Методическое обеспечение программы театральной студии
учебно-методический материал
Методическое обеспечение программы театральной студии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое обеспечение программы
При реализации общеобразовательной программы используются различные методы и приемы, направленные на развитие индивидуальных способностей и расширение общего кругозора обучающихся в области театрального творчества и освоения учебного материала каждого этапа обучения:
- учебные занятия в группах и индивидуально;
- совместный просмотр презентаций, видеоматериалов их обсуждение с анализом увиденного;
- совместное чаепитие и чествование именинников;
- создание методического и дидактического материалов студии;
- создание видеоматериала о театральных постановках студии;
- посещение концертов и спектаклей;
- участие в конкурсах и фестивалях.
Организация занятий осуществляется по принципу освоения учебного материала от простого к сложному, постепенного углубления знаний в театральной области, усложняя задания и упражнения по модулям, но в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Формы воспитания и обучения в образовательном процессе модулей теснейшим образом сплетаются в единый комплекс, способствующий эстетическому и творческому развитию учащихся. Учебные темы включают в себя теоретическую и практическую части. Темы занятий переплетаются и дополняют друг друга из разных разделов на протяжении всего учебного года. С первого года обучения по программе вводятся выступления спектаклей. А со второго года обучения организуются выезды в театры Н.Новгорода (кукольный театр, ТЮЗ, театр "Вера", драматический театр). С третьего года обучения обязательное участие в районных конкурсах и областном фестивале театральных коллективов "Грани таланта»", зональном конкурсе «Созвездие талантов», всероссийском конкурсе «Покорение вершин- театр+». После таких посещений обязательное обсуждение с педагогом увиденного и услышанного, обобщение знаний, а так же ориентация на лучшие образцы сценического мастерства. Важнейшим конечным результатом является эстетическое воспитание и формирование общей культуры личности.
Формы и методы работы
Используемые при реализации модуля "Азбука театра" Освоение модуля обеспечивается прохождением 3-х его ступеней обучения. На первой ступени, рассчитанной на 1 и 2 год обучения, осваивается историческая познавательная информация о развитии театрального искусства. Об основоположниках и ведущих деятелях кукольного театра, о правилах поведения в театре и профессиях. Вторая ступень, это 3и 4 год обучения, предполагает знакомство с видами и жанрами театров, а так же историей костюма 19 века, стилем поведения и этикета того же времени, изучается техника гримирования. На 3-й ступени обучения происходит знакомство с современными течениями в области театра, рассматриваются подходы в драматургии модернизма и абсурда. Занятия с учащими проводятся в форме рассказа с использованием видео презентаций мультимедийной установки или компьютера, развивающие беседы способствуют расширению кругозора и углублению знаний школьных предметов.
Используемые при реализации модуля "Общение - как средство взаимодействия"
Освоение модуля обеспечивает прохождение 3-х его ступеней обучения. На первой ступени, рассчитанной на 1-2 год обучения происходит постепенное знакомство друг с другом в игровой форме. Творческая активность и положительно-эмоциональный климат занятий в дальнейшем самостоятельно и верно будет работать над овладением искусством речевого взаимодействия в различных ситуациях общения. Метод поэтапного развития речевыми навыками требует от занятия к занятию брать из каждого раздела упражнения с учетом степени их сложности, природных данных голосо-речевого аппарата и потенциальных творческих возможностей учащегося. Техника речи дается с первых же занятий, дети должны понимать, зачем они делают то или иное упражнение и почему именно так. На второй ступени, это 3 и 4 год обучения, в основе методики работы над техникой речи лежит метод комплексной тренировки. Так как высота, сила, скорость, тембр, действие выступают основные этапы формирования оптимального голосообразования у детей, зависит от формы занятия. Групповое обучение предполагает использование игровых, подражательных, темпо-ритмических методов. В условиях коллективного тренинга все заражаются единым положительным настроем, успех одного передается другим, стимулирует их, вселяет веру в свои возможности. Необходимость индивидуальных занятий диктуется работой над дикцией и исправлением речевых недостатков у детей. На 3-ей ступени, это 5 год обучения, конечный успех зависит насколько правильно осуществлялись технические и творческие задания тренинга, в работу по контролю выполнения упражнений следует подключать самих учащихся.
Используемые при реализации модуля "Его величество - игра"
Освоение модуля так же обеспечивается по 3 ступеням обучения. На первой ступени, 1 и 2 года осваиваются упражнения на освобождение зажатости мышц, занятия начинаются в игровой форме с актерской разминки, затем осваиваются и тренируются воображение, память, внимание. На второй ступени, это 3 и 4 год обучения, закрепляются и развиваются упражнения и тренинги на воображение, память, импровизацию. Осваиваются тренинги сценического движения и темпоритма. Ведется работа по соединению двигательных упражнений музыкального слуха и сценической речи. Вырабатывается умение ориентироваться в пространстве и относительно друг друга на сцене. Игровая форма занятия позволяет быстрее усвоить изучаемый материал, помогает детям самореализоваться и раскрыть свои творческие способности. На третьей ступени обучения - это 5-й год, предлагается самостоятельно попробовать себя в качестве организатора и ведущего игровых программ и тематических вечеров.
Используемые при реализации модуля «Драматизация»
Освоение модуля, как и все предыдущие, осваиваются по 3 ступеням обучения. Первая ступень 1 и 2 год, происходит знакомство с куклами и правилами выступления с кукольным спектаклем. В форме игры осваиваются навыки кукловождения, чтение по ролям, дети знакомятся с законами сцены и учатся работать друг с другом в тесной взаимосвязи. На второй ступени обучения - 3-4 года, начинается знакомство с законами сцены, осваиваются основные этапы работы над выбором и анализом литературного произведения-сказки или пьесы. Основной задачей педагога является привить детям веру и правдоподобность в предлагаемых обстоятельствах, правильно входить в образ и доносить характер персонажа. Воспитать дружный, творческий коллектив, который способен подарить праздник себе и другим детям. На последней ступени обучения, 5-й год. Общим принципом является последовательность овладения умениями и навыками сценической речи, актерского мастерства, сценического движения творческая активность и положительно-эмоциональный климат занятий, как залог того, что учащийся в дальнейшем самостоятельно, будет верно работать и применять эти знания на практике. При выступлении на сцене в роли актера.
Структура учебного занятия
Построение занятий заключается в том, чтобы в активной работе могли участвовать все воспитанники творческого объединения. Это достигается несколькими путями: работой группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение индивидуальных заданий. Обязательна смена типа и ритма работы, т.е. чередование покоя и движения, тишины и оживления, интеллектуальной и физической деятельности. Игнорирование той или иной составляющей в процессе обучения ведёт к деформации всей органики развития личности ребёнка. Важным условием образовательной деятельности становиться создание на занятиях эмоционально-комфортной среды.
Независимо от года обучения, каждое занятие начинается с разминки-тренинга, сложность которой возрастает от игровой в начале обучения, до уровня профессионального тренинга актера.
Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями. Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:
- игрового самочувствия;
- от простого к сложному;
- от элементарного фантазирования к созданию образа.
Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами.
Этюдный тренаж включает в себя:
- этюды (упражнения) на развитие внимания;
- этюды на развитие памяти;
- этюды на развитие воображения;
- этюды на развитие мышления;
- этюды на выражении эмоций;
- этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);
- этюды на выразительность жеста;
- этюды на воспроизведение отдельных черт характера;
- этюды на отработку движений кукол различных видов.
Большая роль на занятиях отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа театральной студии на английском языке «Английская сказка».
Дополнительная образовательная программа театральной студии на английском языке «Английская сказка» является авторской. Программа имеет художественную направленность. Новизна...

Рабочая программа театральной студии "Артист"
программа театральной студии, содержание, учебно-тематический план, методические рекомендации...

Рабочая программа театральной студии "Актер"
Приобщение студентов к театральной культуре, знакомство с различными видами театров, народным творчеством и традициями народов, научить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стор...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА театральной студии «Золотой ключик»
Программа театральной студии для дошкольников...

Рабочая программа театральной студии "Школьный театр "Петрушка"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов по ФГОС...
Учебно-методическая разработка. Проект «Театральная студия на французском языке».
Проект «Театральная студия на французском языке» имеет художественную направленность и ориентирован на эстетическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения....