Дыхание в хореографии. Дыхательные практики
методическая разработка
Правильное дыхание – основа любого танца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дыхание в хореографии. Дыхательные практики | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Дыхание в хореографии. Дыхательные практики.
Дыхание – настолько естественный для нас процесс, что чаще всего мы даже не замечаем, как дышим. Но стоит только перекрыть кислород – жизнь замедляется. Не меньшую роль дыхание играет во время тренировки и выступлений: ведь если научиться управлять своим дыханием, то можно значительно облегчить нагрузку.
Когда очень серьезно на чем-то сосредотачиваетесь, то напрягаете мышцы, и ваша «автоматическая» система дыхания перестает работать! Но дыхание настолько важно для качества танца, что пускать его на самотек ни в коем случае нельзя. Лучшие танцоры дышат полностью осознанно, и считают дыхание частью танцевальной техники.
Мозг составляет только 2% от общей массы тела, но он потребляет 20% всего кислорода, который оно использует! Не удивительно, что на танцполе в напряженном состоянии не получается нормально думать!
Танцевание, особенно соревновательное, одновременно вызывает в человеческом теле множество важных реакций. Оно заставляет человека действовать в режиме «сражайся или беги», а это означает:
- ускорение сердечного ритма
- выброс адреналина
- потение
- мышечное напряжение
- неглубокое дыхание или его задержка
Техника дыхания
Итак, что же это такое – правильная техника дыхания? Начну с того, что дыхание – процесс бессознательный. Про дыхание вспоминают только, когда начинают задыхаться. Вот и получается, что на занятия дети непроизвольно переносят тот способ дыхания, который обычно практикуют в состоянии полного физического покоя. Пронаблюдав за ребенком, когда он смотрит телевизор, можно заметить что при вдохе у него вздымается грудь. Это так называемое грудное дыхание, при котором организм расходует минимум своих сил. Когда человек дышит грудью, вдох поневоле получается неглубоким, поскольку воздух циркулирует только в верхней части легких. Такое дыхание называется поверхностным. А поверхностное дыхание – враг любого танца, причина быстрой усталости.
На занятия по хореографии дети продолжают по привычке дышать грудью. В итоге легкие работают едва ли на треть своего потенциального объема. Понятно, что такое дыхание почти сразу создает дефицит энергии, поскольку организму отчаянно не хватает кислорода. В ответ организм пытается сделать дыхание более частым – ускоряет сердечный ритм. В итоге пульс учащается. А все это – стресс для организма.
Правильное дыхание – основа любого танца. Особенно, если это танец с хорошей физической нагрузкой. Кислород необходим нашим клеткам и затруднения при поступлении его в организм приводят к самым негативным последствиям.
Умение дышать животом, надо довести до автоматизма – под нагрузкой думать о дыхании некогда. Это первый шаг на пути к правильному дыханию. Потом необходимо научиться соизмерять дыхание с движением. Если сделать глубокий вдох и выдох носом, а затем открытым ртом, можно заметить, что дыхание носом более глубокое и полное.
Ротовое дыхание связано с реакцией “сражайся или беги”. Когда человек в опасности, он открывает рот! Это неглубокое дыхание, и воздух достигает только верхних долей легких. Такое дыхание прекрасно подходит для анаэробных упражнений или спринта, но не для танца.
Носовое дыхание глубже, медленнее, и благодаря нему кислород поступает в нижние доли легких. Это глубокое дыхание замедляет сердечный ритм, помогает доставить мозгу и мышцам больший объем кислорода, понижает тревогу и улучшает концентрацию.
Важно сформировать в себе привычку дышать только через нос. Глубокое носовое дыхание идеально подходит для движений, так как обеспечивает наилучшую вентиляцию легких. Красивая и пластичная координация движений немыслима без грамотного дыхания через нос. Если включить контроль дыхания в танцевальную технику, результат не заставят себя долго ждать.
Также носовое дыхание можно попрактиковать и в другое, нетанцевальное время. Чем больше дышать носом, тем легче и естественнее становится это делать, и тем больше выгод получается. Нужно стараться увеличивать время выдоха и выдыхать из легких весь воздух без остатка. Это обеспечит поступление большего объема свежего, насыщенного кислородом воздуха.
Ошибка частого дыхания именно в этом: при выдохе в легких остается много “отработанного” воздуха. Логическая цепочка очевидна: неглубокий выдох сопровождает последующий вдох, кислород которого смешивается со “старым” воздухом. Кровь разносит по организму меньший объем полезного кислорода, дышать приходится чаще. В условиях танцевальных па интенсивной частоты начнется нехватка воздуха. Замкнутый круг? Совсем нет! Достаточно лишь научиться, не только глубоко вдыхать, но и выдыхать полностью.
Дыхание танцора – процесс ритмичный и медленный, подразумевающий грамотный выдох, который избавляет легкие от ненужного “отработанного” воздуха.
Когда человек очень серьезно на чем-то сосредотачивается, то напрягает мышцы, и “автоматическая” система дыхания перестает работать! Вот вам и задержка дыхания. Но дыхание настолько важно для качества танца, что пускать его на самотек ни в коем случае нельзя.
Танцоры советуют во время тренировки дышать шумно, заметно, полной грудью, чтобы научиться управлять своим дыханием во время танца.
Разминке, во время которой расширяются кровеносные сосуды в теле, необходимо уделять не менее пяти минут. В это время необходимо медленно и глубоко дышать носом. Глубокое дыхание поможет расширить сосуды и снабдить мышцы кислородом для предстоящей тяжелой работы.
Влияние на дыхание
На дыхание танцоров большое влияние оказал изменившийся за последние годы характер танцев. Он стал более энергичным, где-то даже агрессивным. При этом романтизм, лиричность и подкупающая наивность в некоторых танцах продолжают радовать танцоров и их зрителей. Поэтому для танцора во время исполнения танца важно умение вовремя “перестроиться”, где-то сбросить напряжение, расслабиться, где-то заставить себя работать на мелких частых выдохах, комбинировать вдохи и выдохи, сместить точку начала выдоха.
В бальных танцах, например, для гармонизации пары необходимо заниматься не только латиноамериканской техникой, чувством ритма или развитием ощущения общего центра пары, но и отработкой общего дыхания. Самые сложные “элементы” и позы будут получаться гораздо легче, если договориться об общем дыхании при подходе к этим “элементам”.
Правильное дыхание может невероятно улучшить танцевание! Если начать тренироваться сегодня, то результаты можно ощутить уже очень скоро! Это новое дыхание поначалу может немного смущать, но с опытом оно станет надежным союзником на танцполе.
Дыхательные практики в хореографии. Дыхание и танец.
Хотя многие знают, что упражнения для дыхания полезны, мало кто их использует на занятиях танцами. А ведь такие упражнения как минимум увеличивают выносливость, оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую систему, а в случае стрип пластики придают движениям естественную пластичность.
Многие дыхательные техники существенно отличаются друг от друга, но это не значит, что им не стоит доверять или что надо определить среди них правильную. Все они хороши, это просто разные пути к достижению одних целей.
Далее мы рассмотрим некоторые из них и привяжем к целям и фрагментам танцевальных занятий. Моя цель - не научить Вас отдельным дыхательным практикам (для этого есть множество прекрасных руководств), а сориентировать в их многообразии на предмет использования в хореографии.
Упражнения на дыхание йогов
Наиболее известны упражнения на дыхание йогов. Первое, что чаще изучается в этой практике - это очищающее дыхание. В вкратце суть его в медленном и равномерном выдохе через губы "трубочкой". Вы как будто дуете на свечу, причем столь равномерно, что пламя не колеблется, а ровно отклоняется в сторону чуть-чуть.
Практическое применение этого дыхания в хореографии несколько ограничено тем, что после него хочется лечь или даже поспать. Поэтому возможно его использование в конце занятия. Очищающее дыхание очень успокаивает и умиротворяет.
Зато в дыхательной практике йогов есть интересные упражнения по нагнетанию кислорода в ткани. Глубокий интенсивный вдох носом и затем быстрый резкий выдох ртом. Если прибавить к этому высокую частоту вдоха и выдоха, то получаем большое количество кислорода в тканях. А это - снятие усталости после аэробной нагрузки, например, после быстрых энергичных танцев, прыжков и т.п. В результате человек, можно сказать "забывает", что устал. Кстати, такие дыхательные упражнения помогают снизить любые болевые ощущения. Сначала может возникнуть легкое головокружение, это - вполне нормально. Головокружение возникает от избытка кислорода. Приостанавливаться в таком случае стоит постепенно.
Дыхание дает свободу в танце
Использование дыхания йогов в танце
Встает вопрос о наиболее удобных формах использования этого дыхания в танцевальных занятиях. Я отмечу две формы.
1. Интенсивное дыхание с постепенно увеличивающимся темпом. Затем темп постепенно снижается. Целесообразно сочетать с движениями рук, способствующими раскрытию грудной клетки на вдохе и закрытию ее на выдохе. Это делает дыхание более глубоким плюс, развивает способность ученика раскрывать и сжимать грудную клетку, что нужно нам в танцевальных движениях. В своей работе я применяла это упражнение после интенсивных нагрузках, быстрых танцах, чтобы убрать ощущение усталости.
2. Многоступенчатое дыхание. После задержки на выдохе, Вы осуществляете первый вдох, делая его маленьким, затем выдыхаете не до конца, следующий чуть больше, опять выдыхаете не до конца и т.д. Таких вдохов-ступеней может быть 3, 4 или более. На таком дыхательном упражнении можно развивать естественность движения груди и рук вокруг нее в танце.
Методика Стрельниковой
Александра Николаевна Стрельникова - педагог, работающая со многими московскими театрами. Еще с 70х она ставит голос актерам, вокалистам, дикторам. Основа дыхания - форсированный вдох при высокой частоте дыхания. Разумеется, осуществляется недолго - по 4 или 8 раз - несколько заходов с перерывами. Вдох - только через нос, Вы как бы шмыгаете носом, выдох пассивен (в описанном выше упражнении йогов - выдох очень активен), осуществляется через рот.
При этой методике шумный выдох недопустим.
Дыхание способствует увеличению жизненной емкости легких, что положительно влияет на выносливость.
На танцевальных занятиях можно использовать те же формы, что и в предыдущем примере (интенсивное дыхание йогов). Вы спросите - в чем же разница?
Как я уже отмечала, у йогов форсируется выдох, а у Стрельниковой - вдох. Соответственно, выбираем дыхательное упражнение, исходя из танцевального движения. Если акцент при движении падает на раскрытие рук, грудной клетки, то используем дыхание Стрельниковой (хотя при более медленном темпе можно и интенсивное дыхание йогов). Тогда как если акцент - на сжатие, контракцию, то хорошо подходит интенсивные выдохи через рот йогов. К тому же, применение резкого выдоха после глубокого вдоха делает контракцию более глубокой. Ученики находят новые грани исполнения движений и обнаруживают, что могут делать прежние знакомые движения с намного большей амплитудой.
Дыхание прекрасно сочетается, прежде всего, с волнами, как сверху, так и снизу, с контракцией, с наклонами и др. движениями. Нельзя недооценить использования дыхательного контроля в модерн-танце.
Сначала многим будет трудно сконцентрироваться на своем дыхании в процессе танца, поэтому целесообразно постепенно внедрять дыхательные технологии. Сначала только отдельные движения, затем в связки из двух движений и так далее.
Есть еще и такой момент, как необходимость подключать брюшное дыхание к грудному. Этот момент присутствует во многих дыхательных практиках, поэтому я описываю его отдельно. Чаще всего люди используют только грудное дыхание, тогда как подключение брюшной стенки и диафрагмы к дыхательному процессу дает более интенсивное дыхание. Соединять это с танцевальной практикой очень сложно, поэтому чаще это дают в виде отдельных упражнений на дыхание с общеоздоровительной целью или с целью увеличить выносливость танцовщиков.
Методика трехфазного дыхания
Есть еще методика трехфазного дыхания, успешно опробованная в России на учащихся классическому танцу. И незаслуженно забытая. Для многих включать дыхательные практики в танцевальные занятия было и будет неоправданным новаторством. Цель этой практики - научить контролировать дыхание. Особенно это важно при многочисленных прыжках, когда дыхание невольно сбивается и становится поверхностным.
Суть в разделении дыхательного цикла на три части: выдох, пауза, "возврат дыхания" (т.е.вдох). На выдохе также можно произносить различные звуки и их комбинации. Трудность применения состоит в том, что такое дыхание труднее привязать к движениям, хотя тоже можно. И действительно, попробовав так дышать при быстрых движениях, Вы обнаружите, что дыхание не превратится в поверхностное.
Заключение
Занимаясь дыхательными упражнениями, внедряя все то, что где-либо написано, соблюдайте меру. Любое лекарство при передозировке становится ядом. Если сомневаетесь – загляните в книги, а их по этой теме множество. К тому же, это все-таки занятия танцем. Дыхание играет вспомогательную роль, и хорошо, если человек вливает дыхание в конкретные танцевальные движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «ОБУЧЕНИЕ ДЫХАНИЮ В ХОРЕОГРАФИИ»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД НА ТЕМУ «ОБУЧЕНИЕ ДЫХАНИЮ В ХОРЕОГРАФИИ»...
Урок -проект по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"
В проекте учащиеся 8 класса исследуют причины заболеваний органов дыхания, их течение, последствия, возбудителей. Прослеживают связь между образом жизни человека и здоровьем дыхательной системы. В хо...
Статья по теме: "«Дыхание в хореографии».
В статье содержится материал, способствующий обучению педагогом-хореографом обучающихся правильной постановке дыхания при различной нагрузке выполнения упражнений....
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.
урок составлен по программе по биологии для 8 класса составлен на основе примерной программы авторской программы созданной коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.Урок темы Дыхание....
Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй"
Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй" с использованием инновационных здоровьесберегающих ...
Презентация к уроку по теме: "Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей."
Цели: Раскрыть биологическую сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; показать функциональную связь ...
Разработка урока биологии в 8 классе: Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.
Урок разработан в деятельностном подходе с учетом ФГОС. К уроку прикладывается технологическая карта темы Дыхание....