РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ» ДЛЯ 6 КЛАССА
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательное языкознание» для обучающихся 6 класса составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку, направленного на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.
В основе построения данной программы лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnoe_yazykoznanie_6_klass.docx | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа с. Елизарово»
«Рассмотрено» Руководитель МО Н.А. Борщева /___________/ Протокол заседания МО № 1 от 31.08. 2019 г. | Приложение № 3 к ООП НОО МКОУ ХМР СОШ с. Елизарово Приказ № 165-О от 31.08.2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ»
ДЛЯ 6 КЛАССА
УЧИТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
БОРЩЕВОЙ НАТАЛЬИ АЛЕКСАНДРОВНЫ
Количество часов: всего 35, в неделю - 1.
2019– 2020 учебный год
с. Елизарово
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательное языкознание» для обучающихся 6 класса составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку, направленного на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.
В основе построения данной программы лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
познакомить с основными этапами в развитии языка;
формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового;
пробудить потребность у обучающихся к формированию яркой и выразительной устной и письменной речи;
способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
способствовать развитию смекалки и сообразительности.
создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана для внеурочной деятельности обучающихся 6 классов. Всего 35ч., по одному часу в неделю внеаудиторного времени.
Планируемые результаты
Личностные:
- развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре;
- понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные:
- развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Предметные: знать/ понимать/ уметь
- владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
- работать над расширением словарного запаса;
- применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Содержание
Из истории русского языка (5часов)
Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Первоучители словенские. Славянская азбука. Азбучный имяслов. История буквы ЯТЬ. Падение редуцированных и последствия этого процесса.
«Вначале было слово…» (13 часов)
О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?
Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.
«Слово – понятие, слово – творчество» (10 часов)
К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы, антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Маме.
Качества хорошей речи (7часов)
Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. История современных знаков препинания. Трудно ли говорить по-русски? «Наш дар бессмертный – речь». Итоговое занятие.
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Из истории русского языка (5 ч.) | ||||
1. | Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство | 1 | ||
2. | Первоучители словенские. Славянская азбука | 1 | ||
3. | Азбучный имяслов | 1 | ||
4. | История буквы ЯТЬ | 1 | ||
5. | Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка | 1 | ||
«Вначале было слово…» (13 часов) | ||||
6. | О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века | 1 | ||
7. | Историзмы, архаизмы, неологизмы | 1 | ||
8. | Литературный язык и местные говоры | 1 | ||
9. | Лексические диалектные различия и их типы | 1 | ||
10. | Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба» | 1 | ||
11. | Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари | 1 | ||
12. | Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова | 1 | ||
13. | Практическая работа. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов | 1 | ||
14. | Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика | 1 | ||
15. | Молодёжный сленг и отношение к нему | 1 | ||
16. | Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество | 1 | ||
17. | История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии? | 1 | ||
18. | Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ | 1 | ||
«Слово – понятие, слово – творчество»(10 часов) | ||||
19. | К истокам слова. Почему мы так говорим? | 1 | ||
20. | Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем | 1 | ||
21. | Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь | 1 | ||
22. | «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных | 1 | ||
23. | Как правильно употреблять слова | 1 | ||
24. | Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках | 1 | ||
25. | Богатство русского языка (синонимы, антонимы) | 1 | ||
26. | Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова | 1 | ||
27. | Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? | 1 | ||
28. | Напиши письмо Маме | 1 | ||
Качества хорошей речи (7 часов) | ||||
29. | Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. | 1 | ||
30. | Ударение в словах | 1 | ||
31. | Орфоэпические нормы русского языка | 1 | ||
32. | История современных знаков препинания | 1 | ||
33. | Трудно ли говорить по-русски? | 1 | ||
34. | «Наш дар бессмертный - речь» | 1 | ||
35. | Итоговое занятие | 1 |
Средства обучения
1. Мультимедийные презентации по темам: «Великие люди о языке», «Лексические диалектные различия и их типы», «Фразеологическое богатство языка», «Крылатые выражения»,
2. Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» (х\ф)
3. Словари и справочники по русскому языку:
-Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков, Дрофа,Москва,2006
-Фразеологический словарь русского языка.В.Тихонов, Русский язык.Медиа, Москва,2006
-Краткий этимолого-орфографический словарь. Патрамова З.С..Саратов, «Лицей»2005
4. Мультимедийные пособия.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. /Изд. ООО «Кирилл и Мефодий», 2007, 2008, 2010.
Полезные ссылки в сети Интернет
1. «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).
2. «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).
3. Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).
4. Правила хорошего тона в нашей жизни обязательна! (www.knigge.ru)
5. Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/)
6. Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (http://urok.hut.ru/).
7. Сайт «Толковый словарь В. И. Даля» (http://www.slova.ru/).
8. «Словарь устаревших и диалектных слов» (http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm).
9. Словарь молодежного сленга” http://teenslang.su//t_blank
Литература для учителя
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.
2. Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М.: Цитадель, 2001
3. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. – М., Педагогика, 1989.
4. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
5. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
6. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.
7. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.
8. Скворцов Л.И. Культура русской речи. – М., 1995.
9. Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.
10. Широкова А.О. Комплекс упражнений по речевому этикету/А.О.Широкова// Русский язык в школе. – 2004. - №6.
11. Шмелева Е.Как ваша фамилия? / Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. - №47.
12. Шмелева Е.Что такое речевой этикет?/ Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. - №46.
13. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.: Просвещение, 1984.
Литература для обучающихся
1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2001.
2. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2002.
3. Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. — М.:«Просвещение»,1976.
4. Иконникова С. Диалоги о культуре. — М., 1977.4.
5. Купина Н. Азбука поведения. – Свердловск, 1991.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М., 1992.
7. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно: Пособие для уч-ся. [Текст]/ Е.В. Язовицкий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный английский" для 5-6 класса
Программа ориентирована на развитие личности учащегося: расширяет лингвистический кругозор детей, ученик получает сведения в игровой форме о другой стране и её жителях. Учится наб...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная физика 5-6 класс"
Программа по физике для 5—6 классов разработана для использования в качестве самостоятельного иди интегрированного учебного курса в части, формируемой участниками образовательного процесса. Может быть...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Занимательный английский" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный английский" 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса
Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы.Программа расчитана на 35 часов из расчета 1 учебного часа в неделю. Новизна данной ...
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный французский" для 2 класса
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный французский" для 2 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательный английский язык 6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный английский язык 6 класс. Материал самый разнообразный: страноведческий материал, бытовые темы, песни, стихотворения....
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Занимательная биология 8-9 класс"
Цель изучения курса внеурочной деятельности в 8-9 классе: создание условия для овладения учащимися основными общебиологическими и медицинскими терминами и понятиями; учить применять их на практике; ра...