Детское объединение «Рукодельница». Статья из опыта работы педагога дополнительного образования.
статья по теме
Основные направления. формы и методы реализации программы дополнительного образования декоративно-прикладного направления "Рукодельница"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Детское объединение «Рукодельница»
Статья из опыта работы руководителя детского объединения
«Рукодельница»
(возраст обучающихся 7-14 лет)
Филь Ольга Анатольевна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
МБОУ ДОД Егорлыкский ЦВР
Ростовская область станица Егорлыкская
Главное преимущество образования дополнительного перед обязательным – его добровольность, т.е. посещение объединений УДО детьми по собственному желанию и выбору. Именно эта добрая воля способствует более качественному, эффективному результату творческого саморазвития детей, их самореализации. Длительное, тесное общение педагога и ребенка во время занятий, совпадение их интересов, устремлений приводят к сотрудничеству, сотворчеству, равноправным межличностным отношениям. Детское объединение «Рукодельница» Егорлыкского Центра внешкольной работы, за годы своего существования, стало именно таким светлым, добрым домом, где чтят традиции и приветствуют новации.
Модифицированная программа дополнительного образования детей «Рукодельница» разработана в 2002 году, рецензирована и рекомендована для работы Ростовским областным ИПК и ПРО. За годы работы в программу внесены изменения и дополнения. Программа рассчитана на четыре года обучения, детей в возрасте от 7 до 14 лет. Включает разделы по обучению детей вязанию крючком и спицами, макраме, вышивке и другим видам рукоделия. Способствует изучению и возрождению истории, культуры, традиций и обычаев русского народного творчества и Донского казачества.
Одной из основных задач программы является формирование и развитие у детей художественных умений и навыков, а так же эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству региона.
Программа знакомит обучающихся с многообразием пряжи и нитей, используемых в рукоделии, инструментами и приспособлениями, правилами подбора размеров спиц и крючков для работы. При подборе различных не только по фактуре, но и по цвету и качеству материалов, дети учатся сочетать их в выгодной для будущего изделия форме, стараясь достигать в процессе этой работы образной необычности, неординарности. Для этого разработаны занятия: «Как ткани ткут и нити прядут», «Символика цвета», «Необычное в обычном», «Обычное в необычном», «Цвета и формы» и другие.
Практической работе уделяется особое внимание, она включает в себя полноценный технологический цикл, необходимый для создания изделий декоративно-прикладного творчества в различных техниках, предусмотренных программой: создание эскизов будущих изделий, будь то сувениры, игрушки, салфетки, скатерти, шали, сумки, модели одежды и т.д., вязание образцов узоров, снятие мерок, выполнение необходимых расчетов, подбор инструментов и материалов, вязание или плетение деталей, их сборку, оформление, влажно-тепловую обработку. Осмысление технологического процесса приучает обучающихся к целесообразному использованию последовательности изготовления изделий.
Особое значение уделяется наглядному материалу. Собрана большая библиотека методической и периодической литературы, изготовлены учебные пособия, демонстрационный и дидактический материал: коллекции образцов узоров, вязанных крючком и спицами, коллекция ниток и пряжи, схем узоров для вязания, раздаточный материал, карточки для самостоятельной работы, дидактические игры:«Дело мастера боится», «Волшебный узор», «Рукодельница». Полотна художников, изделия декоративно-прикладного творчества, отражающие жизнь Донского края, его культуру и традиции. Ознакомление и изучение изделий декоративно прикладного искусства родного края вызывает у детей восхищение мастерством, виртуозностью народных умельцев, возбуждает у них желание приобщиться к тому или иному виду рукоделия, овладеть секретами изготовления и навыками художественной обработки различных материалов и приемами их декоративного оформления.
На занятиях необходимо стимулировать обучающихся к выразительности решения, развивать у них умение самостоятельно выбирать формат, пользоваться различными материалами, применять соответствующую технику исполнения. Одним из важных аспектов занятия является умение анализировать свои работы, критически оценивать их на основе постоянного сравнения. В итоге дети умеют вести работу последовательно, приобщаются к художественному рукоделию, развивают свой эстетический вкус, формируют восприимчивость к миру прекрасного, желание глубже изучить прошлое своего народа, а значит, не прервется нить преемственности культурных и творческих традиций, оставленных нам предыдущими поколениями.
В целях развития детского творчества, поддержки и выявления талантливых обучающихся, повышения их мастерства в объединении проводятся персональные выставки работ, конкурсы, защита проектов, ведутся индивидуальные творческие дневники, в которых учитываются все работы выполненные ребенком в течение периода обучения в объединении. Изделия, выполненные детьми, становятся постоянными участниками и призерами районных и областных выставок и конкурсов. Все это помогает проследить динамику творческого и духовного роста ребенка, помочь создать его индивидуальную образовательную траекторию в условиях дополнительного образовательного учреждения.
В арсенале детского объединения собраны и реализуются воспитательные мероприятия, способствующие возрождению чувства истинного гражданства и патриотизма, уважительного отношения к традициям и культуре малой Родины. Многие из них стали традиционными: «Преданья старины глубокой…», «Символика Древней Руси», «Обустройство казачьего куреня», «Дон православный», «Славен Дон Батюшка мастерами», «Традиции Донских казаков», «Пасхальный перезвон», «Рождественские посиделки».
Любить свою Родину, культурное наследие, народное творчество, насильно заставить нельзя, да и не надо. Моя задача, как педагога, состоит в создании атмосферы, условий, использования таких технологий, при которых дети сами с интересом и желанием захотят узнать о своей стране и ее культуре. Однако, даже при таких условиях нереально рассчитывать на то, что все дети объединения в последствии станут ярыми пропагандистами и поклонниками народного творчества, но знакомство, изучение и приобщение к национальным корням произойдет обязательно.
Многолетняя работа объединения своими практическими результатами подтверждает верность предположения, что приобщение детей к духовному и материальному миру культуры русского народа и использование в современных педагогических технологиях приемов и средств, апробированных в народе веками, способствует проявлению в детях искреннего стремления к красоте, создает условия для их духовно-нравственного развития.
Список используемой литературы
- Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. Внешкольник, №9, 1997
- Калиш И. В. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. Под редакцией А. К. Бруднова.-М.: Владос, 2000.
- Лантратова Т. В. Литература Дона в контексте мировой культуры: учебно-методическое пособие. Ч. 1.-Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2011.
- Трофимчук А. Г. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей. Монография/ Новочерк. Гос. Мелиор. Акад.- Новочеркасск, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ "Росинка" Прохоровой Юлии Александровны
обобщение опыта работы в хореографической студии педагога дополнительного образования...
ТЕМА: «Роль воспитательной системы в организации жизнедеятельности детского объединения» - доклад из опыта работы педагога дополнительного образования.
Процесс воспитания – это устойчивый, обладающий свойствами целостности педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующийся в опыте, в практике. Концепция воспитательной системы о...
Из опыта работы педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории, руководителя детского объединения "Незабудка" Коваленко Ольги Валерьевны
Из опыта работы по авторской программе "Незабудка" педагога дополнительного образования, руководителя детского объединения "Незабудка" Коваленко Ольги Валерьевны....
Мастер-класс «Лекарственные комнатные растения» (проектная деятельность учащихся детского объединения «Мир растений»), Цыганкова Ю.О., педагог дополнительного образования, МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»
Мастер-класс предназначен для педагогических работников, заинтересованных в организации проектной и исследовательской деятельности учащихся....
Мастер-класс «Лекарственные комнатные растения» (проектная деятельность учащихся детского объединения «Мир растений»), Цыганкова Ю.О., педагог дополнительного образования, МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»
Мастер-класс предназначен для педагогических работников, заинтересованных в организации проектной и исследовательской деятельности учащихся....
Курс «Художественное макетирование» в системе художественного образования школьников (из опыта работы педагога дополнительного образования)
В статье исследуется влияние курса "Художественное макетирование" на художественное образование учащихся....
Статья на тему "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта работы педагога дополнительного образования)"
В статье рассматриваются вопросы использования современных педагогических технологий при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности...