Дополнительная образовательная программа для учащихся начальной школы "ЧЕРЛИДИНГ"
методическая разработка
Тематическое направление
Дополнительное образование детей"СОЗДАЁМ НОВЫЙ ИМИДЖ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod5555555555.doc | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
Каждый человек индивидуален, и речь идёт не только о генетической предрасположенности к чему либо. Распорядок дня, специфика работы, биоритмы и темперамент ни как не учитываются, хотя на самом деле это один из важнейших факторов, которые должны рассматриваться в первую очередь, если речь идёт о здоровом образе жизни. «Здоровье – не всё, но мы без здоровья – ничто»,- говорил Сократ.
Пояснительная записка
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду и продолжаться в школе. Очень важной составной частью гармонично-развитой личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания школьников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности.
Исходя из этого, назрела необходимость поиска новых путей физического и духовного оздоровления школьников, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению, как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.
С этой целью в нашей школе была разработана дополнительная модифицированная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Черлидинг».
Актуальность. Черлидинг — отдельный самостоятельный вид спорта. 12 февраля 2007г. был издан Приказ № 67 Федерального Агентства по Физической культуре и спорту "О признании нового вида спорта "Черлидинг". В 2009 году "Черлидинг" внесен в новый Всероссийский реестр видов спорта. По нему проводятся соревнования российского, европейского и мирового уровня. Чемпионаты по черлидингу проводятся в нескольких номинациях:
— Чир — элементы спортивной гимнастики и акробатики, построение пирамид и танцевальные перестроения под зычные кричалки;
— Данс — спортивные танцы с элементами гимнастики, с присутствием пластичности, хорошей хореографии и грации, потрясающей синхронности;
— Чир-микс — выступления смешанных команд (мужских и женских);
— Групповой стант — коллективное построение пирамид;
— Индивидуальный черлидер — сольный номер от главного заводилы команды;
— Чир-данс шоу;
— Корпоративный черлидинг.
Сегодня черлидинговые команды создаются на базе школ, колледжей, университетов. Кроме того, что черлидинг выступает как самостоятельный вид спорта, он успешно сопровождает многие спортивные соревнования, усиливает зрелищность других видов спорта.
Для начальных занятий Черлидингом не требуются специальные физические данные, поэтому команды можно формировать по следующим возрастным категориям:
Дети: 5-6 лет
Дети: 7-11 лет
Юниоры: 12-16 лет
Взрослые: 16+
Черлидингом могут заниматься все: худенькие, полненькие, пышущие здоровьем и ослабленные, бойкие и стеснительные.
Программа предусматривает освоение детьми теории и истории черлидинга. Предполагается работа с CD дисками. Освоение программы «Черлидинг» дополняет и расширяет школьные программы по окружающему миру, математике, музыке и, конечно, физкультуре. Расширяются основы научных знаний о целостности организма человека, общих и наиболее важных закономерностях функционирования организма в различные возрастные периоды жизнедеятельности. Данная программа позволяет обучающимся комплексно и целенаправленно применять гигиенические факторы и естественные силы природы в оздоровительных целях при занятиях черлидингом. Особое значение в программе имеет художественное движение ведь музыка – уникальная, совершенная информационная система, хранящая звучащий образ мира .
Черлидинг - это не только хобби , круг общения –это практически целая система и образ жизни со спортивными праздниками и фестивалями ,подготовкой к шоу программ для различного уровня соревнований. В том числе приемлемых для многих командных видов спорта. Это наиболее действенное средство для привлечения молодежи к массовому спорту и здоровому образу жизни, продлить спортивную карьеру. Занятия черлидингом позволяют получать не только необходимую физическую нагрузку, складывающуюся из элементов гимнастики, хореографии и акробатики, но и полноценно позволяет поддерживать себя в оптимальной спортивной форме, но и каждый день чувствовать себя на высоте, черлидинг для современных школьников становится не только местом проведения активного спортивного образа жизни, но и превращается в настоящую дружную семью. То есть назначение черлидинга как средства воспитания здорового образа жизни является реальностью.
Цель - формирование разносторонне физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, умеющей использовать ценности физической культуры и в частности средств черлидинга для укрепления и сохранения собственного здоровья, организации активного отдыха.
Новизна данной программы. Черлидинг в России пользуется большой популярностью у детей и подростков. Материалы для тренировочного процесса постепенно нарабатывались федерацией «Черлидерс – группы поддержки спортивных команд», созданной в 1999 г. Продолжительность деятельности объясняется тем, что программы «ЧИР», «ДАНС» имеют элементы из акробатики, хореографии, гимнастики, ритмики, музыкальной грамоты и др. В них используются собственные наработки ОФП и СФП.
Метапредметность нового вида спорта позволяет использовать стандарты антропометрических показателей (росто-весовой показатель Кетле, показатели Эрисмана, индексы Робинсона, Скобинского, Шаповаловой и Руфье, жизненные показатели, проба Штанге), тестирование уровней физической подготовленности. Программа разработана с учетом двух компонентного стандарта физической культуры.
Педагогическая целесообразность программы заключается в ее ориентации на определенный возраст, физическую подготовленность и пол обучающихся. Обучение выстраивается на принципах доступности, «Не навреди!», биологической целесообразности, интеграции, индивидуализации, возрастных изменений в организме, его биоритмической структуры, красоты и эстетической целесообразности, гармонизации всей системы ценностных ориентаций ребенка. Программа разработана с учетом корректировки в современных условиях теоретических концепций и практики функционирования черлидинга как вида спорта.
Отличительные черты:
- Создание условий на занятиях для реализации детьми потребности в творческом самовыражении, игре;
- Использование заданий, направленных на развитие творческих способностей ребенка, самостоятельности, самоконтроля и ответственности;
- Включение в программный материал заданий, способствующих успешной социализации ребенка в коллективе;
- Интеграция с хореографией, акробатикой, гимнастикой, танцами.
Занятия проводятся под ритмичное музыкальное сопровождение в спортивном зале с обязательным соблюдением установленных санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности. Спортивная одежда и обувь должны соответствовать требованиям и правилам. Подбор учебного материала осуществляется с учетом индивидуальных особенностей (возраста, состояния здоровья, физического развития) и физической подготовленности занимающихся, а также их мотивационной сферы.
Задачи:
- формировать знания и навыки к практическим действиям, направленных на сохранение здоровья;
- обеспечивать необходимой информацией для формирований стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- развивать способность эффективного взаимодействия с окружающими людьми;
- формировать представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Работа школы сегодня направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, где реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:
- Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.
- Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.
- Оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее распространенных заболеваний, а также улучшение таких необходимых качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.
Возраст обучающихся: 7 – 11 лет. (1-4классы)
Сроки реализации программы: 4 года.
Формы и режим занятий: 1 час в неделю.
Основная форма обучения – тренировки (парные, круговые). Они развивают основные психофизические качества организма: координацию, гибкость, силу, выносливость, чувство равновесия; повышают умственную и физическую работоспособность.
Осваиваются способы владения пространством:
1. Действия, выполняемые стоя, сидя, лежа.
2. Выпрямление.
3. Передвижение.
4. Прыжок.
5. Вращение.
Методы развития физических качеств:
1. Равномерный – длительная работа с одинаковой интенсивностью.
2. Переменный – работа с различной интенсивностью.
3. Интервальный – работа с высокой интенсивностью и интервалами отдыха до неполного восстановления.
Распределение учебного материала
для прохождения программного материала
по Черлидингу-» (1-4 класс)
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов |
1 | Основы знаний о развитии Черлидинга, правил соревнований, ТБ | 2 |
2 | Основы построения тренировки. Особенности ведения тренировок по черлидингу | 2 |
3 | Прогрессия обучения, техника выполнения, уровни сложности | 5 |
4 | Пирамиды. Правила построения пирамид. Методика обучения, виды пирамид | 6 |
5 | Обучение Чир – прыжкам | 6 |
6 | Виды пируэтов. Уровни сложности. Методика обучения пируэтам | 6 |
7 | Общая и специальная физическая подготовка черлидеров | 8 |
8 | Практикум по составлению (коррекции) программ | Каждый урок |
Итого | 34 |
Тематическое планирование (практическая часть) 4 класс
Тема Элементы содержания урока | Оснащенность урока | Оборудование | Домашнее задание | |
1 | Основы знаний о развитии Черлидинга, правил соревно-ваний, ТБ | Вводный инструктаж по ТБ; Основы знаний о развитии Черлидинга | Инструкции по ТБ, видео-фильм | Найти доп. сведения о Черлидинге |
2 | Правила соревнований | видео-фильм | Повторить правила | |
3 | Основы построения тренировки. Особенности ведения тренировок по Черлидингу | Методика общей, партерной разминки; Специальная разминка; Дозировка | Коврики, шведские стенки, спец. резина | Комплекс ОФП с гантелями |
4 | Переход от одного вида деятельности к другому (хореография – акробатика - гимнастика) | Спорт. инвентарь, муз. сопровождение | Упражнения на растяжение отдельных групп мышц | |
5 | Прогрессия обучения, техника выполнения, уровни сложности | Введение последующих участников команды | Муз. сопровождение | Упражнения на растяжение отдельных групп мышц |
6 | Базовые положения рук (различные варианты) | Спорт. инвентарь, муз. сопровождение | Повторять базовые положения рук | |
7 | Базовые махи, прыжки | Муз. сопровож-дение, маты | Повторять базовые махи, растяжки | |
8 | Прогрессии сложностей в положениях флайера | Муз. сопровож-дение, счет,маты | Комплекс ОФП | |
9 | Прогрессии сложностей в обучении спускам | Муз. сопровож-дение, счет, маты | Упражнения на растяжение отдельных групп мышц | |
10 | Пирамиды. Правила построения пирамид. Методика обучения, виды пирамид | Страховка: головы, шеи, спины; полный контакт с флайером: тактильно и визуально, ловить страхуемого как можно выше, смягчать падение, научиться предчувствовать падение. | Муз. сопровож-дение, счет, маты, страховоч. веревки | Мысленно повторять последовательность элементов |
11 | Простейшие построения пирамид в один ярус | Муз. сопровож-дение, счет | Мысленно повторять последовательность элементов | |
12 | Построения пирамид в два яруса | Муз. сопровож-дение, счет | Мысленно повторять последовательность элементов | |
13 | Построение пирамид с использованием дополнительного спорт. инвентаря | Муз. сопровож-дение, счет, спорт. инвентарь | Совершенствовать владение предметом | |
14 | Совершенствовать построение общей композиции пирамиды | Муз. сопровож-дение, счет, спорт. инвентарь | Упражнения на растяжение отдельных групп мышц | |
15 | Строго соответствовать каждое движение заданному счету | Муз. сопровож-дение, счет, спорт. инвентарь | Комплекс ОФП | |
16 | Обучение Чир – прыжкам | Изучение от простого к сложному: Кабриоль вперед, назад; Ножницы вперед, назад; Арабеск; | Маты | Упражнения на растяжение отдельных групп мышц |
17 | Пружина; Стедп; Врозь; Шпагат | Маты | Комплекс ОФП | |
18 | Кольцо; Так; Той-тач; Пайк | Маты | Упражнения на растяжение отдельных групп мышц | |
19 | Разноножка;Херки; Хедлер; Абстракт | Маты | Комплекс ОФП | |
20 | Вокруг света; Повтор изученных прыжков | Маты | Упражнения на растяжение отдельных групп мышц | |
21 | Совершенствование изученных прыжков | Маты | Комплекс ОФП | |
22 | Виды пируэтов. Уровни сложности. Методика обучения пируэтам | Изучение: Простой пируэт; Солнышко | Маты, коврики | Мысленно повторять дома |
23 | Пируэт- флажок; Фуэте; | Маты, коврики | Упражнения на растяжение отдельных групп мышц | |
24 | Джаз-пируэт; Грант; | Маты, коврики | Мысленно повторять дома | |
25 | Аттитюд; Тур-пике; | Маты, коврики | Упражнения на растяжение отдельных групп мышц | |
26 | Повтор изученных пируэтов | Маты, коврики | Мысленно повторять дома | |
27 | Совершенствование изученных пируэтов | Маты, коврики | Упражнения на растяжение отдельных групп мышц | |
28 | Общая и специальная физическая подготовка черлидеров | ОФП (общая физическая подготовка): последовательная работа со всеми группами мышц (рук, ног, туловища, шеи, стоп и т.д.) | Тренажеры, гантели, эспандеры | Комплекс ОФП |
29 | СФП (специальная физическая подго-товка), в соответствии с темой занятия | Муз. сопровож-дение, спорт. инвентарь | Комплекс СФП | |
30 | ОФП (общая физическая подготовка): последовательная работа со всеми группами мышц (рук, ног, туловища, шеи, стоп и т.д.); Увеличение нагрузки | Тренажеры, гантели, эспандеры | Комплекс ОФП | |
31 | СФП (специальная физическая подго-товка), в соответствии с темой урока. Увеличение нагрузки (колличества) | Муз. сопровож-дение, спорт. инвентарь | Комплекс СФП | |
32 | ОФП (общая физическая подготовка): последовательная работа со всеми группами мышц (рук, ног, туловища, шеи, стоп и т.д.); Увеличение нагрузки | Тренажеры, гантели, эспандеры | Комплекс ОФП | |
33 | СФП (специальная физическая подго-товка), в соответствии с темой урока. Увеличение нагрузки (колличества). | Муз. сопровож-дение, спорт. инвентарь | Комплекс СФП | |
34 | ОФП (общая физическая подготовка): последовательная работа со всеми группами мышц (рук, ног, туловища, шеи, стоп и т.д.); Увеличение нагрузки. Воспитание морально-волевой подготовки черлидеров. | Тренажеры, гантели, эспандеры | Комплекс ОФП | |
35 | СФП (специальная физическая подго-товка), в соответствии с темой урока. Увеличение нагрузки (колличества). Восстановление функционального состояния организма занимающихся. | Муз. сопровож-дение, спорт. инвентарь | Комплекс СФП |
Методика проведения разминки
Разминка во вводной части занятия по черлидингу имеет особое значение. Благодаря правильному подбору комплексов упражнений с учетом возрастных особенностей происходит последовательное воздействие на различные группы мышц. Особое внимание уделяется растяжке мышц тела, в том числе по системе “стретчинг”. Очень медленно сгибая и разгибая конечности туловища, занимающиеся удерживают части тела от 5 до 10 секунд. Польза “стретчинга” заключается в том, что в мышцах при растягиваниях и удерживаниях активизируется процесс кровообращения и обмена веществ. Наиболее эффективен “стретчинг” при работе в парах, т.к партнер усиливает нагрузку на мышцах. Но при этом учащийся должен полностью доверять своему партнеру, поскольку растягивание мышц не должно достигать острых болевых ощущений. Во время разминки так же уделяется особое внимание правильному дыханию.
Например: и.п. сидя на матах руки вверху, партнер сзади, руки на спине первого. Насчет раз – глубокий вдох, два, три, четыре – наклоны вперед с помощью партнера с захватом руками голени и выдохом. Удерживать 2-3 секунды. Пять, шесть, семь, восемь – и. п. с глубоким вздохом. Повторить 5–7 раз.
После разминки я обычно использую расслабляющие упражнения и методы релаксации на 2-3 минуты в положении лежа на матах с закрытыми глазами.
Методика и организация основной части занятия
Перед тем, как приступить к физическим нагрузкам воспитанники еще раз получают теоретический материал по правилам техники безопасности на занятиях и при выполнении физических упражнений. После небольшой дыхательной гимнастики воспитанники выполняют общие и специальные физические упражнения для развития гибкости, пластики, выносливости, силы, координации движений. Равномерное распределение нагрузки на все время занятия позволил мне увеличить максимально плотность занятия, поднять на уровень интерес учащихся к данному виду деятельности и стимулировать оздоровительный процесс.
На занятиях присутствуют элементы релаксации (расслабление организма) также упражнения на статическое напряжение мышц, что позволяет эффективнее добиваться результатов физического совершенствования.
Пристальное внимание в данном планировании уделено развитию двигательных качеств, достижению высокого уровня физической подготовленности при выполнении упражнений .
Предложенный вариант занятия по черлидингу для учащихся 1–4-х классов при правильной реализации его на практике позволит дать необходимый максимум знаний, умений и навыков, а также повысить уровень их физической дееспособности, необходимый для полноценной жизни, и будет способствовать активному формированию гармонической развитой личности учащихся.
В связи со сложностью элементов вышеуказанного предмета, особое внимание на занятиях я уделяю страховке и самостраховке. Тем самым практически полностью исключила возможность травматизма.
Методика заключительной части
В заключительной части кроме стандартных – построения и задания на дом, я так же использую частичную форму релаксации для расслабления всего организма и подготовки к следующему занятию. Иногда в заключительной части идет разбор снятого на видео материала. Это позволяет успешно реализовывать работу над собственными ошибками. Также в программу заключительной части ввожу обучение различным видам шагов. Тем самым добиваюсь развития у воспитанников нравственного и эстетического воспитания.
Методика организация домашних заданий
Для того чтобы иметь хорошее здоровье и физическое развитие, одних занятий в школе мало. Поэтому так важно ежедневно самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Для самостоятельных домашних занятий, рекомендую детям посильные и безопасные упражнения в домашних условиях. Например: подтягивание, из виса лежа, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, различные прыжки (прыжки в длину с места, прыжки со скакалкой), упражнения для формирования осанки. Самое главное: все упражнения, которые даю для домашних заданий, проверяю на наших занятиях. Обязательно поощряю «добрым словом» даже слабого в физическом плане ученика, если у него виден прогресс выполнении домашнего задания.
Ожидаемые результаты
- Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой.
- Формирование и развитие ценностного отношения к своему психическому и физическому здоровью.
- Воспитание сознательности и активного отношения ценности здоровья и здорового образа жизни в семьях учащихся.
- Стимулирование внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья.
- Снижения уровня заболеваний среди учащихся.
- Улучшение показателей физического развития.
По программе "Черлидинг " я работаю второй год. Несмотря на небольшой срок реализации программы, можно сказать о положительной динамике:
Участие в спортивно-танцевальном марафоне "За здоровый образ жизни"(черлидинг)
У учащихся, которые ходят на занятия "Черлидинг", снижается заболеваемость (в %):
Учащиеся активно участвуют в общешкольных мероприятиях, где представляют свои программы:
- концертные программы для родителей
- дни открытых дверей для родителей будущих первоклассников
- новогодний спектакль
- фестиваль "Звёзды будущего России"
- смотр самодеятельности
Необходимо отметить, что данная программа способствует успешной социализации учащихся с ОВЗ. В этом учебном году занятия посещают:
В успешной реализации программы играет большую роль и сотрудничество с родителями, которые помогают в подготовке к выступлениям (подбор музыки, костюмов).
Дополнительная программа "Черлидинг" для учащихся начальной школы имеет своё продолжение в 5-9 классах нашего учреждения.
Программы дополнительного образования по черлидингу формирует физическую культуру личности с учетом возрастных особенностей, обучает учащихся двигательным действиям танцевальной направленности, побуждает к проявлению творческих способностей, развитию лидерских качеств, способствует успешной социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа для учащихся 5-11 классов «Спартианские игры»
Основной замысел проекта – разработка и внедрение в практику инновационных форм и методов гуманистического воспитания, оздоровления и организации досуга школьников, которые предполагают гуманизацию (п...
Профилактика утомляемости детей на занятиях дополнительной образовательной программы "Информационные технологии" в начальной школе
Работа содержит ряд приемов, используемых на уроках дополнительной образовательной программы "Информационные технологии", для профилактики утомляемости детей при работе с ПК...
Дополнительная образовательная программа по лёгкой атлетике для групп начальной подготовки 1-3 годов обучения
Программа по лёгкой атлетике для тренеров - преподавателей ДЮСШ...
Дополнительная образовательная программа по плаванию для групп начальной подготовки 1-3 годов обучения
Дополнительная образовательная программа по плаванию...
Дополнительная образовательная программа «Вместе с ребёнком». Для учащихся начальной школы и их родителей.
Семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на помощь и поддержку в будущем, на уважительное отношение к себе...
Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени
Контрольно-переводные нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по героико-патриотическому воспитанию учащихся школы «Победа - в сердцах поколений!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет
Программа "Победа - в сердцах поколений!" направлена, главным образом, на доступное для младших школьников, освещение и изложение основных событий Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг....