Доклад Музыкально-патриотическое воспитание детей в дополнительном образовании.
учебно-методический материал
Одной из важнейших задач системы образования России начала третьего тысячелетия стало выявление путей повышения эффективности воспитания подрастающего поколения.
Частью системы воспитания в целом, одним из важнейших ее направлений является патриотическое воспитание.
В современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне таких личностных качеств, как любовь к большой и малой родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность, общественно значимое поведение и деятельность;
Патриотизм – это важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_muz-patri_vospitanie.docx | 30.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
Среднеахтубинского района Волгоградской области
Доклад
Музыкально-патриотическое воспитание детей
в дополнительном образовании.
Автор-составитель:
Бондаренко Ольга Викторовна,
педагог дополнительного образования
МКУДО ДЮЦ
Среднеахтубинского района
2022 год
Музыкально-патриотическое воспитание детей
в дополнительном образовании.
«Будущее есть только у того государства,
молодое поколение которого выбирает патриотизм».
М.Меньшиков (историк, публицист)
Введение
Одной из важнейших задач системы образования России начала третьего тысячелетия стало выявление путей повышения эффективности воспитания подрастающего поколения.
Частью системы воспитания в целом, одним из важнейших ее направлений является патриотическое воспитание.
В современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне таких личностных качеств, как любовь к большой и малой родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность, общественно значимое поведение и деятельность;
Патриотизм – это важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
Если обратиться к практике духовно-нравственного и патриотического воспитания, сложившейся в нашей стране в последние годы, то следует подчеркнуть особое значение дополнительного образования детей.
Именно эта сфера образования становится сферой наибольшего благоприятствования в развитии важных нравственных качеств личности, её ценностных ориентаций, духовных потребностей.
Одним из путей духовно-нравственного воспитания ребенка в целом и патриотического воспитания в частности, является музыкальное воспитание.
В.А. Сухомлинский отмечал, что «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека. Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – источник благородства сердца и чистоты души». Именно музыкальное воспитание имеет возможность научить прислушиваться к своим чувствам и чувствам других людей, сделать более целенаправленным процесс гармонизации отношений с окружающим миром. Именно в процессе воздействия на эмоциональную сферу ребенка при помощи средств музыкальной выразительности ускоряется формирование его нравственных убеждений.
Школьный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Это период, когда закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Именно в школьном возрасте происходит усвоение моральных и этических норм, формируется представление о себе, окружающих людях, закладывается фундамент осознанного отношения к делу, активной жизненной позиции.
Специфические особенности хорового пения, пения в ансамбле обеспечивают огромные возможности для патриотического воспитания школьников.
Хоровое пение – искусство массовое. Оно предусматривает главное – коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что большая группа людей объединена одной идеей, подчинена единому художественно-исполнительскому замыслу. Это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей. Таким образом, коллективная природа хорового исполнения делает его ценнейшим средством общего воспитания обучающихся.
Хоровое исполнительство неизбежно связано с литературным текстом. Слово и музыка в песне неразделимы. В этом единстве заключается великая сила хорового искусства. Слово облегчает восприятие идейно-художественного содержания музыкального произведения. Слово конкретизирует музыку, а музыка, в свою очередь, эмоционально окрашивает текст, передавая его общее настроение и следуя за тончайшими его интонациями, оттенками. Текст в значительной мере определяет степень «весомости» хорового произведения как средства воспитания патриотических чувств юного гражданина страны.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в процессе музыкального просвещения детей, а, следовательно, и воспитания подрастающего поколения огромная ответственность ложится на педагога-музыканта, руководителя хора, вокального ансамбля.
Умение преподнести музыкальное произведение так, чтобы ученики были предельно увлечены музыкой; пробуждение в детях эмоциональной, духовной отзывчивости на произведение; формирование навыков размышлять, анализировать – всем этим должен владеть хормейстер, в этом заключается мастерство руководителя; только в этом случае эмоционально-чувственное восприятие воспитанников перерастет в обобщение жизненного опыта и получит воплощение в ценностных установках.
В процессе патриотического воспитания детей и молодежи средствами вокального искусства руководителю необходимо использовать определенные формы организации вокальной деятельности.
Это, прежде всего:
- работа над репертуаром (выбор репертуара, художественно-идейное освоение произведений обучающимися);
- концертно-исполнительская деятельность хорового коллектива (участие в концертах, массовых мероприятиях, конкурсах, фестивалях);
- музыкально-просветительская работа (участие в социальных проектах, акциях; экскурсии; посещение музыкальных спектаклей, концертов).
Работа над репертуаром
Выбор репертуара является важнейшим фактором в процессе патриотического воспитания детей.
В репертуарах детских вокальных коллективов обязательно должны звучать произведения духовного содержания, светского характера отечественных композиторов-классиков и современных авторов, а также народные песни. Именно такое жанровое разнообразие способствует патриотическому воспитанию юных певцов.
Русские композиторы-классики, русские поэты в своем творчестве уделяли огромное внимание воспитанию патриотических чувств. Сами беззаветно влюбленные в свою Родину, опираясь на богатые традиции народного творчества, они создавали произведения, играющие огромную роль в формировании патриотических взглядов, в воспитании чувства национальной гордости у подрастающего поколения. Наши национальные композиторы создали такие песенно-хоровые шедевры, которые и сейчас созвучны настроениям юношеской и детской среды и служат благородному делу воспитания патриотизма у современной молодежи.
Неоценимый источник воспитания и развития чувства патриотизма – народное музыкальное творчество. Приобщение к народной песенной культуре играет значительную роль в художественно-эстетическом образовании и воспитании детей. Народная песня знакомит с вековыми традициями, с историческим прошлым народа. Родные интонации и ритмы, впитанные всем существом с детства, петые в юности, являют собой самую благодарную почву для воспитания любви к Родине.
В репертуар детского хорового коллектива обязательно должны быть включены и произведения патриотической направленности современных авторов. Это могут быть песни о Родине, России, красоте родного края, о мире на земле, дружбе.
Отдельно следует сказать об использовании в репертуаре песен о войне и произведений военных лет.
Педагогическая ценность такого музыкального материала огромна! На нем воспитывается уважение к своей стране, ее истории, ее народу; воспитывается гордость за свое Отечество. Благородные герои и их поступки, описанные в текстах таких произведений, оставляют неизгладимый след в детских душах. Образы людей, совершающих подвиги так ярки и убедительны, что могут стать не только положительным примером, но и стимулом рождения нового поколения героев.
Подбор полноценного идейно-художественного репертуара является чрезвычайно важным делом, так как в значительной степени обеспечивает эффективность воспитательной работы.
Концертно-исполнительская деятельность
Концертно-исполнительская деятельность– важнейшая сторона жизни детского вокального коллектива. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов и занимает особое место в работе по патриотическому воспитанию юных певцов. Публичное выступление вызывает особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью; оно обогащает мировоззрение детей, объединяет юных артистов, воспитывает в них чувства уважения друг к другу, достоинства, гордости; стимулирует рост отзывчивости на события общественной жизни.
Активность, заинтересованное отношение обучающихся к выступлениям всецело зависят от методики работы педагога-хормейстера. Для того чтобы концертно-исполнительская деятельность вокального коллектива была успешной, способствовала полноценному воспитанию личности каждого ребенка, в том числе и патриотическому, руководитель должен решать определенные задачи.
Важнейшей из них является объединение нравственных и творческих устремлений всех участников коллектива, направление их в единое русло. Вокальный коллектив должен объединять единомышленников, воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, поддержки. Качество исполнения произведений во многом зависит не только от уровня вокально-хоровой подготовки певцов, но и от того, как юные музыканты относятся друг к другу, к своему руководителю; от того насколько сходны эстетические потребности, интересы поющих.
В успешном выступлении коллектива большую роль играют психологический настрой певцов, степень их творческого подъема.
Задача руководителя – перед выходом на сцену дать детям хороший эмоциональный заряд, создать для них атмосферу успеха.
Публичные выступления способствуют социализации растущей личности; ведут к получению эмоционального отклика у слушателей, что рождает у певцов чувство сопричастности к происходящим событиям в обществе; развивают аналитические способности обучающихся.
Систематическая концертная деятельность вокального коллектива повышает воспитательное воздействие музыкальных занятий на молодых исполнителей.
Незаменимо для воспитания в подрастающем поколении чувства патриотизма, гражданственности участие вокальных ансамблей в концертных мероприятиях, посвященных государственным праздникам: Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню защиты детей, Дню России, Дню Государственного флага Российской Федерации, Дню народного единства, Дню Матери.
Присутствие детей на таких мероприятиях не может проходить для них бесследно. Торжественная обстановка праздников, соблюдение ежегодных традиций в их проведении способствуют развитию в молодом поколении национального самосознания; формированию гордости за деяния предков; осознанию неповторимости Отечества, его судьбы; развитию чувства уважения к старшим.
Не менее важное значение в процессе патриотического воспитания обучающихся, имеет и участие вокального коллектива в конкурсах и фестивалях патриотической направленности. Такого рода мероприятия не только развивают творческий потенциал юных певцов, но и дают им возможность проявить свою гражданскую позицию, воспитывают любовь к традициям, культуре, истории родного края, формируют чувство национального достоинства.
Концертно-исполнительская деятельность вокального коллектива – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для воспитания чувства патриотизма. Участие в мероприятиях формирует активную жизненную позицию юных артистов, дает им высокие жизненные ориентиры.
Музыкально-просветительская работа
Музыкально-просветительская работа как форма организации деятельности вокального коллектива играет огромную роль в воспитании обучающихся. Она носит социально-эстетическую направленность и подразумевает участие юных певцов в социальных проектах и акциях, а также досуговую деятельность хористов.
Цель социальных проектов и акций – привлечение внимания подрастающего поколения к социально значимым темам; формирование у молодежи социальной активности, гражданской позиции.
Социальных проекты и акции незаменимы в процессе гражданско-патриотического воспитания детей, так как предполагают не только участие обучающихся в мероприятиях, но и подключение юных музыкантов к организации тематических вечеров, творческих встреч, гостиных (разработка сценария, подбор музыкального оформления). Это дает детям возможность не только получить большой объем новых знаний об исторических событиях, природных богатствах, художественных и духовных ценностях нашей страны, но и поделиться приобретенными знаниями с другими людьми; способствует формированию таких человеческих качеств как отзывчивость, доброта, милосердие; ощущению непосредственной сопричастности к социально значимой деятельности; выражению собственной активной позиции в общественной жизни.
Примерами социальных проектов и акций патриотической направленности, используемых в деятельности детского вокального коллектива могут быть:
- тематические вечера-встречи с ветеранами, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны;
- тематические вечера-встречи с ветеранами боевых действий, воинами-интернационалистами;
- творческие встречи с учащимися общеобразовательных школ, посвященные истории и культуре родного края ;
- литературно-музыкальные гостиные для посетителей Центра социального обеспечения граждан пожилого возраста и инвалидов;
- георгиевская ленточка; и др.
Заключение
Патриотизм является одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества, оказывающих воздействие на все сферы его жизнедеятельности.
Освоение обучающимися предметов гуманитарного цикла, таких как литература, изобразительное искусство, музыка является благоприятной основой для становления патриотических чувств, так как способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к искусству, истории, традициям, культуре своей страны. Информация, полученная в результате эмоционально-чувственного переживания в ходе общения с произведениями искусства, воспринимается ребенком на подсознательном уровне и постепенно трансформируется из абстрактных идей в глубокие внутренние, нравственные убеждения.
Музыкальное искусство является одним из самых действенных в процессе формирования личности, воздействуя на процесс становления ее нравственных качеств, нравственных идеалов. Музыкальное искусство создает тот эмоциональный фон, на котором легче усваиваются знания и формируются положительные качества личности.
Вокальное искусство – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для воспитания подрастающего поколения.
Детский вокальный коллектив имеет огромные возможности для организации целенаправленной, систематической, полноценной воспитательной работы в патриотическом направлении.
Вокальное искусство всегда было, есть и будет незаменимым, веками проверенным фактором формирования творческого и духовного потенциала общества, испытанным средством воспитания высококультурной личности, обладающей активной гражданской позицией; глубокими патриотическими чувствами и убеждениями.
Список используемой литературы
- Аверина Н.В. Методика работы с детским хором. – М.: Дека-ВС, 2016.
- Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Внешкольник. –2014. -No 6. –С. 39-48.
- Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория, методика, практика. – М.: Владос, 2017.
- Капитонова Г.Н. Система совершенствования патриотического воспитания в УДОД / Г.Н. Капитонова // Дети, техника, творчество. –2014. -No1.
- Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
- Кирюханцев К. А., Гизатова И. А. Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 80-82.
- Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М.:ACADEMIA, 2017.
- Роганова И. Современный хормейстер. Сборник методических статей. Выпуск 1. – СПб.: Композитор, 2018.
- Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М.: Владос, 2018.
- Устякин В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Ин-т общего образования. – Москва, 2009. – 23 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования» (в условиях школы надомного обучения)
Проблема здоровьесбережения детей во время обучения названа одной из основных проблем образовательного процесса. Вопрос ...
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
Доклад на тему "Дом детского творчества - центр развития воспитания и дополнительного образования детей
Доклад на тему "Дом детского творчества - центр развития воспитания и дополнительного образования детей...
ТЕМА: «Роль воспитательной системы в организации жизнедеятельности детского объединения» - доклад из опыта работы педагога дополнительного образования.
Процесс воспитания – это устойчивый, обладающий свойствами целостности педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующийся в опыте, в практике. Концепция воспитательной системы о...
Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.
Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...
Доклад на тему: "Роль системы дополнительного образования в воспитании детей"
За время своего существования дополнительное образование стало настоящим феноменом, заметным явлением в культурной жизни страны, открывшим немало юных дарований....
Эффекты воспитания и дополнительного образования в реализации идей общего образования
Сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование».Что такое допо...