Дополнительная общеобразовательная модульная программа «Театральный сундучок»
рабочая программа
Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства
Задачи:
образовательные:
-обучить начальным навыкам актерского мастерства через систему тренингов;
развивающие:
-развитие творческих способностей, памяти, произвольного внимания, творческого мышления, фантазии и воображения;
-развитие навыков актерского мастерства и сценической речи;
-развитие сотрудничества и сотворчества детей и родителей через показ спектаклей и создание творческой мастерской;
воспитательные:
-сплочение детского коллектива;
-реализация потребностей детей в общении и познании окружающего мира;
-создание атмосферы доброжелательности в коллективе;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11.teatralnyy_sunduchok._2017g.doc | 718.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Федоровский дом детского творчества»
РЕКОМЕНДОВАНА методическим советом МБУДО «ФДДТ» 25 апреля 2017 года Протокол № 4 | УТВЕРЖДЕНА приказом от 25 апреля 2017 года № 116
|
Дополнительная общеобразовательная модульная программа
«Театральный сундучок»
Направленность:
художественная
Возраст учащихся: 5-9 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:
Блыщик Наталья Ринатовна,
педагог дополнительного образования
Сургутский район,
г.п. Федоровский
2017 год
2. Пояснительная записка.
Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.
Каждый ребенок, начиная с самого раннего детства, стремится к игре, а значит и к актерству. Потребность личности в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлены особым видением мира и связаны с силой творчески-преобразующей деятельности. Играющий человек стремится к творчеству, к раскрытию собственного социокультурного потенциала.
Дополнительная общеобразовательная программа «Театральный сундучок» является общеразвивающей, образовательной областью которой является искусство. Искусство есть одновременно и созидание, и познание, и общение между людьми. Оно концентрирует в себе все главные особенности нравственно-эстетического отношения к миру и развивает способность человека к творчеству.
Программа составлена на основе программ: «Театральный сундучок» художественной направленности, педагога дополнительного образования Близнецовой Л. В., г.Санкт-Петербург, «Театральный сундучок» Кирьяновой Т.Н., г. Павлово Нижегородской области, методических рекомендаций и программы «Арт-фантазия» Чуриловой Н.А.
Данная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дополнительном образовании:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р);
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013г. №1008);
-Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
-образовательная программа;
-учебный план .
Направленность дополнительной образовательной программы: художественная.
Программа направлена на приобщение детей к театральному искусству посредством их участия в создании инсценировок, миниатюр, спектаклей; создание условий для развития личности ребенка; формирование интереса к театральному искусству; укрепление психического и физического здоровья; приобщение к общечеловеческим ценностям; на успешную социальную адаптацию ребенка.
Новизна – в модульном принципе построения программы. Образовательные модули взаимосвязаны, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов театральной деятельности, необходимых для достижения учащимися общего положительного результата и достижения цели программы. Обучение через игры, этюды дает возможность педагогу выявлять артистические таланты у детей.
Актуальность. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в деятельности, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Театральная деятельность и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости – это путь через игру, фантазирование. Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления деятельности: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у учащихся объединения.
Педагогическая целесообразность. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс – универсальное средство развития личностных способностей человека. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Этюд - одно из ведущих форм в деятельности театрального коллектива. Принцип «от простого к сложному» занимает главное место при распределении разнообразных творческих заданий, которые постепенно усложняются. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства
Задачи:
образовательные:
-обучить начальным навыкам актерского мастерства через систему тренингов;
развивающие:
-развитие творческих способностей, памяти, произвольного внимания, творческого мышления, фантазии и воображения;
-развитие навыков актерского мастерства и сценической речи;
-развитие сотрудничества и сотворчества детей и родителей через показ спектаклей и создание творческой мастерской;
воспитательные:
-сплочение детского коллектива;
-реализация потребностей детей в общении и познании окружающего мира;
-создание атмосферы доброжелательности в коллективе;
Отличительные особенности программы. Особенность театрального искусства заключается не только в том, что оно способствует эстетическому развитию подрастающего поколения: театр приобщает детей к музыке, литературе, изобразительному искусству – ко всему богатству культуры. Гораздо важнее то, что театр помогает социальной и психологической адаптации детей, их личностному росту. Обучение актерскому мастерству обеспечивает равномерные физические и интеллектуальные нагрузки, способствует формированию физического и духовного здоровья. Кроме того, развитие актерских способностей помогает ребенку приобрести не только уверенность в себе, возможность внешне моделировать свое поведение, но и удивительную внутреннюю свободу, умение быстро адаптироваться в сложных ситуациях, своеобразную «гибкость души».
Программа состоит из двух модулей: «Театральная игра», «Работа над спектаклем».
I модуль «Театральная игра» Пояснительная записка. Обучение по модулю предполагает изучение основ театральной культуры; театральной игры; ритмопластики; культуры и техники речи. Учебно-воспитательный процесс строится таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процесса, учитывая поставленные цели и задачи эстетического воспитания. Ведущий методический прием – метод художественной импровизации. На занятиях предусмотрено: чтение литературы, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; сочинение сказок, придумывание историй для постановки; упражнения для социально-эмоционального развития детей; игры-драматизации, развивающие игры; упражнения на развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика); упражнения на развитие детской пластики; упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы; театральные этюды; подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок. В результате театрализованной деятельности дети могут найти и почерпнуть практический материал для развития навыков общения. Активное и эмоциональное проживание в образах героев позволяет детям реализовать изначально присущие им добрые чувства, учит делать нравственный выбор в сторону добра. Возможность проигрывать ситуацию – это способ, помогающий активно и созидательно относиться к собственной судьбе. Великодушие, помощь нуждающемуся человеку, умение прощать – важнейшие проявления качества характера. Ребенок невольно идентифицирует себя со сказочными героями, стремясь подражать им в своей жизни. Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребята получают знания о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации. Цель: развить творческие способности детей средствами театральной игры. Задачи: образовательные: -создать условия для развития творческой активности детей; развивающие: -развитие творческих способностей, памяти, произвольного внимания, творческого мышления, фантазии и воображения; воспитательные: -сплочение детского коллектива; -реализация потребностей детей в общении и познании окружающего мира; -создание атмосферы доброжелательности в коллективе. |
II модуль «Работа над спектаклем» Пояснительная записка. Модуль способствует совершенствованию актерских способностей, развивает творческие способности. Проигрывая определенный сценарий (стишок, короткую сказку), дети по нескольку раз меняются ролями. Им удается побыть и волком, и зайчиком, попробовать себя в роли бабочки, или утенка. У ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. Дети это делают с большим удовольствием и непосредственностью. Глядя друг на друга, в спокойной атмосфере удается расшевелить самого скованного, зажатого ребенка. У агрессивных детей есть возможность почувствовать себя беззащитной жертвой или, в социально приемлемой форме выплеснуть агрессию. В ходе игр-драматизаций дети учатся владеть собой, вести себя правильно, так как поступают их любимые герои. И это помогает им избавиться от затруднений и легко находить общий язык с взрослыми и сверстниками. Цель: развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности. Задачи: образовательные: -обучить начальным навыкам актерского мастерства через систему тренингов; развивающие: -совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения; воспитательные: -создание атмосферы доброжелательности в коллективе. |
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 5-9 лет. В одной группе 10 учащихся.
Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.
Формы занятии. Для качественного усвоения материала используются следующие формы и методы обучения: беседа, игра, диалог, тренинги, этюды, игровая импровизация, инсценировка и драматизация, беседа, просмотр видеофильмов, презентаций, разучивание произведений устного народного творчества, обсуждение, наблюдение.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 занятия по 30 минут.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
I модуль «Театральная игра» | |||||
Ожидаемые результаты | Способы определения результативности | ||||
Личностные | Предметные | Метапредметные | |||
-раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическая выразительность, навыки имитации); -развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, фантазии); -дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным; -регулирует свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; -умеет довести начатое дело до конца; способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков; формируется потребность в уважении со стороны взрослого; | Учащиеся научатся: -строить разные типы высказываний, описанию и повествованию; -пониманию смысловой стороны речи, синтаксической структуры предложений; -удачной имитации голоса животных, -интонационно выделять речь тех или иных персонажей; -навыкам самостоятельного придумывания небольшой сказки на заданную тему; -эмоциональному отклику на отраженные в произведении искусства действия, поступки; -делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками; -«Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, артикуляционный аппарат с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек; -первые попытки творчества; | -«Музыкальное воспитание»: дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; навыки слушать музыку к очередному спектаклю, отмечая ее разнохарактерное содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ; - возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками; -появляются конкурентность, соревновательность. | Оценка качества обучения по модулю производится различными методами и средствами:
в театральной игре, постановках. | ||
II модуль «Работа над спектаклем» | |||||
Ожидаемые результаты | Способы определения результативности | ||||
Личностные | Предметные | Метапредметные | |||
-развитая творческая активность детей, участвующих в театральной деятельности; -артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа; -исполнительские умения; -отсутствие страха перед публикой и желание выступать перед зрителями; | -развитая культура речи, интонационный строй, диалогическая речь; -знание различных видов театра; -развитый интерес к театральной игровой деятельности; -умение выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом; -навыки самостоятельно найти выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию; -простейшие образно-выразительные умения, навыки имитировать характерные движения сказочных животных; -умение создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации; -навыки выступления перед зрителями, не испытывая дискомфорта, получая удовольствие от творчества; -умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы; -умение взаимодействовать с партнером по сцене. | Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность. Формирование представлений о честности, справедливости, доброте. Воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости; формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки. Развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту. Формирование опыта социальных навыков поведения. | Оценка качества обучения по модулю производится различными методами и средствами:
|
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: входной контроль (тесты, опрос, наблюдение); промежуточная аттестация; итоговая аттестация. Оцениваются уровень мотивации учащихся и развитие творческих способностей, активность участия в театральной игре, постановках, публичных выступлениях.
3. Учебно-тематический план.
№ п/п | Модули, разделы, темы | Количество часов | ||
Всего часов | Теория | Практика | ||
I модуль «Театральная игра» | ||||
I | История театра. | 10 | 5 | 5 |
1 | Знакомство с театром. | 2 | 1 | 1 |
2 | «Азбука театра». | 2 | 1 | 1 |
3 | Дорога в театр. | 2 | 1 | 1 |
4 | Театральные профессии. | 2 | 1 | 1 |
5 | В театре. | 2 | 1 | 1 |
II | Сценическая речь. | 58 | 29 | 29 |
1 | Театр-экспромт. | 2 | 1 | 1 |
2 | Как создается спектакль. | 2 | 1 | 1 |
3 | Гномы играют в театр. | 2 | 1 | 1 |
4 | Сценическое воображение. | 2 | 1 | 1 |
5 | Упражнения на воображение. | 2 | 1 | 1 |
6 | Театр-экспромт. | 2 | 1 | 1 |
7 | Театр-экспромт. | 2 | 1 | 1 |
8 | Упражнения на сценическое общение. | 2 | 1 | 1 |
9 | Упражнения по развитию речи. | 2 | 1 | 1 |
10 | Дыхательная гимнастика. | 2 | 1 | 1 |
11 | Голосовая гимнастика. | 2 | 1 | 1 |
12 | Театральные игры. | 2 | 1 | 1 |
13 | Театр-экспромт. | 2 | 1 | 1 |
14 | Театр-экспромт. | 2 | 1 | 1 |
15 | Театр-экспромт. | 2 | 1 | 1 |
16 | Диалог. | 2 | 1 | 1 |
17 | Театральные игры. | 2 | 1 | 1 |
18 | Конкурс скороговорок. | 2 | 1 | 1 |
19 | Выразительные средства. | 2 | 1 | 1 |
20 | Выразительные средства. | 2 | 1 | 1 |
21 | Выразительные средства актера. | 2 | 1 | 1 |
22 | Выразительные средства актера. | 2 | 1 | 1 |
23 | Театральные игры. | 2 | 1 | 1 |
24 | Актерские упражнения. | 2 | 1 | 1 |
25 | Актерские упражнения. | 2 | 1 | 1 |
26 | Театр-экспромт. Аттестация. | 2 | 1 | 1 |
27 | Актерские упражнения. | 2 | 1 | 1 |
28 | Актерские упражнения. | 2 | 1 | 1 |
29 | Актерские упражнения. | 2 | 1 | 1 |
30 | ИТОГО | 68 | 34 | 34 |
II модуль «Работа над спектаклем» | ||||
I | Здравствуй, театр! | 80 | 40 | 40 |
1 | Сказка «Теремок». | 2 | 1 | 1 |
2 | «Построим новый теремок!» | 2 | 1 | 1 |
3 | «Вот красивый теремок, очень, очень он высок!» | 2 | 1 | 1 |
4 | Спектакль «Теремок». | 2 | 1 | 1 |
5 | «Вышла курочка — хохлатка, с нею желтые цыплятки». | 2 | 1 | 1 |
6 | «Желтый маленький комочек, любопытный очень – очень». | 2 | 1 | 1 |
7 | «Быстро времечко пройдет и цыпленок подрастет». | 2 | 1 | 1 |
8 | Воображаемое путешествие. | 2 | 1 | 1 |
9 | Игровое занятие. | 2 | 1 | 1 |
10 | Эмоции. | 2 | 1 | 1 |
11 | Театрализованная игра «Колобок». | 2 | 1 | 1 |
12 | Импровизация русской народной сказки «Колобок». | 2 | 1 | 1 |
13 | Репетиция пьесы «Колобок». | 2 | 1 | 1 |
14 | «Колобок наш удалой!». | 2 | 1 | 1 |
15 | «Прыг с окошка — и в лесок, покатился колобок». | 2 | 1 | 1 |
16 | Сказка «Колобок» | 2 | 1 | 1 |
17 | Волшебная шкатулка. | 2 | 1 | 1 |
18 | Игры с бабушкой Забавой. | 2 | 1 | 1 |
19 | Театрализованная игра «Полет на Луну». | 2 | 1 | 1 |
20 | Язык жестов. | 2 | 1 | 1 |
21 | Игровое занятие. | 2 | 1 | 1 |
22 | «Спал щенок возле дивана, вдруг услышал рядом «мяу». | 2 | 1 | 1 |
23 | Импровизация сказки «Кто сказал «мяу»? | 2 | 1 | 1 |
24 | Репетиция сказки «Кто сказал «мяу»?». | 2 | 1 | 1 |
25 | «Посмотрел везде щенок, но найти никак не мог!» | 2 | 1 | 1 |
26 | «Не вы ли «мяу – мяу» говорили?» | 2 | 1 | 1 |
27 | Играем спектакль «Кто сказал «мяу»?». | 2 | 1 | 1 |
28 | Волшебное путешествие по сказкам. | 2 | 1 | 1 |
29 | Театрализованные игры «Ярмарка». | 2 | 1 | 1 |
30 | Театральная игра «Ходим кругом». | 2 | 1 | 1 |
31 | Игровая программа «Это вы можете!» | 2 | 1 | 1 |
32 | Волшебная шкатулка. | 2 | 1 | 1 |
33 | Вот так гриб – великан, всем хватило места там! | 2 | 1 | 1 |
34 | Импровизация сказки «Под грибом». | 2 | 1 | 1 |
35 | Репетиция сказки «Под грибом». | 2 | 1 | 1 |
36 | «Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком!». | 2 | 1 | 1 |
37 | Играем спектакль «Под грибом». Эмоции. | 2 | 1 | 1 |
38 | Аттестация учащихся. Сказку сами сочиняем, а потом в нее играем. | 2 | 1 | 1 |
39 | Сочиняем новую сказку. | 2 | 1 | 1 |
40 | Сказку сами сочиняем, а потом в нее играем. | 2 | 1 | 1 |
Сказки разных народов | 20 | 20 | ||
41 | Хантыйская сказка «Мышка» | 2 | 2 | |
42 | Мансийская сказка «Гордая лиса» | 2 | 2 | |
43 | Казахская сказка «Глупый волк» | 2 | 2 | |
44 | Молдавская сказка «Чудесный клад» | 2 | 2 | |
45 | Грузинская сказка «Сын охотника» | 2 | 2 | |
46 | Азербайджанская Сказка «Сказка о лентяе» | 2 | 2 | |
47 | Киргизская сказка «Лиса и муравей» | 2 | 2 | |
48 | Узбекская сказка «Упрямые козы» | 2 | 2 | |
49 | Украинская сказка «Колосок» | 2 | 2 | |
50 | Черкесская сказка «Медведь-воспитатель» | 2 | 2 | |
ВСЕГО | 168 | 74 | 94 |
4. Содержание программы.
№ п/п | Содержание |
I модуль | «Театральная игра» |
Теория: История театра. Театральные профессии. Виды театров. Знакомство с театром: «Азбука театра», «Дорога в театр», правила поведения в театре. Как создается спектакль. О создателях спектакля. Выразительные средства актера. О роли театральной деятельности в жизни человека. Отгадывание загадок. Скороговорки. Практика: Театр-экспромт. Создание образов с помощью выразительных движений. «Гномы играют в театр» (развитие речи, отгадывание загадок, имитационные упражнения). Сценическое воображение (развитие речи детей; ознакомление со стихотворным текстом сказок «Репка», «Теремок»). Упражнения на воображение (действия с воображаемыми предметами), сценическое общение, правильное речевое дыхание. Дыхательная гимнастика. Голосовая гимнастика (развитие артикуляции и дикции, знакомство с новыми скороговорками). Театральные игры (развитие воображения, инициативы, умений действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы). Диалог (привитие навыков сценического общения). Конкурс скороговорок. Чтение сказки С. Маршака «Перчатки»; беседа по содержанию, игровое упражнение «грустные котята». Мимические этюды; драматизация сказки «Перчатки». Актерские упражнения: чтение сказки «Как собака друга искала»; беседа по содержанию; мимические этюды; драматизация сказки. Имитационные упражнения. Пополнение словарного запаса детей. Об использовании жестов. Развитие двигательных способностей: ловкости, гибкости, подвижности. Эксперименты со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты). Переключение с одного образа на другой. Самоконтроль, самооценка. Игра – драматизация. Создание образа героя (использование мимики, жеста, движений). | |
II модуль | «Работа над спектаклем» |
Теория: Волшебное путешествие по сказкам: «Репка», «Теремок», «У страха глаза велики», В.Осеева «Волшебное слово», сказки К.И.Чуковского, Я. Тенясова «Хвостатый хвастушка», «Цыпленок» К. Чуковского, «Кто сказал «мяу»?» В. Сутеева; пьесы «Колобок» (стихотворный текст), «Под грибом». Беседа по содержанию, мимические этюды; игровое упражнение «на птичьем дворе», мимические этюды; драматизация сказки «Цыпленок». «Воображаемое путешествие» (общение в предполагаемых обстоятельствах). Правильное речевое дыхание. Язык жестов. Практика: Инсценировка, показ спектаклей: «Теремок», «Цыпленок» К. Чуковского. Волшебная шкатулка: отгадывание загадок. Скороговорки. Игровое занятие. Эмоции: жест, мимика, голос. Эмоциональные состояния (радость, грусть, любопытство, испуг). Термины. Театрализованная игра «Колобок». Создание образов с помощью выразительных движений. Импровизация сказок «Кто сказал «мяу»?», «Колобок» . Действия с воображаемыми предметами. Правильное речевое дыхание. Пластическая выразительность, снятие зажатости и скованности. Согласованность своих действий с действиями других детей. Театрализованная игра «Полет на Луну». Выразительность движений, владение своим телом. Игровая программа «Это вы можете!». Самостоятельный выбор и показ отрывков из поставленных ранее мини-спектаклей. Сказку сами сочиняем! (творческое воображение, характерные особенности сказочных героев, последовательное изложение мыслей по ходу сюжета, навыки групповой деятельности). |
5. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы.
Обеспечение программы методическими видами продукции: тесты и методики для диагностики учащихся; методические разработки, справочная литература. |
Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов: методические разработки: тренинги, ролевые, театральные игры, памятки. Упражнения для дыхания, дикции, голоса, интонации. |
Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы: видеокурс по технике речи «Язык мой – друг мой», таблицы, схемы, рисунки, карточки, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения. |
Материально-техническое обеспечение
- Музыкальный центр.
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
- Литературные произведения: «Репка», «Теремок», «У страха глаза велики», В.Осеева «Волшебное слово», сказки К.И.Чуковского, Я. Тенясова «Хвостатый хвастушка», «Цыпленок» К. Чуковского, «Кто сказал «мяу»?» В. Сутеева; пьесы «Колобок» (стихотворный текст), «Под грибом».
6. Список литературы.
1.Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. – 127с.
2. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е.А.Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
3. Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т.И.Ерофеева, Зверева, О.Л. М.: Просвещение, 1994. – 128с.
4. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
5.Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду. [Текст] / Е.В.Мигунова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
6. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Просвещение», 2009г.
7. Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, «Лист», 2010г.
8. Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, «Просвещение», 2008г.
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Группа № | Наименование раздела, темы | Количество часов | Методы | Знания, Умения, Навыки | |||
Дата | ||||||||
Всего | Теория | Прак тика | ||||||
По плану | По факту | |||||||
1 модуль «Театральная игра» | 68 | 34 | 34 | |||||
История театра | 10 | 5 | 5 | |||||
1 |
Знакомство с театром. | 2 | 1 | 1 | диалог-беседа, творческие задания, показ | дать представление о театре, познакомить с искусством театра | ||
2 | Азбука театра. | 2 | 1 | 1 | диалог-беседа, творческие задания, показ | дать представление о театре, познакомить с искусством театра | ||
3 | Дорога в театр. | 2 | 1 | 1 | диалог-беседа, творческие задания, показ | дать представление о театре, познакомить с искусством театра | ||
4 | Театральные профессии. | 2 | 1 | 1 | диалог-беседа, творческие задания, показ | знать театральные профессия | ||
5 | В театре. | 2 | 1 | 1 | диалог-беседа, творческие задания, показ | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
Сценическая речь | 58 | 29 | 29 | |||||
6 | Театр-экспромт. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
7 | Как создается спектакль. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | знать театральные профессия | ||
8 | Гномы играют в театр. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | знать театральные профессия | ||
9 | Сценическое воображение. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | Дать понятие о сценическом воображении | ||
10 | Упражнения на воображения. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
11 | Театр-экспромт. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
12 | Театр-экспромт. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
13 | Упражнения на сценическое общение. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | знать скороговорки | ||
14 | Упражнения по развитию речи. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | знать скороговорки | ||
15 | Дыхательная гимнастика. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | знать упражнения дыхательной гимнастики | ||
16 | Голосовая гимнастика. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | знать скороговорки | ||
17 | Театральные игры. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
18 | Театр-экспромт. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
19 | Театр-экспромт. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
20 | Театр-экспромт. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
21 | Диалог. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
22 | Театральные игры. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
23 | Конкурс скороговорок. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
24 | Выразительные средства. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | знать понятие мимика и жесты | ||
25 | Выразительные средства. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
26 | Выразительные средства актера. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | Уметь применять мимику и жесты | ||
27 | Выразительные средства актера. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | Уметь применять мимику и жесты | ||
28 | Театральные игры. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | Уметь ориентироваться в пространстве | ||
29 | Актерские упражнения. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | Уметь действовать в вымышленных обстоятельствах | ||
30 | Актерские упражнения. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | Уметь действовать в вымышленных обстоятельствах | ||
31 | Театр-экспромт. Аттестация учащихся. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | Уметь ориентироваться в пространстве | ||
32 | Актерские упражнения. | 2 | 1 | 1 | диалог-беседа, творческие задания, показ | Уметь действовать в вымышленных обстоятельствах | ||
33 | Актерские упражнения. | 2 | 1 | 1 | диалог-беседа, творческие задания, показ | Уметь действовать в вымышленных обстоятельствах | ||
34 | Актерские упражнения. | 2 | 2 | диалог-беседа, творческие задания, показ | Уметь ориентироваться в пространстве | |||
2 модуль «Работа над спектаклем» | ||||||||
Здравствуй, театр! | 80 | 40 | 40 | |||||
35 |
Сказка «Теремок». | 2 | 1 | 1 | показ | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
36 | Построим новый теремок. | 2 | 1 | 1 | диалог-беседа, творческие задания, показ | уметь действовать согласованно | ||
37 | Вот красивый теремок, очень, очень он высок! | 2 | 1 | 1 | диалог-беседа, творческие задания, показ | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
38 | Спектакль «Теремок». | 2 | 1 | 1 | показ | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
39 | Вышла курочка — хохлатка, с нею желтые цыплятки. | 2 | 1 | 1 | диалог-беседа, творческие задания, показ | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
40 | Желтый маленький комочек, любопытный очень – очень. | 2 | 1 | 1 | творческие задания, показ | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
41 | Быстро времечко пройдет и цыпленок подрастет. | 2 | 1 | 1 | творческие задания | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
42 | Воображаемое путешествие. | 2 | 1 | 1 | творческие задания | уметь общаться в предполагаемых обстоятельствах. | ||
43 | Игровое занятие. | 2 | 1 | 1 | творческие задания | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
44 | Эмоции. | 2 | 1 | 1 | творческие задания | учить распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, испуг, любопытство) по мимике | ||
45 | Театрализованная игра «Колобок». | 2 | 1 | 1 | творческие задания | учить создавать образы с помощью выразительных движений | ||
46 | Импровизация русской народной сказки «Колобок». | 2 | 1 | 1 | творческие задания | уметь действовать согласованно | ||
47 | Репетиция пьесы «Колобок». | 2 | 1 | 1 | творческие задания | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
48 | Колобок наш удалой. | 2 | 1 | 1 | творческие задания | уметь действовать согласованно | ||
49 | Прыг с окошка — и в лесок, покатился колобок. | 2 | 1 | 1 | творческие задания | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
50 | Сказка «Колобок». | 2 | 1 | 1 | творческие задания | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
51 | Волшебная шкатулка. | 2 | 1 | 1 | творческие задания | знать скороговорки | ||
52 | Игры с бабушкой Забавой. | 2 | 1 | 1 | творческие задания | учить правильному речевому дыханию; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность | ||
53 | Театрализованная игра «Полет на Луну». | 2 | 1 | 1 | творческие задания | учить «снимать» зажатость и скованность; согласовывать свои действия с другими детьми. | ||
54 | Язык жестов. | 2 | 1 | 1 | творческие задания | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев, игровое упражнение «сказочные герои» | ||
55 | Игровое занятие. | 2 | 1 | 1 | творческие задания | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев, игровое упражнение «сказочные герои» | ||
56 | Спал щенок возле дивана, вдруг услышал рядом «мяу». | 2 | 1 | 1 | творческие задания | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев, игровое упражнение «сказочные герои» | ||
57 | Импровизация сказки «Кто сказал «мяу»? | 2 | 1 | 1 | творческие задания | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
58 | Репетиция сказки «Кто сказал «мяу»?». | 2 | 1 | 1 | творческие задания | уметь создавать образы с помощью мимики и жестов | ||
59 | Посмотрел везде щенок, но найти никак не мог! | 2 | 1 | 1 | творческие задания | уметь действовать согласованно | ||
60 | Не вы ли «мяу – мяу» говорили? | 2 | 1 | 1 | творческие задания | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
61 | Играем спектакль «Кто сказал «мяу?». | 2 | 1 | 1 | творческие задания | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
62 | Волшебное путешествие по сказкам. | 2 | 1 | 1 | творческие задания | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
63 | Театрализованные игры «Ярмарка». | 2 | 1 | 1 | творческие задания | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
64 | Театральная игра «Ходим кругом». | 2 | 1 | 1 | творческие задания | учить «снимать» зажатость и скованность; согласовывать свои действия с другими детьми. | ||
65 | Игровая программа «Это вы можете!». | 2 | 1 | 1 | творческие задания | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
66 | Волшебная шкатулка. | 2 | 1 | 1 | творческие задания | уметь действовать согласованно | ||
67 | Вот так гриб – великан, всем хватило места там! | 2 | 1 | 1 | творческие задания | уметь создавать образы с помощью мимики и жестов | ||
68 | Импровизация сказки «Под грибом».
| 2 | 1 | 1 | творческие задания | уметь действовать согласованно | ||
69 | Репетиция сказки «Под грибом». | 2 | 1 | 1 | творческие задания | уметь создавать образы с помощью мимики и жестов | ||
70 | Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком. | 2 | 1 | 1 | творческие задания | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
71 | Играем спектакль «Под грибом». Эмоции. | 2 | 1 | 1 | творческие задания | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | ||
72 | Аттестация учащихся. | 2 | 1 | 1 | диалог-беседа, творческие задания, показ | уметь распознавать эмоциональные состояния (радость, удивление, страх, злость) по мимике | ||
73 | Сочиняем новую сказку. | 2 | 1 | 1 | диалог-беседа, творческие задания, показ | уметь последовательно излагать мысли по ходу сюжета, совершенствовать навыки групповой работы. | ||
74 | Сказку сами сочиняем, а потом в нее играем. | 2 | 1 | 1 | диалог-беседа, творческие задания, показ | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев в коллективе | ||
Всего | 148 | 74 | 74 | |||||
Сказки разных народов | 20 | 20 |
| |||||
75 | Хантыйская сказка «Мышка» | 2 | 2 | Чтение сказки, импровизация | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | |||
76 | Мансийская сказка «Гордая лиса» | 2 | 2 | Чтение сказки, импровизация | уметь создавать образы с помощью мимики и жестов | |||
77 | Казахская сказка «Глупый волк» | 2 | 2 | уметь распознавать эмоциональные состояния (радость, удивление, страх, злость) по мимике | ||||
78 | Молдавская сказка «Чудесный клад» | 2 | 2 | Чтение сказки, импровизация | уметь действовать согласованно | |||
79 | Грузинская сказка «Сын охотника» | 2 | 2 | Чтение сказки, импровизация | уметь создавать образы с помощью мимики и жестов | |||
80 | Азербайджанская сказка «Сказка о лентяе» | 2 | 2 | Чтение сказки, импровизация | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | |||
81 | Киргизская сказка «Лиса и муравей» | 2 | 2 | Чтение сказки, импровизация | уметь действовать согласованно | |||
82 | Узбекская сказка «Упрямые козы» | 2 | 2 | Чтение сказки, импровизация | уметь создавать образы с помощью мимики и жестов | |||
83 | Украинская сказка «Колосок» | 2 | 2 | Чтение сказки, импровизация | уметь действовать согласованно | |||
84 | Черкесская сказка «Медведь-воспитатель» | 2 | 2 | Чтение сказки, импровизация | уметь выразительно, передавать характерные особенности сказочных героев | |||
Всего | 168 | 74 | 94 |
Приложение №2
Промежуточная аттестация
| Показатели/ Критерии | История театра |
| Сценическая речь | |||
| Ф. И. об-ся | история театра | виды театра | П1 | дыхательная гимнастика | П2 | ИО |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 | |||||||
11 | |||||||
12 | |||||||
| средний балл |
|
|
|
|
|
|
| % качества знаний |
|
|
|
|
|
|
| |||||||
| Показатели/ Критерии | История театра |
| Сценическая речь | |||
| Ф. И. об-ся | актерские упражнения | театральные игры | П1 | скороговорки | П2 | ИО |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 | |||||||
11 | |||||||
12 | |||||||
| средний балл |
|
|
|
| ||
| % качества знаний |
|
|
|
|
Приложение №3
Итоговая аттестация
| Показатели/ Критерии | История театра |
| Сценическая речь | |||
| Ф. И. об-ся | культура в театре | театральные профессии | П1 | интонация | П2 | ИО |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 | |||||||
11 | |||||||
12 | |||||||
| средний балл |
|
|
|
|
|
|
| % качества знаний |
|
|
|
|
|
|
| Показатели/ Критерии | Здравствуй, театр! |
| История театра | |||
| Ф. И. об-ся | выразительные средства актера | творческие задания | П1 | грим, маски | П2 | ИО |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 | |||||||
11 | |||||||
12 | |||||||
| средний балл |
|
|
|
| ||
| % качества знаний |
|
|
|
|
Приложение №4
Материально-техническое обеспечение: музыкальный центр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр,
литературные произведения: «Репка», «Теремок», «У страха глаза велики», В.Осеева «Волшебное слово», сказки К.И.Чуковского, Я. Тенясова «Хвостатый хвастушка», «Цыпленок» К. Чуковского, «Кто сказал «мяу»?» В. Сутеева; пьесы «Колобок» (стихотворный текст), «Под грибом». Хрестоматия сказок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА театральной студии «Золотой ключик»
Программа театральной студии для дошкольников...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Театральные игры"
По окончанию курса обучения у воспитанников должно быть сформировано умение самоопределяться (делать выбор); проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театраль...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный сундучок»
Развитие личности ребенка, ее духовной и эстетической направленности, творческих способностей и индивидуальных дарований через освоение различных видов декоративно – прикладного творчества....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральные подмостки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральные подмостки» (далее - Программа) имеет художественную направленность, направлена на развитие эстет...
Дополнительная общеобразовательная модульная программа «Сердцем за добро»
Цель: вовлечь детей в волонтерское движение.Задачи дополнительной образовательной программы:образовательные:формировать активную жизненную позицию подростков и стремление заниматься волонтерской ...
Дополнительная общеобразовательная модульная программа «Югорская палитра»
Цель программы: научить обучающихся основам художественной грамотности на основе изучения культуры родного края, творчества художников Югры. Задачи программы: обучающие:познакомить с на...
Дидактическое пособие «Театральные игры» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театральный каламбур»
Дидактическое пособие«Театральные игры»к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театральный каламбур» Пособие предназначено для руководителей ...