Методическая разработка «Игровые приёмы в освоении образовательной программы по оригами»
методическая разработка

Дубинина Татьяна Николаевна

Методическая разработка «Игровые приёмы в освоении образовательной программы по оригами»  представляет собой описание моего педагогического опыта применения игровых технологий в процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Чудеса из бумаги».

Цель методической разработки - описание методики использования игровых технологий на занятиях оригами.

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования и учителей начальной школы и технологии.Методическая разработка «Игровые приёмы в освоении образовательной программы по оригами»  представляет собой описание моего педагогического опыта применения игровых технологий в процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Чудеса из бумаги».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

 Дом детского творчества «Олимп» Выборгского района

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Игровые приёмы в освоении образовательной программы по оригами»

Автор

педагог дополнительного образования

Дубинина Татьяна Николаевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка «Игровые приёмы в освоении образовательной программы по оригами»  представляет собой описание моего педагогического опыта применения игровых технологий в процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Чудеса из бумаги».

Цель методической разработки - описание методики использования игровых технологий на занятиях оригами.

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования и учителей начальной школы и технологии.

Основная часть

Важным условием успешного развития детского творчества является умение педагога использовать в своей работе современные педагогические технологии. От выбранных методов, приёмов, способов воздействия на воспитанника во многом зависит качество обучения.

Одной из уникальных форм обучения является игра. Игру, как способ передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Игра наряду с трудом и ученьем - это один из основных видов деятельности человека любого возраста.

Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию.

Отечественные педагоги -  Макаренко, К.Д.Ушинский, Е.А.Флерина, Е.Н.Водовозова, Н.П.Сакулина, Е.И. Тихеева, и др., изучающие влияние игры на общее развитие ребёнка, обращали внимание на то, что в игровой форме быстрее и легче усваиваются знания, закрепляются навыки.

В.А. Сухомлинский говорил, что игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Занятия в системе дополнительного образования проходят во второй половине дня. К этому времени  многие дети устают от учебной нагрузки. Иногда детям физически и психологически трудно усваивать учебный материал на протяжении всего занятия и  роль педагога -  избежать при проведении занятия однообразия и скуки, обеспечить живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Почему именно оригами? Целесообразность данного вида деятельности обосновывается следующими факторами:

- для детей начальной школы характерно желание творить. А также стремление к получению  быстрого результата.

- оригами обладает огромным развивающим эффектом-оказывает большое влияние на развитие творческого воображения и восприятия.

Когда ребенок складывает даже простые фигурки, он понимает, что перед ним кошка, рыбка, бабочка. Оказывается, из обычного листа можно сотворить целый мир. Дети часто разговаривают со своей фигуркой, выдумывают разные истории. Они учатся не только складывать, но и сочинять, играть.

Занятие оригами является и своеобразной психотерапией, способной отвлечь от тревог: ребенок в процессе складывания поневоле концентрирует свое внимание на этом процессе.

Необходимо сформировать у ребенка активность в познании окружающего мира, решении познавательных задач, подготовить его к  сознательному получению знаний.

Данная программа «Чудеса из бумаги» позволяет достаточно легко в игровой форме добиться повышению интеллектуального уровня детей. Игра – одна из основ данной программы, тот вид деятельности, в процессе которого они легко усваивают большой объем информации, знаний, умений и навыков.

Использование игровых технологий в обучении решает множество задач:

  • Игровые приёмы способствуют привлечению внимания детей к изучаемой теме,
  • облегчают работу мышления и воображения, 
  • позволяют представить неинтересную для детей учебную задачу в занимательной форме,
  • дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения,
  • усиливают непроизвольное запоминание,
  • включение в ход  занятия игровых приемов и ситуаций  создает у детей бодрое  рабочее настроение, помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала,
  • Занимательность делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, вызывает увлеченность, захваченность деятельностью, эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка.

У детей младшего школьного возраста идёт плавный переход ведущего вида деятельности от игровой в учебную. Младшие школьники легко входят в образы и с удовольствием вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Дети играют почти постоянно: с игрушками, с предметами-заменителями, без предметов, обыгрывая какую- либо ситуацию, принимая на себя определённую роль.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса.

Игровая деятельность может использоваться  в качестве

  1. части занятия - введения, чтобы заинтриговать детей, собрать внимание создать эмоциональный настрой, или - с целью объяснения, закрепления, упражнения, контроля. Это могут быть викторины, решения кроссвордов, ребусов, загадок 
  2. Можно всё занятие провести в игровой форме. Например,  организовать квест – игру.

Квест - это приключенческая игра, которая приводит из точки А в точку Б, путем решения поставленных задач.

Существует определенная структура игровых квестов:

- постановка задачи (введение) и распределение ролей

- список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.)

- порядок выполнения поставленной задачи

- Наличие наград за проделанные задания (жетоны, в конце игры грамоты за места, угощенье, фигурки оригами и т.п.)

- Наличие ведущего команды (не подсказчика, а помощника)

Изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего. Дети учатся действовать сообща, планировать, добиваться результата.

  1. игровая деятельность может использоваться в  качестве цикла занятий.

Например, Сказки Оригами. Педагог начинает рассказывать сказку, используя квадрат как место действия сказочных героев и предлагает учащимся самим придумать действия развития сказки, при этом необходимо сложить углы или стороны квадрата определенным образом и получить фигурку героя сказки.

Одно из эффективных средств развития интереса к оригами – дидактические, или обучающие  игры.

Структура дидактической игры включает:

  1. дидактическую задачу;
  2. содержание;
  3. игровые действия;
  4. игровые правила.

Классификация дидактических игр.

По характеру педагогического процесса бывают:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, и другие.

По дидактическому материалу обучающие игры делятся на:

·словесные - Словесные игры проходит устно без опоры на наглядность.

Настольные

* тематические игры типа Лото, домино («Знаешь ли ты деревья?» «Волшебные цвета»);  игры-головоломки.

*  настольно - двигательные («Гоночные  машинки», игры с кубиком) Дети сами складывают гоночные машинки в технике оригами, осваивая определенные приемы-далее придумывают правила игры.

*Подвижно-дидактические игры - двигательные игры с поделками оригами, то есть игры, требующие двигательной активности, сноровки.

подвижно-дидактические игры (без предметов), например, народные игры, пальчиковые.

Примеры использования подвижно-дидактические игры двигательные игр с поделками оригами.

        Детям нравится складывать оригамские поделки, с которыми можно потом играть. Мы много таких игрушек делаем сами в процессе освоения ОП «Чудеса из бумаги». Один из разделов моей программы так и называется «Игры и фокусы с бумагой». Итоговым занятием может быть мероприятие «Играй с нами». Часть игр мы придумываем  сами, хорошим помощником стала книга Елены Ступак «Оригами. Игры и конкурсы». Все модели известные. Предварительно дети складывают игровой объект, при этом уделяется внимание аккуратности и точности выполнения  фигурки, т. к. неряшливо выполненная работа просто потеряет свои игровые функции: юла не будет крутиться, ворона открывать клюв и т. д.

        Вот некоторые игры и поделки, которые мы используем на занятиях.

  1. Юла. Игра проводится по системе с выбыванием. Игроки делятся на пары. По сигналу педагога 2 игрока запускают свою юлу. В следующий тур выходит игрок, чья юла вертелась дольше.
  2. Стаканчик с кольцом. Нужно поймать стаканчиком колечко, прикрепленное к нему. Каждому игроку дается 10 попыток.
  3. Лошадка. Ударом пальца по хвосту снизу подбрасываем лошадку. Он должна сделать сальто и встать на ноги. Игроки по очереди подбрасывают своих лошадок.  У каждого 10 попыток. Можно усложнить игру и приготовить для них препятствия.
  4. Ворона. С помощью крыльев этой вороне можно открывать и закрывать клюв. У каждого игрока своя ворона. На один край стола выкладываются легкие предметы (кубики из поролона или бумажные шарики). Игроки должны в клюве ворон перенести предметы на другой конец стола. У кого кубиков больше – тот и победитель. Можно играть командами.
  5. Лягушки. Могут быть разные варианты игры.

1 вариант. Игроки выстраивают своих лягушек на старте. Чья быстрее допрыгает до финиша!

2 вариант По очереди каждая лягушка делает 10 прыжков. Результаты фиксируются. Чья дальше!

6.Кузнечик. Если ударить пальцем кузнечику по носику, то он подпрыгнет. В центре стола – круг. Вокруг него игроки раскладывают свои фигурки кузнечиков, предварительно пометив их (можно сделать разноцветные). Количество кузнечиков у каждого игрока одинаковое. По сигналу игроки помогают своим кузнечикам запрыгнуть в круг По сигналу игра заканчивается. У кого больше кузнечиков в круге! Можно запрыгивать в коробку.

7. Парусник. Каждый игрок по очереди ставит свой кораблик на старт и дует в парус. Кораблик  несется на всех парусах и останавливается. Результат фиксируется. Чей дальше! Можно нарисовать русло реки (с островами, мелями, порогами и т.д.). Парусная регата Кто пройдет всю!

Привлечь внимание детей к изучаемой теме помогает дидактическая игрушка. Например, наивный, малознающий герой – Незнайка, Буратино и умный – Карандаш, куклы-гости. С ними педагог и дети ведут беседу.

Можно использовать на занятии различные игровые ситуации, связанные с решением какой – либо конкретной проблемы («Поможем ёжику собрать грибы»).

Заключительная часть

Таким образом, используя игровые технологии на своих занятиях, педагог имеет возможность:

- проводить занятия в нетрадиционной форме;

- раскрывать креативные способности учащихся;

- дифференцированно подходить к оценке знаний и практических умений воспитанников;

- развивать коммуникативные навыки детей;  

- облегчать решение учебной задачи; вовлекать всех детей в учебный процесс;

- практически закреплять полученные знания;

- расширять кругозор детей;

- формировать навык совместной деятельности.

 

Список литературы:

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. – СПб.: Химия, 1994.
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Весёлые уроки оригами в школе и дома. – СПб., Литера, 2001.
  3. Сергей  Афонькин, Елена Афонькина Игры и фокусы с бумагой. – М., Рольф Аким, 1999.
  4. Нина Острун, Алексей Лев Оригами. Живые фигурки. – М., Айрис- пресс, 2006.
  5. Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы. – СПб.: Речь, 2002.
  6. Ступак Е.А. Оригами. Игры и конкурсы. Серия «Внимание: дети!». – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2008
  7. Емельянова Т.В., Медяник Г.А. Игровые технологии в образовании. – Тольятти: Изд ТГУ, 2015.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ТЕМЫ «СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ» РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В данной презентации представлени материал, разработанный для темы "Световые явления" - 8 класс, учитывая психолого- педагогические особеннисти учащихся данного возраста, ФГОС.Планирование сотавлено п...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ на уроках английского языка через применение игровых технологий

МОУ  «СОШ № 75»  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НЕКОТОРЫЕ  ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ       ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ       на уроках англ...

Мониторинг освоения образовательной программы фотостудии «Трёхгорье» (Методическая разработка)

Мониторинг  освоения  образовательной программы фотостудии «Трёхгорье» (Методическая разработка)Содержание.Критерии и показатели качественной оценки освоения образовательной  программыУ...

Методическая разработка раздела «Музыка и литература» образовательной программы: «Музыка» (Автор Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская) 5 класс

-Раздел раскрывает метапредметные связи (музыка, литература)-Раздел продолжает формировать музыкальную культуру учащихся...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Проведение учебного занятия по образовательной программе «Начальное техническое творчество с применением компьютера»

Проведение учебного занятия по образовательной программе  «Начальное техническое творчество  с применением компьютера». Изготовление игрушки "Часы-Будильник"...

Методическая разработка раздела «Партерная гимнастика» дополнительной образовательной программы «Ритмика и танец» для детей 6-7 лет

Методическая разработка раздела «Партерная гимнастика» дополнительной образовательной программы «Ритмика и танец» для детей 6-7 лет адресована начинающим педагогам дополнительн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по литературе "ЗАЧЁТНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ СЕССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СИСТЕМЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по литературе "ЗАЧЁТНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ СЕССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СИСТЕМЕ ООО: КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ"...