Профилактика утомляемости детей на занятиях дополнительной образовательной программы "Информационные технологии" в начальной школе
статья по информатике и икт по теме
Работа содержит ряд приемов, используемых на уроках дополнительной образовательной программы "Информационные технологии", для профилактики утомляемости детей при работе с ПК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_utomlyaemosti_detey.doc | 150.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика утомляемости детей
на занятиях дополнительной образовательной программы
«Информационные технологии» в начальной школе
Практическая деятельность школ, к числу которых относится и наша, школа № 121 города Санкт-Петербурга, показывает эффективность использования компьютера и при обучении детей самого младшего школьного возраста. Курс изучения информатики на этом этапе носит пропедевтический характер и служит формированию информационной культуры детей, компьютерной грамотности, всестороннему развитию ребенка.
В нашей школе есть прекрасная возможность развивать мыслительную деятельность детей, вызывая интерес к миру чисел и геометрических фигур с помощью компьютера. В школьный учебный план введен курс дополнительной образовательной программы «Информационные технологии» для учеников 3 классов, позволяющий учащимся с раннего возраста приобщаться к компьютерным технологиям. Дети легко адаптируются к условиям работы в компьютерном кабинете, «умные машины» не вызывают у них комплекса сложной техники, свойственного взрослым, и с первых дней становятся привычными участниками учебного процесса.
Многие педагоги, в том числе и я, ставят задачу сделать сотрудничество ребенка и компьютера безопасным.
Считаю, что при подготовке к урокам важно продумать их структуру: какими видами деятельности займутся дети. Уроки дополнительной образовательной программы «Информационные технологии» в этом смысле имеют свою специфику: младшие школьники быстрее утомляются, поэтому им необходима постоянная смена деятельности.
Проведение занятия я строю в соответствии с принципами науки валеологии – «не навреди». На каждом уроке обязательно провожу физкультминутки, за компьютером дети работают 15-20 минут, и сразу после работы за компьютером – минутка релаксации: дети выполняют различные упражнения для глаз и кистей рук. На самых первых уроках дети работают за компьютером всего 8-10 минут. Связано это с психологическими особенностями детей этого возраста: они не могут быстро освоить начальные пользовательские операции и в результате сильно огорчаются при неудачах. Для того чтобы отрицательные эмоции не закреплялись, на первых занятиях время работы за компьютером целесообразно сократить до минимума.
Структура урока может изменяться в зависимости от вида и темы урока, но приоритетным остается выполнение таких условий: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше 15-20 минут и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным.
Физкультминутка – необходимый перерыв во время урока для восстановления сил учащихся. Хорошие физкультминутки активизируют внимание детей, снимают психологическое и физическое напряжение, облегчают восприятие нового материала.
Иногда одни и те же физкультминутки быстро надоедают, поэтому я собрала их из различной литературы, некоторые переделала, некоторые сочинила сама. Вот некоторые из них.
– —
Руки в стороны – в полёт (развести руки в стороны)
Отправляем самолёт. (ноги – на ширину плеч)
Правое крыло вперёд, (поворот влево)
Левое крыло вперёд. (поворот вправо)
Раз, два, три, четыре – (быстрые повороты вправо и влево)
Полетел наш самолёт. (два хлопка над головой)
– —
Мы сегодня поиграли, Наши пальчики устали. | Активное сгибание и разгибание пальцев. |
Пусть немного отдохнут, А потом играть начнут. | Встряхнуть руками перед собой. |
Дружно локти отведем, Снова мы играть начнем | Энергично отвести локти назад. |
–—
Раз, два, три, четыре, пять!
Ах, как весело играть!
Руки вверх подними,
И на пальчики смотри,
Шире руки разведи,
А потом их опусти!
Под слова «раз, два, три, четыре, пять» дети, стоя у своих парт, свободно потряхивают кистями рук (движение сверху вниз). Под слова «ах, как весело играть» — легкие хлопки в ладони; под слова «руки вверх подними» все поднимают руки, сопровождая глубоким вдохом и выдохом; под слова «на пальчики посмотри» поднимают голову, прогибая спину. Дальше под слова «шире руки разведи» разводят руки в стороны и делают глубокий вдох, под слова «а потом их опусти» опускают руки вниз и делают глубокий выдох.
– —
Руки подняли и покачали: | Плавные покачивания поднятыми вверх руками |
Руки вперёд, кисти встряхнули: | Встряхивание рук перед собой. |
В стороны руки, плавно помашем: | Горизонтальные одновременные движения руками вправо, влево. |
Как они сядут, тоже покажем: Крылья сложили назад. | Отвести руки назад |
–—
Ветер дышит, дышит, дышит,
И деревья все колышет.
Ветер тише, тише, тише,
А деревья выше, выше.
Сядем мы как можно тише.
–—
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места!
Шаг на месте левой, правой, (лёгкие шаги на месте)
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два!
Дети всегда с удовольствием выполняют физкультминутку, которую я называю «Дождь и град». Под слова «дождь идет» дети постукивают по парте кончиками пальцев, перебирая их по очереди от мизинца к большому, как при игре на пианино. Создается впечатление шума во время дождя, который можно изменять скоростью постукивания и силой удара: «дождь сильнее..., слабее…». Под слова «пошел град» руки поворачиваются ладонями вверх, и дети стучат по парте суставами пальцев. При этом создается впечатление ударов града по крыше. Так повторяется несколько раз, пока учитель не скажет: «Небо стало ясным. Засветило солнышко». Эта физкультминутка позволяет сконцентрировать внимание учеников, так как для того, чтобы услышать создаваемый шум дождя в классе должно быть тихо.
–—
У ёлочки, у ёлочки
Колючие иголочки!
Душистые, пушистые
Зелёные иголочки!
Движение надо начинать с большого пальца. Под слова «у ёлочки» дети дважды сгибают и разгибают большой палец. Под вторично произнесенные слова «у ёлочки» дважды сгибают указательный палец, под слово «колючие» - средний, под слово «иголочки» – безымянный, а под слово «душистые» - мизинец. Под слова «пушистые, зеленые иголочки» дети 3 раза энергично сжимают и разжимают все пальчики.
Эту пальчиковую гимнастику «У ёлочки» дети с особым настроением выполняют в зимние месяцы, особенно в преддверии Нового Года.
–—
В ноябре, и в декабре | дети сжимают и разжимают пальцы рук |
Будет холод на дворе. | потереть руки |
И тогда мы все, ребятки, | потряхивают кистями рук |
Будем надевать перчатки. | заложить пальцы правой руки в левую так, чтобы получилась корзинка |
Будем так их надевать. | показывают движением левой руки по правой, как будто надевают перчатку на каждый пальчик |
А потом вот так снимать. | движением правой руки показывают, как надо снимать с каждого пальчика. |
–—
Очень, очень осторожно
Через улицу иди.
И налево, и направо
Обязательно гляди.
Дети выполняют движения «ходьба на месте» с поворотами головы налево и направо, как это делается при переходе улицы
–—
Лютики и васильки
Утром распускаются.
Тянут к солнцу лепестки,
На ветру качаются.
Дети складывают ладони у основания, прижимая соответствующие пальчики правой и левой руки, а затем постепенно разводят пальцы, имитируя раскрытие цветка; под слова двух последних строчек руки поднимают вверх и выполняют лёгкие наклоны в стороны.
–—
Буратино потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Раз нагнулся, два нагнулся. (Наклоны вперёд)
Руки в стороны развёл – (Руки в стороны)
Ключик, видно, не нашёл. (Выпрямиться)
Чтобы ключик нам достать, (Поднять руки вверх)
Нужно на носочки встать. (Встать на носочки и потянуться вверх)
–—
Присели – раз, присели – два, (приседание)
На три – достали облака, (потянуться вверх)
Мы на четыре – повернёмся, (повороты в сторону)
На пять – мы все вперёд прогнёмся, (наклоны вперёд)
А на шесть – мы можем сесть.
С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.
–—
Глазки вверх поднимем мы – улыбнёмся.
Глазки вниз опустим мы – улыбнёмся.
Глазки влево повернём – улыбнёмся.
Глазки вправо повернём – улыбнёмся.
И к работе мы вернёмся.
–—
Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два.
Раз, два, три, четыре
Раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
–—
Прилетела стрекоза, позолочены глаза
Поглядела влево, вправо,
А потом вверх, вниз, вперёд,
Снова влево, снова вправо,
И опять – вверх, вниз, вперёд –
Настоящий вертолёт!
Зрительная гимнастика – эффективная профилактическая мера; её можно проводить дважды: через 7-8 минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания. Так, сидя за компьютером, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы: двигаться должны только глаза! Если дети привыкнут выполнять упражнения для глаз, польза от этого будет не малая.
Когда позволяет тема урока, я включаю в план игры. Например, при изучении темы «алгоритм» объявляю одного из учеников роботом, и объясняю, что робот выполняет только те команды, которые ему дают. Предлагаю детям задавать ему задания, но команды нужно давать правильные и в правильной последовательности, иначе робот запутается и не выполнит задания. Такие упражнения помогают не только лучше усвоить материал, но и разрядить обстановку, и всегда очень нравятся детям.
Во время уроков я применяю разные поощрительные приемы. Например, всегда объявляю классу фамилии учеников, которые лучше всего справились с домашним или самостоятельным заданием; предлагаю поаплодировать тем, кто получил пятёрку за контрольную работу, и дети делают это очень искренне и с удовольствием.
Такие формы работы с учащимися помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости. Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности.
Считаю, что очень важно быть внимательным к каждому ученику: замечать успехи и сглаживать неудачи, чтобы каждый ученик ушел с урока уверенным в себе, с новой маленькой победой, и, главное, с желанием вернуться вновь.
Приемы, о которых я рассказала, помогают мне скорректировать работу по сохранению здоровья учащихся третьих классов на занятиях дополнительной образовательной программы «Информационные технологии», создать доброжелательную обстановку, сделать уроки динамичными и продуктивными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение практических задач исследовательского обучения на уроках ИЗО в образовательной практике современной начальной школы.
В предлагаемой статье описаны методические приёмы исследовательского обучения школьников 1-4 классов. Предлагаются практические работы с различными материалами для мини-исследований, интересные ...
ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ В ГБОУ СОШ № 262 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Создание современное образовательной среды в начальной школе подразумевает плавный переход для учителей учеников в современные рамки владения информацией, когда ученик наход...
Качество образовательного процесса в начальной школе
Качество образовательного процесса в начальной школе...
Образовательная программа дополнительного образования для учащихся начальной школы "Говори по-немецки!"
Изучение иностранного языка младшими школьниками прочно вошло в педагогическую практику, открывая большие потенциальные возможности для развития личности ребенка и подготавливая к изучению иностранног...
Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.
Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’...
Программа дополнительного образования по футболу (начальная школа)
Программа по футболу для начальной школы...
IТ возможности Московской электронной школы в организации внеурочных занятий на английском языке в начальной школе
Данная статья посвящена передаче педагогического опыта в использовании информационных ресурсов МЭШ при проведении занятий по внеурочной деятельности в начальной школе по английскому языку....