Наставничество в дополнительном образовании
методическая разработка
Программа наставничества выходит в современном образовании на качественно новый уровень. Однако, основная часть методических рекомендаций ориентирована на школы. Особенности внедрения и реализации программы наставничества в дополнительном образовании рассмотрены в данной публикации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
forma_nastavnichestva.docx | 14.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Форма наставничества «специалист – специалист» предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом Центра, оказывающим первому разностороннюю поддержку. Кроме того, взаимодействие двух (и более) специалистов, обладающих большим опытом в рамках одного направления деятельности, в котором наставник обладает бОльшим опытом и экспертностью развиваемой компетенции.
Цели и задачи формы. Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри Центра, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне; профилактика выгорания специалистов Центра. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности; развивать интерес к методике построения и организации результативного образовательного процесса; ориентировать начинающего специалиста на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности; прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в Центре; ускорить процесс профессионального становления специалиста; передача специфического опыта в рамках одного направления профессиональной деятельности.
Ожидаемые результаты. Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в Центре. Специалисты-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.
Среди оцениваемых результатов:
● повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
● рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве специалиста в данном коллективе/образовательной организации;
● сокращение числа конфликтов в педагогическом и с родительским сообществами;
● рост числа специалистов высшей категории;
● измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и специалистов;
● рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.
Портрет участников.
Наставник. Опытный специалист, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического сообщества Центра. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. Для реализации различных задач возможно выделение двух типов наставников.
● Наставник-консультант – создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста. Взаимодействие такого тандема – классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.
● Наставник-мастер – опытный педагог того же направления, что и специалист-наставляемый, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку, обладающий большим опытом и экспертностью в рамках формируемой компетенции. (Например, педагог-психолог с опытом консультирования в кризисных ситуациях, методист со знанием библиотечного дела и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы наставничества в профессиональном самоопределении учащихся в условиях общеобразовательной программы дополнительного образования
В методической разработке представлен опыт наставнической работы на примере студии "Мир красоты" Ценра творчества и образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга...
Для чего нужна программа наставничества в организации дополнительного образования
В работе представлен материал о создании программы наставничества в условиях УДО, некоторых ролевых моделях и формах наставничества, что можно вынести из участия в программе наставничества...
О роли методического объединения педагогов дополнительного образования в организации наставничества
В данной статье представлен материал о том, какая роль отводится методическому объединению педагогов дополнительного образования , направлениях и формах работы МО в современных условиях...
Система наставничества в дополнительном образовании.
Статья на тему наставничество в дополнительном образовании...
Реализация системы наставничества в дополнительном образовании
Основная цель наставничества – создание социально-психологических и организационно-методических условий для успешной адаптации начинающего специалиста. Прежде всего, пара «наставник-настав...
МО ДО «Использование модели наставничества в работе педагога дополнительного образования»
В современной педагогической практике приоритетные позиции снова занимают наставничество и шефство. В национальном проекте «Образование», определяющем основные стратегии модернизации росси...
МБУ ДО ЦТ "Аист". Наставничество в дополнительном образовании.
Материалы участника всероссийского конкурса «Наставничество» Петрич И.И. в номинации «Наставничество в образовании» по теме: «Развитие профессиональных компетенций педаго...