Наставничество в дополнительном образовании
методическая разработка
Программа наставничества выходит в современном образовании на качественно новый уровень. Однако, основная часть методических рекомендаций ориентирована на школы. Особенности внедрения и реализации программы наставничества в дополнительном образовании рассмотрены в данной публикации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
forma_nastavnichestva.docx | 14.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Форма наставничества «специалист – специалист» предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом Центра, оказывающим первому разностороннюю поддержку. Кроме того, взаимодействие двух (и более) специалистов, обладающих большим опытом в рамках одного направления деятельности, в котором наставник обладает бОльшим опытом и экспертностью развиваемой компетенции.
Цели и задачи формы. Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри Центра, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне; профилактика выгорания специалистов Центра. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности; развивать интерес к методике построения и организации результативного образовательного процесса; ориентировать начинающего специалиста на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности; прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в Центре; ускорить процесс профессионального становления специалиста; передача специфического опыта в рамках одного направления профессиональной деятельности.
Ожидаемые результаты. Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в Центре. Специалисты-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.
Среди оцениваемых результатов:
● повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
● рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве специалиста в данном коллективе/образовательной организации;
● сокращение числа конфликтов в педагогическом и с родительским сообществами;
● рост числа специалистов высшей категории;
● измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и специалистов;
● рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.
Портрет участников.
Наставник. Опытный специалист, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического сообщества Центра. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. Для реализации различных задач возможно выделение двух типов наставников.
● Наставник-консультант – создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста. Взаимодействие такого тандема – классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.
● Наставник-мастер – опытный педагог того же направления, что и специалист-наставляемый, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку, обладающий большим опытом и экспертностью в рамках формируемой компетенции. (Например, педагог-психолог с опытом консультирования в кризисных ситуациях, методист со знанием библиотечного дела и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы наставничества в профессиональном самоопределении учащихся в условиях общеобразовательной программы дополнительного образования
В методической разработке представлен опыт наставнической работы на примере студии "Мир красоты" Ценра творчества и образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга...
Для чего нужна программа наставничества в организации дополнительного образования
В работе представлен материал о создании программы наставничества в условиях УДО, некоторых ролевых моделях и формах наставничества, что можно вынести из участия в программе наставничества...
О роли методического объединения педагогов дополнительного образования в организации наставничества
В данной статье представлен материал о том, какая роль отводится методическому объединению педагогов дополнительного образования , направлениях и формах работы МО в современных условиях...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Система наставничества в дополнительном образовании.
Статья на тему наставничество в дополнительном образовании...
Реализация системы наставничества в дополнительном образовании
Основная цель наставничества – создание социально-психологических и организационно-методических условий для успешной адаптации начинающего специалиста. Прежде всего, пара «наставник-настав...
МО ДО «Использование модели наставничества в работе педагога дополнительного образования»
В современной педагогической практике приоритетные позиции снова занимают наставничество и шефство. В национальном проекте «Образование», определяющем основные стратегии модернизации росси...