Патриотическое воспитание в системе дополнительного образования
статья (10 класс)
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание в системе дополнительного образования
Одним из принципов государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности патриотизма, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Сегодня патриотическое воспитание – это комплексная система, включающая в себя множество направлений и сфер деятельности. Оно включает в себя не только социальный, но и духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-исторический, спортивный и другие направления.
Главной целью этой системы является развитие у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно нравственных и социальных ценностей. Патриотическое воспитание изначально проводится автоматически дома в каждой семье. В той семье, где любовь, дружба, единство, взаимопонимание жизнь проходит соответственно. Чтобы не случилось по судьбе они сильная ячейка общества, они стоят друг за друга горой. Один за всех и все за одного.
Если государство, страна желает воспитать взрослого человека – патриотом достойным членом большой семьи, то должна вкладываться энергия – позитивная, мощная, целенаправленная, продуманная, и это серьезная работа.
Кто же такой гражданин и патриот, и какими качествами он должен обладать? В. Даль объясняет слово «патриот» так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник». В толковом словаре русского языка С. Ожегова дается следующее определение: «Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий Родину». В большой Советской энциклопедии такое толкование: «Любовь к Родине, Отечеству и своему народу». Из приведенных определений видим, что патриотом можно назвать человека, который любит свое Отечество и предан ему. Однако В.Даль в своем определении дает некоторое уточнение, которое является существенным – ревнитель о благе его, т.е. помимо любви к Отечеству патриот должен ещё и что-либо делать для него и в этом случае проявляет патриотизм. «Патриотизм, чей бы то не был, доказывается не словом, а делом» - подчеркивал В.Г. Белинский.
В деле воспитания патриотизма у школьников большое значение имеет система дополнительного образования, которая основана на таких принципах, как свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности, ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; единство обучения, воспитания и развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса. Таким образом, мы видим, что именно дополнительное образование детей, организованное в сфере свободного выбора, способно наиболее эффективно сформировать в ребенке такие гражданско-патриотические качества личности, как ответственность, трудолюбие, социальную активность, экокультуру, уважение к окружающим, коммуникативность, альтруизм, самоорганизацию.
Педагог дополнительного образования играет решающую роль в формировании таких качеств личности школьника, как патриотизм и гражданственность. В дополнительном образовании педагог имеет решающее значение в выборе ребенком кружка, секции, так как педагог – это: профессионал, который является для школьника образцом в выбранном им виде деятельности. Личность способная помочь ученику стать самостоятельным и творческим человеком. Воспитатель, который может оказать значительное позитивное влияние на формирование личности воспитанника: лидер коллектива, среда которого способствует эффективному социальному становлению каждого его члена.
Формировать патриотические качества личности, педагог дополнительного образования может:
- через собственный пример, когда слова, действия и поступки любимого педагога будут восприниматься школьником как правильные;
- через организацию различных видов деятельности, формирующих гражданственную позицию и патриотические чувства; общественно-полезные дела, походы, экскурсии, акции, марши;
- через создание морально-этических ситуаций, когда выявляются нравственные качества личности школьника, которые затем можно корректировать и направлять в русло гражданско-патриотического воспитания.
Педагоги ДЮСШ работают в физкультурно-спортивном направлении. В качестве основных задач и методов, применяемых для формирования гражданско-патриотических качеств школьников, проводились беседы, экскурсии, субботники, игры, соревнования, обсуждение телепрограмм, газетных публикаций, походы в лес, в кинотеатр, картинную галерею, музей.
В целях воспитания патриотизма, тренеры-преподаватели детско-юношеской спортивной школы приглашают ветеранов войны и труда, ведущих спортсменов области, мастеров спорта, победителей и призеров Всероссийских и международных соревнований, вместе с детьми принимают участие в благотворительной акции "Память наших защитников в годы Великой Отечественной войны".
Тренеры проводят беседы о героях спортсменах, приводя в пример Валерия Борзова, Николая Королева, Виктора Капитонова, Юрия Власова и многих других. Так, на Олимпийских играх нашему легкоатлету Борзову В. позвонили и сказали, что если он выйдет на старт, то будет убит на финише, но Борзов вышел и завоевал Олимпийское золото, став Олимпийским Чемпионом в беге на 100 метров, проявив гражданское мужество и патриотизм. Юрий Власов на летних Олимпийских играх выступал с больной ногой, он мог и не выйти на помост, но вышел и стал самым сильным человеком планеты. После 100 км гонки, уже на финише, Виктору Капитонову показали, что надо проехать круг по стадиону, и, не смотря на это, он выиграл у итальянца полколеса на финише. Родина высоко оценила олимпийских чемпионов - Валерию Борзову, Виктору Капитонову, Юрию Власову были присвоены высшие награды страны.
Мы рассказываем нашим воспитанникам о пользе спорта, что он им даст в жизни, для чего они тренируют свои физические качества, объясняем перспективу и цель и дети к этому стремятся. Они в итоге становятся в начале патриотами спорта, это этап формирования большого чувства патриотизма.
Начинать целенаправленное формирование гражданско-патриотических качеств личности необходимо в младшем школьном возрасте, так как раскрывая природу естественного характера патриотизма, свойственного детям дошкольного возраста. Г. Роков писал: «Патриотическое чувство… развивается и крепнет еще в дошкольном возрасте, оно не требует особенно заботливого культивирования, ибо оно столь же естественно и неизбежно, как чувство семейной привязанности; каждый день, каждый час, каждое событие и явление, равно как и все картины окружающей жизни и окружающей природы, помогают ему расти и развиваться, лучше каких бы то ни было воспитательных мероприятий» Необходимо поддерживать и развивать эти чувства и качества, подпитывать их интерактивными методами обучения и воспитания.
И, в заключении хочется вспомнить древнее название нашей Родины, помните? Русь – Святая! Значит, так, как назовешь лодку, так и поплывешь, так вот мы предки Руси – Святой. И это важно и сильно.
Мы работаем в системе дополнительного образования, и у нас для этого имеются большие возможности. Благодаря большому опыту общения с детьми, огромной методической базе, мы, работники дополнительного образования вносим свой достойный вклад в воспитание молодого поколения, благородных, готовых к подвигу, в воспитание тех, кого принято называть коротким, и емким словом «патриот».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально – педагогический проект на тему: «Организация патриотического воспитания в системе дополнительного образования».
II. Краткая справка – аннотация к проекту. «Всякая благородная личность глубокоосознает свое кровное родство,свои кровные связи с Отечеством».В.Г. Белинский Актуальность проекта. В сов...
Патриотическое воспитание в учреждении дополнительного образования
Патриотическое воспитание в учреждении дополнительного образования...
Сборник материалов районного педагогического семинара «Значение художественно – эстетического воспитания в системе дополнительного образования»
В сборнике представлены материалы выступлений и практических занятий участников районного педагогического семинара «Значение художественно – эстетического воспитания в системе дополнительного образова...
Духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования детей
Возможности реализации духовно-нравственного восптания детей в системе дополнительного образования детей....
Патриотическое воспитание в системе дополнительного образования на примере поэтов-земляков
Данная презентация может быть использована в работе педагогами в системе общего и дополнительного образования в рамках патриотического воспитания....
Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования в условиях дистанционного обучения
В статье представлены возможности и особенности применения современных виртуальных средств как прогрессивного инновационного инструментария современного педагога. В качестве основной формы предл...
Доклад Музыкально-патриотическое воспитание детей в дополнительном образовании.
Одной из важнейших задач системы образования России начала третьего тысячелетия стало выявление путей повышения эффективности воспитания подрастающего поколения.Частью системы воспитания в целом, одни...