"Здрайверы" - дополнительная образовательная программа.
рабочая программа
Отличительная особенность программы заключается в подборе средств и методов подготовки спортсменов-школьников применительно к условиям сельской общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_3.docx | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная
программа кружка
«Здрайверы»
Возраст: от 7 до 10 лет
Разработал: учитель физической культуры
Шошин Александр Владимирович.
Срок реализации 4 года.
2018 год.
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана на основе программы В.И.Лях. 1 – 4кл, 2011 года. и направлена на развитие физической культуры и спорта, создание условий для всестороннего развития личности ребенка, массового вовлечения детей школьного возраста в регулярные занятия и увеличения количества занимающихся в спортивных секциях общеобразовательных школ.
Цель программы: установить единые принципы организации учебно-тренировочного и воспитательного процесса подготовки юных спортсменов в секциях О.Ф.П. коллектива физической культуры школы и способствовать повышению качества учебно-тренировочной работы
Задачи программы:
- содействовать укреплению здоровья, всесторонней физической подготовке занимающихся и воспитанию жизненно важных двигательних навыков;
- прививать занимающимся интерес к занятиям;
- воспитивать спортивное трудолюбие, самостоятельность, инициативу и коллективность действий;
- способствовать самоопределению личности спортсмена и создавать условия для его самореализации;
- систематически совершенствовать техническое и тактическое мастерство.
- регулярно проводить спортивные соревнования.
Отличительная особенность программы заключается в подборе средств и методов подготовки спортсменов-школьников применительно к условиям сельской общеобразовательной школы.
Актуальность и целесообразность программы в росте популярности среди младших школьников занятий подвижными играми, связанная с успехами российских спортсменов и изменившимся отношением общественности к физической культуре и спорту в России; простоте организации учебно-тренировочного процесса и сравнительно недорогого материального обеспечения; реальной возможности обеспечить занятость детей, восполнить недостаток двигательной активности, положительно и целенаправленно воздействовать на их эмоциональное благополучие и осуществлять профилактику асоциального поведения.
Ожидаемые результаты.
В целом:
- Рост популярности занятий физической культурой и спортом.
- Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.
- Улучшение тактического и технического мастерства, физического и нравственного развития.
По годам обучения:
1-2й год обучения:
- приобщение к занятиям
- снижение уровня заболеваемости занимающихся;
- улучшение физической подготовленности занимающихся;
- овладение основами техники владения мячом, гимнастическими палками, скакалками.
- усвоение теоретических знаний о строении человека, гигиене, о влиянии занятий спортом на организм человека;
- ознакомление с основами различных подвижных игр.
3-4й год обучения:
- содействовать укреплению здоровья;
- воспитание жизненно важных двигательных навыков;
- воспитание самостоятельности, инициативы, спортивного трудолюбия;
- создание условий для самореализации спортсмена;
- совершенствовать техническое и тактическое мастерство;
- участие в спортивных мероприятиях.
Форма проверки результатов освоения программы
Контрольные занятия проверки основ знаний и тактико-технических действий, тестирование физической подготовки, учебные игры.
Продолжительность занятий в группах 1 раз в неделю 45 мин.
Подготовительная группа (1-2 год обучения) – укрепление здоровья и закаливание организма; привитие интереса к занятиям ; всесторонняя физическая подготовка с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений; изучение элементарных теоретических сведений о гигиене, технике, тактике и правилах игры в подвижные игры.
Подготовительная группа ( 3 –4 год обучения) – всесторонняя физическая подготовленность; овладение основными техническими приемами игры; развитие скоростно-силовых качеств; изучение и совершенствование техники и тактики игры, определение игрового места в составе команды, приобретение опыта участия в соревнованиях, развитие волевых качеств учащихся.
Изучение теоретического материала осуществляется в форме бесед по 10-15 минут с использованием наглядных пособий и мульти-медиа ресурсов.
Обучение техническим приемам осуществляется по принципу: от простого к сложному за счет увеличения быстроты выполнения приема, введения активного и пассивного сопротивления партнера. Показ и объяснение дополняется демонстрацией наглядных пособий, применением ИКТ.
Обучение тактике игры начинается со зрительной ориентировки и включает развитие умения постоянно наблюдать за расположением партнеров и соперников, оценивать обстановку и принимать решение.
Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям проводится в группах по 2-3 человека. Индивидуальные и групповые тактические действия совершенствуют в игровых упражнениях на ограниченном участке.
Обучение командным действиям начинается с выполнения учащимися определенных функций.
Тематический учебный план
№ | Содержание материала | Группа | ||||
7 – 8 лет | 8 – 9 лет | 9 – 10 лет | 10 – 11 лет | |||
| I. Теоретические занятия: | |||||
Физическая культура и спорт в России. | 0,25 | 0,25 | 0,2 | 0,15 | ||
Влияние физических упражнений на организм человека | 0,25 | 0,25 | 0,2 | 0,15 | ||
Гигиенические знания и навыки. | 0,25 | 0,25 | 0,3 | 0,4 | ||
Закаливание. | 0,25 | 0,25 | 0,3 | 0,4 | ||
Правила игры | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | ||
Итого часов | 1.5 | 1,5 | 1.5 | 1,5 | ||
| 2. Практические занятия: |
| ||||
1. | Общая физическая подготовка |
20 | 20 | 18 | 16 | |
2. | Специальная физическая подготовка | 12,5 | 12,5 | 14,5 | 16,5 | |
Итого часов: | 32,5 | 32,5 | 32,5 | 32,5 | ||
Всего часов: | 34 | 34 | 34 | 34 |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
1. Физическая культура и спорт в России.
Физическая культура как составная часть общей культуры, важнейшее средство укрепления здоровья и всестороннего физического развития, воспитания человека и гражданина своей страны.
Достижения российских спортсменов на крупнейших международних соревнованиях.
2. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Костная система, связочный аппарат и мышцы, их строение и взаимодействие. Основние сведения о кровообращении. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Легкие. Органы пищеварения и обмена веществ. Органы выделения. Нервная система.
Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие для укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов.
3. Гигиена . Врачебний контроль и самоконтроль, предупреждение травм. Оказание первой помощи. Массаж.
Гигиена. Общий режим дня. Режим питания, питьевой режим во время тренировки и соревнования.
Значение витаминов в питании спортсмена. Гигиена сна. Гигиеническое значение водных процедур.
Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. Гигиена мест занятий. Временные ограничения и противопоказания к занятиям физической культурой и спортом.
Утомление и переутомление. Меры предупреждения переутомления. Ре-
жим труда и отдыха при спортивной тренировке.
Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма. Причины травм и их профилактика. Первая помощь. Раны и их разновидности. Ушибы, растяжения и разрыви связок, мышц и сухожилий. Кровотечения и их виды, способы остановки кровотечения. Вивихи. Повреждения костей; ушибы, переломы.
Первая помощь при травмах, ожогах, тепловых ударах, обморожении, обмороке, шоке и попадании инородных тел в глаза и уши.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Общая физическая подготовка.
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении.
Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.
Упражнения для туловища: упражнения на формирование правильной осанки; в различных исходных положениях – наклоны, повороты и вращения туловища; в положении лежа – поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеих ног, поднимание и опускание туловища.
Упражнения для ног: различные маховые движения ног, приседания на обеих и на одной ноге, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах - повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
Упражнения с предметами. Упражнения с короткой и длинной скакалкой: на одной и обеих ногах прыжки с вращением скакалки вперед, назад; прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полуприседе, прыжки с продвижением шагом и бегом.
Упражнения с отягощением: упражнения с набивными мячами – броски, ловля в различних исходних положениях (стоя, сидя, лежа), с поворотами и приседаниями; броски и ловля мячей парами и группами (вес мячей 2-4 кг).
Акробатические упражнения. Кувырки (вперед, назад и в стороны) и группировке, «полушпагат»; полет-кувырок вперед с места и с разбега, перевороты (в стороны и вперед).
Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом; игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием;эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различних сочетаниях перечисленных элементов.
Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 100, 300, 400, 800 м. Кроссы (в зависимости от возраста). Прыжки в длину и в высоту с места и с разбега. Метания.
Гимнастическис упражнения. Упражнения на снарядах: гимнастическая стенка, канат, шест, лестница, скамейка, перекладина, брусья, кольца; опорные и простые прыжки с мостика и трамплина через козла, коня.
Лыжная подготовка. Передвижение на лыжах:без палок,ступающий шаг,скользящий шаг,попеременный ход,одновременный ход,подъём в гору,спуск с горы,подвижные игры и эстафеты на лыжах.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития силы. Приседания с отягощением. Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением. Приседание на одной ноге с последующим подскоком вверх.
Лежа на животе – сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора.
Упражнения для развития быстроты. Повторное пробегание коротких отрезков (10-30 м) из различных исходных положений (лицом, боком и спиной к стартовой линии, сидя, лежа, находясь в положении широкого выпада, медленного бега, подпрыгивания или бега на месте и в разных направлениях). Бег с изменением направления. Эстафетный бег. Бег с изменением скорости. Разновидности челночного бега 2х10 м, 4х5 м, 4х10 м, 2х15 м и т.п. Бег боком и спиной вперед. Бег «змейкой». Бег с быстрым изменением способа передвижения.
Подвижные игры: «Мяч капитану», «Живая цель», «Салки мячом» и др.
Упражнения для развития специальной вьтосливости. Переменный и повторный бег с мячом.
Бег: обычный, спиной вперед; скрестным и приставным шагом (вправо и влево), изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения.
Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо, вверх-влево, толчком двух ног с места и толчком на одной и двух ногах с места.
Лыжы: передвижение на лыжах300-500м. без палок,передвижение изученными ходами до 1000м.,спуски и подъёмы с горы и в гору изученными способами.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Перед началом планирования занятий необходимо внимательно изучить программу, определить задачи по достижению спортивных результатов на текущий и последующие годы в зависимости от уровня подготовленности занимающихся и наличия конкретных условий (тренировочная база, подсобное оборудование, инвентарь).
Далее определяется содержание учебного материала, тренировочные нагрузки и контрольные нормативы по физической и технической подготовке.
Руководствуясь учебным материалом программы, учитывая количество и длительность занятий, предусмотренных учебным планом и графиком распределения учебных часов, а также расписанием занятий, составляется поурочный план. В соответствии с поурочным планом составляются конспекты занятий. В конспекте перечисляются упражнения, составляющие содержание отдельних частей занятия, указывается дозировка и организационно-методические замечания, которне необходимы для правильного проведения отдельних упражнений, исправления ошибок, организации занимающихся и др.
Очень важно вести точный учет вьтолненних на занятиях упражнений, так как в дальнейшем на основании анализа тренировочного процесса и проведенных командой игр это позволяет более правильно планировать нагрузку на занятиях..
Основной формой организации и проведения занятий по О.Ф.П. является тренировочное занятие. Каждое занятие имеет свои конкретные задачи.
Тренировочное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
подготовительная: краткое ознакомление занимающихся с задачами и содержанием занятия, подготовка организма к предстоящей нагрузке.
Средства: ходьба, умеренный бег, прыжки, упражнения на внимание, общеразвивающие упражнения, игровые упражнения, упражнения с мячом.
Продолжительность – 10 - 15 мин.
основная: всесторонняя физическая и специальная подготовка, воспитание волевых и развитие физических качеств.
Продолжительность – 25 – 30 мин.
заключительная: постепенное снижение нагрузки, приведение организма в состояние, близкое к норме; подведение итогов занятия.
Средства: медленная ходьба, бег медленный, упражнения на расслабление, игры малой подвижности.
Продолжительность – 5 мин.
В тренировочных занятиях должны соблюдаться принципы спортивной тренировки: постепенное увеличение тренировочной нагрузки, затем выполнение основной работы и в заключение – снижение нагрузки.
Тренировочние нагрузки варьируются в зависимости от состояния и уровня подготовленности занимающихся.
Проводя теоретические занятия, следует использовать наглядные пособия: мультимедиаресурсы, видеофильмы, рисунки, плакаты, фотографии и т.п.
Для повышения мотивации и интереса к занятиям рекомендуется широко применять игры и игровые упражнения, включать элементы соревнований, использовать разнообразное специальное оборудование.
Упражнения по общей и специальной физической подготовке педагоги и тренеры могут выбирать самостоятельно, руководствуясь соответствующими учебными пособиями.
Для определения изменений в уровне физической и технической подготовленности занимающихся проводятся в процессе основных занятий не менее двух раз в год (в конце подготовительного и соревновательного периодов тренировки) испытания по контрольным упражнениям.
Контрольние упражнения используются в учебно-тренировочном процессе как метод индивидуального педагогического контроля и, так как уровень подготовки различен, контрольные требования устанавливаются педагогом или тренером самостоятельно.
Список литературы:
- Березин и др. Методика физического воспитания учащихся. М. 2005 г.
- Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физвоспитанию. М. 1994 г.
- Зотов Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе. М., 1984 г.
- Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовки школьника. М. 2004 г.
5. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М. 1998 г.
6. Медицинский справочник тренера /сост. В.А. Теселевин/. М., 1981 г.
7. Методика физического воспитания школьников /Скороходов Н.М., Фурсова В.Н., Краснощек А.С./ Тамбов. 1997 г.
8. Фейдман Р. Спортивная физиология. М., 1980 г.
9. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. М., 1987 г.
10. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М., 1980 г.
11. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена. М., 1989 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"
N 03-83 от 08 февраля 2011 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования О рекомендациях по аттестации педагогических ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «ЗДОРОВЬЕ»
ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ: 11 – 12 лет, СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 2 года...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»
Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ
Данная методическая разработка содержит основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, нормативно-правовые основы проектирования ДООП....