ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА: УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ»
рабочая программа по теме
Программа предназначенна для учащихся инструментальных отдлений и отделений общего эстетического развития Детской музыкальной школы, проявляющих повышенный интерес к вокальному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 121.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛНО - ВЕРШИНСКИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА: «ФОРТЕПИАНО», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ОБЩЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
«ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ»
Челно-Вершины
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Вокальный ансамбль» вводится в учебный план для наиболее способных в вокальном отношении учащихся фортепианного, народного отделений и отделений общего эстетического развития начиная не ранее 2 года обучения. Данный предмет способствует проявлению природных музыкальных данных и художественно-эстетическому развитию учащихся. Вокальный ансамбль является важнейшим звеном в работе над развитием и совершенствованием детского голоса. Ансамблевое пение тесно взаимосвязано с хоровым пением, но на занятиях вокального ансамбля больше внимания уделяется индивидуальной работе над голосом – учитель имеет возможность следить за качеством звучания каждого певца и одновременно работать над навыками коллективного исполнения. В хоре устранять вокальные дефекты отдельных исполнителей значительно сложнее. Именно в комбинировании индивидуальных и групповых форм работы заключается специфика учебного предмета «Вокальный ансамбль».
Целью предмета является формирование певческой культуры средствами вокального искусства.
Главными задачами предмета являются:
- развитие голоса учащегося и овладение навыками ансамблевого исполнения;
- воспитание музыкального вкуса в области вокального искусства;
- развитие интереса к пению и воспитание творческой активности;
- эстетическое воспитание детей средствами музыки.
В соответствии с этими задачами в процессе работы вокальных ансамблей необходимо прививать исполнителям следующие навыки:
- осознавать свою партию как часть целого, слышать себя и своих партнеров в ансамбле;
- достигать единства действий с другими участниками, держать интонационный строй;
- подстраиваться вокально, добиваясь единства манеры пения с другими участниками ансамбля;
- вести свой мелодический голос при одновременном восприятии звучания других партий.
В работе с вокальным ансамблем в основном используются объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, а также их сочетание, включающее объяснение учителя и показ вокального звучания. При объяснении качеств певческого звука, его тембра необходимо использовать образные определения.
Рекомендуется применение специальных вокальных методов обучения:
- фонетический метод, который, опираясь на речевой опыт учащихся, основан на активной работе артикуляционных органов и помогает преодолевать их вялость;
- «концентрический» метод М.И.Глинки, по которому обучение следует начинать с середины диапазона голоса ученика (примарных звуков).
Приводимый в данной учебной программе репертуарный список является ориентировочным. Произведения можно транспонировать в удобную для исполнения тональность. Для полноценного певческого развития учеников рекомендуется включить в репертуар вокального ансамбля разнообразные по стилю и жанру произведения.
Занятия вокального ансамбля проводятся с двумя и более учащимися два часа в неделю. В пределах этих часов, при необходимости, возможна индивидуальная работа с участниками ансамбля. В зависимости от числа участников различают дуэт, трио, квартет и т.д., где каждый участник исполняет самостоятельную партию и является, по существу, солистом. Вокальные ансамбли могут быть организованы и как удвоенные дуэты, трио, квартеты.
Вид ансамбля в соответствии с интересами и предпочтениями учащихся и учителя может быть различен – эстрадный или академический. Вид ансамбля определяет его репертуар. Например, вокальным ансамблям академического направления характерна строгая, сдержанная манера исполнения. В программе ансамбля могут быть как произведения, написанные непосредственно для вокальных ансамблей, так и хоровые миниатюры, обработки народных песен.
Перед преподавателем учебного предмета «Вокальный ансамбль» поставлены следующие задачи по организации учебно-репетиционного процесса:
- формирование ансамблей исполнителей;
- организация вокальной работы;
- подбор репертуара для учебной и концертно-исполнительской деятельности;
- театрализация исполнения.
Обучение учащихся в ансамблях должно проходить в соответствии с основными принципами дидактики: наглядности, последовательности и осознанности. Показ необходимых певческих приемов важен для развития певческо-слухового восприятия и для практического выполнения исполнителями данных приемов; устный анализ услышанного способствует пониманию правильного звучания (при этом полезно сравнивать правильно и неправильно сформированное звучание).
Руководителю вокального ансамбля следует учитывать то, что детский голосовой аппарат находится в постоянном росте и развитии. Поэтому в вокальной работе с детьми необходимо:
- учитывать психофизиологические особенности детей разных возрастных групп;
- следить за изменениями тембра и диапазона голоса;
- не допускать форсированное и продолжительное пение;
- воспитывать у детей бережное отношение к своему голосу.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые уроки, отчетные и праздничные концерты, участие в смотрах – конкурсах, фестивалях, концертно – массовых мероприятиях.
За учебный год в вокальном ансамбле должно быть пройдено примерно следующее количество произведений: младшая группа – 7-9, старшая группа – 5 - 7 произведений.
Учет успеваемости проводится на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной проверки партий, участия в концертно – творческой деятельности. Анализируется динамика усвоения учебного материала, степень прилежания. В конце каждой четверти проводится контрольный урок.
Содержание программы
Младшая группа
Правильная певческая установка, свободные положения мышц лица, шеи, челюсти. Основные правила исполнения гласных и согласных звуков при пении.
Строении вокального произведения: куплет, строка. Выразительное чтение текстов песен с элементами движения. «Мажорное» и «минорное» настроение произведений. Формирование певческого дыхания соответственно характеру музыки. Выразительное исполнение песни с элементами двухголосного изложения.
Пение в унисон, чистота интонирования тона и полутона, мажорного и минорного трезвучия. Применение «цепного» дыхания (на выдержанных звуках, аккордах или фразах).
Старшая группа
Партитура. Диапазон партий сопрано и альтов. Форма и содержание произведений. Выразительные средства эстрадной и джазовой музыки. Синкопированный ритм. Выравнивание гласных по тембру. Пение двухголосных упражнений и песен. Пение упражнений и песен с элементами трёхголосия. Динамические оттенки, штрихи, обозначения темпов. Изменения окраски звука в зависимости от характера и стиля произведения. Филировка звука. Устойчивое интонирование мелодий, содержащих все виды мажора и минора, широкие интервалы и хроматизмы.
Методические пояснения
Вокальная работа с младшей возрастной группой
Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель по всей их длине. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание. Чрезмерное напряжение голоса может привести к стойкой хрипоте, и неполное смыкание связок станет тогда уже ощущаться болезненно.
Диапазон детского голоса этого возраста в основном октава (до1, ре1-ре2), динамический диапазон также невелик (до mf). Приблизительно с 10-летнего возраста голоса дифференцируются на высокие и низкие.
При правильном вокальном развитии процесс становления голоса проходит плавно. В гортани развивается голосовая мышца, которая начинает управлять всей работой голосовых связок. Голос приобретает большую плотность и насыщенность, у девочек проявляется «индивидуальный» тембр голоса, а у мальчиков в голосе появляется звонкость, серебристость.
При работе с младшей возрастной группой наиболее эффективными методическими приемами являются игровые. Кроме того, занятия не должны быть излишне продолжительными и утомительными.
Начинать знакомство с детскими голосами можно в форме беседы, что поможет выявить дефекты речи. На первых занятиях с помощью простейших знакомых мелодий следует прослушать еще раз каждого участника вокального ансамбля. Неточное интонирование может быть вызвано вялостью дыхания, неразвитостью координации между слухом и голосом.
В работе с вокальным ансамблем младшей возрастной группы учителю необходимо следить за выравниванием гласных, спокойным, мягким звукообразованием. При вялой атаке звука помогут упражнения на staccato.
Четкость согласных зависит от артикуляционной подвижности языка. В работе над дикцией рекомендуются скороговорки.
Вокальная работа со старшей возрастной группой
Если певческое воспитание учащихся идет правильно, то к 10–12 годам голоса детей начинают звучать особенно хорошо. Этот период называют «расцветом» голоса.
После 12 лет в детском организме происходит глубокая перестройка. Возникают изменения и в голосовом аппарате – мутация, т.е. переход детского голоса во взрослый.
Для этих возрастных групп характерно появление признаков, указывающих на происходящие изменения в их организме. Рост голосового аппарата детей перестает быть плавным, голос теряет яркость, сипит. Эти признаки наступающей мутации появляются в разное время, индивидуально, и поэтому заметить их трудно. Важно тщательно следить за развитием подростков, чтобы не пропустить этих изменений в голосе и правильно строить занятия.
Педагогическая практика показала, что наиболее типичный диапазон подростков: сопрано – до1, ре1 – фа2, соль2; альтов – ля, си малой октавы – до2, ре2. Детям в период мутации петь можно и даже полезно, так как, помимо общего музыкального роста, пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса. Для второго возрастного этапа характерно становление взрослого голоса на новой физиологической основе. Эта стадия формирования голоса – самая продолжительная.
При работе с детьми в этот период следует избегать двух крайностей: нельзя форсировать формирование взрослого голоса, так же, как нельзя и искусственно задерживать период пения детским голосом. Как одна, так и другая крайности могут нанести существенный вред голосовому аппарату. Поэтому наблюдение и развитие голосов в стадии мутации является весьма ответственным моментом в работе учителя.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Младшая группа. Одноголосие
Агафонников В., сл. Викторова В. и Кондрашенко Л. | Без труда не проживешь | |
Венгерская нар. песня, обр. Попатенко Т., рус. текст Найденовой Н. | Много песен мы поем | |
Крылатов Е., сл. Яковлева Ю. | Колыбельная медведицы (из м/ф «Умка») | |
Маневич А., сл. Гурьяна В. | Кем быть? | |
Немецкая нар. песня, обр. Александрова А., рус. текст Викторова В. | Песенка-путаница | |
Польская нар. песня, обр. Сибирского В. | Вышли дети в садик | |
Слонов Ю., сл. Малкова В. | Мы веселые друзья | |
Украинская нар. песня, обр. Волкова К., рус. текст Френкеля Н. | Ой, бежит ручьем вода | |
Никитин С. И Т. | Пони | |
Аедоницкий П.,сл.Р.Рождественского | Песня о любознательном щенке | |
Ефимов А.,сл.Преленев Е. | О ленивом червячке | |
Ройтерштейн М,сл.Шевченко В. | Зимний вечер | |
Ройтерштейн М.,сл.Высотской О. | Песенка-небылица |
Младшая группа. Двухголосие
Волков К., сл. Зверевой Е. | Песня машиниста | |||
Лепин А., сл. Бурсова И. | Волшебная авторучка | |||
Лученок И., сл. Легчилова А. | Солнечная песенка | |||
Львов-Компанеец Д., сл. Богомозова С. | Все дети на планете | |||
Лядов А., сл. нар. | Зайчик | |||
Пахмутова А., сл. Черных Ю. | Кто пасется на лугу | |||
Самонов А., сл. Расцветникова А., пер. с болг. Викторова В. | Писатель | |||
Украинская нар. песня, обр. Красева М. | Веселые гуси | |||
Филиппенко А., сл. Волчиной Т. | Марш юных космонавтов | |||
Югославская нар. песня, обр. Блинова Ю., рус. текст Хазанова Ю. | Цыплята | |||
Ройтерштейн М.слова народные | Матушка-весна | |||
Ройтерштейн М.,слова народные | Вечерины | |||
Ройтерштейн М.,сл. Слепаковой | Про ежа |
Старшая группа. Двухголосие
Аверкин А., сл. Бокова В. | У Егорки дом на горке | |
Аноним XVIII века | Пастушки в вечер на лугу | |
Бойко Р., сл. Викторова В. | Дело было в Каролине (из цикла «Песни в стиле народов мира») | |
Векерлен Ж., перел. Соколова В. | Приди поскорее, весна | |
Вильбоа К., сл. Языкова Н. | Моряки | |
Гайдн И., рус. текст Синявского И., перел. Попова В. | Вот опять уходит лето | |
Глиер Р., сл. Блока Е. | Вербочки | |
Глинка М., сл. Забеллы, перел. Егорова А. | Ты, соловушка, умолкни | |
Глинка М., сл. Кукольника Н. | Жаворонок | |
Горелова Г., сл. Дриза О. | Хочу говорить на языке цветов | |
Гречанинов А., сл. нар. | Стучит-бренчит | |
Грузинская нар. песня, рус. текст Некрасовой Л., обр. Чокиели В. | Светлячок | |
Гурилев А., сл. Грекова Н., перел. Соколова В. | Вьется ласточка сизокрылая | |
Доменико Мария Мели, рус. текст Серпина Я. | Утро | |
Доморацкий В., сл. Боскэ А. рус. текст Кудинова М. | Лунный мальчик | |
Доморацкий В., сл. нар. (Франция), рус. текст Гернет А., Гиппиус С. | Ослик мой, быстрей шагай | |
Доморацкий В., сл. Соловьевой П. | Ночь и день | |
Доницетти Г. | Аврора | |
Дубравин Я., сл. Ромма М. | Торопись! | |
Дубровин Я., сл. Суслова В. | Песня о земной красоте | |
Дубянский Ф., сл. Дмитриева И. | Стонет сизый голубочек | |
Дунаевский И., сл. Матусовского М., обр. Лицвенко И. | Утренняя песня (из к/ф «Веселые звезды») | |
Заславский С., сл. Сафронова А. | Ах, эта красная рябина | |
Захлевный Л., сл. Вольского А. | Каникулы | |
Зацепин А., сл. Дербенева Л., обр. Запольского Д. | Этот мир придуман не мной (из к/ф «Женщина, которая поет») | |
Ипполитов-Иванов М., сл. нар. | Грузинская колыбельная песня | |
Калинников В. | Сосны | |
Калинников В., сл. нар. | Жавороночек | |
Кодаи З., сл. нар., рус. текст Лешкевич И. | Пастух | |
Лассо О. | Канцона | |
Литвин Н., сл. Титовца И. | Журавинка | |
Лученок И., сл. Легчилова А. | Солнечная песня | |
Мартынов Е., сл. Рождественского Р. | Добрые сказки детства | |
Молчан О., сл. Легчилова А. | Чиполлино | |
Моцарт В., перел. Соколова В. | Тоска по весне | |
Норвежская нар. песня, рус. текст Серпина Я., обр. Попова В. | Камертон | |
По мотивам Штрауса И., обр. и сл. Локтева В. | Весенний вальс | |
Рубинштейн А., сл. Лермонтова М. | Горные вершины | |
Рус. нар. песня, обр. Абрамского А. | Блины | |
Тома А., сл. Ушинского К. | Вечерняя песнь | |
Фрадкин М., сл. Матусовского М., перел. Попова В. | Прощайте, голуби | |
Чайковский П., сл. Плещеева А., обр. Соколова В. | Весна | |
Чайковский П., сл. Сурикова И. | Рассвет | |
Чичков Ю., сл. Пляцковского М. | Дружат музыка и дети | |
Старинный русский кант | Небо и земля | |
Рождественская колядка | Рождество Христово |
- Старшая группа. Трехголосие
Анцев М., сл. Толского А. | Колокольчики |
Баневич С., сл. Калининой Т. | Лети, лети, воздушный змей! |
Банкьери А., рус. текст Карандасова Б. | Вилланелла |
Гершвин Дж., сл. Гершвина А., рус. текст Болотина С. | Любовь вошла |
Глебов Е., сл. Окуджавы Б., перел. Фёдорова В. | Парус |
Дементьев В., сл. Малкова В. | Отцветает белая черемуха |
Джилкинсон Т., Дер Р., Миллер Ф., рус. текст Татаринова В., обр. Фармаковского Г. | Билет в детство |
Дога Е., сл. Дементьева А. | Счастья вам, люди |
Итальянская нар. песня, перел. Лебедева А., рус. текст Горчаковой А. | Санта Лючия |
Кальюсте Х., сл. Корзена В. рус. текст Шумакова Ю. | Так мелькает день |
Кант XVIII века, перел. Ерохиной С. | Буря море раздымает |
Кант шуточный XVIII века. Аноним. Перел. Ерохиной С. | Два каплуна-хоробруна |
Каретников В., сл. Карташевой А. | Шла война по стране |
Керубини Л. | Терцет во славу мажорной гаммы |
Колкер А., сл. Иванова Д., обр. Дубравина Я. | Мы войны не знали |
Лагидзе Р., сл. Грузинского П., рус. текст Лаписовой М. | Весенняя песня |
Литовская нар. песня, рус. текст Некрасовой Л. | Белочка |
Лученок И., сл. Рыбчинского Ю. | Дружба |
Маги С., сл. Дубровина Б. | Сколько встреч впереди! |
Максвелл Р. | Сольфеджио |
Монтеверди К., рус. текст Бердникова А. | Как на лужайке (канцонетта) |
Негритянская нар. песня, обр. Попова В. | Deep river |
Неизвестный итальянский композитор XVI ст., рус. текст Серпина Я. | Фиалка |
Никитин С., сл. Мориц Ю., обр. Шляпкина В. | Это очень интересно |
Носко М., сл. Сулеймановой С. | Улетают гуси белые |
Паулс Р., сл. Бельшевичас В. | Sunuts |
Петров А., сл. Харрисона Т., рус. текст Калининой Т., обр. Грибкова С. | Зов синевы (из к\ф «Синяя птица») |
Раинчик В., сл. Некляева В. | Любви прощальный бал |
Северная скоморошина, обр. Аранбицкого А. | Скоморошина |
Фрадкин М., сл. Лазарева В., перел. Ананьина Б. | Березы (из к/ф «Первый день мира») |
Чешская нар. песня, обр. Кустова Ю. | Плясовая |
Шопен Ф., сл. Витвицкого С., рус. текст Рождественского В., перел. Соколова В. | Желание |
Эстонская нар. песня, обр. Тормиса В., рус. текст Дымовой Л. | Ох, до чего мне не везет |
НОТНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Ерохина, С. Хоровой класс и хор в школе. Хоровая музыка XVI–XIX вв. 7–11 классы: учеб.-метод. пособие для учителей специальных учебных предметов музыкальной направленности / С.Ерохина. – Минск: Мастацкая літаратура, 2008.
2. Как прекрасен этот мир / сост. Б.Кожевников. – Минск: Беларусь, 2002.
3. Капитаном буду я. Песни и хоры для детей. – М.: Сов. композитор, 1980.
4. Композиторы-современники детям. Репертуарный сборник. – Киев, 2002.
5. Корнаков, Ю. Крутись, веселая планета. Песни и хоры для детей / Ю.Корнаков. – СПб.: Композитор, 1999.
6. Каноны для детей / сост. Г.Струве. – СПб.: Лань, 1998.
7.Малыши поют классику для детского хора с сопровождением фортепиано и без сопровождения. Ч. 1. – Зарубежная музыка. – СПб.: Композитор, 1998.
8. Поет детский хор «Преображение». Репертуар для хорового коллектива старшего возраста / сост. М.Н.Славкин. – М.: Владос, 2001.
9. Поет самодеятельный вокальный ансамбль. В. 4. – Л.: Музыка, 1981.
10. Сборник произведений для детского или женского хора. Вып. 1 / сост. С.Н.Прокопов. – М.: Фолио, 2000.
11. Шаинский, В. Будет песенка / В.Шаинский. – М.: Сов. композитор, 1981.
12. Школьные годы. – Минск: Беларусь, 1980.
13. Юная смена, вперед! Песни и хоры для детей в сопр. ф-п / сост. Г.Науменко. – М.: Сов. композитор, 1991.
14.Антология советской детской песни,в 3,Москва «Музыка» 1988г.
15.Михаил Славкин. Песни. Москва «Музыка» 2001 г
16.Крылатые качели.Детские песниЕ.Крылатова. Москва 1997г.
17.Г.Струве. Школьный корабль.Москва.Сов.композитор. 1984 г
- Я.Дубравин.Родная земля. Ленинград.Сов.композитор. 1980
- М.Ройтерштейн. В шутку и всерьез. Москва. Сов.композитор 1983 г
- О.Хромушин.Песня горна.Ленинград «Сов.композитор» 1979 г
- Вместе весело шагать.Издательство «Сов.композитор» 1981 г
- Школа хорового пения в.1, Соколов,В.Попов,Л.Абелян. Издательство «Музыка». Москва. 1978 г
- Школа хорового пения в.2, В.Соколов, В.Попов, Л.Абелян. Издательство «Музыка». Москва. 1978 г.
- Репертуар школьных хоров в.25.Советский композитор Москва 1972
- МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей / Ю.Б.Алиев. – Воронеж, 1998.
2. Алиев, Ю. Пути формирования многоголосных навыков в детском хоре / Ю.Алиев // Музыкальное воспитание в школе. – 1965. – Вып. 4. – С. 12–25.
3. Апраксина, О.А. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними / О.А.Апраксина // Музыкальное воспитание в школе. – 1975. – Вып. 10. – С. 104–113.
4. Апраксина, О.А. Методика развития детского голоса: учеб. пособие / О.А.Апраксина. – М., 1983.
5. Барсов, Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И.Глинки / Ю.А.Барсов. – Л., 1968.
6. Васенина, К.В. Проблема слова в пении / К.В.Васенина // Вопросы вокальной педагогики. – 1969. – Вып. 4. – С. 145–162.
7. Вербов, А.М. Техника постановки голоса / А.М.Вербов. – 2-е изд. – М., 1961.
8. Витт, Ф.Ф. Практические советы обучающимся пению / Ф.Ф.Витт; под ред. Ю.А.Барсова. – Л., 1968.
9. Гневышева, В. Влияние вокальной работы на улучшение интонации у неверно поющих детей / В.Гневышева // Музыкальное воспитание в школе. – 1964. – Вып. 3. – С. 26–33.
10. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б.Дмитриев. – М., 1968.
11. Добровольская, Н.Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре / Н.Н.Добровольская. – М.: Музыка, 1987.
12. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж / В.В.Емельянов. – СПб.: Лань, 1997.
13. Кирюшин, В.В. Методическое пособие в помощь руководителям хоров мальчиков / В.В.Кирюшин. – М., Музыка, 1969.
14. Менабени, А.Г. Методика обучения сольному пению / А.Г.Менабени. – М.: Музыка, 1987.
15. Мухин, В.П. Вокальная работа в хоре / В.П.Мухин; под ред. Д.Д.Локшина. – М., 1960.
16. Овчинникова, Т.Н. Воспитание певческого голоса в хоре / Т.Н.Овчинникова // Музыкальное воспитание в школе. – 1972. – Вып. 8. – С. 95–103.
17. Огороднов, Д.Е. Воспитание певца в самодеятельном ансамбле / Д.Е.Огороднов. – Киев: Музична Украïна, 1980.
18. Орлова, Н.Д. О возрастных изменениях в голосовом механизме подростков в связи с ускорением их роста и развития / Н.Д.Орлова // Музыкальное воспитание в школе. – 1972. – Вып. 8. – С. 103–111.
19. Орлова, Н.Д. Развитие голоса девочек / Н.Д.Орлова. – М., 1960.
20. Развитие детского голоса // Материалы науч. конф. по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи. 26–30 марта 1961 г. / под ред. В.Н.Шацкой. – М., 1963.
21. Струве, Г.А. Поет школьный хор / Г.А.Струве. – М.: Музыка, 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕТСКОГО ОРКЕСТРА
Срок освоения учебного предмета составляет 3 года. Возраст для начала освоения программы – от 7 лет....

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Фортепианный ансамбль" ИМ и МИ.
Программа "Фортепианный ансамбль" с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства....

дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «народное отделение» Предметная область Музыкальное исполнительство программа по учебному предмету Фортепиано
дополнительная общеразвивающая программав области музыкального искусства «народное отделение»Предметная областьМузыкальное исполнительствопрограмма по учебному предмету Фортепиа...

Дополнительная общеразвивающая программ в области музыкального искусства ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ АККОРДЕОН У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Программа учебного предмета «Программа формирования интереса к игре на музыкальном инструменте аккордеон у детей старшего дошкольного возраста, в у...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Программа ускоренного курса обучения на аккордеоне для детей и взрослых в период летней творческой школы МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (аккордеон)
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что бы за короткий промежуток времени, заинтересовать обучающего и мотивировать его на дальнейшее обучение и формирование устойчивого ...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)...