Примерная рабочая программа по внеурочной деятельности "Это интересно знать и уметь" 1 класс
рабочая программа по информатике и икт по теме

Сазонова Марина Александровна

Эта программа создана по ФГОС и разработана мной лично на основе учебника Горячева. Учителям информатики помимо средней школы. можно взять часы в начальной школе и дать представление о предмете информатики самым маленьким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_vneurochnoy_deyatelnosti_1_klass.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1»

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

«____» ______________ 2011 г.                                                                    «____»______________ 2011 г.  

Зам.директора по УВР                                                                                Директор МОУ «Гимназия №1»

_________/                                                                                                      ______________/

УТВЕРЖДЕНО

на ШМО

протокол №____ от «___» __________2011 г.

Руководитель ШМО

__________/

Программа

внеурочной деятельности

учебно-познавательной направленности

 «Это интересно знать и уметь»

для 1-х классов

Составитель

Сазонова М.А., учитель начальных классов

Срок реализации: 1 год

г.Воскресенск

2011 г.

Пояснительная записка

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебник заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей обеспеченных школ или состоятельных родителей. Именно такой ответ на вопрос, чему и как учить на уроках информатики, представлен в предлагаемом курсе, и именно этим определяется его актуальность.

Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (т.е. то” что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Итак, рассматриваются два аспекта изучения информатики:

технологический — информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии—информационные;

общеобразовательный — информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.

Кроме того, можно выделить два основных направления обучения информатике. Первое — это обучение конкретным информационным технологиям. Для этого необходимо адекватное обеспечение школы компьютерами и программами. Такое обучение целесообразно вести в старших классах школы, чтобы выпускники могли освоить современные программные средства. В качестве пропедевтических занятий ученики начальной и средней школы могут использовать различные доступные их возрасту программные продукты” применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, рисование, клубы по компьютерной переписке и т. д.).

Второе направление обучения информатике — это упоминавшееся выше изучение информатики как науки. Для этого нет необходимости иметь в школе компьютер, поэтому изучение такого курса может проходить в любом удаленном городе или деревне. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5—11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Цели изучения курса в начальной школе

1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:

  1.  применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций “если ... то”, “и”, “или”, “не” и их комбинаций (“если ... и ..., то...”);
  2.  алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  3.  системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  4. объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу “из чего состоит и что делает (можно с ним делать)”.

2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.

3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Задачи курса:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области информационных технологий.

б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

е) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Содержание программы

            Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений информационного образования: развитие мышления, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности информационных процессов, без которых невозможна ориентация в современном мире. Учащиеся получают представление об информации как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий.

            Основные межпредметные связи осуществляются с уроками математики (геометрические фигуры и объемы), Распределение часов, данное в программе, следует считать примерным.

Содержание учебной программы

 (1 час х 33 недели = 33 часа)

ИНФОРМАЦИЯ (9 ЧАСОВ)

Понятие информации. Виды информации. Органы чувств, с помощью которых мы воспринимаем информацию. Понятие информационных процессов. Виды информационных процессов: хранение, получение, обработка. Возможность свободно ориентироваться в информационных процессах. Способы передачи информации. Исходная и новая информация.

ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ (7 ЧАСОВ)

Хранение информации, способы хранения информации, носители информации, способы поиска информации. Кодирование и шифрование информации. Признаки предметов:  цвет, форма, материал, размер.

ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА. ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР (9 ЧАСОВ)

Составные части предметов. Действия предметов. Понятия геометрических фигур. Разделение предметов на составные части. Сложение предметов из составных частей по схеме в целое.

Устройство ПК: монитор, системный блок, мышка, клавиатура. Назначение этих частей. Основные клавиши клавиатуры и их назначение.

АЛГОРИТМ (8 ЧАСОВ)

Понятие об алгоритме, шаги алгоритма, команды алгоритма, система команд исполнителя.

Ожидаемые результаты

На занятиях «Это интересно знать и уметь» формируются умения воспринимать окружающий мир и информацию, как единое целое, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для предметов окружающих нас, работать с простейшими геометрическими фигурами. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

        К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных видах информации, способах ее получения. В результате обучения дети научатся пользоваться информационными материалами и применять главные средства информационных технологий. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли информации в жизни человека;

б) ознакомление учащихся органами чувств с помощью которых мы получаем информацию;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией информационных процессов;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком информатики:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и  следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Список используемой литературы

  1. «Информатика в играх и задачах»  1 класс А.В. Горячев. М.: БАЛАСС, 2010 г

  1. Информатика. Рабочая тетрадь №1 «Знакомимся, узнаем» М.С. Бардо. М.: ЭКОМ, 2009 г.

  1. Информатика и ИКТ в начальной школе: методическое пособие. А.В. Хуторской. М.: БИНОМ, 2009г.

  1. Интернет ресурсы


Календарно-тематическое планирование (1 класс)

по курсу «Это интересно знать и уметь»

п/п

урока

дата

Тема

Решаемые

задачи

Понятия

Планируемые результаты

предметные

УУД

личностные

1 класс: 33 недели х 1 час = 33 часа

I четверть: 9 недель х 1 час = 9 часов

Информация 9 часов

1

1

Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. Инструкция №5

Информация

Усвоить понятия информация, виды информации

Информация, , виды информации

Возможность научиться правильно определять виды информации, определять органы чувств с помощью которых мы получаем информацию

Р.Проговаривать последовательность действий на уроке.

П. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

К. Уметь пользоваться языком информатики.

Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области информатики

2

2

И6нформация. Виды информации

Усвоить понятия текстовой, слуховой, зрительной, числовой информации

Текстовая, слуховая, зрительная,
числовая, информация

Возможность научиться правильно определять виды информации, определять органы чувств с помощью которых мы получаем информацию

Р.Проговаривать последовательность действий на уроке.

П. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

К. Уметь пользоваться языком информатики.

Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области информатики

3

3

Беседа. Виды информации и органы чувств, которые воспринимают информацию

Как передавать и получать информацию с помощью органов чувств

Органы чувств, которыми человек воспринимает информацию

Определять органы чувств с помощью которых мы получаем и передаем информацию

Р.  Учиться работать по предложенному учителем плану.

П.Делать предварительный отбор источников информации

К. Донести свою позицию до собеседника.

Воспитание уважительного отношения к друг другу

4

4-5

Информационные процессы

Информационные процессы: передача, хранение, обработка информации

Усвоить понятие информационного процесса; иметь общие представления о различных видах информационных процессов

Возможность научиться свободно ориентироваться в информационных процессах

Р. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

П. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя имеющиеся знания

К. Оформлять свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Развитие самостоятельности в поиске решения различных задач

5

6-7

Способы передачи информации

Передача информации, источник и приемник, способы передачи информации

Источник информации

Усвоить понятия процесса передачи информации, источник и приемник информации

Р. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Формирование духовных и эстетических потребностей;

6

8-9

Обработка информации

Обработка информации, исходная и новая информация

Усвоить понятие процесса обработки информации; овладеть навыками обработки информации по схеме

Возможность научиться называть виды информации, способы передачи информации

Р.  Учиться работать по предложенному учителем плану.

П.Сравнивать и группировать способы передачи информации

К. Уметь правильно и выразительно высказывать свои мысли

Овладение различными приёмами и техниками деятельности

II четверть: 7 недель х 1 час = 7 часов

Хранение информации, персональный компьютер 7 часов

6

1-2

Хранение информации

Хранение информации, способы хранения, носители  информации, поиск информации

Усвоить понятия процесса хранения информации, носителя информации; овладеть навыком осуществления поиска информации по заданным признакам

Возможность научиться называть носители информации, уметь рассказывать способы хранения информации

Р.  Учиться работать с источниками информации

П. Сравнивать и находить отличия между носителями информации

К. Уметь выразительно высказывать свои мысли.

Воспитание готовности к отстаиванию своего мнения

7

3-4

Кодирование информации

Кодировка информации, шифрование, ключ.

Кодирование, усвоить понятие процесса кодирования информации; иметь общее представление о шифрах

Возможность научиться понимать и использовать элементарные правила кодирования информации

Р.Проговаривать последовательность действий на уроке.

П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе полученных знаний

К. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала

8

5-6

Признаки предметов

Основные признаки предметов: цвет, форма, размер, материал, описание предмета по его признакам

Знать основные признаки предметов; уметь описывать предмет, используя различные признаки; овладеть навыком описания предмета по схеме

Возможность научиться правильно определять признаки предметов, находить предметы по одинаковым признакам

Р.Проговаривать последовательность действий на уроке.

П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять задания.

К. Учиться распределять работу.

Формирование духовных и эстетических потребностей;

9

7

Урок – повторение в стихах

Закрепление полученных знаний на уроках с помощью стихов

Информация, способы передачи информации, хранение информации, шифр, кодирование информации, носители информации, кодирование, шифр

Возможность использовать полученные знания для выполнения заданий

Р.Проговаривать последовательность действий на уроке.

П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе полученных знаний

К.Учиться согласованно работать в группе.

Отработка навыков самостоятельной и групповой работы

III четверть: 9 недель х 1 час = 9 часов

Действие предмета 9 часов

10

1-2

Составные части предмета и его действия

Составные части предмета, основные геометрические фигуры, действия предмета

Знать основные геометрические фигуры; уметь раскладывать предмет на составные части; овладеть навыком описания предмета по схеме

Возможность научиться передавать  настроение  в  творческой  работе  с  помощью  цвета, композиции.

Р.Проговаривать последовательность действий на уроке.

П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

К. Учиться планировать работу в группе.

Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности

11

3-4

Повторение тем «Признаки предметов»,  «Кодирование информации»

Основные признаки предметов: цвет, форма, размер, материал, описание предмета по его признакам, шифр, кодирование

Знать основные признаки предметов; уметь описывать предмет, используя различные признаки; овладеть навыком описания предмета по схеме

Возможность научиться правильно определять признаки предметов, находить предметы по одинаковым признакам

Р.Проговаривать последовательность действий на уроке.

П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять задания.

К. Учиться распределять работу.

Формирование духовных и эстетических потребностей;

12

5-6

Устройство персонального компьютера

Основные составляющие персонального компьютера и их функции

Усвоить понятие ПК как универсального технического устройства для хранения, обработки информации; усвоить понятия процессора, памяти, носителей информации; иметь общее представление о назначении основных составляющих ПК

Возможность научиться называть составные части персонального компьютера

Р.Проговаривать последовательность действий на уроке.

П. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

К. Учиться согласованно работать в группе

Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала

13

7-8

Клавиатура

Основные клавиши и их назначение

Знать назначение основных клавиш ПК; овладеть навыками работы с клавиатурой

Возможность научиться находить основные клавиши на клавиатуре, с помощью тренажера

Р.Проговаривать последовательность действий на уроке.

П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданий

К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на внеурочных занятиях и следовать им.

Отработка навыков самостоятельной и групповой работы

14

9

Урок смекалки

Повторение пройденных тем с помощью игр

Персональный компьютер, название составных частей

Возможность повторить пройденный материал в игровой флрме

Р.Проговаривать последовательность действий на уроке.

П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданий

К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на внеурочных занятиях и следовать им

IV четверть: 8 недель х 1 час = 8 часов

 Алгоритм 8 часов

15

1-2

Понятие об алгоритме

Алгоритм, шаги алгоритма, система команд

Усвоить понятие алгоритма, команды, набора команд

Возможность научиться выстраивать алгоритм действий

Р.Проговаривать последовательность действий на уроке.

П. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

К. Уметь пользоваться языком информатики

Формирование у ребёнка понятий и ориентироваться в окружающем мире с помощью полученных знаний

16

3-5

Исполнитель алгоритма

Алгоритм, исполнитель алгоритма, система команд исполнителя

Усвоить понятия конечности алгоритма, исполнителя, результативности алгоритма, поиска оптимального решения

Возможность научиться определять части алгоритма и выстраивать его последовательность

Р.  Учиться работать по предложенному учителем плану.

П.Делать предварительный отбор источников информации

К. Донести свою позицию до собеседника.

Воспитание уважительного отношения к друг другу

17

6-8

Урок-путешествие

Обобщение материала внеурочного занятия по курсу «Это интересно знать и уметь», решение задач, выполнение заданий

Информация, виды информации, алгоритм, персональный компьютер, составные части компьютера

Обобщить знания полученные на занятиях и умение применять их на практике

Р.Проговаривать последовательность действий на уроке.

П. Применять полученные навыки на практику

К.Учиться согласованно работать в группе.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная рабочая программа по внеурочной деятельности "Это интересно знать и уметь" 1 класс

Эта программа создана по ФГОС и разработана мной лично на основе учебника Горячева. Учителям информатики помимо средней школы. можно взять часы в начальной школе и дать представление о предмете информ...

Примерная рабочая программа по Французскому языку как второму иностранному (7 класс)

Программа составлена для ДК на основе уже существующей программы учителя Шавырко И.А....

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности Разговоры о важном НОО,ООО, СОО

Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечен...

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКА (для 5–8 классов образовательных организаций)

Примерная рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, предс...

Примерная рабочая программа. Основного общего образования. "Технология" ( для 5-9 классов образовательных организаций)

Примерная  рабочая программа. Основного общего образования. "Технология" ( для 5-9 классов образовательных организаций)...