Программа "Юный кулинар"
рабочая программа (5 класс)

Логинова Валентина Петровна

Данная программа предназначена для учащихся 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_kulinar.docx39.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

 Дополнительное образование «Беломорский центр дополнительного образования»

                                                                              «Утверждаю»

                                                                                  Директор МАОУ ДО                        

          «Беломорский ЦДО»  

                 

        _____  В.И. Гаврилов      

 « 01» 09.2018г  

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ГРУППЫ

«Юный кулинар»

для учащихся  5-6 классов (11-13 лет)

Количество часов в неделю:  3 час

         

                                                   Разработала: Логинова Валентина Петровна
                                                       Срок обучения 1 год ( 108)

Принято на Методическом Совете МАОУ ДО

                                             « Беломорский ЦДО»

                                         Протокол №           от «   » ______2018

г. Беломорск 2018-2019  год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Питание - неотъемлемая составная часть жизни. Пища восполняет энергию, затраченную человеком на какую - либо работу. Чем тяжелее работа, тем больше энергетического материала необходимо компенсировать. За счет пищи организм в достаточно короткие сроки полностью обновляется. Большое значение имеет вид пищи. Пища до приема должна радовать, доставлять удовольствие, возбуждать аппетит. 
Всем этим занимается наука о приготовлении пищи - кулинария. Великие тайны откроются перед теми, кто захочет научиться готовить по всем правилам, превращать сырые продукты во вкусную и полезную пищу.

Умение хорошо, вкусно и быстро готовить является одним из условий счастливой, спокойной жизни. «В здоровом теле - здоровый дух! »- говорили древние. 
Умение приготовить вкусную пищу - необходимо всем. Особенно это касается женской половины человечества, хотя лучшие повара, по статистике, - мужчины. 
Научившись приготовлению пищи, оформлению блюд и экономному расходованию продуктов, девочки должны выполнять подобные работы дома, в семье.

Полученные знания помогут накормить семью, принять гостей, а может быть и сделать первый шаг в выбранной специальности. Способность самим приготовить простейшие блюда вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к дальнейшим действиям.

 Программа - «Юный кулинар» - предметный, является как бы продолжением изучения предмета «Технология приготовления пищи », раздела «Кулинария». На изучение этого раздела в программе отводится не более 70 часов. Изучают этот блок все ребята 11-13 лет очень охотно, но не всегда можно дать много дополнительного материала по этому разделу, как бы не хотелось учителю, ведь время на уроке ограничено.  

Программой предусмотрено 70 – 75 % учебного времени на практические занятия - овладение общетрудовыми умениями и навыками; на самостоятельные работы (под контролем учителя), а остальное - на изучение теоретического материала.

Для эффективного усвоения содержания данной программы использую следующие методы:

- объяснительно - иллюстративный (рассказ, показ, объяснение, инструктаж, беседа);

- репродуктивный (лекция, демонстрация, упражнения);

- частично - поисковый (самостоятельная работа, конкурсы - соревнования);

- исследовательский (проектирование сценариев праздников);

- бригадный метод;

- творческие домашние задания.

Все дети обладают разными потенциальными способностями.

Моя задача - выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности.

Занятия кружка проводятся один раз в  неделю не более  2-х час.

У обучающихся должна быть для практических занятий форма. Особое внимание уделяю занятиям и соблюдению учащимися правил безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. У ребят свой уровень способностей и возможностей, знаний и умений. Я стараюсь создать такие условия, чтобы ребята любого уровня подготовки и развития чувствовали себя свободной личностью, зная, что они сами выбирают уровень сложности работы, а руководитель – помощник и проводник на сложном пути постижения профессионального мастерства.

 Эти занятия – особые. На них учитель близок к ученику. Он стремится любую работу: в нашем случае: приготовление пищи – сделать максимально индивидуальной. Но, а если из занятия в занятие учитель пробуждает мысль у детей, создает условия для творчества, если дети с нетерпением ждут занятия, и на них нет равнодушных и скучающих глаз, значит, можно сказать: «Усилия педагога потрачены не напрасно».

Программа - «Юный кулинар» (по приготовлению пищи) рассчитана на один год обучения –   108часов ( 3 час в неделю)

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ КРУЖКА:

Развитие самостоятельной, самодостаточной личности ребенка, обладающей умениями рационального, бережного и экономного расходования продуктов, приготовления полезных и эстетически привлекательных блюд, адаптированию к современным условиям жизни.

ЗАДАЧИ:

- расширение знаний учащихся в кулинарии;

- формирование культуры общения;

- реализация системного подхода к изучению курса на основе ранее полученных знаний;

- формирование и развитие творческих способностей в кулинарии.

Организация образовательного процесса.

На занятиях  по программе «Юный кулинар» используются различные методы обучения (словесные, наглядные и практические). Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть.

Теоретические сведения - это объяснение нового материала (форма беседа) с использованием слайдовых презентаций.

Практическая часть — изготовление блюд и их оформление. Практической части занятий отводится большая часть времени, каждый ученик должен овладеть основными способами приготовления различных блюд.

Для преодоления учащимися затруднений в процессе работы педагог оказывает  помощь: 
-стимулирующую 
-направляемую

Коллективная работа по приготовлению блюд - наиболее приемлемая и эффективная форма работы. Способствует сплочению коллектива, улучшению качества работы.

В конце работы учащиеся получают определенный результат. Создается благоприятная обстановка для того: чтобы научить детей оценивать свою собственную работу подходить к оценке самокритично.

По возможности проявлять себя – принимать участие в конкурсах по приготовлению блюд.

Содержание разделов программы.

  1. Вводный урок.
  2.  Правила ТБ и санитарии. – 2 ч.

Содержание программы и расписание занятий. Повторение правил ТБ и санитарии, правил внутреннего распорядка.

2.  Механическая обработка сырья:

 -Овощи -4час.

 -Виды тепловой обработки продуктов : 4час.

- Блюда из  овощей. –  12 час..

Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, жаренье, тушение, запекание, припускание). Вспомогательные приемы тепловой обработки (пассирование, бланширование). Способы варки (в воде, на пару). Варка в различных жидкостях (воде, молоке и т. д.). Время варки овощей. Способы определения готовности. Охлаждение овощей после варки. Технология приготовления блюд из овощей.

Практическая работа:

1) приготовление салата из  овощей;

2приготовление  драников;

3) приготовление  жареный картофель (фри).

4). Картофельные котлеты.

5.) Капуста жареная.

6.) Рагу из овощей.

3. Крупы и макароны.

- Использование в кулинарии. – 4 ч.

Использование отварных макарон и готовых каш в приготовлении блюд. Технология приготовления котлет и биточков (варка вязкой каши, заправка каши сырыми яйцами, разделка и обжаривание). Время тепловой обработки и способы определения готовности. Технология приготовления котлет, биточков, запеканок.

Практическая работа:

приготовление  каш.

приготовление  макаронных изделий с сыром.

4Мясо. Блюда из  мяса. –  8 ч.

Способы  приготовления блюд из  мяса. Блюда из жареного, тушеного, отварного мяса.

Практическая работа:

приготовление мясного блюда « гуляш»;

приготовление  изделий из котлетной массы  ( Биточки , котлеты, тефтели и т.д.)

5. Рыба.- 5час.

Блюда из рыбы ( отварная, жареная и т.д.).

- Национальные блюда РК.

- Уха поморская.

- Жареха поморская.

- Навага в молоке.

 6).. Супы.-  5 час. Их классификация и приготовление.

( Молочные, заправочные, протертые, сезонные)

Практическая работа:

- Суп молочный из макаронных изделий.

- Щи.

- Солянка.

- Окрошка.

- Овощной – пюре -образный суп.

  7). Изделия из дрожжевого теста . –  20 ч.

-Дрожжевое тесто (опарное, безопарное).

Приготовление дрожжевого теста.

Виды начинки для пирожков из дрожжевого теста.

Приготовление пресного теста для калиток; начинки. Приготовление оладий.

Практическая работа:

приготовление дрожжевого теста.

приготовление  пресного теста ( из ржаной муки);

приготовление пирожков с различными фаршами.

приготовление калиток.

приготовление пиццы;

приготовление  оладий.

6.  Третьи  блюда -4.

Разновидность сладких блюд (горячие и холодные). Горячие сладкие блюда   ( компоты, кисели и др.). Сырьё для приготовления горячих сладких блюд. Первичная обработка сырья. Технология приготовления горячих сладких блюд.

Практическая работа:

  1. приготовление блюд из яблок
  2. приготовление желе из ягод

7.Зачет. (Промежуточный контроль за 1 –е полугодие ) - 1 ч.

8. Зачет по курсу - (Итоговый контроль ) – 1 ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 По программе «ЮНЫЙ КУЛИНАР»

№ п/п

Изучаемые темы

Всего часов по теме

Теория

Практика

1

Вводный урок. Правила ТБ и санитарии

  2

  2

-

1,2

1.1

Правила внутреннего распорядка и правила безопасной работы при приготовлении блюд. Правила санитарии и гигиены.

2.

Механическая обработка овощей.

20

 7

 13

3,4

5,6

2.1

Овощи. 

 4  

   2

2

7,8

9,10

2.2

Значение и  виды тепловой обработки продуктов. 

 4

  2

2

Приготовление блюд из овощей.

 12

 

12

11,12

2.3

Практическая работа №1  «Приготовление салата»

2

1

1

13,14

2.4

Практическая работа №2  «Приготовление  дранников».

2

1

1

15,16

2.5

Практическая работа №3  «Приготовление картофеля  фри».

2

1

1

17,18

2.6

Практическая работа №4  «Приготовление котлет из картофеля».

2

1

1

19,20

2.7

Практическая работа№5 «Приготовление жареной капусты».

2

1

1

21,22

2.8

Практическая работа№6  «Приготовление рагу из овощей».

2

1

1

3.

Крупы и макароны. Использование в кулинарии.

4

1

3

23

3.1

Технология приготовления каш

1

1

24,25

3.2

Технология приготовления котлет и биточков.Практическая работа №7 «Приготовление биточков».

2

1

1

26

3.3

Практическая работа №8 «Приготовление макарон с сыром».

1

1

4.

Мясо. Блюда из мяса.

8

4

4

27

4.1

Технология приготовления мяса и блюд из него.

1

1

28,29

 4.2.

Практическая работа

№9 «Приготовление плова»

2

1

1

30,31

4.3

Практическая работа № 10  «Приготовление мясного блюда «гуляш».

2

1

1

32,33,

34

4.4

Практическая работа № 11 «Блюда из котлетной массы»

3

1

2

5.

Рыба

5

2

3

35

5.1

Национальные блюда РК.

1

1

36,37

5.2

Практическая работа № 12 «Уха поморская»

2

1

1

38

5.3

Практическая работа № 13 «Жареха поморская»

1

1

39

5.4

Практическая работа № 14 «Навага в молоке»

1

1

6

Супы

5

5

40

6.1

Практическая работа № 15 «Суп молочный из макаронных изделий.»

1

1

41

6.2

Практическая работа № 16 «Щи.»

1

1

42

6.3

Практическая работа № 17 «Солянка.»

1

1

43

6.4

Практическая работа № 18 «Окрошка.»

1

1

44

6.5

Практическая работа № 19 «Овощной – пюре-образный суп.»

1

1

7

Изделия из теста  пресного, дрожжевого

20

13

7

45,46,

47,48

7.1

Приготовление  дрожжевого теста

4

  4

49, 50

7.2

Практическая работа № 20  «Приготовление  пирожков с фаршами.

2

2

51,52

7.3

Фруктовые, овощные начинки.

2

 1

1

53,54

7.4

Практическая работа № 21 «Приготовление  колобов с картофелем».

2

1

1

55,56

7.5

 Практическая работа №22

«Приготовление пиццы».

2

1

1

57,58,

59,60

7.6

Приготовление  пресного теста.

4

 4

61,62

7.7

Практическая работа №23

«Приготовление  калиток».

2

1

1

63,64

7.8

Практическая работа № 24 «Приготовление оладьи из дрожжевого теста»

2

1

1

8.

Горячие сладкие блюда. Десерты.

4

2

2

65,66

8.1

Технология приготовления горячих сладких блюд.

2

2

67

8.2

Практическая работа № 25    «Приготовление компотов».

1

1

68

8.3

Практическая работа № 26 «Приготовление желе из ягод»

1

1

69

9.

Зачет (промежуточный контроль за 1 –е полугодие).

1

1

70

10.

Зачет по курсу  (итоговый контроль).

1

1

Итого:

 

 

 

Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны знать:
   - Общие сведения о процессе пищеварения;

правила санитария и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;

-виды овощей правила первичной обработки овощей; 
- понятие о пищевой ценности мяса, способы определения качества мяса, способы первичной обработки мяса, правила варки;

- общие сведения о роли кисломолочных продуктов в питании человека об ассортименте кисломолочных продуктов, технологию приготовления блюд из творога;
- способы определения качества муки, питательную ценность изделий из теста, виды разрыхлителей, виды теста.

  1. Учащиеся должны уметь: 


- работать с кухонным оборудованием, определять качество продуктов (овощей, яиц, молока, мяса) и производить первичную обработку, работать с бытовыми электроприборами, мыть посуду,

 Применять и знать моющиеся средства для посуды.

-выполнять нарезку сложную и простую овощей; 
-готовить блюда из сырых овощей, яиц, молока, мяса; 
-  готовить тесто, фарши и выпекать .


Литература:

  1. А. Селезнев Сладкие рецепты. – М.: Эксмо, 2008
  2. В.В. Похлебкин. Тайны хорошей кухни. Москва:Центрполиграф, 2006.
  3. В.М. Лощинский. Этикет и сервировка стола. Москва: «Махаон», 2001.
  4. Г. И. Поскребышева Праздничный стол. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001
  5. Г. И. Поскребышева Энциклопедия домашней кухни. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, Олма Медиа Групп, 2008
  6. Д.В. Таболкин. 500 лучших бабушкиных рецептов. Москва: «АСТ», 2003.
  7. Е.А. Попова500 праздничных тортов домашнего приготовления. – Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2006
  8. Е. Матыкина Готовим на пару. 365 рецептов. – М.: Эксмо, 2008.
  9. К.А. Ляхова. Сервировка стола. Москва:Рипол классик, 2005
  10. Книга о вкусной и здоровой пище /Под общ. Ред. И.М. Скурихина, - М.: Колос, 2000
  11. Кулинария. Ермакова В.И., М: Просвещение. 1983
  12. Л.П. Ляховская Секреты вкусной еды. – М.: Изд-во Эксмо, Спб.: Терция, 2005
  13. О.В. Узун Встречаем гостей. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп, 2010
  14. Русская кухня. - М.: ЭКСМО, 1999
  15. Т.М. Простакова. Технология приготовления пищи. Ростов: «Феникс», 2000
  16. . Учебники «Технология» под. ред. Симоненко 5-7 кл., М Вента - Графф, 2002
  17. 500 видов домашнего печенья.-М.- «ЛИСКАТ-Т», 1992

Мультимедийные ресурсы:

  1. «Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2006
  2. «Кулинария. Кухни мира», 2005
  3. «Энциклопедия домашней выпечки», 2005
  4. Электронное пособие по кулинарии для 5-8 классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы "Юные кулинары" -6 класс

Кружковая работа по предмету технология может проводиться через внеклассную работу и внеурочную деятельность. При организации кружка «Юные кулинары», учитывалось прежде всего, желание учащихся научить...

Технологические карты кулинария 7 класс

Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...

Использование кейс-метода на уроке технологии по теме "Кухонная утварь и уход за ней" раздела "Кулинария" в 5 классе

Данный кейс предназначен для занятий на уроках технологии в 5 классе. Освещает школьные вопросы по теме «Кухонная утварь и уход за ней» в занимательной игровой форме. Основная задача - помочь ак...

Презентация к уроку технологии раздел - кулинария, Тема "Полуфабрикаты из мяса"

Презентацией  урока на тему  «Полуфабрикаты из мяса» для 8 класса раздела – технология приготовления пищи. Слайды содержат информацию о  питательных свойствах мяса,  классификации ...

Открытое интегрированное мероприятие по ОБЖ и кулинарии. "Безопасная кулинария ", методическая разработка. Авторы: Потоцкая Софья Александровна; Фролова Ирина Валентиновна; Гольденштейн Ефим Яковлевич.

Методическая разработка викторины по Технологии (раздел "Кулинария") и Основам безопасности жизнедеятельности с подробным описанием заданий и вопросов. В  представленном материале учтены во...

Методическая разработка урока по технологии, раздел кулинария. Тема: "Кулинария. История возникновения кулинарии".

Данная методическая разработка познакомит учащихся с историей возникновения кулинарии и когда на земле появились первые повара....