Юный журналист
календарно-тематическое планирование (5 класс)

Чурзина Юлия Петровна

Программа дополнительного образования детей (младшего) школьного возраста (9-16 лет)

«ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yunyy_zhurnalist.doc553.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Департамент по образованию администрации Волгограда

МОУ лицей №8 «Олимпия»

Одобрена

Утверждаю

на заседании

Директор

научно-методического

лицея №8 «Олимпия»

совета лицея №8 «Олимпия»

                   (протокол № _____________

                   от «__» ___________20____г.)

                    Кузнецов Н.В.__________

Председатель НМС_______________________

 «__» ___________20___г.

«ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»

Программа дополнительного образования детей

(младшего) школьного возраста (9-16 лет)

Срок реализации — 4 года

Разработчик (автор/составитель):
Суховеева Юлия Петровна,

учитель русского языка и литературы

Волгоград – 2011

Пояснительная записка.

     Направленность программы.

Программа «Юный журналист»  по содержательной,  тематической направленности является культурологической, по функциональному предназначению - общекультурной, по форме организации - кружковой, по времени реализации - двухгодичной.

Программа «Юный журналист» предназначена для обучающихся среднего, старшего школьного возраста и направлена на освоение системы языка, повышение культуры речи и формирование речемыслительной деятельности, которые выступают в тесной взаимосвязи.

Программа разработана на основе ПРОГРАММЫ ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ учителя русского языка и литературы: Трубач А. М., ОСШ 27 г. Темиртау, Карагандинской области, Казахстан.

Новизна программы состоит в том, что данный курс поможет определиться ученику в выборе профиля, восполнить пробелы в его предыдущей подготовке. Пятиклассники расширят и углубят свои знания о видах общения и речевых жанрах. При этом большое внимание уделяется публичному общению - таким жанрам как устные развернутые ответы, спор, отзыв, объяснительная записка, газетная информация и др.

Учащиеся, прошедшие полный курс журналистики, в старших классах будут иметь необходимые знания и умения для обучения в классах с гуманитарным направлением. Содержание курса журналистики представлено вскользь в базовых курсах,  поэтому курс журналистики позволяет сформировать практические навыки и умения  по видам общения и речевым навыкам.

 

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в школьной программе недостаточно сведений о роли средств массовой информации в общественной жизни.  Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, мало ориентируются в процессах, происходящих в обществе.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт. Данный курс ориентирован на пятиклассников, интересующихся журналистикой,  желающих научиться писать сочинения различных жанров, отстаивать свою точку зрения, обосновывать ее.

           Программа школьного курса журналистики включает учебный материал по условиям и видам обучения правильно поставленного голоса, способам развития речи, условиям редактирования текста, типах и строении текстов, пересказов, условием составления объявлений.

Содержание программы нацелено на формирование и воспитание высокоинтеллигентной и высокоинтеллектуальной элиты нации, чей научно- созидательный потенциал закладывается в процессе школьного обучения. Развитию творческого воображения. Предмет журналистики способствует развитию навыков аналитической деятельности, самостоятельности суждений, инициативности, ответственности и развитие творческих способностей.

           Цель курса.

Основная цель обучения журналистики в школе - дать учащимся дополнительные знания о русском языке, сформировать практические навыки и умения.

Способствовать самоопределению школьника относительно профиля.

Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех её видах: слушании, говорении, чтении и письме. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности.

            Задачи курса.  

Программа нацелена на решение как собственно учебных задач, так и задач воспитания и развития личности, к которым относятся:

развитие любви к слову, интереса к чтению, к словесному творчеству;

воспитание культуры поведения, чтения периодической печати;

развитие способности к конструктивному и содержательному общению с разными возрастными категориями людей;

 развитие интереса к общественной жизни, умения наблюдать и анализировать жизненно значимые явления.

        Знакомство учащихся с новыми способами деятельности;

Расширение багажа ЗУН по предмету русский язык;

Обеспечение поддержки изучения базовых курсов;

Обеспечение формирования положительной мотивации на изучение профиля;

Обеспечение профильной ориентации

        Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что в данной программе предполагается усиление речевого аспекта учебных ситуаций общения, а также текстов как дидактических единиц. На основе связных текстов наблюдаются факты языка, усваиваются речеведческие понятия, формируются навыки создания собственного текста. Также программа подготавливает к жизненно важному выбору будущей профессии, организует пробу сил учащихся на поприще журналистики.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 9 до 13 лет.

         Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что данная программа нацелена на формирование и воспитание высокоинтеллигентной и высокоинтеллектуальной элиты нации, чей научно- созидательный потенциал закладывается в процессе школьного обучения. Развитию творческого воображения. Предмет журналистики способствует развитию навыков аналитической деятельности, самостоятельности суждений, инициативности, ответственности и развитие творческих способностей.

Сроки реализации образовательной программы 4 года.

Режим занятий:

Программа рассчитана на 68 часов в год для младшей группы. Периодичность занятий 2 раза в неделю.

В соответствии с  концепцией учебного плана программа рассчитана на 136 часов в год для средней группы. Периодичность занятий 4 раза в неделю.

В соответствии с  концепцией учебного плана программа рассчитана на 136 часов в 2 и 3 год обучения, 170 часов в 4 год обучения для старшей группы. Периодичность занятий 5 раза в неделю.

    Ожидаемые результаты:

     Курс "Журналистика"  даст возможность накопить опыт для дальнейшей жизни, научит свободно ориентироваться в информационном пространстве и высказывать свою точку зрения на различные значимые события общественной жизни.

      Занятия по данной программе помогут обучающимся овладеть секретами мастерства журналиста, научиться логически думать, грамотно излагать свои мысли, ориентироваться в информационном пространстве, представлять себя редактором собственного издания.    

 

    Учащиеся смогут -          

Определить тему или идею текста;

Составлять простой и подробный план текста;

Создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом);

Оценивать чужую и свою речь;

Спорить, но не ссорится, аргументировать свои высказывания;

Сокращать один и тот же текст до половины, до трети  его первоначального объёма, до одного абзаца и одного предложения;

Рассказать о себе так, чтобы тебя слушали;

Брать интервью у знакомых и незнакомых людей;

Вести репортаж с места событий;

Составлять различные типы текстов газетной информации.

      Учащиеся должны:

понимать основные проблемы общественной жизни, роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека;

уметь определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста;

уметь создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания;

уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.

Учебно-тематический  план для первого года обучения                               (младшая группа)

Содержание учебных разделов

Общее количество часов

В том числе

теория

практика

1

Что такое журналистика?

4

1

3

2

Кто такой журналист?

6

2

4

3

Я - юный журналист

4

2

2

4

Слово для журналиста

6

2

4

5

Что такое «СТАТЬЯ»?

4

1

3

6

Что такое «ЗАГОЛОВОК»?

6

2

4

  7

Что такое «ИНТЕРВЬЮ»?

4

2

2

8

Интервью со СМЕШАРИКАМИ

4

2

2

9

РУЧКА И БЛОКНОТ – в помощь журналисту

4

1

3

10

ДИКТОФОН и МИКРОФОН – в помощь журналисту

4

1

3

11

Мой собеседник — мой друг

4

1

3

12

Откуда берутся газеты и журналы?

4

          2

2

13

 Газетная статья

6

3

3

14

Размер статьи

2

1

1

15

Иллюстрации в газете

2

1

1

16

Газетные фото

4

1

3

Всего:

68

25

43

Учебно-тематический  план для второго года обучения                               (младшая группа)

Содержание учебных разделов

Общее количество часов

В том числе

теория

практика

        1

Введение в журналистику

2

2

2

Где работает журналист?

2

1

1

3

Почему я хочу стать журналистом?

4

1

3

4

Что такое газета?

4

2

2

5

Чем отличается газета от журнала?

2

1

1

6

Структура газеты

4

2

2

  7

Кто делает газету или журнал?

4

1

3

8

Газетные рубрики

2

1

1

9

Первая полоса

2

1

1

10

Газетные полосы

4

2

2

11

Постоянная рубрика

2

1

1

12

Знакомство с опубликованными работами

4

          2

2

13

Качества журналиста

4

2

2

14

Честность – основное качество журналиста

2

1

1

15

Как написать статью?

2

1

1

16

Название статьи.

2

1

1

17

Выбор темы статьи.

4

2

2

18

Поиск информации

2

1

1

19

Оптимальный размер статьи

2

1

1

20

Стиль статьи

4

1

3

21

Газета и статья – одно целое

2

1

1

22

Что такое комментарий?

2

1

1

23

Газета с комментариями.

4

1

3

24

Выпуски праздничных стенгазет

2

1

1

Всего:

68

31

37

Учебно-тематический  план для третьего года обучения                               (младшая группа)

Содержание учебных разделов

Общее количество часов

В том числе

теория

практика

Газета и её история

4

2

2

Виды газет

4

2

2

Самые известные газеты (чтение, анализ)

2

1

1

Журналист - профессия творческая!

2

1

1

Что должен знать журналист?

4

2

2

Газетные жанры

4

2

2

Информационные жанры:

2

1

1

Заметка (что должен заметить журналист?)

2

1

1

Что такое отчёт?

2

1

1

Интервью или диалог?

4

1

3

Репортаж как жанр журналистики

4

          2

2

Аналитические жанры

2

1

1

Комментарий

2

1

1

Корреспонденция

4

2

2

Газетная статья

4

1

3

Рецензия

4

2

2

«Колесо обозрения»

4

1

3

Художественно-публицистические жанры

4

1

3

Фельетон и сатира

2

1

1

Острый памфлет - острый юмор

2

1

1

Очерк: журналистика или литература?

4

2

2

Выпуски праздничных стенгазет

2

1

1

Всего:

68

30

38

Учебно-тематический  план для четвертого года обучения                               (младшая группа)

Содержание учебных разделов

Общее количество часов

В том числе

теория

практика

1

Жанры журналистики

6

2

4

2

Редактирование статей

4

1

3

3

Что такое редактирование?

2

1

1

4

Для чего нужно редактирование?

2

1

1

5

Важные аспекты при редактировании текста

2

1

1

6

 Виды ошибок

2

1

1

  7

Фактические ошибки

4

1

3

8

Грамматические и орфографические ошибки

2

1

1

9

Орфоэпические ошибки

2

1

1

10

Опечатка в газете

2

1

1

11

Редактирование статей школьников - архив местной газеты.

4

1

3

12

Штампы. Клише.

2

          1

1

13

Повторы

2

1

1

14

Цензура

2

1

1

15

Журналистский юмор

2

1

1

16

Использование цитат в статье

4

2

2

17

Особенности газет

4

2

2

18

Актуальные темы в журналистике

2

1

1

19

Круг читателей издания

2

1

1

20

Мобильность журналиста

2

1

1

21

Охота на «газетную утку».

2

1

1

22

Юмор и журналистика.

4

2

2

23

фотожурналистика

2

1

1

24

Новостная лента

2

1

1

25

Открытый урок

2

1

1

26

Выпуски праздничных стенгазет

2

1

1

Всего:

68

30

38

Учебно-тематический  план для первого года обучения                               (средняя и старшая группа)

Содержание учебных разделов

Общее количество часов

В том числе

теория

практика

1

Введение  в журналистику.

5

2

3

2

    Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика.    

9

2

7

3

Газета как источник информации. Виды газет, их назначение.    

8

3

5

4

Заголовки.                    

9

2

7

5

Необычные тексты.                      

9

2

7

6

Чужая речь в моём тексте.          

9

2

7

  7

От отзыва к рецензии.      

9

2

7

8

Газетная информация.                            

8

4

4

9

Текст.                                                

9

1

8

10

Репортаж.                                        

9

1

8

11

Аналитические жанры.

9

2

7

12

Рецензия. Статья.

8

           2

6

13

Обозрение. Обзор. Прогноз.

9

2

7

14

Анализ текстов художественно-публицистических жанров.

7

2

5

15

Житейская история.  Легенда.

9

2

7

16

Творческие  проекты

10

2

8

Всего:

136

33

103

Учебно-тематический  план для второго года обучения                               (средняя и старшая группа)

Содержание учебных разделов

Общее количество часов

В том числе

теория

практика

1

Журналистика как вид деятельности

48

15

33

1.1

Вводное занятие.

4

1

3

1.2

Что такое журналистика?

6

2

4

1.3

Виды средств массовой информации.  

6

2

4

1.4

Виды деятельности журналиста.

6

2

4

1.5

Специфические черты журналистики.

8

2

6

1.6

История появления газеты.

6

3

3

 1.7

Школьная пресса: тематика и жанровое наполнение.

6

2

4

1.8

Анализ российских школьных и студенческих газет.

6

1

5

2

Содержание и форма журналистских произведений

52

18

34

2.1

Тема. Идея. Интонация.

6

2

4

2.2

Сравнение публицистических текстов единой тематики разных авторов.

6

2

4

2.3

Стиль журналиста.

6

3

3

2.4

Текст как смысловое и структурное единство.

6

2

4

2.5

Вопросы, на которые должен отвечать журналист в каждой статье.

8

2

6

2.6

Техника письма: с чего начинать создание статьи.

8

2

6

2.7

Заголовок текста.

6

2

4

2.8

Заключительная часть  текста.

6

3

3

3

Этапы работы над журналистским произведением.

36

7

29

3.1

Речевые, грамматические, фактологические ошибки и способы их исправления.

6

2

4

3.2

Анализ местной  прессы.

8

1

7

3.3

Оформление и подача материала. Газетные  полосы. Верстка.

6

2

4

3.4

Обзор компьютерных программ для верстки.

8

1

7

3.5

Мастер-класс (встреча с практикующими журналистами).

4

-

4

3.6

Зачет. Составление макета школьной газеты

2

1

1

3.7

Анализ зачетных работ. Работа над ошибками.

2

-

2

Всего:

136

80

56

                Учебно-тематический  план для третьего года обучения                               (средняя и старшая группа)

Содержание учебных разделов

Общее количество часов

В том числе

теория

практика

1

Роды журналистики.

45

14

31

1.1

Виды журналистики.

2

1

1

1.2

Оперативно-новостные жанры журналистики. Заметка.

6

2

4

1.3

Оперативно – исследовательские жанры журналистики. Интервью.

4

1

3

1.4

Оперативно – исследовательские жанры журналистики. Репортаж.

7

2

5

1.5

Исследовательско-новостные жанры журналистики. Рецензия.

7

2

5

1.6

Исследовательско-новостные жанры журналистики. Комментарий.

6

3

3

 1.7

Исследовательские жанры журналистики (статья, письмо, обозрение).

7

2

5

1.8

Статья.

6

1

5

2

Исследовательско-образные жанры журналистики (очерк, эссе, фельетон, памфлет).

53

18

34

2.1

Очерк, эссе.

7

2

5

2.2

Фельетон, памфлет.

7

2

5

2.3

Разнообразие лидов.  

5

3

2

2.4

Специфика жанров и требования к их сообщениям: релевантность,  оперативность, краткость, лаконичность, точность.

7

2

5

2.5

Поиск и работа с проблемной ситуацией.

7

2

5

2.6

Сенсация. Актуальность материала.

7

2

5

2.7

Объявление.

6

2

4

2.8

Реклама.

7

3

4

3

Повторение материала и практическая часть

38

7

31

3.1

Роды и виды журналистики (повторение).

6

2

4

3.2

Жанры публицистики (повторение).

8

1

7

3.3

Определение жанровой принадлежности публицистических текстов.

7

2

5

3.4

Составление лида на школьную тематику.

8

1

7

3.5

КВН по журналистике.

5

-

5

3.6

Зачет: Подбор материала из сети Интернет и его представление в различных жанрах.

2

1

1

3.7

Анализ зачетных работ. Работа над ошибками.

2

-

2

Всего:

136

Учебно-тематический  план для четвертого года обучения                               (средняя и старшая группа)

Содержание учебных разделов

Общее количество часов

В том числе

теория

практика

1

Культура речи журналиста.

34

10

24

1.1

Культура устной речи.

8

3

5

1.2

Культура письменной речи.

9

3

6

1.3

Речь как инструмент деятельности журналиста.

8

2

6

1.4

Требования к речи журналиста.

9

2

7

2

Специфика газетных, радио- и телетекстов.

32

6

26

2.1

Устные выступления. Дикция.

8

1

7

2.2

Редактирование текста.

8

2

6

2.3

Анализ структуры и ошибок.

7

2

5

2.4

Практикум по речевым нормам.

9

1

8

3

Пресс – конференция.

38

7

31

3.1

Анализ пресс-конференции с точки зрения глубины, верного речевого оформления, уместности, логичности вопросов.

13

2

10

3.2

Зачет: Публичное выступление по теме «Мои иллюстрации в газете».

9

1

9

3.3

Анализ материалов известных журналистов.

8

2

6

3.4

Анализ зачетных работ. Работа над ошибками.

8

2

6

4

Правила верстки газеты.

40

14

26

4.1

Знакомство с программой для верстки Corel DRAW

4

1

3

4.2

Основные возможности Corel DRAW

4

2

2

4.3

Интерфейс

4

2

2

4.4

Создание простых объектов с помощью фигур

3

1

2

4.5

Заливка объектов

4

1

3

4.6

Инструменты группы Свободное рисование

5

2

3

4.7

Инструменты группы Форма. Инструменты группы Фигура.

5

1

4

4.8

Добавление изображения

4

1

3

4.9

Редактирование текста

3

1

2

4.10

Зачет. Верстка полной полосы.

4

2

2

5

Разработка макета газеты

26

7

19

5.1

Планирование учебного проекта.

6

1

5

5.2

Анализ полиграфической продукции.

6

2

4

5.3

Создание продуктов проектной деятельности.

5

1

4

5.4

Объединение отдельных проектов в единый номер газеты.

5

1

4

5.5

Презентация работы. Анализ ошибок. Устранение недостатков.

2

1

1

5.6

Подведение итогов.

2

1

1

Всего

170

46

124

Содержание учебных тем для первого года обучения (младшая группа)

1

Что такое журналистика

4 ч.

2

Кто такой журналист?

6 ч.

3

Я — юный журналист

4 ч.

4

Слово для журналиста

6 ч.

5

Что такое «СТАТЬЯ»?

4 ч.

6

Что такое «ЗАГОЛОВОК»?

6 ч.

7

Что такое «ИНТЕРВЬЮ»?

4 ч.

8

Интервью со СМЕШАРИКАМИ

4 ч.

9

Ручка и блокнот в помощь журналисту

4 ч.

10

ДИКТОФОН и МИКРОФОН в помощь журналисту

4 ч.

11

Мой собеседник — мой друг

4 ч.

12

Откуда берутся газеты и журналы?

4 ч.

13

Газетная статья

6 ч.

14

размер  статьи

2 ч.

15

Иллюстрации  в газете.

2 ч.

16

Газетные фото

4 ч.

        

Практическая работа: работа с материалами

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля: презентация, выступления учащихся

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в интернет

  1. Что такое журналистика?  4 ч.

  • Термин журналистика. Раскрытие термина при помощи словарей.

        История журналистики.

  • Журналистика как наука. Виды журналистики. Роль журналистики в                                                  обществе.

  1. Кто такой журналист?  6 ч.

  • Термин «журналист».  Раскрытие термина при помощи словарей.
  • Журналист-это профессия. Журналист-призвание.  Особенности профессии.
  • Журналисты разных сфер. Фоторепортер. Журналист в газете. Журнальный журналист. Корреспондент.

  1. Я — юный журналист.  4 ч.

  • Введение в профессиональную деятельность.
  • Правила журналистики.

  1.  Слово для журналиста.  6 ч.

  • СЛОВО как главное  орудие труда журналиста.
  • Игра слов.
  • Правильное СЛОВО.

  1. Что такое «СТАТЬЯ»?  4 ч.

  • Раскрытие термина «Статья».
  • Статья как жанр журналистики.

  1. Что такое «ЗАГОЛОВОК»?  6 ч.

  • Раскрытие термина «заголовок».
  • Каким должен быть заголовок статьи? Тема статьи и заголовок. Примеры удачных заголовков из архива газеты «Лицейские будни».
  • Как придумать заголовок?

  1. Что такое «ИНТЕРВЬЮ»?  4 ч.

  • Раскрытие термина «интервью».
  • Вопросы для интервью.

  1. Интервью со СМЕШАРИКАМИ.  4 ч.

  • Подбор вопросов.
  • Интервью.

  1.  Ручка и блокнот в помощь журналисту.  4 ч.

  • Что нужно записывать?
  • Записываем быстро. Сокращения.

 

  1.   Наши помощники — ДИКТОФОН и МИКРОФОН.        4 ч.

  • Диктофон. Правила использования. Техника безопасности.
  • Микрофон. Правила использования. Техника безопасности.

  1.   Мой собеседник — мой друг .        4 ч.

  • Правила общения с собеседником при интервью. Этикет общения.
  • Что можно/нельзя спрашивать у интервьюируемого.

  1.   Откуда берутся газеты и журналы?   4 ч.

  • Кто печатает и верстает газеты и журналы. Иерархия типографии.
  • Что такое типография? Экскурсия в местную типографию.

  1.    Газетная статья.  6ч.

  • Раскрытие термина. Статья как жанр журналистики. 
  • «Рецепт» статьи. Что должно быть  в газетной статье.
  • Правила написания статей.

  1.   Размер  статьи.  2 ч.

  • Формат и размер газетной/журнальной статьи.

  1.   Иллюстрации  в газете.        2 ч.

  • Что такое иллюстрации. Иллюстрация и тема статьи.

  1.   Газетные фото.  4 ч.

  • Требования к фотографиям.
  • Фотографируем для газеты «Лицейские будни».

        

Содержание учебных тем для второго года обучения (младшая группа)

1

Введение в журналистику

2 ч.

2

Где работает журналист?

2 ч.

3

Почему я хочу стать журналистом?

4 ч.

4

Что такое газета?

4 ч.

5

Чем отличается газета от журнала?

2 ч.

6

Структура газеты

4 ч.

  7

Кто делает газету, журнал?

4 ч.

8

Газетные рубрики

2 ч.

9

Первая полоса

2 ч.

10

Газетные полосы

4 ч.

11

Постоянная рубрика

2 ч.

12

Знакомство с опубликованными работами

4 ч.

13

Качества журналиста

4 ч.

14

Честность-основное качество журналиста

2 ч.

15

Как написать статью?

2 ч.

16

название статьи.

2 ч.

17

Выбор темы статьи.

4ч.

18

Поиск информаци

2 ч.

19

Оптимальный размер статьи

2 ч.

20

Стиль статьи

4 ч.

21

Газета и статья – одно целое

2 ч.

22

Что такое комментарий?

2 ч.

23

Газета  с комментариями

4 ч.

24

Выпуски праздничных стенгазет (8 марта,23 февраля и т.д.)

2 ч.

Практическая работа: беседа, дебаты, деловая игра

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля: презентация, выступления учащихся

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в интернет

  1.   Введение в журналистику.          2 ч.

  • Термин журналистика. Жанры журналистики.

  1.  Где работает журналист?   2ч.

  • Журналисты в СМИ. Телевидение. Радио. Газета. Журнал.

  1.  Почему я хочу стать журналистом?  4 ч.

  • Особенные качества журналиста.
  • Анализ качеств журналиста. Применение на практике.

  1.  Что такое газета? 4ч.

  • Термин газета.
  • История газеты в России. Газета и другие СМИ.

  1.  Чем отличается газета от журнала.  2ч.

  • Основные отличия газетной прессы от  журнальной. Общее и   различное.
  1.  Структура газеты.  4 ч.

  • Обложка. Полосы. Рубрики. Приложения.
  • Название. Тематика. Иллюстрации.

  1.  Кто делает газету или журнал?  4 ч.

  • Чем занимается типография. Печать тиража.
  • Постпечатная обработка продукции (брошюровка, переплет, ламинация, тиснение, конгрев, высечка, склейка и т. п.).

  1.  Газетные рубрики.  2ч.

  • Термин «рубрика». Виды рубрик. Рассмотрение и анализ постоянных рубрик в газете «Лицейские будни»

  1.  Первая полоса газеты.  2 ч.

  • Первая полоса. Ее особенности. Тематика.

  1.   Газетные полосы.  4ч.

  • Структура и композиция газетной полосы.
  • Создание газетной полосы.

  1.   Постоянная рубрика.   2ч.

  • Тематика. Актуальность.

  1.  Знакомство с опубликованными работами.  4ч.

  • Анализ.
  • Сравнение нескольких печатных изданий разной направленности.

  1.  Качества журналиста.  4ч.

  • Требования к журналисту.
  • Честность. Любопытство. Коммуникабельность. Компетентность.

  1.  Честность - основное качество журналиста.  2ч.

  • Правдивость материала. Фактические ошибки или обман.

  1.   Как написать статью.  2 ч.

  • Тема статьи. Заголовок. С чего начать. На что обратить внимание.

  1.  Название статьи.  2ч.

  • Как придумать название. Виды названий. Название - загадка. Название-цитата. Оптимизированное название.  Название-вопрос.

  1.  Выбор темы статьи.  4ч.

  • Актуальные темы.
  • Гармония Стиля газеты и темы статей.

  1.  поиск информации.  2ч.

•    Источники. информации: словари, справочники, литература, СМИ.

  1.  Оптимальный размер статьи.  2ч.

  • От чего зависит размер статьи. Тема. Общая структура газеты. Читательское восприятие.

  1.  Стиль текста статьи.  4 ч.

  • Зависимость стиля статьи от тематики газеты.
  • Авторский стиль. Выбор стиля.

  1.  газета и статья - одно целое.  2ч.

  • Зависимость статьи (ее тематика, размер) от направленности газеты. Их гармоничное сочетание.

  1.  что такое комментарий?  2ч.

  • Раскрытие понятия «Комментарий».

  1.  Газета с комментариями.  4ч.

  • Примеры из архива газеты «Лицейские будни».
  • Практика: делаем газету с комментариями.

  1.  Выпуск праздничной стенгазеты.  2ч.

  • Обсуждение. Тематика. Подбор фотографий. Выпуск газеты.

Содержание учебных тем для третьего года обучения (младшая группа)

1

Газета и её история

4

2

Виды газет

4

3

Самые известные газеты (чтение, анализ)

2

4

Журналист - профессия творческая!

2

5

Что должен знать журналист?

4

6

Газетные жанры

4

7

Информационные жанры:

2

8

Заметка (что должен заметить журналист?)

2

9

Что такое отчёт?

2

10

Интервью или диалог?

4

11

Репортаж как жанр журналистики

4

12

Аналитические жанры

2

13

Комментарий

2

14

Корреспонденция

4

15

Газетная статья

4

16

Рецензия

4

17

«Колесо обозрения»

4

18

Художественно-публицистические жанры

4

19

Фельетон и сатира

2

20

Острый памфлет - острый юмор

2

21

Очерк: журналистика или литература?

4

22

Выпуски праздничных стенгазет

2

Практическая работа: Тренинг: определить, правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (ситуациях)? Как поступили бы вы?

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля: презентация, выступления учащихся

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в интернет

  1. Газета и её история.        4ч.

  • История газеты.
  • История газеты в России. Цензура.

  1. Виды газет.        4ч.

  •  По принципу территориального распространения и охвату аудитории — общенациональные, региональные (республиканские, областные, краевые), местные (городские, районные), внутрикорпоративные (обращённые к сотрудникам определённой организации);по тематике — деловые, общеполитические, отраслевые, рекламно-информационные, развлекательные, смешанные; по возрастному принципу — детские, молодёжные газеты, газеты для пенсионеров и т.д.

  •  По периодичности — ежедневные (утренние или вечерние), еженедельные, ежемесячные; по формату — A4, Берлинер, A3, A2; по стилю оформления — цветные, чёрно-белые и чёрно-белые с цветными вставками; по качеству: солидные, популярные, «желтые»;по стоимости — платные и бесплатные.

  1. Самые известные газеты.  4ч.

  • Чтение газет.
  • Анализ статей,  оформления.

  1. Журналист — профессия творческая!        2ч.

  • Журналистика как призвание. Выражение творческого «Я».

  1. Что должен знать журналист?        4ч.

  • Общие знания. Оперирование знаниями разных областей.
  • Специфические знания, которыми должен обладать журналист.

  1. Газетные жанры.        4ч.

  • Специфика газетных жанров.
  • Многообразие газетных жанров. Классификация.

  1. Информационные жанры:        2ч.

  •  История и специфика информационных жанров.

  1. Заметка (что должен заметить журналист?).         2ч.

  • Специфика жанра.

  1. Что такое отчёт?         2ч.

•Специфика жанра.

  1.   Интервью или диалог?         4ч

  • Специфика жанра интервью. Правила речевого этикета.
  • Отличие и общие черты диалога и интервью. Правильные   вопросы для интервью.

  1.    Репортаж как жанр журналистики.        4ч.

  • Специфика жанра, его особенности.
  • «эффект присутствия».

  1.    Аналитические жанры.        2ч.

  • История и специфика аналитических жанров. Их многообразие.

  1.    Комментарий.        2ч.

•   Специфика жанра, его особенности.

  1.    Корреспонденция.         4ч.

  • Специфика жанра, его особенности.
  • Назначение корреспонденции.

  1.    Газетная статья.         4ч.

  • Специфика жанра и его особенности.
  • Анализ в статье, обобщение, исследование.

  1.    Рецензия.         4ч.

  • Специфика жанра и его особенности.
  • Назначение жанра. Оценка при рецензировании. Предметы рецензии.

  1. «Колесо обозрения». 4ч.
  • Специфика жанра и его особенности.
  • разносторонняя картина окружающей действительности. Подбор фактов.

  1.         Художественно-публицистические жанры.          4ч.

  • История и специфика художественно-публицистических жанров.
  • Художественно-публицистические жанры на рубеже литературы и журналистики.

19.   Фельетон и сатира. 2ч.

  • Специфика жанров и их особенности.

20.   Острый памфлет - острый юмор. 2ч.

  • Специфика жанра и его особенности.

21.  Очерк: журналистика или литература? 4ч.

  • Специфика жанра и его особенности. Выражение собственного мнения.
  • Очерк - жанр литературы и журналистики. Функции очерка.

2

  1.    Выпуск праздничной стенгазеты. 2ч.

•        Обсуждение. Тематика. Подбор фотографий. Выпуск газеты.

Содержание учебных тем для четвертого года обучения                       (младшая группа)

1

Жанры журналистики

6

2

Редактирование статей

4

3

Что такое редактирование?

2

4

Для чего нужно редактирование?

2

5

На что обращать внимание при редактировании?

2

6

виды ошибок

2

7

Фактические ошибки

4

8

Грамматические и орфографические ошибки

2

9

Орфоэпические ошибки (наш друг и помощник орфоэпический словарь).

2

10

Опечатка в газете

2

11

Редактирование статей школьников- архив местной газеты. (практикум)

4

12

Штампы. Клише.

2

13

Повторы .

2

14

 Цензура

2

15

«Острое слово»

2

16

Цитаты (как их правильно использовать)

4

17

Особенности газет

4

18

Актуальность тем или «на злобу дня»

2

19

Круг читателей

2

20

Мобильность журналиста

2

21

Охота на «газетную утку».

2

22

Юмор и журналистика.

4

23

фотожурналистика

2

24

Новостная лента

2

25

Открытый урок

2

26

Выпуски праздничных стенгазет (8 марта,                          23 февраля и т.д.)

2

Практическая работа: Исследование. Деловая игра.

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля: презентация, выступления учащихся

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в интернет

1        . Жанры журналистики.          6ч.

Аналитические корреспонденция, комментарий, статья, письмо, рецензия, беседа, эксперимент, рейтинг, обзор, мемуары и др.

Художественно-публицистические зарисовка, эссе, очерк, пасквиль, фельетон, памфлет, история, некролог и др.

Шоу-жанр игры, конкурсы, реалити-шоу, ток-шоу и др.

  • Типология журналистики. Политическая журналистика. Деловая журналистика. Международная журналистика. Корпоративная журналистика. Бульварная журналистика. Музыкальная журналистика. Спортивная журналистика. Научная журналистика. Ресторанная журналистика. Журналистские расследования. Новая журналистика. Гонзо-журналистика. Мультимедийная журналистика. Гражданская журналистика.  Религиозная журналистика.

       2.

   2.  Редактирование статей.  4ч.

  • Назначение редактирования. Виды редактирования. Необходимость редактирования.

  •         Профессия редактор. Специфика. Обязанности.

 

   3. Что такое редактирование?  2ч.

  • Задачи. Функции.

4.  Для чего нужно редактирование?        2ч.

  • Необходимость редактирования. Исправление разного рода ошибок.

5. На что обращать внимание при редактировании?        2ч.

  • Типичные ошибки.

6. виды ошибок.   2ч.

  • Фактические. Грамматические. Орфоэпические. Орфографические.

7. Фактические ошибки.  4ч.

  • Ложь или ошибка?
  • Искажение фактов. Последствия.

8.        Грамматические и орфографические ошибки.         2ч.

  • Нахождение и исправление грамматических и орфографических ошибок. Словари. Правила.

  9. Орфоэпические ошибки.  2ч.

•        речевые нормы. Словари. Правила.

         10. Опечатка в газете.  2ч.

  • Вычитка и способы устранения опечаток.

         11. Редактирование статей школьников - архив местной газеты.  4ч.

  • Виды ошибок. Опечатки.
  • Выявление и исправление разного рода ошибок (практика)

         12. Штампы. Клише.        2ч.

  • Раскрытие понятия «штамп». Раскрытие понятие «клише». Правильное использование штампов и клише.

         13. Повторы.  2ч.

  • Подбор синонимов.

          14. Цензура.  2ч.

  • Роль и функции цензуры.

15.  «Острое слово».  2ч.

  • Раскрытие понятия. Сатира. Примеры.

16.        Цитаты.  4ч.

  • Чужая речь в тексте. Правила использования и оформления.
  • Заголовок-цитата.

17.        Особенности газет.  4ч.

  • Мобильность. Общедоступность.
  • Периодичность. Официальность.

18.        Актуальные темы в журналистике.        2ч.

  • Раскрытие понятия актуальность.
  • Зависимость актуальности тем от общей тематики газеты. Зависимость актуальности от круга читателей.

19.         круг читателей издания.         2ч.

  • Определение круга читателей для газет с определенной направленностью. Зависимость тем газетных статей, рубрик, опросов от круга читателей.

20. мобильность журналиста.   2ч.

  • Мобильность как одно из качеств журналиста. «В нужном месте в нужный час». Пришел, Увидел, написал.

21.        Охота на «газетную утку».           2ч.

  • «Газетная утка» - раскрытие понятия. Примеры знаменитых «газетных уток». Функция «газетных уток».

22.        Юмор и журналистика.  4ч.

  • Уместность юмора в статье.
  • Юмористические, сатирические жанры в журналистике.

23. Фотожурналистика.  2ч.

  • Жанры фотожурналистики. Особенности фотожурналистики. Свойства фотожурналистики. Удачные примеры фоторепортажей.

24.        Новостная лента.  2ч.

  • Способы подачи новостей. Жесткий способ. Мягкий способ. Новости на телевидении. Новости на радио. Новости в печатном издании.

25.        Открытый урок.  2ч.

  • Встреча с преподавателями и студентами факультета журналистики ВолГУ.

  1. Выпуски праздничных стенгазет (8 марта, 23 февраля и т.д.).  2ч.

  • Обсуждение. Тематика. Подбор фотографий. Выпуск газеты.

Содержание учебных тем для первого года обучения                                   (средняя и старшая группа)

 

Содержание программы курса не дублирует обязательный минимум содержания образования, а углубляет, расширяет его. Оно направлено на формирование практических умений в написании сочинений газетных жанров. Таким образом, практикоориентированный курс предполагает активные и интерактивные методы и формы обучения, разнообразные виды деятельности учащихся: от тренинговых упражнений и заданий до создания собственных проектов, рукописных газет.

 

Тема 1.        Введение в журналистику.  5 ч.            

Роль и функция журналистики в обществе. История возникновения газеты.

Преимущества печатной прессы пред радио и телевидением. Типология прессы. Лицо газеты - первая полоса. Информационная, комментирующая, контрольная, связующая функции журналистики. Бережное отношение к языку, сохранение культуры языка - важнейшая функция журналистики. Деятельность журналиста. Журналист - выразитель позиции, мнения, суждения, точки зрения.Закон о СМИ.            

   

Практическая работа: дебаты

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля: презентация, выступления учащихся

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в интернет

Тема 2.  Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика.9 ч.   

Разработка кодекса чести журналиста. Каким должен быть настоящий журналист? Искусство репортажа. Секреты мастерства. Значение скорописи. Как не потеряться в информационном поле? Теория и практика профессиональной этики. Журналист как сторонний наблюдатель. Этические правила журналиста.

Практическая работа: дебаты, деловая игра. Тренинг: определить, правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (ситуациях)? Как поступили бы вы?

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля: презентация, выступления учащихся

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в интернет

Тема 3. Газета как источник информации. Виды газет, их назначение. 8 ч.          

Анализ периодической печати.  Обзор региональных газет. Презентация любимой газеты. Центральные и региональные газеты. Городские газеты. Ежедневные и воскресные газеты. Бульварная и желтая пресса.

Практическая работа: Исследование. Тренинг: проверить "слух", определить источник информации и способ ее отображения.

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля: презентация, выступления учащихся

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в Интернет

Тема 4.   Заголовки.  9 ч.

Типы заголовков, влияние заголовка на содержание текста, ключевые слова.

Практическая работа: Исследование. Деловая игра.

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля: презентация, выступления учащихся

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в Интернет

Тема 5.    Необычные тексты.  9 ч.

Поликодовые тексты. Слова к фотографии- какими они должны быть? Необычный текст - фотозарисовка. Составление фотозарисовки. Стилевые          черты  и языковые средства необычных текстов.

Практическая работа: Исследование.

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля: сочинение малой формы (заметка). Редактирование собственных текстов.

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в Интернет

Тема 6. Чужая речь в моём тексте.  9 ч.

Чужая речь как элемент текста. Чужая речь - рефрен. Чужая речь как  лейтмотив произведения. Использование цитат. Конкурс эрудитов (чьи  строки ?).

Практическая работа: Исследование.

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля: выступление учащихся

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в Интернет

Тема 7.   От отзыва к рецензии. 9 ч.

Форма написания деловых бумаг. Основные признаки лицензии.

Практическая работа: создание рубрики  "Школьные новости"

Виды деятельности учащихся: лекции

Формы контроля: выступление учащихся

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в Интернет

Тема 8.  Газетная информация. 8 ч.

Каким должен быть тезис; речевые стереотипы, которые                          помогают внести тезис в аргументированный текст; какими должны быть аргументы; культура статьи; желтая пресса. Газетные жанры. Событие как предмет отображения информации  в газетных жанрах. Факт как основа публикации. Способы отображения информации. Разнообразие газетных жанров: информационные, аналитический, художественно-публицистические.  Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров.  Событие как предмет отображения в газетных жанрах. Методы исследования предмета.

Практическая работа: беседа, дебаты, деловая игра

Виды деятельности учащихся: анализ периодической печати, обзор региональных газет

Формы контроля:  презентация любимой газеты.

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в Интернет

Тема 9.   Текст.  9 ч.

Что такое текст. Типы текстов. Сильные позиции текста,  тема и микротема текста, составление визитной карточки, первичные и вторичные тексты, пересказ, виды пересказа. Характеристика информационных жанров: информация, корреспонденция, пресс-релиз и проч.  Заметка. Информационная корреспонденция. Информационный отчет. Информационное интервью. Репортаж. Роль информационных агентств. Значение пресс-релизов. Источники информации и правила их использования.

 

Практическая работа: беседа, дебаты, деловая игра

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля:  анализ текстов художественно-публицистических жанров, миниатюра "Автопортрет". Редактирование собственных высказываний.

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в Интернет

Тема 10.  Репортаж.   9 ч.

История репортажа. Событие - неприкосновенно. Законы репортажа.                           Основа репортажа. Формы выражения авторского "Я". Особенности проведения репортажа, интервью. Оформление на газетной полосе. Искусство получать нужную информацию. Интервьюирование людей, не желающих разговаривать с журналистами. Правила жанра.

Практическая работа: диалог, экскурсия, репортаж об интересном школьном событии, тренинг: попытка уговорить человека согласиться на интервью.

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля:  выступление

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в Интернет

Тема 11.  Аналитические жанры. 9 ч.

Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет.  Анкета. Мониторинг. Рейтинг. Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет,     интервью, опрос. Анкета. Мониторинг. Рейтинг. Рецензия. Статья.  Обозрение. Обзор СМИ. Прогноз. Версия. Социологический  опрос. Языковые и структурные особенности. Анализ текстов аналитических жанров. Творческая лаборатория: составление рейтинга учебных предметов. Анкетирование.

 

Практическая работа: лекция

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля:  проведение опросов, анкетирования

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru 

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в Интернет

Тема 12.  Рецензия. Статья. 8 ч.

Понятие рецензии. Виды рецензий. Статья. Особенности написания статьи.

Практическая работа: написать статью на основе последних данных о случившемся тогда, когда в редакцию через каждые 5 минут поступает "новая" последняя информация

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля:  проведение опросов, анкетирования

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru 

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в Интернет

Тема 13. Обозрение. Обзор. Прогноз. 9  ч.

Понятие обозрения. Что такое прогноз? Классификация. Версия. Социологический  опрос.

Практическая работа: лекция. Тренинг: конкурс обозревателей. Обзор СМИ

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля: выступление

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru 

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в Интернет

Тема 14. Анализ текстов художественно-публицистических жанров. 7 ч.

Фельетон. Пародия.  Сатирический комментарий. Анекдот.

Практическая работа: сочинение в рубрику  "Сатира и юмор", "Нарочно не придумаешь".

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля: Редактирование.

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru 

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в Интернет

 

Тема 15. Житейская история.  Легенда.  9 ч.

Анализ  текста-легенды.

Практическая работа: лекция

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля: сочинение

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru 

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в Интернет

Тема 16. Творческие  проекты. 10 ч.

Проекты  "О чем пишут в газетах?", "СМИ нашего города", "Темиртау  в центральной и региональной прессе". Работа над творческими проектами  "О чем пишут в газетах?", "СМИ нашего города", "Темиртау в центральной и региональной прессе". Оформление творческих работ. Выпуск рукописных и печатных газет. Оформление выставки.

Практическая работа: выпуск рукописных и печатных газет

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля: работа над проектами

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru 

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в Интернет

 

Содержание учебных тем для второго года обучения                    (средняя и старшая группа)

Тема 1.  Журналистика как вид деятельности. 48 ч.

1.1.Вводное занятие. 4 ч.

Знакомство с членами кружка. Распределение ролей. Целеполагание совместной деятельности.

1.2. Что такое журналистика? 6 ч.

История журналистики. Предмет журналистики. Цели  и задачи журналистики.

1.3. Виды средств массовой информации. 6 ч.

Знакомство с основными понятиями журналистики. Социальные функции СМИ. Секреты мастерства.

1.4. Виды деятельности журналиста. 6 ч.

Принципы творческой деятельности журналиста. Кодекс чести журналиста. Теория профессиональной этики журналиста.

1.5. Специфические черты журналистики. 8 ч.

 Журналист и цензура. Индивидуальный стиль журналиста. Методика работы журналиста. Основные направленности журналистики.

1.6 . История появления газеты. 6 ч.

Газета как средство массовой информации. Газета – периодическое издание. Структура газеты.

1.7. Школьная пресса: тематика и жанровое наполнение. 6ч.

История школьной газеты. Сущность и задачи школьного издательства. Анализ районных школьных газет.

1.8. Анализ российских школьных и студенческих газет. 6 ч. Анализ местной прессы.  Анализ первый полос. Принципы построения школьных газет.

Практическая работа: дебаты, работа с материалами, создание мультимедийных презентаций, написание статей

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля:, выступления учащихся

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в интернет

Тема 2. Содержание и форма журналистских произведений. 52 ч.

2.1. Тема. Идея. Интонация. 6 ч.

2.2. Сравнение публицистических текстов единой тематики разных авторов.  6 ч.

Анализ публицистических текстов. Точка зрения журналиста. Угол зрения, под которым рассматривается тема.

2.3. Стиль журналиста. 6 ч.

Сравнение и анализ нескольких публицистических работ одного автора. Авторский стиль. Индивидуальный стиль журналиста.

2.4. Текст как смысловое и структурное единство. 6 ч.

Комплексный анализ публицистического текста. Написание публицистического текста.

2.5. Вопросы, на которые должен отвечать журналист в каждой статье. 8 ч.

Основная структура статьи. Техника изложения статьи. Избранная тематика.

2.6. Техника письма: с чего начинать создание статьи. 8 ч.

Понятия о средствах художественной изобразительности; их роль в тексте. С чего нельзя начинать статью. Диалог с читателем.

2.7.  Заголовок текста. 6 ч.

Анализ заголовков теста. Классификация заголовков.

2.8. Заключительная часть  текста. 6 ч. Авторская позиция. Как должна закончиться статья.

Практическая работа: дебаты, работа с материалами, создание мультимедийных презентаций, написание статей

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля:, выступления учащихся

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в интернет

ТЕМА 3. Этапы работы над журналистским произведением. 36 часов.

3.1. Речевые, грамматические, фактологические ошибки и способы их исправления. 6 ч.

Речевые ошибки. Фактологические ошибки. Грамматические ошибки.

Нахождение и устранение речевых ошибок в публицистических текстах.

3.2. Анализ местной  прессы. 8 ч.

Анализ местной прессы с точки зрения тематики, проблематики, наиболее активных и редких жанровых форм. Выявление ошибок и недочетов в связи с влиянием местного говора. Редактирование материала.

3.3. Оформление и подача материала. Газетные  полосы. Верстка. 6 ч.

3.4. Обзор компьютерных программ для верстки. 8 ч.

Работа с компьютерной программой Corel Draw. Работа с компьютерной программой Adobe Indesign. Работа с компьютерной программой Adobe Photoshop.

3.5. Мастер-класс (встреча с практикующими журналистами). 4 ч.

Мастер-класс по Corel Draw.  Мастер-класс по Adobe Photoshop.

3.6. Зачет. Составление макета школьной газеты 2 ч.

3.7. Анализ зачетных работ. Работа над ошибками. 2 ч.

Практическая работа: дебаты, работа с материалами, создание мультимедийных презентаций, написание статей

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля:, выступления учащихся

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в интернет

Содержание учебных тем для третьего года обучения                              (средняя и старшая группа)

Тема 1. Роды журналистики. 45 ч.

  1. Виды журналистики. 2 ч.
  2. Оперативно-новостные (заметка). 6 ч.

Нахождение в газете заметки, ее анализ.

  1. Оперативно – исследовательские жанры журналистики. Интервью. 4 ч.

Составление вопросов для интервью. Интервью с представителями администрации школы.

  1.  Оперативно – исследовательские жанры журналистики. Репортаж. 7 ч.

Составление и анализ репортажей на школьную тематику.

  1. Исследовательско-новостные жанры журналистики. Рецензия. 7 ч.

Анализ рецензий на книгу, спектакль и пр. Составление рецензии.

  1. Исследовательско-новостные жанры журналистики. Комментарий. 6 ч.

Нахождение в газете комментариев, их анализ.

  1. Исследовательские жанры журналистики (статья, письмо, обозрение). 7 ч.
  2. Статья. 6 ч.

Анализ статей.

Практическая работа: составление вопросов для интервью, написание заметок, репортажей, анализ прессы.

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля: презентация, выступления учащихся

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в интернет

Тема 2. Исследовательско-образные жанры журналистики (очерк, эссе, фельетон, памфлет). 53 ч.

  1. Очерк, эссе. 7.ч.

Создание очерка.

  1. Фельетон, памфлет. 7 ч.

Анализ памфлетов и фельетонов, представленных на страницах

  1. Разнообразие лидов.  5 ч.

Анализ лидов. Составление лидов.

  1. Специфика жанров и требования к их сообщениям: релевантность,  оперативность, краткость, лаконичность, точность.7 ч.

Анализ публицистических материалов разных жанров.

  1. Поиск и работа с проблемной ситуацией. 7 ч.
  2. Сенсация. Актуальность материала.7 ч.
  3. Объявление. 6 ч.

Анализ объявлений. Создание объявления.

  1. Реклама. 7 ч.

Создание объявления и рекламы на школьную тему.

Практическая работа: анализ жанров, создание статей, объявлений.

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля: презентация, выступления учащихся

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в интернет

Тема 3. Повторение материала и практическая часть. 38 ч.

3.1. Роды и виды журналистики (повторение). 6 ч.

3.2. Жанры публицистики (повторение). 8 ч.

Нахождение в газетах материалов разных жанров, их глубокий анализ

3.3. Определение жанровой принадлежности публицистических текстов. 7 ч.

3.4. Составление лида на школьную тематику. 8 ч.

3.5. КВН по журналистике. 5 ч.

3.6. Зачет: Подбор материала из сети Интернет и его представление в различных жанрах. 2.ч.

3.7. Анализ зачетных работ. Работа над ошибками. 2 ч.

Практическая работа: составление заголовков,  создание статей.

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля: презентация, выступления учащихся

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в интернет

Содержание учебных тем для четвертого года обучения                            (средняя и старшая группа)

        

        

Тема 1. Культура речи журналиста. 34 ч.

1.1. Культура устной речи. 8 ч.

1.2. Культура письменной речи. 9 ч.

1.3. Речь как инструмент деятельности журналиста. 8 ч.

1.4. Требования к речи журналиста. 9 ч.

Практическая работа: анализ прессы.

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля: презентация, выступления учащихся

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в интернет

Тема 2. Специфика газетных, радио- и телетекстов. 32 ч.

2.1. Устные выступления. Дикция. 8 ч.

2.2. Редактирование текста. 8 ч.

2.3. Анализ структуры и ошибок. 7 ч.

2.4. Практикум по речевым нормам. 9 ч.

Практическая работа: редактирование текстов.

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля: презентация, выступления учащихся

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в интернет

Тема 3. Пресс – конференция. 38 ч.

3.1. Анализ пресс-конференции с точки зрения глубины, верного речевого оформления, уместности, логичности вопросов. 13 ч.

3.2. Зачет: Публичное выступление по теме «Мои иллюстрации в газете». 9 ч.

3.3. Анализ материалов известных журналистов. 8 ч.

3.4. Анализ зачетных работ. Работа над ошибками. 8 ч.

Практическая работа: анализ предложенных материалов.

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля: презентация, выступления учащихся

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в интернет

Тема 4. Правила верстки газеты. 40 ч.

4.1. Знакомство с программой для верстки Corel DRAW. 4 ч.

4.2. Основные возможности Corel DRAW. 4 ч.

4.3. Интерфейс. 4 ч.

4.4. Создание простых объектов с помощью фигур. 3 ч.

4.5. Заливка объектов. 4 ч.

4.6. Инструменты группы Свободное рисование. 5 ч.

4.7. Инструменты группы Форма. Инструменты группы Фигура. 5 ч.

4.8. Добавление изображения. 4 ч.

4.9. Редактирование текста. 3 ч.

4.10. Зачет. Верстка полной полосы. 4 ч.

Практическая работа: обучение в программе для верстки Corel DRAW.

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля: презентация, выступления учащихся

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в интернет

Тема 5. Разработка макета газеты. 26 ч.

5.1. Планирование учебного проекта. 6 ч.

5.2. Анализ полиграфической продукции. 6 ч.

5.3. Создание продуктов проектной деятельности. 5 ч.

5.4. Объединение отдельных проектов в единый номер газеты. 5 ч.

5.5. Презентация работы. Анализ ошибок. Устранение недостатков. 2 ч.

5.6. Подведение итогов. 2 ч.

Практическая работа: создание учебного проекта.

Виды деятельности учащихся: групповая работа

Формы контроля: презентация, выступления учащихся

Методическое обеспечение: портал школьной прессы www.portal.lgo.ru

Оборудование Мыши и планшеты. Сканеры. Принтеры. Мониторы. Системный блок, кабинет с выходом в интернет

III .Методическое обеспечение.

1.   Имеющийся материал:

А) Диагностические тесты по риторике, тестовый материал по темам курса риторики.

Б) Методические разработки для уроков:

  Методическая литература;

  Поурочное планирование;

  Наглядные пособия:

- таблицы по изучаемым темам;

- блок-схемы

  Раздаточный материал:

- практические работы;

- разноуровневые задания по изучаемым темам.

                   Пособия для учащихся:

- Ладыженская Т.А. Школьная риторика. Развитие речи - М., 1998г.

- Узорова О.В., Нефедьева Е.А. 550 Правил и упражнений по риторике    - М., 2004г.

- Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. Просвещение - М.,1989г.

- Троцкий П.С. Орфография без правил. Просвещение - М., 1991г.

    2. Способ оценивания уровня достижений учащихся.

При изучении риторики основной метод - безоценочный. Выставляемые оценки- зачтено/ не зачтено. Текущие оценки выставляются в качестве поощрения.

3. Количество лекционных, практических, лабораторных работ.

Определяетс в зависимости от способа развертывания во времени и средства достижения учебных целей.

        Лекционные занятия-2;

        Практическая работа-3;

        Исследования-2.

                               4. Техническое и программное обеспечение:

        Аудиомагнитофон;

        Таблицы по изучаемым темам.

        5. Средства коммуникации:

        Телефонная линия;

        Круглые столы.

                               

                      I V. Литература.

для учащихся:

1. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений - О.И. Лепилкина и др. - М.: Вентана-Граф, 2005.

2. Васильева Л.А.Делаем новости. - М., 2003.

3. Власть: зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики: В 2-х т. - М., 1998.

4. Гуревич С.М. Номер газеты. - М., 2006.

5. Колганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 1997.

6. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М., 1995.

7. Крундышев А.А. Сочинение как вид самостоятельной работы. - М.: Просвещение, 1987.

8. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие - М.: Аспект Пресс, 2000.

9. Ученова В.В. Беседы о журналистике. - М., 1985.

10. Шинкаренко В. Как писать в газету. - М., 2000.

11. Олтман P. CorelDRAW 9. — М.: ЭНТРОП, Киев: ВЕК+, Киев: Издательская группа BHV, 2000.

12. ТайцА.М., ТайцА.А. CorelDRAW 11. — СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

 

для учителя:

1. Аргановский В.А. Вторая древнейшая: беседы о журналистике. - М., 1999.

2. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. - М., 1989.

3. Гуревич С.М. Газета и рынок: как добиться успеха?  - М., 1998.

4. Лимонад Т.В. С сочинением на "ты": Пособие для старших школьников и абитуриентов. - М.: Школьная Пресса, 2001.

5. Система средств массовой информации России: Учебное пособие / Под ред. Я.Н Засурского. - М., 2001.

6. Сметанина С.И. Литературное редактирование: Для журналистов и специалистов по связям с общественностью. - СПб, 2003.

7. Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. - М., 1983


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное решение воспитательно-образовательных задач на занятиях в студии юных журналистов. Развивающие упражнения с газетой

Темой данной работы является комплексный подход к формированию одного из элементов структуры учебного занятия в студии юных журналистов, а именно, развивающим упражнениям с использованием информационн...

"Сподвижница мира"- республиканский конкурс "Юный журналист". Сочинение- интервью.

Сочинение- интервью с заложницей театрального центра на Дубровке, в основе которого лежат реальные факты....

АВТОРСКИЙ КРУЖОК "ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ" (ПРОГРАММА, ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, УСТАВ ПРЕСС-ЦЕНТРА)

АВТОРСКИЙ КРУЖОК "ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ" (ПРОГРАММА, ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, УСТАВ ПРЕСС-ЦЕНТРА) ПО АВТОРСКОМУ ПРОЕКТУ "ШКОЛА ЮНОГО ЖУРНАЛИСТА"....

Образовательная программа дополнительного образования детей "Юный журналист"

Рабочая программа по организации кружка "Юный журналист". Данный материал поможет заинтересовать профессией журналист, организовать школьную газету....

Юный журналист

Краткосрочный курс по русскому языку для учащихся 7-х классов...

рабочая программа для кружка "Юный журналист"

Рабочая программа составлена для кружка дополнительного образования «Юный журналист», является программой интеллектуального творчества, рассчитана на детей 12-13 лет, срок реализации – 1 год. Продолжи...

программа кружка "Юный журналист" (на два года)

Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты будут учиться пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремиться не только ...