Программа "Юный кулинар"
рабочая программа (5 класс)
Данная программа предназначена для учащихся 5-6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_kulinar.docx | 39.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Дополнительное образование «Беломорский центр дополнительного образования»
«Утверждаю»
Директор МАОУ ДО
«Беломорский ЦДО»
_____ В.И. Гаврилов
« 01» 09.2018г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ
«Юный кулинар»
для учащихся 5-6 классов (11-13 лет)
Количество часов в неделю: 3 час
Разработала: Логинова Валентина Петровна
Срок обучения 1 год ( 108)
Принято на Методическом Совете МАОУ ДО
« Беломорский ЦДО»
Протокол № от « » ______2018
г. Беломорск 2018-2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Питание - неотъемлемая составная часть жизни. Пища восполняет энергию, затраченную человеком на какую - либо работу. Чем тяжелее работа, тем больше энергетического материала необходимо компенсировать. За счет пищи организм в достаточно короткие сроки полностью обновляется. Большое значение имеет вид пищи. Пища до приема должна радовать, доставлять удовольствие, возбуждать аппетит.
Всем этим занимается наука о приготовлении пищи - кулинария. Великие тайны откроются перед теми, кто захочет научиться готовить по всем правилам, превращать сырые продукты во вкусную и полезную пищу.
Умение хорошо, вкусно и быстро готовить является одним из условий счастливой, спокойной жизни. «В здоровом теле - здоровый дух! »- говорили древние.
Умение приготовить вкусную пищу - необходимо всем. Особенно это касается женской половины человечества, хотя лучшие повара, по статистике, - мужчины.
Научившись приготовлению пищи, оформлению блюд и экономному расходованию продуктов, девочки должны выполнять подобные работы дома, в семье.
Полученные знания помогут накормить семью, принять гостей, а может быть и сделать первый шаг в выбранной специальности. Способность самим приготовить простейшие блюда вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к дальнейшим действиям.
Программа - «Юный кулинар» - предметный, является как бы продолжением изучения предмета «Технология приготовления пищи », раздела «Кулинария». На изучение этого раздела в программе отводится не более 70 часов. Изучают этот блок все ребята 11-13 лет очень охотно, но не всегда можно дать много дополнительного материала по этому разделу, как бы не хотелось учителю, ведь время на уроке ограничено.
Программой предусмотрено 70 – 75 % учебного времени на практические занятия - овладение общетрудовыми умениями и навыками; на самостоятельные работы (под контролем учителя), а остальное - на изучение теоретического материала.
Для эффективного усвоения содержания данной программы использую следующие методы:
- объяснительно - иллюстративный (рассказ, показ, объяснение, инструктаж, беседа);
- репродуктивный (лекция, демонстрация, упражнения);
- частично - поисковый (самостоятельная работа, конкурсы - соревнования);
- исследовательский (проектирование сценариев праздников);
- бригадный метод;
- творческие домашние задания.
Все дети обладают разными потенциальными способностями.
Моя задача - выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности.
Занятия кружка проводятся один раз в неделю не более 2-х час.
У обучающихся должна быть для практических занятий форма. Особое внимание уделяю занятиям и соблюдению учащимися правил безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. У ребят свой уровень способностей и возможностей, знаний и умений. Я стараюсь создать такие условия, чтобы ребята любого уровня подготовки и развития чувствовали себя свободной личностью, зная, что они сами выбирают уровень сложности работы, а руководитель – помощник и проводник на сложном пути постижения профессионального мастерства.
Эти занятия – особые. На них учитель близок к ученику. Он стремится любую работу: в нашем случае: приготовление пищи – сделать максимально индивидуальной. Но, а если из занятия в занятие учитель пробуждает мысль у детей, создает условия для творчества, если дети с нетерпением ждут занятия, и на них нет равнодушных и скучающих глаз, значит, можно сказать: «Усилия педагога потрачены не напрасно».
Программа - «Юный кулинар» (по приготовлению пищи) рассчитана на один год обучения – 108часов ( 3 час в неделю)
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ КРУЖКА:
Развитие самостоятельной, самодостаточной личности ребенка, обладающей умениями рационального, бережного и экономного расходования продуктов, приготовления полезных и эстетически привлекательных блюд, адаптированию к современным условиям жизни.
ЗАДАЧИ:
- расширение знаний учащихся в кулинарии;
- формирование культуры общения;
- реализация системного подхода к изучению курса на основе ранее полученных знаний;
- формирование и развитие творческих способностей в кулинарии.
Организация образовательного процесса.
На занятиях по программе «Юный кулинар» используются различные методы обучения (словесные, наглядные и практические). Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть.
Теоретические сведения - это объяснение нового материала (форма беседа) с использованием слайдовых презентаций.
Практическая часть — изготовление блюд и их оформление. Практической части занятий отводится большая часть времени, каждый ученик должен овладеть основными способами приготовления различных блюд.
Для преодоления учащимися затруднений в процессе работы педагог оказывает помощь:
-стимулирующую
-направляемую
Коллективная работа по приготовлению блюд - наиболее приемлемая и эффективная форма работы. Способствует сплочению коллектива, улучшению качества работы.
В конце работы учащиеся получают определенный результат. Создается благоприятная обстановка для того: чтобы научить детей оценивать свою собственную работу подходить к оценке самокритично.
По возможности проявлять себя – принимать участие в конкурсах по приготовлению блюд.
Содержание разделов программы.
- Вводный урок.
- Правила ТБ и санитарии. – 2 ч.
Содержание программы и расписание занятий. Повторение правил ТБ и санитарии, правил внутреннего распорядка.
2. Механическая обработка сырья:
-Овощи -4час.
-Виды тепловой обработки продуктов : 4час.
- Блюда из овощей. – 12 час..
Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, жаренье, тушение, запекание, припускание). Вспомогательные приемы тепловой обработки (пассирование, бланширование). Способы варки (в воде, на пару). Варка в различных жидкостях (воде, молоке и т. д.). Время варки овощей. Способы определения готовности. Охлаждение овощей после варки. Технология приготовления блюд из овощей.
Практическая работа:
1) приготовление салата из овощей;
2) приготовление драников;
3) приготовление жареный картофель (фри).
4). Картофельные котлеты.
5.) Капуста жареная.
6.) Рагу из овощей.
3. Крупы и макароны.
- Использование в кулинарии. – 4 ч.
Использование отварных макарон и готовых каш в приготовлении блюд. Технология приготовления котлет и биточков (варка вязкой каши, заправка каши сырыми яйцами, разделка и обжаривание). Время тепловой обработки и способы определения готовности. Технология приготовления котлет, биточков, запеканок.
Практическая работа:
приготовление каш.
приготовление макаронных изделий с сыром.
4. Мясо. Блюда из мяса. – 8 ч.
Способы приготовления блюд из мяса. Блюда из жареного, тушеного, отварного мяса.
Практическая работа:
приготовление мясного блюда « гуляш»;
приготовление изделий из котлетной массы ( Биточки , котлеты, тефтели и т.д.)
5. Рыба.- 5час.
Блюда из рыбы ( отварная, жареная и т.д.).
- Национальные блюда РК.
- Уха поморская.
- Жареха поморская.
- Навага в молоке.
6).. Супы.- 5 час. Их классификация и приготовление.
( Молочные, заправочные, протертые, сезонные)
Практическая работа:
- Суп молочный из макаронных изделий.
- Щи.
- Солянка.
- Окрошка.
- Овощной – пюре -образный суп.
7). Изделия из дрожжевого теста . – 20 ч.
-Дрожжевое тесто (опарное, безопарное).
Приготовление дрожжевого теста.
Виды начинки для пирожков из дрожжевого теста.
Приготовление пресного теста для калиток; начинки. Приготовление оладий.
Практическая работа:
приготовление дрожжевого теста.
приготовление пресного теста ( из ржаной муки);
приготовление пирожков с различными фаршами.
приготовление калиток.
приготовление пиццы;
приготовление оладий.
6. Третьи блюда -4.
Разновидность сладких блюд (горячие и холодные). Горячие сладкие блюда ( компоты, кисели и др.). Сырьё для приготовления горячих сладких блюд. Первичная обработка сырья. Технология приготовления горячих сладких блюд.
Практическая работа:
- приготовление блюд из яблок
- приготовление желе из ягод
7.Зачет. (Промежуточный контроль за 1 –е полугодие ) - 1 ч.
8. Зачет по курсу - (Итоговый контроль ) – 1 ч.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
По программе «ЮНЫЙ КУЛИНАР»
№ п/п | Изучаемые темы | Всего часов по теме | Теория | Практика | |
1 | Вводный урок. Правила ТБ и санитарии | 2 | 2 | - | |
1,2 | 1.1 | Правила внутреннего распорядка и правила безопасной работы при приготовлении блюд. Правила санитарии и гигиены. | |||
2. | Механическая обработка овощей. | 20 | 7 | 13 | |
3,4 5,6 | 2.1 | Овощи. | 4 | 2 | 2 |
7,8 9,10 | 2.2 | Значение и виды тепловой обработки продуктов. | 4 | 2 | 2 |
Приготовление блюд из овощей. | 12 |
| 12 | ||
11,12 | 2.3 | Практическая работа №1 «Приготовление салата» | 2 | 1 | 1 |
13,14 | 2.4 | Практическая работа №2 «Приготовление дранников». | 2 | 1 | 1 |
15,16 | 2.5 | Практическая работа №3 «Приготовление картофеля фри». | 2 | 1 | 1 |
17,18 | 2.6 | Практическая работа №4 «Приготовление котлет из картофеля». | 2 | 1 | 1 |
19,20 | 2.7 | Практическая работа№5 «Приготовление жареной капусты». | 2 | 1 | 1 |
21,22 | 2.8 | Практическая работа№6 «Приготовление рагу из овощей». | 2 | 1 | 1 |
3. | Крупы и макароны. Использование в кулинарии. | 4 | 1 | 3 | |
23 | 3.1 | Технология приготовления каш | 1 | 1 | |
24,25 | 3.2 | Технология приготовления котлет и биточков.Практическая работа №7 «Приготовление биточков». | 2 | 1 | 1 |
26 | 3.3 | Практическая работа №8 «Приготовление макарон с сыром». | 1 | 1 | |
4. | Мясо. Блюда из мяса. | 8 | 4 | 4 | |
27 | 4.1 | Технология приготовления мяса и блюд из него. | 1 | 1 | |
28,29 | 4.2. | Практическая работа №9 «Приготовление плова» | 2 | 1 | 1 |
30,31 | 4.3 | Практическая работа № 10 «Приготовление мясного блюда «гуляш». | 2 | 1 | 1 |
32,33, 34 | 4.4 | Практическая работа № 11 «Блюда из котлетной массы» | 3 | 1 | 2 |
5. | Рыба | 5 | 2 | 3 | |
35 | 5.1 | Национальные блюда РК. | 1 | 1 | |
36,37 | 5.2 | Практическая работа № 12 «Уха поморская» | 2 | 1 | 1 |
38 | 5.3 | Практическая работа № 13 «Жареха поморская» | 1 | 1 | |
39 | 5.4 | Практическая работа № 14 «Навага в молоке» | 1 | 1 | |
6 | Супы | 5 | 5 | ||
40 | 6.1 | Практическая работа № 15 «Суп молочный из макаронных изделий.» | 1 | 1 | |
41 | 6.2 | Практическая работа № 16 «Щи.» | 1 | 1 | |
42 | 6.3 | Практическая работа № 17 «Солянка.» | 1 | 1 | |
43 | 6.4 | Практическая работа № 18 «Окрошка.» | 1 | 1 | |
44 | 6.5 | Практическая работа № 19 «Овощной – пюре-образный суп.» | 1 | 1 | |
7 | Изделия из теста пресного, дрожжевого | 20 | 13 | 7 | |
45,46, 47,48 | 7.1 | Приготовление дрожжевого теста | 4 | 4 | |
49, 50 | 7.2 | Практическая работа № 20 «Приготовление пирожков с фаршами. | 2 | 2 | |
51,52 | 7.3 | Фруктовые, овощные начинки. | 2 | 1 | 1 |
53,54 | 7.4 | Практическая работа № 21 «Приготовление колобов с картофелем». | 2 | 1 | 1 |
55,56 | 7.5 | Практическая работа №22 «Приготовление пиццы». | 2 | 1 | 1 |
57,58, 59,60 | 7.6 | Приготовление пресного теста. | 4 | 4 | |
61,62 | 7.7 | Практическая работа №23 «Приготовление калиток». | 2 | 1 | 1 |
63,64 | 7.8 | Практическая работа № 24 «Приготовление оладьи из дрожжевого теста» | 2 | 1 | 1 |
8. | Горячие сладкие блюда. Десерты. | 4 | 2 | 2 | |
65,66 | 8.1 | Технология приготовления горячих сладких блюд. | 2 | 2 | |
67 | 8.2 | Практическая работа № 25 «Приготовление компотов». | 1 | 1 | |
68 | 8.3 | Практическая работа № 26 «Приготовление желе из ягод» | 1 | 1 | |
69 | 9. | Зачет (промежуточный контроль за 1 –е полугодие). | 1 | 1 | |
70 | 10. | Зачет по курсу (итоговый контроль). | 1 | 1 | |
Итого: |
|
|
|
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
- Общие сведения о процессе пищеварения;
правила санитария и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;
-виды овощей правила первичной обработки овощей;
- понятие о пищевой ценности мяса, способы определения качества мяса, способы первичной обработки мяса, правила варки;
- общие сведения о роли кисломолочных продуктов в питании человека об ассортименте кисломолочных продуктов, технологию приготовления блюд из творога;
- способы определения качества муки, питательную ценность изделий из теста, виды разрыхлителей, виды теста.
- Учащиеся должны уметь:
- работать с кухонным оборудованием, определять качество продуктов (овощей, яиц, молока, мяса) и производить первичную обработку, работать с бытовыми электроприборами, мыть посуду,
Применять и знать моющиеся средства для посуды.
-выполнять нарезку сложную и простую овощей;
-готовить блюда из сырых овощей, яиц, молока, мяса;
- готовить тесто, фарши и выпекать .
Литература:
- А. Селезнев Сладкие рецепты. – М.: Эксмо, 2008
- В.В. Похлебкин. Тайны хорошей кухни. Москва:Центрполиграф, 2006.
- В.М. Лощинский. Этикет и сервировка стола. Москва: «Махаон», 2001.
- Г. И. Поскребышева Праздничный стол. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001
- Г. И. Поскребышева Энциклопедия домашней кухни. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, Олма Медиа Групп, 2008
- Д.В. Таболкин. 500 лучших бабушкиных рецептов. Москва: «АСТ», 2003.
- Е.А. Попова500 праздничных тортов домашнего приготовления. – Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2006
- Е. Матыкина Готовим на пару. 365 рецептов. – М.: Эксмо, 2008.
- К.А. Ляхова. Сервировка стола. Москва:Рипол классик, 2005
- Книга о вкусной и здоровой пище /Под общ. Ред. И.М. Скурихина, - М.: Колос, 2000
- Кулинария. Ермакова В.И., М: Просвещение. 1983
- Л.П. Ляховская Секреты вкусной еды. – М.: Изд-во Эксмо, Спб.: Терция, 2005
- О.В. Узун Встречаем гостей. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп, 2010
- Русская кухня. - М.: ЭКСМО, 1999
- Т.М. Простакова. Технология приготовления пищи. Ростов: «Феникс», 2000
- . Учебники «Технология» под. ред. Симоненко 5-7 кл., М Вента - Графф, 2002
- 500 видов домашнего печенья.-М.- «ЛИСКАТ-Т», 1992
Мультимедийные ресурсы:
- «Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2006
- «Кулинария. Кухни мира», 2005
- «Энциклопедия домашней выпечки», 2005
- Электронное пособие по кулинарии для 5-8 классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы "Юные кулинары" -6 класс
Кружковая работа по предмету технология может проводиться через внеклассную работу и внеурочную деятельность. При организации кружка «Юные кулинары», учитывалось прежде всего, желание учащихся научить...
Элективный курс по кулинарии
Кулинария...
Технологические карты кулинария 7 класс
Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...
Использование кейс-метода на уроке технологии по теме "Кухонная утварь и уход за ней" раздела "Кулинария" в 5 классе
Данный кейс предназначен для занятий на уроках технологии в 5 классе. Освещает школьные вопросы по теме «Кухонная утварь и уход за ней» в занимательной игровой форме. Основная задача - помочь ак...
Презентация к уроку технологии раздел - кулинария, Тема "Полуфабрикаты из мяса"
Презентацией урока на тему «Полуфабрикаты из мяса» для 8 класса раздела – технология приготовления пищи. Слайды содержат информацию о питательных свойствах мяса, классификации ...
Открытое интегрированное мероприятие по ОБЖ и кулинарии. "Безопасная кулинария ", методическая разработка. Авторы: Потоцкая Софья Александровна; Фролова Ирина Валентиновна; Гольденштейн Ефим Яковлевич.
Методическая разработка викторины по Технологии (раздел "Кулинария") и Основам безопасности жизнедеятельности с подробным описанием заданий и вопросов. В представленном материале учтены во...
Методическая разработка урока по технологии, раздел кулинария. Тема: "Кулинария. История возникновения кулинарии".
Данная методическая разработка познакомит учащихся с историей возникновения кулинарии и когда на земле появились первые повара....