Программа театральной студии
рабочая программа на тему
Программа для педагогов дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.2 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Г. КУРЧАТОВА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИНЯТА | УТВЕРЖДЕНО: |
на заседании методического объединения | Приказ №____от «____»________2014 г. |
Протокол № ____ от «____» ________2014г. | Директор МКОУ ДОД «ДДТ» |
Методист | ___________________ Н.Н. Маликова |
_________________ Н.И. Лобанова |
Рабочая программа
«Маска»
Возраст обучающихся:11-15лет |
Педагог дополнительного образования: Н.И. Лобанова _________________________________ |
Курчатов – 2016 г.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Второй год обучения посвящён в большей степени развитию партнёрских навыков и способностей студийцев. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость воспитанников к правдивому, целенаправленному действию, к его особенностям, как особенностям мимики, жеста, взгляда, движения, речи. Основной упор идёт на работу над парными и мелкогрупповыми этюдами (3-5 человека).
На этом этапе очень важно, чтобы воспитанники приобрели навык актёрской «пристройки» к партнёру, чтобы актёры, находящие на сценической площадке в заданных предлагаемых обстоятельствах существовали не раздельно, в разных мирах, а, чувствуя друг друга, сливались воедино в процессе создания органичного, логичного и законченного сценического действия. Работа над любым этюдом может включать в себя распределение функций сочинителя, режиссёра, актёров, декораторов, суфлёров и т.д.
Немаловажным является также продолжение работы над психофизическим и речевым аппаратом студийцев: тренинги в этих двух направлениях не прекращаются, а, наоборот, тяготеют к всё более усложняющимся упражнениям.
На втором году обучения необходимо закреплять и расширять опыт просмотра спектаклей, как профессиональных взрослых коллективов, так и детско-юношеских.
По итогам творческой работы групп второго года обучения, в их репертуаре должен оказаться полноценный, самостоятельный спектакль, созданный силами студийцев и педагога.
Цели:
- развитие актёрской психотехники воспитанников;
- обучение технике перевоплощения в процессе работы над ролью;
- воспитание партнерских отношений в работе студийцев.
Задачи:
- в развитии:
- развить физические возможности тела, свободы в обращении со своим физическим аппаратом через пластический тренинг;
- развить актёрское внимание, воображение и фантазию студийцев через упражнения психофизического тренинга;
- развить речевой аппарат воспитанников с помощью речевого тренинга и изучения скороговорок.
- В обучении:
- научить воспитанников избавляться от неуверенности и страха перед работой в сложных условиях сценического пространства;
- научить выстраивать сценическое действие, как для себя, так и для партнёра;
- научить чуткому отношению к действиям партнёра в рамках сценического действия;
- научить анализировать характер своего героя, его поступки, слова, мотивы;
- научить основам реализации пластического образа персонажа.
- В воспитании:
- воспитать чувство ответственности за партнёров;
- воспитать культуру сценического поведения на сцене и за кулисами;
- воспитать в студийцах чувство взаимоуважения и взаимовыручки.
Прогнозируемые результаты
По мере овладения программой обучаемые должны добиться следующих результатов:
- владеть театральной терминологией
- уметь раскрепощено держаться на сцене
- уметь видеть, слышать, понимать партнера
К концу второго года обучения воспитанник должен
Знать:
- приемы освобождения мышц;
- правила орфоэпии и уметь самостоятельно применять их в работе
с текстом;
- законы логического построения речи;
- как развивать свой психофизический аппарат;
- комплекс упражнений речевого и пластического тренинга;
- 5-7 новых скороговорок;
- текст и канву сценического действия своей роли;
- понятия: «пантомима», «сюжет», «сценическое действие», «монолог», «диалог», «пристройка», «сценическая задача», «логика поведения», «конфликт».
Уметь:
- тактично и адекватно анализировать работу свою и товарищей;
- устанавливать и удерживать дыхательную опору звука;
- организовывать коллективную работу над этюдами и воплощать свой замысел, подключая к работе партнеров;
- находить элементы характерного поведения персонажа;
- давать краткое словесное описание внешнего портрета и основных черт характера персонажа пьесы;
- самостоятельно проводить групповую разминку;
- сочинить и воплотить пластический образ в этюде;
- объяснять условия задания группе и организовывать его выполнение;
- произносить скороговорки в разных темпах и при нагрузках.
Организационно-педагогические основы обучения
Выполнение программы рассчитано на 1 год обучения. Возраст воспитанников в группе 12-16 лет. Количество детей в группах 10-15 человек.
Занятия проходят 3 раза в неделю по 3 часа
Всего за год - 312ч.
В студию принимаются все желающие дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Формы контроля за усвоением программного материала. Текущий контроль.
- наблюдение;
- самостоятельная работа;
- игровые задания;
- опрос;
Промежуточный контроль.
- участие в школьных мероприятиях;
- участие в городских мероприятиях;
- участие в городских и областных конкурсах;
Итоговый контроль.
- Открытое мероприятие или спектакль;
- участие в отчётном концерте.
Календарно-тематический план
№ п/п | Название темы раздела | Количество часов | Дата освоения материала | |||
Теория | Практика | Всего | по плану | реальная | ||
1. | Страницы истории театра | 11 | 34 | 45 | ||
1.1 | Древнегреческий театр и его особенности. | 1 | 2 | 3 | ||
1.2 | Комментированное чтение отрывков из произведений. | 3 | 3 | |||
1.3 | Костюм и реквизит – элементы обобщенной характеристики персонажей. | 1 | 2 | 3 | ||
1.4 | Экскурсия по современному театральному зданию | 1 | 2 | 3 | ||
1.5 | Трагедия и комедия – основные жанры древнегреческой драматургии. | 1 | 2 | 3 | ||
1.6 | Знакомство по иллюстрациям с устройством зрительного зала и оформлением площадки древнегреческого театра. | 1 | 2 | 3 | ||
1.7 | Народные истоки русского театра (обряды, игры, празднества) | 1 | 2 | 3 | ||
1.8 | Игры в скоморохов. | 3 | 3 | |||
1.9 | Скоморохи – первые профессиональные актёры на Руси, их популярность в народе. | 1 | 2 | 3 | ||
1.10 | Игры на придуманные темы. | 3 | 3 | |||
1.11 | Петровский театр | 1 | 2 | 3 | ||
1.12 | Задания, с целью научить детей отличать подлинное действие от имитации. | 3 | 3 | |||
1.13 | Крепостной театр | 1 | 2 | 3 | ||
1.14 | История большого театра. | 1 | 2 | 3 | ||
1.15 | Главные театры России. | 1 | 2 | 3 | ||
2. | Художественное чтение | 8 | 55 | 63 | ||
2.1 | Художественное чтение как вид исполнительского искусства | 3 | 3 | |||
2.2 | Навык правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапозоном голоса, его силой и подвижностью) | 3 | 3 | |||
2.3 | Чтение с листа и наизусть Чтение с листа и наизусть | 3 | 3 | |||
2.4 | Упражнения по дыханию. | 3 | 3 | |||
2.5 | Основы практической работы над голосом | 3 | 3 | |||
2.6 | Упражнения на развитие и управление речеголосовым аппаратом. | 3 | 3 | |||
2.7 | Основы сценической «лепки» фразы (логики речи) | 3 | 3 | |||
2.8 | Исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы | 3 | 3 | |||
2.9 | Понятие о фразе. | 1 | 2 | 3 | ||
2.10 | Умение по разному исполнять одно и тоже произведение. | 3 | 3 | |||
2.11 | Фраза простая и сложная. | 3 | 3 | |||
2.12 | Основа и пояснение во фразе. | 3 | 3 | |||
2.13 | Противопоставление | 1 | 2 | 3 | ||
2.14 | Перечисление. | 1 | 2 | 3 | ||
2.15 | Сопоставление. | 1 | 2 | 3 | ||
2.16 | Бессловесные элементы действия в искусстве чтения | 1 | 2 | 3 | ||
2.17 | Оценка факта. | 1 | 2 | 3 | ||
2.18 | Оценка. | 1 | 2 | 3 | ||
2.19 | «Мобилизация» и «вес» | 1 | 2 | 3 | ||
3. | Актёрская грамота | 7 | 35 | 42 | ||
3.1 | Многообразие выразительных средств в театре (драматургия, декорации, костюмы, грим, музыкальное оформление). | 1 | 2 | 3 | ||
3.2 | Упражнения на коллективную согласованность действий( одновременно, друг за другом, вовремя) | 1 | 2 | 3 | ||
3.3 | Исполнительское искусство актёра. | 1 | 2 | 3 | ||
3.4 | Упражнения на память физических действий. | 1 | 2 | 3 | ||
3.5 | Возможность актёра превращать, преображать с помощью изменения поведения (интонация, мимика, жест). | 3 | 3 | |||
3.6 | Превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое, индивидуально, с помощниками) | 3 | 3 | |||
3.7 | Сценическое перевоплощение. Превращение и оправдание предмета, позы, ситуации. | 3 | 3 | |||
3.8 | Знакомство с элементарными закономерностями логики действий. | 1 | 2 | 3 | ||
3.9 | Этюды и упражнения на оправдание заданных бессловесных элементов действий разными предлагаемыми обстоятельствами | 3 | 3 | |||
3.10 | Бессловесные и словесные элементы действий и их значение ( пристройка, оценка, вес, мобилизация). | 1 | 2 | 3 | ||
3.11 | Этюды и упражнения на оправдание заданных словесных элементов действий и их цепочки. | 3 | 3 | |||
3.12 | Сценический образ. | 1 | 2 | 3 | ||
3.13 | Оправдание заданных элементов действий. | 3 | 3 | |||
3.14 | Роль предлагаемых обстоятельств и выполнение заданной логики действий. | 3 | 3 | |||
3.15 | Импровизация. | 3 | 3 | |||
3.16 | Взаимодействие партнёров в сцене | 3 | 3 | |||
4. | Работа над пьесой | 12 | 150 | 162 | ||
4.1 | Основные этапы постановки спектакля. | 1 | 2 | 3 | ||
4.2 | Знакомство детей с пьесой и её обслуживание. | 1 | 2 | 3 | ||
4.3 | Спектакль – результат коллективного творчества. | 1 | 2 | 3 | ||
4.4 | Читка пьесы по ролям. | 3 | 3 | |||
4.5 | Путешествие по театральной программе(драматург, режиссёр, художник, композитор, создатель декораций, костюмов, бутафории, художник по свету). | 1 | 2 | 3 | ||
4.6 | Распределение ролей. | 3 | 3 | |||
4.7 | Сценическое воплощение пьесы и её анализ (выявление темы, идеи, основного конфликта, характера действующих лиц, различных обстоятельств их жизни и т.д.) | 3 | 3 | |||
4.8 | Более углубленный анализ отдельных эпизодов, событий пьесы в процессе работы над сценическим воплощением. | 3 | 3 | |||
4.9 | Пьеса – основа спектакля. | 1 | 2 | 3 | ||
4.10 | Отработка сцен, эпизодов, мизансцен. | 3 | 3 | |||
4.11 | Знакомство с общими структурными элементами пьесы (экспозиция, завязка. Развитие действия, кульминация, развязка). | 1 | 2 | 3 | ||
4.12 | Творческая работа над спектаклем. | 3 | 3 | |||
4.13 | Сценические средства. | 3 | 3 | |||
4.14 | Разыгрывание эпизодов | 3 | 3 | |||
4.15 | Выражение характера героя. | 3 | 3 | |||
4.16 | Характер на сцене. | 3 | 3 | |||
4.17 | Внешняя характерность | 3 | 3 | |||
4.18 | Прочитывание характера героя по внешнему облику. | 3 | 3 | |||
4.19 | Костюм. |
| 3 | 3 | ||
4.20 | Подбор и обсуждение костюмов к пьесе | 3 | 3 | |||
4.21 | Грим. | 1 | 2 | 3 | ||
4.22 | Работа с гримом | 3 | 3 | |||
4.23 | Декорационное оформление. | 1 | 2 | 3 | ||
4.24 | Декорационное оформление. | 3 | 3 | |||
4.25 | Музыка в спектакле. | 1 | 2 | 2 | ||
4.26 | Музыкальное оформление. | 3 | 3 | |||
4.27 | Значение цвета и света | 1 | 2 | 3 | ||
4.28 | Световое оформление | 1 | 2 | 3 | ||
4.29 | Особенности среды и жизни эпохи, отражённой в пьесе. | 1 | 2 | 3 | ||
4.30 | Подбор костюмов согласно эпохи, отражённой в пьесе. | 3 | 3 | |||
4.31 | Костюм и логика поведения, нравы и быт людей. | 3 | 3 | |||
4.32 | Реквизит и его назначение | 3 | ||||
Работа с реквизитом | 3 | |||||
4.33 | Репетиция в костюмах | 3 | 3 | |||
4.34 | Работа актёра над собой. | 3 | 3 | |||
4.35 | Мизансцена в спектакле | 3 | ||||
4.36 | Работа с партнёром в мизансцене | 3 | ||||
4.37 | Этюды | 3 | 3 | |||
4.38 | Работа над этюдом | 3 | 3 | |||
4.39 | Работа над речью | 3 | 3 | |||
4.40 | Работа над пластикой | 3 | 3 | |||
4.41 | Репетиция отдельных сцен | 3 | 3 | |||
4.42 | Работа актёра над ролью в спектакле. | 3 | 3 | |||
4.43 | Репетиция эпизодов | 3 | 3 | |||
4.44 | Специфика работы актёра перед зрителем. | 3 | 3 | |||
4.45 | Работа с партнёром | 3 | 3 | |||
4.46 | Анализ работ над специфическим образом в спектакле. | 3 | 3 | |||
4.47 | Репетиция спектакля | 3 | 3 | |||
4.48 | Анализ работы над сценическим образом. | 3 | 3 | |||
4.49 | Репетиция с декорациями | 3 | 3 | |||
4.50 | Репетиция с музыкальным оформлением | 3 | 3 | |||
4.51 | Репетиция отдельных картин. | 3 | 3 | |||
4.52 | Репетиция всей пьесы целиком, в полном оформлении. | 3 | 3 | |||
4.53 | Показ спектакля. | 3 | 3 | |||
итого | 312ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/09/picture-277438-1591664497.jpg)
Дополнительная образовательная программа театральной студии на английском языке «Английская сказка».
Дополнительная образовательная программа театральной студии на английском языке «Английская сказка» является авторской. Программа имеет художественную направленность. Новизна...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/14/picture-101184-1394781690.jpg)
Рабочая программа театральной студии "Артист"
программа театральной студии, содержание, учебно-тематический план, методические рекомендации...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/12/picture-604039-1426126244.jpg)
Рабочая программа театральной студии "Актер"
Приобщение студентов к театральной культуре, знакомство с различными видами театров, народным творчеством и традициями народов, научить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стор...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-126391-1354905534.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА театральной студии «Золотой ключик»
Программа театральной студии для дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/31/picture-28659.jpg)
Рабочая программа театральной студии "Школьный театр "Петрушка"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/01/picture-1016425-1733063322.jpg)
Программа театральной студии " Браво".
Актуальность данной программы заключается в том, театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-377261-1389283444.jpg)
Рабочая программа театральной студии "Enjoy English"
Внеурочная деятельность на ангийском языке. Рабочая программа 5-6 класс, 1 час в неделю....