Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный сундучок»
рабочая программа
Развитие личности ребенка, ее духовной и эстетической направленности, творческих способностей и индивидуальных дарований через освоение различных видов декоративно – прикладного творчества. Возраст детей, на которых рассчитана программа: 7-18 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_sunduchok_2020_g.docx | 103.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта
Название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный сундучок» |
Составитель | Хафизова Л.Б, педагог дополнительного образования |
Направление | Художественное (декоративно-прикладное творчество) |
Цель, основные задачи программы | Цель: Развитие личности ребенка, ее духовной и эстетической направленности, творческих способностей и индивидуальных дарований через освоение различных видов декоративно – прикладного творчества. Задачи: - развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность; - сформировать навыки выполнения изделий с использованием различных видов декоративно-прикладного искусства, - развить мелкую моторику рук, глазомер, - привить навыки работы с инструментами, -способствовать реализации духовных, эстетических и творческих способностей учащегося. |
Ожидаемые результаты | У обучающихся будут сформированы следующие компетенции: теоретические: - теоретическая подготовка; - теоретические знания по основным разделам; - владение специальной терминологией; практические: - практическая подготовка; - практические навыки и умения, предусмотренные программой по основным разделам; - владение специальным оборудованием и оснащением; общеучебные умения и навыки: - коммуникативные; - навыки соблюдения мер безопасности; |
Возраст детей, на которых рассчитана программа | 7-18 лет |
Количество обучающихся | 10-15 чел в группе |
Срок реализации программы | 2 модуля по 1 году обучения каждый |
Пояснительная записка.
Детское творчество - это чудесная загадочная страна. Помогая ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя так, как дома, мы делаем жизнь маленького человека интереснее, насыщеннее. Огромная роль отводится учреждениям дополнительного образования. Посещая занятия дополнительного образования, дети могут научиться множеству увлекательных и полезных вещей: работе с бумагой и вышивке, шитью и изготовлению поделок из природного материала, работе по лепке из пластилина, шить мягкую игрушку. Делая что - либо своими руками, дети развивают память и внимание, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:
- в продумывании элементов узора;
- в расположении их на объемах;
- в создании предметов декоративного характера;
- умения найти способ изображения и оформления предмета;
- в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами. Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме этого, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников, а также для детей, страдающих церебральными нарушениями и дефектами речи. Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. И еще одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет учащемуся чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по - настоящему счастлив.
Программа «Волшебный сундучок» разработана согласно Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г., Приказа Мин просвещения России №196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», САНПИН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Устава МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза Гришина И.Т.»
Программа актуальна, она предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно – эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому учащемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно – прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Саккулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Цель программы: Развитие личности ребенка, ее духовной и эстетической направленности, творческих способностей и индивидуальных дарований через освоение различных видов декоративно – прикладного творчества.
Задачи:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
- сформировать навыки выполнения изделий с использованием различных видов декоративно-прикладного искусства,
- развить мелкую моторику рук, глазомер,
- привить навыки работы с инструментами,
-способствовать реализации духовных, эстетических и творческих способностей учащегося.
Программа построена на эстетическом воспитании детей, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность. Программа помогает развивать объемно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания ребенка, получить базовые знания о цвете, материале, рисунке, повысить практические знания и умения и развить творческую личность.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 18 лет, имеющих желание освоить новые виды декоративно - прикладного искусства. Программа создает условия для более полного раскрытия природных задатков и самореализации учащихся.
Срок реализации программы - 2 модуля по 1 году обучения каждый
Режим занятий: 1 модуль 144 часа/продолжительность занятий 2 часа, 2 раза в неделю,
2 модуль 144 часа/ продолжительность занятий 2 часа, 2 раза в неделю,
Рекомендуемое число детей на занятии- 10-15 человек ввиду того, что при большем количестве детей затруднен индивидуальный подход.
Программа реализуется без предъявления требований к уровню образования и квалификации педагога.
Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно – прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся.
Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащихся. Занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка.
Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной. Обучающиеся реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса учащихся.
Ожидаемый результат и способы его оценки
Программой предусмотрено проведение текущего и итогового контроля успеваемости учащихся. Текущий контроль успеваемости учащихся (далее «текущий контроль») проводится в течение учебного года с целью систематического контроля уровня освоения учащимися тем учебных занятий, прочности формируемых знаний, умений и навыков. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в следующих формах: наблюдение, устный опрос, контрольные вопросы, творческая работа; выставки работ, конкурсы, творческие отчеты.
Результаты работы представляются на конкурсах и выставках декоративно – прикладного творчества.
Итоговый контроль представляет собой оценку качества усвоения учащимся содержания дополнительной общеобразовательной программы по окончании ее изучения. Итоговый контроль представляет собой мониторинг результатов обучения. Итоговый контроль представляет собой мониторинг результатов обучения, который оценивает следующие критерии в трехуровневой системе: высокий, средний, низкий уровень (Приложение №1):
Мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе оценивает следующие показатели:
1.сформированность теоретических компетенций:
- теоретическая подготовка;
- теоретические знания по основным разделам;
- владение специальной терминологией;
2. сформированность практических компетенций:
- практическая подготовка;
- практические навыки и умения, предусмотренные программой по основным разделам;
- владение специальным оборудованием и оснащением;
3. общеучебные умения и навыки:
- коммуникативные;
- навыки соблюдения мер безопасности;
Приложение №1
Критерии оценки успеваемости в объединении
Теоретические | Практические | Общеучебные умения и навыки: | ||||||
|
|
| ||||||
ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ | ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ | ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ |
Освоен практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период | Объем усвоенных знаний составляет более ½ | Обучающийся владеет менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой | Обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой | Объем усвоенных навыков и умений составляет более ½ | Обучающийся овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков | Обучающийся широко использует организаторские способности для установления контакта, сплочения коллектива | Обучающемуся необходима помощь в установлении связей в группе | Обучающийся испытывает серьезные затруднения в общении |
|
|
| ||||||
ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ | ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ | ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ |
Специальные термины употребляет осознанно и в их полном соответствии с содержанием | Обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой | Обучающийся,, как правило, избегает применять специальные термины | Работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых затруднений | Работает с оборудованием с помощью педагога | Обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием | Обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой | Объем усвоенных навыков и умений составляет более ½ | Обучающийся овладел менее, чем ½ навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой |
Механизм реализации программы
Учебный план
1 модуль
№ п/п | Название блоков | Количество часов | В том числе | Формы аттестации и контроля | |
теория | практика | ||||
1 | Введение | 2 | 2 | вводный | |
2 | Природный материал | 16 | 2 | 14 | промежуточный |
3 | Волшебная пряжа | 14 | 2 | 12 | |
4 | Бумагапластика | 30 | 2 | 28 | |
5 | Игрушка | 22 | 2 | 20 | |
6 | Бисероплетение | 60 | 2 | 58 | итоговый |
Итого: | 144 | 12 | 132 |
Содержание программы 1 модуль
Введение
Теория: Знакомство с различными видами декоративно – прикладного творчества. Демонстрация изделий. Ознакомление с программой работы на год и с режимом работы объедения. Знакомство с правилами по технике безопасности при работе с ножницами, булавками и иголкой. Санитарно – гигиенические нормы, правила поведения на занятиях.
Природный материал
Теория: Используемые материалы. Рабочее место инструменты. Конструирование из природного материала. Аппликация. Флористика.
Практика: Изготовление с изделий с использованием шишек, скорлупы грецких орехов, круп, яичной скорлупы, сушеных листьев и трав, и других материалов. Знакомство с профессией флорист.
Волшебная пряжа
Теория: Виды волокон. Использование пряжи и ниток при выполнении аппликаций. Знакомство с профессией ткач.
Практика: Зарисовка эскизов. Подбор необходимых материалов. Вырезание лекал. Изготовление изделия по образцу и выбору. Окончательное оформление.
Бумагапластика
Теория: История оригами. Свойства бумаги. Конструирование базовых форм. Чтение схем. Аппликация. Выцынанка. Свойства цвета. Порядок выполнения аппликации.
Практика: Изготовление поделок из бумаги: для украшения, для игр, для подарков к праздникам, для театральной деятельности, для знакомства с окружающим миром. Выполнение аппликации в технике выцынанка.
Игрушка
Теория: История возникновения игрушки. Ассортимент. Материалы, используемые при изготовлении игрушек.
Практика: Составление эскизов, лекал. Раскрой, подбор. Выполнение и оформление сувениров. Знакомство с профессией дизайнер.
Бисероплетение
Теория: Необходимое оборудование, инструменты, материалы. Знакомство со способами плетения, чтение схем.
Практика: Изготовление фигурок из бисера на проволоке. Изготовление изделий с использованием бусинок, ракушек.
По окончанию 1 года обучения учащийся должен:
- знать название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
- знать название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- знать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
- уметь работать со следующими природными материалами шишками, ракушками, скорлупой грецких орехов, крупами, яичной скорлупой, кожей, сушеными листьями и травами;
- уметь складывать бумагу, вырезать ножницами и наклеивать;
- уметь складывать из бумаги поделки: для украшения, для игр, подарков, для театральной деятельности, для знакомства с окружающим миром;
- уметь изготовить своими руками подарки, сувениры, поделки для оформления и украшения места, где будет проходить праздник;
- уметь подбирать и сочетать цвета;
- уметь выбирать наиболее удобный способ плетения;
- уметь правильно организовать рабочее место;
- уметь выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, навыки, умения, полученные на занятиях.
Развернутый учебный план 1 модуль
N п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
1. | Сентябрь | Неделя 1 | По расписанию | лекция | 2 | Введение | Кабинет1 | Вводный контроль | |
По расписанию | лекция | 2 | Природный материал. Материалы и инструменты. Подготовка к работе | Кабинет1 | |||||
Неделя 2 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Кораблик из грецких орехов (с применением пластилина). | Кабинет1 | Промежуточный контроль | |||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Фигурки животных из шишек (с применением пластилина). | Кабинет1 | |||||
Неделя 3 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Изготовление ароматных подушечек. | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Изготовление рамок для фотографий с использованием морских ракушек | Кабинет1 | |||||
Неделя 4 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Панно из сушеных листьев и трав. | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Изготовление изделия по выбору. | Кабинет1 | |||||
2. | Октябрь | Неделя 1 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление изделия | Кабинет1 | ||
По расписанию | лекция | 2 | Виды пряжи. Материаловедение. | Кабинет1 | |||||
Неделя 2 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Панно из пряжи. Подбор материала. Эскиз. | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Изготовление и окончательное оформление. | Кабинет1 | |||||
Неделя 3 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Кукла из пряжи. Изготовление. | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление куклы. | Кабинет1 | |||||
Неделя 4 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Игрушки из помпонов. Изготовление лекал. | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Изготовление игрушки. Окончательная отделка игрушки. | Кабинет1 | |||||
3. | Ноябрь | Неделя 1 | По расписанию | лекция | 2 | Что такое оригами. Условные знаки в оригами. | Кабинет1 | ||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Складывание из бумаги. Собачка. | Кабинет1 | |||||
Неделя 2 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Медведь | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Лягушка | Кабинет1 | |||||
Неделя 3 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Кошка | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Щенок | Кабинет1 | |||||
Неделя 4 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Попугай | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Лебедь | Кабинет1 | |||||
4. | Декабрь | Неделя 1 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Кролик | Кабинет1 | ||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Бабочка | Кабинет1 | |||||
Неделя 2 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Автомобиль | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Лилия | Кабинет1 | |||||
Неделя 3 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Розы | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Василёк | Кабинет1 | |||||
Неделя 4 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Краб | Кабинет1 | ||||
По расписанию | лекция | 2 | Знакомство с историей игрушек. Какие бывают игрушки, из чего можно делать? | Кабинет1 | |||||
5. | Январь | Неделя 1 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Материаловедение. Подбор материала. Шов «вперед иголка» - изучение. | Кабинет1 | ||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Совушка из фетра. | Кабинет1 | |||||
Неделя 2 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление совы. | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Зайчик из фетра. | Кабинет1 | |||||
Неделя 3 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление зайчика. | Кабинет1 | Промежуточный | |||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Кошечка из фетра. | Кабинет1 | |||||
Неделя 4 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление кошечки | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Пальчиковые игрушки из фетра, по выбору. | Кабинет1 | |||||
6. | Февраль | Неделя 1 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Изготовление игрушки. | Кабинет1 | ||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление игрушки | Кабинет1 | |||||
Неделя 2 | По расписанию | лекция | 2 | Знакомство со способами плетения, схемами. | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Изготовление фенечек. Нанизывание бисера на нитку – резинку. | Кабинет1 | |||||
Неделя 3 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Фигурки из бисера проволоке. Стрекоза. Нанизывание бисера. | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление стрекозы | Кабинет1 | |||||
Неделя 4 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Оса. Нанизывание бисера. | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление осы. | Кабинет1 | |||||
7. | Март | Неделя 1 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Жук. Нанизывание бисера. | Кабинет1 | ||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление жука. | Кабинет1 | |||||
Неделя 2 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Морская звезда. Нанизывание бисера. | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление морской звезды. | Кабинет1 | |||||
Неделя 3 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Радужная рыба. Нанизывание бисера. | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление радужной рыбы. | Кабинет1 | |||||
Неделя 4 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Дельфин. Нанизывание бисера. | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление дельфина. | Кабинет1 | |||||
8. | Апрель | Неделя 1 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Чайка. Нанизывание бисера. | Кабинет1 | ||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление чайки | Кабинет1 | |||||
Неделя 2 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Зайка. Нанизывание бисера. | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление зайки. | Кабинет1 | |||||
Неделя 3 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Яхта. Нанизывание бисера. | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление яхты. | Кабинет1 | |||||
Неделя 4 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Кораблик. Нанизывание бисера. | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление кораблика. | Кабинет1 | |||||
9. | Май | Неделя 1 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Лягушка. Нанизывание бисера. | Кабинет1 | Итоговый контроль | |
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление лягушки | Кабинет1 | |||||
Неделя 2 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Клубника. Нанизывание бисера. | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление клубники. | Кабинет1 | |||||
Неделя 3 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Акула. Нанизывание бисера | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление акулы. | Кабинет1 | |||||
Неделя 4 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Мышка. Нанизывание бисера | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление мышки. Оформление выставки | Кабинет1 | |||||
Итого: 144 часа |
Учебный план 2 модуль
№ п/п | Название блоков | количество часов | В том числе | Формы аттестации и контроля | |
теория | практика | ||||
1 | Введение | 2 | 2 | вводный | |
2 | Аппликация из ткани | 44 | 5 | 39 | промежуточный |
3 | Бумагапластика | 34 | 7 | 27 | |
4 | Вязание | 36 | 6 | 30 | |
5 | Бисероплетение | 28 | 2 | 26 | итоговый |
Итого: | 144 | 22 | 122 |
Содержание программы 2 модуль
Введение
Теория: Ознакомление с программой работы на год, с режимом работы объединения. Правила техники безопасности при работе с ножницами, булавками, иголкой, спицами, крючком. Правила поведения на занятиях. Санитарно – гигиенические нормы. Повторение основных понятий.
Аппликация из ткани
Теория: Свойства ткани. Виды и сочетание ткани. Клеевая простая аппликация. Основные этапы изготовления изделий: крахмаливание, желатинование, изготовление трафаретов.
Практика: Изготовление цветов, панно и по образцу, и по выбору.
Бумагапластика
Теория: Все о бумаги. Бумажная филигрань. Основные принципы конструирования.
Практика: Чтение схем. Подбор материалов. Изготовление изделий по образцу. Изготовление изделия по выбору.
Вязание
Теория: Знакомство с инструментами и материалом для вязания. Виды пряжи. Вязание спицами, крючком.
Практика: Чтение схем. Подбор материалов. Выбор пряжи. Основные приемы вязания. Вязание по образцу. Изготовление изделия по выбору
Бисероплетение
Теория: Знакомство с более сложными схемами и способами плетения. Плетение в одну, две нити. Чтение схем.
Практика: Изготовление более сложных узоров. Украшения из бисера: серьги, подвеска, колье.
По окончанию 2 года обучения учащийся должен:
- знать базовые формы в оригами;
- знать приемы плетения;
- знать виды пряжи;
- знать виды вязок;
- знать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- уметь сочетать цвета и оттенки;
- уметь плести на леске;
- уметь вывязывать узоры;
- уметь читать схемы;
- уметь правильно организовать свое рабочее место;
- уметь пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
- уметь выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, навыки, умения, полученные на занятиях.
Развернутый учебный план 2 модуль
N п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
1. | Сентябрь | Неделя 1 | По расписанию | лекция | 2 | Введение | Кабинет | Водный контроль | |
По расписанию | лекция | 2 | Аппликация из ткани. Свойства ткани. | Кабинет1 | |||||
Неделя 2 | По расписанию | лекция | 2 | Виды и способы аппликации. Сочетание тканей. | Кабинет1 | Промежуточный контроль | |||
По расписанию | лекция практическое занятие | 2 | Основные этапы аппликации. | Кабинет1 | |||||
Неделя 3 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Аппликация из фетра. Солнышко. | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление аппликации. | Кабинет1 | |||||
Неделя 4 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Совушка. | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление аппликации. | Кабинет1 | |||||
2. | Октябрь | Неделя 1 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Зайчик. | Кабинет1 | ||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление аппликации. | Кабинет1 | |||||
Неделя 2 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Медведь | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление аппликации | Кабинет1 | |||||
Неделя 3 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Зайчик | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление аппликации | Кабинет1 | |||||
Неделя 4 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Рамка для фотографии | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление аппликации | Кабинет1 | |||||
3. | Ноябрь | Неделя 1 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Панно | Кабинет1 | ||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление аппликации | Кабинет1 | |||||
Неделя 2 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Цветы | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление аппликации | Кабинет1 | |||||
Неделя 3 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Пейзаж | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление аппликации | Кабинет1 | |||||
Неделя 4 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Изготовление изделие по выбору | Кабинет1 | ||||
По расписанию | лекция | 2 | Бумагапластика. Все о бумаге. | Кабинет1 | |||||
4. | Декабрь | Неделя 1 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Аппликация из бумаги. Пейзаж. | Кабинет1 | ||
По расписанию | лекция практическое занятие | 2 | Техника «Квилинг» | Кабинет1 | |||||
Неделя 2 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Цветы. Изготовление. | Кабинет1 | ||||
По расписанию | лекция практическое занятие | 2 | Техника «Торцевание» Новогодний праздник. | Кабинет1 | |||||
Неделя 3 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление | Кабинет1 | ||||
По расписанию | лекция практическое занятие | 2 | Техника «Вытынанка». Свеча. Вырезание | Кабинет1 | |||||
Неделя 4 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Снежинка. Вырезание | Кабинет1 | ||||
По расписанию | лекция практическое занятие | 2 | Елка. Вырезание | Кабинет1 | |||||
5. | Январь | Неделя 1 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Животные. Вырезание | Кабинет1 | ||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Птицы. Вырезание. | Кабинет1 | |||||
Неделя 2 | По расписанию | лекция практическое занятие | 2 | Техника «Оригами. Композиция «Аквариум». Складывание из бумаги. Рыбка. | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление рыбки | Кабинет1 | |||||
Неделя 3 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Складывание из бумаги. Кораллы. | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Соединение деталей аквариума. | Кабинет1 | |||||
Неделя 4 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление аквариума | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Изготовление изделия по выбору | Кабинет1 | |||||
6. | Февраль | Неделя 1 | По расписанию | лекция | 2 | Вязание. Знакомство с инструментами и материалами. | Кабинет1 | Промежуточный контроль | |
По расписанию | лекция | 2 | Изучение схем. Подбор материалов. Виды пряжи. | Кабинет1 | |||||
Неделя 2 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Вязание на спицах. Набор петель. | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Вязание шарфика. Подбор схемы и пряжи | Кабинет1 | |||||
Неделя 3 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Изготовление шарфика | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление шарфика | Кабинет1 | |||||
Неделя 4 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Вязание шапочки. Подбор схемы и пряжи | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Изготовление шапочки | Кабинет1 | |||||
7. | Март | Неделя 1 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление шапочки | Кабинет1 | ||
По расписанию | лекция практическое занятие | 2 | Вязание сумочки. Подбор схемы и пряжи | Кабинет1 | |||||
Неделя 2 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Изготовление сумочки | Кабинет1 | ||||
По расписанию | лекция практическое занятие | 2 | Вязание на крючке. Изучение схем. Подбор материалов. Виды пряжи. Набор петель | Кабинет1 | |||||
Неделя 3 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Изготовление шарфика | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление шарфика | Кабинет1 | |||||
Неделя 4 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Изготовление цветка | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление цветка | Кабинет1 | |||||
8. | Апрель | Неделя 1 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Изготовление изделия по выбору | Кабинет1 | ||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление изделия | ||||||
Неделя 2 | По расписанию | лекция | 2 | Бисероплетение. Знакомство со схемами. | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Нанизывание на проволоку. Брошь. Изготовление броши | Кабинет1 | |||||
Неделя 3 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление броши | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Нанизывание на проволоку. Брелок | Кабинет1 | |||||
Неделя 4 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Изготовление брелока. | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление брелока | Кабинет1 | |||||
9. | Май | Неделя 1 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Нанизывание на леску. Браслет | Кабинет1 | ||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Изготовление браслета | Кабинет1 | |||||
Неделя 2 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление браслета | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Изготовление колье. | Кабинет1 | |||||
Неделя 3 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление колье | Кабинет1 | Итоговый контроль | |||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Изготовление подвески | Кабинет1 | |||||
Неделя 4 | По расписанию | практическое занятие | 2 | Окончательное оформление подвески | Кабинет1 | ||||
По расписанию | практическое занятие | 2 | Оформление выставки Итоговое занятие | Кабинет1 | |||||
Итого: 144 часа |
Методическое обеспечение программы.
Форма организации учебного процесса – кружковая, индивидуально - групповая, групповая, индивидуальная. Практика показала, что дети, освоившие основные понятия и овладевшие навыками, совместно с педагогом внедряют элементы проектной деятельности, тем самым расширяя границы возможностей учащихся. Дети, имеющие ограничения здоровья обучаются индивидуально либо в основном составе группы (в зависимости от степени ограничения здоровья).
Для успешной реализации программы целесообразно использовать педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений, а также на основе активизации деятельности воспитанников используя педагогику сотрудничества, гуманно - личностную технологию, игровые технологии.
Форма занятий:
- групповая;
- индивидуальная.
Форму занятий можно определить, как творческую и самостоятельную деятельность детей. Организационная часть должна обеспечить наличие необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
В ходе реализации программы целесообразно использовать следующие типы занятий:
- традиционные занятия с элементами дифференцирования, индивидуализации;
- занятие - упражнений;
- занятия с элементами проектной деятельности;
- занятия с использование мультимедиа;
- занятия-сотворчества;
- практические занятия;
- экскурсии и т.д.
Методы обучения подбираются исходя из поставленных на занятии задач. Наиболее эффективными методами являются:
- словесные (беседа, рассказ, чтение, объяснение)
- работа с литературой
- работа с образцами изделий
- игровые методы
- элементы проектной деятельности.
С целью повышения мотивации к изучаемому предмету целесообразно систематически проводить выставки работ учащихся. По итогам учебного года желательно выявить самых активных, творческих учащихся, которых поощрить грамотами, дипломами или сладкими призами.
При организации учебно-воспитательного процесса ведущим видом деятельности является:
- игровая деятельность.
- учебная деятельность.
К каждому учащемуся применяется индивидуальный подход.
В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:
- формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия. Другими словами, обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, имидже, одежде и т.п.
- опора на личностно - ориентированный подход в образовании и игровые технологии.
- учет особенностей культуры своего народа (этнокультуры), национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.
Педагогические принципы:
- Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития. При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:
- ведущие виды деятельности в разновозрастных группах учащихся:
- учебная деятельность в младшем школьном: дети привыкают к новым условиям организации занятий, учатся выполнять требования педагогов, соблюдать дисциплину труда и пр. игры используются преимущественно учебного характера;
- учебная деятельность и личностное общение в подростковом: на занятиях принято раскрепощенное, уважительное общение детей друг с другом; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете. Потребность детей в общении реализуется в досуговой деятельности, при выполнении коллективных работ и посещении различных мероприятий;
2. потребности, интересы учащихся;
3. уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.
- К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:
- осознание и признание права личности быть не похожей на других;
- проявление уважения к личности;
- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
- умение смотреть на проблему глазами ребенка;
- учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).
Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых учащийся чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.
- Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.
Условия реализации программы.
Для организации и грамотного проведения учебно-воспитательного процесса необходимо иметь отдельный хорошо освещенный кабинет (с преобладанием естественного освещения).
Кабинет должен быть оборудован столами, за которыми работают учащиеся и шкафами, в которых хранится раздаточный материал, наглядные пособия, литература, инструменты необходимые для лепки и фотоальбомы по результатам работ кружка.
В качестве дидактического материала необходимо иметь оформленные эскизы, шаблоны изделий и их образцы, а также всевозможные открытки, рисунки.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие учебного кабинета.
Из дидактического обеспечения необходимо наличие карточек, схем, алгоритм текстов.
Для занятий необходимы следующие средства и материалы:
- бумага цветная 10 уп.
- бумага бархатная 10 уп.
- бумага офисная 3 уп.
- бумага гофрированная 10 уп.
- картон цветной 10 уп.
- лента атласная 15 м.
- лента капроновая 15 м.
- пряжа хлопчатобумажная цветная 125 м/50 гр. 3 уп.
- бисер, стеклярус, бусины по 15 уп.
- медная проволока 5 рул.
- леска рыболовная 5 рул.
- пластилин 10 уп.
- клей ПВА 10 шт.
- карандаш 10 шт.
- калька 3 уп.
- ножницы 10 шт.
- иголки для шитья, для бисера 5 уп.
- сантиметровая лента 5 шт.
- линейка 10 шт.
- спицы вязальные 10 пар №3
- крючок для вязания 10 шт. №2,5
Воспитательная работа
Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности. Под результатами воспитательного процесса понимаю те изменения, которые происходят с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними. Взрослый обязательно должен руководить детским коллективом, чтобы у ребенка была возможность усвоить истинные человеческие ценности.
Именно воспитательная система – это способ организации жизнедеятельности и воспитания воспитанников, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Основные направления воспитательной работы в детском объединении
Цель | Задачи | Формы реализации: | Ожидаемый результат | Мониторинг результативности |
| ||||
обучение воспитанников пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. | Формировать у воспитанников нравственную культуру миропонимания; формировать осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем; воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам; воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям |
| формирование навыков самоорганизации (положительная самооценка, аккуратность, бережливость, сдержанность, самостоятельность, трудолюбие) | Анкета «Сформированность нравственных качеств» Диагностика изучения уровня воспитанности обучающихся и уровня развития детского коллектива. Анкета для педагогов «Микроклимат в коллективе». Анкета для воспитанников «Я и кружок». |
| ||||
формирование основ гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества |
|
| воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, повышение правовой грамотности воспитанников привлечение воспитанников к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края. | Анкета «Сформированность нравственных качеств» |
Направление: Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | ||||
формирование у воспитанников представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства. |
|
подготовка к выставкам и другим мероприятиям различного уровня | Анкета «Сформированность гражданских качеств» | |
Направление: Здоровье сберегающее воспитание | ||||
использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека, воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения, обучение правилам безопасного поведения обучающихся на улице и дорогах. |
| проведение профилактических мероприятий по формированию устойчивой мотивации на здоровый образ жизни. профилактика употребления психотропных веществ и т.д. спортивные праздники и соревнования; игровая программа «В здоровом теле, здоровый дух»; конкурс рисунков на противопожарную тему; беседа «Дорожные Знаки» и конкурс рисунков; викторина «Я и светофор»; беседа «Правильно ли Вы питаетесь?» беседа «О хороших привычках» викторина - «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»; | профилактика асоциальных явлений. сформированность навыков информационной и психологической безопасности у детей и подростков. активная жизненная позиция воспитанников. повышение ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих. потребность в здоровом образе жизни. | Анкета «ЗОЖ» |
Направление: Социокультурное и медиакультурное воспитание | ||||
формирование у воспитанников представлений о таких понятиях как: толерантность, миролюбие, гражданское согласие, социальное партнерство, развитие опыта противостояния таким явлениям как: социальная агрессия, межнациональная рознь, экстремизм, терроризм, фанатизм на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве. |
| толерантное отношение к культуре других народов, готовность к пониманию других людей и терпимое отношение к их своеобразным поступкам. | Анкета «Сформированность нравственных качеств» Диагностическая программа изучения уровня воспитанности обучающихся и уровня развития детского коллектива. Анкета для педагогов «Микроклимат в коллективе». Анкета для воспитанников «Я и кружок». | |
Направление: Эстетическое воспитание | ||||
создание условий для проявления воспитанниками инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях. Организация внеурочной деятельности, повышения имиджа объединения. |
|
| Анкета «Сформированность нравственных качеств» | |
Направление: Правовое воспитание и культура безопасности | ||||
формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры. |
| Анкета «Сформированность гражданских качеств» | ||
Направление: Воспитание семейных ценностей | ||||
формирование у воспитанников ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни |
|
| Создание ситуации успеха, личностная самореализация детей. Укрепление партнерских детско-родительских отношений | Анкета «Сформированность нравственных качеств» Анкета «Сформированность гражданских качеств» |
Направление: Экологическое воспитание | ||||
формирование отношения к природе как к общественной ценности, бережного отношение к ее ресурсам, флоре и фауне |
|
| Формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде. | Анкета «Сформированность гражданских качеств» |
Результатом воспитательной деятельности является овладение воспитанниками определенным объемом умений и навыков, развитие их творческих способностей, сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья детей.
Список используемой литературы.
- Артамонова Е. Украшения из бисера. – М, 2006.
- Бернхим С. 100 оригинальных украшений из бисера – М,2006.
- Божко Л. Бисер для девочек – М,2008.
- Гирндт С. Разноцветные поделки из природных материалов – М,2007.
- Грушина Л. Плетенки из бисера – М,2008.
- Лындина Ю. Фигурки из бисера – М,2007.
- Сержантова Т. 365 моделей оригами – Н,1999.
- Соколова – Кубай Н. Узоры из бумаги – М 2006.
- Чиотти Д. Украшения из шелковых лент – М,2007.
Дополнительное образование для детей. Сборник авторских программ – М, 2004.
Сборник программ из отчета о выполнении научно – исследовательской работы, - 2008.
Сборник программ для учреждений дополнительного образования детей – М, 2004.
Приложение к журналу «Методист» - М,2006.
Сборник программ для учреждений дополнительного образования детей – М,2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный мир квиллинга» по художественно-эстетическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья 5-14 лет.
Занятие квиллингом помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры. Этот вид ...
Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебная бусинка"
Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебная бусинка" направлена на развитие интереса и художественных способностей к бисероплетению....
Адресат дополнительной общеобразовательной программы "Волшебная палитра"
Примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе...
Дополнительная адаптированная программа «Волшебный сундучок для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Создание условий для развития творческих способностей, жизненных и социальных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством декоративно-прикладного творчества. Возраст: 7-...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сундучок ремёсел» художественной направленности Возраст обучающихся: 7–13 лет. Срок реализации: 3 года.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сундучок ремёсел» содержит в себе несколько направлений декоративно- прикладного творчества.В программу входит основное направ...
Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебные крышечки" (краткосрочная)
Изготовление поделок из пластмассовых крышечек, собраннных детьми в период проведения экологической акции....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма "Фитнес аэробика"
Программа направлена не только на получение детьми углубленных образовательных знаний, умений и навыков по спортивной аэробике, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, ...