РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В МИР ЛИТЕРАТУРЫ» ДЛЯ 5 КЛАССА
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Виртуальные экскурсии в мир Литературы» разработана на основе ФГОС общего образования, составлена и адаптирована для учащихся 5 класса на 2018-2019 учебный год.
Направление деятельности: духовно-нравственное
Виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение.
Количество часов в неделю – 1
Всего часов – 35
Внеурочная деятельность «Виртуальные экскурсии в мир Литературы» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию обучающегося - читателя.
Деятельность ребёнка направлена на эмоциональное, творческое, интеллектуальное развитие, помогает решить проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virtualnye_ekskursii_v_mir_literatury_5_klass.docx | 31.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа с. Елизарово»
«Рассмотрено» Руководитель МО Н.А. Борщева /___________/ Протокол заседания МО № 1 от 31.08. 2018 г. | Приложение № 3 к ООП НОО МКОУ ХМР СОШ с. Елизарово Приказ № 165-О от 31.08.2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В МИР ЛИТЕРАТУРЫ»
ДЛЯ 5 КЛАССА
УЧИТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
БОРЩЕВОЙ НАТАЛЬИ АЛЕКСАНДРОВНЫ
Количество часов: всего 35, в неделю - 1.
2018– 2019 учебный год
с. Елизарово
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Виртуальные экскурсии в мир Литературы» разработана на основе ФГОС общего образования, составлена и адаптирована для учащихся 5 класса на 2018-2019 учебный год.
Направление деятельности: духовно-нравственное
Виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение.
Количество часов в неделю – 1
Всего часов – 35
Внеурочная деятельность «Виртуальные экскурсии в мир Литературы» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию обучающегося - читателя.
Деятельность ребёнка направлена на эмоциональное, творческое, интеллектуальное развитие, помогает решить проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цель: расширение литературно-образовательного пространства обучающихся, формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи
Образовательные: закрепление ранее полученных на уроках литературы сведений на новом дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов, выработка умений работы с текстом.
Воспитательные: воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности.
Развивающие: развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, памяти, внимания, наблюдательности, творческой инициативы, повышение уровня языкового развития учащихся.
Преемственность занятий внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта школьника.
Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Формы организации деятельности могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам
книг, проекты, уроки-спектакли, экскурсии в городские библиотеки и т. д.
Содержание внеурочной деятельности создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературы, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Формы организации внеурочной деятельности:
1. групповые формы работы
2. индивидуальные формы работы
3. познавательно-развлекательные викторины
4. подготовка и участие в конкурсах и конференциях
Ценностные ориентиры содержания занятий внеурочной деятельности.
Содержание программы занятий внеурочной деятельности «Виртуальные экскурсии в мир Литературы» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа занятий внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературы для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет школьнику общаться с книгами: внимательно читать, получать необходимую информацию.
Формы контроля: стартовый, текущий и итоговый.
Результативность освоения программы определяется на основе участия школьников в конкурсных мероприятиях, в выполнении творческих работ.
Результаты освоения программы занятий внеурочной деятельности.
Личностные:
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
- совершенствование всех видов речевой деятельности
- овладение правильным и выразительным чтением
- приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Предметные:
- осознавать значимость чтения для личного развития
- формировать потребность в систематическом чтении
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметные:
регулятивные умения:
- самостоятельно работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий
- работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх
- определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
познавательные умения:
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом)
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
коммуникативные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков
- соблюдать правила общения и поведения в обществе.
Результативность освоения программы определяется на основе участия школьников в конкурсных мероприятиях, в выполнении творческих работы.
Содержание программы
1. По страницам любимых книг (9 ч.)
Вводное занятие. Самые интересные книги, прочитанные летом.(1ч.)
Организационные вопросы. Игра-путешествие «Удивительный мир лета», что интересного узнали и что прочитали, поделиться впечатлениями.
Работа с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок, оглавление). Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом. Подготовка к рассказу о книге.
Русские народные потешки и прибаутки.(3 ч.)
Знакомство с русским народным фольклором. Использование потешек, прибауток. Проведение игры «Десять внучат».
Загадывание загадок о животных.
Детский фольклор, частушки.
Рассказы о дружбе «Я и мои друзья».(1ч.)
Поучительные стихи о дружбе и друзьях с вопросами для обсуждения. Опрос «Законы дружбы». Устный рассказ «Хочу
рассказать о своем друге…».
А. Гайдар «На графских развалинах».
Сказки о богатырях. Былины.(1 ч.)
Сказки и былины киевского цикла об Илье Муромце и других богатырях. Знакомство с типами русских былинных богатырей. Показ мультипликационного фильма «Добрыня Никитич».
Былина новгородского цикла - «Садко».
Веселые книги о школе и школьниках.(3ч.)
Современная русская детская литература о школе и школьниках: М. Дружинина «Мой весёлый выходной»,
Е. Мурашова «Класс коррекции».
В. Воскобойников «Все будет в порядке», М. Лукашкина «Стойка на руках на уроках ботаники».
2. С чего начинается Родина (9 ч.)
Стихи о Родине «С чего начинается Родина». Конкурс чтецов.
Беседа «Что такое Родина». Стихи русских поэтов о России Творческий конкурс «Рождественская история». Конкурс чтецов.
Короткие рассказы и сказки Е. Пермяка. Викторина по творчеству Аксакова С.Т. в библиотеке.
Знакомство с творчеством Е. Пермяка. Мероприятие по творчеству Аксакова С.Т. в библиотеке.
Создание сборника «Мой родной двор»
Рассказы и иллюстрации к ним о друзьях, знакомых, соседях. Презентация-конкурс на лучший рассказ.
Русские сказки. «Сказка мудростью богата». Знакомство с русским народным фольклором. Викторина по сказкам «Угадай героя». Святая Русь в волшебных сказках.
Зима в поэзии и прозе.Стихи о зиме. «Поет зима - аукает».Знакомство с циклом стихов о зиме и Новом годе. Зима в творчестве русских поэтов. Конкурс чтецов.
3. Проектная деятельность. Сказки. Рассказы. Малые жанры фольклора (3 ч.)
Рассказы Н.Носова.Жизненный и творческий путь Н.Носова. Обсуждение рассказов «Мишкина каша», Карасик». Чтение отрывков книг. «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне».
Поэтическое мастерство Пушкина А.С.Чтение по ролям, обсуждение «Сказки о царе Салтане». Викторина «Знатоки сказок А. С. Пушкина».
4. «Ребята с нашего двора» (4 ч.)
Весёлые рассказы Ю. Драгунского.Биография Ю. Драгунского. Рассказы В.Ю. Драгунского из цикла «Денискины рассказы». Конкурс знатоков рассказов.
Современные детские журналы.История журнала «Мурзилка». Презентация «Современные детские журналы».
Биография Аксакова С.Т. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Обсуждение произведения.
Юный журналист. Интервью, составление мини-сообщения об интересных событиях в школе.
Аксаков С.Т. «Детские годы Багрова внука». Биография Аксакова С.Т. Чтение рассказа по ролям, обсуждение.
5. Друзья наши меньшие (4 ч.)
Белов В. «Скворцы». Биография Белова В. Чтение рассказа по ролям, обсуждение.
Андреев Л.Н. «Кусака». Биография Андреева Л.Н. Чтение рассказа по ролям, обсуждение.
Ю. Казаков «Арктур – гончий пёс». Сведения о жизни писателя. Обсуждение рассказа. Показ мультипликационного фильма «Арктур-гончий пёс».
Чехов А.П. «Каштанка». Биография Чехова А.П. Чтение рассказа по ролям. Викторина.
6. Жизнь замечательных детей ( 3 ч.)
Гатауллин И. А зря никто не верил в чудеса. Жизненный и творческий путь писателя. Чтение и обсуждение рассказа «А зря никто не верил в чудеса». Устные сообщения «Чудеса в моей жизни».
Воскобойников В. Жизнь замечательных детей. Чтение и обсуждение рассказов. Устное сообщение по наиболее понравившемуся рассказу. Викторина «Угадай кто это».
Белых. Г. и Пантелеев Л. Республика ШКИД. Обсуждение персонажей и их характеров. Чтение глав произведение. Викторина.
7. Классическая проза и поэзия для детей среднего школьного возраста (2 ч.)
Русская поэзия 19 века: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов
Конкурс чтецов. Викторина по творчеству А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев.
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
По страницам любимых книг (9 ч.) | ||||
1. | Вводное занятие. Самые интересные книги, прочитанные летом. | 1 | ||
2. | Русские народные потешки и прибаутки. Инсценировка деревенских забав. | 1 | ||
3. | Детский фольклор, частушки. | 1 | ||
4. | В мире песен, потешек и прибауток. | 1 | ||
5. | Рассказы о дружбе «Я и мои друзья». А. Гайдар «На графских развалинах». | 1 | ||
6. | Сказки о богатырях. Былины. Былина новгородского цикла. | 1 | ||
7. | Веселые книги о школе и школьниках. | 1 | ||
8. | М. Лукашкина «Стойка на руках на уроках ботаники». | 1 | ||
9. | В. Воскобойников «Все будет в порядке» | 1 | ||
С чего начинается Родина (9 ч.) | ||||
10. | Стихи о Родине «С чего начинается Родина». | 1 | ||
11. | Конкурс чтецов. | 1 | ||
12. | Короткие рассказы и сказки Е. Пермяка. | 1 | ||
13. | Викторина по творчеству Аксакова С.Т.; просмотр кукольного спектакля с последующим обсуждением в библиотеке | 1 | ||
14. | Создание сборника стихов и рассказов «Мой двор» | 1 | ||
15. | Презентация-конкурс на лучший рассказ. | 1 | ||
16. | Русские народные сказки. «Сказка мудростью богата». | 1 | ||
17. | Святая Русь в волшебных сказках. | 1 | ||
18. | Стихи о зиме. «Поет зима -аукает». | 1 | ||
Проектная деятельность. Сказки. Рассказы. Малые жанры фольклора (3 ч.) | ||||
19. | Рассказы Н.Носова. | 1 | ||
20. | Чтение отрывков книг «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне» Н. Носова. | 1 | ||
21. | Викторина «Знатоки сказок А. С. Пушкина». | 1 | ||
«Ребята с нашего двора» (4 .) | ||||
22. | Весёлые рассказы Ю. Драгунского. | 1 | ||
23. | Современные детские журналы. | 1 | ||
24. | Юный журналист (интервью, мини-сообщение) | 1 | ||
25. | С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова внука» | 1 | ||
«Друзья наши меньшие» (4 .) | ||||
26. | В. Белов «Скворцы» | 1 | ||
27. | Л.Н. Андреев «Кусака» | 1 | ||
28. | Казаков Ю. «Арктур –гончий пёс» | 1 | ||
29. | А.П.Чехов «Каштанка» | 1 | ||
«Жизнь замечательных детей» (3 ч.) | ||||
30. | И. Гатауллин. «А зря никто не верил в чудеса» | 1 | ||
31. | В. Воскобойников. «Жизнь замечательных детей» | 1 | ||
32. | Г. Белых и Л. Пантелеев «Республика ШКИД» | 1 | ||
Классическая проза и поэзия для детей среднего школьного возраста (3 ч.) | ||||
33. | Русская поэзия 19 века: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, | 1 | ||
34. | Русская поэзия 19 века: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов | 1 | ||
35. | Литературная игра « Всезнайка». | 1 |
Список литературы:
1. Хрестоматия по детской литературе /Сост.И.Н.Арзамасцева, Э.И.Иванова, С.А.Николаева. – М.: Изд.центр «Академия», 2000. – 544 с.
2. Родничок. Книга для внеклассного чтения. 5 класс. – СПб.: Астрель, 2002. – 336
3. Полная хрестоматия для начальной школы. Внеклассное чтение. Русская литература. – М.: Эксмо, 2007. – 448 с.
4. Романовская З.Т. Живое слово. – М.: Дом педагогики, 1997. – 322 с.
5. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике /Сост. О.В.Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1990. – 304 с.
6. Стихи и рассказы о войне /Сост. П.К.Федоренко. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 203 с.
7. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова внука. – М.: АСТ, 2007. – 203 с.
8. Коваль Ю.И. Приключения Васи Куролесова книга. – М.: Детская литература, 2009. – 130 с.
9. Шим Э. Ребята нашего двора. – М.: Детская литература, 2007. – 82 с.
10. Казаков Ю. Арктур – гончий пёс. – М.: Детская литература, 2002. – 64 с.
11. Гатауллин И. А зря никто не верил в чудеса. – Димитровград: Ориент-имидж, 1995. – 80 с.
12. Воскобойников В. Жизнь замечательных детей. – М.: Харвест, 2010. – 184 с.
13. Белых. Г. и Пантелеев Л. Республика ШКИД. – М.: АСТ, 2010. – 415 с.
14. Каверин В. Два капитана. – М.: АСТ, 2013. – 624 с.
15. Рыбаков А.Н. Кортик. Бронзовая птица. Выстрел. – М.: АСТ, 2010. – 704 с.
16. Экзюпери А. Маленький принц. – М.: Эксмо, 2011. – 160 с.
17. Кэрролл Л. Приключения Алисы в Стране Чудес. – М.: Лабиринт, 2014.
18. Толкиен Д.Р. Хоббит, или Туда и обратно. – М.: Пан Пресс, 2005.
19. Метерлинк М. Синяя птица. – М.: Детская литература, 2008.
20. Твен М. Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна. – М.: Эксмо, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная рабочая программа по внеурочной деятельности "Это интересно знать и уметь" 1 класс
Эта программа создана по ФГОС и разработана мной лично на основе учебника Горячева. Учителям информатики помимо средней школы. можно взять часы в начальной школе и дать представление о предмете информ...
Примерная рабочая программа по внеурочной деятельности "Это интересно знать и уметь" 1 класс
Эта программа создана по ФГОС и разработана мной лично на основе учебника Горячева. Учителям информатики помимо средней школы. можно взять часы в начальной школе и дать представление о предмете информ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для 5 классов. ФГОС второго поколения.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир информатики» для обучающихся 2 – 4 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир информатики" разработана для обучающихся 2 - 4 классов. В ней представлено содержание и тематическое планирование для каждого класса по отдельности. П...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках ФГОС "ДОМАШНИЙ МАСТЕР" (5 класс)
В связи с быстрым ростом объема знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей п...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Золотое пёрышко" для обучающихся 10-11 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Золотое пёрышко" для обучающихся 10-11 классов основана на изучении основ журналистики, теории литературы и русского языка и предназначена для педагогов, ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дизайн вокруг нас» 5,6,7 класс
Рабочая програма по внеурочной деятельности "Дизайн вокруг нас" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Данная программа способствует развитию творческих способностей, повышению интереса к пред...