Учебная программа Вокальный ансамбль "Мелодия"
рабочая программа
Дополнительная общеразвивающая программа «Мелодия» реализуется в соответствии с художественной направленностью образования.
Актуальность программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к современной и советской музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Отличительные особенности программы обусловлены тем, что занятия вокалом способствуют развитию художественных способностей детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние.
Программа рассчитана на обучающихся 7-11 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shchurova_oi_melodiya.docx | 161.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спектр»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественной направленности
«Вокальный ансамбль «Мелодия»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 1 год, 144 часа
Уровень программы: базовый
Разработчик программы:
педагог дополнительного образования
Щурова Ольга Игоревна
пгт. Излучинск, 2024 г.
Содержание (структура)
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
(нормативно-правовые документы,
актуальность,
новизна,
отличительные особенности,
уровень,
направленность,
адресат,
наполняемость,
форма обучения,
объем и срок реализации,
режим занятий,
особенности организации образовательного процесса)
1.2. Цели и задачи
1.3. Планируемы результаты
1.4. Учебный план
1.5. Содержание учебного плана
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Формы аттестации/контроля
2.3. Оценочные материалы
2.4. Методическое обеспечение программы
2.5. Условия реализации программы (Материально-техническое и информационное обеспечение)
2.6. Воспитательная деятельность
3. Список литературы
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальный ансамбль «Мелодия» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
Примерной программой воспитания, утверждённой на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 02.06.2020 г. (http://form.instrao.ru);
Методическими рекомендациями «Института изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования» по вопросам разработки и реализации раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей;
Локальные акты образовательной организации:
Устав МАУ ДО "Спектр";
Направленность (профиль): художественная
Уровень освоения программы: базовый
Актуальность программы: Актуальность программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к современной и советской музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Отличительные особенности программы:
Особенности программы обусловлены формированием эстетического музыкального вкуса у детей, направлены на улучшение их физического развития и эмоционального состояния.
Новизна программы:
Новизна программы обусловлена возможностью приобщения детей к лучшим традициям музыкальной культуры и раскрытию своих вокальных способностей.
Адресат программы:
Программа предназначена для обучения детей в возрасте 7-11 лет.
Наполняемость группы: 12 обучающихся
Объем программы: 144 часа
Срок освоения программы: 1 год
Форма(ы) обучения: Очная
Форма реализации: очная.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного академического часа – 45 минут, между занятиями - 10 минутный перерыв.
Особенности организации образовательного процесса:
Формы проведения занятий - групповые. Также могут быть репетиции и занятие-концерт.
Квалификация педагога соответствует профилю программы.
Цель и задачи программы
Цель программы: Целью программы является приобщение ребёнка к искусству вокального пения, развитие мотивации к творчеству, формирование нравственных качеств средствами вокального искусства.
Задачи программы:
- Формирование навыков певческой установки: певческое дыхание, вокальная артикуляция, музыкальная память, пение при мягкой атаке звука;
- Обучение приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
- Развитие гармонического и мелодического слуха;
- Совершенствование речевого аппарата и расширение диапазона голоса;
- Воспитание интереса к певческой деятельности и к музыке в целом.
Планируемые результаты освоения программы
Метапредметные результаты:
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации;
- формирование у ребенка умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
знать/уметь:
- чисто интонировать, петь на дыхании;
- петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;
- развить гармонический и мелодический слух, эстетический вкус.
- петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки;
- петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;
- понимать дирижёрские жесты и следовать им;
- знать средства музыкальной выразительности.
- петь под фонограмму в группе и соло;
- уметь преодолевать мышечные зажимы;
- соблюдать при пении певческую установку;
- петь на цепном дыхании;
- уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню;
- обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;
- пользоваться мягкой атакой, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, на всём диапазоне ровным по тембру звуком;
- уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя, довольно продолжительные фразы;
- уметь держаться на сцене;
- петь в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения;
- иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух;
- быть настойчивым, выдержанным, целеустремлённым и трудолюбивым.
Личностные результаты:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- умение сравнивать поступки сверстников со своими собственными поступками.
Учебный план
№ | Наименование разделов | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
теор | пр | всего | |||
1. Введение в программу | |||||
1.1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | 2 | диагностика |
1.2 | Разработка репертуарного плана. Диагностика. | 2 | 2 | диагностика | |
1.3 | Устранение зажимов и дефектов речи. | 2 | 2 | 4 | тест |
2. Певческая установка 8 | |||||
2.1 | Певческая позиция | 1 | 1 | 2 | тест |
2.2 | Певческое дыхание | 1 | 5 | 6 | тест |
2.3 | Атака звука | 1 | 7 | 8 | Проверочная работа |
2.4 | Певческая опора | 2 | 4 | 6 | Проверочная работа |
3. Развитие диапазона 22 | |||||
3.1 | Вокальная интонация | 1 | 5 | 6 | Проверочная работа |
3.2 | Вокальные упражнения и вокализы. | 1 | 7 | 8 | диагностика |
3.3 | Развитие музыкального слуха | 2 | 6 | 8 | тест |
3.4 | Постановка голоса | 2 | 6 | 8 | тест |
3.5 | Распевочные циклы упражнений | - | 6 | 6 | Проверочная работа |
4. Теория музыки 36 | |||||
4.1 | Мелодия. Значение мелодии в музыкальном произведении. | 1 | 3 | 4 | Проверочная работа |
4.2 | Направления мелодического движения и его диапазон. | 1 | 3 | 4 | Проверочная работа |
4.3 | Мелодическое движение. Проходящие и вспомогательные звуки. | 1 | 3 | 4 | Проверочная работа |
5. Вокально-ансамблевая работа 12 | |||||
5.1 | Вокально–ансамблевая работа над репертуаром. | - | 14 | 14 | Проверочная работа |
5.2 | Ритмическая основа музыкальной композиции. | 1 | 9 | 10 | Проверочная работа |
5.3 | Эстрадная вокальная культура. | 1 | 7 | 8 | Проверочная работа |
5.4 | Работа над образом разучиваемых произведений. | - | 10 | 10 | Проверочная работа |
5.5 | Художественное слово, актерская составляющая в эстрадной композиции | 2 | 6 | 8 | Проверочная работа |
6. Музыкально-образовательные беседы 50 | |||||
6.1 | П. И. Чайковский | 1 | 1 | 2 | Угадай - ка |
6.2 | В.А. Моцарт | 1 | 1 | 2 | Угадай - ка |
7.Музыкально-исполнительская деятельность (Социальная практика) | |||||
7.1 | Концертная программа ко Дню матери. | - | 2 | 2 | выступления |
7.2 | Концертная программа к 8 марта. | - | 2 | 2 | выступления |
7.3 | Районный конкурс детских талантов «Музыкальный трамплин»; Рождественская ярмарка | - | 2 | 2 | выступления |
7.4 | Фестиваль детского творчества «Вдохновение» | - | 2 | 2 | выступления |
7.5 | Итоговая диагностика | - | 2 | 2 | тест |
7.6 | Итоговое занятие-концерт | - | 2 | 2 | выступления |
Итого часов | 23 | 121 | 144 |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение в программу
Теория:
- Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Игры на установление доверительных отношений между педагогом и учащимися. Совместное выявление цели и задач курса, режима работы, плана занятий. Игры и викторины для выявления музыкальных способностей у детей. Правила техники безопасности.
- Диагностика. Правила гигиены голоса, рассказ о том, как беречь голос, правила поведения во время пения. Подбор и слушание репертуара, беседа о характере и тексте произведений.
- Формирование вокальных гласных. Формирование согласных и их воздействие на дыхание. Формирование речевых согласных. Мышечные зажимы, тренинги на их удаление.
Практика: Пение песен в микрофоны на сцене по одному и в группе.
Форма контроля: диагностика.
Раздел 2. Певческая установка
Теория:
- Певческая позиция. Работа над всеми составляющими голосового аппарата.
- Певческое дыхание. Методы постановки диафрагмально-реберного дыхания, упражнения на короткий вдох и длинный выдох, расходование вдоха, певческая опора, здоровое дыхание, самоконтроль. Дыхательная гимнастика. А.Н. Стрельниковой. Практические упражнения дыхательной гимнастики.
- Атака звука. Типы звукоизвлечения, подача звука, положение рта при различных видах звучания. Методы постановки свободного звукоизвлечения в различных регистрах. Понятие «Атака звука». Три вида атаки - мягкая, твердая и придыхательная. Отработка основных видов атаки звука и вспомогательных приемов. Целесообразность применения различных видов атак.
- Певческая опора. Понятие певческой опоры как напряжения мышц брюшного пресса для удержания воздушной струи и создания импеданса в области голосовых связок. Отличие опоры от мышечного зажима, контроль дыхания, упражнения на чувство опоры.
Практика: Пение песен в микрофоны на сцене по одному и в группе.
Форма контроля: Вокальная проверочная работа.
Раздел 3. Развитие диапазона
Теория:
- Вокальная интонация. Работа над точностью интонации. Пение вокализов и упражнений на различные интервалы. Методы воспитания вокальной интонации, интонирование сложных интервалов, скачки, кантилена.
- Вокальные упражнения и вокализы. Пропевание вокально-хоровых упражнений на развитие диапазона.
- Развитие музыкального слуха. Практические занятия. Упражнения на развитие музыкального слуха. Работа над координацией слуха и голоса. Введение упражнений с использованием гаммы, арпеджио. Наряду с упражнениями используется пение современных песен, песен военных лет, советских, отечественных популярных песен.
- Постановка голоса. Упражнения на дыхание, звукообразование, развитие певческого диапазона. Распевание. Элементарные представления не только о строении голосового аппарата, но и о том, что такое правильная постановка корпуса при пении; певческое дыхание, выработка равномерного выдоха; правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с согласными, четкое произношение согласных; слуховое осознание чистой интонации. Пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе.
- Распевочные циклы упражнений. Понятие распевки, циклы для разных возрастов и уровней вокальной подготовки. Упражнения для устранения вокальных проблем певца, для психологической и физиологической настройки на пение.
Практика: Пение песен в микрофоны на сцене по одному и в группе.
Форма контроля: Вокальная проверочная работа.
Раздел 4. Теория музыки
Теория:
- Ознакомление обучающихся с основами элементарной теории музыки
- Значение мелодии в музыкальном произведении.
- Направления мелодического движения и его диапазон. Проходящие и вспомогательные звуки.
Практика: Пение песен в микрофоны на сцене по одному и в группе.
Форма контроля: Вокальная проверочная работа.
Раздел 5. Вокально-ансамблевая работа
Теория:
- Вокально–ансамблевая работа над репертуаром. Беседы о разучиваемых произведениях. Раскрытие значения, содержания, особенностей каждой исполняемой песни. Анализ ее текста, разъяснение непонятных слов, анализ музыкального и поэтического текста. Показ-исполнение песни. Разбор ее содержания. Разучивание материала с сопровождением и без него, отдельно по партиям или всем ансамблем, под фонограмму минус.
- Ритмическая основа музыкальной композиции. Работа с ритмом в композиции, агогика, ритмическая переакцентовка. Свобода ритмических построений в импровизации. Ритмические упражнения на развитие внутреннего ощущения темпа, смены ритма и размера.
- Певческая вокальная культура. Уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене; стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.
- Работа над образом разучиваемых произведений. Раскрытие художественного образа, воображение, фантазия. Взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.
- Художественное слово, артистическая составляющая в вокальной композиции. Работа с художественным текстом, осмысление актерской задачи, проигрывание заданной роли, овладение сценическим пространством и движением.
Практика: Пение песен в микрофоны на сцене по одному и в группе.
Форма контроля: Вокальная проверочная работа.
Раздел 6. Музыкально-образовательные беседы
Теория:
- Рассмотрение исторических этапов развития мировой музыкальной культуры. Знакомство с русскими и зарубежными композиторами.
Практика: Музыкальная викторина.
Форма контроля: Угадай – ка.
Раздел 7. Музыкально-исполнительская деятельность (Социальная практика).
Практика: Исполнение выученных произведений на концертах, конкурсах и фестивалях.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Место проведения: МАУ ДО «Спектр», пгт. Излучинск, ул. Школьная, дом 12а
Год обучения: 2024-2025.
Количество учебных недель: 36 учебных недель.
Количество учебных дней: 72 учебных дня.
Сроки учебных периодов: 1 полугодие – 17 учебных недель.
2 полугодие – 19 учебных недель.
Продолжительность учебного года | |
Начало учебного года | 2 сентября (основные работники) 9 сентября (совместители) |
Окончание учебного года | 31 мая |
Продолжительность учебного года | 36 учебных недель (35 — совместители) |
Этапы образовательного процесса | |
1 полугодие- 17 учебных недель (основные работники), 16 учебных недель совместители) | |
02.09.2024 - 25.12.2024 | Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты |
16.12.2024 - 13.01.2025 | Промежуточная аттестация обучающихся по усвоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по итогам 1-го полугодия |
26.12.2024 - 08.01.2025 | Зимние каникулы |
2 полугодие — 19 учебных недель | |
09.01.2025 - 31.05.2025 | Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты |
26.03 2025 - 30.03.2025 | Весенние каникулы |
21.04.2025- 12.05.2025 | Итоговая аттестация обучающихся по усвоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, мероприятия, выставки, концерты |
Работа в летний период | |
01.06.2025 - 31.08.2025 | Реализация дополнительных (краткосрочных) общеобразовательных общеразвивающих программ, мастер-классы, работа профильных отрядов |
Нерабочие праздничные дни: | 4 ноября - День народного единства 1 января — 8 января - Новый год 7 января —Рождество Христово 23 февраля - День защитника Отечества 8 марта — Международный женский день 1 мая — Праздник Весны и Труда 9 мая — День Победы 12 июня — день России |
Календарный учебный график | ||||||||
№ п\п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля | |
сентябрь | групповая | 2 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | Диагностика | ||||
сентябрь | групповая | 2 | Разработка репертуарного плана. | Диагностика | ||||
сентябрь | групповая | 2 | Устранение зажимов и дефектов речи. | Диагностика | ||||
сентябрь | групповая | 2 | Устранение зажимов и дефектов речи. | Диагностика | ||||
сентябрь | групповая | 2 | Певческая позиция | Диагностика | ||||
сентябрь | групповая | 2 | Певческое дыхание | Диагностика | ||||
сентябрь | групповая | 2 | Певческое дыхание | Диагностика | ||||
сентябрь | групповая | 2 | Певческое дыхание | Устный опрос | ||||
октябрь | групповая | 2 | Атака звука | Диагностика | ||||
октябрь | групповая | 2 | Атака звука | Диагностика | ||||
октябрь | групповая | 2 | Атака звука | Тест- задание | ||||
октябрь | групповая | 2 | Атака звука | Беседа | ||||
октябрь | групповая | 2 | Певческая опора | Диагностика | ||||
октябрь | групповая | 2 | Певческая опора | Диагностика | ||||
октябрь | групповая | 2 | Певческая опора | Беседа, устный опрос | ||||
октябрь | групповая | 2 | Вокальная интонация | Диагностика | ||||
октябрь | групповая | 2 | Вокальная интонация | Диагностика | ||||
октябрь | групповая | 2 | Вокальная интонация | Тест - задание | ||||
ноябрь | групповая | 2 | Вокальные упражнения и вокализы | Контролирующее прослушивание пения | ||||
ноябрь | групповая | 2 | Вокальные упражнения и вокализы | контролирующее прослушивание пения | ||||
ноябрь | групповая | 2 | Вокальные упражнения и вокализы | Диагностика | ||||
ноябрь | групповая | 2 | Вокальные упражнения и вокализы | Диагностика | ||||
ноябрь | групповая | 2 | Развитие музыкального слуха | контролирующее прослушивание пения | ||||
ноябрь | групповая | 2 | Концертная программа ко Дню матери. | выступление | ||||
ноябрь | групповая | 2 | Развитие музыкального слуха | контролирующее прослушивание пения | ||||
ноябрь | групповая | 2 | Развитие музыкального слуха | контролирующее прослушивание пения | ||||
декабрь | групповая | 2 | Постановка голоса | контролирующее прослушивание пения | ||||
декабрь | групповая | 2 | Постановка голоса | контролирующее прослушивание пения | ||||
декабрь | групповая | 2 | Постановка голоса | контролирующее прослушивание пения | ||||
декабрь | групповая | 2 | Постановка голоса | контролирующее прослушивание пения | ||||
декабрь | Групповая | 2 | Распевочные циклы упражнений | контролирующее прослушивание пения | ||||
декабрь | групповая | 2 | Распевочные циклы упражнений | творческие задания | ||||
декабрь | групповая | 2 | Распевочные циклы упражнений | творческие задания | ||||
декабрь | групповая | 2 | Мелодия. Значение мелодии в музыкальном произведении. | беседа | ||||
январь | групповая | 2 | Мелодия. Значение мелодии в музыкальном произведении. | беседа | ||||
январь | групповая | 2 | Направления мелодического движения и его диапазон. | контролирующее прослушивание пения | ||||
январь | групповая | 2 | Направления мелодического движения и его диапазон. | Устный опрос | ||||
январь | групповая | 2 | Мелодическое движение. Проходящие и вспомогательные звуки. | контролирующее прослушивание пения | ||||
январь | групповая | 2 | Мелодическое движение. Проходящие и вспомогательные звуки. | Устный опрос | ||||
январь | групповая | 2 | Вокально–ансамблевая работа над репертуаром. | контролирующее прослушивание пения | ||||
январь | групповая | 2 | Вокально–ансамблевая работа над репертуаром. | творческие задания | ||||
февраль | групповая | 2 | Вокально–ансамблевая работа над репертуаром. | творческие задания | ||||
февраль | групповая | 2 | Вокально–ансамблевая работа над репертуаром. | Устный опрос | ||||
февраль | групповая | 2 | Вокально–ансамблевая работа над репертуаром. | Устный опрос | ||||
февраль | групповая | 2 | Вокально–ансамблевая работа над репертуаром. | Устный опрос | ||||
февраль | групповая | 2 | Вокально–ансамблевая работа над репертуаром. | Устный опрос | ||||
февраль | групповая | 2 | Ритмическая основа музыкальной композиции. | Беседа | ||||
февраль | групповая | 2 | Ритмическая основа музыкальной композиции. | творческие задания | ||||
февраль | групповая | 2 | Ритмическая основа музыкальной композиции. | творческие задания | ||||
март | групповая | 2 | Концертная программа к 8 марта | выступление | ||||
март | групповая | 2 | Ритмическая основа музыкальной композиции. | творческие задания | ||||
март | групповая | 2 | Эстрадная вокальная культура. | творческие задания | ||||
март | групповая | 2 | Эстрадная вокальная культура. | творческие задания | ||||
март | групповая | 2 | Эстрадная вокальная культура. | творческие задания | ||||
март | групповая | 2 | Эстрадная вокальная культура. | творческие задания | ||||
апрель | групповая | 2 | Работа над образом разучиваемых произведений. | творческие задания | ||||
апрель | групповая | 2 | Районный конкурс детских талантов «Музыкальный трамплин»; «Северная звезда» | творческие задания | ||||
апрель | групповая | 2 | Работа над образом разучиваемых произведений. | творческие задания | ||||
апрель | групповая | 2 | Работа над образом разучиваемых произведений. | творческие задания | ||||
апрель | групповая | 2 | Фестиваль детского творчества «Вдохновение» | выступление | ||||
апрель | групповая | 2 | Художественное слово, актерская составляющая в эстрадной композиции | творческие задания | ||||
апрель | групповая | 2 | Художественное слово, актерская составляющая в эстрадной композиции | творческие задания | ||||
апрель | групповая | 2 | Художественное слово, актерская составляющая в эстрадной композиции | творческие задания | ||||
апрель | групповая | 2 | Художественное слово, актерская составляющая в эстрадной композиции | творческие задания | ||||
май | групповая | 2 | П. И. Чайковский | Устный опрос, обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере | ||||
май | групповая | 2 | В.А. Моцарт | Устный опрос, обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере | ||||
май | групповая | 2 | Развитие музыкального слуха | контролирующее прослушивание пения | ||||
май | групповая | 2 | Ритмическая основа музыкальной композиции. | контролирующее прослушивание пения | ||||
май | групповая | 2 | Работа над образом разучиваемых произведений. | контролирующее прослушивание пения | ||||
май | групповая | 2 | Работа над образом разучиваемых произведений. | творческие задания | ||||
май | групповая | 2 | Итоговая диагностика | Подведение итогов | ||||
май | групповая | 2 | Итоговое занятие-концерт | выступление |
2.2 Формы аттестации/контроля
Текущий контроль проводится в конце изучения каждой темы - викторины, творческие музыкальные задания, контрольное прослушивание.
Промежуточная аттестация по итогам 1-го полугодия – диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся. Участие в различных мероприятиях. Проводится итоговая аттестация оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по образовательной программе, диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся, оформляется таблица достижений по результатам участия в конкурсах и мероприятиях различного уровня.
Оценочные материалы
Мониторинг реализации образовательной программы осуществляется через:
• Включенное педагогическое наблюдение (качество работы, степень самостоятельности, коммуникативные навыки)
• Беседа, анкетирование (отношение к деятельности, образовательный запрос детей и родителей, степень удовлетворенности занятиями в объединении), тестирование (знание терминологии, проявление уровня художественных знаний и умений.)
• Характеристика уровней освоения программы. Фиксация результатов осуществляется через вовлеченность и участие детей на концертах и конкурсах.
Методическое обеспечение программы
Методы обучения:
1) По источнику передачи и восприятия знаний: словесный, наглядный, практический;
2) По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный;
3) По характеру активизации: игровой, дискуссионный и др.)
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая.
Формы организации учебного занятия - беседа, встреча с интересными людьми, игра, конкурс, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, посиделки, праздник, практическое занятие.
Педагогические технологии - технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология портфолио, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.
Алгоритм учебного занятия – приветствие, распевочный цикл упражнений, повторение старой темы, изучение новых материалов, пение на сцене под микрофоны.
Дидактические материалы – применяются раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения.
Условия реализации программы
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:
- наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 10-12 человек и отвечающего правилам СанПин;
- в кабинете должны иметься фортепиано, стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, микрофоны, звуковая аппаратура.
Наименование | Количество | Область применения |
Фортепиано | 1 шт. | Используется для распевки и вокальных упражнений, проучивания песен |
Звуковая аппаратура | 1 шт. | Используются для реализации практической деятельности |
Микрофоны | По количеству обучающихся | Используются для реализации практической деятельности |
Кадровое обеспечение программы:
Для реализации программы требуется педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Воспитательная деятельность
Цель воспитательной работы
Формирование у обучающихся ценностных ориентаций и нравственного поведения путем музыкальной деятельности.
Задачи воспитательной работы
1. гражданско-патриотическое воспитание
2. развитие трудовых навыков
3. Профориентация.
Приоритетные направления воспитательной деятельности
гражданско-патриотическое воспитание, нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей, воспитание положительного отношения к труду и творчеству, профориентационное воспитание.
Формы воспитательной работы
беседа, викторина, ярмарка, фестиваль, конкурс, выступление, сюжетно-ролевая игра.
Методы воспитательной работы
рассказ, диспут, пример, поручение, создание воспитывающих ситуаций, игра, поощрение, наблюдение, анализ результатов деятельности.
Планируемые результаты воспитательной работы
Проявление у детей патриотизма, дружелюбия, умения общаться со сверстниками и педагогом, способности договариваться, умения сопереживать, адекватно проявлять свои чувства.
Также трудолюбие, упорство в достижении поставленной цели, уважительное отношение к труду людей творческих профессий, нравственные и эстетические качества личности.
Календарный план воспитательной работы
№ № п/п | Название мероприятия | Задачи | Форма проведения | Сроки проведения |
11. | Концертная ко Дню Матери | Популяризация семейных ценностей | Очная | Ноябрь |
2. | Концертная программа на Рождественской ярмарке | Духовно-нравственное воспитание. | Очная | Январь |
3. | Концертная программа к 8 марта | Популяризация семейных ценностей | Очная | Март |
4. | Районный конкурс детских талантов «Музыкальный трамплин» | развитие трудовых навыков | Очная | Апрель |
45. | Фестиваль детского творчества «Вдохновение» | развитие трудовых навыков | Очная | Май |
Список литературы
для педагога:
- Дубровская Е.А. «Ступеньки музыкального развития» М., «Просвещение». 2003 г.
- Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса».
- Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм» С.Петерб., «Композитор» 2005 г.
- Н.А.Метлов. Музыка - детям. Пособие для воспитателей и музыкального руководителя детского сада. М., "Просвещение", 1985].
- Радынова О.П., Катинене А.И., Палиашвили М.Л. «Музыкальное воспитание школьников» М.., 1994 г.
- Теплов Б.М. «Избранные труды» М.., 1985 г.
для обучающихся:
- Меньших И.В. С музыкой растём, играем и поём.- Ростов н/Д: Феникс,2007.
- Песенник. Розовый слон. Сост. Такун Ф., Шершунов А., М.:Изд. «Современная музыка», 2002.
- Сборники песен В.Шаинского, Ген.Гладкого, Ю.Чичкова, М.Дунаевского, Е. Крылатова, А. Рыбникова, Р. Паулса.
интернет-ресурсы:
1. ВКМ Online - Всемирная команда музыкантов. Режим доступа - http.//vkmoline.com/
2. Журнал "Педагогический мир". Режим доступа - http.//pedmir.ru/
3. Сообщество вокалистов "StartVocal". Режим доступа - www.startvocal.ru
4. Издательство детских образовательных программ ВЕСТЬ-ТДА. Режим доступа - www.vest-tda.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа вокальной студии "Ветер детства"
Программа базируется на курсе "Эстрадный вокал". Предназначена для студий и кружков, занимающихся вокалом....
Учебная программа по предмету "Вокальное исполнительство"
Данная учебная программа рекомендована для работы с учащимися 0 класса (подготовительная группа)....
Учебная программа по предмету Вокальный ансамбль
Программа по предмету “ Вокальный ансамбль” ставит своей целью дать возможность овладеть основами вокального и музыкального образования, навыками ансамблевого исполнительства, приобретение котор...
Программа вокально - хорового кружка на 2016- 2017 учебный год.
Цель программы - создание детского вокально-хорового коллектива, основы музыкально-эстетического воспитания его участников, инструмента развития их творческих задатков и личностных качеств.Задачи про...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА: УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ»
Программа предназначенна для учащихся инструментальных отдлений и отделений общего эстетического развития Детской музыкальной школы, проявляющих повышенный интерес к вокальному искусству....
Конспект учебного занятия вокальной группы «Жемчужины» «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в исполняемом произведении» (3-й год обучения)
Представленный мной конспект занятия по вокалу рассчитан для работы с ансамблем среднего звена (9-11лет).Тема занятия: «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в...
Рабочая программа на 2019 – 2020 учебный год к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Вокальный класс» Художественная направленность
Программа разработана с целью систематизации и пропаганды педагогического опыта по развитию вокальных навыков у детей. Данная программа помогает понять и осознать, какое место и какую роль играет пред...