юрьевна
учитель русского языка и литературы
2021/2022 учебный год
1. Пояснительная записка
Содержание данной программы «Открытая книга» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования. Курс «Открытая книга» - это интеграция таких учебных предметов, как русский язык и литература.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Открытая книга» общеинтеллектуальной направленности ориентирована на обучающихся 5-6 классов. Объем программы 34 часа, срок ее освоения 1 год.
Цель внеурочной деятельности: способствовать саморазвитию и личностному самоопределению учащихся, формированию целенаправленной познавательной деятельности по изучению русского языка, изучению его прошлого и настоящего, региональных особенностей, осознанию российской и региональной языковой идентичности.
Задачи внеурочной деятельности:
- формирование коммуникативной культуры школьников;
- расширение и углубление знаний, умений обучающихся и формирование языковой компетенции;
- выявление и поддержка лингвистически одаренных обучающихся;
- развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной работе над познанием родного языка;
- формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка и литературы; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование коммуникативной культуры учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
- воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие умения пользоваться разнообразными словарями; обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
На занятиях используются разнообразные формы организации деятельности учеников;
- система «малых групп» – основная форма;
- работа в парах;
- коллективная;
- индивидуальная;
- самостоятельная работа;
- творческие мастерские.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел 1. Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности»)
(6 часов)
Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое письмо, клинопись. Буквы. Новгородские берестяные грамоты.
Создание славянского алфавита. Причина, история создания славянского алфавита. Князья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Кириллица и глаголица.
Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа года. Реформа 1917 года.
Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др.
Понятие скорописи. Причина появления стенографии Элементы стенографии.
Практическое значение алфавита. (словари, справочники, списки, алфавитные книги и др.)
Раздел 2. Фонетика. («Секреты устной речи») (5 часов)
Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики.
Интонация. Роль интонации. Оформление интонационных особенностей на письме.
Русские говоры.
Особенности говоров Севера. «Справочник диалектов северного народа».
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
1.Так говорят наши бабушки.
2.Кто у нас окает?
Раздел 3. Лексика («Тайны русского слова») ( 15 часов).
Знакомство с личностью В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые словари. Словари иностранных слов. Этимологические словари. Словари писателей. Словари синонимов и омонимов.
Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История возникновения фамилии. Использование «говорящих фамилий в художественных произведениях». Понятие «уличная фамилия». Уличные фамилии одноклассников. Причины появления этих фамилий.
Топонимы. Гидронимы. Топонимы городов и сел Севера. Из истории названий городов и сел.
Понятие «диалектологии». Диалекты южных областей. Диалекты северных областей России.
Фразеологические сочетания, фразеологические сращения, фразеологические единства (идиомы). Библейские фразеологизмы, фразеологические обороты греческих мифов.
Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований. Спор о заимствованиях между любителями русской словесности. «Опознавательные» знаки заимствованных слов.
Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в художественной литературе
Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой.
Выразительные возможности слова. Многозначность слова. Синонимия. Переносное значение слова. Слово-метафора.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РАБОТ / ПРОЕКТОВ:
1.Тайна моего имени
2. История одной уличной фамилии.
3. «Говорящие» фамилии в художественной литературе.
4. Прозвища моих сверстников. История их появления.
5. Метафора как художественное средство в стихотворениях.
6. Словарь «Библейская» фразеология в разговорной и художественной речи.
7. Какие фразеологические обороты оставили нам греческие мифы?
8. Исчезнувшие в толщах времени…
9.История названия моего села (деревни)
10. Как у наших улиц появились названия?
Раздел 4. Словообразование («Строим слова») (7 часов).
Состав слова. Морфема.
Грамматическое значение слова.
Морфемы иноязычного происхождения.
Гнездо родственных слов. Корень слова и этимологическое значение слова.
Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Словообразовательные модели (на примере образования слов одноклассниками).
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РАБОТ /ПРОЕКТОВ:
- Индивидуальное словообразование в творчестве поэтов и писателей.
- Загадки словообразования в «Сборнике частушек»
- О чем расскажут части слова…
- Слово о слове…
Раздел 5. Итоговое занятие (1час)
1. Планируемые результаты внеурочной деятельности
В результате освоения программы курса «Открытая книга» формируются:
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; воспитание российской и региональной идентичности: патриотизма, уважения к родному краю, его прошлому и настоящему;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово
- уважение ценностей семьи и общества; любовь и уважение к Отечеству, его языку;
- умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, созданию собственных текстов, письменной форме общения;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
- умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- умение пользоваться словарями, справочниками;
- умение осуществлять анализ и синтез; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения;
Коммуникативные УУД
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом замысла, адресата, ситуации общения;
- способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- способность принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.
Предметные результаты
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого общения;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языка;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
- расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей его уровней и единиц;
- формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.
Тематическое планирование в 5 классе
№ | Содержание учебного материала | Количество часов | Время прохождения | теория | практика | |||||||||||
план | факт | |||||||||||||||
Раздел 1. Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности») (6 часов) |
| |||||||||||||||
1 | Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое письмо, клинопись. Буквы. Новгородские берестяные грамоты. | 1 | ||||||||||||||
2 | Создание славянского алфавита. Причина, история создания славянского алфавита. | 1 | ||||||||||||||
3 | Князья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Кириллица и глаголица. | 1 | ||||||||||||||
4 | Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа года. Реформа 1917 года. | 1 | ||||||||||||||
5 | Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др. | 1 | ||||||||||||||
6 | Понятие скорописи. Причина появления стенографии Элементы стенографии. Практическое значение алфавита (словари, справочники, списки, алфавитные книги и др.) | 1 | ||||||||||||||
Раздел 2. Фонетика. («Секреты устной речи») (5 часов) |
| |||||||||||||||
7 | Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики. | 1 | ||||||||||||||
8 | Интонация. Роль интонации. Оформление интонационных особенностей на письме. | 1 | ||||||||||||||
9 | Русские говоры. Московские и петербургские говоры. | 1 | ||||||||||||||
10 | Особенности говоров СЕВЕРА. «Справочник диалектов северного народа». | 1 | ||||||||||||||
11 | Практическое занятие. | 1 | ||||||||||||||
Раздел 3. Лексика («Тайны русского слова») ( 15 часов). |
| |||||||||||||||
12 | Знакомство с личностью В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые словари. | 1 | ||||||||||||||
13 | Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История возникновения фамилии. | 1 | ||||||||||||||
14 | Использование «говорящих фамилий в художественных произведениях». Понятие «уличная фамилия». Уличные фамилии одноклассников. Причины появления этих фамилий. | 1 | ||||||||||||||
15 | Топонимы. Гидронимы. Топонимы городов и сел Севера. Из истории названий городов и сел. | 1 | ||||||||||||||
16 | Понятие «диалектологии». Диалекты южных областей. | 1 | ||||||||||||||
17 | Диалекты северных областей России. | 1 | ||||||||||||||
18 | Фразеологические сочетания, фразеологические сращения, фразеологические единства (идиомы). | 1 | ||||||||||||||
19 | Библейские фразеологизмы, фразеологические обороты греческих мифов. | 1 | ||||||||||||||
20 | Неологизмы. Использование их в художественной литературе. | 1 | ||||||||||||||
21 | Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований. | 1 | ||||||||||||||
22 | Спор о заимствованиях между любителей русской словесности. «Опознавательные» знаки заимствованных слов. | 1 | ||||||||||||||
23 | Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). | 1 | ||||||||||||||
24 | Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой. | 1 | ||||||||||||||
25 | Выразительные возможности слова. Многозначность слова. | 1 | ||||||||||||||
26 | Индивидуальный проект: «Говорящие» фамилии в художественной литературе». | 1 | ||||||||||||||
Раздел 4. Словообразование («Строим слова») (7 часов). | ||||||||||||||||
27 | Состав слова. Морфема. | 1 | ||||||||||||||
28 | Грамматическое значение слова. | 1 | ||||||||||||||
29 | Морфемы иноязычного происхождения. | 1 | ||||||||||||||
30 | Гнездо родственных слов. | 1 | ||||||||||||||
31 | Корень слова и этимологическое значение слова. | 1 | ||||||||||||||
32 | Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. | 1 | ||||||||||||||
33
| Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Словообразовательные модели (на примере образования слов одноклассниками) | 1 | ||||||||||||||
Раздел 5. Итоговое занятие (1час) | ||||||||||||||||
34 | Итоговое занятие. Подведение итогов. Защита индивидуальных работ/проектов. | 1 | ||||||||||||||
Итого | 34 |
Тематическое планирование в 6 классе
№ | Содержание учебного материала | Количество часов | Время прохождения | теория | практика | ||
план | факт | ||||||
Введение |
| ||||||
1 | Книга, о которой хочется рассказать. | 1 | кратко пересказывать сюжет | написать эссе на предложенную тему | |||
Устное народное творчество | |||||||
2 -3 | Н. Кун «Мифы Древней Греции». | 2 | читать миф о появлении на Земле Зевса, его жизни, борьбе и победах | ||||
4-5 | Русские народные сказки. | 2 | работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям | художественный пересказ | |||
6-7 | Сказки народов мира: итальянская сказка «Волшебное кольцо», шведская сказка «Замухрышка». | 2 | сравнивать содержание сказок народов мира | делать самостоятельно выводы | |||
8-9 | Былины: «Ставр Годинович», «Соловей Будимирович». | 2 | умение «сказывать» былины | ||||
Литературные сказки | |||||||
10 | Бажов П.П. «Уральские сказки». | 1 | чтение авторских сказок | сравнение с русскими народными | |||
11 | Булычев К. «Приключения Алисы». | 1 | жанра фантастика | ||||
12 | Андерсен Х.К. «Сказки». | 1 | |||||
13 | Волков А. «Волшебник Изумрудного города». | 1 | пересказывать эпизод, выразительно читать | создавать отзыв о книге | |||
14 | Драгунский В. «Денискины рассказы». | 1 | |||||
15-16 | Ж. Верн «Дети капитана Гранта». | 2 | учиться давать оценку поступкам героев | ||||
17 | Л. А. Кассиль «Рассказ об отсутствующем». | 1 | учиться давать оценку поступкам героев | ||||
18 | Лагин Л. «Старик Хоттабыч». | 1 | учиться анализировать произведение | ||||
19 | Дефо Д. «Робинзон Крузо». | 1 | учиться анализировать произведение | ||||
20 | Шварц Е. «Дракон». | 1 | чтение пьес | ||||
21 | Гумилев «Мик». Африканская поэма. | 1 | знакомство учащихся с «Африканским циклом» стихотворений поэта | ||||
22 | Дж. Барри «Питер Пэн». | 1 | пересказывать эпизод, выразительно читать | создавать отзыв о книге | |||
23 | В.П. Крапивин «Летящие сказки». | 1 | знакомство учащихся с книгой о настоящей дружбе инеобыкновенных приключениях, о выборе жизненного пути, о детстве и мечтах | ||||
24-25 | А.Г. Алексин «Повести о дружбе и любви». | 2 | учиться анализировать произведение | ||||
26 | В.П. Жвалевский, Е.Б. Пастернак «Я хочу в школу!» | 1 | учиться анализировать произведение | ||||
27 | Р. Киплинг «Книга Джунглей». | 1 | пересказывать эпизод, выразительно читать | создавать отзыв о книге | |||
28 | Ф.А. Искандер «Детство Чика». | 1 | определять разницу между юмором и иронией, развивать воображение | уметь характеризовать героя | |||
29 | Ю.И. Коваль «Алый». | 1 | уметь давать характеристику героям | ||||
30 | К. Льюис «Лев, колдунья и волшебный шкаф». | 1 | читать произведений жанра фантастика | ||||
31 | Твен М. «Приключения Гекельберри Финна». | 1 | выразительное чтения | краткий сюжетного пересказа | |||
32 | С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 | учиться анализировать произведение | ||||
33 | В. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | 1 | выражать свое отношение к поступкам героев произведения | учиться давать характеристику героям, оценивать героев | |||
34 | Итоговый урок. | 1 | Задание на лето | ||||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 2-3 классе «Английский с удовольствием»
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 2-3 классе «Английский с удовольствием»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительная физика". 5 класс
Кружок «Удивительная физика» предназначен для ознакомления учащихся 5 классов средней школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по химии 7 класс
Рабочая программа пропедевтического курса 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7 класса общеобразовательных учреждений а...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по химии 7 класс
Рабочая программа пропедевтического курса 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7 класса общеобразовательных учреждений а...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по химии 7 класс
Рабочая программа пропедевтического курса 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7 класса общеобразовательных учреждений а...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Рост" для 2 класса
Программа составлена на основе программы Е.Г.Конновой «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» допущена к использованию в образовательном процессе приказом Минобрнауки России №729 от 14.12.20...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности для учащихся 6 класса «Занимательная математика» (общеинтеллектуальное направление)
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Актуальность программы определена тем,...